• Вступительный очерк (с. 9)
  • 1. Значение Послания
  • 2. Новые взгляды на старые традиции
  • 3. Цели Павла
  • 4. Краткий обзор Послания
  • Введение: Благая весть Божья и страстное желание Павла поделиться ею
  • 1:1–6
  • 1. Павел и Благая весть (с. 45)
  • 1. Источник Благой вести — Бог
  • 2. Подтверждение Благой вести — Священное Писание
  • 3. Содержание Благой вести — Иисус Христос
  • 4. Масштаб благовестил: всем народам
  • 5. Цель благовестил: смирение веры
  • 6. Смысл благовестил: прославление имени Христа
  • 1:7–13
  • 2. Павел и Римляне (с. 57)
  • 1:14–17
  • 3. Павел и евангелизм (с. 61)
  • 1. Благая весть — это долг миру (14—15)
  • 2. Благая весть — это сила Божья ко спасению (16)
  • 3. В благовестии открывается праведность Божья (17)
  • А. Гнев Бога на все человечество
  • 1:18–32
  • 4. Развращенное языческое общество (с. 75)
  • 1. Что такое гнев Божий?
  • 2. На кого направлен гнев Бога?
  • 3. Явление гнева Божьего
  • 2:1–16
  • 5. Критики–моралисты (с. 91)
  • 1. Божий суд неизбежен (1—4)
  • 2. Божий суд праведен (5—11)
  • 3. Божий суд беспристрастен (12—16)
  • 4. Заключение: Божий суд и Божий закон
  • 2:17 — 3:8
  • 6. Самонадеянность иудеев (с. 105)
  • 1. Закон (2:17–24)
  • 2. Обрезание (2:25–29)
  • 3. Некоторые контраргументы иудеев (3:1—8)
  • 3:9–20
  • 7. Весь род человеческий (с. 117)
  • Б. Благодать Божья в Благовестии
  • 3:21 — 4:25
  • 8. Откровение Божьей праведности (с. 129)
  • 1. Откровение Божьей праведности в Кресте Христа (3:21—26)
  • 2. Защита Божьей праведности от нападок оппонентов (3:27—31)
  • 3. Праведность Божья, явленная в Аврааме (4:1—25)
  • 5:1 — 6:23
  • 9. Божий народ, объединенный во Христе (с. 169)
  • 1. Последствия оправдания (5:1—11)
  • 2. Две категории людей: в Адаме и во Христе (5:12—21)
  • 3. Соединенные со Христом и порабощенные Богу (6:1—23)
  • 7:1–25
  • 10. Божий закон и христианская жизнь (с. 237)
  • 1. Освобождение от закона: образ супружеского союза (1—6)
  • 2. Павел защищает закон: прошлый опыт (7–13)
  • 3. Слабость закона: внутренний конфликт (14—25)
  • 8:1–39
  • 11. Божий дух в Божьих детях (с. 275)
  • 1. Служение Святого Духа (1—17)
  • 2. Слава детей Божьих (18–27)
  • 3. Неколебимость Божьей любви (28—39)
  • В. План Бога для иудеев и язычников
  • 9:1–33
  • 12. Падение Израиляя: Божественный выбор (с. 341).
  • 10:1–21
  • 13. Вина Израиля: Бог сокрушен его непослушанием (с. 365)
  • 1. Непонимание Израилем Божьей праведности (1—4)
  • 2. Различные пути достижения праведности (5—13)
  • 3. Необходимость евангелизма (14—15)
  • 4. Причины неверия Израиля (16—21)
  • 11:1–32
  • 14. Будущее Израиля: долгосрочный план Бога (с. 381)
  • 1. Современная ситуация (1—10)
  • 2. Перспективы (11—32)
  • 11:33–36
  • 15. Хвалебный гимн Богу (доксология) (с. 405)
  • 16. Манифест евангелизма (с. 411)
  • Г. Воля Бога: изменение взаимоотношений
  • 12:1–2
  • 17. Наши взаимоотношения с Богом: освященные тела и обновленные умы (с. 421)
  • 12:3–8
  • 18. Наше отношение к самим себе: трезвая оценка духовных даров (с. 429)
  • 12:9–16
  • 19. Взаимоотношения друг с другом: любовь в Божьей семье (с. 435)
  • 12:17–21
  • 20. Отношение к врагам: не мстить за зло, но служить (с. 441)
  • 13:1–7
  • 21. Наши отношения с государством: сознательные граждане (с. 447)
  • 1. Власть государства (1—3)
  • 2. Функция государства (4—7)
  • 13:8–10
  • 22. Наши взаимоотношения с законом: любовь к ближнему (с. 461)
  • 1. Любовь — это неоплатный долг
  • 2. Любовь — это исполнение закона
  • 3. Любовь не делает зла ближнему
  • 13:11–14
  • 23. Наше отношение к Дню возвращения Господа: жить в «уже» и в «еще не» (с. 465)
  • 1. Понимание времени (11–12а)
  • 2. Правильно понимать требования времени (12 6—14)
  • 14:1–15:13
  • 24. Наше отношение к слабым: доброта, а не презрение, осуждение или притеснение (с. 471)
  • 1. Положительный принцип (14:1)
  • 2. Отрицательные последствия (14:2 — 15:13)
  • Заключение: Божье провидение в служении Павла
  • 15:14–22
  • 25. Апостольское служение Павла (с. 501)
  • 1. Служение Павла как священника (16—17)
  • 2. Служение Павла могущественно (18–19а)
  • 3. Новаторский характер служения Павла (196—22)
  • 15:23–33
  • 26. Планы походов Павла (с. 509)
  • 1. Он планирует посетить Рим (23—24)
  • 2. Он планирует посетить Иерусалим (25–27)
  • 3. Он планирует посетить Испанию (28—29)
  • 4. Он просит молиться за успех своей миссии (30—32)
  • 16:1–16
  • 27. Рекомендации и приветствия Павла (с. 519)
  • 1. Рекомендации (1—2)
  • 2. Многочисленные приветствия (3—16)
  • 16:17–27
  • 28. Наставления, поручения и доксология Павла (с. 529)
  • 1. Наставления Павла (17—20)
  • 2. Поручения (21–24)
  • 3. Доксология Павла (25—27)
  • Пособие Дейвида Стоуна по изучению книги Дж. Стотта «Послание к Римлянам»

    Цель пособия — оказание помощи при изучении материала, представленного Дж. Стоттом, и применении полученных знаний в жизни. Данные здесь вопросы предназначены для индивидуальных и групповых занятий христиан из расчета 1 — 2 часа в неделю.

    В пособии рассматривается материал по каждому разделу книги. В случае ограниченности времени руководитель группы должен заранее решить, какие вопросы наиболее важны для совместных обсуждений в течение недели, а какие могут быть оставлены для самостоятельной проработки или работы в маленьких группах. Для более полного овладения знаниями в процессе групповых занятий и для активизации процесса обучения каждому слушателю необходимо самостоятельно читать выбранные для обсуждения разделы вместе с соответствующими местами из Послания к Римлянам.

    Очень важно не допустить превращения этих занятий в обычные академические уроки. Во избежание этого дайте себе время для серьезного размышления над прочитанным и над тем, как полученное вами знание реализуется в вашей практической жизни. Не забывайте начинать и заканчивать свои занятия хвалой Богу и молитвой. Просите Духа Святого говорить с вами через вашу беседу.

    Вступительный очерк (с. 9)

    1. Значение Послания

    1. Джон Стотт иллюстрирует цитатами влияние, оказанное Посланием на лидеров пяти церквей. Насколько близки вам вопросы, которые вставали перед ними? Как помогло им Послание? Какую помощь оно может оказать вам? Помолитесь, чтобы это произошло на ваших занятиях.


    «Трудно сказать, что может произойти, когда люди приступают к чтению Послания к Римлянам… !»

    ((Ф. Ф. Брюс).)

    2. Новые взгляды на старые традиции

    2. Какое отношение к «основной теме Апостола Павла в Послании к Римлянам» долгое время считалось само собой разумеющимся?

    3. Джон Стотт обращает внимание на точку зрения некоторых ученых–богословов. Можете ли вы сформулировать их отношение к теме Послания? Каково ваше мнение об их аргументах?

    4. Почему следует «отдать должное» этим современным исследованиям Послания?

    3. Цели Павла

    5. Каким образом знание тех трех мест, которые намеревался посетить Павел, помогает нам понять причины, побудившие его написать Послание?

    6. В чем состоят разногласия, «эхо которых слышится на протяжении всего Послания»? Нет ли таких же разногласий в вашей церкви? Как отвечает Павел на это?

    4. Краткий обзор Послания

    7. Различные вопросы, которые рассматривает Стотт, будут изучаться нами подробно несколько позже. А пока прочтите его краткий обзор. Не относится ли прочитанное каким–то образом к вашей прошлой жизни и к тем вопросам, которые есть у вас сейчас?

    Введение: Благая весть Божья и страстное желание Павла поделиться ею

    Послание к Римлянам 1:1—17

    1:1–6

    1. Павел и Благая весть (с. 45)

    1. Что «особенно поражает» в ссылке Павла на самого себя как на «раба» и «Апостола»? Что говорят вам эти два слова о призвании Павла?

    1. Источник Благой вести — Бог

    2. В чем заключается «первое и главное убеждение, на котором основан истинный евангелизм»? Почему?

    2. Подтверждение Благой вести — Священное Писание

    3. Согласно Павлу, в чем заключается важность Ветхого Завета? Имеет ли он значение для вас?

    3. Содержание Благой вести — Иисус Христос

    4. Что говорится в стихах 3–4 о двух природах Иисуса? Как рассуждения Павла помогают пролить свет на этот аспект? Почему он так важен?

    4. Масштаб благовестил: всем народам

    5. Говоря о целях своего апостольского служения, какие «другие стороны Благой вести» раскрывает Павел? Какое отношение это имеет к вам?

    5. Цель благовестил: смирение веры

    6. Благовестие Павла требует буквально «покорения вере» (стих 5). Как вы относитесь к тому, что это противоречит его утверждению об оправдании только верой?

    6. Смысл благовестил: прославление имени Христа

    7. В чем заключается «высочайшее из всех миссионерских призваний»? Согласуется ли с этим ваш опыт евангелизации?

    1:7–13

    2. Павел и Римляне (с. 57)

    1. Как в этом отрывке выражается убежденность Павла в том, что «все верующие во Христа — и бывшие язычники, и иудеи — принадлежат народу Божьего Завета»?

    2. Как выражается отношение Павла к его римским читателям? О чем это свидетельствует?

    1:14–17

    3. Павел и евангелизм (с. 61)

    1. Благая весть — это долг миру (14—15)

    1. Есть ли основания считать, что Павел не очень охотно отправлялся благовествовать Риму? Что помогло ему преодолеть себя? Как это может помочь нам?

    * * *

    «Люди в наше время рассматривают евангелизм как нечто второстепенное и считают, что они делают одолжение Богу, — для Павла же это — обязанность».

    * * *

    2. Благая весть — это сила Божья ко спасению (16)

    2. «Стыдитесь» ли вы «благовествовать»? Почему? Что излечивает от этого чувства?

    3. В благовестии открывается праведность Божья (17)

    3. Какие три различных ответа на вопрос, что Павел понимает под «Божьей праведностью» и под выражением «от веры к вере» в стихе 17, даны в этой книге? Какие из них верны? Почему?

    4. Как должны мы переводить цитату Павла из книги Аввакума? Почему?

    А. Гнев Бога на все человечество

    Послание к Римлянам 1:18—3:20

    1. «Ничто так не отделяет людей от Христа, как…» что? Не можете ли вы привести примеры из вашей жизни? Каков же ответ?

    1:18–32

    4. Развращенное языческое общество (с. 75)

    1. Вызывает ли у вас тема гнева Божьего чувство замешательства или недоверия? Почему? Как можно избавиться от этого?

    1. Что такое гнев Божий?

    2. Как К. X. Додд и А. Т. Хэнсон предлагают решать «проблему» гнева Божьего? Оправдано ли это мнение?

    2. На кого направлен гнев Бога?

    3. Какова связь между откровением и Божьим гневом?

    3. Явление гнева Божьего

    4. Назовите три пути проявления Божьего гнева. В чем вы видите осуществление Божьего гнева в наши дни?

    5. Какими современными соблазнами подменяется в наше время «поклонение живому Богу»? Что можно противопоставить этому?

    6. Действительно ли стихи 26–27 «описывают и осуждают любое гомосексуальное поведение»? Какие аргументы свидетельствуют против этого? Каково ваше мнение?

    * * *

    «Сущность анализа языческого общества, проделанного Павлом, заключается в противопоставлении того, что люди знают и как они поступают».

    * * *

    2:1–16

    5. Критики–моралисты (с. 91)

    1. Общепринятое мнение: Павел обращается здесь к иудею. Почему возможна противоположная точка зрения? Какова настоящая цель этого отрывка?

    1. Божий суд неизбежен (1—4)

    2. Какую «странную человеческую слабость» показывает Павел в этих стихах? Не замечаете ли вы этого в себе?

    2. Божий суд праведен (5—11)

    3. Если спасение только по вере, то почему суд — по делам?

    * * *

    «Присутствие или отсутствие спасительной веры в наших сердцах откроется через присутствие или отсутствие добрых дел в нашей жизни».

    * * *

    4. Какие два пути противопоставляет Павел в стихах 7–10? На каком стоите вы? Почему вы так считаете?

    3. Божий суд беспристрастен (12—16)

    5. Каковы критерии суда Божьего над иудеями и язычниками?

    6. Как надо понимать Павла, говорящего о язычниках, что «дело закона у них написано в сердцах» (стих 15)?

    7. Какие «еще три истины о Дне суда» добавляет Павел в стихе 16? Что вы думаете об этом?

    * * *

    «Мы обесцениваем Евангелие, когда представляем его лишь как средство избавления от несчастий, страха, вины и других отрицательных эмоций, вместо того чтобы видеть в нем спасение от грядущего Божьего гнева».

    * * *

    4. Заключение: Божий суд и Божий закон

    8. Ваше отношение к тому, что стихи 12—16 дают людям надежду на спасение добродетельной жизнью?

    9. Бывает ли у вас ощущение, что христианская деятельность является «попыткой навязать сопротивляющемуся обществу свои нормы»? Какую помощь оказывает вам в этом Апостол Павел?

    2:17 — 3:8

    6. Самонадеянность иудеев (с. 105)

    1. Закон (2:17–24)

    1. В чем состоит «двойственное отношение» еврейского народа к закону? Как Павел «начинает наступление» на иудеев?

    * * *

    «Если мы считаем себя вправе быть учителями или судьями, то нет нам оправдания, когда при этом мы не назидаем и не судим самих себя»).

    * * *

    2. Обрезание (2:25–29)

    2. Можете ли вы привести пример какого–нибудь «магического обряда или чародейства», который, подобно обрезанию у иудеев, является в наше время попыткой избежать суда Божьего?

    3. Какое «противоречие, включающее 4 аспекта», вскрывает Павел, давая новое определение понятию «истинный иудей»?

    3. Некоторые контраргументы иудеев (3:1—8)

    4. Если «этническая принадлежность к еврейской нации не освобождает от Божьего суда», тогда в чем же ее смысл?

    5. Назовите три других довода иудеев, на которые Павел отвечает?

    6. Что значит «апологетика»? Как помогают рассуждения Павла осознать важность этой стороны евангелизма?

    3:9–20

    7. Весь род человеческий (с. 117)

    1. В чем заключается противоречие между стихами 1 и 9? Как его можно разрешить? ^

    2. Каковы три особенности «мрачной библейской картины», открывающейся в стихах 10—18?

    3. Понимание какой фразы (согласно Джеймсу Данну) «с трудом удавалось» поколениям исследователей? В чем различие между традиционным и современным толкованиями этой фразы? Какое, по вашему мнению, верно? Почему это так важно?

    4. Какой, по мнению Джона Стотта, должна быть наша реакция на осуждение Павлом всеобщего греха и вины?

    Б. Благодать Божья в Благовестии

    Послание к Римлянам 3:21 — 8:39

    3:21 — 4:25

    8. Откровение Божьей праведности (с. 129)

    1. Откровение Божьей праведности в Кресте Христа (3:21—26)

    1. Как в этих стихах преподана истина о «праведности от Бога»?

    2. Дайте определение оправданию и освящению. Почему важно понимать разницу между ними?

    * * *

    «Не может называться библейской никакая евангельская формулировка, если она отказывает в этой инициативе Богу и приписывает ее людям или даже Христу».

    * * *

    3. Почему особенно «поражает» утверждение, что «Бог оправдывает нечестивого» (4:5)? Как же Бог делает это?

    4. Какие параллели можно провести между «искуплением» и нашим пребыванием в грехе?

    5. Что такое «умилостивление»? Почему некоторые возражают против такого перевода греческого слова hilastehonl Какие альтернативные переводы предлагаются? Почему они неприемлемы?

    * * *

    «Бог отдал Сам Себя, чтобы спасти нас от себя».

    * * *

    6. Помимо искупления грешников и умилостивления Бога, какая еще «работа» была совершена на Кресте?

    7. Почему «важно показать, что в вере нет ничего похвального»?

    8. Как Джон Стотт обосновывает истинность своего утверждения, что «оправдание… — сердцевина Евангелия и уникальное явление в христианстве»? Какое место этот аргумент отводит всем другим религиям?

    2. Защита Божьей праведности от нападок оппонентов (3:27—31)

    9. Какая связь существует между оправданием по вере и хвастовством? Почему? Чем гордитесь вы?

    10. Каким образом доктрина оправдания по вере «утверждает» закон (стих 31)?

    3. Праведность Божья, явленная в Аврааме (4:1—25)

    11. «Павел желает, чтобы христиане–иудеи поняли, что его благовестие об оправдании не есть нечто совершенно новое… и он хочет, чтобы христиане из язычников оценили богатое духовное наследие, в которое они входят через веру в Иисуса». Почему Павел выбирает Авраама в качестве основной иллюстрации оправдания?

    12. Как доказывает Павел, что Авраам получил оправдание по вере, а не по делам?

    13. Оправдание имеет «двойственный характер зачисления на счет». Что подразумевает под этим Джон Стотт? Какое отношение это имеет к вам?

    14. Какой вывод делает Павел из того факта, что Авраам получил оправдание задолго до своего обрезания? Почему это так обескураживает его иудейских оппонентов?

    15. На каких трех опорах держится утверждение Павла, что Божье обетование «обретается и наследуется по вере, а не по закону»?

    * * *

    «Закон… разделяет. Объединяет только Благая весть, …уравнивая всех у подножья Христова Креста».

    * * *

    16. Почему же тогда Авраам поверил Богу? Почему вы верите в Бога? Как возрастает ваша вера?

    17. Почему стих 25 назван «совершенно понятной евангельской истиной» (Ходж)? В каких отношениях это выражается?


    «Вера — это не картонная декорация, не то, во что мы заставляем себя верить, хотя в глубине души знаем, что это неправда, не подбадривающее насвистывание в темноте. Напротив, вера — это разумное доверие. Не может быть веры без размышления».

    5:1 — 6:23

    9. Божий народ, объединенный во Христе (с. 169)

    1. Последствия оправдания (5:1—11)

    1. Какие «шесть смелых заявлений» Павла справедливы по отношению ко всем оправданным Богом? Какое отношение к вам конкретно имеет каждое из них?

    2. «Оправданные верующие имеют гораздо большую радость в Божьем благословении, чем те, кто… периодически довольствуется аудиенцией царя». Как это происходит?

    3. На что вы надеетесь в будущем? Совпадают ли в этом отношении ваши мысли с мыслями Павла?

    4. Каково ваше отношение к страданиям? Каким должно оно быть, по мнению Павла? Почему?

    5. Какие «важные уроки» о работе Святого Духа в жизни христиан преподает нам стих 5? Связано ли действие Духа Святого только с теми «необыкновенными и захватывающими переживаниями, которые доступны лишь некоторым», или оно имеет более общий характер? Почему?

    6. О каких «двух основных свидетельствах Божьей любви» к нам говорит Павел? Насколько каждое из них важно для вас?

    7. Как Павел изображает тех, за кого умер Христос? В какой степени вы соответствуете этому?

    * * *

    «Неразрывность исторической миссии Божьего Сына (исполненной на Кресте) и современного служения Святого Духа (в наших сердцах) составляет одно из самых благотворных и прекрасных свойств Благой вести».

    * * *

    8. Почему на вопрос «Спасен ли ты?» «правильным ответом» будет и «да» и «нет». Что это значит?

    9. Каковы различия между иудейской похвальбой Богом, упоминаемой Павлом в 2:17, и христианской, о которой он говорит в 5:11? Что свойственно вам?

    10. В чем состоит «отличительная особенность оправданных верующих»? Происходит ли это и с вами? Почему?

    2. Две категории людей: в Адаме и во Христе (5:12—21)

    11. Каковы «две четко выраженные зависимости» между стихами 1–11 и 12–21?

    12. Каковы два возможных ответа на вопрос стиха 12: «В каком смысле все согрешили и поэтому все должны умереть?» Какой из них кажется более верным? Почему? Почему это важно?

    13. Понятно, что концепция нашего грехопадения в Адаме чужда западному индивидуалистскому сознанию. Поражает ли она вас? Какие проблемы она решает? Каково ваше отношение к тем вопросам, которые она поднимает?

    14. Какие различия между Адамом и Христом выявляет Павел?

    15. Какие параллели проводит Павел между ними?

    16. Что такое «универсализм»? Есть ли основания считать, что учение Павла отличается склонностью к «универсализму»? Каковы аргументы, опровергающие эту точку зрения?

    * * *

    «Христос воздвигнет к жизни гораздо большее число людей, чем Адам поверг в смерть».

    * * *

    17. Ваше отношение к учению Павла как к «громадному стимулу в деле евангелизации всего мира»? Как воздействует это на вас?

    18. Что дает основания Дж. Стотту говорить об историчности Адама и Евы, если мы признаем, что «в первых трех главах Библии есть символические образы»? Какие вопросы возникают в связи с этим? Каковы возможные пути их разрешения?

    19. Павел говорит в стихе 12, что смерть вошла в мир через грех. Как можно справиться с теми сложностями, которые возникают в связи с этим?

    3. Соединенные со Христом и порабощенные Богу (6:1—23)

    20. Возможно ли, чтобы благовестие Павла «побуждало людей еще больше грешить»? Как Павел отвечает на такое обвинение?

    * * *

    «Разве мы никогда не пытались оправдать наши дурные поступки тем, что Бог простит их?»

    * * *

    21. Какое распространенное мнение о том, что «мы умерли для греха», рассматривал Дж. Стотт? Почему с ним нельзя согласиться? В чем же истинный смысл этой фразы?

    * * *

    «Павел имеет в виду не буквальную невозможность греха в верующих, но утверждает его моральную несовместимость с ними».

    * * *

    22. «Смерть и воскресение Иисуса Христа — это не только исторические факты и важнейшие доктрины, но это еще и личный опыт каждого», В какой степени это относится к вам?

    23. Какова взаимосвязь между нашим освобождением от тирании греха, с одной стороны, и распятием Иисуса, с другой?

    24. Каковы «два четко обозначенных направления, на которых Новый Завет раскрывает тему распятия в ее связи со святостью»? Почему важно видеть различия между ними?

    25. Что значит для вас «жить с» Христом?

    26. Какое разграничение проводит Дж. Стотт между смертью и воскресением Иисуса? Как эти различия влияют на наше понимание христианской жизни?

    27. Каков «главный ключ к святости»? Нашли ли вы его?

    28. Где, по мнению Дж. Стотта, «скрывается секрет освобождения от греха»? Как это проявляется в практической жизни?

    29. В стихах 15–23 Павел вновь возвращается к вопросу о том, поощряется ли грех благодатью. Какие «два существенных смещения акцентов» мы находим здесь в сравнении с его ответами в стихах 1–14?

    30. Как нарисованная Павлом картина рабства помогает нам понять разницу между мирской и христианской жизнью? В каком смысле эта разница несущественна? Почему же Павел говорит о ней?

    31. К каким четырем этапам сводит Павел опыт своих читателей? Насколько это утверждение применимо к вам?

    32. Как разграничивает Павел рабство греху и рабство праведности?

    * * *

    «Наш Небесный Отец говорит нам каждый день: «Мое дорогое дитя, ты должен всегда помнить, кто ты есть».

    * * *

    7:1–25

    10. Божий закон и христианская жизнь (с. 237)

    1. По какой причине глава 7 Послания к Римлянам «хорошо известна большинству христиан»? Почему она вызывает такую полемику? Какова истинная тема этой главы?

    2. Что означает утверждение, что христиане «не под законом»? И в каком смысле мы все еще имеем перед ним обязательства?

    3. Какие «три подхода к закону» отмечены Дж. Стоттом? В чем сильная и слабая сторона каждого из них?

    1. Освобождение от закона: образ супружеского союза (1—6)

    4. Какие истины христианского отношения к Божьему закону помогает проиллюстрировать рассуждение Павла о супружестве?

    5. Некоторые комментаторы полагают, что слово «плод» в стихе 4 является продолжением образа супружеской жизни и относится к деторождению. Действительно ли эта идея «безошибочна»? Или же она «абсурдна»? Почему?

    2. Павел защищает закон: прошлый опыт (7–13)

    6. Почему сказанное Павлом «для некоторых прозвучит как взрыв антиномизма»? Как Павел ограждает себя от таких обвинений?

    7. Какие существуют варианты толкования местоимения «я» в стихах 7—13?

    8. Павел отрицает, что закон есть грех (стих 7). Каковы же взаимоотношения между ними? Находят ли в вашей жизни отражение те аспекты, о которых говорит Дж. Стотт?

    9. Как в этом отрывке отражается истина о «крайней греховности греха»?

    3. Слабость закона: внутренний конфликт (14—25)

    10. Какая «важная истина положена в основание последней части главы 7»?

    11. Какие мнения выдвигались по поводу идентификации «бедного человека», о котором пишет Павел? В чем сильные и слабые стороны этих концепций?

    12. Какое решение предлагает Дж. Стотт? Какими доказательствами он подкрепляет свое мнение? Если это верно, то как слова и мысли Апостола перекликаются с нашей современной жизнью?

    13. Что скрывается за конфликтом, который описывает Павел?

    14. Можете ли вы определить сущность той «реальности», о «двойственном характере» которой Павел свидетельствует «четырежды» и «четырьмя различными способами»?

    15. «Если мы попробуем приложить к себе истины главы 7 сегодня, то стихи 4—6 должны заставить нас задуматься». Почему? Какую помощь могут оказать нам эти стихи?

    8:1–39

    11. Божий дух в Божьих детях (с. 275)

    1. Служение Святого Духа (1—17)

    1. Каковы, по мнению Павла, две привилегии, даруемые спасением? Какое отношение они имеют к вам?

    2. Приведите пять выражений, с помощью которых Павел описывает работу, совершенную Богом ради нашего спасения. О чем еще свидетельствует нам Апостол?

    3. Какова «конечная цель Божьего дела, совершенного во Христе»? Противоречит ли это сказанному Павлом ранее? Почему?

    * * *

    «Наше подчинение закону настолько важно для Бога, что Он послал на смерть Своего Сына ради нас и Свой Дух обитать в нас для того, чтобы сохранить закон».

    * * *

    4. В чем разница между теми, чьи помышления сосредоточены на плоти, и теми, кто находится под водительством Духа?

    5. Почему стих 9 «чрезвычайно важен для понимания христианской доктрины о Святом Духе»?

    6. «Какие два основных последствия» вхождения Святого Духа отмечает здесь Павел?

    7. Как стих 13 помогает прояснить смысл, средства и мотивы «умерщвления»? Каким образом необходимо «умерщвлять дела плотские»?

    8. Каковы «четыре компонента» свидетельства Павла о том, что мы — Божьи дети?

    9. Как Святой Дух «ведет нас к святости»? В частности, действует Он настойчиво или нежно? О чем говорит в этой связи ваш опыт?

    10. Что говорит нам обращение «Авва, Отче» о сущности наших взаимоотношений с Богом? Насколько глубоко вы это чувствуете?

    2. Слава детей Божьих (18–27)

    11. Что Павел говорит о страданиях и славе детей Божьих?

    12. Что подразумевает Павел под «творением» и его уделом?

    13. Какие пять положений о нашем «полуспасенном состоянии» выдвигает Павел?

    * * *

    «Мы не должны давать волю своему желанию настолько, чтобы терять терпение, а с другой стороны, не следует быть чересчур хладнокровными в своем ожидании, чтобы не утратить жажды осуществления, но должно научиться совмещать и то, и другое».

    * * *

    14. Как Дух Святой помогает нам в наших слабостях? Как можем мы открыть Ему путь к более эффективной помощи нам?

    3. Неколебимость Божьей любви (28—39)

    15. Какие «пять положений о Божьем провидении» приводит Павел в стихе 28? Что свидетельствует нам об их истинности?

    16. Как понимать утверждение, что Божье «предведение является основанием для предопределения»? Почему оно неверно? В чем же состоит истинный смысл предведения?

    «Чтобы стать христианином, необходимо принять решение. Это несомненно. Но прежде чем мы примем свое решение, его принимает Бог».

    17. Что значит «предопределение»? Каковы основные возражения против этой доктрины? Как следует отвечать на них?

    18. «Евангелизм (то есть проповедь Благой вести) — далеко не последний пункт в Божьем предопределении и является чрезвычайно важным делом…» Почему? Согласны ли вы с этим?

    19. Как вы можете ответить на вопрос «Кто против нас?» Как ставит этот вопрос Павел, что на него нечего ответить?

    20. Есть ли у вас какие–нибудь нужды? Уверены ли вы, что Бог удовлетворит их?

    21. Почему любое обвинение или осуждение в адрес христиан обречено на неудачу?

    22. Приходилось ли вам встречаться с какими–либо попытками отделить вас от любви Христа? Почему они также обречены на провал?

    * * *

    «Христиане не застрахованы от искушений, волнений или трагедий, но им обещана победа над ними. Бог не брал на Себя обязательств вообще оградить нас от любых скорбей, но Он гарантировал нам невозможность быть отлученными от Его любви».

    * * *

    В. План Бога для иудеев и язычников

    Послание к Римлянам 9–11

    9:1–33

    12. Падение Израиляя: Божественный выбор (с. 341).

    1. Какое особенно сильное заявление делает Павел в начале этой главы? Почему?

    2. Назовите восемь уникальных преимуществ, которыми обладает Израиль. Имели ли вы такие благословения, которые, в случае вашего отступничества от Бога, могли бы сделать его «тем более» болезненным?

    3. Одно из объяснений причин падения Израиля: Божьи обетования не осуществились. Как опровергает эту идею Павел? Каковы его аргументы?

    4. Говоря об избранничестве, «мы должны помнить две истины». Что имеет здесь в виду Дж. Стотт? Как эти истины могут помочь нам?

    5. Как Павел отвергает обвинение в несправедливости избирательной воли Божией?

    * * *

    «Достойно удивления не то, что одни спасены Богом, а другие нет, но то, что вообще кто–то удостаивается спасения».

    * * *

    6. Какие другие вопросы, касающиеся Божьего выбора, рассматривает Павел в стихах 19–29? Какие три ответа дает он на эти вопросы?

    7. Павел продолжает цитировать Осию и Исайю. Почему? Что важно помнить «для правильного понимания подхода Павла к этим текстам»?

    8. Что представляется «совершенно абсурдным» в ситуации, описываемой Павлом? Отчего это происходит? Как удается Павлу укрепить свою позицию с помощью Священного Писания?

    9. «Эта глава, начавшись с Божьего выбора (6–29), завершилась разъяснением причины падения Израиля, которая коренится в его собственной гордости (30—33)». Как бы вы ответили тому, кто заявляет о противоречиях Павла?

    10:1–21

    13. Вина Израиля: Бог сокрушен его непослушанием (с. 365)

    1. Непонимание Израилем Божьей праведности (1—4)

    1. В чем особенность религиозной искренности? Все ли с ней в порядке? Можете ли вы привести примеры?

    2. Что, на ваш взгляд, имеет в виду Павел, говоря в стихе 3 о непонимании Израилем «праведности Божьей» и его стремлении «поставить собственную праведность»?

    2. Различные пути достижения праведности (5—13)

    3. В чем состоит смысл попыток достичь праведности «от закона» (стих 5)? Каков альтернативный путь?

    4. Подкрепляют ли стихи 6–8 аргументацию Павла? Правомерно ли использование Павлом этого текста? Почему?

    5. Почему можно сказать, что стихи 11—13 «основаны на этом»?

    3. Необходимость евангелизма (14—15)

    6. Как Павел «демонстрирует необходимость евангельской проповеди»?

    4. Причины неверия Израиля (16—21)

    7. Несмотря на евангелизацию, многие соотечественники Павла продолжают не верить. Какие причины их неверия Павел выдвигает, а затем отвергает? Почему?

    8. Какова же истинная причина их неверия? Чем доказывает Павел свой вывод?

    11:1–32

    14. Будущее Израиля: долгосрочный план Бога (с. 381)

    1. Какие основные темы этой главы сформулированы Павлом в форме вопросов в стихах 1 и 11?

    1. Современная ситуация (1—10)

    2. Назовите четыре доказательства, приведенные Павлом и свидетельствующие, что Бог не отвернулся от Своего народа?

    3. Как вы понимаете в стихе 7 слова «а прочие ожесточились»? Как бы вы отреагировали на мнение, что неразумно Богу ожесточать сердце Своего народа?

    2. Перспективы (11—32)

    4. Какова «последовательность развития мысли Павла в этом отрывке»? Каким образом это проявляется в его собственном служении?

    5. Чем заявление Павла в стихе 14 «замечательно» и «поразительно»? Как можно это объяснить?

    6. Как вы понимаете выражение «жизнь из мертвых» в стихе 15? Какое из толкований наиболее приемлемо? Почему?

    7. Какие два «дополнительных урока» выводит Павел из аллегории об оливковом дереве? Как это касается вас?

    * * *

    «Когда мы имеем неверное понятие или ложные фантазии о самих себе, тогда мы впадаем в гордыню. И напротив, знание — путь к смирению, ибо смирение — честность, а не лицемерие. Абсолютным антиподом гордости является истина».

    * * *

    8. Что подразумевает Павел под «тайной» в стихе 25? Назовите три истины, излагаемые Павлом.

    9. Что значит утверждение «весь Израиль спасется» (стих 26)? Как дальнейшее рассуждение Павла способствует нашему правильному пониманию его мысли?

    10. Почему некоторые христиане неохотно берутся за благовествование в иудейской среде? Каковы теологические основы этого явления? Как, по вашему мнению, отреагировал бы на это Павел?

    11. Почему мы можем «быть уверены в том, что Бог не отверг Свой народ (1—2) и не допустил его полного отпадения» (И)?

    12. По мнению некоторых, стих 32 говорит в пользу концепции универсализма, согласно которой все будут в конце концов спасены. Каково ваше отношение к этому? Почему?

    11:33–36

    15. Хвалебный гимн Богу (доксология) (с. 405)

    1. Какие особенности отметили вы в поклонении Павла? Отличается ли оно от вашего? Чем?

    2. Почему мы можем быть уверены, что наша вера в Бога и наше поклонение Ему неотделимы друг от друга? Почему это важно? Что еще привлекает здесь наше внимание? Почему?

    * * *

    «Одинаково остерегайтесь как теологии без поклонения, так и поклонения, лишенного теологического основания» (цит. епископ Хэндли Моул).

    * * *

    16. Манифест евангелизма (с. 411)

    1. Как ваше мнение о евангелизме и ваш труд на этой ниве соотносятся с семью изложенными здесь положениями?

    Г. Воля Бога: изменение взаимоотношений

    Послание к Римлянам 12:1 — 15:13

    12:1–2

    17. Наши взаимоотношения с Богом: освященные тела и обновленные умы (с. 421)

    1. Призыв Павла основан на «милосердии Божьем» (стих 1). Как вы ощущаете в своей жизни проявление Божьего милосердия?

    * * *

    «Самым действенным стимулом к святой жизни является созерцание Божьих милостей».

    * * *

    2. Почему идея «представления наших тел» Богу через поклонение Ему шокировала греческих читателей Павла? Каково ваше отношение?

    3. Каково ваше мнение о тенденции «поддаваться конформистскому влиянию господствующей культуры»? Испытываете ли вы это влияние на себе? Каковы практические пути преодоления этого воздействия?

    12:3–8

    18. Наше отношение к самим себе: трезвая оценка духовных даров (с. 429)

    1. Почему так важно нам трезво судить о себе? Какие два критерия должны мы применять? Каковы ваши представления о себе в связи с этим?

    2. Что значит требование Павла к пророчествующим «пророчествовать по мере веры» (стих 6)?

    3. Какой дар является наиболее «дефицитным для вселенской церкви сегодня»? Почему?

    4. В каких направлениях «нам необходимо расширять свое представление о духовных дарах»?

    12:9–16

    19. Взаимоотношения друг с другом: любовь в Божьей семье (с. 435)

    1. Каковы основные составляющие «рецепта любви», данного Павлом? Какие из них важны для вас?

    12:17–21

    20. Отношение к врагам: не мстить за зло, но служить (с. 441)

    1. «Расплата за зло или возмездие абсолютно недопустимы для следующих за Христом». Почему? Легко ли вам согласиться с этим?

    2. В чем наставляют нас четыре положительных и четыре отрицательных повеления Павла?

    3. В связи с чем Павел говорит об отмщении; как связан с этой темой метафорический образ «горящих углей» в стихе 20?

    13:1–7

    21. Наши отношения с государством: сознательные граждане (с. 447)

    1. Какова позиция таких богословов, как Оскар Куллманн, в отношении упоминаемых в стихе 1 «властей»? Верна ли она? Почему?

    2. Что названо «особенно замечательным» в этой теории Павла? Каким образом эта мысль Апостола соотносится с нашим временем?

    1. Власть государства (1—3)

    3. Чем обусловлена необходимость «вдумчивого подхода» к толкованию слов Павла о государстве как о Божественном учреждении, наделенном Божественной властью? Где граница власти государства?

    4. «Но когда навязываемые к исполнению законы противоречат Божьему закону, тогда гражданское неповиновение становится христианским долгом». Какие примеры из древней и современной истории можно привести в этой связи?

    2. Функция государства (4—7)

    5. Какое служение доверил Бог исполнять государству?

    * * *

    «Те, кто состоит на государственной службе, — законодатели, гражданские деятели, судьи, полиция, социальные и налоговые учреждения — являются такими же Божьими служителями, как и те, кто несет служение в церкви, то есть пасторы, учителя, евангелисты или администраторы».

    * * *

    6. Что говорит Павел о проблеме смертной казни? Каково ваше мнение? Почему?

    7. Какая «положительная государственная миссия находится сегодня в забвении»? Почему это происходит? Каковы пути ее возрождения?

    13:8–10

    22. Наши взаимоотношения с законом: любовь к ближнему (с. 461)

    1. Любовь — это неоплатный долг

    1. Почему невозможно «перестать любить кого–то, сказав при этом: «Я налюбился достаточно»?

    2. Любовь — это исполнение закона

    2. Почему закон и любовь «часто считаются несовместимыми» понятиями? Почему же, с другой стороны, они нуждаются друг в друге?

    3. Любовь не делает зла ближнему

    3. Почему любовь есть «исполнение закона» (стих 10)?

    4. Чтобы любить ближнего, должен ли я любить себя? В каком смысле?

    13:11–14

    23. Наше отношение к Дню возвращения Господа: жить в «уже» и в «еще не» (с. 465)

    1. Понимание времени (11–12а)

    1. Как бы вы ответили сторонникам мнения, что вся последующая история свидетельствует об ошибочности заявления Павла, что «ночь прошла» (стих 11)?

    2. Правильно понимать требования времени (12 6—14)

    2. Во что следует нам «облечься» и чего избегать (стихи 126–13)? Почему?

    3. Каким образом возможно избежать удовлетворения своих «похотей» (стих 14)?

    14:1–15:13

    24. Наше отношение к слабым: доброта, а не презрение, осуждение или притеснение (с. 471)

    1. О каких «слабых» говорит здесь Павел? Каковы различные мнения по поводу их определения? Какое из них наиболее истинно?

    2. Как различать существенное и несущественное? Какие несущественные вещи, угрожающие подрывом христианского единства, вам известны?

    1. Положительный принцип (14:1)

    3. Наставление принимать «слабого» означает ли, что следует принимать всех без исключения? Почему нет?

    4. Не напоминает ли вам ваша церковь «дискуссионную палату»? Каковы пути преодоления этого явления?

    2. Отрицательные последствия (14:2 — 15:13)

    5. Каков «самый верный способ» определения своего отношения к людям? Помогает ли это вам изменить свое отношение к тем людям, с которыми у вас мало общего?

    6 Каким принципом предлагает пользоваться Павел для определения правильности или ошибочности выбранного образа поведения?

    7. Какие другие доводы в пользу принятия «слабого» брата приводит Павел?

    8. Переходя от отношений сильных и слабых к поступкам первых, чем еще обосновывает Павел необходимость принимать слабых?

    9. В чем заключается «дилемма, стоящая перед сильньши»? Не стоит ли подобная проблема и перед вами? Каково возможное решение ее?

    10. Что имеет в виду Павел, предупреждая, что сильные могут «погубить» слабых, если будут активно пользоваться своей свободой?

    11. В чем заключается христианская ответственность сильных верующих перед слабыми? Чем подкрепляет Павел свои назидания?

    12. Какие пять важных истин вытекают из «краткого обзора природы и целей старозаветного Писания»?

    13. Чем обосновывает Павел свое утверждение, что язычники — тоже Божий народ, как и иудеи?

    14. О какой особой «надежде» упоминает Павел в конце этого отрывка? Разделяете ли вы ее?

    15. Какие «два особых принципа», указанные Павлом в главах 14–15, актуальны для всех церквей повсюду и во все времена»?

    Заключение: Божье провидение в служении Павла

    Послание к Римлянам 15:14— 16:27

    15:14–22

    25. Апостольское служение Павла (с. 501)

    1. Что дает право Павлу писать в избранной им манере? Несут ли современные христианские лидеры хотя бы часть той ответственности, которую несет Павел?

    1. Служение Павла как священника (16—17)

    2. Какова истина, в которой «как ни в какой другой соединены две главные функции церкви — прославление и свидетельство»? Как это происходит?

    2. Служение Павла могущественно (18–19а)

    3. Насколько «важны» эти стихи для понимания «отношения Павла к своему служению»? Чему они могут научить нас сегодня?

    3. Новаторский характер служения Павла (196—22)

    4. Какая «серьезная новаторская политика» стояла за служением Павла?

    15:23–33

    26. Планы походов Павла (с. 509)

    1. Он планирует посетить Рим (23—24)

    1. Почему Павел имеет, наконец, возможность посетить Рим?

    2. Он планирует посетить Иерусалим (25–27)

    2. Почему Павел так упорно стремится в Иерусалим, даже отклоняется от своего основного маршрута? Чем он озабочен более всего?

    3. Он планирует посетить Испанию (28—29)

    3. Что нам известно о пункте назначения и об исполнении планов его путешествия?

    4. Он просит молиться за успех своей миссии (30—32)

    4. О чем просит Павел молиться? Как свидетельствует это о его приоритетах? Каковы ваши приоритеты?

    5. О чем свидетельствует добавление «если Богу угодно»? Может ли это помочь нам в правильном понимании целей и характера молитвы?

    * * *

    «Борьба, сопряженная с молитвой, состоит в поисках путей познания Божьей воли и страстном желании ее осуществления».

    * * *

    16:1–16

    27. Рекомендации и приветствия Павла (с. 519)

    1. Рекомендации (1—2)

    1. Почему Фива удостоилась чести быть представленной Павлом?

    2. Многочисленные приветствия (3—16)

    2. Как ученые пытались объяснять, откуда Павел «знал так много людей в церкви, в которой никогда не бывал прежде»? Что вы думаете об этом?

    3. Что является «самой удивительной и самой назидательной стороной разнообразия Римской церкви»? Чему это учит нас сегодня?

    16:17–27

    28. Наставления, поручения и доксология Павла (с. 529)

    1. Наставления Павла (17—20)

    1. Как вы думаете, современной церкви Павел дал бы такое наставление? Почему нет?

    2. Какие «три эффективных теста» рекомендуются для испытания новых вероучений? Каким образом вытекают они из учения Павла?

    3. «Наслаждение миром и уничтожение дьявола как будто не имеют ничего общего между собой». Почему же важно понимать их взаимосвязь?

    2. Поручения (21–24)

    4. Что известно о взаимоотношениях Павла с людьми, о которых он просит?

    3. Доксология Павла (25—27)

    5. Что представляет собой «развернутая картина, включающая четыре направления благовествования», о которых свидетельствует хвалебный гимн Богу? Какая связь существует между ним и начальными стихами Послания?







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх