|
||||
|
Развитие моторики рук Развитие движений и двигательных навыков в детстве Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства. Прежде чем приступить к описанию условий развития ручной деятельности, хотелось бы сделать небольшое отступление, поговорив о значении двигательных навыков в жизни человека. Раннее детство – время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни. Навык формируется путем повторения движения или серии движений в определенном порядке, с целью оттачивания их точности и силы, а также их автоматизации. Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы: движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.; движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты – нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др. Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни. Навыки ручных действий весьма полезны (умение резать, шить и пр.), а часто просто необходимы в жизни современного человека (умение писать). Более сложные навыки являются частью профессии (многие специальности подразумевают использование специфических инструментов и особых умений). Большинство навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются автоматически, мы воспринимаем эти умения как должное. Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков? При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются новые связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся «по накатанной колее», что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия. Кроме того, развитие многих умений – шить, вязать, делать поделки из различных материалов – учат планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка. Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков – раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки. Например, попробуйте научить плавать или ездить на велосипеде взрослого. Это весьма непросто. В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Упор делается на знания – модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся. Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что обычно в детстве они формируются легко и быстро, часто необходимо уделить особое внимание их развитию. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать и решать задачки, не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд. Неужели кому-то хочется, чтобы ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? И правомерно ли в угоду модным течениям лишать ребенка многих детских забав, которые могут показаться пустым времяпрепровождением, – бегать по улице, лазать по деревьям, играть в подвижные игры с детьми во дворе? Мы советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек – пальчиковые игры, специальные игрушки (например, куколки, одежда которых застегивается на пуговицы, кнопки, молнии, бусы, шнуровки), пластичные материалы. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Еще лет 20 назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас многие операции выполняют за человека машины – кухонные комбайны, стиральные машины, пылесосы и др. В современной жизни домашняя еда вытесняется готовыми полуфабрикатами, в наше время не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием... Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Развитие движений рук включает: развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами; развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.); подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Все описанные движения развиваются и оттачиваются в ходе проведения описанных ниже игр и упражнений, которые помогают развить руки малышей, учат пользоваться их уникальными возможностями. Мы включили сюда наиболее эффективные, любимые автором и детьми игры. Они не только эмоционально насыщенны, нравятся детям, но и легко запоминаются, просты, гармоничны, отвечают возрастному уровню и упрощают подготовку к занятию и работу логопеда. Некоторые из этих игр вы можете встретить в других пособиях, другие переработаны автором или являются оригинальными разработками. Игры и упражнения для развития ручной моторики Массаж рукНесложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько: Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»). Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»). Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз. Занятия с предметами и материалами Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, – пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др. Конечно, необходимо помнить, что малышам часто с трудом даются нелегкие задачи по развитию движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому в работе необходимо соблюсти следующие условия: 1) такое занятие не должно быть длинным, нельзя допускать переутомление ребенка; 2) необходимо подбирать игры по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его умений (например, лучше сначала предложить сделать бусы из крупных бусин с широкими отверстиями, шнуровки поначалу также должны быть простые – всего несколько дырочек и т. п.); 3) чтобы создать мотив деятельности, занятие обязательно следует обыграть – придумать интересный сюжет игры, использовать сюжетные игрушки. Кроме этого, необходимо помнить, что используемые на занятиях специальные игрушки не следует оставлять ребенку для игр. Если использовать их только в специально организованных играх, ребенок не скоро потеряет интерес к действию с ними. Хотелось бы предостеречь от использования электронных игрушек с многочисленными кнопками, нажатие на которые производит звуки или мигание лампочек, так как пользы от них немного, чаще они просто отвлекают ребенка от занятия. Ниже мы описываем возможные варианты действий с предметами, игрушками и материалами. Такие игры можно проводить по-разному, используя различные сюжеты. Все зависит от предпочтений и фантазии педагога, интересов ребенка. В качестве примера, некоторые из заданий (см. ниже) предлагаются в виде подробного описания занятия. Нажимать на резиновую грушу, получая струю воздухаВ этой игре мы развиваем силу рук. Предложите малышу небольшую резиновую грушу. Направляя струю воздуха, получаемую при надавливании, можно сдуть ватку или перышко со стола. Также можно использовать резиновую грушу во время купания – в этом случае при надавливании мы получаем струйку воды. Можно использовать разнообразные резиновые игрушки-пищалки: при надавливании на такую игрушку слышится писк. Разминать тесто, пластилин, глинуРазвитие силы рук. Очень полезно использовать пластичные материалы. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Такое упражнение может стать частью занятия лепкой. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине), надавливая на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно). Вдавливать детали в пластилинРазвитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Вдавливать предметы в пластичный слой можно в любом порядке. Возможен и другой вариант: если делать это в определенном порядке, тогда получится картинка-мозаика. Такое упражнение можно проводить на занятии по лепке. Мять бумагуРазвитие силы рук. Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу). Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки». Рвать бумагуРазвитие соотносящих движений рук, развитие хватания. Предложите ребенку разорвать на кусочки или полосы листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что рвать можно только ненужную бумагу). Покажите, как следует захватывать пальцами обеих рук бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. Используя полученные бумажные кусочки, можно поиграть в «Осенние листья». Не забудьте все убрать по окончании игры вместе с малышом. Нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень.В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек – разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. Необходимо знать, что легче разобрать такую игрушку, чем собрать. Поэтому в начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Кроме этого, можно варьировать уровень сложности задания, подбирая разные игрушки: сначала те, которые состоят из одинаковых элементов (одинаковых фигур равного размера), затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип – сборка разных деталей в определенном порядке. Сортировать мелкие предметыРазвитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Вначале лучше предлагать крупные бусины. Таким же образом ребенок может сортировать по цвету и размеру фасоль, горох, камушки, ракушки и проч. Поначалу не следует предлагать большое количество мелких предметов. В дальнейшем задание можно усложнять, увеличивая объем предлагаемого материала, а также усложняя принцип сортировки – можно сортировать предметы уже не на две, а на три, четыре, пять различных групп. Использовать инструменты – ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др.Такие игры развивают навыки действий с различными инструментами. Обучение использованию ложки и вилки, позже ножа, происходит во время еды – ребенок учится держать ложку (вилку, нож), есть с их помощью. Кроме этого, в играх с куклой можно использовать пластмассовые приборы. Чтобы научить ребенка использовать разнообразные инструменты, советуем приобрести их игрушечные аналоги – пластмассовые лопатки, совки и грабли, их можно использовать на детской площадке во время игры в песочнице; при помощи игрушечной удочки или сачка можно ловить рыбок в тазике с водой; чтобы научить малыша продевать иголку с ниткой в отверстие, надо приобрести соответствующую игрушку (игла длиной 6–8 см, с большим отверстием, в которое вставляется толстая нитка или шнурок, а также пластмассовая решетчатая рамка, которая используется вместо ткани); можно поиграть в ремонт, используя наборы пластмассовых инструментов – молоток, отвертка, гаечный ключ, плоскогубцы и др. В наборах детских аптечек есть более специфические инструменты – градусник, стетоскоп, шпатель, шприц и др. Пересыпать сыпучие материалыВ таких играх мы учим ребенка использовать различные инструменты. При помощи ложки, совка, воронки учим пересыпать сыпучие вещества (крупы, горох, чечевицу, песок) из одной емкости в другую. Можно использовать коробки, стаканы, сосуды с узким горлышком (в этом случае используется воронка). Также можно предложить ребенку пересыпать крупу или песок руками, зарывать («прятать») руки в песок или крупу, «грабить» песок пальцами как граблями. Получаемые в процессе таких занятий тактильные ощущения также положительно влияют на развитие рук. Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышкомВ таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Подберите сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым. Можно использовать копилку, в которую малыш будет опускать картонные или металлические денежки. Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого. Использовать разнообразные конструкторыРазвитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным). При этом помните, что сложнее работать с мелкими деталями. Собирать паззлыРазвитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук, тонких движений пальцев. Паззлы бывают разного размера и выполнены из разного материала – поролона, дерева, картона; легче работать с деревянными и поролоновыми деталями крупного размера. Надо подбирать сюжет картинки, количество деталей и их размер в соответствии с возрастом ребенка. Изготавливать поделки из различных материаловРазвитие разнообразных движений рук и пальцев. Используются пластичные материалы (пластилин, глина), природные материалы, бумага, различные инструменты (ножницы) и проч. Помимо развития движений рук изготовление поделок развивает мышление и воображение ребенка. Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнурРазвитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать – сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок. Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать ихРазвитие соотносящих движений. В таких играх можно использовать разные подходящие предметы – пластмассовые браслеты и браслеты из бусин на резинках для надевания на запястья, бигуди и детские пластмассовые колечки для надевания на пальцы. Начинать игры лучше с обучения малыша умению снимать надетые предметы. Затем учим надевать браслеты на запястья и кольца на каждый палец руки. Использовать мозаикуРазвитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используйте разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др. Нанизывать бусины на шнурокРазвитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В случае затруднения можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием). Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура – толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания. ШнуроватьРазвитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной (обычно такие игрушки выполнены из дерева): большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др. В настоящее время имеется большой выбор игр-шнуровок. Они могут быть как очень простыми, бессюжетными, так и сложными, требующими выполнения действий в определенном порядке, содержащими большое количество деталей, которые пришнуровываются к основе (яблоки и листики на спине ежика, детали одежды пупсика и др.). При этом необходимо сопоставлять количество дырочек и их взаимное расположение на детали и на основе. Подбирать игрушку-шнуровку надо в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития – игрушка должна развивать, но не быть слишком сложной. Завязывать и развязывать узелки, бантики, косичкиРазвитие тонких движений пальцев рук. В таких играх используются толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку более простые действия – развязать банты, расплести косу из шнуров, распутать нетуго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения кос и т. п. требуют специального обучения и длительной тренировки, они становятся доступны детям в дошкольном возрасте. Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнииРазвитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук. Перечисленные навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Советуем начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок). Отстегивать и пристегивать прищепкиРазвитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду. Играть на детском пианиноРазвитие тонких дифференцированных движений пальцев. Покажите ребенку, как нажимать на клавиши пианино сначала одним пальцем, затем двумя пальцами и т. д. Разматывать и наматывать на руку шнурокРазвитие движений кистей и пальцев рук. Намотайте на руку малыша ленту (2–3 см толщиной) или шнурок, а затем предложите ему распутать. Можно обмотать пальчики на одной руке много-много раз. Затем предложите малышу проделать то же самое с вашей рукой. Запускать пальцами волчкиИспользование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев. Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить вращать волчки. Лучше использовать волчки крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Можно запускать кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться. Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылокВ таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы. Заводить ключиком игрушкиИспользование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев рук. Поворачивая ключ по часовой стрелке, ребенок учится работать большим и указательным пальцами. В этой игре используются разнообразные механические заводные игрушки – курочка, собачка, часы, машинки и др. Показывать театр на пальчикахРазвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Для игры в театр на пальчиках необходимо приобрести тряпичные или деревянные фигурки, которые надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок можно разыгрывать небольшие сюжеты. При игре с пальчиковыми куклами дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот или другой персонаж говорит, двигается или кланяется. Такие игрушки можно изготовить из бумаги, или нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Можно использовать старые перчатки: если пришить глаза-бусины и ниточки-волосы, то получаются сказочные персонажи. Выкладывать фигуры из палочекРазвитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выкладывать фигуры из шнурков или цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских деревянных (можно использовать детали из счетного набора) или картонных фигурок. Игры Прячем ручкиЦель: эмоциональная подготовка детей к разнообразным играм, развивающим моторику рук; развитие подражания. Оборудование: платки, коробки, варежки и перчатки, песок (на прогулке). Ход игры: Педагог показывает – дети повторяют движения. – Давайте-ка спрячем наши ручки – вот так! (прячем руки за спину, если игра проводится стоя) – Где же наши ручки? А вот они, ручки! (показываем руки) – Снова ручки спрятались... (на этот раз можно спрятать руки под стол, если игра проводится сидя за столом) – Где же наши ручки? А вот они! (показываем руки) Действия можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку (коробка лежит на боку, отверстием к ребенку), зарыть в песок на прогулке. Более сложный вариант игры – натянуть на руки варежки или перчатки. КотёнокЦель: укрепление мышц пальцев и кистей рук; развитие подражания. Оборудование: пищащие резиновые игрушки-котята (по количеству детей). Ход игры: Раздайте малышам игрушки и предложите поиграть – сжимать игрушки в кулаке. Во время игры педагог произносит слова стихотворения: Ты, котёнок, не пищи, Игру можно повторять несколько раз. Можно организовывать подобные игры с самыми разнообразными игрушками-пищалками. Сдуй игрушку!Цель: укрепление мышц пальцев и кистей рук. Оборудование: надувные игрушки небольших размеров по количеству детей. Ход игры: Раздайте малышам надутые игрушки и предложите поиграть с ними. После того, как дети наиграются, предложите сдуть игрушки (выдавить из них воздух) – откройте клапан и покажите, как надо сжимать игрушку в руках. Можно положить игрушку на стол или на пол и надавливать на нее ладонями, прикладывая усилия. – Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго-долго играли – устали и стали худенькие... Вот такие! Можно продолжить игру, предложив малышам снова надуть игрушки (цель – развитие дыхания). Спрячь в ладошку!Цель: развитие хватания кистью; развитие соотносящих действий рук; практическое усвоение понятия о величине предмета. Оборудование: разнообразные маленькие шарики и другие игрушки мелких (которые помещаются в одной ладони) и средних (которые помещаются в двух ладонях) размеров. Ход игры: Покажите, как можно спрятать шарик, зажав его в ладони. Затем раздайте малышам такие же шарики и предложите спрятать их. – Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика! Используя этот принцип, можно организовать игру, в которой предлагается угадать, в какой из двух рук прячется шарик. Теперь предложите детям спрятать предмет среднего размера, который не помещается в одной руке. Сначала дайте детям возможность самим попытаться спрятать предметы в руке. Если не получится, покажите, как прятать предмет, зажав его обеими ладонями. – Лиса идет – спрячьте скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой – теперь не видно зайчика. Что внутри?Цель: развитие соотносящих действий рук. Оборудование: разнообразные коробки и непрозрачные банки небольшого размера с крышками. Ход игры: Раздайте малышам коробки (или банки, бутылочки), закрытые крышками (предварительно спрячьте в них какие-либо интересные предметы небольшого размера или конфеты). Предложите малышам открыть коробочки. – Смотрите, какие красивые коробочки. Интересно, что там внутри? (погремите коробкой) Давайте откроем и посмотрим! ПогремушкаЦель: развитие умения хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным); развитие соотносящих движений рук. Оборудование: сосуды с узким горлышком (можно использовать небольшие пластиковые бутылки) и крышки к ним; мелкие предметы – это могут быть камушки, фасоль, или бусины, детали мозаики. Ход игры: Покажите малышам маленькую пластиковую бутылку, внутри которой находится небольшое количество бусин. Погремите бутылкой. – Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как громко гремит! Давайте сделаем много погремушек. Сначала раздайте малышам приготовленные сосуды и предложите открыть крышки. Затем раздайте мелкие детали и покажите, как следует опускать предметы в узкое горлышко, захватывая их по одному щепотью или двумя пальцами. После того, как дети опустят предметы внутрь своих сосудов, предложите закрыть их крышками и погреметь. Советуем сначала предлагать детям для изготовления погремушки немного предметов, чтобы дети не устали во время игры и не потеряли интереса к деятельности. Количество предлагаемых предметов можно постепенно увеличивать. Непослушные шарикиЦель: развитие ловкости движений пальцев и кистей рук. Оборудование: небольшие шарики, бусины, крупа (горох, пшено и др.), круглые камешки. Ход игры: Раздайте малышам небольшие шарики и предложите покатать их ладонью по столу (шарик на столе, выпрямленная ладонь накрывает шарик сверху). Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Старайтесь, чтобы во время игры шарики не выкатывались из-под ладоней. – Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками – покатаем их по столу. Только шарики непослушные – хотят убежать. Не отпускайте их! После того, как дети научатся катать шарики ладонями, можно предложить катать каждым пальцем поочередно бусины, крупинки. Катись, карандаш!Цель: массаж ладоней. Оборудование: карандаши с ребристыми краями. Ход игры: Раздайте малышам карандаши и предложите покатать карандаши между ладошками. Покажите, как прокатывать карандаш, двигая прямыми ладонями поочередно вперед-назад. Если у малышей не получается и карандаш выпадает из рук, можно сначала научиться катать карандаш по столу одной рукой, потом другой. Весёлый шнурокЦель: развитие движений кистей и пальцев рук. Оборудование: шнурки или ленточки. Ход игры: Намотайте на руку ребенка шнурок, обматывая каждый пальчик в несколько рядов. Во время игры приговаривайте стишок: Вверх шнурок, вниз шнурок, Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки. ПринцессыЦель: развитие соотносящих действий рук; развитие хватания. Оборудование: разнообразные детские колечки и браслеты (пластмассовые кольца или браслеты из бусин на резинках). Ход игры: Предложите мальчикам надеть девочкам на запястья браслеты, а на пальцы колечки. – Теперь наши девочки как настоящие принцессы. Какие у них красивые украшения – кольца и браслеты! Затем предложите девочкам снять с себя украшения. Забинтуй ранку!Цель: развитие движений кистей и пальцев рук; развитие соотносящих действий рук. Оборудование: тонкие бинты или ленточки толщиной 2–3 см; игрушечный мишка или кукла. Ход игры: Начните занятие с игры. – Наш мишка заболел, он поранил лапку. Бедный мишка! Давайте полечим мишку – перевяжем ранку бинтом. Покажите, как можно обмотать лапу бинтом несколько раз. – Вот теперь лапка не болит! Таким же образом можно поиграть с куклой. А можно попросить ребенка забинтовать ранку на пальце взрослого или другого ребенка (для эффектности нарисуйте на пальце ранку, используя фломастер красного цвета). Пальчиковые игры[4] Лапки-царапкиЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Давайте поиграем в кошечек. Кошечка Мурка, – Лапки у кошечек мягкие... Кладем руки на стол, сжимаем в кулак. – ...а в лапках острые коготки. Давайте покажем коготки! Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапаемся. Игру можно повторить несколько раз. Серенький зайкаЦель: развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Давайте поиграем в зайчиков. Зайка серенький сидит, Делаем «зайку» – прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками-ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках. Игру можно повторить несколько раз. МолоточкиЦель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Давайте построим домик для друзей. Педагог показывает, дети повторяют: сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним кулачком по другому поочередно. Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения. УточкаЦелый день тук да тук, Цель: развитие тонкой моторики пальцев; подражание движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Давайте поиграем в уточек. Идёт утка по дорожке: (поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть) «Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик» – раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным) На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть) «Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик») Утка по воде плывёт, (поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад) Игру можно повторить несколько раз. ЁжикЦель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Давайте поиграем в ёжиков. Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены. Ёжик маленький замерз, (прижимаем пальцы – убираем «иголки») Солнце ёжика согрело — (выпрямляем пальцы – показываем «колючки») Игру можно повторить несколько раз. ПтичкиЦель: развитие движений кистей рук, развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Вот птички летают, машут крылышками. (скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти) – Приземлились птички, крылышки сложили. (соединяем ладони вместе) – Покормим птичек – насыплем им зернышек! (складываем пальцы одной руки в щепоть и легко шевелим ими) – Вот как птички зернышки клюют! (тихонько барабаним по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью) – Наелись птички, поднялись и улетели. (скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти) Игру можно повторить несколько раз. ЧеловечекЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. «Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол. – Человечек пошел погулять. Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения. – Сделайте таких же человечков. Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения. Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке. Игру можно повторять несколько раз. Мы топалиЦель: развитие ритмичных движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам новую игру. Исходное положение – сидя на коленях на полу или на стульчиках за столом. – Положите ладошки на стол (на колени). Сейчас наши ладошки станут ножками. Пойдемте гулять! Мы топали, мы топали, Ритмично «топаем» – хлопаем поочередно правой и левой ладонями по столу (или по коленкам). Можно продолжить «прогулку», ускоряя темп. Во второй и третий раз стишок читается в ускоренном темпе (на третий раз топаем очень быстро, почти бегом). НожкиЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. – Мы идем гулять. «Ставим» ладошку на стол и показываем, как указательный и средний пальцы «идут». Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения. По ровненькой дорожке Затем поочередно поднимаем вверх и опускаем на стол пальцы-ножки – «прыгаем». По камушкам, по камушкам Игру можно повторить несколько раз. Пальчики играютЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. Ход игры: Посадите детей в кружок за столом или на ковре и предложите поиграть с пальчиками. – Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики! (поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы) – Пальчики проснулись и потягиваются. (руки вверх, шевелим только пальчиками) – Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра. (сначала здороваются пальцы на правой руке – кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца, затем с остальными пальцами по очереди; затем здороваются пальцы на левой руке) – Пальчики целуются. (кисти обеих рук соединяются в основании, поочередно дотрагиваемся палец к пальцу – большой к большому, указательный к указательному и т. д., можно прикасаться по 2–3 раза) – Пальчики делятся на пары. (одновременно соединить палец к пальцу обеих рук) – Пальчики катаются на каруселях. (руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук) – Пальчики шепчутся. (собрать пальцы в щепотку, затем разбросать в стороны) – Пальчики обнимаются. (скрещиваем пальцы обеих рук) – Пальчики танцуют. (соединить вместе прямые ладони обеих рук – палец к пальцу, поочередно то сводить, то растопыривать, то вновь сводить пальцы) – Раз, два, три, четыре, пять – пальчики учатся считать! (поднимаем вверх правую руку, показываем только один указательный палец, затем два – указательный и средний, и т. д.; то же самое повторяем левой рукой) – Пальчики загорают – лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой. (кладем ладони с растопыренными пальцами на стол, затем поочередно приподнимаем по одному пальцу) Можно использовать игру с пальцами в качестве разминки во время занятий. Крепкие кулачкиЦель: развитие силы кистей рук. Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Кто сильнее?» или «Крепкие кулачки». – Давайте посоревнуемся, у кого кулачки сильнее! Сожмите руку в кулак – крепко-крепко. Молодцы. Сейчас я проверю, сильные у вас кулаки или нет, – попробую разогнуть пальчики. Педагог подходит поочередно к каждому из детей и пробует разогнуть пальцы, собранные в кулак. В игре можно использовать сначала одну руку, затем другую, или сжимать кулаки на обеих руках одновременно. После этого педагог протягивает вперед свои руки, зажатые в кулак, и предлагает детям попробовать разогнуть пальцы. – А теперь вы посмотрите, сильные, крепкие у меня кулаки, или нет! Дети могут все вместе разгибать пальцы взрослого. Желательно, чтобы малыши почувствовали свою силу, поэтому следует гибко регулировать силу сжатия пальцев: взрослый не должен быть всегда сильнее детей. Замечание относится и к первой части игры, когда малыши сжимают руки в кулаки. В последующем, когда дети освоят игру, возможно соревнование на силу рук в парах. При этом старайтесь подбирать в пары детей, примерно равных по силе, а также следите за порядком, чтобы игра не переросла в драку. БарабанчикиЦель: развитие силы мышц кистей рук, быстроты движения пальцев. Ход игры: Сядьте с малышами за стол и предложите поиграть в игру «Барабанчики». Положите руки на стол, покажите, как можно барабанить указательными пальцами или всеми пальцами обеих рук по столу. – Вот палочки-пальчики – гремят барабанчики! Пусть малыши повторят движения. Можно устроить соревнования на самый громкий и быстрый барабанчик. В последующем можно предлагать детям барабанить в разном ритме, медленно или быстро, громко или тихо. МоторчикЦель: развитие согласованных движений пальцев обеих рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Начните занятие с игры в машины. – Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики. Покажите малышам, как можно завести моторы: все пальцы ладоней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные большие пальцы вращаем друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз. РазминкаЦель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Плавно поднимаем руки перед собой и встряхиваем кистями. Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению. Мы сегодня рисовали, Такую игру-разминку можно проводить во время занятий. Моя семьяЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Сначала взрослый загибает пальцы на руке у ребенка. После того, как ребенок запомнит движения, можно проводить игру в группе: малыши самостоятельно повторяют движения в такт стихотворению – загибают пальчики на руке, начиная с большого. Загибать пальцы можно при помощи второй руки. Этот пальчик – дедушка, Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой. Вышли пальчики гулятьЦель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению – загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак. Раз, два, три, четыре, пять — (поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого) Вышли пальчики гулять. (пошевелить пальцами) Раз, два, три, четыре, пять — (поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца) В домик спрятались опять. Игру можно повторить с другой рукой. Пальчики в лесуЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Сначала взрослый загибает пальцы каждого ребенка, затем ребенок действует самостоятельно, помогая себе второй рукой. После того, как малыши научатся повторять движения взрослого самостоятельно, становится возможным проводить такую игру в группе. Раз, два, три, четыре, пять, (возьмите ладонь ребенка или предложите детям растопырить пальчики и пошевелить ими) Этот пальчик гриб нашел, (загибаем мизинец) Этот пальчик чистить стал, (загибаем безымянный палец) Этот резал, этот ел, (загибаем средний и указательный пальцы) Ну а этот – лишь глядел. (загибаем большой палец, щекочем ладошку ребенка) Повторяем с другой рукой. Спокойного сна!Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: После заучивания хода игры можно проводить занятия в группе. Малыши могут повторять движения взрослого самостоятельно по показу или по памяти. Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец) Этот пальчик лег в кровать, (загибаем безымянный палец) Этот рядом прикорнул, (загибаем средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загибаем указательный палец) А другой давненько спит... (загибаем большой палец) Кто у нас еще шумит? («грозим» пальчиком другой руки) Тише, тише, не шумите, Такую игру можно проводить перед сном. УлиткаЦель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или ковер. – Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно. Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперед, предложите детям повторить движение за вами. – Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика. Улитка, улитка, высуни рожки! Или: Улитка, улитка, высуни рога! (высовываем вперед указательный и средний пальцы) Игру можно повторить несколько раз. ЧерепашкаЦель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или на ковер. – Это песочек. Он теплый и сухой. Изобразите, будто пересыпаете песок, предложите детям повторить. – По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно. Положите на стол или на пол оба кулака, прижатых друг к другу. Затем медленно передвигайте оба кулака вперед, предложите детям повторить движение за вами. Черепашка, черепашка (высовываем вперед оба указательных пальца, прижатых друг к другу, затем снова прячем) Игру можно повторить несколько раз. ЗамокЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук, укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть в новую игру. – Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной. На двери висит замок. (пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу) Кто его открыть не смог? (движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно постучать по столу) Мы замочек повертели, (движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения) Мы замочек покрутили... (тянем руки в разные стороны) И открыли! («разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны) Игру можно повторить несколько раз. Это упражнение можно использовать, играя в гости. АпельсинЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Игра проводится за столом. Мы делили апельсин, (соединить ладони обеих рук «чашечкой») Много нас, а он – один. (сначала показываем растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке) Эта долька – для ежа, (сжимаем пальцы левой руки в кулак, затем разгибаем по одному пальцу – сначала большой палец) Эта долька – для стрижа, (указательный палец) Эта долька – для утят, (средний палец) Эта долька – для котят, (безымянный палец) Эта долька – для бобра, (мизинец) А для волка... кожура. (разводим руками) Он сердит на нас, беда! (грозим пальчиком) Разбегайтесь кто куда! (имитируем бег пальцами по столу) Жук на деревеЦель: развитие движений кистей рук и тонкой моторики пальцев; обучение согласованным движениям обеих рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом в новую игру «Жук на дереве». Сначала покажите детям всю игру: поставьте на стол выпрямленную левую руку с растопыренными пальцами (упритесь локтем в стол) – это дерево. – Посмотрите, какое у меня высокое красивое дерево получилось – вот ствол, а вот ветки. Ветерок подул, ветки закачались. Ритмично подвигайте кистью руки. Затем положите на стол правую руку на полусогнутых пальцах – это жук. Передвигайте пальцы – жук медленно «ползет» вперед. – Смотрите, какой жук ползет. Видите, какие у него лапки-пальчики. Куда это он собрался? А, ему на дерево хочется забраться! Рассказывая стишок, «иллюстрируйте» его: жук подползает к дереву и начинает забираться по стволу вверх. Вдруг падает на стол «лапками» вверх – правая рука тыльной стороной ладони лежит на столе, полусогнутые пальцы шевелятся. Жук на дереве сидит, Предложите одному из детей помочь жуку – «перевернуть его на лапки». Теперь то же самое повторите вместе с детьми: педагог показывает и рассказывает, а малыши повторяют. Если у кого-то не получится действовать обеими руками одновременно, можно предложить сначала изобразить только дерево или только жука (можно разбить детей на пары). Игру можно повторить несколько раз. Пальчиковые загадкиЦель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. Ход игры: Посадите детей в кружок на ковре и предложите поиграть с пальчиками. – А сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки. Я буду показывать, а вы отгадывайте; потом повторяйте за мной. «Очки»: Обеими руками изображаем «колечки» – соединяем большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам. – Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль. «Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев соприкасаются. «Лодка»: ладони с прижатыми друг к другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход». «Цепочка»: большие и указательные пальцы соединяем – получаются колечки, одно колечко обхватывает другое – получается цепочка. Цепочку можно делать и из других пальцев – большой и указательный, большой и средний и т. д. «Шарик»: все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальцы раздвигаются, по-прежнему соприкасаясь кончиками, принимая форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение. «Грабли»: выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы. «Корзина»: соединяем пальцы в замок, локти раздвигаем, соединенные большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку); «Птенчики в гнезде»: обхватываем левой ладонью все пальчики правой руки и ими шевелим. Можно придумывать и складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но чтобы детям было интересно, они должны быть легки в исполнении, понятны и узнаваемы. Когда дети запомнят основные фигуры, то могут сами при помощи взрослого выполнять роль водящего. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|