|
||||
|
23 ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИДелегирование полномочий – передача права своим подчиненным принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия. Делегирование полномочий позволяет управляющему с большей эффективностью использовать свое время. Всю работу, которую поручают подчиненным, можно разделить на группы, такие как: 1) подготовительная работа, где происходит сбор сведений; 2) рутинная работа, не требующая особых навыков, но на которую затрачивается очень много времени. Выполняя такую работу, исполнитель не принимает серьезных решений; 3) специализированная работа, предполагающая наличие особых навыков. Все полномочия, связанные с выполнением такой работы, делегируются, так как один человек не в состоянии хорошо выполнить много видов такой деятельности (правовое обеспечение работы предприятия, маркетинговые исследования и бухгалтерский учет). Власть может сосредотачиваться в одних руках, а может рассредоточиваться в разных направлениях. Централизация власти – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Децентрализация власти – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Степень централизации и децентрализации в организациях определяется с помощью переменных. К ним относятся: 1) число решений, принимаемых на каждом уровне управления; 2) важность решения для организации в целом; 3) степень контроля за исполнением принятого решения. Организации развиваются, делая постоянный выбор между централизацией и децентрализацией. При проектировании организации на выбор могут влиять следующие факторы: 1) капиталоемкость принимаемых решений. Многие предприятия документально фиксируют конкретную сумму, в пределах которой руководитель может принимать те или иные решения; 2) единообразие политики; 3) размеры предприятия. Существует предел, до которого централизация дает определенный эффект, после превышения этого предела актуален вопрос о децентрализации; 4) организационная культура системы. Необходимо учитывать ее ценностные ориентации, нормы и образцы поведения; 5) философия управления; 6) стремление частей к самостоятельности. Выделение части из целой организации сопровождается стремлением этой части превратиться в новое целое; 7) наличие соответствующих кадров и т. д. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|