• Ловкость и ее развитие
  • Равновесие и его развитие
  • Точность, прыгучесть, ритмичность, пластичность и их развитие
  • Упражнения для развития ловкости, координации и равновесия
  • Упражнение 1
  • Упражнение 2
  • Упражнение 3
  • Упражнение 4
  • Упражнение 5
  • Упражнение 6
  • Упражнение 7
  • Упражнение 8
  • Упражнение 9
  • Упражнение 10
  • Упражнение 11
  • Упражнение 12
  • Упражнение 13
  • Глава 4. координационно-двигательные качества и их развитие

    Ловкость и ее развитие

    Совпадение названия этого параграфа с названием книги Бернштейна Н. А. не случайно. Множество интересных и полезных мыслей, рассуждений и рекомендаций можно почерпнуть из нее при внимательном чтении. Вот некоторые из них – о ловкости и ее развитии.

    «...Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво.

    Ловкость не содержится в двигательном акте самом по себе, а выявляется только из его столкновений с внешней постоянно изменяющейся обстановкой.

    ...Вся трудность заключается именно в том, чтобы быстро и правильно найти нужный выход из внезапного изменения обстановки.

    В целом ряде двигательных действий требуется быстрое приспосабливание движений к таким внешним явлениям, которые невозможно предусмотреть заранее.

    Ловкость – это способность справиться с двигательной задачей правильно. Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу (делает то, что нужно). Количественная сторона правильности движений выражается в их точности.

    ...Нередко приходится слышать и встречать в литературе утверждение о том, что ловкость чисто прирожденное качество. Выносливость, силу, быстроту можно развить, говорят нам, но ловким надо родиться.

    Ловкость – развиваемое качество. Она развиваема и упражняема у всех, правда, не всякий вид ловкости – в одинаковой мере у каждого человека. Ловкость накапливается с двигательным опытом.

    ...Двигательный навык не формула движения. Это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.

    Каждый новый, хорошо освоенный навык повышает и общий уровень ловкости. Особенно плодотворно для общего развития двигательной ловкости овладение разносторонними, несходными между собой двигательными навыками.

    В каждом двигательном навыке правильность движений следует развивать с самых первых шагов. Именно в это время закладывается основа двигательного навыка. Именно в это время сознательное внимание еще может вмешиваться в те подробности движения, которые потом ускользнут от него в область автоматизма. Стало быть, небрежное отношение на первых порах к качеству результата – грубейшая из ошибок. Когда движение удается еще еле-еле, можно сделать себе снисхождение по части скорости или силы, но никоим образом не в отношении правильности и точности. Это въестся потом так, что отделаться будет невыносимо трудно.

    При работе над двигательным навыком все время, – и тогда, когда уже в нем достигнута полная «форма» (хотя можно ли когда-нибудь сказать, что она окончательно достигнута?), – нужно при выполнении движения сосредоточивать все свое внимание и всю волю на качестве результатов. Нужно думать и помнить не о самих своих движениях, а о сути задачи: как можно дальше прыгнуть, как можно точнее отразить по желаемому направлению мяч и т. п.

    ...Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее и во множестве других. Поэтому для воспитания ловкости очень важно и полезно упражнять глазомер, тренировать в себе мышечно-суставную оценку размеров и расстояний. Эти качества растекаются потом по всем многообразным навыкам.

    ...Существенный признак ловкости – быстрота. Из двух одинаково рациональных движений, конечно, более ловким будет то, которое выполнено быстрее. Высокая рациональность обесценивается, если работа ведется «с прохладцей».

    Чем больше накопленный вами опыт, тем больше предпосылок к тому, чтобы заранее почувствовать приближение того внешнего события, на которое вам нужно будет отозваться реакцией. При этих условиях может получиться действительно молниеносная быстрота реакции: ваше ответное движение начнется или абсолютно одновременно с тем, на которое оно собирается ответить, или даже раньше его. Вряд ли нужно доказывать, какое огромное жизненное значение могут иметь эти молниеносные и предвосхищающие реакции.

    Само собой разумеется, что значение развития всех перечисленных качеств и свойств отходит на второй план по сравнению со значением находчивости – главного ядра двигательной ловкости. Нет спора, встречаются люди, которые от природы одарены высокой степенью находчивости по сравнению с окружающими. Но точно известно, что находчивость в движениях прямо зависит от накопленного двигательного опыта».

    Равновесие и его развитие

    Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

    Необходимый уровень равновесия достигается при условии рационального взаиморасположения звеньев тела, минимизации степеней свободы движущейся системы, своевременном перераспределении мышечных усилий и высокой степени пространственной ориентировки, что невозможно без соответствующей физической подготовки.

    Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение данной двигательной координации. Равновесие – это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Для развития способности сохранять устойчивое равновесие используют упражнения «на равновесие» (хождение по бревну, бочке и т. д.) и упражнения для совершенствования функций вестибулярного аппарата (бег с резкими остановками и сменой направлений; многоскоки с поворотами на 180°, 360°; акробатические упражнения и т. д.).

    Точность, прыгучесть, ритмичность, пластичность и их развитие

    К важным двигательно-координационным качествам относятся точность, прыгучесть, ритмичность и пластичность.

    Точность – это двигательно-координационное качество, обеспечивающее наиболее полное соответствие двигательного действия его пространственным, временным и силовым параметрам в зависимости от конкретной ситуации и условий.

    Одним из главных условий, обеспечивающих эффективность двигательных действий, является точность воспроизведения их пространственных, временных и силовых характеристик. Даже незначительное отклонение от структуры физического упражнения приводит к его искажению. Поэтому точность выполнения движения – важное условие, обеспечивающее его качество.

    Точность пространственного восприятия двигательного действия объясняется механизмами дифференцировочного торможения: раздражители, которые ранее не различались и воспринимались как сходные, по мере улучшения показателей оказывались постепенно отдифференцированными.

    Высокая степень точности выполнения двигательной задачи обеспечивается мышечной и внутримышечной координацией. Известно, что экономичность движений связана с уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц за счет их строгого дозирования. Следовательно, качество двигательной деятельности в значительной мере определяется уровнем развития точности как одной из ведущих двигательных характеристик.

    Прыгучесть – это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояния.

    Прыгучесть является одной из важных сторон двигательной деятельности. Она интегрирует в себе ряд других двигательно-координационных качеств, имеет разнообразные проявления и способы измерения.

    Физиологическую основу прыгучести составляют сила и быстрота мышечных сокращений, определяемых, во-первых, уровнем показателей межмышечной и внутримышечной координации, во-вторых, величиной собственной реактивности мышц. Прыгучесть зависит от силы и скорости сокращения мышц нижних конечностей, туловища и верхнего плечевого пояса при оптимальной согласованности деятельности нервных центров.

    Степень проявления прыгучести – важная характеристика физиологического состояния организма, так как ее показатели свидетельствуют об уровне функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем, отражающих состояние здоровья.

    Ритмичность как двигательно-координационное качество представляет собой равномерное, последовательное изменение морфофункциональных, биомеханических и психических процессов в организме под влиянием внешних и внутренних воздействий.

    Ритмичность – основа функционирования живых систем. Без нее невозможны саморегуляция процессов, адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды, поддержание гомеостаза, а также синхронизация физиологических процессов под воздействием физической нагрузки. Двигательным действиям также присущ определенный ритм, то есть закономерное чередование усилий разной величины.

    Любое упражнение имеет определенную длительность во времени (темп) и закономерное распределение усилий (динамику). Темп и динамика тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, чем выше темп движений в беге, тем больше требуется усилий и, следовательно, их равномерного распределения по дистанции. При оптимальном сочетании темпа и динамики достигаются максимальная амплитуда и свобода движений, что приводит к гармоничности двигательных действий. Следовательно, гармония, темп и динамика – главные составляющие ритмичности.


    Двигательный ритм имеет следующие главные компоненты:

    – темп – скорость выполнения отдельных движений сложного двигательного действия;

    – динамику – усилия, затраченные на выполнение каждого движения;

    – гармонию – оптимальное сочетание темпа и динамики движения.

    Темп движений во многом определяет характер деятельности физиологических функций. Чем он выше, тем больше нагрузка на организм, поэтому главным условием высокого качества учебно-тренировочного процесса и самостоятельных занятий физическими упражнениями с целью укрепления здоровья является установление оптимального темпа, обеспечивающего нормальную работу всех физиологических систем и функций организма. В зависимости от физического состояния и уровня подготовленности реакция организма на повышение темпа движений различна. Следовательно, постепенное увеличение тренировочной нагрузки – одно из главных условий правильного построения занятий.

    Другой важный компонент ритма – динамика – распределение усилий при выполнении двигательного действия. Сложное физическое упражнение состоит из подготовительных действий, ведущего звена техники и заключительных движений. Соответственно распределяются усилия: постепенно нарастая, они достигают наибольшей величины, и затем снова снижаются.

    Гармония проявляется как более совершенное управление своим телом во время выполнения двигательных действий. Для достижения гармонии движений необходимо определить главный момент приложения усилий, после чего гораздо легче выполнить остальные связующие двигательные действия.

    Пластичность как двигательно-координационное качество есть гармоничное по форме и ритму движение, отражающее духовный и внутренний мир человека.

    Являясь специфическим из двигательно-координационных качеств, пластичность основана на индивидуальном стиле и формируется в процессе длительной, специально организованной деятельности.

    Упражнения для развития ловкости, координации и равновесия

    Упражнение 1

    Техника выполнения: прыжки на скакалке. При каждом обороте скакалки перепрыгивайте через нее, держа обе ноги вместе. Количество повторений – три подхода по 1 минуте.


    Варианты выполнения: поочередно подпрыгивайте на правой и левой ноге.

    Подпрыгивайте только на одной ноге.

    Через один оборот скакалки перекрещивайте руки перед собой. При каждом прыжке делайте два оборота скакалкой.

    Вращайте скакалку в обратном направлении, чтобы она приближалась к ногам сзади, и выполняйте таким образом любые из предложенных выше видов прыжков.

    Характер воздействия: развивается координация рука – глаз и рука – нога, чувство времени, выносливость.

    Упражнение 2

    Техника выполнения: примите исходное положение. Поднимите к груди колено правой ноги и одновременно с этим прыгните вперед на левой ноге, перемещая тело усилием правого колена. Продолжайте выполнять упражнение, поочередно прыгая на левой и правой ноге. Количество повторений 10–15 раз. Темп выполнения средний.


    Характер воздействия: развивается координация, равновесие, ловкость, способность координированно перемещать все тело, балансируя на одной ноге и сохраняя постоянным центр тяжести.

    Важные моменты: при выполнении старайтесь выпрыгивать вперед, а не вверх.

    Во время приземления, после прыжка, сохраняйте равновесие, следите, чтобы нога касалась поверхности сначала передней частью стопы, затем пяткой.

    Упражнение 3

    Техника выполнения: примите исходное положение. Прыгните вперед и, приземлившись, коснитесь пальцами правой руки пола справа от себя. После следующего прыжка коснитесь пальцами левой руки пола слева. Темп выполнения средний. Количество повторений 10–15 раз.


    Характер воздействия: развивается координация верх-низ, равновесие и ловкость.

    Важные моменты:

    Во время выполнения старайтесь выпрыгивать не только вперед, но и вверх.

    Контролируйте чувство равновесия во время приземления.

    При приземлении старайтесь сначала касаться поверхности передней частью стопы, затем пяткой.

    После выполнения серии прыжков контролируйте дыхание.

    Упражнение 4

    Техника выполнения: примите исходное положение – сидя на корточках. Из приседа выпрыгните вверх, широко расставив в стороны руки и ноги. Приземляясь, примите исходное положение. Темп выполнения средний. Количество повторений 10–15 раз.


    Характер воздействия: развивается общая координация при выполнении неожиданных и быстрых движений, а также координация, ловкость, равновесие и скорость.

    Важные моменты:

    Во время выполнения старайтесь подпрыгнуть максимально высоко.

    Выпрыгивая вверх, как можно широко раскрывайте корпус в полете, при приземлении обязательно группируйтесь.

    Старайтесь приземляться на поверхность на передние части стоп, затем на пятку.

    Контролируйте дыхание после серии прыжков.

    Упражнение 5

    Техника выполнения: примите исходное положение – сед на корточках. Из этого положения поставьте ладони на пол, прижмите подбородок к груди и выполните кувырок вперед. Темп выполнения средний. Количество повторений 10–15 раз.


    Характер воздействия: развивается общая координация тела. Развиваются навыки падения и восстановления.

    Важные моменты:

    Обязательно группируйте тело во время выполнения кувырков.

    При выполнении на твердой поверхности будьте максимально осторожны, чтобы не травмировать тело, голову и позвоночник.

    Контролируйте дыхание после серии кувырков вперед.

    Упражнение 6

    Техника выполнения: примите исходное положение – туловище естественно выпрямлено, ноги вместе, стопы соединены, руки в свободном положении.

    Из исходного положения держа обе ноги вместе, прыгайте из стороны в сторону. Темп выполнения максимально быстрый. Количество повторений 10 раз за один подход.


    Характер воздействия: повышается подвижность и способность управлять весом тела. Развивается сила, координация, равновесие. Повышается скорость и подвижность при перемещениях, а также способность управлять телом как единым целым.

    Важные моменты:

    Во избежание трамв голеностопа, после прыжка приземляйтесь на передние части стоп.

    По мере развития силы и скорости увеличивайте темп, амплитуду и количество повторений.

    Контролируйте дыхание после каждой серии прыжков.

    Упражнение 7

    Техника выполнения: упражнение выполняется в паре с партнером. Примите исходное положение – сидя спиной друг к другу, ноги выпрямлены перед собой, руки в свободном положении.

    Из исходного положения, по команде, разворачивайтесь, принимая стойку на коленях. Затем, обхватив друг друга за плечи или руки, преодолевая сопротивление, старайтесь повалить партнера на поверхность. Проигравшим считается тот, кто первым коснется поверхности какой-либо, кроме коленей, частью тела.


    Характер воздействия: развивается общая ловкость тела, равновесие, скорость, сила.

    Важные моменты:

    Во время борьбы старайтесь контролировать чувство равновесия.

    Не допускайте грубости во время выполнения упражнения.

    Контролируйте ваше дыхание.

    Упражнение 8

    Техника выполнения: примите исходное положение – туловище естественно выпрямлено, ноги вместе, стопы соединены, руки выпрямлены в стороны.

    Из исходного положения выполните десять – пятнадцать оборотов вокруг своей оси, а затем сразу же постарайтесь пройти по прямой линии.


    Характер воздействия: упражнение эффективно развивает координацию и равновесие.

    Важные моменты: старайтесь заниматься на открытом пространстве, свободном от препятствий и острых предметов.

    После выполнения вращений контролируйте положение вашего тела.

    Упражнение 9

    Техника выполнения: примите естественную стойку, закройте глаза и попытайтесь вслепую поймать любой брошенный вами вверх предмет. Выполните такое количество попыток, чтобы вам удалось поймать предмет.


    Характер воздействия: упражнение способствует развитию способности оценивать расстояние по звуку, что необходимо для ориентации в темном или плохо освещенном помещении.

    Упражнение 10

    Техника выполнения: один спортсмен держит в руках ремень, а второй становится приблизительно в метре от него. Первый спортсмен разворачивается вокруг своей оси и вращает ремнем над самым полом. Второй спортсмен перепрыгивает через ремень.


    Варианты выполнения:

    Вращения выполняются с разной скоростью.

    Первый спортсмен держит два ремня, по одному в каждой руке.

    Вращения выполняются неожиданно.

    Ремень вращается на уровне головы, и второй спортсмен должен поднырнуть под него.

    Характер воздействия: развивается пространственное восприятие, ловкость, координация, чувство времени.

    Упражнение 11

    Техника выполнения: упражнение выполняется в паре с партнером. Примите исходное положение – стоя лицом друг к другу, каждый из двух партнеров подтягивает вверх одну из ступней и держит ее одной рукой.

    Из исходного положения по команде судьи партнеры пытаются сбить друг друга с ног, пользуясь для этого только весом собственного тела. Проигрывает тот, кто первый упадет на пол. Проигравшим также считается и тот, кто выпустит из рук ногу или попытается сбить соперника при помощи рук.


    Характер воздействия: развивается равновесие в движении, координация, сила, выносивость.

    Важные моменты: при выполнении этого упражнения партнеры должны обладать одинаковой массой.

    Недопустимы любые проявления грубости.

    Старайтесь контролировать чувство равновесия вашего тела и дыхание.

    Упражнение 12

    Техника выполнения: упражнение выполняется в паре с партнером. Примите исходное положение – партнеры становятся лицом друг к другу и кладут ладони на плечи.

    Из исходного положения оба делают шаг назад. Затем продолжают делать по одному шагу назад до тех пор, пока смогут сохранять равновесие.


    Характер воздействия: развивается способность сохранять равновесие при воздействии внешней силы, сила, выносливость, гибкость.

    Важные моменты: не рекомендуем выполнять данное упражнение при болях в плечах и травмах плеч.

    Старайтесь контролировать чувство равновесия, чтобы не упасть.

    Контролируйте свое дыхание.

    Упражнение 13

    Техника выполнения: упражнение выполняется с партнером. Примите исходное положение – партнеры становятся лицом друг к другу.

    Из исходного положения, выставив вперед руки, прижимая ладони к ладоням соперника и по команде попытайтесь столкнуть друг друга с места.


    Вариант выполнения: из исходного положения партнеры берутся за руки и тянут соперника к себе, пытаясь лишить друг друга равновесия.


    Характер воздействия: развивается способность сохранять равновесие при воздействии внешней силы.

    Важные моменты: при выполнении этого упражнения партнеры должны обладать одинаковым весом.

    Необходимо пресекать любые проявления грубости.

    Старайтесь максимально контролировать чувство равновесия и ваше дыхание.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх