|
||||
|
Глава 2. ОТКРОЙ СВОЕ СЕРДЦЕ МИРУ И ВЫСШЕЙ СИЛЕГОРДЫНЯ — ГЛАВНЫЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ
Если ты Сильный человек и много па себе несешь (мысли, чувства, поступки…), это создает чрезмерное напряжение, которое снимается употреблением лишней еды.
В работе с группами по снижению веса мы следуем идее о прямой корреляции, связи между количеством лишних килограммов и количеством лишних и истощающих дел, мыслей, чувств. В последние полтора года красной нитью через всю мою работу проходит концепция «СДАЧИ». Мы учим людей сдаваться. Сдаться — это почувствовать, что вы не в силах выдерживать прежнее Напряжение. Сдаться — это передохнуть и хотя бы на время перестать делать чужие дела, нести в голове мысли, вкладываться в истощающие чувства. На сегодняшний день я считаю, что именно эта часть нашей работы приносит наиболее значительные психологические изменения в образе жизни участников программы «Доктор Борменталь». Но я также столкнулся с огромным нежеланием людей СДАВАТЬСЯ. Они не готовы перестать суетиться, делать все и вся. Они упорно продолжают забивать голову бесконечным потоком мыслей. Они с маниакальной одержимостью истощают себя невротическими чувствами или с таким же остервенением с ними борются. У всех причин, мешающих нам СДАТЬСЯ и разрешить себе быть слабыми, есть один источник. Ими ему — гордыня. Гордыня, пожалуй, самое главное горючее, которое заставляет пас пыжиться, изображая из себя древнегреческих титанов.
Недаром гордыня считается одним из самых тяжких грехов во всех религиях. Самая распространенная ошибка в разговоре о гордыне — это то, что ее путают с гордостью. А это совершенно разные явления. Гордиться можно только тем, чем реально обладаешь. Гордыня же опирается не на реальные факты, а на мнимые. Она как воздушный шар, надутый и раскрашенный под что-то реальное, например, под крепость. «Я СИЛЬНЫЙ! Я ВСЕ МОГУ!» Издали кажется, что перед вами крепость, но чем ближе вы подходите, тем больше у вас сомнений. Человек с гордыней тратит все силы на то, чтобы создавать иллюзию крепости. Ему нельзя близко подпускать к ней других людей, чтобы они не заметили обмана. Он заводит стражу, цепных собак, роет ров и делает еще массу ненужных вещей и потому часто бывает агрессивным. Так он защищается от слабости. Тем временем краска с надувной крепости осыпается — нужно ее подправлять. Все время кто-то норовит приблизиться — нельзя проспать. И тогда жизнь превращается в сплошной кошмар. Спать нельзя, а то вдруг шар сдуется или взорвется и все увидят, что ты «дутый», не настоящий, СЛАБЫЙ.
Гордыня — это стремление взять больше, чем весишь сам. Гордыня — это желание заполнить собой все пространство. Гордыня — это потребность все держать под контролем. Но, как говорят психологи, не бывает завышенной самооценки, бывает самооценка заниженная. Гордыня появляется внутри нас не от хорошей жизни. Она — защита от чувства неполноценности. На самом деле мы не верим, что нас можно любить просто так. Мы не верим, что Бог, Высшая сила, Вселенная, Другие Люди помогают нам. Нам кажется, что защитить нас можем только мы сами. Я! Только Я! Гордыня — вот главный враг, с которым мы будем бороться на страницах этой книги. Вера в Бога, Высшую Силу, Помогающую Вселенную, Других Людей — вот главная добродетель, которую мы будем в себе развивать. Человек — существо верующее. Чтобы выжить в этом мире, нужна мощная поддержка. Вера в Бога помогает человеку придать смысл происходящему, ощутить себя не таким одиноким и брошенным. Если такого Бога нет, он беззащитен перед веществами, изменяющими его сознание, например, перед едой. И еда будет ему Богом. Опыт лечения людей, страдающих зависимостью, доказывает, что без духовной составляющей любая реабилитация не может считаться полноценной.
Основатели 12-шаговой программы по лечению алкоголизма и наркомании очень четко проговаривали, что именно идея Высшей Силы является исцеляющим источником.
Многие мои знакомые не верят в Бога. Даже большинство. Но я часто замечаю, что с возрастом моих друзей охватывает тоска — им так хочется верить во что-то. Однако их желание наталкивается на многочисленные препятствия, в том числе на интеллект и здравый смысл. Хотя, несмотря на все их интеллектуальные способности, они по-прежнему живут в мире, кружащемся в водовороте диких, опустошающих и совершенно бессмысленных метаний. Это чрезмерное напряжение рождает в нас желание приобщиться к некоему религиозному контексту. Одна только загвоздка — кого выбрать в качестве Бога? Кому молиться?
Мне кажется, у человека есть полное право выбирать религию — именно как фрукты на базаре, когда речь идет о совершенствовании духа и обретении мира через Бога. Мне кажется, человеку позволено выбрать любой способ пересечения земной границы и минуты, когда ему необходимы божественный контакт и утешение. И нечего тут стыдиться. Вся история поисков Бога человеком построена на этом. Отобрав практики из различных источников, можно продолжать двигаться к свету. Индейцы из племени Хони верили, что все мировые религии содержат по одной духовной нити и эти нити находятся в вечном поиске друг друга, стремясь воссоединиться. Когда же они наконец сплетутся воедино, то образуют веревку, которая выдернет нас из темного цикла истории на иной уровень реальности. Есть и более современный пример: далай-лама высказал ту же мысль, уверяя своих западных учеников, что им необязательно становиться последователями тибетского буддизма, чтобы стать его приверженцами. Далай-лама предложил им выбрать любые понравившиеся концепции тибетского буддизма и интегрировать их в собственную духовную практику. Эта светлая мысль — что Бог гораздо больше, чем учат нас ограниченные религиозные доктрины, иногда проскальзывает в самых неожиданных и консервативных местах. В 1954 году не кто иной, как Папа Римский Пий XI, отправил делегацию из Ватикана в Ливию, сопроводив ее письменными инструкциями: «Не стоит думать, что вы отправляетесь в страну неверных. И мусульмане обретают спасение. Безграничны пути Провидения». Другими словами, Выбирай свою религию! ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО?Наше нежелание СДАТЬСЯ говорит о Гордыне. Гордыня означает неверие. Мы не готовы скинуть часть ответственности с себя, потому что НЕ ВЕРИМ, что кто-то поднимет сброшенную часть. Религия, утверждающая, что Бог хочет нашего счастья и успеха, может чудесным образом возвращать нам жизнерадостность и здоровье. Когда Иисус говорит, что все мы — сыновья Божьи, это просто символ, аналогия. Что Он имеет в виду? Он имеет в виду, что между создателем и созданным отношения не механические, а органические. Они не похожи на отношения между механиком и созданной им машиной: механик не отец, он остается отчужденным, обособленным. Основное — в этом: Бог не может быть от вас обособлен. Он как ваш отец, преданный вам, живущий через вас, заботящийся о вас, любящий вас, ищущий вас, любым способом создающий блаженный мир вокруг вас. Упражнение. Объятия БогаВечером, когда вы засыпаете, представьте себе, что вы падаете в объятия Бога… словно существование вас поддерживает, словно вы засыпаете у него на коленях. Просто визуализируйте это и усните. Важно продолжать, пока не придет сон, чтобы воображение вошло в сон и они пересеклись друг с другом. Когда Иисус говорит, что Бог — отец, Он имеет в виду все это: Вселенная заботится о вас, она помогает вам. Не только вы ищете Бога, Бог также ищет вас. Вселенная не мертва и не обособлена, она отвечает вам с любящим сердцем. Если вы плачете, она плачет с вами. Если вы смеетесь, она смеется с вами. Если вам больно, бытие чувствует боль. Если вы счастливы, все бытие чувствует себя счастливо с вами. Между вами и бытием глубокая связь. Это особое отношение: отношение отца к сыну. И вам не нужно чувствовать одиночество. Бог — ваш отецСейчас весь мир ощущает одиночество. Каждый чувствует себя чужаком. И люди ходят к психологам и спрашивают: «Как построить отношения?» Если вы не можете выработать отношение к целому, то вы не можете установить отношения ни с кем; если вы можете установить отношение к целому, тогда вы можете установить отношения с любым. Когда исчезает религия, исчезают и отношения. Близкие отношения невозможны, так как исчезла основа близости. Вы отрицаете, вы сказали: «Бога больше нет, Бог умер». Тогда вся Вселенная чужда, вы чувствуете себя отрезанным. Теперь у вас в ней нет корней. Вы чувствуете — Вселенной нет до вас дела.
Ваша Вселенная и Вселенная религиозного человека совершенно различны. Для вас Вселенная случайна, нет связи между вами и Вселенной, она безразлична, она не заботится о вас. Вы — случайность; если бы вас не было, Вселенная нисколько бы не почувствовала вашего отсутствия. Если вы есть, ваше присутствие неизвестно Вселенной. Если вы исчезнете, Вселенная не будет проливать по вам слез. Ваша Вселенная мертва. Когда вы говорите: «Бог умер» — умерла Вселенная. А если вы живете в мертвой Вселенной, как вы можете установить отношения? Тогда вы живете среди вещей. Все будет случайным и произвольным. Вы существуете в одиночестве и несете всю ношу один. Это подобно маленькому потерявшемуся ребенку: он держал за руку отца, теперь он эту руку потерял, он кричит и плачет — и некому его услышать. Именно таково положение человека: это маленький ребенок, который держал за руку отца, — и теперь он потерялся в лесу. Держась за руку отца, он гулял, как император, и ничего не боялся. Страха не было, ведь с ним был отец, он отвечал за все. Все, что ему было нужно, делалось; ему не нужно было заботиться о себе. Он гулял, он смотрел на бабочек, на цветы, на небо, он наслаждался всем. Жизнь была блаженством. Вдруг он стал сознавать, что руки отца больше нет, — он потерял своего отца. Теперь нет ни бабочек, ни цветов, все стало холодным, мертвым, чужим и враждебным. Теперь в тени каждого дерева — опасность; он боится смерти. Из каждого угла в любой момент прыгнет смерть и убьет его. Лишь за миг до того все было живым, дружественным, была связь между ребенком и всем миром. Почему? Потому, что была рука отца. Через отца Вселенная была дружественная, была связь. Теперь он плачет, теперь он в беспокойстве и муке. Таково положение современного человека: мы стали неспособны видеть Вселенную как отца или мать. Этот ребенок всегда будет носить рану в груди, и эта рана всегда будет нарушать все его отношения. Теперь он нигде не сможет почувствовать себя дома.
Посмотрите на свою руку. Разве вы не можете почувствовать в ней космическую руку? Тогда вы будете в затруднении. Вот что говорит Иисус: «Бог — это отец. Вся Вселенная заботится о вас». Иначе зачем бы вам позволили существовать? Вся эта Вселенная заботится о вас. Она привела вас к сознанию, она хочет привести вас к конечной вершине. Даже если вы заблудитесь, она последует за вами. Чувствуйте руку в своей руке, и внезапно изменится вся перспектива. Вы живете не в мертвой Вселенной, но в живом Боге, который отец, мать; отношения глубоки и органичны. Вы не безразличны, кто-то за вами присматривает. Это чувство дает вам корни, тогда вы не чувствуете себя чужим, тогда вы не посторонний, вы — свой. Это ваш дом. Я прочитал у Ошо историю: однажды случилось так, что великий император был очень раздосадован своим сыном, его образом жизни. Он был единственным сыном, но так сильно рассердил своего отца, что его изгнали из королевства. Вот он и начал нищенствовать. Он играл на ситаре и просил подаяние. И так десять лет. Он совершенно забыл, что он сын великого Императора. Десять лет — слишком долгий срок, чтобы помнить. А если побираться каждый день с утра до вечера, как помнить о том, что ты сын великого Императора? Через десять лет отец начал тосковать о сыне. И на его поиски послали визиря. Даже если сын полностью забыл, что он сын Императора, то, как он ходил, то, как он попрошайничал, было как у Императора. Визирь узнал его. Визирь вышел из колесницы, коснулся ног принца и сказал: «Твой отец, Император, зовет тебя назад. Он простил тебя». В мгновение нищий исчез. Он ничего не сделал, в этот миг он понял только, что отец зовет его назад, он прощен! — и нищий исчез. Он начал отдавать приказы: «Отвезите меня в лучшую гостиницу!» Он сел на колесницу. А визирь последовал пешком. Это суфийская история. Когда вы почувствуете, что Бог — ваш отец, ваше нищенство исчезнет. В один момент. Медитация. РАССЛАБЬСЯ. «Стройная энергия»Перестаньте бороться. И вся Вселенная начнет помогать вам. Встречали ли вы на своем пути сегодня стройную женщину? Представьте, что она наполнена стройной энергией. И сделайте вдох. Вдохните частичку ее стройности в себя. Почувствуйте, как стройность разливается по всему вашему телу. Стройность повсюду. Вы можете ощутить ее в утреннем воздухе. И тогда сделайте вдох, впуская стройную энергию через легкие в свое сердце. Вы можете увидеть стройность в изящной березе под вашим балконом. И тогда сделайте вдох, дав возможность ее стройной энергетике войти в вас. И тогда ежедневно каждый уголок родного города будет наполнять вас помощью на пути к стройному телу. ЛЮБИТ ЛИ БОГ СИЛЬНЫХ?Наше нежелание СДАТЬСЯ означает Гордыню. Мы гордимся своей Силой. А СЛАБОСТИ стыдимся. Мы не верим, что СЛАБОСТЬ — добродетель, расценивая свое Сильное, контролирующее поведение как «хорошее», «одобряемое Богом». Имеете ли вы право радоваться и быть счастливой, когда у мужа трудности на работе? А когда у сына ссора в семье? Имеете ли вы право беззаботно смеяться, когда болеет мама? А когда ребенок болеет? Разрешаете ли вы себе смеяться в такие времена? Многие ответят отрицательно на эти вопросы. Зачастую мы не можем в таких ситуациях искренне радоваться тому, что мы живем. Считается, что мы должны взвалить на себя страдания наших близких и нести их крест вместе с ними. Мы Сильные. Мы тоже будем страдать вместе с родными. Наших сил хватит! Надолго ли? Странный мир. Если мы разрешаем себе маленькую передышку и снимаем чужой крест со своих плеч — снимаем ненадолго. Может быть, на час. На час забываем о горестях близких. Всего лишь час смеемся и радуемся жизни. За кого мы себя принимаем? За кого нас принимают окружающие? За эгоистов. За черствых людей. Но почему? Неужели мы не имеем право хотя бы на час забыть о других и подумать о себе? Многие не разрешают себе даже минуты передышки, изводя себя тревогами за жизнь и здоровье близких. Вот мораль! Страдай вместе с ними. И тогда тебя будут считать любящим.
Подвиг! Вот оно — ключевое слово. Многие, столкнувшись с горестями и проблемами, стыдятся быть счастливыми, РАССЛАБЛЕННЫМИ. А страданием гордятся. Они совершают подвиг. И нелюбящая женщина, несущая «свой крест» со спившимся с ней мужем, и склочник, отравляющий всем жизнь очередной жалобой «во имя справедливости», совершают подвиг. Для кого-то подвиг — не простить врагу, не забыть и уничтожить врага, победить. Через многие годы пронести обиду на «несправедливость». Обидеться на весь мир и от такой жизни болеть. Для другого подвиг — считать себя лучше «разгильдяя-напарника». Молчаливо и гордо находить и исправлять его огрехи. Ходить на работу живой укоризной. Портить себе и ему кровь, от злости доходя до гипертонических кризов.
И он выбрал ощущение своей жертвы — подвига, предпочтя их здоровью и даже жизни.
Тот же вопрос самарский терапевт Михаил Львович Покрасс задал женщине, прошедшей войну, расписавшейся на Рейхстаге, пережившей много утрат, вырастившей четверых детей.
Веками укоренилось странное ощущение подвига. Это подвиг, побуждающий оставаться несчастным, больным, невольно заражать несчастьем живых, близких и далеких. Как будто любимые завещали нам не мужество быть счастливыми, но подвиг отречения от радости. Оказывается, человек, как давно заявил об этом Авлипий Зурабашвили, — не «Homo sapiens» — разумный, но «Homo moralis» — нравственный. В любых обстоятельствах, муках и трудностях все мы руководствуемся не выгодой, как мы часто ошибочно думаем, а мерками Добра и Зла.
Вылечится Настя не от того, что научится «расталкивать локтями». Но оттого, что высокомерие «скромницы» будет переживаться ею не как ПОДВИГ. Тем, кто сильный, Бог не помогает. Они считают сами себя Богами. Только став слабым, можно получить помощь. Высшая Сила навешивает на сильных все больше и больше, как бы заставляя человека сломаться и признать: «Я слабый, я не Бог».
Краткость — сестра таланта. К слову сказать, в 35 лет у Ольги раз в неделю гипертонический криз. Муж не выдержал жизни с женщиной-конем и ушел. Она чувствует себя разбитой и раздавленной жизнью. Как вы думаете, Бог толстый или стройный? Когда я задал себе этот вопрос, вначале решил, что толстый. Ведь у него так много обязанностей, забот и проблем. Но потом меня осенило. Нет! Бог стройный! Задумайтесь, как много ответственности он отдает нам. Мы можем грешить, и он не мешает нам это делать. Мы сами выбираем, кем нам стать и с кем жить. Если мы совершаем глупость, мне кажется, Всевышний не расстраивается. Он не считает себя ответственным за нашу жизнь. Даже в те моменты, когда мы совершаем ужасные вещи, он с улыбкой смотрит на нас. Так давайте возьмем с него пример. Если даже Бог не берет ответственность за все, что творится в этом мире, не слишком ли мы возомнили о себе? Я думаю о том, что есть хула, а что — благодарность Творцу? Некоторые мнят, что благодарность — это частые хвалебные слова и мысли, а не счастливая жизнь. Но подумайте, что лучшая хвала и благодарность тебе самому — обыкновенному человеку? Если ты стряпуха — вкусный стол. Если архитектор — светлый город. Лучшая хвала тебе, если ты мать, — не лестные слова, но здоровые, добрые и удачливые дети. Страдание и несчастье — самая злая хула Творцу. Жизнь не скряга, существование всегда дается в изобилии — но мы не можем этого принять, потому как не чувствуем себя достойными. Людям становится не по себе, когда они счастливы и РАССЛАБЛЕНЫ. Мы считаем, что счастье нужно заработать, заслужить, взять Силой. Решение в том, чтобы принимать жизнь, счастье, здоровье как подарок, без того, чтобы за них платить. Такая позиция означает смирение. Желание же оплатить подарок — это позиция дерзкая, самонадеянная. Взять и поблагодарить, принять как подарок, не расплачиваясь за него, — вот решение.
Все печали и невзгоды в этом мире создаются несчастливыми людьми. Взять хотя бы мою жизнь: я совершенно точно могу сказать, когда мое ощущение себя несчастным приносило страдания окружающим меня людям. Поэтому поиск расслабленного существования (расслабленного не в смысле ленивого, а в смысле спокойного, не надрывного) — это не только забота о себе, но и щедрый дар всему миру. Избавившись от чрезмерного напряжения, вы больше не стоите у мира на пути, перестаете быть препятствием — не только для самого себя, но и для остальных. Спасешься сам — спасутся тысячи. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|