• Глава 43. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
  • Глава 44. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
  • 44.1. Особенности налогообложения при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ
  • 44.2. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
  • 44.3. Документы, подтверждающие факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
  • 44.4. Особенности налогообложения при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ
  • 44.5. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ
  • 44.6. Порядок исчисления и уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ
  • Глава 45. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
  • 45.1. Ввоз товаров на территорию РФ, не подлежащий налогообложению НДС (освобождаемый от налогообложения)
  • 45.2. Особенности налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
  • 45.3. Налогообложение НДС при вывозе товаров с таможенной территории РФ
  • 45.4. Порядок возмещения НДС
  • Раздел VI. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, АКЦИЗОВ И НДС ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

    Глава 43. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ

    В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О таможенном тарифе“«[109] все положения, касающиеся таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, а также принципы и методы определения таможенной стоимости товаров действуют с 1 июля 2006 г.

    Для целей применения Закона РФ «О таможенном тарифе» используются следующие понятия.

    Взаимосвязанные лица – лица, отвечающие одному из следующих условий:

    – каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;

    – эти лица являются деловыми партнерами, т. е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

    – эти лица являются работодателем и работником;

    – какое-либо лицо прямо или косвенно владеет 5 % и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует 5 % и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем 5 % и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;

    – одно из этих лиц прямо или косвенно контролирует другое;

    – оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

    – вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

    – эти лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

    При этом тот факт, что лица связаны в осуществлении своей деятельности таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии, не может служить основанием для признания указанных лиц взаимосвязанными, если данные лица не отвечают ни одному из перечисленных выше условий.

    Идентичные товары – товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для отказа в рассмотрении таких товаров как идентичных, если в остальном товары соответствуют перечисленным требованиям. Товары не считаются идентичными, если они произведены не в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

    Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда идентичные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории РФ.

    Однородные товары – товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

    Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории РФ.

    Товары того же класса или вида – товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности. Товары того же класса или вида включают идентичные или однородные товары.

    Общепринятые принципы бухгалтерского учета – система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране. Применение метода вычитания в отношении оцениваемого товара осуществляется с учетом нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета в Российской Федерации. Применение метода сложения осуществляется с учетом правил бухгалтерского учета, принятых в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров.

    Понятия «произведенные», «произведены» применительно к товарам включают в себя также значения «добытые», «выращенные», «изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)». Иные понятия используются в Законе РФ «О таможенном тарифе» в значениях, определенных таможенным законодательством РФ, законодательством РФ о налогах и сборах, гражданским законодательством РФ, законодательством РФ об административных правонарушениях, иным законодательством РФ.

    Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

    1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

    2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

    3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

    4) метода вычитания;

    5) метода сложения;

    6) резервного метода.

    Перечисленные методы применяются в следующем порядке:

    а) первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При этом указанный метод применяется с учетом дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате;

    б) если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется применяемыми последовательно методом по стоимости сделки с идентичными товарами и методом по стоимости сделки с однородными товарами;

    в) если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с идентичными товарами и методом по стоимости сделки с однородными товарами, то она определяется применяемыми последовательно методом вычитания и методом сложения. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения метода вычитания и метода сложения;

    г) если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу.

    Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, т. е. не должна различаться в зависимости от источников поставки товаров.

    Процедура таможенной оценки ввозимых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом.

    Положения Федерального закона от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О таможенном тарифе“«не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений.

    В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.

    Положения указанного Федерального закона по определению таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу РФ при ввозе на таможенную территорию РФ или заявленным к ввозу при применении предварительного декларирования, при первом помещении этих товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством РФ.

    При изменении таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы РФ, если иное не установлено таможенным законодательством РФ.

    Правительство РФ устанавливает:

    1) правила применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе положений Федерального закона от 08.11.2005 № 144-ФЗ в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации;

    2) порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу РФ.

    Заявление и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производятся в соответствии с ТК.

    Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500[110] утверждены:

    1) Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

    2) Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

    3) Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

    Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При использовании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, с дополнительными начислениями к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

    Для целей применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

    Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

    а) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

    – установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

    – ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

    – существенно не влияют на стоимость товаров;

    б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

    в) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда к фактической цене могут быть произведены дополнительные начисления;

    г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей.

    Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.

    При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и товары оценены в сумму, равную стоимости сделки, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени:

    – либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию покупателям, не являющимся взаимосвязанным лицом с продавцом;

    – либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой методом вычитания;

    – либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой методом сложения.

    При осуществлении сравнения с использованием указанных проверочных величин учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), количестве товаров, в дополнительных начислениях к цене, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами. Проверочные величины используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости товаров.

    В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

    1) расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

    2) расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ;

    3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации.

    Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров.

    При определении таможенной стоимости ввозимых товаров методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены:

    1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

    – на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

    – тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

    – упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

    2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

    – сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

    – инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

    – материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

    – проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров (в отношении данных товаров и услуг, которые были приобретены или арендованы покупателем, дополнительные начисления производятся в части, касающейся затрат на их приобретение или аренду);

    3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Россий ской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

    4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

    5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

    Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

    При определении таможенной стоимости ввозимых товаров иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, за исключением вышеуказанных дополнительных начислений, не производятся.

    Распределение стоимости инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров, может осуществляться путем отнесения всей этой стоимости к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного определенного декларантом количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта документов и в соответствии с правилами бухгалтерского учета. При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель приобрел эти предметы у продавца, не являющегося взаимосвязанным лицом с покупателем, либо расходы по их изготовлению, если предметы произведены покупателем или лицом, являющимся взаимосвязанным лицом с покупателем. Если указанные предметы ранее использовались покупателем, независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная цена их приобретения или производства подлежит уменьшению в целях получения (определения) стоимости этих предметов с учетом их использования.

    Метод по стоимости сделки с идентичными товарами. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и вывезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

    Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих (идентичных) товаров, принятая таможенным органом в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

    Для определения таможенной стоимости товаров методом по стоимости сделки с идентичными товарами используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и, по существу, в том же количестве, что и оцениваемые товары. Если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве. Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

    При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по стоимости сделки с идентичными товарами при необходимости проводится корректировка таможенной стоимости идентичных товаров для учета значительной разницы в расходах между оцениваемыми и идентичными товарами, обусловленной различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта. К таким расходам относятся:

    – расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    – расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    – расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

    Если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетом корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

    Метод по стоимости сделки с однородными товарами. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и методом по стоимости сделки с идентичными товарами, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и вывезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

    Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих (однородных) товаров, принятая таможенным органом в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

    Для определения таможенной стоимости товаров методом по стоимости сделки с однородными товарами используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

    Если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве. Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

    При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров методом по стоимости сделки с однородными товарами при необходимости проводится корректировка таможенной стоимости однородных товаров для учета значительной разницы в расходах между оцениваемыми и однородными товарами, обусловленной различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта. К таким расходам относятся:

    – расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    – расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    – расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

    Если выявлено наличие более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

    Метод вычитания. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, методом по стоимости сделки с идентичными товарами и методом по стоимости сделки с однородными товарами, таможенная стоимость товаров определяется по методу вычитания, за исключением случаев, когда по заявлению декларанта применяется обратный порядок применения метода вычитания и метода сложения.

    Если оцениваемые товары либо идентичные или однородные им товары продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию РФ, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными лицами с лицами, осуществляющими продажу на территории РФ, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию РФ. При этом производятся вычеты следующих сумм:

    1) вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

    2) обычных расходов на осуществленные на таможенной территории РФ перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в Российской Федерации;

    3) таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством РФ налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.

    Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу РФ, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, или идентичные с оцениваемыми, или однородные с оцениваемыми товарами товары продаются в Российской Федерации в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня.

    Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в каком они были ввезены на таможенную территорию РФ, по заявлению декларанта таможенная стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров продается после их переработки (обработки) лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими продажу на территории РФ, при условии вычета стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), и сумм, указанных выше в п. 1–3. Вычеты стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), производятся на основе объективных и поддающихся количественному определению данных, относящихся к стоимости переработки (обработки). Возможность применения положений данного абзаца определяется в каждом конкретном случае в зависимости от конкретных обстоятельств. Положения этого абзаца для определения таможенной стоимости товаров не используются, если:

    а) в результате дальнейшей переработки (обработки) ввезенные товары теряют свои индивидуальные признаки, за исключением случаев, когда, несмотря на потерю товарами своих индивидуальных признаков, величина стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), может быть точно определена;

    б) ввезенные товары составляют незначительную часть в товарах, продаваемых на внутреннем рынке РФ, и по этой причине стоимость ввезенных товаров не может оказать существенного влияния на стоимость продаваемых товаров.

    Для целей применения метода вычитания сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая указанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида.

    Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе информации, предоставленной декларантом, если сведения о прибыли и коммерческих и управленческих расходах сопоставимы со сведениями, имеющими место при продажах в Российской Федерации товаров того же класса или вида. Если сведения, используемые декларантом, не сопоставимы с имеющимися в распоряжении таможенного органа сведениями о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов при продажах товаров того же класса или вида в Российской Федерации, таможенный орган может определить сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него сведений.

    Для целей применения метода вычитания используется информация о продажах товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран. Вопрос о том, являются ли оцениваемые товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи в Российской Федерации возможно более узкой группы или ряда ввезенных товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация.

    Метод сложения. При определении таможенной стоимости товаров по методу сложения в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения:

    1) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров. Эти расходы определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителем или от его имени. Основой указанных сведений являются коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров;

    2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в Российскую Федерацию;

    3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    4) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

    5) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

    В первую группу расходов (расходы по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров) включаются следующие расходы:

    – на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

    – упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

    – стоимость сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

    – стоимость инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

    – стоимость материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

    – стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров. При этом стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на территории РФ и необходимых для производства оцениваемых товаров, включается в пределах, оплаченных производителем.

    При определении расходов, включенных в первую группу, не допускается повторный учет одних и тех же показателей.

    Суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени. Если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, которые обычно получают при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта оцениваемых товаров для вывоза в Российскую Федерацию, то расчет суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов может быть осуществлен на основе соответствующих сведений, полученных из других источников. Используются сведения о продажах товаров того же класса или вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые товары. Вопрос о том, являются ли оцениваемые товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи на экспорт в Российскую Федерацию возможно более узкой группы или ряда товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация.

    Если для расчета суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов используются имеющиеся у таможенного органа сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, то по заявлению декларанта таможенный орган обязан предоставить произведенные на их основе расчеты и указать источник таких сведений.

    Таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости. Проверка документов и сведений, представленных производителем или от его имени, может производиться таможенными органами РФ в соответствии с международными договорами РФ и нормами международного права.

    Резервный метод. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, методом по стоимости сделки с идентичными товарами, методом по стоимости сделки с однородными товарами, методом вычитания и методом сложения, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Федерального закона от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О таможенном тарифе“«на основе данных, имеющихся в Российской Федерации.

    Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в качестве резервного метода, являются теми же, что и все вышеперечисленные методы. Однако при определении таможенной стоимости товаров резервным методом допускается гибкость при применении этих методов. В частности, допускается следующее:

    а) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;

    б) при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;

    в) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров;

    г) при определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания, в случае, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, допускается отклонение от установленного для этого случая срока (когда таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня).

    В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров резервным методом не могут быть использованы:

    1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);

    2) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

    3) цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведенные в Российской Федерации;

    4) иные расходы, нежели расчетная стоимость товаров, которая была определена для идентичных или однородных товаров при применении метода сложения;

    5) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

    6) произвольные или фиктивные стоимости;

    7) минимальные таможенные стоимости.

    Глава 44. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ

    44.1. Особенности налогообложения при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ

    Акциз – это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 22 части второй НК.

    При вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:

    1) при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории РФ акциз не уплачивается или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами РФ в порядке, предусмотренном НК. Указанный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны;

    2) при вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта за пределы таможенной территории РФ уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

    3) при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными по сравнению с вышеуказанными таможенными режимами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.

    При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется в соответствии с ТК.

    При вывозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию иностранных государств при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством РФ, в том числе на основе двусторонних соглашений с правительствами указанных иностранных государств.

    44.2. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации

    От налогообложения акцизами освобождается реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.

    Освобождение указанных операций от налогообложения акцизами производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенном режиме экспорта.

    Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в установленном порядке и в установленные сроки (в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров) налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

    При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.

    При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

    Возмещение сумм акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 НК.

    44.3. Документы, подтверждающие факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации

    При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:

    1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом.

    Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом.

    В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик – производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы наряду с договором между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом;

    2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

    В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

    Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и материалов, осуществляет собственник указанных товаров, налогоплательщик – производитель этих товаров из давальческого сырья и материалов представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и материалов, в российском банке.

    При поступлении выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров от третьего лица в налоговые органы наряду с платежными документами и выпиской банка (их копиями) представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары, заключенные между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей платеж.

    В случае, если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством РФ, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию РФ;

    3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (далее – пограничный таможенный орган).

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;

    4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ.

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:

    – поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничного таможенного органа;

    – коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.

    Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, с отметками пограничного таможенного органа.

    При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

    Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие освобождение от налогообложения, уплаченные суммы налога подлежат возмещению налогоплательщику.

    При непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном гл. 22 НК в отношении операций с подакцизными товарами на территории РФ.

    При реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, организации, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выписываются без выделения соответствующих сумм акциза. При передаче на основании распорядительных документов собственника прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, расчетные документы, первичные учетные документы, счета-фактуры (выставляемые производителем прямогонного бензина его собственнику, а также собственником прямогонного бензина покупателю) выписываются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

    При реализации прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выписываются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

    44.4. Особенности налогообложения при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ

    При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

    1) при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме;

    2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

    3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;

    4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных ТК;

    5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

    При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется в соответствии с ТК.

    В случае, если в соответствии с международным договором РФ с иностранным государством отменяется таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию РФ, устанавливается Правительством РФ.

    44.5. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ

    При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:

    1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), – как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

    2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, – как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины;

    3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок:

    – как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки;

    – как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки.

    Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории РФ либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с вышеизложенным порядком.

    Таможенная стоимость подакцизных товаров, а также подлежащая уплате таможенная пошлина определяются в соответствии с НК.

    Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров.

    Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ.

    При ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории РФ налоговая база определяется в соответствии с вышеизложенным порядком.

    44.6. Порядок исчисления и уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ

    Сумма акциза по подакцизным товарам при ввозе на территорию РФ, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и исчисленной налоговой базы.

    Сумма акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    Сумма акциза по ввозимым на территорию РФ подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных:

    – как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

    – как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров.

    Сумма акциза при ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

    При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ соответствующие заполненные таможенные формы и расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты акциза, используются как контрольные документы для установления обоснованности налоговых вычетов.

    Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ на основе положений гл. 22 НК.

    Глава 45. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ

    45.1. Ввоз товаров на территорию РФ, не подлежащий налогообложению НДС (освобождаемый от налогообложения)

    Налог на добавленную стоимость (НДС) – федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 21 части второй НК.

    Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ:

    1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;[111]

    2) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков, за исключением солнцезащитных, линз и оправ для очков, за исключением солнцезащитных), а также сырья и комплектующих изделий для их производства;

    3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ; такой Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 29.04.2002 № 283[112] );

    4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;

    5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

    6) товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;

    7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;

    8) необработанных природных алмазов;

    9) товаров, предназначенных для официального пользования ино странных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

    10) валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг – акций, облигаций, сертификатов, векселей;

    11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) РФ;

    12) судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;

    13) товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов.

    45.2. Особенности налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

    При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

    1) при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме;

    2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые былиему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

    3) при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов НДС не уплачивается;

    4) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок;

    5) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

    6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

    7) при помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.

    При перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты НДС, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется ТК.

    В случае, если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, взимание НДС с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию РФ, осуществляют налоговые органы РФ. Объектом налогообложения в таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включая затраты на их доставку до границы РФ. НДС уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 календарных дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ. Порядок уплаты НДС на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством РФ.

    Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с порядком определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма НДС исчисляется отдельно. При этом общая сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

    При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

    45.3. Налогообложение НДС при вывозе товаров с таможенной территории РФ

    При вывозе товаров с таможенной территории РФ налогообложение НДС производится в следующем порядке:

    1) при вывозе товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается. Указанный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны;

    2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы НДС возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

    3) при вывозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в таможенном режиме перемещения припасов, НДС не уплачивается;

    4) при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными по сравнению с вышеуказанными таможенными режимами освобождение от уплаты НДС и (или) возврат уплаченных сумм НДС не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.

    Налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации, в частности:

    1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 %;

    2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией вышеуказанных товаров. Это положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

    3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

    4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

    7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Реализация указанных товаров (выполнение работ, оказание услуг) подлежит налогообложению по ставке 0 % в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств РФ, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяется налогообложение НДС по налоговой ставке 0 %, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений (МИД России) совместно с Минфином России. Порядок налогообложения НДС по налоговой ставке 0 % устанавливается Правительством РФ;[113]

    8) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. В целях применения налоговой ставки НДС 0 % припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река – море) плавания;

    9) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

    10) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 %.

    Документы, подтверждающие право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0 % представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 % одновременно с представлением налоговой декларации по НДС. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 %, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

    В случае реорганизации организации правопреемник (правопреемники) представляет (представляют) в налоговый орган по месту налогового учета документы (в том числе с реквизитами реорганизованной (реорганизуемой) организации), подтверждающие право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0 %, в отношении операций по реализации вышеуказанных (в п. 1–9) товаров (работ, услуг), которые были осуществлены реорганизованной (реорганизуемой) организацией, если на момент завершения реорганизации право на применение налоговой ставки 0 % по таким операциям не подтверждено.

    Порядок подтверждения права на получение возмещения суммы НДС с применением налоговой ставки 0 % в отношении товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством РФ.

    Порядок применения налоговой ставки 0 %, установленной международными договорами РФ, при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ, определяется Правительством РФ.

    Сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 %, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

    Моментом определения налоговой базы является последний день месяца (с 1 января 2008 г. – последнее число квартала[114] ) в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0 %, при реализации следующих товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 %:

    1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0 %;

    2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных в п. 1 товаров, – работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иных подобных работ (услуг), а также работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

    3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

    4) припасов (топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река – море) плавания), вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов;

    5) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

    В случае, если полный пакет документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0 %, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

    В случае, если полный пакет документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0 %, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующей о помещении вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

    В случае реорганизации организации, если 181-й календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения – дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации).

    При исключении судна из Российского международного реестра судов моментом определения налоговой базы налоговым агентом является день внесения соответствующей записи в указанный реестр. В случае, если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, момент определения налоговой базы налоговым агентом определяется как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

    45.4. Порядок возмещения НДС

    В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с нижеследующими положениями. Этот порядок возмещения НДС применяется в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, представляемых в налоговые органы после 31 декабря 2006 г.

    После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

    По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

    В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято решение. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.

    При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

    В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы НДС (полностью или частично) при наличии недоимки по НДС, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

    При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам.

    Решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы НДС (полностью или частично).

    Поручение на возврат суммы НДС, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы НДС в соответствии с бюджетным законодательством РФ и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

    Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы НДС, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

    При нарушении сроков возврата суммы НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

    В случае, если предусмотренные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы НДС, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх