Цивилизация в тупике

В 1909 году в этом самом зале я прочитала ряд лекций под заглавием "Перемены, совершающиеся в мире". В этих лекциях я пыталась доказать, что во всех основных областях человеческой жизни старые методы начали отживать свое время. Если мы посмотрим на Западный мир во всех его проявлениях, в религии, в науке, в общественных организациях, — всюду мы увидим, что они дошли до той точки, когда идти по прежнему пути стало практически невозможным. Тогда я прочитала пять лекций, и теперь, также в пяти лекциях, я хочу указать на те возможности, который открываются перед нами в названных областях человеческой жизни и деятельности.

После сегодняшней вступительной лекции я буду говорить на те самые обширные темы, которые я затрагивала тогда, с тою только разницей, что пятнадцать лет тому назад я говорила о тупиках, но не сказала о тех ключах, которые могут открыть двери, с виду замкнутые, через которые человечество может двинуться вперед. На этот раз, бегло коснувшись вместе с вами тех вопросов, которые мы будем рассматривать в следующих лекциях, я намерена затем указать вам на ключи к каждой из четырех основных областей человеческой жизни. В следующее воскресенье я хочу дать ключ к религии и бросить взгляд (насколько вообще можно бросить взгляд на религию будущего) на взаимоотношения между религиями в будущем, на возможности дальнейшей их эволюции, особенно в направлении непосредственного познания Бога и на всё увеличивающуюся возможность сообщения с другими, сверхфизическими мирами. Я постараюсь при этом передать вам светлую весть надежды, а не весть отчаяния, которого в настоящее время в мире и так достаточно. Я хочу также указать вам, что кажущийся тупик имеет ключ, с помощью которого можно открыть двери, кажущиеся закрытыми наглухо.

Выражение "тупики цивилизации" я употребила в переносном смысле. Но беседуя как то с человеком, которому лучше моего было известно, что такое "глухой затвор" (Deadlock)[2] я узнала, что это — вещь физическая, хорошо известная в промышленности, а не метафора. Этот человек показал мне на двух картинках, которые вероятно были рекламами, разницу между обыкновенным и глухим затвором. Я увидела, что обыкновенный затвор имеет ручку, с помощью которой дверь отворяется, а у "глухого затвора" была лишь замочная скважина и никакой ручки не было видно. Такой "глухой затвор" имеет свой специальный ключ, и если вы счастливый владелец такого ключа — затвор вам не страшен. Таким образом заголовок мой оказался более подходящим, чем я сама предполагала, потому что я хочу указать на те ключи, которые отпирают глухие затворы (тупики) нашего времени.

Прежде всего — ключ религии, затем — ключ воспитания, потому что, как я постараюсь выяснить далее, мир приближается к концу одного мирового периода и возникает начало другого. Я думаю, что каждому мыслящему человеку ясно, что для построения нового века мы должны обратиться к молодежи, и что её способность построить этот новый век будет в значительной степени зависеть от того, какого рода воспитание она получит. Она уже проявляет наклонность к высоким идеалам, в ней живут благородные стремления.

Мы, старшие, должны не препятствовать развитию детей, но предоставить свободный выход их силам, дав им такое воспитание, которое научить их обязанностям гражданина; воспитание, соответствующее идеалам, к которым молодые так склонны стремиться и которое сделает их более благородными и лучшими гражданами, чем были мы, старшие. Мы должны дать детям такое воспитание, которое сделает их более способными на самопожертвование, чем на захват, на сотрудничество более чем на соперничество, чтобы они употребляли свою силу на защиту слабых, а не на их притеснение; и тогда они действительно явятся вестниками того нового, более счастливого века, когда всё человечество будет сознавать себя единой дружной семьей и закон братства ляжет в основу общества. На такое воспитание я хочу указать вам, и на то, что зачатки его начинают уже появляться в наше время. Я думаю, что по мере того, как будет признан долг общества по отношению к младшим, образовательный период продлится и будет доступен не только для мальчиков и девочек, но также и для юношей и девушек, и что то преимущество, которым теперь пользуются лишь богатые, способные платить за более продолжительное и более широкое образование, сделается правом каждого ребенка, рождающегося на свет. Преимуществом этим будут пользоваться все, потому что нация будет заботиться о всех своих детях, чтобы все вошли в состав счастливого общества, которое осуществит братство с такой полнотой, с какой оно еще не осуществлялось до сих пор.

Четвертая лекция будет касаться необходимых в эволюции человечества — науки и искусства; той науки, которая, давая знание, сделает людей более человечными, а не той современной науки, которая делает человека всё менее человечным. Рядом с наукой я буду касаться того искусства, которое будет украшать жизнь всех, которое будет облагораживать повседневную жизнь каждого гражданина страны; того искусства, которое разовьет во всех способность восхищаться и сделает красоту наследием каждой нации, могущей называть себя цивилизованной. И всё это приведет к последней теме, которой я рассчитываю коснуться, к созданию человечного общества. Ибо наше современное общество я не называю человечным, — это общество борьбы человека против человека, класса против класса — это скорее социальная анархия, чем социальный союз.

Ибо истинное общество должно представлять собою союз, построенный людьми, которые понимают причины бедности и потому в состоянии разобраться в её последствиях, людьми, сердца которых не успокоятся до тех пор, пока они не увидят, что все пользуются счастливыми возможностями, доступными теперь лишь немногим.

Вот те области, которые я собираюсь вместе с вами рассмотреть в своих четырех лекциях; а сейчас я попытаюсь бросить на них общий беглый взгляд с высоты птичьего полета, чтобы все лекции естественно вытекали из этого предварительного обзора и каждая деталь была бы на своем месте.

Взгляните на мир, каким он является в настоящее время, и на тот же мир, каким он был пятнадцать лет назад, отделенный от современного мира непроходимой пропастью, наполненной убитыми телами мужчин, женщин и детей, и это в той части земного шара, которую принято считать наиболее цивилизованной. Великая война, которая разразилась в 1914 году, через пять лит после того, как я читала свои лекции об изменяющемся мире, произвела в цивилизации такое разрушение, возможности которого в то время никто вероятно и не предполагал. Тогда мы скорее ожидали известного движения вперед, отличающегося более или менее доброжелательством и мирными усилиями. Мы не думали тогда, что цивилизация наша придет к такому разрушению, что её развалины и теперь, в так называемое мирное время, продолжают окружать нас. Нет более мира на земле; куда бы вы ни взглянули, в любом месте нашей Земли взор ваш встретит разрушение. Существует страх еще большей войны, войны, которая может разразиться не только между нациями, но между расами, — люди начинают говорить о войне между Европой и Азией, о войне белых с темнокожими, несмотря на то, что последние в прошлую войну бились под вашими же знаменами, теми людьми, которые умирали с вами в траншеях и, мечтая о всё еще не осуществившейся свободе, сражались на всех полях вашей битвы. И вот теперь, когда вместо ожидавшегося мира снова ходят слухи о войне, долг каждого человека, будь то мужчина или женщина, стараться предотвратить эту войну, сделать её невозможной после всех ужасов прошлой "войны за окончание войн", сделать мир этот достойным миром свободных людей, достойным миром истинной демократии. Мы слышим, что всё еще говорят о новых способах разрушения; Франция и Англия стараются друг перед другом в измышлении новых ужасных средств разрушения, в страшных изобретениях, которые человек извлек из тайников природы для того, чтобы с их помощью добиться успеха.

А между тем, приближается вторая четверть XX века и мы бы должны стремиться к миру не на прежних, а на новых основаниях. Несомненно, что мир достаточно воевал и достаточно страдал от голода и болезней, которые следуют за войной. Еще и теперь люди стоят перед общим банкротством, и главной задачей государственных деятелей является усилие спасти нации, стоящие на краю гибели. Глядя на всё это не приходится удивляться царствующему в настоящее время в мире смятению. Ибо война явилась не только избиением множества людей, но бесчисленное множество других людей были оторваны от мирного производительного труда и втянуты в борьбу против своих ближних, или привлечены к работе снабжения армий военными средствами, направленными к разрушению. Если бы это не было так серьезно, зрелище современного западного мира представляло бы из себя предмет для комической оперы. Подумать только, что люди тратили такую колоссальную энергию, чтобы приготовить бесчисленное количество военных припасов такой страшной разрушительной силы, что их пришлось зарыть в землю и уничтожить. Приходилось уничтожать плоды своего собственного труда, так эти плоды оказались опасны для самих же трудившихся! И в результате мы видим нашу цивилизацию буквально в развалинах.

Но построить новую цивилизацию на развалинах старой нет никакой возможности. Этого никогда не было в истории человечества. В прошлом существовали могущественные империи, — могущественнее по виду любой из существующих в настоящее время, — такие большие империи, как могущественный Вавилон, Ниневия и Египет. Люди думали, что царства эти несокрушимы, что они будут существовать вечно, и всё же все они одно за другим рассыпались в прах, и мы ищем их следов в гробницах и дивимся скрытым в них сокровищам. Попробуйте представить себе Египетское царство; любопытство современных людей разрыло гробницу одного из царей этого царства; постарайтесь вообразить себе, каково было это царство, когда царь этот жил и царствовал. Подумайте о несметных богатствах не только в виде денежных монет, но и в виде прекрасных предметов, могущих привести в восторг современных образованных и культурных людей! В этой гробнице нашли столько золота, словно золото это было не нужно, или же было принесено в дар тщеславию могущественного монарха. Страна эта была так могущественна, что разрывая одну за другой гробницы, мы наполняем наши музеи похищенными из этих гробниц сокровищами. А Египет — только одно из многих царств! И все они исчезли! И проходили многие века, в течение которых так называемые нецивилизованные нации постепенно поднимались вверх по ступеням той же лестницы, с которой те великие, могущественные и культурные цивилизации были низвергнуты. И только в археологических музеях можно порой найти доказательство того, чем были эти народы, — как в Индии, в доме простого индуса, порой даже в едва пригодной для жилья хижине, — можно найти камень, принесенный из погребенного индусского города, частью разрытого любопытными людьми.

Древние цивилизации должны быть созданы заново. Нельзя из развалин старой строить новую цивилизацию. Могучие строители будущего будут строить заново; они очистят мир от старых развалин и создадут новую жизнь. Бедствия, которые вы видите вокруг — это судороги умирающего века; но впереди — новый век и этот новый век построит молодое поколение. Заметили ли вы, глядя на различные страны, что в настоящее время в каждой стране существует сильное движение молодежи? Это замечается всюду, хотя в одних странах больше, в других — меньше; особенно заметно это в разоренной войной Германии. И в том, как юноши и девушки этой разоренной нации принимаются за создание новой Германии, есть нечто прекрасное. Они хотят создать её на совершенно новых основах и, сохраняя немецкую музыку, немецкую философию и произведения немецкой мысли, они уничтожают ненависть и протягивают братские руки ко всем соседним нациям. Всё это молодежь, некоторые из них совсем дети. И если вы читали то, что было о них написано, а написано было много, — американские путешественники писали о них в журналах и газетах, — которые, не знаю дошли ли до вас, но в Индию они дошли и, если только вы читали их, вы наверно увидели обетование нового мира. Одному из американских журналистов немецкий юноша сказал:

"Вы выиграли войну, мы же ее проиграли. Вы быть может приобрели много богатств, мы же бедные". Но затем он продолжал:

Но в сущности выиграли войну мы, потому что мы учимся бороться с большими трудностями; мы стараемся так перестроить наш народ, чтобы он стал достойным своей родины и наш символ веры — новый интернационализм, а не взаимная борьба между нациями".

Если вы видите, что юноши и девушки, всегда любящие в юности удовольствия, встречают бедствия с восторгом, как игру, и смеются над своими лишениями и поют, — вы видите нечто знаменательное для нового века. И хотя это явление особенно заметно в Германии, его можно заметить всюду. У вас есть большой Международный Союз Молодежи и такой же образуется в Америке. Там собираются устроить неделю мальчиков и неделю девочек, — не знаю только почему они не устроят то и другое вместе! Одного мальчика сделали на день городским головою, а другого поставили во главе крупной торговой фирмы. Молодежи показывают на практике то, что будет её занятием в зрелом возрасте.

И в Индии также много союзов молодежи. В Теософическом Обществе образовалось 43 таких союза, в состав которых входят как молодые теософы, так и посторонняя молодежь, которая не придерживается теософических взглядов на жизнь, но все они верят в великие идеалы братства и товарищества и хотят дружелюбно относиться ко всем нациям. И мне думается, что по мере своего развития Союз Молодежи, соединившись с Международной Лигой Молодежи всех стран, положит начало тому движению, которое перестроит цивилизацию. В тех идеалах, к которым они стремятся, в их надеждах и мечтаниях, в их готовности к жертве, а не к захвату, мы имеем знамя нового, постепенно нарастающего типа, предвозвестника нового физического типа.

Вы не должны забывать, что изменение в физическом типе человека всегда сопровождает новую форму религии и новую цивилизацию. Вы можете легко проследить это в истории великой Восточной расы, той расы, которая, по словам наших этнологов, возникла в своем чистом виде в Центральной Азии; я называю ее арийской расой, хотя название это не так общеизвестно, как оно было прежде; из среды этой расы совершались большие переселения на запад, всегда на запад. Теософы называют эти переселения подрасами. Вы можете проследить, как одно из этих переселений продвигалось по восточным берегам Средиземного моря и создало там великие цивилизации, одну из которых обнаружили только недавно; как другое переселение заняло Египет, еще другое создало Древнеперсидское царство, о котором мы знаем теперь лишь по преданиям, т. к. оно предшествовало тому персидскому царству, которое известно в истории. Еще одно переселение продвинулось дальше на запад, создало Грецию и Рим и перешло через Испанию во Францию, Ирландию и в нагорную Шотландию. Это последнее переселение мы называем кельтской расой, хотя мне думается, что в современной этнологии термин этот также вышел из употребления. Можно называть ее и латинской расой, не важно как называть — лишь бы различать разницу в типах. Затем появляется великая тевтонская раса. Многие из этих рас пришли в Англию и положили основание вашей свободе. Как было отмечено сэром Генри Мэн, происхождение их от восточной расы дало им в наследие их неугасимую любовь к свободе и к самоуправлению. И ваша свобода коренится в законах ваших праотцов — саксонцев, законах, которые не были написаны, но существовали еще до норманнского завоевания. После долгой борьбы норманны уничтожили свободные установления и основали феодальную систему, благодаря чему вам приходилось постепенно вырывать свою свободу у тех, которые стояли над вами, вместо того, чтобы развиваться всё шире и шире. И так, мы видим, что эти пять типов легко различаются между собой. Главный ствол расы пришел в Индию через Кашмир. Затем отправились колонисты, которые заселили берег Средиземного моря; образцы их работы были обнаружены при раскопках на Крите и они же описаны в древних легендах о Миносе и о лабиринте, который вновь открыт в наше время. Великая цивилизация Северной Африки оставила на южных берегах Средиземного моря до сих пор свои следы. А Персия и еще другие цивилизации — каждая из них представляет собой особый тип людей. Помня это, вы поймете почему, например, ирландцы и англичане никогда не ладят друг с другом. Они принадлежат к разным типам и отличаются друг от друга по темпераменту. Побуждением латинских народов служит скорее чувство, чем разум; они восприимчивее к красоте и стремятся к таким идеалам, которые говорят их чувству. Ирландцы также принадлежат к этим латинским расам, которые я предпочитаю называть кельтами. Теперь англичане и ирландцы могут быть друзьями, т. к. они пришли к соглашению, чтобы у каждой подрасы было свое управление, подходящее для неё, а не навязанное ей насильно другою подрасой. Все подрасы принимают участие в великой эволюции человечества; но хорошо знать их различия, т. к. признание их различий служит средством к миру и дружбе.

Нарождается в наше время еще другая, шестая подраса. Если вы хотите познакомиться с научной точкой зрения, — а я советую вам это сделать, — вы найдете подходящий для вас материал в Этнологическом Бюро в Вашингтоне. Там новая подраса уже выделена обычным научным путем посредством составной фотографии и т. п. Ученые называют этот тип американским. Но это ошибочно. Тип этот можно найти в разных частях света, и он часто встречается в Австралии. Особенно же его много в Калифорнии. На последнем заседании Британского Объединения в Эдинбурге секретарь Антропологического Общества смело высказал мысль о новом типе перед лицом ученых. Они смеялись над ним. Мне хотелось бы показать им газеты из Калифорнии, в которых помещены изображения этих особенных детей новой приближающейся расы. Характерной чертой этих детей является то, что они не столько рассудочны, сколько интуитивны. Вы вспомните, может быть, что несколько лет тому назад Бергсон указал на то, что следующим этапом развития человеческого сознания будет развитие интуиции, и что этот этап будет сильно отличаться от рассудочной фазы. Рассудок основывает свои наблюдения на том, что он видит снаружи, интуиция же сливает свою жизнь с жизнью человеческого существа и смотрит изнутри наружу. В Америке это уже признанное явление и говорят, что детей этих очень трудно учить в обыкновенных школах. Они не очень любят корпеть над книгой и учить ряд городов, стран и дат. Они скорее склонны уловить какой нибудь идеал и их раздражает, когда им начинают доказывать, что идеал этот действительно хорош. Они видят его. Они приводят в недоумение своих родителей и учителей. Количество таких детей всё увеличивается и существование такого типа уже признанный факт. Если вы просмотрите сделанные в Вашингтоне записи, то вы увидите, что и наука признаёт его. Я не могла говорить об этом девять лет тому назад как о факте, хотя сама я уже тогда знала его, но тогда это было фактом лишь для тех, кто изучал этот вопрос с иной, не научной точки зрения. Когда в истории появлялся новый тип людей, всегда одновременно приходил Великий Мировой Учитель, чтобы дать этой новой расе религию, которая развила бы её в известном нужном ей направлении. На этой религии, данной в основных чертах Учителем новой расе, основывается и её новая цивилизация. Теперь я попрошу вас обратить внимание на то, что каждая из упомянутых мною подрас имела своего Учителя. Одна из них, закончив свое дело, в сущности исчезла — та, которая заселяла берега Средиземного моря, Африку, Египет и т. д. Остальные же сохранились. Вы можете исследовать их. Каждая из них имеет за собой своего Основателя религии. Если же вы сравните любую цивилизацию с её религией, вы найдете, что цивилизация основана на религии, и это обычное явление у древних народов. В Ветхом Завете есть законы, относящиеся не только к религии, но и к таким вопросам, как земельная собственность. Однажды в Палате Общин, кто-то привел слова из Ветхого Завета о том, что земля не должна принадлежать кому-нибудь постоянно, ибо земля принадлежит Богу. Точно так же издаются и законы гигиены на основании религии. Религия, исходящая изнутри, строит всё общество. Священные Писания не являются теми узкими религиозными книгами, какими их принято считать — они касаются всей социальной жизни и политики народа. Вы можете убедиться в истине сказанного, если обратитесь к своему Великому Учителю. Я не касаюсь сейчас христианских сект, а лишь тех великих доктрин, которым учил Христос.

Вы склонны считать, что величайшие из этих доктрин еще не воплотились в христианском обществе. Но вы забываете, что религия должна дать не только цвет цивилизации, но должна также воспитать тот тип человечества, которому религия эта была дана. Вы увидите, что главной задачей христианства было развитие индивидуальности. Это было очень важно, потому что движение истории совершается циклически. Для прогресса мира было необходимо, чтобы индивидуальность сыграла б`ольшую роль в христианской цивилизации, чем она играла до тех пор. Говоря короче, западная цивилизация построена на индивидуальности; цивилизация же древних народов, в том числе и Азии, основана на семье. Разница в том, что если вы основываете цивилизацию на индивидуальности, на первом месте стоят права человека; если же вы основываете её на семье, то главным её признаком являются его обязанности. Чем больше вы будете изучать этот вопрос, тем больше вы будете убеждаться в истине сказанного. Следует прибавить, что и индивидуальность, и обязанности доведены были до крайности.

Мы видим, какое большое значение придавал Христос индивидуальности, когда он сказал:

"И какая польза человеку если он приобретает весь мир, а душу свою потеряет?" и "Какой выкуп даст человек за душу свою?". Вы затем увидите, что из всего мира только на Западе, и то лишь после распространения христианства, — не раньше — постепенно исчезло учение о перевоплощении. И легко понять почему. Оно было осуждено на одном из церковных соборов в том виде, в каком дал его Ориген. Оно продолжало существовать только в таких еретических сектах, как альбигойцы. Но если вы глубже вдумаетесь в этот вопрос, то вы увидите, что раз для развития человечества нужна была сильная индивидуальность, последняя не могла развиться так же быстро среди народа, который верил в перевоплощение, как среди того народа, который был поставлен в страшную необходимость — особенно ярко проявившуюся в средние века — верить, что человек живет лишь один раз, верить, что вечная жизнь после смерти зависит от того, как человек прожил свою короткую жизнь на земле, — жил ли он при этом несколько десятков лет, или же умер в детстве. Этой доктрины в её чистом виде придерживаются теперь уже немногие, но всё же она существует. Ничто так не способствовало росту индивидуальности, как это учение. Христианская цивилизация всегда отличалась соперничеством, она всегда боролась; она развивала ясность интеллекта и — хотя не всегда — сердечную широту. Это было очень полезно в тех случаях, когда люди сочувствовали страданию и стремились его облегчить. Но изучая христианское учение, вы увидите, что Христос дал нечто другое в противовес соперничеству. Как я уже сказала, цивилизация эта, как общество, до сих пор еще не достигла совершенства, и только идеалисты пытаются превратить общество в братский союз и уничтожить искусственно созданную разницу между людьми. Вы помните, как в отсутствие Христа ученики его поспорили о том, кто из них наибольший из всех (люди всегда спорят об этом). Он же сказал им в ответ: "Больший среди вас тот, кто служит. Я пришел к вам, чтобы послужить". И это то, что я назвала бы второй основной доктриной христианства. Тем не менее, идея служения распространена не настолько, чтобы на ней построилось общество. Христос учил своих учеников, что сильные должны нести немощи слабых, что сила должна быть употреблена на служение, а не на притеснение. Что силу ума так же грешно употреблять на притеснение, как и силу мускулов. Приходится признать, что современное общество отрицает одно из самых главных учений Основателя своей религии, ибо что может быть яснее следующих слов, написанных одним из его величайших учеников:

"Он был богат и стал нищ, чтобы мы через его нищету обрели богатство".

Когда богатые члены современного общества усвоят это учение и признают, что они богаты для того, чтобы помогать бедным стать богатыми, тогда только они будут иметь право называть Христа своим Учителем.

И так, к определенному человеческому типу приходит Учитель и даёт ему определенную религию, — старое учение облекает в новую форму, — и дает основанную на этом учении цивилизацию. В настоящее время имеются определенные признаки появления новой подрасы. За исключением правдоподобности пришествия Мирового Учителя, у вас сейчас нет никаких доказательств, что это исполнится, но едва ли найдется в мире страна, в которой не было бы множества людей, принадлежащих к разным религиям, которые не ждали бы возвращения Основателя своей религии. В буддийской Бирме существует секта, заключающая в себе тысячи людей, которые говорят о скором пришествии Бодхисаттвы (так они называют Мирового Учителя). Они даже строят помещение, в котором он мог бы проповедовать свое учение. Индусы ожидают Джагадгуру, как они называют Мирового Учителя. Много христиан также ожидает возвращения Христа, и это естественно, если правильно читать Новый Завет, где слово "век" неверно проведено как "вечность". И действительно, мы находимся при окончании старого века и при начале нового.

Я не хочу, чтобы вы всему этому верили только потому, что заявляю об этом я. Составьте свое собственное суждение, но рассмотрите вопрос, прежде чем отвергать его. Другим признаком пришествия служит появляющаяся в вулканической полосе Тихого океана новая земля. Появляются острова и происходят разные другие изменения. Около Чили сильно поднимается морское дно, и всё это предвестники будущих перемен в расположении воды и суши, что всегда сопровождает перемены, совершающиеся в самом человечестве.

Я не желаю, чтобы принимали всё это за истину с моих слов; каждый должен составить свое суждение на основании собранных им самим данных. Вы можете принять теорию, которая вас привлекает, но вы не должны делать из неё верования, пока сами не изучили и не исследовали её и не извлекли хотя бы одну крупицу из окружающего вас океана мудрости. Вот почему каждому следовало бы задуматься над тем, не находимся ли мы в самом деле при начале нового века, и не становятся ли уже очевидными внешние признаки этого наступления; это необходимо для того, чтобы не быть слепым и даже газеты читать иными глазами, отличая важное от неважного, потому что очень часто то, что важно, печатается где-нибудь в уголке, мелким шрифтом, а борьба за приз, скачки и всё, что будет забыто через несколько лет, выдвигается на самое видное место.

Следует также обращать внимание на те новые стремления, которые проявляют различные типы людей в окружающем нас мире. События не наступают внезапно, только люди слепы и не видят скрытых за внешней поверхностью признаков. Мы живем так поверхностно, что не удивительно, если не видим того, что скрыто в глубине. Но если начать изучать людей, окружающих нас, не найдется ли, несмотря на разваливающуюся цивилизацию, много признаков, подающих надежды и предвещающих начало нового века?

Я уже упоминала о том, что среди молодежи можно уже наблюдать зарождение мирового братства и мирового служения. Поговорите с любой группой молодежи, изложите перед ними широкие идеалы, и вы увидите, что они под влиянием ваших слов исполнятся энтузиазмом и захотят принять участие в создании великого будущего. Вы не сможете подействовать на молодежь призывом к корыстолюбию и к жажде наживы, но вы всегда подействуете на неё призывом к служению ближним. Молодежь, принесшая, быть может, с собой воспоминания из прошлого, чутко воспринимает красоту идеала, пока от соприкосновения с грубым внешним миром не потускнеет её чувство прекрасного. А она-то ведь и будет строителем будущего.

А теперь попрошу вас на минуту остановиться и подумать, что должно бы быть нашей главной заботой при настоящем тяжелом положений вещей. Вы знаете, какие бедствия породила война. Вы знаете, что тысячи людей, которые рисковали для нас своей жизнью, находятся в унизительной нужде, ходят по улицам и ищут себе работы. Разве у нас нет обязанностей по отношению к ним? Благодаря им мы не пережили, за исключением нескольких воздушных налётов, всех ужасов войны, какие пережила Франция, и не должны ли эти люди по справедливости находиться на попечении нации? Возможно ли отказать им в помощи?

Стыдно видеть — при том количестве денег, которое тратится повсюду — как неохотно дается им даже та небольшая помощь, которую обеспечивает за ними закон страны. Допустимо ли, чтобы человек, который рисковал своей жизнью и своим здоровьем и вследствие этого остается без заработка, допустимо ли, чтобы такого человека выселяли из квартиры, потому что у него не хватает денег заплатить за нее? У многих из вас также не хватило бы денег на плату за квартиру, если бы эти люди не встали грудью, защищая вас от опустошения, приносимого войной. Неужели, зная это, возможно отказать им в нескольких лишних шиллингах в неделю, в то время, как столько денег тратится на предметы роскоши? Мы должны стремиться к братству, а если ваш родной брат умирал с голоду, вы не отказались помочь ему, хотя бы сами стали от того немного беднее? Мы должны, наконец, понять, что человечество действительно одна семья, и что страдание кого либо из его членов есть страдание всех. Нельзя, допуская чтобы страна ваша жила так, как она живет теперь, рассчитывать на возможность принять участие в создании будущего. Все, у кого есть глаза, чтобы видеть будущее, должны поощрять только то, что способствует общему благу, а не частной наживе.

Вы, быть может, скажете на это: "Да вы социалистка!" Да, я социалистка. Вы, может быть, прибавите еще, что я — член Рабочей партии. Да, я член Рабочей партии и я горжусь этим. Но я должна добавить к этому следующее: грядущий тип цивилизации будет тем, что многие из вас называют социализмом. Вначале это не будет совершенный социализм, ибо истинный социализм не прокладывает себе пути силой, кровопролитием и разрушением только для того, чтобы его последователи могли торжествовать над теми, кто (надо сознаться) несправедливо богаты. Истинный социализм, чтобы избавиться от нищеты, отыскивает её причины; он действует убеждениями и доводами, а не насилием. Социализм настанет тогда, когда большинство из власть имущих страны придет к убеждению, что необходимо изменить самую основу вашей цивилизации; тогда они победят с помощью закона, а не благодаря насилию толпы.

Прибавлю к сказанному еще одно последнее слово. Взгляните на ваше великое государство,[3] — это слово я предпочитаю названию "империя", — у вас есть возможности, каких нет ни у одной нации в наше время. Вам дана возможность работать для путей праведных. Вы можете, если захотите, содействовать Благим Силам. Но Благие Силы не насилуют никого, — ни нации, ни отдельных людей, — и если вы откажетесь им содействовать, возможность эта будет потеряна для вас.

Вы — единственная нация, которая в состоянии примирить Восток и Запад, примирить белую расу с цветной. Никто другой не может этого сделать. Большая часть вашего государства состоит из цветных народов. Этого нет ни у одной нации в настоящее время. Вы завоевали это положение в мире. Возможности даются не даром, и вы заслужили эту возможность благодаря тому, что в минуту испытания взяли на себя трудную задачу уничтожения рабства и из своих средств заплатили стоимость людей, превращенных в товар. Вы думали, что нация обеднела через грехи отдельных людей. В действительности, нация, которая совершает подвиг во имя человеческой справедливости, всегда приобретает возможность совершить еще больший подвиг. Вы боролись за свободу, правда, не всегда мудро, но нет такой нации, которая всегда бы проявляла мудрость, — но вы боролись храбро, упорно и стойко, настолько, что ваш маленький остров по справедливости прозвали крепостью свободы. Но если вы, видя эту широкую всемирную возможность, скажете: "мы хотим иметь подданных, а не братьев, мы будем утверждать свое превосходство над теми, кого мы считаем ниже нас" ("ниже", несмотря на то, что величайшие цивилизации мира принадлежали цветным расам, а также и почти все Великие Учителя), если вы настолько безумны, что откажетесь от предложенной вам возможности, ваша Империя погибнет; то будет окончательным отрицанием братства среди народов современного мира.


Примечания:



2

Deadlock по-английски означает и тупик, и "мертвый затвор", требующий особого ключа.



3

Commonwealth, буквально "общее благо"; так многие и между ними принц Уэльский, называют все владения Англии, иногда прибавляя "Commonwealth of Nations". — Прим. перев.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх