Глава 1


Обзор


Тем, кто верит, что наука способна объяснить все природные явления с помощью причины и следствия, идея спиритического подхода к восприятию Вселенной может показаться немыслимой. Наука, ограниченная жесткими математическими законами и четко определенным взглядом на реальность, обычно рассматривает интуитивные способности, высшее «Я» или же духовный мир человека как предрассудки или же ложные убеждения. Однако тот факт, что спиритизм находится вне сферы науки, не мешает последнему играть важную роль в жизни людей.

Таро – это своеобразный инструмент пробуждения наших интуитивных способностей, мостик к нашему внутреннему миру. Это метафорическая система, которая ведет нас дорогой мифического героя, дорогой приключений и открытий в самом себе. Сопоставляя между собой архетипические символы Таро и повседневные события, мы сможем исследовать свою личную мифологию и развить более реальный и четкий взгляд на свою жизнь.

Суть Таро заключается в том, что эти карты помогают нам медитировать, размышлять, созерцать, анализировать проблемы, находить и распознавать решения, развивать нашу интуицию, лучше понимать себя, расти духовно. Карты Таро ведут к просветлению и помогают нам прикоснуться к духовности Вселенной, чего нельзя сделать другим способом. Они не всегда дают конкретные предсказания, хотя делают это довольно часто. Но в любом случае они предлагают альтернативный вариант и новый подход к решению различных проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни.

Колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, похожих на современные игральные карты. Карты Таро делятся на три типа: двадцать два козыря (Аркана), сорок цифровых и шестнадцать фигурных (персонажных) карт.

История Таро

Первые упоминания о картах Таро относятся к XTV веку. Знаток Таро Артур Э. Уэйт утверждает, что до этого времени подобной колоды не существовало. Некоторые приверженцы Таро считают, что карты появились еще на тысячу лет раньше, но это голословное утверждение, ибо никаких научных доказательств этого не существует.

Первоначально Таро использовали как обычные игральные карты. Впервые карты Таро.были упомянуты в 1332 году, когда король Леона и Кастилии Альфонс XI издал указ о запрещении карт. Римская католическая церковь наложила на карты проклятие, назвав их происками дьявола. Карты Таро стали именоваться не иначе как «Библией Дьявола» или «Дьявольскими картинками».

Предполагают, что название «Таро» могло образоваться от итальянского названия колоды XIV века «тароччи», обозначавшего «триумф» или «козыри». Такие колоды состояли из семидесяти восьми карт, которые в свою очередь делились на четыре масти и двадцать две козырные карты. Этими картами играли в игру под названием «тарок». Французы заимствовали у итальянцев слово «тароччи», которое позже трансформировалось во французское «таро». Парижские изготовители карт в XVI веке называли себе «таротьерами». Игра «тарок» существовала и в Германии.

Свою популярность карты Таро завоевали частично благодаря интригующим картинкам, присутствующим на двадцати двух картах Старших Арканов. Согласно одной из теорий, карты Старших Арканов во времена Ренессанса являлись одной из разновидностей «ars memorativa» – системы визуального запоминания информации с помощью картинок, которая использовалась для обучения посвященных оккультным дисциплинам.

Но широкое распространение печатных материалов не представлялось возможным до 1436 года – времени изобретения И. Гутенбергом печатного пресса. Обучение населения чтению и письму не проводилось вплоть до времен Реформации, а общественной нормой грамотность стала только в ХГХ веке. В определенной степени отсутствие грамотности народу заменяли символы и картинки Таро, привлекая внимание своими аллегорическими и архетигшческими образами. Подобно рай скому яблоку – запретному плоду эдемского сада, запрет карт Таро способствовал их повсеместному тайному распространению»

На определенном этапе картами стали пользоваться для предсказания судьбы. В западной культуре игра в карты с легкостью перешла в толкование будущего во многом благодаря тому, что на протяжении всей истории человечества толкование символического значения любого выбранного наугад предмета использовалось для предсказания грядущих событий. Начиная с XIV века цыгане начали активно использовать Таро как способ гадания и распространили э т у практику по всей Европе.

По мере того как общественное мнение все больше склонялось к научному мировоззрению, репутация Таро ухудшалась. Современные исследователи Таро склонны рассматривать эту магическую колоду скорее в качестве инструмента для самопознания и самоактуаяизации, хотя многие специалисты, практикующие Таро, отмечают, что эти карты нередко способны предсказывать события будущего. Однако в любом случае путешествие в мир Таро обещает быть очень увлекательным, независимо от того, будете ли вы использовать карты для предсказаний, для развития своего воображения или же для личного духовного роста.


«Золотая Заря»

В XIX и начале XX века вновь возобновился интерес к оккультным дисциплинам, включая астрологию, Таро, ритуальную магию, еврейскую Каббалу, гностицизм и т. п. Магический Орден «Золотая Заря» являлся самой влиятельной группой, способствовавшей этому процессу. Исследовательские работы членов этого Ордена по сей день продолжают оказывать влияние на современный оккультизм, Артур Эдвард Уэйт, член «Золотой Зари», в 1910 году опубликовал свою книгу «Ключ к картинкам Таро». По поручению и под руководством Уэйта художник и драматург Памела Колеман Смит создала колоду Таро. Для образов, изображенных на картах, Уэйт использовал различные оккультные философские символы. Колода Уэйта стала самой популярной и влиятельной колодой Таро в XX веке.


К. Юнг и Таро

Магическая связь между случайным расположением карт в раскладе и событиями нашей жизни остается нераскрытой загадкой. Современная наука, не имея никаких концепций для объяснения этого феномена, предпочитает считать эту связь плодом суеверий. Карл Юнг (1875-1961 гг.), напротив, предложил объяснение, основанное на принципе синхронности, или значимого совпадения.

Как практикующий психоаналитик, Карл Юнг заметил, что события внешнего мира часто имеют символические соответствия в психологическом состоянии его пациентов. Он отмечал, что иноГДа эти значимые совпадения создают «впечатление, что существует некоторое предчувствие о приближающихся событиях». Юнг доказал, что синхронные совпадения – это невероятные случайные события и «единственное видимое звено между ними – общее значение, или эквивалентность». Он уподоблял свою идею синхронности концепции предопределенной гармонии Лейбница (вера в то, что Вселенная развивается согласно божественному плану) и древнегреческой идее космической симпатии или соответствия (вера в то, что некоторые законы» применимые ко Вселенной, могут быть аналогично применимы к событиям человеческой жизни).


Фотография момента

Разрабатывая свои теории, Юнг исследовал древние системы предсказаний, включая Ицзин, Таро и астрологию. В своих работах о китайской предсказательной системе Ицзин, или Книге Перемен, Юнг писал, что современная наука «основывается на принципах причинности, и причинность считается аксиоматической истиной, которую не нужно доказывать… Восточный же разум тщательно исследует, взвешивает, отбирает, классифицирует, выделяет. Китайская фотография момента фиксирует все происходящее до бессмысленной малейшей детали, потому что все это входит в наблюдаемый момент». Подобно Ицзин или астрологическим картам, расклады Таро тоже представляются своеобразной «фотографией момента», включая в себя ту часть пространственно-временного континуума*, которая является неотъемлемой частью всего полотна пространства и времени.

Идея пространственно-временного континуума берет свое начало в теории относительности Альберта Эйнштейна. Выдающийся ученый отрицал, что понятия пространства (длина, ширина и высота) и времени не связаны между собой и являются совершенно различными концепциями. Другими словами, время – это неотъемлемый аспект бытия, и невозможно описать нто-либо существующее без упоминания времени его существования. То время, когда что-либо берет начало своему существованию, является его неотъемлемой частью и помогает его отождествлению. Если бы у вас было такое же физическое тело, как и сегодня, но вы родились бы в другой период времени, то вы были бы уже совершенно другим-человеком. Искусства предсказания, такие как Таро или астрология, помогают нам с помощью логических размышлений получить доступ к качеству или природе времени.

Юнг писал, что «набор картинок Таро когда-то произошел от архетипов трансформации». Он описывал Таро как часть символичного процесса, который «получает опыт в образах и из образов». Согласно Юнгу, символичный процесс начинается, когда мы попадаем в «темную аллею», или непредсказуемую ситуацию. Юнг считал, что целью изучения Таро (или любого другого символичного процесса) является «озарение или высшее сознание, с помощью которого мы рассматриваем изначальную ситуацию на более высоком уровне». Многие современные специалисты по Таро считают, что карты – это средство соприкосновения с мудростью архетипов коллективного бессознательного, где можно почерпнуть основные типы состояния человека.


Потребность в вере и оптимизме

Карл Юнг придавал большое значение исследованиям Д. Б. Райна, который обнаружил, что настроение человека играет решающую роль в достижении успеха в экспериментах по экстрасенсорному восприятию. Райн заметил, что некоторым людям, принимавшим участие в опыте, изначально удавалось довольно успешно отгадывать задуманное, но чем дольше продолжалось это задание, тем хуже становились результаты.

Из этого опыта Райн сделал вывод, что ухудшение результатов связано с ухудшением настроения человека. Как сказал об этом Юнг, «если изначально присутствуют вера и оптимизм,то результаты будут лучше». Чем меньше интереса проявляет человек, чем скептичнее он относится к эксперименту, чем больше сопротивляется, тем хуже становятся результаты. Согласно Юнгу, «эмоциональный фактор просто имеет значение условия, при котором феномен будет проявляться, хотя этой не обязательно». Наблюдения Райнаи Юнга, доказывающие,, что настроение человека влияет на восприятие, имеют важное значение для оптимального использования Таро.


Психологическая проекция и Таро

Концепция синхронности Юнга помогает нам объяснить предсказательный потенциал Таро, а современная теория проверки психологических проекций помогает понять, каким образом можно использовать Таро для самопознания. Большинству специалистовпсихологов известен тест «чернильного пятна» Роршаха, или тест тематической апперцепции. В этом случае человеку показывают серию непонятных картинок и просят его высказать свои мысли по поводу того, что он видит на этих изображениях. Специалисты интерпретируют ответы и составляют психологический портрет тестируемого, основываясь на содержании и модели его ответов. Карты Таро действуют подобным образом. Они позволяют нам спроектировать на них образы своего подсознания. Если мы проанализируем полученные проекции, то узнаем очень многое о своих мыслях.

В журнале «New Realities» («Новая реальность») за май/июнь 1990 г. биохимик Л. Д. Шеперд объяснила, каким образом карты Таро помогли ей достичь более глубокого самопонимания: «Расклады Таро помогают мне бороться с собой, не утрачивая при этом оптимизма. Они часто указывают на такие моменты, о которых я даже и не подозревала; это удивительно, но карты отражают то, что скрыто глубоко во мне. Таро помогают мне выбраться из круговорота привычных мыслей и сосредоточиться на чем-то конкретном, построить откровенный диалог с собой. Известно, что прогресс и направление научной мысли огранич ены кругом тех вопросов, которыми мы задаемся; наш личностный рост тоже ограничен подобными вопросами. Возникающие вопросы отражают наши представления, увлекают нас в будущее, к еще неизведанным сферам бытия. Хорошим иллюстративным примером этому могут служить мастера Дзен, которые не используют лекции при обучении своих учеников. Они ждут, когда ученик задаст свой вопрос. Мастера Дзен убеждены, что только тогда ученик готов услышать ответ и достаточно созрел для того, чтобы воспользоваться полученными знаниями».


Эффект Барнума

Не все ученые до такой степени открыты для веры и восприятия всего нового и так духовно настроены, как биохимик Л. Д. Шеперд. В журнале «New Scientist» («Новый ученый») от 3 декабря 1988 г. Кристофер Джойс предвещает для всего общества ужасные последствия, которыми грозит интерес к наукам Нью Эйдж. Г н Джойс предупреждает об «опасности, которая ожидает нас, если большая часть общества отвергнет рациональное, эмпирическое мышление, основу всего,-от скрепки до компьютера» Возможно, г-н Джойс признает негодным все то, что он не понимает Может быть, ему помогут перефразированные слова Иисуса: «Какая польза человеку в том, что он приобретет все скрепки и компьютеры, а собственную душу потеряет?».

Г-н Джойс критикует П. Т. Барнума, который высказал следующую мысль. «Каждую минуту рождается простофиля». Эффектом Барнума назвали патологическую склонность многих из нас верить личным ощущениям и убеждениям, если они носят расплывчатый характер, льстят нам и вызывают ощущение того, что они предназначены исключительно для нас (например, гороскопы в газетах). Хотя я и согласен, что мир населяет огромное количество легковерных людей (простофиль1), тем не менее я утверждаю, что непредвзятое изучение Таро убедит непредубежденного читателя в определенных достоинствах этих карт.


Некоторые личные наблюдения

Эта книга родилась из моих попыток изучить Таро Я читал различные издания, посвященные этим картам, и замечал, что мнения многих авторов о значении карт противоречат друг другу. Возможно, Кристофер Джойс все-таки прав? Может быть, Таро – это еще одно из проявлений эффекта Барнума? Я пытался всевозможными способами опровергнуть подобную мысль и в конце концов решил предоставить слово самим картам. В результате мне удалось разработать методику, которая помогла определить значения карт, сопоставляя их с событиями реальной жизни.

Каждое утро я выкладывал пять карт и записывал расклад в блокнот. Я раскладывал первые четыре карты по четырем углам воображаемого квадрата, а последнюю карту, пятую, клал в центр квадрата – она обозначала ключевой момент дня. Я назвал этот расклад «ключевой момент и варианты». Каждый вечер я подводил итоги, вспоминая, что произошло за день. Я воспроизводил в памяти события, произошедшие в моей личной жизни и в мире в целом, свои чувства и пытался найти связь между событиями, эмоциями и пятью картами, разложенными утром. Вот схема моего расклада:


Как ни странно, но вечером мне неизменно удавалось определить, какие события дня соответствуют каждой выложенной карте. Из различных книг по Таро я выписал стандартные значения семидесяти восьми карт колоды. Каждый вечер я добавлял к ним новые трактовки, исправлял расхождения, которые обнаруживал между значениями, приведенными в различных источниках, реальными событиями и чувствами. Например, однажды звезда баскетбола Мэджик Джонсон публично заявил, что является носителем ВИЧ В то утро в моем раскладе появились Башня, тройка Мечей в перевернутом положении, десятка Мечей в перевернутом положении, шестерка Кубков в перевернутом положении и восьмерка Пентаклей в перевернутом положении. Так как в раскладе было много Мечей, да еще и Башня в придачу, я ожидал каких-то новостей о болезни, смерти или конфликте. Отсутствие в раскладе Жезлов, символизирующих надежду на жизнь, тоже имело важное значение.

В течение нескольких недель я ежедневно раскладывал пять карт, затем стал делать это реже. Я настроился на ритм.карт, научился больше доверять своей интуиции в том, когда именно следует обращаться за советом к картам. Иногда я брал из колоды одну или две карты. Бели я чувствовал, что сейчас не совсем подходящее время для нового расклада, я брал еще одну карту, которая помогла бы разъяснить предыдущий расклад. Приведу сле дующий пример.

Во вторник 19 марта 1992 года расклад был такой:



Этот расклад меня сразу же поразил. Появление карты Старших Арканов Глупец первой говорило о том, что должно произойти нечто важное. Глупец – это архетип начала важного личного путешествия, а карты Старших Арканов предсказывают знаменательные события в нашей жизни. Остальные четыре карты были Мечами. Как и в раскладе о Мэджике Джонсоне, преобладание Мечей говорит о враждебных силах, стрессе, напряжении, конфликте, болезни, окончании, смерти, борьбе. Пятой картой оказалась тройка Мечей в правильном положении. Тройку Мечей называют еще картой «бурных эмоций». Она может предсказывать сложный эмоциональный период, в котором нас ожидают потери. Эта карта также может обозначать необходимость отделения или рассечения. Если это расклад о здоровье, то. тройка Мечей говорит о необходимости хирургического вмешательства.

Четверка Мечей во второй позиции указывает на необходимость отдыха, медитации, передышки и восстановления сил. Она может обозначать время, проведенное в больнице. Перевернутая восьмерка Мечей в третьей позиции указывает удаление заблокированное™, ограниченности или препятствий. Перевернутую десятку Мечей (четвертая позиция) иногда можно назвать картой «предотвращенной опасности». Очень часто перевернутая десятка Мечей указывает на необходимость молитвы или несет предупреждение о смерти.

Я отнесся к этому раскладу со всей серьезностью и решил не обращаться к картам до тех пор, пока этот расклад не реализуется. Утром в понедельник 23 марта 1992 года я узнал, что на выходных умерла жена одного моего уважаемого коллеги. Позже, вечером, у восьмилетнего сына моего лучшего друга появились неожиданные неврологические симптомы. Ему потребовалось нейрохиургическое вмешательство, чтобы удалить угрожающее жизни скопление цереброспинальной жидкости, закупоривающей сосуды мозга. Мы с женой были очень дружны с этой семьей, поэтому чувствовали себя эмоционально опустошенными {о чем и говорила тройка Мечей).

Во вторник 24 марта я решил вытащить из колоды разъясняющую карту. Пока я перемешивал колоду, из нее выпала карта Влюбленные в правильном положении. Я давно заметил, что если во время перемешивания из колоды выпадает карта лицом вверх, то она предсказывает нечто очень важное. В то время я пользовался колодой Уайта, а в ней на карте Влюбленные изображен Архангел Рафаил, покровитель целителей, взирающий на Влюбленных. Я воспринял это как знак помощи могущественных целительных сил. Я отложил карту Влюбленные и вытащил еще одну разъяснительную карту, как и хотел сделать вначале. Этой картой оказался Король Кубков в правильном положении. Король Кубков – это карта сострадания и совета со стороны доброго и знающего врача.

В среду 25 марта УЗИ показало, что закупорка вызвана опухолью мозга. Я сам врач, поэтому очень активно помогал семье мальчика найти лучших специалистов (согласно Таро, какая-то часть моей личности была Королем Кубков). В воскресенье 29 марта вместе с родителями мальчика мы отправились на повторный прием к нейрохирургу, который принял нас у себя дома. Это был еще один Король Кубков. Он не взял с нас платы за консультацию и сказал: «Я делаю это, потому что люблю детей». Операция была назначена на вторник 2 апреля 1992 года.

Чтобы немного успокоиться, в понедельник 30 марта я решил вытащить из колоды еще три разъяснительные карты. Вот они: Маг в правильном положении, Туз Пентаклей в правильном положении, Суд в правильном положении. То, что в раскладе появились две карты Старших Арканов, указывало на серьезность ситуации. Маг символизировал нейрохирурга, который для удаления опухоли применял современную магию, пользуясь при этом техническими средствами. Туз Пентаклей – обнадеживающие новые начинания в материальной сфере, это карта хорошего здоровья. Карта Суд указывала на возрождение или воскрешение из мертвых – это феникс, возрождающийся из пепла. Я воспринял это как знак, вселяющий надежду на выздоровление. Всего несколько десятилетий назад, когда УЗИ еще не было изобретено, опухоль не удалось бы обнаружить на начальной стадии и мальчик был бы обречен.

Во вторник 31 марта 1992 года я вытащил последнюю карту, чтобы узнать, чего ждать от предстоящей операции. На этот раз ею оказалась перевернутая десятка Мечей. Обратите внимание, что десятка Мечей присутствовала в самом первом раскладе. Я воспринял ее как знак того, что смерти удастся избежать, и как совет довериться высшим силам В среду I апреля, в день накануне операции, родители мальчика заказали в церкви специальную службу. Более сотни друзей семьи пришли помолиться о здоровье мальчика, взывая к высшим силам о помощи Операция прошла хорошо, и мальчик пошел на поправку В субботу 4 апреля, спустя четыре дня после того как я вытащил из колоды перевернутую десятку Мечей, я получил известие о смерти коллеги. Десятка Мечей может указывать как на то, что смерти удастся избежать, так и на то, что может быть получено известие о смерти

На протяжении года, прошедшего после операции по удалению опухоли мозга, мальчик чувствовал себя хорошо. Потом ему сделали повторную операцию и он прошел курс химиотерапии. В среду 18 января 1995 года ему должны были сделать очередное УЗИ. В то утро я достал из колоды тройку Мечей, и это меня очень расстроило. На следующий день я узнал результаты УЗИ: опухоль, которую теперь уже нельзя было оперировать, начала увеличиваться. Образ сердца, пронзенного тремя мечами, очень точно передавал то состояние, в котором пребывали мы все Однако сейчас, когда я пишу эти строки, наступил период ремиссии и мальчик чувствует себя хорошо.

Личные наблюдения убедили меня в том, что порой одна-единственная картинка может стоить тысячи слов. Ни одна книга не в состоянии точно передать значения символов Таро Каждый, кто решил изучить эту гадальную систему, постепенно создаст свой уникальный набор интерпретаций и ассоциаций для каждой карты. Книги по Таро, и моя в том числе, могут лишь дать некоторые подсказки и направить логические рассуждения в нужное русло. Но конечные варианты трактовок станут вашей индивидуальной и уникальной системой гадания.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх