|
||||
|
3. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯПлан совместных действийНа основе замысла операции, заявок на авиационную поддержку наземных войск и воздушной обстановки полевая армия и авиационная дивизия составляют ориентировочный план совместных действий на ближайшие 24 часа. В этом плане в первую очередь учитываются задачи на воздушную разведку и непосредственную поддержку боевых действий наземных войск, если эти задачи не идут вразрез с принципом сосредоточения основных усилий на решающем направлении (схема 13). Организация управления Заявки на поддержку наземных войск передаются из дивизий непосредственно на общий командный пункт наземных войск и тактической авиации. Одновременно об этом ставится в известность командир корпуса. Если заявка не соответствует замыслу командира корпуса, то он может в нее внести соответствующие изменения. Представители от тактической авиации, находящиеся в боевых порядках наземных войск, в случае напряженной обстановки имеют право сами подать заявку непосредственно на общий командный пункт. В этом случае промежуточные командные инстанции также могут вмешаться в решение данного вопроса. На общем командном пункте офицерами наземных войск и авиационными офицерами принимается совместное решение о том, какие заявки на поддержку наземных войск необходимо удовлетворить и какие отклонить. Затем устанавливается степень очередности выполнения этих заявок. Командование авиационного соединения на основе совместного решения выделяет соответствующие силы авиации. Для управления самолетами, находящимися в воздухе, в распоряжении авиационного командования имеется система наведения и связи, состоящая из радиолокационных станций, средств радиосвязи и других средств управления. Важную роль в этой системе играют посты наведения, на которых находятся представители от тактической авиации. Они берут на себя управление авиационными подразделениями, действующими на их участках, и облегчают экипажам самолетов отыскание целей путем четкого целеуказания. В некоторых случаях посты наведения могут сообщать самолетам сведения об изменении положения цели или направить подразделения авиации на вновь выявленные важные цели. Поэтому они являются решающим вспомогательным средством совместного тактического руководства авиацией. Интересы наземных войск требуют оказания постам наведения всесторонней поддержки. Особое внимание при этом должно быть обращено на постоянную информацию представителя от авиации об изменениях обстановки, а также обеспечение его такой же бронированной машиной, какая имеется у командира взаимодействующего соединения наземных войск. Во время наступления командир поста наведения должен находиться в непосредственной близости от переднего края вместе с командиром взаимодействующего соединения наземных войск. Только так может быть обеспечено уничтожение важных целей и предотвращено сбрасывание бомб на свои войска[17]. В условиях современных скоротечных операций не следует отказываться также и от установления (не оправдавшего себя во время последней войны) «рубежа безопасного бомбометания». Пост наведения не принимает участия в наведении авиации на цели, находящиеся в тылу противника. В этом случае авиационные подразделения наводятся на цель центральным пунктом управления воздушного флота. При действиях авиации вблизи линии фронта решающее значение будет иметь выдвижение командира авиационной дивизии или его заместителя непосредственно в передовые боевые группы наземных войск для того, чтобы он имел возможность лично управлять боевыми действиями своих самолетов. Фактор времениПри совместных действиях наземных войск и авиации важная роль принадлежит фактору времени, который при организации взаимодействия должен обязательно учитываться. С момента вызова истребителей-бомбардировщиков до момента сбрасывания ими бомб и ракет, как правило, проходит 1,5–2 часа. В связи с высокой скоростью современных самолетов осуществить перенацеливание авиации во время полета в большинстве случаев не представляется возможным. Таким образом, вызов истребителей-бомбардировщиков никогда не обеспечивает немедленной помощи, как это имеет место при вызове огня артиллерийских батарей, находящихся на огневых позициях. Действия истребителей-бомбардировщиков по времени скорее всего можно сравнить с выдвижением и открытием огня батарей, вновь прибывших на данный участок фронта или переместившихся вперед. Это необходимо учитывать при вызове авиации и выборе цели. В некоторых случаях время вызова авиации можно значительно сократить путем введения более высокой степени готовности экипажей на аэродроме, например при дежурстве экипажей в кабинах самолетов или при дежурстве самолетов в полной готовности к немедленному взлету. Метеорологические условия Метеорологические условия имеют для летчика такое же значение, какое имеет характер местности для пехотинца или танкиста. Однако неблагоприятные метеорологические условия в районе аэродрома в момент поступления заявки еще не означают невозможности ее выполнения. Это объясняется тем, что аэродром, как правило, находится на удалении 50-100 км от линии фронта, а также тем, что к моменту нанесения удара по цели условия видимости могут существенно измениться. Применение истребителей-бомбардировщиков Истребители-бомбардировщики подобно танкам являются оружием маневренной войны. В ней полностью проявляется мощь этих машин, а также смелость и летное мастерство экипажей. В современной войне, когда боевые действия характеризуются быстрыми изменениями обстановки, авиация будет действовать по принципу «свободной охоты». При таком способе боевых действий невозможно установить твердые правила для выбора целей. Выбор целей в значительной степени будет зависеть от результатов воздушной разведки. Решение о способе осуществления налета командир авиационного подразделения будет принимать сам в момент нахождения самолетов над районом цели. Это решение будет находиться в прямой зависимости от боевой обстановки и противовоздушной обороны противника. Задачей истребителей-бомбардировщиков, выделенных для непрерывных действий вдоль дорог на направлении главного удара, является изоляция поля боя на глубину до 30 км. Какие результаты могут быть достигнуты при таких действиях, показывает пример из опыта Второй мировой войны. При высадке десанта противника на побережье пролива Ла-Манш двум немецким танковым дивизиям на переброску из Восточной Франции в Нормандию потребовалось столько же времени, сколько необходимо было для перевозки их из Польши в Восточную Францию. Другое соединение, перебрасываемое из Голландии к району высадки по железной дороге, находилось в пути 16 дней. Поэтому следует отметить, что быстрая переброска войск возможна лишь при наличии превосходства в воздухе. Нельзя также забывать и о том, что эффективность действий истребителей-бомбардировщиков может быть значительно снижена, если противник будет совершать марши с широким рассредоточением войск на больших пространствах и ночью. При позиционных боевых действиях, а также при временном прекращении наступления на отдельных участках, например в случае захлебнувшегося наступления, или при внезапном переходе к обороне при встрече с крупными танковыми силами противника истребители-бомбардировщики наносят удары, как правило, по точно разведанным целям. В такой обстановке наведение истребителей-бомбардировщиков на цели производится постами наведения тактической авиации. В этом случае правильный выбор цели имеет решающее значение. Например, цели, расположенные на большой площади, экономичнее и эффективнее уничтожать огнем артиллерии, а не ударами истребителей-бомбардировщиков. К таким целям, в частности, относятся окопавшаяся пехота, тяжелое оружие пехоты в окопах и другие объекты, трудно распознаваемые с воздуха. Это подтверждается многочисленными примерами из прошлой войны. Так, например, 22 июня 1944 г. 562 истребителя-бомбардировщика и 387 легких бомбардировщиков противника нанесли удар по позициям немецкой пехоты, оборонявшейся под Шербуром в полосе наступления двух американских дивизий. Несмотря на то что позиции немецкой пехоты были удалены от противника всего на 400 м, немецкие потери были небольшими и попытка прорыва обороны, предпринятая американцами, не увенчалась успехом. Более того, американские войска понесли потери в результате ошибочного сбрасывания бомб своей авиацией. В ходе прошедшей войны авиацию часто вызывали для нанесения ударов по лесам, которые якобы были заняты противником. В этих случаях можно было заранее предвидеть, что действия истребителей-бомбардировщиков окажутся безуспешными. Лесной массив с воздуха наблюдается в виде однообразной поверхности, и выявить в этих условиях цели авиация может лишь в исключительно редких случаях. Поэтому при ведении боевых действий в лесистой местности теряется важнейшее боевое качество истребителя-бомбардировщика — точность удара. Если же попытаться решить задачу бомбометанием по площадям, то понадобятся не отдельные самолеты, а эскадры бомбардировщиков, которых в составе тактической авиации в достаточном количестве нет. Те эскадры бомбардировщиков, которые имеются в составе тактической авиации, предназначаются в первую очередь для действий по более важным целям. Что касается небольших лесных участков, занятых значительными силами противника, то они, наоборот, являются подходящими целями для истребителей-бомбардировщиков. При нанесении ударов по таким целям особенно эффективны напалмовые бомбы. Разрушение мостов связано с большим расходом бомб и риском понести потери от огня зенитных средств противника. Поэтому целесообразно истребители-бомбардировщики использовать для разрушения лишь тех объектов, которые оказывают решающее влияние на результаты боя. Особенно выгодными целями для истребителей-бомбардировщиков являются скопления войск у мостов, обнаруженные воздушной разведкой. Итак, наиболее выгодными целями для истребителей-бомбардировщиков являются пехота и танки на исходных позициях, прорвавшиеся в оборону танки, огневые позиции батарей, узлы и участки коммуникаций, а также любые скопления войск противника. Если противник успел выйти с исходных позиций и продвигается в сильно расчлененных боевых порядках, то применение истребителей-бомбардировщиков будет уже менее эффективным. Наоборот, если противник после неудачной атаки готовится к повторной атаке, то в результате налетов истребителей-бомбардировщиков он может быть окончательно разгромлен. Применение разведывательных самолетов На разведывательные самолеты тактической авиации возлагается ведение наблюдения за противником и продвижением своих войск. Данные воздушной разведки являются основой для планирования действий тактической авиации и наземных войск. Но эти данные теряют свою ценность, когда они поступают в войска с опозданием. Все командные инстанции должны проявлять постоянную заботу о том, чтобы разведывательные материалы, в частности аэрофотоснимки и разведдонесения, составленные на основе изучения аэрофотоснимков, не оставались в виде «коллекций» в высших штабах, а немедленно размножались и в требуемом количестве срочно рассылались в войска. В обороне, например, недостаточно ограничиться одноразовой аэрофотосъемкой важнейших участков и рассылкой этих снимков в войска. Необходимо постоянно иметь возможно более свежие аэрофотоснимки. Поэтому следует неоднократно повторять аэрофотосъемку одних и тех же районов. Результаты разведки должны как можно скорее доводиться до штабов соединений наземных войск. Данные воздушной разведки могут быть непосредственно переданы по радио экипажем разведывательного самолета офицеру связи от авиации, находящемуся при штабе взаимодействующего корпуса. Кроме того, эти данные могут быть также переданы в другие соединения и части наземных войск, имеющие радиосвязь с разведывательными самолетами, например в дивизии, разведывательные батальоны и т. д. Штаб разведывательной эскадрильи после возвращения самолетов на аэродром может передать результаты разведки в штаб корпуса, которым ставились задачи на разведку. Разведывательные авиационные группы передают разведданные в штаб полевой армии, используя для этого офицера связи. Примечания:1 Термин «пехота» употребляется в собирательном значении. Под пехотой в данном случае понимаются войска, ведущие бой в пешем строю, — стрелки, гренадеры, егеря, горные стрелки и спешенная моторизованная пехота бронетанковых войск. — Прим. автора. 17 В связи с этим нельзя не напомнить о том, что во время операции «Цитадель» в июле 1943 г. под Курском в двух из 16 танковых дивизий в результате ошибочных бомбардировок своих войск были выведены из строя командир и начальник штаба дивизии. — Прим. автора. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|