|
||||
|
ПРЕДИСЛОВИЕБернард Клэри [1] , адмирал ВМС США Военно-морские силы США воевали в тихоокеанской фазе второй мировой войны на огромной, площадью более 70 миллионов квадратных миль, шахматной доске - самом крупном водном пространстве на планете. В этой войне на море массы личного состава и кораблей ВМС США и их союзников сражались против современного флота японской империи. В многочисленных операциях на тысячемильных океанских просторах осуществлялось тщательное выявление морских коммуникаций врага. Время от времени противостоящие группировки сталкивались в жесточайших сражениях - при Перл-Харборе, в Коралловом море, за остров Мидуэй, на Соломоновых и Марианских островах, в заливе Лейте, а также над бездонными глубинами морей, окружавших укрепленные бастионы островов на подходах к Японии. Но основу повседневных боевых действий составляла борьба, которую вели американские субмарины с конвоями противника на его морских и океанских коммуникациях. К концу войны американские подводные лодки потопили 201 японский военный корабль (и предположительно еще 13), 1113 торговых судов (и предположительно еще 65). Но, совершая столь выдающиеся подвиги, 52 из 288 подводных лодок ВМС США не возвратилось из боевых походов, 374 офицера и 3131 матрос покоятся в них на морском дне… Действуя обычно без охранения надводными кораблями, американские подводные лодки, с их довольно уязвимыми корпусами, не способными вполне защитить их от воздушных нападений, артиллерии надводных кораблей, глубинных бомб, тем не менее вписали славную страницу в историю ВМС США своим мужеством, преданностью, верностью молодой своей стране. Каждый подводник более чем заслужил похвалы «Здорово!». 28 ноября 1944 года, когда я впервые услышал о событиях, описанных в этой книге, я был еще молодым командиром подводной лодки, которая находилась на боевом патрулировании в проливе Лусон, что южнее Тайваня. Наши лодки на боевом патрулирования поддерживали радиосвязь на отдельном частотном канале, на котором для них передавались оповещения о кораблях противника. Такой порядок организации связи был установлен командующим подводными силами в целях срочной передачи в штаб в Перл-Харборе важных донесений, получаемых от других подводных лодок, например, об обнаружении кораблей противника или установлении контакта с ними. Преследовались две цели: во-первых, подводная лодка, передавшая донесение, получала подтверждение, что доклад от нее поступил; во-вторых, оперативность связи давала возможность другим подводным лодкам, находившимся вблизи этого района, принять участие в нанесении ударов по кораблям противника. Именно по этому каналу я узнал, что подводная лодка «Арчер-Фиш» [2] обнаружила в нескольких милях южнее от входа в Токийский залив крупный авианосец в сопровождении трех кораблей охранения. Из донесения следовало, что большая дистанция между подводной лодкой и группой кораблей, а также курс и скорость этой группы не позволяли немедленно выйти в атаку. Тем не менее подводная лодка продолжала слежение за противником. Я посочувствовал моему хорошему другу, коммандеру [3] Джо Инрайту, командиру подводной лодки. За три недели до этого я сам упустил гораздо лучшую возможность потопить японский авианосец. Через несколько часов после первого донесения, рано утром 29 ноября, от подводной лодки поступило второе донесение: по авианосцу нанесен удар четырьмя торпедами с близкой дистанции и он потоплен. В это трудно было поверить, и тем не менее это произошло. Мне пришлось подождать еще несколько недель, до возвращения моей подводной лодки в базу, чтобы узнать подробности этого чуда. История потопления авианосца «Синано» подводной лодкой «Арчер-Фиш» является для молодых командиров подводных лодок поучительнейшим примером правильного применения стратегии и тактики при ведении боевых действий. Это одна из наиболее впечатляющих страниц морской войны на Тихом океане. Корабль императорского флота Японии «Синано» был одним из трех сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато», спущенных на воду перед войной. Он был переоборудован в авианосец после битвы за Мидуэй и вышел в первый свой поход, во время которого Инрайт и потопил его, выпустив по нему всего лишь четыре торпеды. Кто бы мог поверить, что этакая громадина, воплотившая в себе стремление Японии к реваншу, может быть уничтожена в поединке с подводной лодкой, в 30 раз меньшей авианосца по размерам и действовавшей, как полагали японцы, торпедами «плохого качества»! Шесть с половиной часов, с вечера 28 ноября по раннее утро 29 ноября, командир авианосца «Синано» кэптен [4] Тосио Абэ [5] и командир подводной лодки «Арчер-Фиш» коммандер Джозеф Инрайт противоборствовали в морском бою, имевшем огромное значение. Для Японии потопление ее корабля на Тихом океане, южнее острова Хонсю, было больше чем простая потеря корабля. Это поражение подорвало моральный дух личного состава японского флота и привело к потере им наступательных возможностей. Оно ускорило капитуляцию японской империи. Авианосец «Синано» сопровождали три современных, испытанных в боях эсминца. Численность личного состава на них составляла 4000 человек, в то время как на подводной лодке «Арчер-Фиш» насчитывалось всего 82 человека. Каждый из четырех японских боевых кораблей намного превосходил американскую подводную лодку как по вооружению, так и по скорости. Кэптен Абэ знал цель своего похода - привести авианосец невредимым в порт Куре во Внутреннем море, в то время как коммандер Инрайт, не посвященный в эти планы, находился в полном неведении и должен был разгадать намерения Абэ, для того чтобы выйти вперед по курсу идущего на зигзаге авианосца «Синано», с целью занять исходную позицию в подводном положении для торпедной атаки, то есть попасть в единственно возможное «окно», которое измеряется какой-то сотней ярдов [6] и обыкновенно «открыто» всего лишь на несколько секунд. К несчастью для себя, кэптен Абэ полагал, что его преследует группа подводных лодок, он и не допускал мысли, что ему противостоит одна-единственная лодка противника. В результате его действия были оборонительными, направленными только на то, чтобы избежать боя. Он стремился только к одному: совершить переход, прибыть невредимым в порт Куре. Упустив блестящую возможность уничтожить подводную лодку «Арчер-Фиш», кэптен Абэ, боевой офицер, имевший множество наград, в конечном счете совершил фатальный промах. Американцы имели свои преимущества. Компандер Инрайт, его офицеры и матросы, весь экипаж, были энергичные, крепкие и решительные люди; в отличие от кэптена Абэ они думали только о наступательных действиях, веря в удачу. В предлагаемом читателю повествовании особо подчеркивается и важность счастливого случая на войне, и роль выучки, опыта экипажа. «Синано»! Вот классический пример того, как важно в морском бою разгадывать ход мыслей и решения, принимаемые командиром корабля противника. Сведения о секретном создании этого огромного японского авианосца, а также та таинственность, коей окутано его трагически недолгое существование, приковывают наше внимание к повести и через 40 с лишним лет после самого события. Повесть, написанная главным участником схватки, ярко передает атмосферу, которая царила на американской подводной лодке в те горячие дни 1941-1945 годов. Кропотливое исследование Инрайта основано на целом ряде ценных источников и открытий, в их числе: - послевоенный отчет Технической миссии США в Японии. Это достоверный документ, в котором зафиксированы повреждения авианосца «Синано» торпедами и причины, вызвавшие его потопление; - выводы и рекомендации в итоге совершенно секретного расследования, проведенного японской комиссией по выяснению катастрофы; - рассказы оставшихся в живых членов экипажа авианосца «Синано», их интервью ветеранам японских ВМС; - свидетельства об осведомленности разведки ВМС США о начале постройки третьего сверхмощного линкора типа «Ямато». (Но разведка ВМС США не располагала сведениями о том, что «Синано» был переоборудован в авианосец. По этой причине коммандеру Инрайту сначала не поверили, что он потопил именно авианосец.). Авианосец «Синано» был самым большим военным кораблем, когда-либо потопленным подводной лодкой. Это действительно неправдоподобный успех. Уничтожение авианосца - одно из наиболее успешных боевых действий за все 1682 похода, осуществленных подводными лодками ВМС США в период второй мировой войны. За потопление японского авианосца водоизмещением 72 000 тонн министр ВМС США Джеймс Форрестол наградил командира подводной лодки Инрайта Крестом ВМС. Повести о поединке между подводной лодкой «Арчер-Фиш» и авианосцем «Синано» пора бы давно появиться на свет. Это событие стало легендой у моряков, и всегда была необходимость документально точно, авторитетно рассказать о нем. Кэптен Инрайт и историк Джеймс Райен заслуживают похвалы, ибо создали по-настоящему захватывающую, объективную книгу. Попросту говоря - здорово написано! Примечания:Примечания [1] Последняя должность адмирала Клэри на действительной военной службе - командующий Тихоокеанским флотом США. Командуя подводной лодкой «Пинтадо», 6 августа 1944 года он потопил японское судно «Тонам Мару №2» водоизмещением 19 262 тонны; считается самым крупным торговым судном, потопленным американской подводной лодкой. - Прим. авт. [2] В начале постройки подводной лодки министерство ВМС учредило дефис в ее названии: «Арчер-Фиш» («Стрелец-Рыба»). Экипаж продолжил эту традицию, несмотря на последующие попытки изменить написание названия. - Прим. авт. [3] Воинское звание коммандер в ВМС США соответствует званию капитан 2 ранга в Советском ВМФ. - Прим. ред. [4] Воинское звание кэптен соответствует званию капитан 1 ранга в Советском ВМФ. - Прим. ред. [5] Все японские имена даны в книге в порядке, как принято в западных странах: вначале идет имя, а затем - фамилия, а не так, как принято в Японии: фамилия, а затем - имя. - Прим. ред. [6] Один ярд = 919,4 мм. - Прим. ред. [7] В результате внезапного удара по американскому флоту в Перл-Харборе на Гавайских островах 7 декабря 1941 года японцы уничтожили главные силы американского флота - были повреждены или потоплены восемь линкоров, три крейсера, три эсминца и другие корабли. - Прим. ред. [8] Эти данные не совпадают с данными советских исследователей. - Прим. ред. [9] Воинское звание лейтенант-коммандер в ВМС Японии соответствует званию капитан 3 ранга в Советском ВМФ. - Прим. ред. [10] Одна морская сажень = 1,829 м. - Прим. ред. [11] Воинское звание лейтенант в ВМС США соответствует званию капитан-лейтенант в советском ВМФ. - Прим. ред. [12] «SS» - условное буквенное сокращение, принятое в ВМС США для обозначения дизельных торпедных подводных лодок; за ним следуют цифры - их бортовые номера. - Прим. ред. [13] УЛТРА - условное обозначение военно-морской разведки США. - Прим. ред. [14] Энсин - первичное офицерское звание в ВМС многих иностранных государств. - Прим. ред. [15] Ввиду сложности формы обращения к вышестоящему начальнику, принятой в ВС Японии, автор взял за основу форму обращения, принятую в ВС США. - Прим. ред. [16] Капеллан - военный священник. - Прим. ред. [17] Уорент-офицер - промежуточное звание между унтер-офицерским и офицерским составом. Соответствует званию мичман в Советском ВМФ. - Прим. ред. [18] У командира «Синано» Тосио Абэ было звание кэптен, но он стал кандидатом в контр-адмиралы и должен был получить это звание, когда авианосец присоединится к боевым соединениям. На корабле было еще четыре офицера в звании кэптен. У них это звание соответствовало их должности: помощник командира Миками, штурман Накамура, командир артиллерийской боевой части корабля Йокота и командир электромеханической боевой части Коно. - Прим. авт. [19] Объединенная комиссия по определению потерь считает, что подлодка «Скэббардфиш», находясь в районе № 4, расположенном к востоку от местонахождения «Арчер-Фиш», 16 ноября потопила в точке 28 градусов 56 минут северной широты, 141 градус 59 минут восточной долготы торговое судно «Кисараги Мару» водоизмещением 875 тонн. В 7.00 по местному времени того же дня доклад по радио от «Скэббардфиш» о потоплении судна поступил командующему подводными силами Тихоокеанского флота. - Прим. авт. [20] «Арчер-Фиш» передавала сводку погоды командованию бомбардировщиков Б-29 на базу Гуам. Инрайт находился в радиорубке во время передачи и сам слышал, как японский радист запрашивал повторить передачу, а также подписное время. - Прим. авт. [21] «Скэббардфиш» в подводном положении торпедировала японскую подлодку в надводном положении. Когда коммандер Ганн приказал своей лодке всплыть, он увидел пять уцелевших японских моряков. Только один из них дал себя спасти. Это был торпедист, который сообщил при помощи жестов и карты, что он с подводной лодки «I-365» и что они возвращались после 50-суточного патрулирования мористее Гуама. - Прим. авт. [22] Перехваченный радиосигнал исходил от подводной лодки «Арчер-Фиш». - Прим. авт. [23] В ноябре 1944 года существовала несколько странная структура ВМС Японии. Во главе Объединенного флота находился его главнокомандующий, со штабом в Токио. Флот включал: главные силы - северное соединение, соединение «А» - центральное соединение, соединение «С» и 2-е ударное соединение - соответственно авангард и тыл южного соединения. Кроме того, в Объединенный флот входили передовое соединение (только подводные лодки), соединение юго-западного района, 5-я и 6-я базы ВВС, 2-й воздушный флот, силы охранения юго-западного района и транспортное соединение. - Прим. ред. [24] Только после войны Инрайт узнал, что в Японии не было кораблей с названиями «Хаятака» и «Хитака». Настоящее название авианосца - «Хийо». Объяснение было найдено в книге «История военно-морских операций США во второй мировой войне» (том VIII), которую написал адмирал Самуэль Морисон. - Прим. авт. [25] Перевод С. Маршака. - Прим. ред. [26] Крибидж - карточная игра. - Прим. ред. [27] Обувь на деревянной подошве. - Прим. ред. [28] Ноу-доуз - таблетки от сна. - Прим. ред. [29] Xs - обозначение на карте, которое указывало место скопления американских лодок, где было потоплено много японских кораблей. - Прим. ред. [30] Кордит - бездымный нитроглицериновый порох. - Прим. ред. [31] Войну на море в зоне Тихого океана против ВМС Японии вел Тихоокеанский флот США (главнокомандующий адмирал Нимитц), состоявший из трех флотов: 3, 5 и 7-го (командующие соответственно - вице-адмиралы Хэлси, Спрюэнс и Кинкейд), а с января 1945 года в боевые действия в составе 3-го флота подключился на правах отдельного оперативного соединения и Тихоокеанский флот Англии (командующий адмирал Фрейзер). Причем 3-й и 5-й флоты, оставаясь неизменными по составу сил и средств, начиная с июня 1944 года меняли свое название несколько раз, в зависимости от того, кто из командующих поднимал на флоте свой флаг, Хэлси или Спрюэнс. - Прим. ред. [32] Директивой Объединенного флота Японии предписывалось корабли Специального ударного соединения заправить топливом только на переход до острова Окинавы. Но начальник топливного хранилища принял решение не лимитировать в топливе боевые корабли этого соединения и вместо предписанных 2 000 тонн корабли взяли на борт по 8 000 тонн топлива. - Прим. авт. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|