|
||||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ I . Темы семинарских занятий[423] 1. «Об искусстве поэзии» Аристотеля – 2 часа. 2. Византийская эстетика – 4 часа. 3. Эстетика Западного Средневековья – 4 часа. 4. Эстетика Возрождения – 4 часа. 5. «Критика способности суждения» И. Канта – 6 часов. 6. Философия искусства Г.В.Ф. Гегеля – 4 часа. 7. «Философия искусства» Ф.В. Шеллинга – 4 часа. 8. «Письма об эстетическом воспитании» И.Ф. Шиллера – 2 часа. 9. «Диалектика художественной формы» А.Ф. Лосева – 4 часа. 10. «Исток художественного творения» М. Хайдеггера – 2 часа. 11. «Структура художественного текста» Ю.М. Лотмана – 4 часа. 12. Эстетика Т.В. Адорно – 4 часа. 13. Феноменологическая эстетика – 6 часов. 14. Дизайн как эстетический феномен – 4 часа. 15. Технические виды искусства – 4 часа. 16. Морфология искусства (виды и жанры) – 4 часа. 17. Искусство и мифология – 2 часа. 18. Искусство и религия в истории культуры – 2 часа. 19. Наука и искусство в современном мире – 2 часа. 20. Образ, знак, символ в истории культуры – 4 часа. 21. Роль и значение авангарда в искусстве ХХ века – 4 часа. 22. Художественное творчество и эстетическое восприятие – 4 часа. 23. Эстетические аспекты постмодернизма – 4 часа. II . Темы студенческих рефератов и курсовых работ 1. Эстетика как философская наука 2. Эстетика как феномен культуры 3. История эстетики перед лицом современности 4. Теоретический смысл истории эстетической мысли 5. Предмет эстетики 6. Эстетические универсалии культуры 7. Историческая динамика эстетических категорий 8. Два этапа и процесса в истории эстетики 9. Имплицитная эстетика. Основные исторические этапы и характеристики 10. Эксплицитная эстетика. Возникновение, основные исторические этапы и направления 11. Основные проблемы, поставленные античной эстетикой 12. Аристотель как первый теоретик эстетики 13. «Поэтика» Аристотеля 14. Трактат «О возвышенном» 15. Античные риторики как эстетический источник 16. Эстетика неоплатонизма 17. Эстетические идеи патристики 18. Эстетика Аврелия Августина 19. Проблема ритма в античной и средневековой эстетике 20. Смысл иконы в византийско-русской культурной традиции 21. Художественное пространство в русской иконе 22. Эстетический смысл канона в искусстве 23. Художественный язык древнерусского искусства 24. Эстетические взгляды П. Флоренского 25. Софиология как эстетика у С. Булгакова 26. Эстетический смысл теургии 27. Эстетика западноевропейского Средневековья 28. Итальянское Возрождение как новый этап в истории эстетики 29. Классицизм в эстетике и искусстве 30. Эстетические трактаты Г.Э. Лессинга 31. Эстетика Просвещения. Главные представители и идеи 32. Эстетика романтизма. Основные идеи и художественная практика 33. Природа и искусство в эстетике романтиков 34. Реализм и натурализм в искусстве 35. Немецкая классическая эстетика 36. «Критика способности суждения» И. Канта 37. Прекрасное и возвышенное по И. Канту 38. Смысл игры в эстетике И.Ф. Шиллера 39. Идеи эстетического воспитания у И.Ф. Шиллера 40. «Философия искусства» Ф.В. Шеллинга 41. Три стадии развития искусства по Г.В.Ф. Гегелю 42. «Эстетика жизни» русских мыслителей XIX в. 43. Прекрасное и искусство в философии Вл. Соловьева 44. Вл. Соловьев и символизм 45. Художественный символ в западноевропейском символизме 46. Символизм в понимании Андрея Белого и Вячеслава Иванова 47. Диалектика художественной формы по А.Ф. Лосеву 48. Эстетическое и художественное 49. Субъект-объектный характер эстетического 50. Место эстетического в культуре 51. Вкус как эстетическая категория 52. Развитие вкуса как основа эстетического воспитания 53. Красота и прекрасное в истории эстетики 54. Прекрасное в век техногенной цивилизации 55. Актуальность прекрасного по Г.Г. Гадамеру 56. Безобразное как «другое» прекрасного 57. Средневековое искусство в модусе возвышенного 58. Игра как эстетическая парадигма 59. «Игра в бисер» Г. Гессе как эстетический источник 60. Эстетический смысл трагического 61. Многообразие комического в жизни и в искусстве 62. Ирония в истории и современности 63. Иронизм в постмодернизме 64. Искусство как эстетический феномен 65. Смысл искусства по М. Хайдеггеру 66. Художественное произведение в понимании Т. Адорно 67. Что есть «истина» в искусстве? 68. «Познавательный» смысл искусства. «Знание» в искусстве 69. Феномен искусства по Р. Ингардену 70. Научно-технический прогресс и искусство 71. Искусство и современная техника 72. Искусство в век электроники 73. Эстетический смысл катарсиса 74. Мимесис как сущностный принцип искусства 75. Художественный образ и символ 76. Форма и содержание в искусстве 77. Психология искусства (по Л. Выготскому) 78. Социология искусства 79. Аксиология искусства 80. Морфология искусства 81. Герменевтика искусства 82. Семиотика искусства 83. Информационная эстетика 84. Стиль в искусстве 85. Ф. Ницше как предтеча нонклассики 86. 3. Фрейд как предтеча нонклассики 87. «Переоценка ценностей» в ХХ в. 88. Экзистенциализм и эстетика 89. Структурализм и эстетика 90. «Текст» как категория в структурализме 91. Место и роль авангарда в художественно-эстетической культуре ХХ в. 92. Эстетические взгляды русских авангардистов (В. Кандинский, К. Малевич) 93. Духовное в искусстве (по В. Кандинскому и П. Флоренскому) 94. Художественное пространство в искусстве 95. «Формальная школа» в русском литературоведении 96. Футуризм как экспериментальная лаборатория эстетики 97. Сюрреализм как путь к бессознательному 98. Автоматизм как основа творчества в сюрреализме 99. Эстетический смысл ready-made M. Дюшана для искусства ХХ в. 100. Эстетические парадигмы модернизма 101. Поп-арт 102. Концептуализм 103. Эстетика постмодернизма 104. Авангард, модернизм, постмодернизм 105. Консерватизм в искусстве ХХ в. 106. Эстетика массовой культуры 107. Эстетика средств массовой коммуникации (масс-медиа) 108. Высокая мода как эстетический феномен 109. Эстетические параметры спорта ПО. Эстетика рекламы 111. Видеоклип как эстетический феномен 112. Эстетика, антиэстетика, параэстетика пост -культуры 113. Основные паракатегории нонклассики 114. Артефакт и произведение искусства 115. Абсурд и творчество 116. «Заумь» на пути поиска новой выразительности 117. Вещь вместо произведения искусства 118. Вещь как артефакт 119. Телесность, тело и его интенции в современной арт-среде 120. Повседневность как арт-феномен 121. Симулякр и образ 122. Парадокс как эстетический принцип нонклассики 123. Эстетизированная среда обитания 124. Энвайронмент 125. Современные арт-практики (акция, хэппенинг, перформанс) 126. Деконструкция как творческий принцип 127. Интернет и перспективы сетевого искусства 128. Гипертекст как принцип организации художественной структуры 129. Виртуальная реальность и художественный образ 130. От классики к постнеклассической эстетике (тенденции движения) 131. Возможны ли эстетические универсалии культуры? III . Список дополнительной литературы Источники 1. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М., 2001. 2. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М., 1994, 3. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000. 4. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.; СПб., 2000. 5. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 6. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. 7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 8. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М., 1994. 9. Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978. 10. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001. 11. Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М.; Л., 1935 (репринт – М., 1996). 12. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. 13. Выготский Л.C. Психология искусства. М., 1966. 14. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 15. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1-2. М., 1968-1969. 16. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-ХХ веков. Трактаты. Статьи. Эссе. М., 1987. 17. ЗедльмайрX. Искусство и истина. М., 1999. 18. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. М., 1973. 19. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. 20. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1962-1968. 21. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1-2. М., 2001. 22. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2001. 23. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1968. 24. Кроне Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 2000. 25. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. 26. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. 27. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. 28. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 29. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. 30. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. 31. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1965-1970. 32. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966. 33. Нанси Ж.-Л. Corpus. M., 1999. 34. О возвышенном. М., 1966. 35. Ортега-и-ГассетX. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 36. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. 37. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999. 38. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. 39. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. 40. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. 41. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. <Работы и размышления разных лет>. М., 1993. 42. Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987. 43. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. 44. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. 45. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М., 1957. 46. Шкловский В. Искусство как прием. О теории прозы. М., 1983. 47. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. 48. Эстетика Ренессанса. Т. 1-2. М., 1981. 49. Юнг К., Найман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996. Исследования История эстетики 1. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов Церкви. Т. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995. 2. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977. 3. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. 4. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2 т. СПб.; М., 1999. 5. Гилберт К., Куч Г. История эстетики. Кн. 1-2. М., 2000. 6. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. 7. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. Т. 1-5. М., 1985-1990. 8. Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1-4. Л., 1973-1980. 9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1994. 10. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965. 11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 12. Соболев П. Эстетика Белинского. М., 1978. 13. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977. 14. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1973. 15. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979. 16. Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI-XVII века. М., 1996. Теорий [424] 1. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. 2.Борей Ю. Эстетика. Т. 1-2. Смоленск, 1997. 3. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. 4. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. М., 1976. 5. Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М., 1972. 6. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). М., 1975. 7. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987. 8. Зехтер Г. Практическая эстетика. М., 1970. 9. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. 10. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. 11. КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998. 12. КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. М., 1999. 13. КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000. 14. Кривцун O.A. Эстетика. М., 2000. 15. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. 16. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985. 17. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. 18. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времендо наших дней. М., 1982. 19. Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1971. 20. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция* М., 1996. 21. Пондопуло Г.К., Ростоцкая М.А. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М., 1997. 22. Розенталь Р., РатцкаX. История прикладного искусства Нового времени. М., 1971. 23. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. М., 1975. 24. Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита. М., 1975. 25. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991. Справочные издания 1. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1995. 2. Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001. 3. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996. 4. Кассу Ж. и др. Энциклопедия символизма. М., 1998. 5. Культурология ХХ века. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб., 1998. 6. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. 7. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1980-1982. 8. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1-4. М., 2000-2001. 9. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. 10. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. 11. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997. 12. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М., 1993-1995. 13. Эстетика. Словарь. М., 1989. 14. Дsthetik und Kunstphilosophie. Von der Antike bis zur Gegenwart in Einzeldarstellungen. Hgb. J. Nida-Rьmelin, M. Betzier. Stuttgart, 1998. 15. Encyclopedia of Aesthetics / Ed. M. Kelly. Vol. 1-4. N.Y.; Oxford, 1998. Примечания:4 Аристотель.Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 272-275. 42 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 612. 423 Рекомендуется провести ряд семинаров по основным эстетическим источникам и по темам, которые не достаточно полно изложены в данном учебнике, которым не всегда уделяется должное внимание на лекциях, которые могут быть самостоятельно проработаны студентами. 424 В связи с дефицитом современных эстетических исследований на русском языке здесь приводится ряд советских исследований, в которых зерна эстетического знания, как правило, скрыты под слоем идеологической шелухи, без которой практически невозможно было что-либо публиковать в гуманитарных науках советской эпохи. Однако сегодня она очевидна и, надеюсь, не введет в заблуждение современного образованного читателя, на которого ориентирована данная книга. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|