• 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов РФ
  • 5.4. Верховный Суд РФ
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    5.1. Мировые судьи

    Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

    Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

    Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    – уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    – дела о выдаче судебного приказа;

    – дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    – дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

    – иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

    – дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

    – дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

    – дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

    – дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

    – дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

    Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

    Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

    Порядок назначения на должность мировых судей. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

    Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

    При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

    Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, установленных Законом о статусе судей.

    Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ в случаях и порядке, которые установлены указанным Законом.

    5.2. Районный суд

    Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

    – рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

    – рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

    – рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

    – рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

    Кроме того, районный суд решает вопросы:

    – о продлении срока содержания под стражей;

    – помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    – производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    – производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    – производстве личного обыска;

    – производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

    – наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

    – наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

    – временном отстранении обвиняемого от должности;

    – контроле и записи телефонных и иных переговоров;

    В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

    Состав суда. Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

    Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

    – организует работу суда;

    – устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

    – распределяет обязанности между заместителями председателя, а также (в порядке, установленном федеральным законом) между судьями;

    – организует работу по повышению квалификации судей;

    – осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

    – регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

    – осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

    Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда. В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя – по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии заместителей председателя суда – по поручению председателя суда один из судей суда.

    Судьи районного суда реализуют полномочия по осуществлению правосудия и выполняют иные обязанности, предусмотренные законодательством.

    Аппарат районного суда. Заведующий канцелярией (старший секретарь, а в тех случаях, где эта должность не предусмотрена, – секретарь суда) организует работу канцелярии, руководит работой секретарского состава и архива суда. На него возлагаются:

    – распределение работы между сотрудниками канцелярии суда и контроль за исполнением ими своих обязанностей;

    – распределение поступившей корреспонденции;

    – учет явки на работу и ухода с работы сотрудников аппарата суда;

    – ведение нарядов;

    – контроль за ведением документов первичного статистического учета;

    – учет и регистрация поступающих в суд предложений, заявлений, жалоб (кроме жалоб на приговоры, решения, судебные приказы, определения и постановления), контроль за сроками их рассмотрения;

    – контроль за исполнением указов Президента РФ о помиловании;

    – контроль за своевременной отправкой дел с кассационными, частными жалобами и протестами в вышестоящий суд;

    – учет частных определений и контроль за ведением переписки по их исполнению;

    – ведение финансовой документации;

    – учет хозяйственного инвентаря и канцелярских принадлежностей;

    – ведение книги приказов и распоряжений по суду, личных дел и карточек учета сотрудников суда;

    – обеспечение сохранности и правильности заполнения трудовых книжек сотрудников суда;

    – учет юридической литературы, поступающей в суд;

    – контроль за исполнением судебных поручений, направленных в другие суды или поступивших из других судов, в том числе связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям, а также учет этих поручений;

    – организация работы по учету и хранению гражданских, уголовных, административных дел, других материалов и вещественных доказательств;

    – ведение архива в судах, в которых не предусмотрена должность архивариуса;

    – ведение сводных и контрольных исполнительных производств, составление статистических отчетов, связанных с этой работой;

    – выполнение другой работы по поручению председателя суда.

    На других секретарей суда возлагается ведение делопроизводства соответственно по гражданским, уголовным, административным делам, в частности:

    – регистрация, учет и хранение гражданских, уголовных, административных дел, а также жалоб и протестов на решения, приговоры, определения и постановления суда;

    – ведение журналов и карточек;

    – подготовка и направление документов по исполнению приговоров, решений, судебных приказов, определений, постановлений и контроль за получением сообщений об их исполнении;

    – составление статистических отчетов;

    – учет и хранение вещественных доказательств;

    – регистрация и учет исполнительных документов, переданных на исполнение судебным приставам-исполнителям;

    – выдача подлинников документов из дела по распоряжению председателя суда или судьи;

    – подготовка и сдача в архив законченных дел, журналов и карточек;

    – контроль за результатами рассмотрения дел и материалов, переданных на рассмотрение общественности и комиссий органов местного самоуправления либо для проверки и расследования органам предварительного следствия или дознания;

    – выполнение другой работы по поручению председателя суда и заведующего канцелярией (старшего секретаря).


    На секретаря судебного заседания возлагается:

    – выполнение необходимой работы при приеме судьей граждан;

    – вызов участников процесса и свидетелей;

    – подготовка и вывешивание списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

    – проверка явки лиц, которые вызывались в судебное заседание, и отметка в повестках о времени их нахождения в суде;

    – ведение протоколов судебных заседаний и ознакомление с ними участников процесса по их ходатайствам;

    – оформление гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях после их рассмотрения;

    – отметка в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, о результатах их рассмотрения;

    – выписка исполнительных документов по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению;

    – выполнение другой работы по поручению председателя суда, заместителя председателя, судьи и заведующего канцелярией (старшего секретаря).

    Делопроизводитель выполняет работу по поручению заведующего канцелярией (старшего секретаря), секретаря суда.

    В некоторых судах предусмотрена должность консультанта по кодификации законодательства. На него могут быть возложены:

    – учет юридической литературы, систематизация законодательства и судебной практики вышестоящих судов;

    – информирование сотрудников суда об изменениях в законодательстве и о судебной практике вышестоящих судов;

    – участие в обобщениях судебной практики;

    – учет частных определений и контроль за их исполнением;

    – контроль за сроками рассмотрения предложений, заявлений и жалоб непроцессуального характера, поступающих от граждан;

    – ведение протоколов оперативных совещаний;

    – выполнение другой работы по поручению председателя суда.

    На консультанта суда по информатизации возлагаются:

    – обеспечение функционирования электронных средств связи и передачи данных (включая Интернет) при взаимодействии с другими судами, органами Судебного департамента, органами государственной власти и правоохранительными органами;

    – установка средств системного и прикладного программного обеспечения на персональные компьютеры суда;

    – обеспечение эксплуатации программных средств, систем электронного документооборота и делопроизводства в суде;

    – создание локальной вычислительной сети суда и ее администрирование;

    – организация создания и ведения банков данных по судебной практике, статистике, финансовому, материально-техническому обеспечению деятельности суда и другим направлениям, требующим информатизации;

    – установка и обновление баз данных законодательства;

    – оказание помощи в организации создания и ведения в суде регистра (накопителя) всех его решений и определений в электронной форме;

    – организация обучения судей и сотрудников аппарата суда работе с компьютерной техникой и программным обеспечением.

    На архивариуса, а в тех судах, где эта должность не предусмотрена, на секретаря суда возлагаются:

    – прием, учет, хранение и выдача дел, материалов, иных архивных документов;

    – обеспечение сохранности судебных дел и документов, создание необходимого режима хранения, ведение журналов архива суда;

    – подготовка и оформление дел, подлежащих сдаче в архивное учреждение для хранения;

    – передача дел (по согласованию с архивным учреждением) в государственный архив;

    – представление графиков такой передачи на утверждение председателю суда;

    – отбор судебных дел, материалов, нарядов и других документов для постоянного хранения или оформление их для уничтожения;

    – участие в работе экспертной комиссии по экспертизе документов;

    – рассмотрение годовых описей судебных дел и документов постоянного хранения, подлежащих передаче в государственный архив;

    – снятие с разрешения председателя суда копий с документов, необходимых для вручения или высылки гражданам и должностным лицам;

    – выдача с разрешения председателя суда документов из дел и дел из архива;

    – выполнение другой работы по поручению председателя суда и заведующего канцелярией (старшего секретаря).

    Администратор суда организационно обеспечивает деятельность соответствующего суда. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

    Он назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

    Полномочия администратора суда:

    – принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

    – взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

    – принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

    – обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

    – осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;

    – организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

    – организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время;

    – обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

    – организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

    – разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

    – осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

    5.3. Суды субъектов РФ

    Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

    Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

    – рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    – изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

    – осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    Состав и структура суда субъекта РФ. Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения: 1) президиум суда; 2) судебную коллегию по гражданским делам; 3) судебную коллегию по уголовным делам.

    Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

    Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа наделен следующими полномочиями:

    – рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    – утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

    – рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

    – заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

    – рассматривает вопросы работы аппарата суда;

    – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

    Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

    Полномочия судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

    – рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    – изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

    – осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    В состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа входят председатель суда, заместитель председателя суда, судьи, присяжные заседатели, аппарат суда.

    Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

    – может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

    – руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

    – созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

    – распределяет обязанности между заместителями председателя;

    – организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

    – организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

    – ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

    – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

    – председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

    – осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

    – образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

    – представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

    – осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    Организация работы в краевом, областном, городском суде, суде автономной области и суде автономного округа осуществляется в соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов».

    5.4. Верховный Суд РФ

    Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

    – рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    – изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

    – осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

    – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

    При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

    Состав и структура Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

    Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

    – организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

    – созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

    – созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

    – может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

    – распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

    – руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

    – ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

    – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:

    – председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

    – образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в заседаниях судебных коллегий;

    – осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

    – представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;

    – вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

    – организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

    – осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    Структуру Верховного Суда РФ образуют:

    – Пленум Верховного Суда РФ;

    – Президиум Верховного Суда РФ;

    – Кассационная коллегия;

    – Судебная коллегия по гражданским делам;

    – Судебная коллегия по уголовным делам;

    – Военная коллегия.

    Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

    В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

    Пленум Верховного Суда РФ:

    – рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства;

    – при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;

    – утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

    – утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

    – рассматривает и решает вопросы о выступлении в порядке законодательной инициативы;

    – заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

    – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда РФ. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

    Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

    – в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    – рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

    – рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

    – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

    Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

    Полномочия Кассационной коллегии Верховного Суда РФ:

    – рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;

    – рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется в соответствии с ГПК и УПК.

    Судебные коллегии Верховного Суда РФ – Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ – утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

    Полномочия судебных коллегий Верховного Суда РФ:

    – рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    – изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

    – осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    5.5. Военные суды

    Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

    Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

    – нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

    – нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

    – нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

    Военным судам подсудны:

    – гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

    – дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

    – дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

    Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

    Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.


    Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, делам.

    Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

    Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

    Система военных судов. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В систему военных судов может быть также включена Военная коллегия Верховного Суда РФ.

    Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ (далее – судьи Военной коллегии).

    Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

    Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

    – в первой инстанции гражданские и административные дела – судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела – коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

    – дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, – коллегия, состоящая из трех судей;

    – дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, – коллегия, состоящая из трех судей.

    Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

    – дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

    – дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

    Военная коллегия также рассматривает:

    – дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

    – дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;

    – дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

    Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу.

    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

    Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей; может быть введена должность первого заместителя председателя. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

    Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

    Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела:

    – по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

    – протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;

    – вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

    Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

    Гарнизонный военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.

    Гарнизонный военный суд:

    – рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу;

    – принимает решения об аресте, заключении под стражу, содержании под стражей, ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

    – рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законом.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх