|
||||
|
«БЕЗ ПИЛОТА» Краткий справочник по актуальным программам разработки беспилотных летательных аппаратов в России Составитель: Евгений ЕРОХИН Два с половиной года назад наш журнал опубликовал справочный обзор «Беспилотная Россия – 2008», в котором были кратко рассмотрены основные программы российских беспилотных летательных аппаратов (БЛА), находившихся в эксплуатации, а также на испытаниях и в разработке (см. «Взлёт» №1-2/2008, с. 18-31). Несмотря на то, что времени прошло не так много, проектов БЛА в России стало больше, по некоторым из них были получены конкретные результаты на испытаниях и в опытной эксплуатации в вооруженных силах, МВД, МЧС и других ведомствах, а некоторые из упоминавшихся в прошлом обзоре, по всей видимости, уже утратили свою актуальность. Поэтому мы решили вернуться к теме. К сожалению, образцов, реально находящих применение, пока по-прежнему мало. В нынешний справочник, подготовленный специально к выставке беспилотной авиации UVS-TECH 2010, проходящей в рамках форума «Технологии в машиностроении – 2010» нынешним летом в подмосковном Жуковском, включены все развивающиеся на данный момент проекты БЛА, и реально выпускаемые. Ограниченный объем журнала заставил нас несколько сократить нынешний обзор – из него исключены аппараты, которые могут применяться исключительно как воздушные мишени, а также аппараты, никакой новой информации о которых с момента публикации прошлого «Справочника» компании-разработчики не предоставляли. Так, судя по всему, ОАО «Туполев» приостановило разработку уже проходившего испытания тяжелого (стартовая масса около 3000 кг) реактивного разведывательно-ударного беспилотного аппарата Ту-300, а с вооружения начали сниматься выпускавшиеся ранее беспилотные разведчики «Рейс-Д» (Ту-243). Вместе с тем известно, что ряд российских самолетостроительных компаний, в т.ч. РСК «МиГ» и АХК «Сухой», ведут работы по перспективным боевым и разведывательным беспилотным летательным аппаратам, однако конкретная информация по этим проектам пока недоступна, и, например, ничего нового по проекту боевого БЛА «Скат» корпорации «МиГ», сведения о котором можно найти в прошлом обзоре и более подробной публикации после его презентации во время МАКС-2007 (см. «Взлёт» №10/2007, с. 22-28), пока не известно. Поскольку общепринятой классификации БЛА в России пока не существует, а многие из них предусматривают возможность двойного применения, мы оставили принятое нами ранее деление беспилотных летательных аппаратов на четыре условные группы по стартовой массе: легкие и сверхлегкие (до 20 кг), средние (от 20 до 200 кг), тяжелые (свыше 200 кг), а также беспилотные вертолеты. Внутри каждой группы аппараты в настоящем обзоре размещены по возрастанию их взлетной массы, начиная с самых легких. Организации, разрабатывающие БЛА, которые включены в обзор «Антиград-Авиа» – ООО «Научно-производственный центр «Антиград-Авиа», г. Москва. НАРТ «Аэрокон» – ЗАО «Аэрокон», г. Жуковский (Московская обл.). «Инспектор-101», «Инспектор201», «1/1нспектор-301» «Беспилотные системы» – ООО «Беспилотные системы», г. Ижевск. ZALA 421-08, ZALA 421-12, ZALA 421-04, ZALA 421-16, ZALA 421-09, ZALA 421-06, ZALA 421-02 «Индела» – Конструкторское бюро «Индела», г. Минск. Husky «Иркут» – ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», г. Москва. «Иркут-2М», «Иркут-3», «Иркут-10», «Иркут-200», «Иркут-850», «Иркут-ОА42», «Иркут-SWISS UAV45», «Иркут-SWISS UAV80», А002М ИЗМЗ – ООО «Истринский экспериментально- механический завод», г. Истра (Московская обл.). «Истра 10», «Истра 13», «Истра 12», «Истра 07», «Истра 14» «Камов» – ОАО «Камов», г. Люберцы (Московская обл.). Ка-135, Ка-126БВ «Кулон» – ОАО «НИИ «Кулон», г. Москва (входит в ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). «Строй-П», «Типчак» «Луч» – ОАО «Конструкторское бюро «Луч», г. Рыбинск (входит в ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). БЛА-09, БЛА-07, БЛА-05 «Типчак», БЛА-08, БЛА-06 «Аист» МАИ – Московский государственный авиационный институт (технический университет), г. Москва. «Ворон-700» М.А.К. – ООО «Модернизация авиационных комплексов», г. Троицк (Московская обл.). «Колибри» МВЗ им. Миля – ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», г. Москва. Ми-34БП, МРВК «Новик-XXI» – ООО «Научно-производственный конструкторский центр «Новик – XXI век», г. Москва. БРАТ, ГрАНТ, «Отшельник» ОКБ им. А.С. Яковлева – ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», г. Москва. «Пчела-1Т» «Радар ММС» – ОАО «НПП «Радар ММС», г. С.-Петербург. ДПВ-6, ДПВ-8, ДПВ-12, ДПВ-20, ДПВ-50 «Рисса» – ЗАО «НТЦ «Рисса», г. Москва. Т-3, К-2, «Тайфун» «Ротор» – ОКБ «Ротор», г. Кумертау. «Коршун» «Сокол» – ОАО «ОКБ «Сокол», г. Казань. «Дань-Барук», «Данэм» «Топаз» – ОАО «СКБ «Топаз», г. Москва. «Локон» «Транзас» – ЗАО «Транзас», г. С.-Петербург. «Дозор-50», «Дозор-85», «Дозор-100», «Дозор-600» «ЭНИКС» – ЗАО «ЭНИКС», г. Казань. Т23Э «Элерон», ТЮЗ, Т90, Т92 «Лотос», Т92М «Чибис», М850 «Астра», Е22, Е08 «Берта» Легкие и сверхлегкие БЛА«Инспектор-101» Разработчик: «Аэрокон» Мобильный комплекс на базе сверхлегкого БЛА предназначен для оперативного и незаметного наблюдения окружающего пространства и отдельных объектов в стесненных условиях (жилые и промышленные кварталы, сложный рельеф местности). В состав комплекса входят два БЛА, наземная станция управления (ноутбук-планшет), компактная катапульта. Весь комплекс массой 7 кг переносится в рюкзаке-контейнере с габаритами 0,4x0,4x0,6 м. Время развертывания комплекса – 10 мин. Взлет – с катапульты, посадка – по-самолетному на «брюхо». Режим полета – ручной. Полезная нагрузка – неподвижная ТВ-камера переднего или планового обзора. «Инспектор-201» Разработчик: «Аэрокон» Мобильный комплекс на базе легкого БЛА. Предназначен для оперативного локального наблюдения за подстилающей поверхностью, охраны территории, поисково-спасательных работ, контроля лесных и сельскохозяйственных угодий. Состав комплекса – два БЛА, наземная станция управления, средства обеспечения и транспортировки. Время развертывания комплекса – 10 мин. Взлет – с катапульты. Режимы полета – в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Посадка – на парашюте или по-самолетному на «брюхо». Полезная нагрузка – ТВ-камера переднего либо планового обзора со стабилизацией по крену или цифровой фотоаппарат, ИК-камера (опция). Находится в опытной эксплуатации в МЧС России. ZALA 421-08 («Стрекоза») Разработчик: «Беспилотные системы» Переносной легкий малогабаритный комплекс для оперативного мониторинга объектов, масса которого, включая два БЛА, компактную станцию управления, два запасных комплекта элементов питания и контейнер-рюкзак для перевозки, составляет всего 8 кг, а сам БЛА упаковывается в плечевой рюкзак. БЛА выполнен по схеме «летающее крыло» с тянущим винтом. Двигатель – электрический. Старт – с руки, посадка – на парашюте. БЛА выполняет полет в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Полезная нагрузка – сменный блок (модуль видеокамер в составе гиростабилизированной цветной ТВ-камеры и ТВ-камеры курсового обзора; ИК-камера; фотоаппарат). Навигация – GPS/ГЛОНАСС. Летом 2008 г. выполнены испытательные полеты корабельной модификации с ледокола для проведения ледовой разведки и поиска объектов на воде. В 2008 г. проведена работа по оснащению БЛА «Стрекоза» разведывательно-патрульной машины «Дозор» для Сухопутных войск МО РФ. БРАТ Разработчик: «Новик-ХХ1» Комплекс с БЛА для воздушного телевизионного наблюдения местности. Состав комплекса: два БЛА в контейнерах и наземный пункт управления. БЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Двигатель – электрический или бензиновый (в варианте «БРАТ-2»). Аппарат выполняет полет в автоматическом режиме и передает информацию на наземный пункт. Полезная нагрузка – две ТВ камеры с широким и узким полями зрения или один цифровой фотоаппарат. Пуск БЛА осуществляется с руки. «Иркут-2М» (ДПЛА-2) Разработчик: «Иркут» Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для получения и передачи на землю в реальном масштабе времени ТВ- и фотоизображения местности, определения координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации. В состав комплекса входят два БЛА и наземные средства управления и обслуживания. Полезная нагрузка – ТВ-камера или цифровой фотоаппарат. Двигательная установка – электродвигатель, источник питания – аккумулятор. Линия связи – два цифровых защищенных канала (управления и передачи данных). Управление на маршруте – автономное. Запуск – катапультный, посадка – парашютная. Наземная станция управления – переносная, обслуживается одним человеком. За основу для разработки БЛА комплекса «Иркут-2М» взят БЛА «Элерон», а системная часть создана в «Иркуте». В 2007 г. принят на снабжение МЧС РФ. «Иркут-3» Разработчик: «Иркут» Авиационный комплекс дистанционного зондирования. Предназначен для выполнения задачи круглосуточного мониторинга в широком диапазоне метеоусловий с получением и передачей на землю в реальном масштабе времени телевизионного, тепловизионного и фотографического изображений местности, накоплением и комплексной обработкой видеоинформации. Комплекс состоит из двух БЛА, наземных средств управления и технического обслуживания. БЛА собственной оригинальной конструкции выполнен по нормальной аэродинамической схеме с толкающим винтом. Двигатель электрический. Время подготовки БЛА к старту не превышает 15 мин. Пуск БЛА осуществляется с руки, посадка – при помощи парашюта. В конструкции БЛА использованы композиционные материалы. Конструкция обеспечивает быструю сборку и разборку. Т23Э «Элеоон» Разработчик: «ЭНИКС» Сверхлегкий БЛА для дистанционного наблюдения за объектами и мониторинга наземной обстановки, в т.ч. при возникновении чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. Выполнен по схеме «летающее крыло» со складными консолями, в хвостовой части расположен электрический двигатель с толкающим винтом. Полезная нагрузка – стабилизированная ТВ-система и цифровая фотокамера. Старт – при помощи резинового жгута, посадка – на парашюте. Режимы полета – ручной, автономный, облет точки, автоматический возврат. В состав комплекса входят БЛА Т23Э, портативная наземная станция управления и пусковое устройство. Малые размеры и электрическая силовая установка обеспечивают БЛА в полете очень малую оптическую, акустическую и радиолокационную заметность. Спутниковая навигационная система позволяет с высокой точностью фиксировать сооружения, различные транспортные и боевые средства, группы и отдельных людей. Комплекс может транспортироваться в заплечных контейнерах или любым транспортом. Разработка Т23 завершена в 2003 г., с 2004 г. – в производстве. Впервые продемонстрирован на МАКС-2005. За пару месяцев до этого комплекс был продемонстрировал Президенту РФ на одной из погранзастав в Дагестане, где он служил составной частью системы обнаружения нарушителей Государственной границы РФ. В 2007 г. Авиалесоохраной заказано два комплекса «Элерон-3». В апреле 2008 г. проводилась опытная эксплуатация комплекса «Элерон» на полярной станции СП-35, с этого времени он регулярно используется на полярных станциях для мониторинга ледовых разломов. На базе Т23Э разработаны БЛА Т25Д (Т25Н), Т26 и Т27В. В 2008 г. объявлено о работах по семейству сверхлегких БЛА двойного назначения «Элерон-3» («Гамаюн-3») для дистанционного наблюдения, являющихся развитием БЛАТ23. Предусмотрено семь модификаций, отличающихся, в основном, целевой нагрузкой (различные ТВ-камеры, И К камера, фотокамера, аппаратура ретрансляции, РТР и постановки помех). Навигация – ГЛОНАСС/GPS. В 2009 г. комплекс с БЛА «Элерон» был использован в ходе учений «Кавказ-2009» под Новороссийском. После учений командованием ВДВ было принято решение о закупке нескольких комплексов. Комплекс хорошо показал себя во время командно-штабных учений 76-й дивизии ВДВ, прошедших весной 2010 г. «Локон» Разработчик: «Топаз» Комплекс дистанционного наблюдения с малогабаритным БЛА предназначен для решения различных задач в интересах министерств и ведомств, коммерческих организаций в условиях, когда применение пилотируемой авиации невозможно или нецелесообразно. Выполнен по традиционной самолетной схеме. Запуск – с руки, посадка – по-самолетному. Полезная нагрузка -ТВ (ИК) аппаратура наблюдения или цифровой фотоаппарат. Наземный комплекс включает пункт управления, приема и обработки информации и контейнеры для переноски БЛА. Производитель – ИЭМЗ. ZALA 421-12 (ZALA 421-04M) Разработчик: «Беспилотные системы» Легкий БЛА, предназначенный для мониторинга днем и ночью. Выполнен по схеме «летающее крыло» с тянущим винтом. Двигатель – электрический. Взлет – с помощью эластичной или механической катапульты, посадка – на парашюте. Навигация – GPS/ГЛОНАСС. Полезные нагрузки: цветная видеокамера, стабилизированная в двух плоскостях; тепловизор на гиростабилизированной платформе. Разработан в 2007 г., в 2008 г. модернизирован, участвовал в учениях на базе общевойскового полигона Московского военного округа «Мулино». В настоящее время компания предлагает специальный вариант комплекса ZALA 421-Ф (ZALA 421-04Ф), оптимизированный для аэрофотосъемки. В 2010 г. комплекс испытывался в Авиалесоохране для поддержки наземных пожарных команд при тушении лесных пожаров, а также для патрулирования участков лесного фонда. По информации компании-разработчика, Авиалесоохрана определила ZALA 421-04М в качестве перспективного типа БЛА для лесного хозяйства. «Истра 10» Разработчик: ИЭМЗ Комплекс для мониторинга земной поверхности. БЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Полезная нагрузка: комплекс датчиков (видеокамера, И К камера, фотоаппарат). Взлет – с руки, посадка – в автоматическом режиме на ровную площадку на поверхность фюзеляжа. Состав комплекса: два БЛА, носимый наземный пункт управления, средства технического обслуживания. Тип двигателя – электрический. Готов к серийному производству. Т-3 Разработчик: «Рисса» Мобильный комплекс на базе малогабаритного БЛА предназначен для проведения видеонаблюдения, аэрофотосъемки, ретрансляции радиосигналов, доставки малогабаритных грузов. Состоит из одного или нескольких БЛА, станции управления, системы для ручного старта БЛА или автоматизированной стартовой катапульты. Посадка – по-самолетному или на парашюте. БЛА представляет собой малоразмерный аппарат с электрическим двигателем, построенный по схеме «летающее крыло». Изготовлен из стекловолокна со вставками из углеволокна и кевлара и способен выдерживать большие нагрузки при посадке на неподготовленные площадки. Целевая нагрузка – цифровой фотоаппарат и видеокамера (или ИК камера). В разобранном виде упаковывается в небольшой транспортный контейнер для ручной переноски. В настоящее время находится в стадии испытаний. ZALA 421-04 Разработчик: «Беспилотные системы» Легкий БЛА, предназначенный для оперативного мониторинга местности или объектов. Выполнен по схеме «летающее крыло» с толкающим винтом. Взлет – с катапульты, посадка – по-самолетному (в автоматическом режиме). БЛА оснащен системой автоматического управления, позволяющей задавать маршрут, контролировать и корректировать полет в режиме реального времени. Полет – в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Полезная нагрузка – цветная видеокамера на гиростабилизированной платформе. С 2006 г. состоит на опытном снабжении МВД РФ. «Инспектор-301» Разработчик: «Аэрокон» Беспилотный авиационный комплекс для круглосуточного наблюдения в широком диапазоне метеоусловий за подстилающей поверхностью в интересах различных ведомств, обнаружения и передачи информации об объекте в реальном масштабе времени. Состав комплекса – два БЛА, наземная станция управления, средства обеспечения и транспортировки. Масса контейнера с катапультой – 25 кг, габариты – 1,6x0,2x0,2 м. Время развертывания комплекса – 10 мин. Взлет – с помощью механической катапульты, посадка – на парашюте. Полет – в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Полезная нагрузка – неподвижная низкоуровневая ТВ-камера переднего обзора, стабилизированные по крену и тангажу ТВ-камеры с различным фокусным расстоянием, цифровой фотоаппарат планового обзора, И К камера (опция), датчики наличия газа (опция). «Иркут-10» Разработчик: «Иркут» Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для получения и передачи на землю в реальном масштабе времени ТВ, тепловизионного и фотографического изображения местности, определения координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации. Комплекс состоит из двух БЛА, наземных средств управления и обслуживания. БЛА выполнен по схеме «летающее крыло», оснащается электродвигателем с толкающим винтом. Управление на маршруте – автономное. Полезная нагрузка – ТВ или тепловизионная камера, цифровой фотоаппарат. Запуск БЛА – с переносной катапульты, посадка – при помощи парашюта на необорудованные грунтовые площадки. Линия связи – два цифровых защищенных канала (управления и передачи данных). Наземная станция управления – переносная, обслуживается одним человеком. В 2009 г. корпорация «Иркут» поставила Следственному комитету прокуратуры РФ один комплекс наблюдения с БЛА «Иркут-10». Кроме того, к таким комплексам проявляют интерес Казахстан и Киргизия, совместно с индонезийскими компаниями «Иркут-10» продвигается на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. БЛА-09 Разработчик: «Луч» Легкий малогабаритный БЛА для задач воздушного наблюдения. Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с обратным V-образным оперением. Двигатель – электрический с тянущим винтом. Полезная нагрузка – ТВ- или фотокамера. Старт – с компактной пневматической катапульты, посадка-на парашюте. Впервые показан на МАКС-2009. Находится в стадии разработки. ТЮЗ «Элерон-10» («Гамаюн-10») Разработчик: «ЭНИКС» Легкий БЛА, предназначенный для дистанционного мониторинга местности. Выполнен по схеме «летающее крыло», оснащается электродвигателем с толкающим винтом. Режимы полета: автономный, радиокомандный, облет заданной точки, многократный проход над заданной точкой, автоматический возврат. Навигация – GPS/ГЛОНАСС. Силовая установка – электродвигатель. Взлет – с пневматической катапульты, посадка – на парашюте. В комплексе «Элерон-10» предлагается применение БЛА с несколькими вариантами целевой нагрузки, включающими ТВ-камеру, ИК камеру, фотокамеру, аппаратуру ретрансляции, РТР и постановки помех в различных комбинациях. Комплекс с БЛА Т10Э разработан в 2006 г., прошел цикл летных испытаний в 2007-2008 гг. На базе Т10Э разработан БЛА комплекса «Иркут-10». В настоящее время в разработке находится вариант Т10Э с бензиновым двигателем – Т10Д, имеющий увеличенное время полета. «Истра 13» Разработчик: ИЭМЗ Комплекс предназначен для воздушной разведки и наблюдения. Обеспечивает наблюдение за местностью, поиск, обнаружение и распознавание наземных объектов, слежение за неподвижными и подвижными целями, выдачу координат целей в реальном масштабе времени, а также составление фотопланов местности. Тип двигателя – электрический. Состав комплекса: два БЛА, пусковая установка, мобильный наземный пункт управления на автомобильном шасси, средства технического обслуживания. Полезная нагрузка – видеокамера высокого разрешения, ИК камера, фотоаппарат на гиростабилизированной платформе. Взлет – с катапульты, посадка – с парашютом или на поверхность фюзеляжа. Находится на стадии постройки опытного образца. ZALA 421-16 Разработчик: «Беспилотные системы» Легкий БЛА двойного назначения для наблюдения в широком диапазоне метеоусловий. Выполнен по схеме «летающее крыло» с тянущим винтом и стабилизаторами на законцовках. Двигатель – бензиновый. Пуск – с катапульты. Обеспечивает получение и передачу телевизионного и тепловизионного изображения в реальном времени, может выполнять функции ретранслятора. В качестве полезной нагрузки используется фотокамера высокого разрешения. Имеется резервная навигационная система для работы в условиях РЭП. Находится в стадии разработки. БЛА среднего класса ГрАНТ Разработчик: «Новик-ХХ1» Комплекс воздушного мониторинга для телевизионного наблюдения в реальном времени местности и объектов (корректировка артиллерийского огня, лазерное целеуказание для корректируемых или управляемых снарядов). Состав комплекса – передвижной пункт управления, транспортно-пусковая установка, два (или четыре) БЛА, укладываемые в транспортные отсеки ТПУ. БЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Двигатель – поршневой. Взлет – катапультный, посадка – по-самолетному. Целевая нагрузка: три ТВ камеры на гироплатформе, ИК сканер, тепловизор или лазерный дальномер – целеуказатель. К-2 Разработчик: «Рисса» БЛА предназначен для проведения наблюдения в реальном масштабе времени в видео- и ИК диапазонах, осуществления фотосъемки. В силовой установке применен бензиновый двухтактный двухцилиндровый двигатель. Посадка – на парашюте. Штатный вариант полезной нагрузки включает систему дневного видеонаблюдения, систему ночного наблюдения в И К диапазоне, систему цифрового фотографирования. Наземное оборудование размещается на двух автомобилях повышенной проходимости. БЛА-07 Разработчик: «Луч» Малогабаритный тактический БЛА, который планируется включить в состав комплекса «Типчак». Предназначен, прежде всего, для обеспечения разведки морских целей. Выполнен по схеме «утка» с толкающим винтом. Двигатель – поршневой. Целевая нагрузка – совмещенная двухспектральная ТВ/ИК камера и цифровой фотоаппарат высокого разрешения. Старт – с помощью катапульты, посадка – на парашюте. Проектирование начато в 2005 г., впервые продемонстрирован на «Гидроавиасалоне-2006». Т90 Разработчик: «ЭНИКС» Малогабаритный БЛА, предназначенный для ведения наблюдения за местностью, оперативного поиска и обнаружения наземных объектов, уточнения метеоусловий в районе цели. Используется в составе РСЗО «Смерч». Производимая корректировка огня РСЗО на дальности до 70 км уменьшает ошибки стрельбы и сокращает расход снарядов. Компоновочно схож с БЛА Т92. Двигатель – ПуВРД. Полезная нагрузка – ТВ камера. В сложенном состоянии БЛА размещается в спецконтейнере и выстреливается при помощи штатного 300-мм реактивного снаряда 9М534 (9М61). После выхода в расчетную точку происходит отделение БЛА от реактивного снаряда. Полет происходит в режиме автономной навигации по сигналам СНС. Посадка – на парашюте. Проходит испытания в интересах МО РФ, предлагается на экспорт. Т92 «Лотос» Разработчик: «ЭНИКС» Воздушная платформа наземного старта, предназначенная для доставки целевой нагрузки в заданный район, выполнения задания и возвращения к месту посадки. Предварительно предполагалось использование в составе комплекса «Типчак». БЛА построен по схеме «биплан-тандем», аналогично Т90. Складывающиеся консоли крыльев и двухкилевое поворотное вертикальное оперение обеспечивают возможность хранения БЛА в компактном контейнере. Старт – с наземной катапульты, посадка – на парашюте. В качестве полезных нагрузок возможно применение ТВ и/или ИК камер. Полет выполняется в автономном режиме или в режиме радиоуправления. Двигательная установка – поршневой двигатель. Прошел испытания в 1995 г. и принимал участие в исследовательских учениях Сухопутных войск на Алабинском полигоне Московского военного округа и в учениях МЧС Республики Татарстан в 1998 г. Находится в эксплуатации. «Дозор-50» («Дозор-2») Разработчик: «Транзас» БЛА для мониторинга народнохозяйственного и военного назначения, поиска пострадавших и доставки грузов, патрулирования границ, контроля ледовой обстановки, геологоразведки, цифровой картографии. Выполнен по двухбалочной самолетной схеме. Силовая установка – двухтактный двигатель внутреннего сгорания мощностью 8,5 л.с. с толкающим винтом. Взлет и посадка – по-самолетному. Полезная нагрузка – автоматическая цифровая фотокамера, видеокамеры переднего и бокового обзора высокого разрешения, ИК система ближнего и дальнего диапазонов, система распознавания объектов. Информация может передаваться на землю по радиоканалу или записываться на бортовой накопитель в течение 30 ч. В состав комплекса входят три БЛА (в походном положении размещаются в специальных контейнерах) и мобильный центр приема, обработки и передачи информации. Весь комплекс размещен на базе автомобиля повышенной проходимости. Бортовой комплекс управления разработан ООО «ТеКнол». Работы над комплексом начаты в 2005 г. Подготовлен к серийному производству. «Отшельник» Разработчик: «Новик-XXI» Комплекс воздушного наблюдения с БЛА классической двухбалочной схемы с толкающим винтом. Состав комплекса: базовая автоматизированная рабочая станция БАРС на шасси автомобиля УАЭ-3741, один БЛА, перевозимый на прицепе. Взлет и посадка – по-самолетному. БЛА-05 «Типчак» Разработчик: «Луч» Комплекс воздушной разведки (корректировщик артогня), предназначенный для круглосуточного поиска, обнаружения и распознавания объектов, определения их координат и передачи полученных данных в реальном масштабе времени на наземный КП на дальности до 40 км. В состав комплекса входят шесть БЛА9М62, антенная машина (пост), операторская машина, транспортно-пусковая машина и машина технического обеспечения, все – на шасси автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-3314. БЛА выполнен по нормальной схеме с двухбалочным хвостовым оперением. Силовая установка – поршневой двигатель с толкающим винтом. Старт – с помощью катапульты, посадка – на парашюте. Полезная нагрузка – совмещенная двухспектральная ТВ/ИК камера, с возможностью замены на фотоаппаратуру. Режимы работы – автономный и по командам оператора. Аппаратура радиолинии приема-передачи информации и управления осуществляет информационный обмен между наземным пунктом управления и летательным аппаратом, передачу с наземного пункта на борт командной информации, передачу с борта летательного аппарата на наземный пункт широкополосной видеоинформации, навигационных данных и телеметрической информации. Государственные испытания завершились в 2007 г., комплекс принят на вооружение и в 2008 г. начато производство. Проводятся работы по поэтапной модернизации комплекса: планируется повысить дальность действия до 100-120 км, время полета БЛА – до 6-8 ч, уменьшить количество машин сопровождения и стоимость. Кроме того, с 2007 г. разрабатывается вариант многоцелевого комплекса «Типчак» для применения в береговой охране, предназначенный для патрулирования и разведки береговых пограничных районов и акваторий на удалении до 70 км по заданному маршруту. Вместо транспортно-пусковой машины будет использована катапультная установка на колесном шасси, а антенная система стационарного пункта управления будет размещена на специальной вышке с возвышением от 10 до 40 м над уровнем поверхности. Береговой комплекс будет включать до шести БЛА трех типов. «Истра 12» Разработчик: ИЭМЗ Комплекс для воздушной разведки и наблюдения, выдачи координат целей в реальном масштабе времени, а также составления фотопланов местности. Состав комплекса: два-четыре БЛА, пусковая установка, мобильный наземный пункт управления на автомобильном шасси, средства технического обслуживания. Полезная нагрузка: комплекс датчиков на гиростабилизированной платформе (камера высокого разрешения, ИК-камера, фотоаппарат, лазерный дальномер), кроме того имеется вариант постановщика помех радиотехническим средствам. Взлет – с направляющих, посадка – на парашюте или на поверхность фюзеляжа. Находится в стадии разработки. ZALA 421-09 Разработчик: «Беспилотные системы» БЛА для мониторинга земной поверхности. Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с двухбалочным оперением. Двигатель – бензиновый. Взлет и посадка – по-самолетному, может оснащаться лыжным или колесным шасси. Целевая нагрузка – ТВ, ИК или фотокамера на гиростабилизированной платформе, РЛСсСАР. Т92М «Чибис» Разработчик: «ЭНИКС» Многоцелевая воздушная платформа наземного старта. Первоначально предназначалась для комплекса «Типчак». По компоновке унифицирован с выпускаемым серийно воздушным мишеням Е95М и Е2Т, но имеет поршневой двигатель. Старт осуществляется с наземной ПУ (катапульта), посадка – на парашюте. В качестве полезных нагрузок возможно применение ТВ, ИК и фотокамер. Предназначен для наблюдения удаленных объектов с воздуха, может быть использован как система постановки помех, либо ретранслятор. Находится в разработке. «Дозор-85» («Дозор-4») Разработчик: «Транзас» Многоцелевой комплекс мониторинга. Имеет классическую компоновку планера. Силовая установка – один поршневой двигатель 3W170TS. Предназначен для мониторинга объектов инфраструктуры и специального назначения, патрулирования трубопроводов, железнодорожных путей, линий электропередач, сухопутных и морских границ, поиска, обнаружения, идентификации и слежения за объектами в районе или полосе маршрута. Навигация и управление осуществляется при помощи инерциальной системы, интегрированной с приемником спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и баровысотомером. Целевая нагрузка: видеокамера переднего обзора, оптико-электронная система, автоматический цифровой фотоаппарат, возможна установка лазерного дальномера и груза на внешней подвеске. Комплекс с БЛА «Дозор-85» серийно выпускается с 2007 г. Аппарат прошел испытания на специальном учении погранвойск ФСБ РФ. БЛА-08 Разработчик: «Луч» Малоскоростной БЛА с длительным временем полета. Предназначен для использования в составе комплекса «Типчак» в разведывательных системах в интересах различных видов вооруженных сил при проведении операций на большом удалении. Выполнен по нормальной схеме с V-образным хвостовым оперением р толкающим винтом. Поршневой двигатель установлен в фюзеляже с оригинальной конструкцией передачи крутящего момента на толкающий винт. Старт – с помощью пневматической катапульты или с ВПП, посадка – на парашюте или на ВПП. Проектирование начато в 2005 г., впервые продемонстрирован на «Гидроавиасалоне-2006». Полноразмерный макет БЛА впервые показан на МАКС-2009. В состав полезной нагрузки БЛА могут входить цифровой двухспектральный фотоаппарат, гиростабилизированная оптико-электронная система, РЛС бокового обзора, аппаратура ретрансляции, радиотехнической разведки, радиоэлектронной борьбы и радиационно-химической разведки. «Дозор-100» («Дозор-5») Разработчик: «Транзас» Многоцелевой комплекс мониторинга. Является развитием БЛА «Дозор-85» в направлении повышения дальности и продолжительности полета. Имеет нормальную аэродинамическую схему и V-образное хвостовое оперение, поршневой двигатель 3W170TS размещен в хвостовой части планера. Навигация: инерциальная система, интегрированная с приемником спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и баровысотомером. Целевая нагрузка: видеокамера переднего обзора, оптико-электронная система на поворотной управляемой платформе, автоматический цифровой фотоаппарат, а также лазерный дальномер, радиолокатор переднего обзора, груз на внешней подвеске, радар с синтезированной апертурой. Первый полет прототипа состоялся в июле 2009 г. Осенью 2009 г. комплекс был использован в ходе учений «Запад-2009» для обнаружения и идентификации целей на море. М850 «Астра» Разработчик: «ЭНИКС» Многоцелевой БЛА, первоначально – воздушная мишень для тренировки расчетов систем ПВО, но предлагается также в вариантах для выполнения авиационных работ, связанных с оперативным мониторингом земной поверхности. Старт – воздушный, пуск может осуществляться с внешней подвески самолета или вертолета. Посадка – на парашюте, автоматически или по команде оператора. Аэродинамическая схема – нормальная. Силовая установка – ПуВРД. Полет происходит автономно или в режиме радиоуправления. «Истра 07» Разработчик: ИЭМЗ Беспилотный комплекс РЭБ. Старт и посадка – по-самолетному. Управление – от инерциальной системы управления, посадка – по аппаратуре привода на радиомаяк. Полезная нагрузка включает набор сменных малогабаритных станций помех для подавления систем радиосвязи и приемников спутниковой навигации, РЛС систем ПВО и ПРО, системы государственного опознавания, спутниковой телефонной связи, радиорелейных линий. Взлет – с направляющих, посадка – на парашюте или на фюзеляж. Находится в стадии разработки. «Пчела-1Т» / «Строй-П» Разработчик: ОКБ им. А.С. Яковлева / «Кулон» БЛА воздушной разведки, предназначенный для наблюдения за полем боя в интересах тактических подразделений различных родов войск в реальном масштабе времени, в т.ч. проведения разведки (поиск, обнаружение, облет, распознавание и определение координат) объектов удара, доразведки целей, выдачи целеуказания, а также контроля за результатами огневого удара. В состав комплекса входят 10 БЛА, подвижный наземный пункт дистанционного управления системой пуска и предстартового контроля (либо пункт управления и отдельная транспортно-пусковая установка), технологическая машина, транспортно-заряжаюгцая машина. Старт – с наземной ПУ, посадка – при помощи парашютно-амортизационной системы. Полет – автоматический по программе или дистанционное управление. Полезная нагрузка – гиростабилизированная ТВ камера и широкополосный передатчик с антенной. Может устанавливаться ИК камера (в модификации «Пчела-1 ИК»). В модификации воздушной мишени «Пчела-1ВМ» на борту размещается комплект специального оборудования для увеличения заметности в оптическом и радиолокационном диапазонах. Проектные работы проводились в 1984-1986 гг., испытания – с 1986 по 1990 гг., комплекс принят на вооружение с БЛА «Пчела-1Т» в 1991 г. Ведется модернизация комплекса и БЛА в части оснащения цифровой помехозащищенной радиолинией управления, новой телевизионной системой наблюдения с цифровой камерой, что позволяет применять комплекс не только днем, но и в сумерках. В 2007 г. завершены государственные испытания модернизированного комплекса «Строй-ПД» с БЛА «Пчела-1 К» с телевизионной и инфракрасной аппаратурой. Е22, Е08 («Берта») Разработчик: «ЭНИКС» Семейство БЛА для комплексов различного назначения. Выполнены по схеме «утка» с вертикальным оперением на законцовках крыла. Первоначально разрабатывалась воздушная мишень для тренировки расчетов систем ПВО Е22 «Берта». Силовая установка – поршневой двигатель или ПуВРД (в версии Е22М) Способ старта – с наземной ПУ или по-самолетному, посадка – по-самолетному или на парашюте. Режимы полета – ручной или автоматический с возможностью перехода на ручной. На МАКС-2009 показан вариант Е08М с двигательной установкой на основе ПуВРД М135. Разрабатывается вариант Е08Д с поршневым двигателем для мониторинга и доставки грузов с полетом повышенной продолжительности, а также вариант с малогабаритным ТРД. «Иркут-200» Разработчик: «Иркут» Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для получения и передачи на землю в реальном масштабе времени ТВ, тепловизионного, радиолокационного и фотографического изображения местности, определения координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации, а также для доставки грузов. В состав комплекса входят два БЛА, наземная станция управления и средства технического обслуживания. Полезная нагрузка – ТВ камера, тепловизионная камера, радиолокационная станция и цифровой фотоаппарат. БЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме с Т-образным хвостовым оперением. Силовая установка – поршневой двигатель мощностью 60 л.с. Взлет и посадка – по-самолетному, осуществляется оператором наземной станции управления. Управление на маршруте – автономное. Наземная станция управления обслуживается двумя операторами: первый осуществляет управление летательным аппаратом, второй – управление полезной нагрузкой. Находится в стадии разработки и испытаний. Тяжелые БЛА «Колибри» Разработчик: М.А.К. Беспилотная авиационная система дистанционного контроля и инспекции, предназначенная для ведения разведки в интересах различных видов войск в тактической и оперативно-тактической глубине. В состав комплекса входят аппараты БЛА-0 (обзорный) и БЛА-Р (ретранслятор), наземный пункт дистанционного управления, приема и обработки целевой информации, станция привода и посадки БЛА на ВПП. Силовая установка – один поршневой двигатель мощностью 75 л.с. Взлет и посадка – по-самолетному с ВПП. БЛА предполагается оснастить различной аппаратурой разведки, в т.ч. ТВ или И К камерой на стабилизированной платформе. Передача информации – в реальном масштабе времени. Первый полет выполнен в 2005 г. «Нарт» (А-03) Разработчик: «Антиград-Авиа» Многофункциональный авиационный комплекс для ведения метеорологического мониторинга с целью прогнозирования и модификации погоды, а также для общего мониторинга и доставки грузов. В состав МАК «Нарт» входят: оборудование для мониторинга погодных условий; беспилотные летательные аппараты, автоматизированная система управления активными воздействиями; наземный пункт управления. Варианты исполнения – стационарный или мобильный. Количество БЛА, одновременно находящихся в полете в одной зоне обслуживания – три. БЛА «А-03» имеет отсек полезной нагрузки объемом 0,55 м3 . Взлет БЛА – с катапульты, посадка – на парашюте. «Дань-Барук», «Данэм» Разработчик: «Сокол» Семейство беспилотных авиационных комплексов, являющихся развитием серийно выпускаемой воздушной мишени «Дань» с ТРД типа МД-120. Разведывательно-ударный вариант («Дань-Барук») способен решать задачи разведки с возможностью нанесения ударов по обнаруженным или доразведанным целям, имеет большую продолжительность полета и высотность применения. Впервые представлен на МАКС-2007. БЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме и оснащается поршневым двигателем с толкающим винтом. Старт – с ПУ с помощью твердотопливного ускорителя, посадка – на парашюте или по-самолетному. Комплекс для мониторинга состояния объектов инфраструктуры («Данэм») был впервые продемонстрирован на МАКС-2005 в варианте с БЛА, оснащенным роторно-поршневым двигателем с толкающем винтом в кольцевом канале. Взлет и посадка – аэродромные (возможна посадка на парашюте). Система управления – комбинированная, программная и радиокомандная. Целевое оборудование – лазерный сканер, тепловизор, радиолокационная станция бокового обзора с синтезированной апертурой, видео- и фотокамеры высокого разрешения, газоанализаторы. В дальнейшем по компоновке БЛА «Данэм» стал аналогичен военной версии «Дань-Барук» – в таком виде он был продемонстрирован на выставке UVS-TECH 2008. БЛА-06 «Аист» Разработчик: «Кулон»/«Луч»/«Вега» Комплекс воздушного наблюдения двойного назначения. В гражданском варианте предназначен для наблюдения за трубопроводами, ЛЭП; поиска утечек подземных и наземных газопроводов, а также контроля за состоянием воздуха в районах добычи и переработки нефти и газа. В базовой конфигурации комплекс включает наземный пункт управления, пункт обработки информации, БЛА, транспортную и технологическую машины. БЛА выполнен по нормальной схеме с V-образным хвостовым оперением. Силовая установка – два поршневых двигателя с тянущими винтами на крыле. Полезная нагрузка – широкозахватная двухспектральная ТВ/ИК аппаратура, бортовая РЛС с синтезированной апертурой, бортовой регистратор информации, информационно-командная радиолиния и газоанализатор. Для детального наблюдения может использоваться гиростабилизированная оптико-электронная система типа в составе совмещенных ТВ и ИК камер и лазерного дальномера. О разработке БЛА было впервые заявлено на выставке UVS-TECH 2007. В начале 2009 г. на самарском заводе «Прогресс» построен первый летный опытный образец. Испытания начаты в конце 2009 г., по данным в СМИ, но при первом же полете БЛА потерпел аварию. «Дозор-600» («Дозор-3») Разработчик: «Транзас» Многоцелевой беспилотный комплекс со средневысотным тяжелым БЛА большой продолжительности полета, предназначенный для решения задач поиска, обнаружения и идентификации объектов в районе или на маршруте и передачи данных в реальном масштабе времени. По компоновочной схеме и техническим решениям БЛА «Дозор-600» является увеличенной версией БЛА «Дозор-100». Силовая установка включает один бензиновый двигатель «Ротакс» 914. В качестве полезной нагрузки применяются три системы: радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой), оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор) и фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами), которые могут работать одновременно. Для обеспечения связи возможно применение спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. При необходимости БЛА может быть оборудован газоанализатором, лидаром, сканером и другими датчиками. Старт и посадка производятся по-самолетному. Управление БЛА осуществляется в автономном (по программе), ручном (дистанционное пилотирование пилотом-оператором) или комбинированном (автономное и ручное) режимах. Впервые информация о комплексе представлена в ходе выставки «Интерполитех-2008», а первый полноразмерный образец был показан на МАКС-2009. В настоящее время комплекс и сам БЛА находятся на завершающей стадии разработки. Летные испытания намечены на конец 2010 г. «Иркут-850» Разработчик: «Иркут» Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для получения и передачи на землю в реальном масштабе времени телевизионного, тепловизионного, радиолокационного и фотографического изображения местности, определения координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации, а также доставки грузов. В состав комплекса входят два опционально пилотируемых летательных аппарата (ОПЛА) – мотопланера Stemme S10VT, наземная станция управления и средства технического обслуживания. Полезная нагрузка – ТВ камера, тепловизор, РЛС и цифровой фотоаппарат. Опционально пилотируемые летательные аппараты могут использоваться как в пилотируемом, так и беспилотном варианте. Переход от пилотируемого к дистанционно управляемому и автономному варианту не требует проведения специальных работ. Летательные аппараты обладают высоким аэродинамическим качеством. Силовая установка – поршневой двигатель мощностью 100 л.с. с запасом топлива 70 кг. Взлет и посадка – по-самолетному, на ВПП длиной не более 300 м. Управление (в беспилотном варианте): на маршруте – автономное; взлет и посадка осуществляется оператором наземной станции управления. Комплекс обслуживается двумя операторами: первый – управление летательным аппаратом, второй – управление полезной нагрузкой. Состояние: завершены испытания, подготовлен серийный выпуск. «Истра 14» Разработчик: ИЭМЗ Комплекс является воздушной платформой для размещения широкого набора датчиков: видеокамеры, ИК-камер двух диапазонов, газоанализаторов, локатора. Может выполнять также транспортные операции (сброс груза на парашюте). Состав комплекса: два БЛА, мобильный наземный пункт управления на автомобильном шасси, средства технического обслуживания. Взлет и посадка осуществляются по-самолетному. Находится в стадии разработки. «Иркут-0А42» Разработчик: «Иркут» Многоцелевой комплекс дистанционного зондирования, разрабатываемый корпорацией «Иркут» совместно с австрийской компанией «Даймонд Эркрафт» на базе самолета DA42 «Твин Стар». Может выполнять задачи круглосуточного мониторинга в простых и сложных метеоусловиях, обеспечивает получение и передачу на землю телевизионного и тепловизионного изображения в реальном времени, сбор, накопление и комплексную обработку информации от бортовых датчиков, а также доставку в заданный район и сброс компактных грузов в контейнерах. Комплекс состоит из двух аппаратов, наземной станции управления и средств технического обслуживания. Может использоваться как в беспилотном, так и пилотируемом вариантах. Управление в беспилотном варианте – в ручном и автоматическом режимах по заранее введенному заданию. Для взлета и посадки могут использоваться площадки, требующие минимальной подготовки. В зависимости от решаемой задачи и условий применения, на самолет может быть установлена полезная нагрузка нескольких типов с различными техническими характеристиками: оптико-электронная система с ТВ и ИК каналами, автоматическая цифровая фотокамера высокого разрешения, РЛС высокого разрешения, система трехмерного лазерного картографирования. Беспилотные вертолеты ДПВ-6, ДПВ-8, ДПВ-12, ДПВ-20, ДПВ-50 Разработчик: «Радар ММС» Мониторинговый комплекс на базе малогабаритных беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа предназначен для оперативного мониторинга с воздуха больших площадей и протяженных участков земной, водной и ледовой поверхности в труднодоступной местности в целях обеспечения поисково-спасательных работ, проведения ледовой разведки, определения очагов пожаров, аварийных участков ЛЭП и трубопроводов, мест затопления, несанкционированной вырубки леса, скопления косяков рыбы, патрулирования городских и запретных территорий, экологического мониторинга местности и др. Комплекс не требует специально подготовленных аэродромов и площадок. В состав комплекса входят несколько однотипных беспилотных радиоуправляемых вертолетов стартовой массой от 6 до 50 кг с двухлопастным несущим винтом с сер- волопатками и рулевым винтом, пункт дистанционного управления в составе двух автоматизированных рабочих мест и приемо-передающей системы, размещаемых на шасси микроавтобуса. Эксплуатацию, обслуживание и подготовку вертолетов к работе осуществляют два человека – оператор вертолета и наблюдатель-дешифровщик. ZALA 421-06 Разработчик: «Беспилотные системы» Комплекс наблюдения с малогабаритным БЛА вертолетного типа. Аппарат может использоваться в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Полезная нагрузка может включать установленные на гиростабилизированной платформе высококачественную видеокамеру, тепловизионную камеру или фотоаппарат. Передача данных на станцию управления осуществляется в режиме реального времени по защищенному цифровому каналу. Впервые показан на выставке «Интерполитех-2006». К 2006 г. прошел успешные испытания в двух вариантах, различающихся силовой установкой: с электрическим двигателем для специальных заданий (базовый вариант) и с двигателем внутреннего сгорания (вариант ZALA 421-06Е). Один аппарат в 2008 г. использовался в МВД РФ. ZALA 421-06 летом 2008 г. прошел испытания на ледоколе «Таймыр» с проведением ледовой разведки и поиска объектов на воде. В 2009 г. участвовал в конкурсе Пограничной службы ФСБ РФ. Иркут-SWISS UAV45 Разработчик: «Иркут» Беспилотный авиационный комплекс на базе беспилотного вертолета, совместная разработка ОАО «Иркут» и Swiss UAV GmbH (Швейцария). Предназначен для круглосуточного мониторинга в широком диапазоне метеоусловий, обеспечивает получение и передачу на НПУ в реальном масштабе времени телевизионного, тепловизионного и фотоизображений местности, определение координат наземных объектов по целеуказанию оператора, а также сбор, накопление и комплексную обработку информации. Комплекс состоит из двух БЛА, наземных средств управления, приема и обработки информации и средств технического обслуживания. В конструкции БЛА широко использованы композиционные материалы. «Тайфун» Разработчик: «Рисса» Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки т.н. турбинного типа (Ducted Fun UAV) – с несущим винтом внутри корпуса. В качестве полезной нагрузки предусмотрена уста- новка видеокамеры или тепловизионной камеры на гиростабилизированном подвесе. Аппарат также оборудуется парашютной системой на случай вынужденной посадки. БЛА впервые продемонстрирован на МАКС-2007. «Ворон-700» Разработчик: МАИ Беспилотный вертолетный комплекс. Включает БЛА и наземный пункт управления. Полезная нагрузка – оптико-электронная аппаратура. Силовая установка – двигатель внутреннего сгорания 3W. Вертолет прошел предварительные летные испытания, предлагался ФСБ России. Иркут-SWISS UAV80 Разработчик: «Иркут» Беспилотный авиационный комплекс на базе беспилотного вертолета. Совместная разработка корпорации «Иркут» и швейцарской компании Swiss UAV GmbH. Предназначен для круглосуточного мониторинга в широком диапазоне метеоусловий, обеспечивает получение и передачу на НПУ в реальном масштабе времени телевизионного, тепловизионного и фото изображений местности, определение координат наземных объектов по целеуказанию оператора, а также сбор, накопление и комплексную обработку информации. Комплекс состоит из двух БЛА, наземных средств управления, приема и обработки информации и средств технического обслуживания. ZALA 421-02 Разработчик: «Беспилотные системы» Автономный БЛА вертолетного типа, предназначенный для решения различных задач наземной и морской разведки, обнаружения целей, выдачи целеуказания, обеспечения релейной связи и т.п. Способен решать задачи контроля объектов инфраструктуры нефтегазовой и других отраслей промышленности, а также вести наблюдение за состоянием и использованием земель сельхозназначения, лесного фонда и пр. Аппарат построен по классической вертолетной схеме с рулевым винтом, шасси – трехточечное. Фюзеляж изготовлен из сверхлегких композиционных материалов. Двигатель – двухтактный двухцилиндровый. В состав комплекса входят БЛА и станция управления, которая позволяет контролировать полезную нагрузку и получать доступ к информации по планированию задания, также доступны просмотр видеоизображений, фотографирование и запись. БЛА выполняет полет в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Навигация – ГЛОНАСС/GPS. Husky Разработчик: «Индела» Роботизированный малоразмерный беспилотный вертолет, предназначенный для мониторинга территорий и объектов, ведения поисковых работ, геологической разведки, аэросъемки местности, выполнения авиахимических работ. Построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, с шасси полозкового типа. Несущий винт – двухлопастный, с упругим креплением лопастей, выполненных из композитных материалов, рулевой винт – двухлопастный. В состав комплекса входит БЛА и наземная станция управления (режимы работы – автоматический и дублирующий). Малые размеры вертолета позволяют транспортировать его на небольшом автоприцепе легкового автомобиля. Испытания начаты в мае 2007 г. Проект начинался под управлением компании «КВАНД», позднее, был продолжен лабораторией «Индела». Ка-135 Разработчик: «Камов» Беспилотный вертолетный комплекс с легким БЛА наблюдения двойного назначения. Выполнен по соосной схеме, шасси – полозковое. В качестве полезной нагрузки предусмотрена установка малогабаритной ОЭС и другого информационного оборудования. Проект впервые представлен на выставке HeliRussia 2009, полноразмерный образец построен к лету 2010 г. «Коршун» Разработчик: «Ротор» Беспилотный многоцелевой БЛА среднего класса. Разрабатывается в транспортном и мониторинговом вариантах. За основу взята несущая система соосной схемы с низкой акустической заметностью от вертолета «Патруль» («Орленок») кумертауского ОКБ «Ротор». Полезная нагрузка – средства круглосуточного наблюдения или два контейнера с грузом. Полноразмерный образец построен к лету 2010 г. А002М Разработчик: «Иркут» Авиационный комплекс дистанционного зондирования на основе легкого автожира А002М предназначен для получения и передачи на землю в реальном масштабе времени телевизионного, тепловизионного, радиолокационного и фотографического изображения местности, определения координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации, а также доставки компактных грузов. В состав комплекса входят два автожира А002М, наземная станция управления и средства технического обслуживания. Полезная нагрузка – ТВ камера, тепловизионная камера, радиолокационная станция и цифровой фотоаппарат. Силовая установка – бензиновый двигатель мощностью 210 л.с. с запасом топлива 150 л. Взлет и посадка – как автожир, потребная длина ВПП – не более 30 м. Наземная станция управления обслуживается двумя операторами: первый осуществляет управление летательным аппаратом, второй – полезной нагрузкой. Находится на стадии разработки. МИ-34БП (В-34БП) Разработчик: МВЗ им. Миля Многоцелевой беспилотный вертолетный комплекс на базе легкого вертолета Ми-34, предназначенный для мониторинга земной поверхности и передачи на землю телевизионного и/или тепловизионного изображения местности или конкретных объектов, химической и радиационной разведки, транспортировки грузов массой до 300 кг. В состав комплекса входит БЛА и наземная станция управления. БЛА выполняется по одновинтовой схеме с рулевым винтом и шасси полозкового типа. Проект впервые представлен на выставке UVS-TECH в начале 2007 г. Находится в стадии предварительного проектирования. Проект развивается по двум направлениям. На первом этапе планируется построить экспериментальную беспилотную/пилотируемую версию В-34БП1 на базе Ми-34С1 с поршневым двигателем М9ФВ для проведения испытаний и отработки системы дистанционного управления и средств информационного обмена. Завершение этого этапа позволит выйти на создание беспилотного аппарата В-34БП2, который может оснащаться газотурбинным двигателем «Арриус», применение которого предусмотрено на модификации Ми-34С2. Ка-126БВ Разработчик: «Камов» Беспилотный вертолетный комплекс мониторинга дальнего действия на основе серийного вертолета Ка-226. В конструкции БЛА предусматривается использовать до трети узлов и элементов конструкции базового вертолета – несущие винты, хвостовую балку, верхний мотоотсек фюзеляжа и т.п. Шасси – полозковое. Проект впервые представлен на выставке UVS-TECH 2007. МРВК Разработчик: МВЗ им. Миля Концептуальный проект беспилотной вертолетной системы («многоцелевой роботизированый вертолетный комплекс»), предварительная инициативная разработка МВЗ им. М.Л. Миля с использованием технических идей, заложенных в проект перспективного скоростного вертолета Ми-Х1. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|