БЕСПИЛОТНИКИ В РОСИИ: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

Прошел почти год с авиасалона МАКС-2009, который пестрел беспилотными летательными аппаратами различных типов и классов. На специализированной выставке «Беспилотные многоцелевые комплексы», которая этим летом пройдет в подмосковном Жуковском – в рамках форума «Технологии в машиностроении – 2010», наверняка, беспилотников будет не меньше. Однако при более внимательном изучении становится понятно, что большинство демонстрируемых на выставке моделей – это зачастую лишь макеты еще не летавших аппаратов, заявленные характеристики которых пока не подтверждены не только опытом эксплуатации, но и испытательными полетами. Большинство российских компаний, занимающихся созданием такого рода техники, старается показать публике, а главное – возможным заказчикам по максимуму все, что есть в их арсенале. Таким образом, выставки, к сожалению, по сути не являются демонстрацией реального состояния дел в области российской беспилотной авиации, а скорее отражением того, каким его хотели бы видеть разработчики. Конечно, и за границей не все проекты, демонстрируемые на авиасалонах, впоследствии доводятся «до ума» и заказываются теми или иными потребителями. Но, приходится констатировать, что в России таких не увидевших своего заказчика систем гораздо больше. В чем же причины?

Нужны ли нам беспилотники?

Применение беспилотной техники в военных конфликтах последних двух десятилетий произвело подлинную революцию в средствах воздушной разведки. Сегодня БЛА активно применяются вооруженными силами США и стран коалиции в Ираке и Афганистане, обеспечивая оперативную разведку. Очевидным плюсом беспилотной разведки, помимо оперативности и меньшей стоимости, является, собственно, отсутствие человека на борту.

Однако, несмотря на все это, еще несколько лет назад источники в российском военном ведомстве в частных беседах отмечали, что беспилотники не входят в число приоритетов нашего Минобороны. По-видимому, одним из решающих моментов в положительном ответе на вопрос «быть или не быть» беспилотным летательным аппаратам в Российской Армии стали Грузино-Абхазские и Юго-Осетинские события весны-лета 2008 г. Они стимулировали активное изучение существующих систем БЛА. Выводы оказались малоприятны для отечественных разработчиков: военные остались недовольны как техническими характеристиками систем, так и их стоимостью.

Что не так?

Долгие годы большинство из имеющихся в арсенале нашей армии беспилотников составляли аппараты разработки фирмы «Туполев». Сегодня им уже не одно десятилетие. Стоит ли говорить, что они давно и бесповоротно устарели – если не физически, то морально. Украинские военные не нашли им лучшего применения, как использовать в качестве воздушных мишеней. В прошлом году и наши военные решились отказаться от этих аппаратов – часть беспилотных разведчиков «Рейс» была направлена на утилизацию. Самое новое, что есть у нас в войсках – это две системы тактического класса: «Строй-ПД» и «Типчак», а также две системы мини-класса – «Стрекоза» и «Элерон». И если с последними все более-менее неплохо (они вполне соответствуют мировому уровню), то с первыми ситуация не такая простая.

В частности, замминистра обороны России Владимир Поповкин упоминал о высоком уровне шума, производимом двигателем БЛА «Типчак», что явно демаскировало его во время применения в зоне грузино-осетинского конфликта 2008 г. Не вполне удовлетворительным, по имеющимся данным, было и полученное с борта БЛА изображение. Однако возникает резонный вопрос: если это действительно так, то почему комплекс был принят на вооружение?

Кроме претензий по качеству, руководством Минобороны также назывались колоссальные суммы, направленные ведомством на программы разработки испытаний БЛА в последние годы (первоначально была озвучена цифра в 1 млрд рублей, затем в течение года она выросла

до 5 млрд!), что однако не увенчалось ожидавшимся результатом. Как заявил на пресс-конференции 7 апреля этого года заместитель министра обороны России – начальник вооружения Владимир Поповкин, «в прошлом году мы по беспилотникам провели испытания – у кого что было в стране, мы все собрали, разработав программу испытаний. Эту программу испытаний не выдержал ни один беспилотник. 5 миллиардов рублей – такая сумма потрачена!». «Сейчас на вооружении Российской Армии находятся два типа беспилотных летательных аппаратов. К сожалению, они не могут сравниться с иностранными ни по одному параметру», – констатировал он.

Как дошли до жизни такой?

Все мы, выросшие в СССР, привыкли к тому, что наша военная техника, по крайней мере, не уступает по характеристикам зарубежной. Отчего же с беспилотными летательными аппаратами ситуация зачастую диаметрально противоположна?

Дело в том, что все наши широко известные военные разработки были начаты в большей своей части еще в советский период. В то же авиастроение вкладывались гигантские финансовые и людские ресурсы. Беспилотники же в их нынешнем качестве – достаточно новый вид военной техники. Период их активного развития пришелся на вторую половину 90-х и начало нового века. Россия же этот этап «проспала», неожиданно оказавшись в положении отстающей (причем не на одно поколение) от уровня последних мировых достижений в области систем БЛА.

Несколько лет назад экс-главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов в одном из своих интервью отметил, что волноваться по поводу отставания России от ряда ведущих стран в области беспилотников не стоит: «Мы изучим зарубежный опыт и быстро догоним их, не совершив их ошибок», – примерно так выразился тогда генерал. Однако время показывает, что он был несколько неправ. Наверстывать технологическое отставание весьма сложно. Разработки должны иметь последовательный и системный характер. Невозможно еще вчера делать кукурузник, а сегодня построить новейший истребитель!

Более того, велика вероятность, что ситуация в этом плане продолжит ухудшаться. Слабо обновляется материально-техническая база разработчиков, стареет испытательная и производственная база, а самое главное происходит «кадровая эрозия», теряется преемственность поколений. Ну и, как следствие, происходит увеличение сроков разработки новых образцов, ухудшается качество изготовления как самих БЛА, так и их комплектующих, а в ряде случаев стоимость их оказывается даже более высокой, чем у зарубежных аналогов.

Где деньги?

Один из возникающих закономерных вопросов: куда уходят деньги, выделяемые Минобороны? Несколько лет назад Министерством обороны и Министерством промышленности, по-видимому, чтобы сконцентрировать выделяемые финансовые ресурсы, было определено головное предприятие по комплексам с БЛА. Им стал Концерн радиостроения «Вега», некоторые из предприятий которого были вовлечены в работы по беспилотной технике еще в советские годы. Думается, не будет преувеличением сказать, что львиная доля средств, выделяемых в последние несколько лет нашим государством на программы в области систем БЛА, направлялись именно этой организации. Средства не малые. Однако при этом надо иметь ввиду, что и «Вега» – это не маленькая компания. Это концерн из более полутора десятков предприятий. Большинство из них находится в непростом финансовом положении. Предприятия вынуждены поддерживать основные фонды (а на их балансе, как правило, достаточно большие площади), платить зарплату и т.п. Таким образом, выделяемые на первый взгляд немалые деньги, при отсутствии диверсифицированных источников дохода в компании, попросту уходят в песок.

Заграница нам поможет?

В горячке поисков выхода из создавшейся ситуации, Минобороны России, как это уже бывало в нашей истории, решило искать помощи у «варягов». В мире найдется немало стран, разрабатывающих и использующих беспилотные летательные аппараты. Однако первые места с большим отрывом от остальных, занимают сегодня США и Израиль. Конечно, ряд интересных проектов есть и в Европе, однако там работы в области беспилотников не ведутся столь масштабно и системно, как в этих двух странах. По понятным причинам, сотрудничество с США в данной области для России является практически невозможным. Таким образом, внимание наших военных было обращено на Ближний Восток.

По просочившимся в прошлом году в прессу данным, российское Минобороны закупило в 2009 г. в Израиле комплексы трех типов: переносной, запускаемый с руки БЛА мини-класса «Бёрд Ай» (Bird Eye 400), тактический «Ай Вью» (I-View 150) и достаточно крупный средневысотный БЛА большой продолжительности полета «Сёрчер» (Searcher Мк II).

С одной стороны, очевидно, что купили не самые последние разработки. Даже израильские официальные лица отметили этот факт. Однако с другой – можно сказать, что приобретен некий стартовый комплект, позволяющий сформировать представление о том, что такое современная беспилотная техника и как она может быть использована.

Что дальше?

Прогнозирование – дело достаточно неблагодарное. Как правило, жизнь оказывается интереснее наших предположений. Тем не менее, можно попробовать спрогнозировать, как будут развиваться события.

Итак, закуплена небольшая партия беспилотных аппаратов израильского производства. Как говорили некоторые военные, для изучения. Представляется, что подобное изучение подразумевает под собой не просто «спортивный интерес», а последующее использование в отечественных разработках. Однако, по имеющимся данным, в текущем году программы разработки российских БЛА не получили финансирования. Подчеркнем, речь не о закупке, а о создании новых систем в интересах Минобороны.

Кроме того, озвученный кем-то из политиков тезис «разберем и посмотрим что внутри» выглядит достаточно наивным. Не стоит думать, что в плане аэродинамики или прочности отечественные инженеры найдут что-то новое для себя. Электроника? Да, отечественная электронная и радиопромышленность находятся не в лучшем состоянии и вряд ли способны в ближайшее время удовлетворить потребности конструкторов БЛА в отвечающих современным требованиям компонентах. Закупки за рубежом, пусть и не на уровне подсистем, а на уровне элементной базы, неизбежны. Это же касается и двигателей. Определенные интересные «ноу-хау», вероятно, имеются в программной части. Но получить их вряд ли удастся.

Можно предположить, что израильские БЛА были закуплены для оценки и формирования более четких представлений о том, что же нужно российским Вооруженным Силам. В принципе, этот вариант выглядит вполне логичным. Однако вспомним, что закупки были произведены практически в экстренном порядке, после событий в Абхазии и Южной Осетии. Исходя из этого, можно предположить, что их попытаются сберечь – не дай бог очередной конфликт, и кто тогда ответит за то, что беспилотников опять нет? А возможность потери аппаратов даже в ходе учений достаточно высока. Во-первых, БЛА сами по себе имеют надежность ниже, чем у пилотируемых аппаратов. Во-вторых, они требуют соответствующего обращения. И их использование военнослужащими ВС Израиля и нашей армии – это, как говорится, «две большие разницы». В чеченскую кампанию было «угроблено» несколько «Пчел». А ведь эти неказистые на вид беспилотники как раз и создавались для суровых условий эксплуатации отечественными десантниками.

Есть обратная возможность – израильская техника придется по вкусу отечественным военным, а израильские специалисты и инструкторы сумеют подготовить квалифицированных операторов и техников в России, сумеют проконтролировать соблюдение надлежащих условий эксплуатации и планового прохождения регламентных технических работ. Пожалуй, это самый пессимистичный вариант для российских разработчиков, поскольку в этом случае, скорее всего, будет поставлен крест на многих собственных проектах. По крайней мере создающихся в интересах военных.


БЕСПИЛОТНЫЕ ПОСЛАННИКИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ

Bird Eye 400

Легкий переносной комплекс БЛА, предназначенный для ведения разведки и наблюдения «за холмом» в реальном масштабе времени в звене «отделение-взвод». Сам беспилотный аппарат небольшой – его длина всего 0,8 м, размах крыла – 2,2 м, а максимальная взлетная масса – 5,6 кг при полезной нагрузке 1,2 кг. Миниатюрный электродвигатель обеспечивает продолжительность полета около 1 ч и максимальный радиус действия порядка 10 км.

Взлет БЛА обеспечивается при помощи резинового жгута, посадка осуществляется на парашюте. Перед посадкой аппарат должен совершить переворот на 180°, чтобы не повредить аппаратуру полезной нагрузки – систему наблюдения Micro POP с ТВ либо ИК камерой.

Базовый состав комплекса включает три БЛА, набор целевой оптико-электронной аппаратуры, переносной пульт управления, комплекс связи, источники питания и набор для ремонта. Система, размещаемая для транспортировки в двух рюкзаках, переносится и эксплуатируется расчетом из двух человек.



I-View 150

Аппарат принадлежит к числу средних БЛА тактического класса. Он предназначен для ведения разведки в интересах войсковых подразделений и наблюдения на поле боя, а также может служить в качестве артиллерийского корректировщика.

БЛА длиной 3,1 м и размахом крыла 5,7 м имеет двигатель с тянущим винтом. При максимальной взлетной массе 160 кг аппарат может брать на борт до 20 кг полезной нагрузки,с которой способен выполнять полет на высоте около 5200 м продолжительностью до 7 ч. Радиус действия составляет около 100 км.

В штатном варианте в состав полезной нагрузки БЛА входит комбинированная круглосуточная оптико-электронная система наблюдения РОР300. Однако по требованию заказчика может быть установлена и иная аппаратура.

Комплекс базируется на двух-трех легких грузовых автомобилях и приводится в боевое положение с марша в течение 30 минут. Боевой расчет комплекса – от двух до четырех человек.

В декабре 2006 г. с министерством обороны Австралии был подписан контракт на поставку партии БЛА данного типа стоимостью 145 млн долл.



Searcher Mk II

Этот комплекс со средне-тяжелым разведывательным беспилотным летательным аппаратом был впервые представлен публике на выставке в Сингапуре в феврале 1998 г. Его основными задачами являются разведка поля боя, контроль боевых действия и целеуказание.

Беспилотный аппарат имеет максимальную взлетную массу порядка 420 кг и размах крыла более 8,5 м. Он выполнен по достаточно традиционной для БЛА подобного класса двухбалочной схеме с толкающим винтом. На борт он может взять до 110 литров топлива, что обеспечивает ему достаточно большую продолжительность полета – 15-18 часов.

В качестве полезной нагрузки беспилотник оборудован стабилизированной системой наблюдения с интегрированными ТВ и ИК камерами, разведывательным контейнером EL/M-2055 SAR/MTI, а также 1200-мм цветной видеокамерой.

Запуск БЛА происходит как с обычной неподготовленной взлетной площадки, так и с помощью пневматической катапульты или ракетных ускорителей JAT0.

Комплекс был принят на вооружение в Израиле в июне 1998 г. Кроме того, он поставлялся на экспорт, в частности, в Сингапур, Таиланд, Шри-Ланку, на Тайвань.


Что делать?

Вообще ситуация представляется' неким замкнутым кругом. Очевидно, что сама собой она не разрешится. Здесь понадобятся как финансовые' ресурсы, так и политическая воля. От военных требуется сформулировать техническое задание. Однако для этого требуется четкое представление того, как именно будут использоваться беспилотники, как они впишутся в существующую систему. Видение не возникает само собой, оно появляется с опытом. А опыта практически нет. За последние несколько лет ежегодно закупалось по одному – максимум паре комплексов. Их количество в войсках надо увеличивать, как минимум, на порядок. При этом необходимо жестко контролировать качество поступающих в войска систем.

Что касается взаимоотношений с Израилем, то хочется надеяться, что они будут развиваться на взаимовыгодной основе. Некоторые шаги в этом направлении начали делаться только сейчас – например, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов недавно заговорил о необходимости создания совместного предприятия по системам БЛА. Хотелось бы надеяться, что речь будет весить не только об отверточной сборке, но о большей вовлеченности российских компаний. Примеры в этом плане в мире имеются – программа «Вотчкипер» (Watchkeeper) в Великобритании, или SIDM во Франции.

Что же касается российских компаний, то, думается, им надо брать на себя часть затрат на НИОКР, предлагая не просто картинки и модели, а что-то в «железе», что может быть далее доведено до финальной стадии уже за деньги заказчика и под его требования.

При этом предприятиям необходимо рассчитывать не только на внутренний, но и на внешний рынок. Беспилотники – часть системы разведки, и в этом качестве они могут успешно продвигаться «Рособоронэкспортом» в страны, являющиеся традиционными партнерами России в области ВТС. Создание десятков типов БЛА разного класса в Израиле, очевидно, не в состоянии быть финансово обеспечено только внутренним спросом. Весьма существенную роль здесь играют экспортные поставки. А сам факт применения отдельно взятой модели БЛА ВС Израиля, автоматически обеспечивает ей «знак качества» в сознании потребителей, помогая продвигать ее на международный рынок. Чем не пример для подражания?







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх