|
||||
|
САМОЛЕТЫ НА КРИОГЕННЫХ ВИДАХ ТОПЛИВА Несколько лет назад в ОКБ им. А. Н. Туполева под руководством главного конструктора В.А. Андреева начались работы по созданию самолетов, использующих необычные для авиации виды топлива. В 80-е годы был создан первый в мире самолет - летающая лаборатория Ту-155 (первоначальное обозначение ЛЛТу-154). 15 апреля 1988 года экипаж в составе командира В.Н. Се-ванькаева, второго пилота А.И. Талалакина, бортинженеров Ю. Кремлева, А. Криулина и ведущего инженера по экспериментам В. Архипова поднял в первый полет экспериментальный самолет Ту-155, один из двигателей которого использует в качестве топлива жидкий водород. Эта летающая лаборатория создана на базе серийного самолета Ту- 154Б, на котором вместо штатного центрального двигателя НК-8-2У установлен опытный НК-88, созданный в конструкторском бюро под руководством академика Н.Д. Кузнецова (руководитель темы - главный конструкгор двигателя В.Н. Орлов). Самолет Ту-155 прошел обширный комплекс испытаний, в ходе которых установлено 14 мировых рекордов, совершен международный перелет по маршруту Москва - Братислава (Чехословакия) - Ницца (Франция), Москва - Ганновер (ФРГ). Приобретенный опыт в создании и испытании самолета Ту-155 стал хорошей базой для будущего освоения технологий создания пассажирских и грузовых самолетов на криогенных видах топлива, а также основой для участия нашей страны в международном сотрудничестве в этой области. Основные характеристики Ту-155 аналогичны базовому Ту-154Б. Объем бака для криогенного топлива - 20 м3, максимальная продолжительность полета - 120 мин. Летающая лаборатория Ту-155 позволила накопить необходимый опыт для последующей разработки авиационных криогенных систем. Этот самолет стал своего рода стартовой площадкой для создания Ту-156 (на базе серийного Ту-154М) и предназначенного для перевозки коммерческого груза в деловой эксплуатации. На Ту-156, в отличие от предшественника, предусмотрены турбовентиляторные двигатели НК-89, работающие как на керосине, так и на метане. При этом он оснащается раздельными топливными системами. Изменение компоновки фюзеляжа привело к снижению грузоподъемности с 18 тонн (у грузового Ту-154С) до 14 тонн. При этом дальность перевозки с использованием СПГ будет не меньше 2600 км, а на керосине - 3300 км. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ТУ-156 Следующим этапом развития самолетов на СПГ (сжиженный природный газ) должен стать пассажирский самолет на СПГ, рассчитанный на перевозку 120-135 пассажиров. Самолет должен создаваться на базе серийного самолета Ту-154 М, проект получил обозначение Ту-156М. На самолете Ту-156М топливная система должна выполняться аналогично самолету Ту-156, пассажирская кабина должна располагаться перед криогенным топливным баком. Двигатели такие же, как и на Ту-156, - НК-89. Самолет Ту-156М должен иметь следующие основные данные: дальность полета на СПГ - 2700 км; запас топлива СПГ - 13 000 кг; керосин - 10 000 кг. НабазепроектасамолетаТу-154М2 прорабатывается проект самолета, работающего под двигатели типа ПС-90АКН. Самолет получил обозначение Ту-156М2. Поскольку базовый вариант самолета Ту-154М2 не имеет третьего центрального двигателя, на Ту-156М2 топливный бак с СПГ установлен в задней части фюзеляжа сверху в обтекателе. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ТУ-156М2 Взлетная масса, кг 96 500-98 300 Посадочная масса, кг 81 200-84 000 Масса снаряженного самолета, кг 61 000 Масса СПГ, кг 20 000 Масса керосина, кг 10 000 Количество пассажиров, чел. 160- 171 Практическая дальность полета, км 3430-3530 Потребная длина ВПП, м 2500 На базе проекта Ту-154МЗ рассматривается проект по СПГ с двигателями типа НК-94 со взлетной тягой 18 000- 20 000 кг (вариант двигателя НК-93). Предположительное обозначение проекта - Ту-156МЗ. По компоновке проект самолета аналогичен проекту Ту-156М2. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА ТУ-156МЗ Взлетная масса, кг 97 500-99 300 Посадочная масса, кг 83 900-85 700 Масса снаряженного самолета, кг 63 200 Масса СПГ, кг 20 000 Масса керосина, кг 10 000 Количество пассажиров, чел. 160- 171 Крейсерская скорость, км/час 850 Практическая дальность полета, км 3100-3200 Потребная длина В П П, м 2500 Конструкторы ОКБ имени А.Н. Туполева создают новые типы экологически чистых самолетов с силовыми установками, работающими на сжиженном природном газе (СПГ). Это турбовинтовой грузо-пассажирский самолет Ту-136 и реактивный пассажирский самолет Ту-206, созданный на базе Ту-204-100. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ТУ-136 Максимальная взлетная масса, кг 20 000 Максимальная коммерческая нагрузка, кг 5000 Крейсерская скорость, км/час 500 Высота полета, м 7200 Дальность полета, км 2000 Количество пассажиров, чел. 53 Длина самолета, м 22,75 Высота самолета, м 8,15 Размах первого крыла, м 8,638 Размах второго крыла, м 21,776 Площадь первого крыла, м2 19,97 Площадь второго крыла, м2 41,85 Полная плошаць крыла, м2 61,82 Потребная длина ВПП, м 1800 Ту-136 предназначен для перевозки 53 пассажиров (шаг кресел 810 мм) или 5 тонн коммерческой нагрузки на расстояние до 2000 км. Ту-136 оснащен двумя ТВД тип ТВ-117СФ мощностью по 3260 л.с. с шестью лопастными винтами диаметром 3,7 м. Двигатели самолета могуг работать как на криогенных видах топлива, так и на обычном авиационном керосине, возможно использование американских двигателей «Прагг-Уитни» мощностью 3600 л.с. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА ТУ-206 Максимальная взлетная масса, кг 110 750 Полезная нагрузка, кг: - максимальная 25 200 - нормальная 19 200 Масса топлива, кг: - СПГ 22 500 - керосин 5500 Количество пассажиров, чел. 210 Крейсерская скорость, км/час 800-850 Дальность полета, км 3600-5300 Высота полета, м 10 600- 11 600 Длина самолета, м 46,0 Размах крыла, м 42,0 Высота самолета, м 13,9 Потребная длина ВПП, м 2500 Если Ту-136 предназначен для региональных маршрутов, то широкофюзеляжный Ту-206 - для перевозки 210 пассажиров на расстояние до 4000 км. Предполагается, что на нем будут стоять два перспективных ТРДД ПС-92, способных работать как на СПГ, так и на керосине. Двигатели ПС-92 (взлетная тяга - 16 400 кг) для самолета Ту-206 разрабатывается на базе серийного ПС-90А. Баки с СПГ располагаются сверху фюзеляжа самолета Ту-206. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|