|
||||
|
СРЕДНИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ 8 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ В мае 1960 г. ОКБ М.Л. Миля начинает разрабатывать новый вертолет с газотурбинным двигателем для замены транспортных вертолетов Ми-4. 24 июня 1961 г. совершает первый полет вертолет В-8 с одним ГТД АИ-24В конструкции СП. Изотова с четырех-лопастным несущим винтом от вертолета Ми-4, рассчитанный на перевозку 25 пассажиров. Вертолет пилотировал летчик-испытатель Б.В. Земсков. 9 июля 1961 г. он впервые был продемонстрирован на воздушном празднике на Тушинском аэродроме в Москве. После оценки проекта основное внимание было обращено на разработку двухдвигательного вертолета с новым пятилопастным несущим винтом, разработанным на базе модифицированных цельнометаллических лопастей вертолета Ми-4, и новым жестким рулевым винтом. Второй опытный вертолет В-8 с двумя ГТД ТВ2-117 мощностью по 1500 л.с. впервые оторвал от земли 2 августа 1962 г. летчик-испытатель Н.В. Лешин, а 17 сентября вертолет совершил первый свободный полет. С 14 марта 1963 г. по 3 ноября 1964 г. проходил государственные испытания, после чего в 1965 г. был передан на серийное производство под обозначением Ми-8 на Казанский вертолетный завод. Первый полет серийной машины состоялся 26 октября 1965 г. Вертолет Ми-8 состоит из следующих основных частей и систем: фюзеляжа, взлетно-посадочных устройств, воздушной системы, силовой установки, трансмиссии, несущего и рулевого винтов, противообледенительной системы, системы управления вертолетом, гидравлической системы, системы отопления или кондиционирования воздуха, устройства для внешней подвески грузов, такелажно-швартовоч-ного, бытового, авиационного и радиоэлектронного оборудования. Экипаж вертолета состоит из двух пилотов и бортмеханика. В конце 1966 г. вертолеты Ми-8 поступили в подразделения Аэрофлота. С февраля 1967 г. в Москве, Тюмени и Кременчуге проходили эксплуатационные испытания новой машины. Через год начались производственные полеты Ми-8 в Западной Сибири, Коми, Азербайджане, а осенью 1968 г. новый вертолет впервые стартовал на Памире. В горах полновластным хозяином по-прежнему остается Ми-8, один из лучших вертолетов в мире. Для обслуживания газопроводов и доставки вахтовых бригад на буровые широко используют вертолеты Ми-8. Надежный и простой в эксплуатации вертолет Ми-8 с успехом заменил распространенный во многих странах мира вертолет Ми-4. В 1964 г. на вертолете Ми-8 летчики-испытатели В.П. Ко-лошенко, И.В. Лешин, штурман СИ. Клепиков и бортмеханик В. А. Колосов установили два мировых рекорда по дальности и скорости полета на дистанции в 2000 км. Среди женщин рекордсменами стали вертолетчицы Ми-8, возглавляемые командиром И.А. Копец. И.А. Копец - единственная в мире женщина, налетавшая на вертолетах более 11 тысяч часов, из них девять тысяч - на Ми-8, установила пять мировых рекордов. Она только на Ми-8 отлетала более двадцати лет в небе Сибири и Крайнего Севера. И.А. Копец долгое время среди женщин в Аэрофлоте была командиром вертолета Ми-8. В 1985 г. командир звена вертолетов Ми-8 Мячковского авиапредприятия Б.В. Лялин был одним из главных героев, кто вызволял научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» из ледового плена Антарктики. Впервые в истории освоения Антарктиды Б. В. Лялин летал на вертолете Ми-8 в условиях полярной ночи. Отважному вертолетчику присвоено звание Героя Советского Союза. С вертолетом Ми-8 связали свои судьбы сотни наших пилотов Аэрофлота. География распространения гражданских Ми-8 еще более широка. Сейчас практически невозможно отыскать на карте страну, в которой не эксплуатировалась бы легендарная «милевская восьмерка», прозванная российскими пилотами «Василисой Прекрасной». Всего произведено более 8200 вертолетов Ми-8 на Казанском вертолетном заводе и авиационном заводе в Улан-Удэ, из которых более 2000 экспортированы более чем в полусотню стран мира. В истории мирового вертолетострое-ния по обшему числу выпущенных машин Ми-8 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса. Вертолет считается мировым рекордсменом по числу модификаций и вариантов - их насчитывается свыше сотни. За четыре десятилетия эксплуатации конструкторы не раз улучшали характеристики Ми-8. И, судя по всему, еше несколько лет этот вертолет и его поздние модификации будут оставаться самыми эксплуатируемыми машинами. С этой целью милевцы совместно со своими казанскими и улан-удэнскими коллегами продолжают совершенствовать вертолет-дол гожите л ь. Основные гражданские модификации вертолетов Ми-8, применяемых в Аэрофлоте: Ми-8П, Ми-8ПС «Салон», Ми-8Т. Ми-8П - пассажирский вертолет с двумя газотурбинными двигателями ТВ2-117АГ мощностью по 1700 л.с, изготовленными Санкт-Петербургским ГУП «Заводим. В.Я. Климова», с кабиной для 28 пассажиров и квадратными окнами. Шаг кресел - 720-750 мм. Ширина прохода между креслами - 300 мм. Пассажирский вариант вертолета предназначен для межобластных и местных перевозок пассажиров, багажа, почты и малогабаритных грузов. Вертолет Ми-8П может быть переоборудован в транспортный, санитарный варианты, а также варианты с увеличенной дальностью (перегоночный) и внешней подвеской грузов. Вертолет в санитарном варианте может перевозить 12 лежащих больных и сопровождающего работника. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т Максимальная взлетная масса, кг 12 000 Масса пустого вертолета, кг 6625 Максимальная коммерческая нагрузка, кг: - в фюзеляже 4000 - на внешней подвеске 3000 Полный запас топлива, кг: - в основных баках 1445 - в дополнительных баках 710 Максимальная скорость, км/час 250 Крейсерская скорость, км/час 220 Скороподъемность, м/сек 9 Статический потолок, м 1000 Динамический потолок, м 4500 Дальность полета, км 425-690 Максимальная продолжительность полета, час 3,5 Длина вертолета с вращающимися винтами, м 25,24 Длина фюзеляжа без рулевого винта, м 18,168 Высота вертолета до втулки несущего винта, м 4,38 Ширина фюзеляжа, м 2,5 Диаметр несущего винта, м 21,29 Диаметр рулевого винта, м 3,908 Грузовая кабина, м: - длина 5,34 - ширина 2,34 - высота - 1,8 Экипаж, чел. 3 Ми-8ПС «Салон» - пассажирский вертолет с салоном повышенной комфортности для 11 пассажиров с восьмиместным общим сиденьем с правого бока и двумя креслами и вращающимся сиденьем с левого борта, улучшенной отделкой салона, системой вентиляции и туалетом; выпускался также в вариантах с салоном для 9 и 7 пассажиров. Ми-8Т - транспортный вертолет с ГТД ТВ2-117АГ мощностью по 1700 л.с. для перевозки грузов массой 4000 кг в кабине, или 3000 кг на внешней подвеске, или 24 пассажиров на боковых сиденьях, или 12 больных на носилках с сопровождающими; отличается небольшими круглыми окнами кабины и оборудованием. В 1967 г. была создана модификация вертолета Ми-8 с убирающимся шасси - вертолет-амфибия Ми-14, у которого нижняя часть фюзеляжа выполнена в виде лодки. Благодаря такой конструкции фюзеляжа Ми-14 может садиться и взлетать с воды, сохранять устойчивое положение на ней при волнении три-четыре балла, глиссировать со скоростью до 70 км/час. Это первая винтокрылая амфибия в нашей стране. Максимальная взлетная масса - 14 000 кг. Максимальная нагрузка - 3000 кг. Крейсерская скорость - 210 км/час. Динамический потолок - 3500 м. Дальность полета в зависимости от запаса топлива - от 660 до 1135 км. 1 августа 1967 г. летчик-испытатель Ю.С Швачко совершил на нем первый полет. Выпускается серийно с 1973 г. в Казани. Народно-хозяйственная модификация этой машины была предложена Аэрофлоту. Проводится комплексная программа конверсиализации Ми-14, в результате которой гражданская авиация может получить различные модификации машин для нужд народного хозяйства. На базе этого вертолета создан противопожарный вертолет-амфибия Ми-14ПЖ, оснащенный брандспойтами, баками с водой (или огнегасящей жидкостью), подвесной насосной станцией и системой подачи пенообразующей жидкости. Ми-14ПЖ оснащен двумя турбовальными двигателями ТВЗ-117МТ мощностью по 1900 л.с. и вспомогательной силовой установкой АИ-9В. Многоцелевой вертолет Ми-14ПЖ широко использует Украинская авиационная компания «ВЕЛЕС». Ми-14ГП - грузо-пассажирская модификация для эксплуатации на морских нефтеразработках, впервые предложенная Аэрофлоту в 1981 г., так и не получила развития из-за высокой секретности базовой модели. Вновь пассажирский вариант создали в 1995 г. в Казани по договору с авиакомпанией «Конверсавиа». Ми-14ГП оборудован 24 легкосъемными пассажирскими креслами, системами жизнеобеспечения и повышенного комфорта, грузовой лебедкой, дополнительным откидным трапом в хвостовой части фюзеляжа и четырьмя аварийными люками. В 1995 г. по заказу авиакомпании Азербайджана построен пассажирский вертолет-амфибия Ми-14П для обслуживания нефтеразработок на Каспийском шельфе, рассчитан на перевозку 20 пассажиров в кабине. На базе вертолета Ми-8 в 1977 г. началось серийное производство среднего многоцелевого вертолета Ми-17 одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом и жестким рулевым винтом на карданной подвеске с металлопла-стиковыми лопастями. Силовая установка - два турбовальных двигателя ТВЗ-117МТ (или ТВЗ-117ВМ) мощностью по 1900 л.с. каждый. Двигатели оснащены пылезащитными устройствами на воздухозаборниках. Система автоматического поддержания оборотов несущего винта и синхронизации работы двигателей при выходе из строя одного из них обеспечивает продолжение полета с другим двигателем, выведенным на форсированный режим. Установленная на вертолете вспомогательная силовая установка АИ-9В предназначена для питания воздушных стартеров двигателей при их запуске, а также является источником электроэнергии для питания бортовой сети постоянным током при проверке потребителей на земле, когда двигатели не работают. Фюзеляж вертолета Ми-17 практически идентичен фюзеляжу Ми-8Т, изменена лишь конструкция концевой балки, что связано с переносом рулевого винта на левую сторону. Вертолет Ми-17 предназначен для работы во всех климатических условиях. Комплекс радиоаппаратуры, светотехнического, приборного, пилотажно-навигационного оборудования и автопилот дают возможность производить полеты в различных метеоусловиях в любое время года и суток. На базе Ми-17 разработан пассажирский вариант вертолета на 26 мест, а также вариант «Салон» и «Летающий госпиталь». Вертолет Ми-17 успешно эксплуатируется в Аэрофлоте. Вертолет Ми-17 имеет постоянный спрос на мировом рынке. Он конкурентоспособен по своим тактико-техническим данным, эксплуатационным характеристикам, ресурсным параметрам. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-17 Максимальная взлетная масса, кг 13 000 Нормальная взлетная масса, кг 11 100 Максимальная коммерческая нагрузка, кг: - в фюзеляже 4000 - на внешней подвеске 4000 Максимальная скорость, км/час 262 Крейсерская скорость, км/час 250 Скороподъемность, м/сек 9 Статический потолок без учета влияния земли, м 1760 Динамический потолок, м 3600-5000 Дальность полета с дополнительными баками при нормальной взлетной массе, км 950 Максимальная продолжительность полета, час 4 Длина вертолета, м 25,352 Ширина фюзеляжа, м 2,5 Высота вертолета до втулки несущего винта, м 4,755 Диаметр несущего винта, м 21,294 Экипаж, чел. 3 На базе вертолета Ми-17 разработаны модификации гражданского назначения - Ми-171 и Ми-172, оснащенные новыми двигателями ТВЗ-117СБЗ (ВК-2500), развивающими на чрезвычайном режиме мощность до 2500 л.с. и отличающимися повышенной надежностью. Ми-171 с новыми двигателями преодолевает горы Тибета. Это единственный в мире вертолет, способный работать на такой высоте. В 1987-1988 годах проводили испытания опытного вертолета Ми-8ТГ с двигателями, работающими как на нефтегазовом топливе, так и на авиакеросине, а также на их смесях. Машина демонстрировалась на Международном авиакосмическом салоне 1993 г. в г. Жуковском и привлекла внимание отечественных и зарубежных специалистов. В течение 2002-2004 годов предполагается провести дополнительные исследования и построить более совершенный промышленный вариант перспективного вертолета на газовом топливе, условно называемого пока «газовым вертолетом» или «газолетом». Конкурс на проведение работ выиграли ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» и ОАО «Интеравиагаз». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|