Первый из трех прототипов ХВ-45 совершает первый выпет. 17 марта 1947 года.

Ставшую ненужной букву "С" отдали под разведывательный вариант "Торнадо" - RB-45C. Потребность в современном реактивном разведчике с высокой скоростью и приличной дальностью ВВС ощутили с началом войны в Корее.

Необходим был самолет, который не только мог бы залететь вглубь вражеской территории, но еще и способный на равных соревноваться с самыми современными истребителями (прежде всего, с МиГ-15). Первый "Торнадо" - разведчик военно-воздушные силы получили в июле 1950-го, а ровно через год со стапелей сошла последняя машина из заказанной партии в 33 RB-45C.

Конструкция самолета, за исключением оборудования, не подверглась значительным переменам, а внешне разведчик легко узнавался по новой носовой части фюзеляжа без остекления. В самом носу имелся круглый люк со створками для панорамного фотоаппарата переднего обзора, из-за которого экипажи в шутку называли машину "Циклопом". RB-45C получил систему дозаправки в воздухе с выдвижной штангой за кабиной.

В бомболюке разместили 4 больших фотокамеры, а при необходимости можно было подвесить еще 8 дополнительных АФА поменьше. Вместо фугасных в полет брали фотобомбы, а освободившееся место в бомболюке отдали под дополнительные топливные баки. Кроме этого, под мотогондолы при необходимости вешались два бака по 1893 л, а на законцовках крыла - баки по 4259 л (общий объем топливной системы 30787 л).

Для взлета перегруженной машины (максимальный взлетный вес RB-45С достигал 51 т) применялась пара реактивных ускорителей XLR13-AJ-1 тягой по 1814 кгс. Твердотопливные ракеты вешались вместо топливных баков под мотогондолами. Разведчики получили ТРД J79-GE-13 (или 15), которые с впрыском воды развивали тягу в 2360 кгс.

Уже в апреле 1951-го первые RB-45С появились в Корее, неплохо поработав в качестве стратегических разведчиков. Рабочим потолком для "Торнадо" служила высота в 12 км, позволявшая не бояться зенитной артиллерии корейцев.

А от истребителей должен был отбиваться кормовой стрелок, получивший модифицированную турель А-1 с парой "Браунингов" М-7 (12,7 мм) и прицельным радаром APG-30. Одиночный разведчик, летящий на большой высоте с приличной скоростью, представлял собой очень трудную мишень. И к окончанию военных действий на полуострове ни один четырехмоторный RB-45C сбит не был.

Война в Корее оказала значительное влияние на очередной рост военных расходов. Противостояние США и СССР вплотную подошло к вооруженному конфликту, и в каждой из стран огромное внимание уделялось самолетам-носителям атомных бомб. Дальность "Торнадо" позволяла достичь целей в Советском Союзе лишь с европейских баз НАТО.

В 1950-м руководство Тактического авиакомандования ВВС США решило разместить в Великобритании В-45 с ядерным оружием. Проект "Бэкбрекер" предусматривал оснащение "Торнадо" ядерными бомбами Мк5 или Мк7 и установку соответствующего оборудования.

Очередной виток "холодной войны" возродил к жизни расформированную 47-ю бомбардировочную группу. На базе в Лэнгли в марте 1951-го бывший командир группы полковник Чапмэн принял командование новым бомбардировочным крылом с тем же номером. В состав крыла вошпи В-45, которые в свое время передали на том же аэродроме 363-й тактической разведгруппе. В мае сюда же прибыли из Калифорнии экипажи 115-й бомбардировочной эскадрильи, начав переучивание с поршневых В-26 на реактивные "Торнадо".

Для участия в реальном сбросе атомной бомбы один "Торнадо" 47-го крыла перелетел на полигон Киртлэнд (штат Нью-Мексико), где участвовал в испытаниях новейшего оружия. Пока оставшиеся экипажи шлифовали летное мастерство, с "Торнадо" произошел ряд инцидентов, повлекших за собой необходимость доработок и усилений конструкции. Так. один из разведчиков RB-45C потерпел аварию изза разрушения подшипников генератора и, как следствие, остановки двигателя. А на бомбардировщике В-45 во время полета сорвался с замков топливный бак в бомбоотсеке. Удар получился настолько сильный, что створки бомболюка открылись и вылетевшие обломки повредили хвостовое оперение. Потеряв управление, самолет упал на землю.

Был случай потери в воздухе подвесного топливного бака под левой мотогондолой. Пришлось временно запретить их использование, пока замки не доработали на всех машинах.

Наконец, в июне 1952-го две эскадрильи 47-го крыла прибыли на базу Королевских ВВС в Скалторпе, а в 1953-м сюда прилетела еще одна эскадрилья.

Помимо Скалторпа, базой нескольких "Торнадо" стал аэродром Алконбари, к северу от Кембриджа. Четырехмоторные бомбардировщики постоянно можно было видеть над Европой. Во время боевого дежурства и различных учений экипажи перелетали с одной базы НАТО на другую, появляясь во Франции, Германии, Марокко и Турции. Но на вооружении В-45 простояли относительно недолго. В 1956-м самолеты стали менять на "Дуглас" В-66 "Дестройер" с парой ТРД и стреловидным крылом. Уже к лету 1958-го "Торнадо" 47-го крыла перестали подниматься в воздух.

Столько же простояли на боевой службе и "Торнадо''-разведчики. С 1950-го по 1953-й RB-45C входили в состав Стратегического авиакомандования ВВС США. а затем были переданы Тактическому командованию. К тому времени из-за аварий и катастроф часть машин успели списать, и лишь 14 разведчиков продолжали летать. Все уцелевшие RB-45C вошли в состав 19-й тактической разведэскадрильи на базе Шоу (Южная Каролина).

В мае 1954-го эскадрилья перелетела в Великобританию на базу Скалторп, войдя оперативно в состав 47-го бомбардировочного крыла. Задания у разведчиков были посложней, поскольку зачастую RB-45C залетали в воздушное пространство стран Варшавского договора (включая СССР), фотографируя секретные объекты. Экипажам "Торнадо" везло - ни один самолет над социалистической Европой сбит не был. К тому же. советская система ПВО в то время была еще недостаточно эффективной. Современные зенитно-ракетные комплексы и сверхзвуковые истребители только разрабатывались и на вооружении пока не стояли.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх