«МАКС-2001»: ИТОГИ И УРОКИ


В Жуковском, под Москвой, состоялся 5-й Международный авиационно-космический салон «МАКС-2001». Его открыл Президент РФ В.В.Путин.

В этом году «МАКС» побип все рекорды: по количеству участников и стран, занимаемых площадей, зрителей.

Сегодня можно сказать, что он стал самым представительным. Его посетили около 700 тыс. зрителей. В салоне участвовали 573 фирмы из 34 стран мира, экспозиция размещалась в 38 павильонах общей площадью 11 тыс. м;, действовали 52 шале. На земле и в воздухе были представлены 150 летательных аппаратов На салоне аккредитовались около 1500 представителей СМИ.

Впервые демонстрировался ряд новейших образцов авиационной и космической техники.

Каждый салон любит отмечать свои особенности из разряда "самых". Есть они и у «МАКСа». Так. например, самой большой и внушительной на салоне стала экспозиция АВПК "Сухой", которая разместилась в отдельном павильоне площадью более 2000 м2 и состояла из 26 фирм. Здесь были все. кто сотрудничает с "Сухим", в том числе Уфимское моторостроительное предприятие и ОКБ имени A.M. Люлька.

Сенсацией авиасалона был двигатель "АЛ-41" 5-го поколения.

Генеральный конструктор Виктор Михайлович Чепкин давал впечатляющие пояснения, дипломатично обходя острые (читай, секретные)углы. Основной упор экспозиции - на модернизированные варианты Су-27. которые принято относить к поколению "4+". Это. в первую очередь, двухместный многофункциональный истребитель Су-ЗОМК, двухместный сверхманевренный истребитель Су-ЗОМКИ, одноместный многоцелевой истребитель Су-35, многофункциональный фронтовой авиационный боевой комплекс Су-32.

На стоянке демонстрировали две корабельные модификации семейства - одноместный Су-33 и двухместный учебно-боевой Су-27 КУБ (показывался впервые).

Ежедневно в небе Жуковского летал Су-47 "Беркут" (бывший С-37). Он должен явиться прототипом истребителя 5-го поколения.

Основная,приоритетная,продукция знаменитой фирмы РСК "МиГ сегодня -самолеты семейства МиГ-29. На «МАКС-2001» фирма впервые представила два новых варианта истребителя - опытный МиГ-29 ОВТ с двигателями с отклоняемым вектором тяги и двухместный многофункциональный боевой Миг-29 М2 (МиГ-29МРчСА). Кроме того, демонстрировались МиГ-29СМТ. корабельный Миг-29К и два опытных образца перспективного учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ.

Авиационный комплекс "Ильюшин" представип широкую гамму самолетов: ИЛ-9бТ, экспериментальный ИЛ-96М, ИЛ-76МФ, ИЛ-114Т, ИЛ-114-100, ИЛ-103.

Программа Ту-204 - главная программа знаменитой и старейшей в России авиационной фирмы. Президент и генеральный конструктор ОАО "Туполев" Игорь Шевчук заметил: "В XXI веке, я в этом уверен, самолеты семейства Ту-204 будут основой гражданской авиации России".

Несмотря на внешнее сходство с базовой моделью, Ту-214 является самолетом нового поколения.

Сегодня завершен этап заводских испытаний по самолету Ту-334. Эта машина пока единственная в мире, спроектированная и построенная как специализированный 100-местный ближнема-гистральный пассажирский самолет. Именно поэтому Ту-334 превосходит по большинству самых важных характеристик свои ближайшие аналоги «Боинг-717»и А-318.

Як-130 сегодня занимает ведущее положение в тематике "ОКБ им.А.С. Яковлева". Представленный на авиасалоне этот учебно-боевой самолет несет в себе несколько иные концептуальные решения, несколько большие возможности по сравнению с учебно-тренировочным самолетом.

ОАО -ТАНТК им.Г.М.Бериева на «МАКСе» получил сертификат на самолет-амфибию Бе-200. Это позволит, с одной стороны, открыть международные рынки для своей продукции, а с другой -будет подкреплен уже заключенный контракт с МЧС России на поставку необходимых спасателям семи самолетов Бе-200. В 2001-м планируется сдать МЧС два самолета при потребностях спасателей в 40-50 При запуске в серию возможна поставка за рубеж до 300 машин. ОАО "Московский вертолетный завод им.МЛ.Миля" - постоянный участник «МАКС» - представил вертолеты Ми-28НЭ, Ми-35М. Ми-17-Н и Ми-34С.

Фирма "Камов" активно продолжает расширять рынки сбыта своей продукции. На авиасалоне «МАКС-2001» состоялось подписание опциона на закупку 50 вертолетов Ка-226 РАО "Газпром", которое намерено использовать эти винтокрылые машины как для мониторинга газопроводов, так и для корпоративных перевозок Вертолет Ка-226, по мнению генерального конструктора Сергея Михеева, закрывает определенную нишу на рынке винтокрылой техники. Рынок Ка-226 только в России оценивается в 1500 единиц.

На «МАКС-2001» ОАО "Камов" подписало соглашение с французской двигательной фирмой СНЕКМА об адаптации двигателя "Аргус" к вертолету Ка-226. Сегодня машины этого типа оснащены двигателями «Allison», однако в ряде случаев французский вариант силовой установки будет предпочтительнее. Для внутреннего рынка вертолет может комплектоваться двигателями АИ-450.

Самая большая национальная экспозиция представлена объединенным стендом Германии. А самый большой стенд салона (около 400 кв. м) заняла объединенная авиакосмическая компания Европы EADS. На салоне EADS показывал модели самолетов "Эрбас". военных самолетов «Eurofighter», "Мако" и МиГ-29, модернизация и обслуживание которого совместно осуществляются EADS и его российскими партнерами РСК "МиГ" и "Рособоронэкспорт".

Впервые на салоне стендом корпорации AVIC приняла участие авиапромышленность Китая. «МАКС» является единственным зарубежным салоном, на котором представпен стенд этой корпорации. К разряду "впервые" относится и участие таких компаний, как «Lockheed Martin» (США) и «Embraer» (Бразилия). Список американских компаний возглавили «Boeing», «General Electrik» и «United technologies».

В отдельный тематический раздел на выставке выделена "Деловая авиация" - одно из перспективных направлений развития российского авиапромв. Самопеты, используемые в деловой авиации, были сконцентрированы в одном месте и представлены не только российскими производителями, но и такими зарубежными компаниями, как «Cessna», «Gotfstream», «Faicon» и другими.

Примером успешного международного сотрудничества в области модернизации авиационной техники служит кооперация российских оборонных предприятий под эгидой ФГУП "Рособоронэкспорт" и южноафриканских компаний по модернизации самолетов французского производства типа "Мираж F 1 и "Мираж III" {"Чита") путем адаптации к ним российских двигателей РД-33 (в варианте СМР-95) и ракет "воздух-воздух" Р-73Э. В целом на «МАКС-2001» иностранных фирм, участников и делегаций было существенно больше, чем на «МАК С- 99». С каждым новым салоном все большую активность по показу своей продукции проявляют АССАД, двигательные заводы и ОКБ.

Пермские моторы показали усовершенствованный ПС-90, сделанный по итогам последних лет эксплуатации, который обладает повышенной надежностью и ресурсом. "Салют" (Москва), УМПО (Уфа) и "Мотор Сич"(3алорожъе) представили двигатели Д-436 и Д-27.

"Завод имени Климова" вместе с 'Мотор Сич' представил модификацию двигателя ТВ-117 для вертолетов. Большой интерес вызвал вертолетный двигатель повышенной мощности ВК-2500. На салоне вручалось много различного рода дипломов и сертификатов. Так, помимо упомянутых выше, в рамках «МАКС-2001» российские авиакомпания "Атлант-Союз" получила почетный диплом американской компании «Exxon Mobil Aviation Lubnkats». Как заявил на церемонии вручения диплома представитель компании! Дэвид Парсон,"Атлант-Союз" стала первой авиакомпанией России, начавшей применение универсального синтетического масла Mobil Turbo 319A на всем авиапарке самолетов Ил-76, Ил-96-400Т, Ил-86.

Как всегда, в высшей степени была интересна летная программа «МАКС-2001». Еще раз подтверждено, что она является лучшей из всех, которые демонстрируются на авиасалонах мира. Необходимо отметить, что несмотря на большую насыщенность программы и сложность полетов, не было ни одного авиационного инцидента. Успеху летного показа в немалой степени содействовал отличный, очень квалифицированный радиокомментарий, который проводил Герой России, заслуженный штурман-испытатель СССР Геннадий Григорьевич Ирейкин.

Успех «МАКС-2001» в большой степени был определен работой его дирекции, которую возглавляет профессор Юрий Александрович Нагаев. У него отличные помощники, работающие с ним с первых салонов, - Татьяна Степаненко. Николай Занегин, Юрий Шагин.

Интересные суждения о завершившемся салоне высказал начальник ЛИИ им. М.М.Громова Вячеслав Михайлович Бакаев: - Здесь, на салоне, были продемонстрированы высокоэффективные, современные образцы летательной техники, во многом не имеющие аналогов в мире. Были раскрыты новые уникальные летно-технические возможности авиатехники.

Результаты модернизации также вселяют большие надежды на то, что наша техника будет становиться более эффективной. Ряд позитивных особенностей есть у «МАКС-2001» и о них еще будет сказано. Но мне кажется, что очень важными элементами явилось то, что он постепенно превращается из важного центра показа летательной техники в центр эффективного делового сотрудничества.

Роль и вес этой составляющей на «МАКС-2001» возрос. И это продвигает наш салон к кагорте лучших салонов мира. Нельзя не отметить того, что интерес широкой зрительской аудитории также несколько преобразился. Если на предыдущих салонах люди смотрели на некоторые диковинки того, что показывалось в небе, то сейчас чувствуется уже осмысленный, а зачастую прицельно-профессиональный интерес, особенно у молодежи.

Что привлекает к нам иностранцев? Здесь есть возможность обстоятельных прямых контактов с создателями техники. У нас были практически все генеральные конструкторы, ведущие специалисты наших ОКБ, представители научно-исследовательских организаций, летчики-испытатели, эксплуатационщики, то есть все специалисты, которые принимают участие в создании и эксплуатации показанной техники.

В рамках нашего салона проводился научный семинар, где были обсуждены многие актуальные научные проблемы.

Хочется сделать сам показ, ориентированным на конечное использование техники по назначению. Необходимо показывать не отдельные образцы, а демонстрировать в комплексе весь набор средств, которые могут быть применены в тех или иных условиях, то есть привязывать, группировать экспонаты вне зависимости от фирмы, а от их целевого назначения.

Частично мы сделали так на этом салоне, сгруппировав легкомоторную авиацию. Кроме того, надо показывать не только летно-технические характеристики, но и другие количественные и, главное, качественные стороны. Очень важно показать ресурсное обеспечение, надежность, эксплуатационную технологичность, удобство пользования оборудованием, безопасность полета, систему послепродажного обеспечения.

Для характеристики конкурентоспособности летательного аппарата очень важны такие факторы, как экономическая эффективность эксплуатации. На заключительной пресс-конференции первый заместитель председателя Росавиакосмоса Валерий Иванович Воскобойников сказал: - В целом экспозиция и летный показ летательных аппаратов авиапромышленности и ВВС подтверждают то, что авиапромышленность и ВВС страны всегда были и будут находиться на передовых рубежах научно-технического прогресса.

Для нас было приятно и почетно посещение Международного авиационно-космического салона и открытие его Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Это лишний раз подчеркивает то значение и внимание к авиационной техники РФ, которые сегодня демонстрируют президент и правительство страны.

Те усилия, которые предпринимаются в последнее время по восстановлению позиций России,как в области гражданской, так и военной авиационной техники - свидетельствуют о том, что период некоторого застоя в области новейших разработок прошел, и сегодня авиапромышленность набирает темпы. Я уверен, что наши основные заказчики в ближайшее время будут полностью удовлетворены теми наработками, теми решениями, которые осуществляют ведущие российские научно-исследовательские институты и конструкторские бюро.

Говоря об итогах «МАКС-2001», я бы хотел подчеркнуть тот факт, что среди зрителей и гостей салона было огромное количество детей. И если у ребят светились лица, глаза, если они с восторгом смотрели на то, что делалось в небе Жуковского, это уже огромный успех всего нашего мероприятия.

Сегодня мы говорим: до свидания «МАКС-2001», говорим до свидания, но не прощаемся. И одновременно говорим о том. что наступает грядущий авиасалон «МАКС-2003». подготовка к которому начинается уже с завтрашнего дня.

От редакции. В ближайших номерах мы расскажем о наиболее интересных новинках и разработках авиакосмической техники, которые были представлены на «МАКС-2001».








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх