Адью, Алжир

В свое время французская колониальная империя по величине была второй после британской. Но если у Лондона жемчужиной считалась Индия, то Париж таковой мог назвать Французскую Северную Африку: Мавританию, протектораты Марокко и Тунис, а также свою самую главную колонию – Алжир, где число французских колонистов превысило один миллион и составило около 10% всего населения. Во время Второй мировой войны среди коренных алжирцев представители «Сражающейся Франции» вербовали добровольцев, обещая после победы предоставление стране независимости. Против фашизма сражалось значительное количество арабов, однако французские власти не сдержали свое слово. Война закончилась, а Алжир так и остался бесправной колонией.

8 мая 1945 г. во многих городах Алжира состоялись демонстрации под антиколониалистскими лозунгами. Вмешательство полиции привело к гибели нескольких демонстрантов. В ответ вспыхнуло стихийное восстание, быстро распространившееся на всю северо-восточную часть Алжира. Для его подавления Париж бросил крупные силы армии и авиации. В частности, на аэродромах Северной Африки находилось около 500 самолетов различных типов и назначения. Часть из них, в том числе флотилия 3F бомбардировщиков А-24 авиации ВМС, еще недавно громившая немцев на атлантическом побережье Франции, была привлечена к антиповстанческим действиям. Через неделю алжирцы прекратили борьбу. В боях погибли 88 европейцев и почти 1200 арабов. Ударами с воздуха было уничтожено около 40 деревень.


Давление на флангах

Все это создало благоприятную почву для роста влияния в регионе политических сил, в том числе коммунистических и исламистских организаций, объявивших своей целью изгнание французов. В 1951 г. ряд движений объединился, создав единый фронт борьбы с колонизаторами. В этот период наибольшего накала противостояние колониальных властей и местного населения достигло в Тунисе. 15 января 1952 г. французы провели ряд карательных акций в городах протектората с привлечением авиации: самолеты летали на малой высоте с целью устрашения населения и разгона «незаконных сборищ». Особое впечатление на арабов производили ходившие на бреющем реактивные истребители «Мистраль» 7-й истребительной эскадры (7 ЕС) с аэродрома Сиди- Ахмед, Бизерта. Как правило, демонстранты не выдерживали грохота их двигателей и разбегались, не дожидаясь применения оружия. Однако в ряде случаев французы обстреливали из пушек места скопления населения, стада скота и т.д.

В ответ тунисские партизаны начали кампанию вооруженного сопротивления, которая продолжалась до конца 1954 г. Открытые боевые столкновения с французскими войсками были редкостью, но если случались, на стороне колонистов выступала и авиация: те же «Мистрали», флотские «Корсары» из флотилии 14F, легкие и транспортные машины.

Неспокойно было и в Марокко. Там в распоряжении колонистов были «Мистрали» 8-й эскадры (8 ЕС), базировавшейся на аэродроме Рабат-Сале. Кроме того, на отдаленном аэродроме Хурибга, что в 130 км юго-восточнее Рабата, базировались три учебные и учебно-боевые эскадрильи авиации ВМС: 51S, 52S и 57S. В последней, вооруженной поршневыми истребителями Grumman F6F Hellcat, проходили завершающий этап подготовки летчики-кандидаты в офицеры.

Всем этим силам нашлась работа.В феврале 1951 г. для подавления выступления местных племен и городского населения французская авиация нанесла удары как по отрядам на марше, так и по ряду селений и даже некоторым городам. В декабре того же года на арабские кварталы Касабланки были сброшены бомбы со слезоточивым газом.

Когда освободительное движение подданных нашло поддержку в султанском дворце, французы организовали переворот, в результате которого 20 августа 1953 г. султан Мохаммед V был отстранен от власти. Однако уровень вооруженного насилия продолжал нарастать. Во вторую годовщину смещения султана повстанцы захватили города Уэд-Зама и Тенифра, устроив в первом из них колонистам настоящую «кровавую баню». Против них вновь были брошены войска, в т.ч. авиация. 21 августа пара «Хеллкетов» обнаружила несколько конных отрядов арабов численностью по две-три тысячи человек, направлявшихся к аэродрому. Летчики Фальгарон и Мули- нье атаковали конников пулеметным огнем, не позволив им продолжить свой марш. Когда они расстреляли боезапас, их сменила пара Шарль-Термено. Аналогичным образом действовали и «Мистрали». В итоге штурм аэродрома был сорван. 22 августа сопротивление повстанцев в обоих городах было подавлено, но и французы понесли серьезную потерю: перелетая из одного гарнизона в другой, в авиакатастрофе погиб Верховный комиссар Франции в Марокко генерал Дюваль. Его самолет Piper Cub шел на высоте 15 м и врезался в бархан.


«Каталина» (борт 5S-10), перехватившая 11 мая 1955 г. судно с грузом контрабанды


Разгрузка Breguet 765 «Сахара» на аэродроме Мекнес. 1956 г.



Значительный объем работы в Алжире выполнили NC 701 и Ju 52


Самолет SIPA III и «Тексаны» на полевом аэродроме Уджа. 1956 г.


С наступлением осени война переместилась в горные районы Риф и Атлас. Наиболее серьезное сражение там произошло за пост Иммузэ, который повстанцы окружили и атаковали на рассвете 2 октября. Французы смогли связаться с базой в Сефру, откуда им на помощь вышла армейская колонна. Удалось вызвать и авиацию, и примерно в 9 утра над полем боя появились первые «Мистрали». Самолеты ВВС и ВМС работали у Иммузэ попеременно на протяжении восьми часов. Их огонь прижал марокканцев к земле, а к вечеру прибыло подкрепление. В конечном итоге, повстанцы отступили.

Тем не менее, в Марокко французам пришлось пойти на переговоры. Как раз в этот момент они потерпели поражение в Индокитае, а в Алжире обстановка еще более обострилась. Парижу не было никакого резона открывать новый фронт, и пришлось согласиться с марокканскими требованиями. 16 ноября 1955 г. из ссылки вернулся Мохаммед V, с которым колониальные власти подписали соглашение о предоставлении стране независимости в марте следующего года. Аналогичный шаг был предпринят и по отношению к Тунису. Однако на территории обеих стран остались французские военные базы, сыгравшие немалую роль в последующих событиях.


Алжир взорвался

Поражение 1945 г. заставило алжирцев более тщательно готовиться к вооруженной борьбе. В условиях подполья шло создание боевых групп и организаций, накопление оружия, боеприпасов, медикаментов и т.п. Успехи освободительных движений в Марокко и Тунисе, а также проблемы, которые испытывала Франция в Индокитае, сыграли для алжирских националистов роль катализатора и подвигли их к более решительным действиям. Созданный в 1954 г. Совет революции Алжира уже 10 октября принял решение о начале вооруженного восстания.

Оно началось в ночь на 1 ноября 1954 г., когда более сорока плохо вооруженных групп повстанцев общим числом порядка 800 человек атаковали ряд военных, полицейских и экономических объектов. Началась почти восьмилетняя война за освобождение Алжира от колониального господства. Поначалу в Париже полагали, что данное выступление развития не получит, так как имеющихся сил достаточно для его подавления. Во всяком случае, индокитайский кошмар точно не повторится. Действительно, в колонии находились 54000 солдат и офицеров регулярной армии, а также 20000 жандармов и полицейских. Вполне достаточным выглядел и авиаконтингент, представленный частями ВВС, авиации флота и сухопутных войск.

В первую очередь, речь идет об эскадре 6 ЕС, базировавшейся на аэродроме Оран-Ла-Сенья. Она была вооружена «Мистралями», и в ее состав входила знаменитая «Нормандия-Неман». Также имелось несколько старых истребителей Bell Р-63 Kingcobra, но эти машины были разоружены и применялись исключительно в качестве курьерских. На аэродромах Орана и Блиды базировались так называемые колониальные или заморские эскадрильи (Escadrille d'Outre-Mer – ЕОМ). Две из них летали на двухмоторных Marcel-Dassault Flamant модификаций MD-311, MD-312, MD-315, третья, ЕОМ-75 – на NC-701 Martinet (Siebel Si-204). В мае 1955 г. из эскадрилий «Фла- манов» сформировали 86-ю колониальную авиагруппу GOM 86, которую отдельными звеньями разместили почти по всем основным аэродромам Северной Африки. Тогда же ЕОМ-75 расформировали, а «Зибели» распределили по отдельным звеньям связи.

Армейская авиация (или, как она именовалась у французов накануне войны, Легкая артиллерийско-корректи- ровочная авиация – Aviation Legere d'Observation d'Artillerie, ALOA) была представлена 3-й артиллерийско-корректировочной группой GAOA 3, которая базировалась в Сетифе. Она эксплуатировала, в основном, легкие самолеты Piper L-18C. Также имелись два вертолета Bell-47. Уже в ноябре 1954 г. эта структура была переименована в Легкую авиацию Сухопутных войск (Aviation Legere de Armee de Terre – ALAT).Необходимость в легких самолетах была так велика, что уже 14 ноября в Сетиф в качестве подкрепления из метрополии прибыл еще авиавзвод «Пайперов». Эти машины особенно были ценны для ведения разведки: малая скорость и большая маневренность позволяли их экипажам заглядывать едва ли не в каждую расщелину в горах Алжира.

Авиация ВМС располагала в регионе 6 авиабазами: Бизерта- Каруба и Порт-Лётэ в Тунисе, Оран-Лартига и Алжир в Алжире, Агадир и Хурибга в Марокко. В 1955 г. на них базировались 18 эскадрилий, флотилий и отдельных звеньев. На вооружении боевых частей находились истребители F4U-7 Corsair (флотилии 12F и 14F), бомбардировщики и разведчики ТВМ Avenger (флотилии 4F и 6F, эскадрилья 15S), противолодочные самолеты и морские разведчики P2V-6 Neptune (21F, 22F, 23F), Lankaster В1 WU Mk VII (23F, 55S), летающие лодки-амфибии PBY-5A Catalina (4S и 5S). «Каталины», «Ланкастеры» и «Нептуны» несли службу по борьбе с нелегальными перевозками по морю. При обнаружении нарушителей самолеты наводили на них корабли флота, оружие не применяли. Известно, например, об успехе экипажа мичмана Ришара на PBY-5A, борт 5S-10 из состава АЭ 5S: 11 мая 1955 г. он в районе Тенес перехватил и принудил остановиться костариканское судно с грузом контрабанды. При этом оказалось достаточно команды, переданной по радио: «Каталина» не была вооружена.

Помимо боевых авиачастей, французы располагали многочисленными учебными и учебно-боевыми структурами. На Оран-Ла- Сенья базировался 1/17 учебно-боевой эскадрон (ЕЕОС 1/17 – I'Escadron d'Entrainement Operationnel et de Calibration 1/17), основной задачей которого было совершенствование огневой подготовки летчиков, в том числе направлявшихся на войну в Индокитай. Эскадрон (или, по аналогии с ВВС СССР, запасной авиаполк) был вооружен устаревшими американскими истребителями Republic P-47D Thunderbolt, которые хорошо подходили для действий по наземным целям. После начала войны работа по объектам партизан и поддержка своих войск стали основной задачей ЕЕОС 1/17. Неплохим подспорьем были и две учебно-боевые части, предназначенные для поддержания летных навыков авиаторов-резервистов: CERO 305 (Centre d'Entrainement des Reserves Ordinaires) в столице Алжира и CERO 306 в Оране, вооруженные двухместными MS 475 Vanneau – «отпрыском» знаменитого французского истребителя периода Второй мировой войны M.S. 406С1. Они постоянно привлекались к выполнению задач по «поддержанию внутреннего порядка», принимая участие в подавлении выступлений отдельных племен.


Учебно-тренировочные самолеты MS 475 и T-6G использовались в Алжире как легкие штурмовики



Вожди местных племен в гостях у французских вертолетчиков


Кроме того, имелось некоторое количество транспортных, связных и прочих самолетов вспомогательного назначения, в частности, «грузовиков» Douglas С-47 и Nord N2501 Noratlas, входивших в подразделение GT 162. При необходимости военное командование могло мобилизовать для действий в своих интересах самолеты местных аэроклубов. Время от времени для военных перевозок привлекались самолеты гражданских авиакомпаний. Ну и конечно, в любой момент в Алжир из Туниса и Марокко могли быть переброшены другие авиачасти, например, уже известные нам 7-я и 8-я истребительные эскадры или эскадра 12F авиации ВМС Франции, вооруженная истребителями F4U-7 Corsair.

С началом восстания все эти силы были брошены в бой. Буквально 2 ноября обе эскадрильи 6-й эскадры отправили в район тунисской границы: эскадрилью 1/6 «Орани» – на аэродром Блида, 2/6 «Нормандия-Неман» – Телегма. С этих точек они в течение 15 дней вели интенсивную боевую работу. 8 ноября вступили в бой «Тандерболты» из ЕЕОС 1/17, они поддерживали французских парашютистов в столкновении с отрядом АНО (Армии национального освобождения Алжира – так с 5 ноября 1954 г. именовались вооруженные силы повстанцев) в районе Фум-Туб в горной области Орес. 15 ноября французская авиация провела первую акцию информационно-психологического плана: легкие самолеты разбросали над Оресом более 50000 листовок, в которых содержался призыв к местным жителям не оказывать помощи «агитаторам…, спровоцировавшим кровавые беспорядки». В области Кабилия в ноябре – декабре с участием авиации было проведено около 20 антипартизанских операций, приведших к почти полному разгрому частей АНО.

Французское командование быстро осознало, насколько важна авиация при контрпартизанских действиях. Однако, как оказалось, для этого вида боевой работы подходят далеко не все типы самолетов. Так, реактивные истребители «Мистраль», неплохо зарекомендовавшие себя при «наведении внутреннего порядка и разгоне мятежных толп» в Тунисе и Марокко, в алжирских условиях явили значительно меньшую эффективность. Ведь это были скоростные самолеты, прицельное бомбометание с которых по точечным целям оказалось практически невозможно. Да и бортовых 20-мм пушек на машине было 4 лишь номинально: одновременная стрельба из них была невозможна, поскольку сильная отдача раскачивала истребитель. Поэтому летчики вынуждены были вести огонь попеременно из двух пар стволов. Р-47 были лучше, но они уже в значительной мере выработали свой ресурс, а запчасти для них давно не выпускались, поэтому приходилось «донашивать» запасы, оставшиеся со Второй мировой. Что же касается «Зибелей» и «Фламанов», то для противопартизанской борьбы это были вполне пристойные машины, способные выполнять широкий круг задач: разведка, транспортные перевозки, нанесение ударов по незащищенным наземным целям. Самолеты были вооружены двумя установленными в фюзеляже 12,7-мм пулеметами с боезапасом 1200 патронов, могли брать до 50 кг мелких авиабомб, 8 НАР под крылом, напалмовые баки и т.п.

У АНО, естественно, никакой авиации не было.


Первые уроки

Первый этап войны характеризовался относительно невысоким боевым напряжением. Тем не менее, он показал, что армия к полномасштабной борьбе с партизанами не готова. В частности, не хватало легких самолетов, практически не было вертолетов, а реактивные истребители – не лучшее антипартизанское средство. Поэтому в 1955 г. французы сделали ряд оргвыводов. Так, для удобства управления войсками территорию колонии разбили на три корпусных района, в границах которых были сформированы три авиационные тактические группировки (Groupe Aerien Tactique): GATAC 1 «Константинская», GATAC 2 «Алжирская» и GATAC 3 «Оранская» со штабами в соответствующих городах.

Должным образом оценив эффективность Легкой авиации Сухопутных войск, командование ВВС также приступило к формированию легких авиационных эскадрилий (Escadrille d'Aviation Legere – EAL), которые были сведены в «Командование подразделений Моран-500» (CUM 500 – Commandant des Unites Morane 500). Для этих целей были изъяты разбросанные по различным штабам MS 500 Criquet – хорошо известные всем немецкие «Шторьхи», выпускаемые во Франции со времен войны. Каждый самолет был оснащен радиостанцией SCR 300, частоты которой были совместимы с частотами станций наземных войск, а также 7,5-мм пулеметом, установленным неподвижно в борту перпендикулярно к продольной оси машины. Так в Алжире появилась эскадрилья EAL 71, которая базировалась на аэродроме Бон, и EAL 74, «сидевшая» на базах Бискра и Батна.

В июле 1955 г. командир одной из новых частей м-р Долеак по собственной инициативе взял из авиашколы в Марракеше (Марокко) учебный Т-6 Texan, вооруженный носовым 7,62-мм пулеметом. На машине демонтировали второе управление, установили радиокомпас и провели другие доработки. После нескольких вылетов этот самолет разбился, а сам Долеак погиб. Однако опыт признали удачным. Все имевшиеся «Тексаны» решено было переоборудовать в легкие противопартизанские штурмовики.


Пара «Мистралей» из 7-й эскадры выполняет патрульный полет


Вертолеты «Белл-47» вели разведку в интересах танкистов


Продолжалось усиление и армейской авиации. Так, был сформирован еще один авиавзвод, базировавшийся в Батне. Его задачей стала поддержка войск в Орисе. Кроме того, из Франции прибыли новые подкрепления из состава групп GAOA 6 и 9. Также в боевых подразделениях началась замена матчасти: L-18 с их двигателями в 80 л.с. переводились для выполнения учебных и связных задач, а на их место пришли Piper L-21 со 150-сильными моторами и Cessna L-19 с двигателями в 213 л.с.

Достаточно успешный, хотя и ограниченный опыт применения вертолетов в Индокитае подвиг французов на соответствующие шаги и в Алжире. Уже в 1955 г. там началось формирование первых вертолетных частей. 1 апреля на авиабазе в Буфарике была создана 057-я смешанная вертолетная авиагруппа (Groupe Mixte d'Heli- copters) GMH 057 в составе трех эскадрилий: одной – легких вертолетов (ELH 1/57) на Bell 47 (другое название – Н-13) и двух – средних (ЕНМ 2/57 и 3/57). Последние были оснащены популярными в то время американскими машинами Sikorsky S-55 (Н-19). Шесть из этих машин были срочно приобретены у бельгийской авиакомпании SABENA, а часть – произведены по лицензии британской компанией Westland. Командовал новой частью п-к Девилье.

В конце мая в Сетифе приступили к формированию вертолетной части и сухопутные войска. Это была 2-я вертолетная группа (Group d'Helicopters № 2) GH 2, которую возглавил подп-к Креспэн, уже командовавший подобного рода подразделением в Индокитае и накопивший там ценный боевой опыт. Группа была вооружена легкими и средними машинами. Кроме того, Креспэн добился включения в ее состав и тяжелых вертолетов Piasecki-Vertol Н-21С, широко известных как «летающие бананы». Личный состав группы набирался из добровольцев. Армейское командование рассматривало вертолеты, в первую очередь, как средство повышения мобильности войск, оружие так называемого вертикального охвата противника. Однако Креспэн смотрел дальше: он был ярым сторонником вертолета как носителя оружия и проявлял большую заинтересованность в установке на своих «вертушках» не только стрелко- во-пушечного и бомбового вооружения, но и недавно появившихся и еще не вышедших из стадии испытаний противотанковых управляемых ракет.

Первая операция с применением вертолетов состоялась 4 июля 1955 г. В тот день французы нанесли удар по партизанскому лагерю в западной части Ориса. Поначалу район обстреляли из пушек и НАР «Мистрали» из АЭ 1/6 «Орани», затем подоспели «Тандер- болты». Впрочем, для муджахидов, как называли себя алжирские партизаны, это было уже привычно. Они спрятались в укрытия и понесли незначительные потери: двое убитых и несколько раненых. Однако затем произошло такое, чего они никак не ожидали, так как даже не подозревали о существовании винтокрылых аппаратов. Вертолеты на малой высоте подкрались к занятой алжирцами площадке, зависли в двух метрах от земли, и оттуда посыпались бойцы Иностранного легиона, сразу пошедшие в атаку. Растерянные муджахиды не выдержали их напора и отступили. В этот момент к месту боя практически беспрепятственно подошли грузовики с солдатами, которые и завершили разгром партизан. Оценив первые успехи армейцев, для освоения их опыта пару своих S-55 отправило в Сетиф и флотское командование.

Постепенно становились более эффективными и действия самолетных подразделений, налаживалось их боевое взаимодействие. Вот один из характерных примеров. 9 августа в Сахаре попал в засаду отряд «сил общественной безопасности», состоявший из местных арабов. Прилетевшие на помощь «Фламаны» забросали партизан бомбами, но тем под прикрытием опустившейся темноты удалось уйти в ближайший оазис Сиди-Аун. На следующий день решено было провести наземно- воздушную операцию по разгрому этого отряда. Основную работу должен был выполнить на «Тандерболте» л-т Олео. Поскольку подробные карты местности отсутствовали, летчик вынужден был идти на малой высоте вдоль железной дороги Бискра – Эль-Уэд. Помимо полного боекомплекта пулеметов, его самолет нес кассеты с осколочными бомбами. Непосредственно на оазис лейтенанта должен был вывести «Пайпер» из ALAT, взлетевший с местного аэродрома. Армейцы также взялись перед самым ударом провести доразведку цели. Выполнив эту часть работы, они связались с Олео, когда его машина находилась в 30 км от Сиди-Ауна. Олео набрал высоту 3600 м, затем с пикирования сбросил бомбы в заросли и начал кружить над оазисом, обстреливая его из пулеметов. Муджахиды покинули казавшееся спасительным место и начали разбегаться по пустыне, ища укрытие среди барханов. Однако уйти удалось немногим. Уцелевших после налета добила подоспевшая мотопехота.

Продолжение следует


SNCASE Mistral сержанта П. Фурье из АЭ 2/6 «Нормандия-Неман». Сентябрь 1958 г.


North American AT-6G Texan из АЭ легкой поддержки EALA 5/72, 1956-58 гг.


Sud Aviation T-28S Fennec из АЭ 3/10, 1961 г.


Vought F4U-7 Corsair из флотилии 12F авиации ВМС Франции, 1956 г.


Republic P-47D-30 Thunderbolt из 20-й истребительной эскадры, 1959 г.




9 мая командование ВВС США объявило о подписании с компанией «Боинг» контракта стоимостью более 1 млрд. USD на замену крыльев у 242 штурмовиков А-10 Thanderbolt II постройки второй половины 1970-х гг. Как утверждается, это почти в 2,5 раза дешевле, чем выполнить капитальный ремонт существующих крыльев. Их проектный ресурс, составляющий всего 8000 ч, уже практически исчерпан. В то же время, американцы намерены держать А-10 на вооружении до 2030 г., и за это время налет каждой машины может достичь 16000 ч. Практически замена крыльев на самолетах должна пройти в период 2011-18 гг. По аэродинамической компоновке и конструкции новое крыло будет почти идентично старому. Всего в парке ВВС США насчитывается 356 штурмовиков такого типа, однако треть из них была построена уже в 1980-х гг. и оснащена крыльями с более толстой обшивкой, которые в замене не нуждаются.

На фото: штурмовик А-10 Thanderbolt II из 355-й истребительной эскадрильи ВВС США (авиабаза Эйелсон, Аляска) ведет огонь из бортовой семиствольной 30-мм пушки GAU-8 (фото Jonathan Snyder/ USAF)








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх