|
||||
|
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЕРЛ-ХАРБОР Владимир Заболоцкий, Анатолий Овчаренко/Киев Сражения Второй мировой войны не обошли стороной и далекую Австралию Бои на этом направлении порой отличались высоким напряжением и большими потерями, однако по различным причинам они не получили широкого освещения в отечественной литературе. Первым и одновременно крупнейшим налетом японской авиации на территорию Зеленого континента стала операция против города и порта Дарвин, который порой называют австралийским Перл-Харбором. Расположенный на севере Австралии Дарвин является и сегодня главным портом в этой части страны Когда же 8 декабря 1941 г японские войска высадились на Малайском полуострове, значение Дарвина в качестве тыловой базы американо-голландско-британо-австралийских союзников резко возросло. Соответственно, усилилось внимание к нему и со стороны японцев. С 1 января 1942 г в прилегающих к Дарвину акваториях стали появляться японские подводные лодки, активно осуществлявшие разведку и минирование подходов к порту, а также морских коммуникаций, соединявших его с внешним миром. Командующий 2-й авианосной дивизией императорского флота контр-адмирал Тамон Ямагучи предложил нанести по Дарвину мощный авиаудар, задействовав силы морской авиации как авианосного, так и берегового базирования. Эта идея быстро нашла поддержку, и 31 января главнокомандующий японским Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото принял решение о налете на Дарвин с привлечением четырех лучших авианосцев: "Хирю", "Сорю", "Акаги" и "Кага*. Авиагруппы этих кораблей располагали самыми современными самолетами и вооружением, а их пилоты были наиболее подготовленными, имели солидный боевой опыт, например, участвовали в атаке на Перл-Харбор, С 10 февраля японские разведывательные самолеты Мицубиси С5М2 (обозначение у союзников – Babs) из 3-го кокутая (авиагруппы), базировавшегося на аэродроме Амбон (восточная часть Сунданского архипелага), начали систематические разведывательные полеты над акваторией порта Дарвин. Им почти никто не препятствовал – у союзников просто не было для этого достаточных сил истребительной авиации. Японской разведке удалось установить наличие в порту большого числа кораблей и судов, включая один авианосец (фактически это был американский транспорт самолетов "Ленгли"), ряд крейсеров, эсминцев, вспомогательных судов и транспортов. Такие разведданные еще более ускорили приготовления к нанесению удара. Не будем забывать, что в войне на Тихом океане авианосцы сыграли важнейшую роль – противостоявшие стороны стремились в первую очередь выбить у противника именно эти корабли, по праву занявшие первенство на вершине военно-морской мощи ведущих держав. Вероятно, в решении Ямамото усилить ударную группировку с двух до четырех авианосцев не в последнюю очередь сыграл факт обнаружения авиаразведкой в Дарвине "авианосца", который следовало гарантированно уничтожить перед намеченным на февраль ударом японского флота по объединенным силам союзников в водах Голландской Ост-Индии. Согласно замыслу, операция против Дарвина состояла из двух фаз. В первой намеревались использовать авианосные самолеты, включая более 150 бомбардировщиков Во второй предусматривали налет 54 морских бомбардировщиков берегового базирования, стартовавших с островов Целебес и Амбон. Они должны были действовать без истребительного прикрытия, т.к. в японских штабах рассчитывали, что уже после первого удара немногочисленная истребительная авиация союзников в Дарвине будет уничтожена. Между тем. ситуация в Дарвине стала меняться. Если изначально там предполагали создать главную базу американского Азиатского флота, который ушел с Филиппин после захвата их японцами, то позже ее решили создать во Фримантле на западном побережье Австралии. Соответственно, корабли начали уходить гуда, и в порту Дарвин число потенциальных целей для японской авиации стало уменьшаться. Правда, пронесшийся циклон вызвал значительные разрушения портовых сооружений и причалов, что сократило пропускную возможность порта и вынудило ряд судов в ожидании погрузки или разгрузки ждать своей очереди на рейде. Вскоре после полуночи 15 февраля Дарвин покинули очередные корабли, в т.ч. транспорты и силы охранения, направлявшиеся с подкреплениями на Тимор, которому грозила высадка японского десанта. В тот же день этот конвой обнаружила японская воздушная разведка, после чего тяжелый гидросамолет Каваниши Н6К (союзное обозначение Mavis) 3 часа следил за ним Флагман сил охранения американский крейсер "Хьюстон" нарушил радиомолчание и запросил истребительное прикрытие. Между тем, в Дарвине находилось всего 2 (!) исправных американских истребителя Curtiss Р-40Е Kittyhawk из состава 3-й истребительной эскадрильи. Один из них как раз проходил послеремон-тный облет под управлением л-та Роберта Г, Острейхера, который из-за неисправности бортовой радиостанции не получил приказ на выполнение боевого задания. В итоге на помощь морякам отправился одинокий "Киттихаук", пилотируемый л-том Робертом Дж. Блюеллом, Бой с обладавшим приличным оборонительным вооружением четырехмоторным морским разведчиком получился тяжелым. Американский летчик смог сбить неприятельскую машину, но и его самолет упал а океан. Полвека считалось, что л-т Блюелл погиб вместе со своей машиной, и лишь в 1992 г. стала известна его истинная судьба: он был подобран японцами и геройски погиб в плену Экипажу "Мэйвис" повезло куда больше. Шестеро авиаторов, включая одного тяжелораненого, на спасательном плотике смогли добраться до о. Мелвилла и позже были эвакуированы другим японским гидросамолетом. Японская летающая лодка "Каваниши" Н6К заправляется от подводной лодки Японские палубные бомбардировщики "Накадзима" B5N2 сыграли важнейшую роль в налете на Дарвин 19 февраля 1942 г. Австралийские многоцелевые самолеты "Вирвей" из 12-й эскадрильи Японцы не оставили конвой в покое. Его последовательно атаковали 35 бомбардировщиков Мицубиси G4M1 (Betty) и 10 летающих лодок "Мэйвис", которые хоть и не добились успеха, но вынудили союзное командование принять решение о возвращении конвоя в Дарвин. Когда транспорты благополучно прибыли туда, американские корабли охранения ушли на Яву. 15 февраля с секретной военно-морской базы на атолле Палау (Каролинские острова) вышло в море японское ударное соединение под командованием вице-адмирала Туити Нагумо. которому предстояло атаковать Дарвин. Фактически его состав был тот же, что и при ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 г. Кроме четырех авианосцев, оно включало линкоры "Хией" и "Киришима". тяжелые крейсера "Тоне" и "Чикума". легкий крейсер "Абукума" и 9 эсминцев. В задачу этой группировки входило также дальнее охранение соединения, которое направлялось для высадки десанта на Тимор. Нагумо вел свои корабли скрытно, соблюдая режим радиомолчания. Это позволило им проследовать необнаруженными через все море Банда, войти в Тиморское море и рано утром во вторник 19 февраля прибыть в расчетную точку в 220 милях северо-западнее Дарвина. С авианосцев с короткими интервалами стартовали самолеты. Построившись в боевой порядок, а 08 45 они направились на юго-восток к намеченным целям. Всю ударную группу возглавлял герой Перл-Харбора капитан 2-го ранга М, Фучида, который также вел в атаку 18 бомбардировщиков Накадзима B5N2 (Kate) с авианосца "Акаги". 27 таких же бомбардировщиков взлетели с -Кага" (ведущий – капитан 2-го ранга Т Хашигучи), по 18 машин – с "Сорю" и "Хирю* (капитан-лейтенант X. Абе и капитан 2-го ранга Т. Кусуми). С палуб "Сорю", Кага" и -Акаги" поднялись по 18. ас "Хирю" 17 пикирующих бомбардировщиков Аичи D3A1 (Val), которые повели в бой, соответственно, капитан 2-го ранга Т. Егуса, капитан-лейтенанты Ш. Огава. Т. Чихайя и М. Кобоя-ши. Прикрытие осуществляли 18 истребителей Мицубиси А6М2 (Zero) с "Сорю" и *Хирю". Самолеты должны были вернуться примерно через 3 часа. В ожидании их авианосцы развернулись и легли курсом на северо-восток, следуя малым ходом. Море оставалось спокойным, видимость – идеальной В это время в порту Дарвин находились 46 союзных кораблей и судов, включая американские эсминец -Пири" и плавбазу гидроавиации "Уильям Б Престон", австралийские эскортные корабли "Сван* и "Уэриго", 7 тральщиков, 5 сетевых заградителей, а также английский танкер "Бритиш Моторист". Большинство населения Дарвина эвакуировали в глубь материка еще в декабре 1941 г., и в городе оставалось не более 2500 гражданских лиц, прежде всего чиновников, портовых рабочих и торговцев. Союзникам, судя по всему, не было известно о планах японского удара. Во всяком случае, никаких приготовлений к его отражению не велось. Правда, при подготовке к выходу в море конвоя на Тимор командование решило для его прикрытия перебросить в Дарвин полтора десятка "Киттихауков" из 33-й эскадрильи, которая как раз прибыла в Порт-Пири (штат Южная Австралия). Командиру этого подразделения м-ру Флойду С. Пеллу (прозвище Слаггер) пришлось срочно организовать перелет истребителей практически через весь континент. Во время старта одна машина разбилась, еще 4 не долетели из-за различных неисправностей, в итоге в Дарвин добрались только 10 самолетов. Американцы очень спешили и прибыли к месту назначения 15 февраля, однако все равно опоздали к выходу конвоя в море. Таким образом, вместе с истребителем л-та Острейхера в Дарвине оказалось 11 "Киттихауков". На том же военном аэродроме стояли и 9 легких бомбардировщиков Lockheed L-14 Hudson из 2-й и 13-й эскадрилий ВВС Австралии (RAAF[11*]'), а также по одному американскому бомбардировщику Boeing В-17 Flying Fortress и Consolidated LB-30 Liberator из 7-й бомбардировочной группы USAAF'*. Еще 8 "Хадсонов" находились на аэродроме в Дели Уотерс, около 500 км к югу от Дарвина, но не имели экипажей. На гражданском аэродроме Парап в Дарвине базировались австралийские самолеты: 3 связных De Havilland DH-94 Moth Minor, 2 транспортных Beechcrafl C-45 Tvyin Beech (по другим данным – американские Douglas C-53 Skytrooper из 22-й транспортной эскадрильи USAAF), 1 бомбардировщик Fairey Battle и 5 неисправных многоцелевых машин САС Wirraway из 12-й эскадрильи RAAF гражданский Ое Havilland DH-80A Puss Moth, а также американский бомбардировщик Douglas А-24 Banshee из 27-й (легкой) бомбардировочной группы USAAF[12*]. Еще 9 "Виреей" из той же 12-й эскадрильи RAAF находились на аэродроме Бат-челор в 100 км южнее Дарвина. На плаву в гавани стояли 3 американских разведывательных гидросамолета Consolidated PBY Catalina из 10-го патрульного авиакрыла ВМС США (US Navy), кораблем-базой которых служил "Уильям Б. Престон". 11* Royal Australian Air Forces – Королевские Австралийские Воздушные силы Формально считались составной частью Вооруженных Сил Великобритании (Ред ) 12* United Stales Army Air Forces – Воздушные силы Армии Соединенных Штатов, Напомним, что в то время в США еще не существовало ВВС как отдельного вида Вооруженных Сил (Ред.) На аэродроме Парап японцы сожгли 2 легких транспортника "Тайн Бич" "Киттихаук" 2-го лейтенанта Уохера японцы уничтожили после вынужденной посадки Дымы пожаров над портом Дарвин. Виден сухогруз "Баросса" Скромной была и артиллерия ПВО Дарвина, включавшая две четырехорудийные батареи (№№ 2 и 14) с пушками калибром 94 мм, отдельную 76-мм двухорудийную батарею, а также полтора десятка 7,7-мм пулеметов. Кроме того, средствами ПВО располагали стоявшие в гавани корабли и суда. На пути к Дарвину японская ударная авиагруппа была обнаружена летающей лодкой "Каталина" (командир 1-й л-т Томас Н. Мурер) из 22-го патрульного авиакрыла US Navy, выполнявшей плановый полет близ южной оконечности о. Батхурст, в 140 милях от Дарвина. Но американцы не успели дать тревожную радиограмму – на их гидросамолет сразу же набросились 9 японских Zero, и вскоре пылающая машина упала в море. В экипаже из восьми человек четверо были ранены, но все смогли спастись и дрейфовали на надувном плоту, пока их не подобрало филиппинское судно "Флоренс-Д". По японским данным, "Каталину" сбил боцман Й. Нагахама. Плотный строй японской воздушной армады вскоре обнаружил христианский миссионер Джон Гриббл с о. Мелвилла, который в 09.15 сообщил об этом на сигнальную станцию ВМС Кунавэрра в Дарвине. Через 20 минут то же самое сделал отец Джон Макграт из католической миссии на о. Батхурст. Однако оба сообщения были проигнорированы. Вероятно, причиной тому стали уже неоднократно поступавшие ранее сигналы об "обнаружении многочисленных японских транспортов с десантом и военных кораблей, идущих в сторону порта". Ни одной действовавшей РЛС в районе Дарвина не было. Первую станцию смонтировали близ города как раз 19 февраля, но не успели установить ее антенну. В результате вражеский налет стал полной неожиданностью. Тем временем 9 истребителей с "Акаги" обстреляли взлетную полосу на о Батхурст, уничтожив оказавшийся там американский С-53 из 22-й транспортной эскадрильи. Затем японские самолеты приблизились к берегам Австралийского континента восточнее Дарвина, и часть из них повернула на северо-запад, чтобы атаковать город и порт со стороны берега, усилив тем самым фактор внезапности. В Дарвине царили беспечные настроения, В 09.15 в воздух поднялись 9 "Китти-хауков" из 33-й эскадрильи и единственный истребитель из 3-й, которых командование решило перебросить для усиления на о Ява. На аэродроме остался один неисправный Р-40. Американцы разделились на 2 группы, по 5 самолетов в каждой. Первую возглавил м-р Пелл, вторую – л-т Острейхер. Впереди всех место занял самолет-лидировщик В-17. Однако из-за ухудшения метеоусловий на трассе перелета американцам пришлось быстро вернуться назад. Группа м-ра Пелла и В-17 приземлились, а 5 истребителей остались в воздухе для патрулирования. При этом две пары барражировали на одной высоте, а л-т Острейхер занял позицию несколько выше Но японские истребители забрались еще на полкилометра выше и в 09.45 обрушились на них. Встреча с грозным противником стала для необстрелянных и малоопытных американских пилотов полной неожиданностью. С ходу были сбиты самолеты Джека R Петерса и Елтона С. Пери, которые погибли прямо в кабинах и не пытались покинуть машины. Они стали первыми союзными летчиками, отдавшими жизни в боях над Австралией, Вскоре получил многочисленные попадания "Киттихаук" 2-го л-та Уильяма R Уокера. Сам пилот был ранен в левую руку, но сумел совершить вынужденную посадку. Едва он выбрался из кабины, как японские истребители уничтожили его машину. Затем настал черед Макса Р. Вецка. Получив порцию снарядов, его "Киттихаук" утратил управление и стал беспорядочно падать Воспользовавшись парашютом, летчик оказался в море, где провел целый день и только к вечеру сумел выбраться на недалекий берег. По японским данным, все 4 победы одержал тот самый боцман Нагахама, что сбил "Каталину" у о. Батхурст. Оставшийся в одиночестве Острейхер смог укрыться в облаках и вскоре вышел на строй бомбардировщиков противника. Он незамедлительно атаковал и сбил "Вел" с авианосца "Сорю", который упал на пляже севернее города Так была одержана первая победа в австралийском небе. Затем он повредил второй бомбардировщик. Тот задымил и начал уходить. Исчерпав боеприпасы, Острейхер благополучно вернулся на свой аэродром. Разгоряченный боем, летчик доложил о двух сбитых и утверждал, что видел оба поверженных самолета лежащими на земле недалеко друг от друга. Однако ему засчитали только одну победу. Окончание следует Примечания:АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЕРЛ-ХАРБОР Владимир Заболоцкий, Анатолий Овчаренко/Киев Сражения Второй мировой войны не обошли стороной и далекую Австралию Бои на этом направлении порой отличались высоким напряжением и большими потерями, однако по различным причинам они не получили широкого освещения в отечественной литературе. Первым и одновременно крупнейшим налетом японской авиации на территорию Зеленого континента стала операция против города и порта Дарвин, который порой называют австралийским Перл-Харбором. Расположенный на севере Австралии Дарвин является и сегодня главным портом в этой части страны Когда же 8 декабря 1941 г японские войска высадились на Малайском полуострове, значение Дарвина в качестве тыловой базы американо-голландско-британо-австралийских союзников резко возросло. Соответственно, усилилось внимание к нему и со стороны японцев. С 1 января 1942 г в прилегающих к Дарвину акваториях стали появляться японские подводные лодки, активно осуществлявшие разведку и минирование подходов к порту, а также морских коммуникаций, соединявших его с внешним миром. Командующий 2-й авианосной дивизией императорского флота контр-адмирал Тамон Ямагучи предложил нанести по Дарвину мощный авиаудар, задействовав силы морской авиации как авианосного, так и берегового базирования. Эта идея быстро нашла поддержку, и 31 января главнокомандующий японским Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото принял решение о налете на Дарвин с привлечением четырех лучших авианосцев: "Хирю", "Сорю", "Акаги" и "Кага*. Авиагруппы этих кораблей располагали самыми современными самолетами и вооружением, а их пилоты были наиболее подготовленными, имели солидный боевой опыт, например, участвовали в атаке на Перл-Харбор, С 10 февраля японские разведывательные самолеты Мицубиси С5М2 (обозначение у союзников – Babs) из 3-го кокутая (авиагруппы), базировавшегося на аэродроме Амбон (восточная часть Сунданского архипелага), начали систематические разведывательные полеты над акваторией порта Дарвин. Им почти никто не препятствовал – у союзников просто не было для этого достаточных сил истребительной авиации. Японской разведке удалось установить наличие в порту большого числа кораблей и судов, включая один авианосец (фактически это был американский транспорт самолетов "Ленгли"), ряд крейсеров, эсминцев, вспомогательных судов и транспортов. Такие разведданные еще более ускорили приготовления к нанесению удара. Не будем забывать, что в войне на Тихом океане авианосцы сыграли важнейшую роль – противостоявшие стороны стремились в первую очередь выбить у противника именно эти корабли, по праву занявшие первенство на вершине военно-морской мощи ведущих держав. Вероятно, в решении Ямамото усилить ударную группировку с двух до четырех авианосцев не в последнюю очередь сыграл факт обнаружения авиаразведкой в Дарвине "авианосца", который следовало гарантированно уничтожить перед намеченным на февраль ударом японского флота по объединенным силам союзников в водах Голландской Ост-Индии. Согласно замыслу, операция против Дарвина состояла из двух фаз. В первой намеревались использовать авианосные самолеты, включая более 150 бомбардировщиков Во второй предусматривали налет 54 морских бомбардировщиков берегового базирования, стартовавших с островов Целебес и Амбон. Они должны были действовать без истребительного прикрытия, т.к. в японских штабах рассчитывали, что уже после первого удара немногочисленная истребительная авиация союзников в Дарвине будет уничтожена. Между тем. ситуация в Дарвине стала меняться. Если изначально там предполагали создать главную базу американского Азиатского флота, который ушел с Филиппин после захвата их японцами, то позже ее решили создать во Фримантле на западном побережье Австралии. Соответственно, корабли начали уходить гуда, и в порту Дарвин число потенциальных целей для японской авиации стало уменьшаться. Правда, пронесшийся циклон вызвал значительные разрушения портовых сооружений и причалов, что сократило пропускную возможность порта и вынудило ряд судов в ожидании погрузки или разгрузки ждать своей очереди на рейде. Вскоре после полуночи 15 февраля Дарвин покинули очередные корабли, в т.ч. транспорты и силы охранения, направлявшиеся с подкреплениями на Тимор, которому грозила высадка японского десанта. В тот же день этот конвой обнаружила японская воздушная разведка, после чего тяжелый гидросамолет Каваниши Н6К (союзное обозначение Mavis) 3 часа следил за ним Флагман сил охранения американский крейсер "Хьюстон" нарушил радиомолчание и запросил истребительное прикрытие. Между тем, в Дарвине находилось всего 2 (!) исправных американских истребителя Curtiss Р-40Е Kittyhawk из состава 3-й истребительной эскадрильи. Один из них как раз проходил послеремон-тный облет под управлением л-та Роберта Г, Острейхера, который из-за неисправности бортовой радиостанции не получил приказ на выполнение боевого задания. В итоге на помощь морякам отправился одинокий "Киттихаук", пилотируемый л-том Робертом Дж. Блюеллом, Бой с обладавшим приличным оборонительным вооружением четырехмоторным морским разведчиком получился тяжелым. Американский летчик смог сбить неприятельскую машину, но и его самолет упал а океан. Полвека считалось, что л-т Блюелл погиб вместе со своей машиной, и лишь в 1992 г. стала известна его истинная судьба: он был подобран японцами и геройски погиб в плену Экипажу "Мэйвис" повезло куда больше. Шестеро авиаторов, включая одного тяжелораненого, на спасательном плотике смогли добраться до о. Мелвилла и позже были эвакуированы другим японским гидросамолетом. Японская летающая лодка "Каваниши" Н6К заправляется от подводной лодки Японские палубные бомбардировщики "Накадзима" B5N2 сыграли важнейшую роль в налете на Дарвин 19 февраля 1942 г. Австралийские многоцелевые самолеты "Вирвей" из 12-й эскадрильи Японцы не оставили конвой в покое. Его последовательно атаковали 35 бомбардировщиков Мицубиси G4M1 (Betty) и 10 летающих лодок "Мэйвис", которые хоть и не добились успеха, но вынудили союзное командование принять решение о возвращении конвоя в Дарвин. Когда транспорты благополучно прибыли туда, американские корабли охранения ушли на Яву. 15 февраля с секретной военно-морской базы на атолле Палау (Каролинские острова) вышло в море японское ударное соединение под командованием вице-адмирала Туити Нагумо. которому предстояло атаковать Дарвин. Фактически его состав был тот же, что и при ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 г. Кроме четырех авианосцев, оно включало линкоры "Хией" и "Киришима". тяжелые крейсера "Тоне" и "Чикума". легкий крейсер "Абукума" и 9 эсминцев. В задачу этой группировки входило также дальнее охранение соединения, которое направлялось для высадки десанта на Тимор. Нагумо вел свои корабли скрытно, соблюдая режим радиомолчания. Это позволило им проследовать необнаруженными через все море Банда, войти в Тиморское море и рано утром во вторник 19 февраля прибыть в расчетную точку в 220 милях северо-западнее Дарвина. С авианосцев с короткими интервалами стартовали самолеты. Построившись в боевой порядок, а 08 45 они направились на юго-восток к намеченным целям. Всю ударную группу возглавлял герой Перл-Харбора капитан 2-го ранга М, Фучида, который также вел в атаку 18 бомбардировщиков Накадзима B5N2 (Kate) с авианосца "Акаги". 27 таких же бомбардировщиков взлетели с -Кага" (ведущий – капитан 2-го ранга Т Хашигучи), по 18 машин – с "Сорю" и "Хирю* (капитан-лейтенант X. Абе и капитан 2-го ранга Т. Кусуми). С палуб "Сорю", Кага" и -Акаги" поднялись по 18. ас "Хирю" 17 пикирующих бомбардировщиков Аичи D3A1 (Val), которые повели в бой, соответственно, капитан 2-го ранга Т. Егуса, капитан-лейтенанты Ш. Огава. Т. Чихайя и М. Кобоя-ши. Прикрытие осуществляли 18 истребителей Мицубиси А6М2 (Zero) с "Сорю" и *Хирю". Самолеты должны были вернуться примерно через 3 часа. В ожидании их авианосцы развернулись и легли курсом на северо-восток, следуя малым ходом. Море оставалось спокойным, видимость – идеальной В это время в порту Дарвин находились 46 союзных кораблей и судов, включая американские эсминец -Пири" и плавбазу гидроавиации "Уильям Б Престон", австралийские эскортные корабли "Сван* и "Уэриго", 7 тральщиков, 5 сетевых заградителей, а также английский танкер "Бритиш Моторист". Большинство населения Дарвина эвакуировали в глубь материка еще в декабре 1941 г., и в городе оставалось не более 2500 гражданских лиц, прежде всего чиновников, портовых рабочих и торговцев. Союзникам, судя по всему, не было известно о планах японского удара. Во всяком случае, никаких приготовлений к его отражению не велось. Правда, при подготовке к выходу в море конвоя на Тимор командование решило для его прикрытия перебросить в Дарвин полтора десятка "Киттихауков" из 33-й эскадрильи, которая как раз прибыла в Порт-Пири (штат Южная Австралия). Командиру этого подразделения м-ру Флойду С. Пеллу (прозвище Слаггер) пришлось срочно организовать перелет истребителей практически через весь континент. Во время старта одна машина разбилась, еще 4 не долетели из-за различных неисправностей, в итоге в Дарвин добрались только 10 самолетов. Американцы очень спешили и прибыли к месту назначения 15 февраля, однако все равно опоздали к выходу конвоя в море. Таким образом, вместе с истребителем л-та Острейхера в Дарвине оказалось 11 "Киттихауков". На том же военном аэродроме стояли и 9 легких бомбардировщиков Lockheed L-14 Hudson из 2-й и 13-й эскадрилий ВВС Австралии (RAAF[11*]'), а также по одному американскому бомбардировщику Boeing В-17 Flying Fortress и Consolidated LB-30 Liberator из 7-й бомбардировочной группы USAAF'*. Еще 8 "Хадсонов" находились на аэродроме в Дели Уотерс, около 500 км к югу от Дарвина, но не имели экипажей. На гражданском аэродроме Парап в Дарвине базировались австралийские самолеты: 3 связных De Havilland DH-94 Moth Minor, 2 транспортных Beechcrafl C-45 Tvyin Beech (по другим данным – американские Douglas C-53 Skytrooper из 22-й транспортной эскадрильи USAAF), 1 бомбардировщик Fairey Battle и 5 неисправных многоцелевых машин САС Wirraway из 12-й эскадрильи RAAF гражданский Ое Havilland DH-80A Puss Moth, а также американский бомбардировщик Douglas А-24 Banshee из 27-й (легкой) бомбардировочной группы USAAF[12*]. Еще 9 "Виреей" из той же 12-й эскадрильи RAAF находились на аэродроме Бат-челор в 100 км южнее Дарвина. На плаву в гавани стояли 3 американских разведывательных гидросамолета Consolidated PBY Catalina из 10-го патрульного авиакрыла ВМС США (US Navy), кораблем-базой которых служил "Уильям Б. Престон". 11* Royal Australian Air Forces – Королевские Австралийские Воздушные силы Формально считались составной частью Вооруженных Сил Великобритании (Ред ) 12* United Stales Army Air Forces – Воздушные силы Армии Соединенных Штатов, Напомним, что в то время в США еще не существовало ВВС как отдельного вида Вооруженных Сил (Ред.) На аэродроме Парап японцы сожгли 2 легких транспортника "Тайн Бич" "Киттихаук" 2-го лейтенанта Уохера японцы уничтожили после вынужденной посадки Дымы пожаров над портом Дарвин. Виден сухогруз "Баросса" Скромной была и артиллерия ПВО Дарвина, включавшая две четырехорудийные батареи (№№ 2 и 14) с пушками калибром 94 мм, отдельную 76-мм двухорудийную батарею, а также полтора десятка 7,7-мм пулеметов. Кроме того, средствами ПВО располагали стоявшие в гавани корабли и суда. На пути к Дарвину японская ударная авиагруппа была обнаружена летающей лодкой "Каталина" (командир 1-й л-т Томас Н. Мурер) из 22-го патрульного авиакрыла US Navy, выполнявшей плановый полет близ южной оконечности о. Батхурст, в 140 милях от Дарвина. Но американцы не успели дать тревожную радиограмму – на их гидросамолет сразу же набросились 9 японских Zero, и вскоре пылающая машина упала в море. В экипаже из восьми человек четверо были ранены, но все смогли спастись и дрейфовали на надувном плоту, пока их не подобрало филиппинское судно "Флоренс-Д". По японским данным, "Каталину" сбил боцман Й. Нагахама. Плотный строй японской воздушной армады вскоре обнаружил христианский миссионер Джон Гриббл с о. Мелвилла, который в 09.15 сообщил об этом на сигнальную станцию ВМС Кунавэрра в Дарвине. Через 20 минут то же самое сделал отец Джон Макграт из католической миссии на о. Батхурст. Однако оба сообщения были проигнорированы. Вероятно, причиной тому стали уже неоднократно поступавшие ранее сигналы об "обнаружении многочисленных японских транспортов с десантом и военных кораблей, идущих в сторону порта". Ни одной действовавшей РЛС в районе Дарвина не было. Первую станцию смонтировали близ города как раз 19 февраля, но не успели установить ее антенну. В результате вражеский налет стал полной неожиданностью. Тем временем 9 истребителей с "Акаги" обстреляли взлетную полосу на о Батхурст, уничтожив оказавшийся там американский С-53 из 22-й транспортной эскадрильи. Затем японские самолеты приблизились к берегам Австралийского континента восточнее Дарвина, и часть из них повернула на северо-запад, чтобы атаковать город и порт со стороны берега, усилив тем самым фактор внезапности. В Дарвине царили беспечные настроения, В 09.15 в воздух поднялись 9 "Китти-хауков" из 33-й эскадрильи и единственный истребитель из 3-й, которых командование решило перебросить для усиления на о Ява. На аэродроме остался один неисправный Р-40. Американцы разделились на 2 группы, по 5 самолетов в каждой. Первую возглавил м-р Пелл, вторую – л-т Острейхер. Впереди всех место занял самолет-лидировщик В-17. Однако из-за ухудшения метеоусловий на трассе перелета американцам пришлось быстро вернуться назад. Группа м-ра Пелла и В-17 приземлились, а 5 истребителей остались в воздухе для патрулирования. При этом две пары барражировали на одной высоте, а л-т Острейхер занял позицию несколько выше Но японские истребители забрались еще на полкилометра выше и в 09.45 обрушились на них. Встреча с грозным противником стала для необстрелянных и малоопытных американских пилотов полной неожиданностью. С ходу были сбиты самолеты Джека R Петерса и Елтона С. Пери, которые погибли прямо в кабинах и не пытались покинуть машины. Они стали первыми союзными летчиками, отдавшими жизни в боях над Австралией, Вскоре получил многочисленные попадания "Киттихаук" 2-го л-та Уильяма R Уокера. Сам пилот был ранен в левую руку, но сумел совершить вынужденную посадку. Едва он выбрался из кабины, как японские истребители уничтожили его машину. Затем настал черед Макса Р. Вецка. Получив порцию снарядов, его "Киттихаук" утратил управление и стал беспорядочно падать Воспользовавшись парашютом, летчик оказался в море, где провел целый день и только к вечеру сумел выбраться на недалекий берег. По японским данным, все 4 победы одержал тот самый боцман Нагахама, что сбил "Каталину" у о. Батхурст. Оставшийся в одиночестве Острейхер смог укрыться в облаках и вскоре вышел на строй бомбардировщиков противника. Он незамедлительно атаковал и сбил "Вел" с авианосца "Сорю", который упал на пляже севернее города Так была одержана первая победа в австралийском небе. Затем он повредил второй бомбардировщик. Тот задымил и начал уходить. Исчерпав боеприпасы, Острейхер благополучно вернулся на свой аэродром. Разгоряченный боем, летчик доложил о двух сбитых и утверждал, что видел оба поверженных самолета лежащими на земле недалеко друг от друга. Однако ему засчитали только одну победу. Окончание следует |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|