"УТКА" ПО ПЕКИНСКИ

Андрей Хаустов/ «АиВ»


5 января текущего года в Пекине произошло событие, которого уже несколько лет с нетерпением ждала вся авиационная общественность – была официально обнародована информация о новейшем китайском истребителе J-10 (читается: цзянь-десять). На практике снятие завесы секретности означает, что новая машина уже не просто «шедевр инженерной мысли», как любят говорить о ней официальные лица КНР, а вполне сформировавшийся коммерческий продукт, и победное шествие по планете товаров с маркировкой «Made in China», возможно, распространится не только на изделия легкой промышленности и бытовую электронику, но и на продукцию, находящуюся на вершине научно-технической пирамиды, а именно к ней относятся самолеты-истребители.

По заявлению должностных лиц ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), новый самолет при решении задач завоевания превосходства в воздухе не уступает американскому F-16C и французскому Mirage 2000. В устроенном в ходе презентации 5 января видеопоказе истребители J-10 демонстрировались в эффектных ракурсах, в ходе запуска ракет и полета строем. Подчеркивалось, что благодаря высокому уровню аэродинамического и весового совершенства, а также хорошей тяговооруженности новый истребитель обладает отличной маневренностью и скороподъемностью. С целью снижения массы в нем нашли широкое применение новейшие материалы, в том числе композиционные, а также новые легкие и компактные агрегаты и оборудование.

Бесспорно, сегодня J-10 – пик достижений китайской авиапромышленности. История его разработки восходит к середине 1980-х гг., когда перед авиапромом КНР встал вопрос об адекватном ответе на появившиеся на вооружении ВВС СССР Ми Г-29 и Су-27. Проектирование новой машины в 1986 г. было поручено Авиационному институту № 611 в городе Чэнду, а ее изготовление – расположенному там же предприятию Chengdu Aircraft industrial Company или CA-IC. На этом этапе программе был присвоен шифр «Проект 8610». Сегодня официальный Китай подчеркивает, что его авиапром – четвертый в мире (после США, России и Франции), способный самостоятельно разработать современный истребитель. Однако, при всей декларируемой «незалежности» программы J-10, есть немало моментов, заставляющих критически относиться к этой информации. Самым крупным камнем в «китайский огород», бесспорно, является родство героя этой статьи с «упокоившимся в бозе» израильским истребителем Lavi. Тем не менее, официальный Китай всячески опровергает эту информацию. Так, главный конструктор J-10 г-н Сонг Вен-конг (Song Wencong) в своем интервью агентству «Синьхуа» заявил: «Общий проект нашего национального истребителя и его аэродинамическая конфигурация полностью сделаны нами без иностранной помощи, что является для меня предметом гордости. Наш народ еще в 1970-х гг. разработал опытный истребитель J-9 по конфигурации «утка». Поэтому утверждения, в которых заявляется, что J-10 – это копия израильского «Лэви», смехотворны».

И все же, внешняя схожесть и одинаковая размерность этих самолетов видны невооруженным глазом. Косвенно факт продажи ряда наработок по Lavi признал и министр обороны Израиля Дэвид Лари (David Lari), который в интервью агентству «Ассошэйтед Пресс» сообщил, что некоторое количество технологий было все же продано китайцам. А один из функционеров МО Израиля прямо заявил: «Государство не несет ответственность за израильских специалистов, желающих работать на другую страну, если эта страна не является врагом Израиля. А Китай таковым не является».

Весной этого года издаваемый в Израиле «глянцевый» журнал) Motel поместил статью о J-10, в которой впервые были обнародованы факты сотрудничества ряда израильских специалистов, ранее занятых в программе Lavi, с авиапромом КНР. «Когда мне предложили участвовать в создании китайского самолета, – говорит один из специалистов, – я счел это шуткой, хуже того – провокацией. У меня были знакомые люди в самых компетентных израильских организациях, и когда я обратился к ним с вопросом по поводу сделанного мне предложения, мне дали понять, что его следует принять, по-скольку моя будущая работа послужит национальным интересам нашего государства. Я согласился еще и потому, что мне предложили хорошую зарплату, а главное – возможность закончить проект которому я отдал столько лет жизни».

По заявлению независимого эксперта Гонконгского аналитического центра KANWA Андрея Чана, в 1986 г. группа израильских специалистов в области военного авиастроения довольно долго находилась в Чэнду. Примерно на это же время приходится закат про- граммы Lavi. Напомним, что израильтяне начали свои исследования в начале 1980-х гг. и преследовали цель, используя технологии, примененные на истребителях F-16A/B, создать для своих ВВС самолет превосходящий эти машины.




Первый прототип (вверху), серийный J-10B (слева] и четвертый опытный J-10A


Фото www.defencetalk.com


Первоначально проект имел значительную техническую и финансовую поддержку США. Однако, когда программа Lavi достигла стадии испытаний, в Америке поняли, что фактически порождают себе конкурента. Под предлогом беспокойства о возможном реэкспорте истребителя недружелюбным к Западу режимам, американскую помощь начали сворачивать. Реальная же цель Госдепартамента США состояла в полном срыве программы Lavi и защите собственной авиапромышленности. Без финансовой помощи Израиль не смог продолжить разработку и был вынужден свернуть ее в 1987 г. Это событие, вероятно, приоткрыло «черный ход», через который отдельные наработки были проданы китайцам. Помимо создания аэродинамической компоновки J-10, израильские специалисты оказали помощь в проектировании ряда бортовых систем и прежде всего – электродистанционной системы управления самолетом.

В ответ Китай принял на себя обязательства по трем пунктам. Первое – не продавать новый истребитель прямым или потенциальным врагам Израиля. Второе – дать Израилю полную возможность использовать созданные китайской стороной (при участии израильских ученых) наработки. Третье и самое главное – оба государства становятся полноправными партнерами при продаже истребителя странам «третьего мира». Последний пункт, по мнению ряда экспертов, содержал прямую угрозу экспортным планам США. Давление со стороны «лучшего друга всех иудеев» последовало незамедлительно, и с начала 1990-х гг. военно-техническое сотрудничество между КНР и Израилем стало существенно сокращаться. В этих условиях Китай вынужден был начать поиск новых партнеров. В 1994 г. к работам по истребителю подключился бывший потенциальный противник, а ныне стратегический союзник КНР – Россия.

Сегодня J-10 фактически превратился в продукт интернациональной кооперации. Даже при беглом взгляде на него в голову приходит незатейливый стишок про белогвардейского адмирала Колчака: «Погон – российский, мундир – английский, табак – японский, правитель омский». Судите сами. По внешнему виду j-10 действительно очень похож на Lavi. Теперь посмотрим на воздухозаборник двигателя. Ничего не напоминает? Возьмем воздухозаборник МиГ-23 развернем на 90 градусов и увеличим. Получим… то. что видим Далее следует во всей красе российский двигатель АЛ-31ФН. Конструкционные материалы, примененные на самолете, безусловно китайские. говорить что j-10 нафарширован» ободранной у Lavi западной авионикой бессмысленно. С середины 1980-х гг. несколько раз менялась элементная база, а если учесть, сколько по миру ходит микросхем с маркировкой Made in China – тяжело поверить в несостоятельность китайской радиоэлектронной промышленности. Тем не менее важнейшие элементы бортовой электроники, например, РЛС, все равно импортные.

Из интервью с Ли Чжонгхуа(Li Zhonghua) одним из летчиков испытателей J-10, которое он дал агенству "Синьхуа" в январе этого года, известно, что торжественная выкатка первого прототипа (J-10 01) состоялась в ноябре 1997 г а его успешный полет – 23 марта 1998 г. В ходе испытаний не был потерян ни один самолет. Однако есть и иная информация. Так. в материалах размещенных на сайте www.sinodefence.com , отмечается, что J-10 01 взлетел еще в середине 1996 г. Этот истребитель был оснащен китайским двигателем WS-10. Полет выявил массу проблем и потребовал значительной переделки самолета. Именно на этом этапе отечественный двигатель заменили на российский АЛ-31ФН. Следующий полет действительно состоялся 23 марта 1996 г. и был признан успешным. Эту дату официально и назначили датой первого полета. Некоторую пикантность ситуации придает тот факт, что этот полет был выполнен не на первом прототипе, а на третьем – J-10 03. Как ни странно, существует и третья версия описываемых событий. По данным российского журнала «Экспорт вооружений», время постройки первого прототипа датируется концом 1993 г., в воздух он поднялся между 1994 и 1996 гг., причем был сразу оснащен российским двигателем.

В 1996 г. появился второй прототип J-10 02, однако уже в следующем году он был потерян в летном происшествии. Приблизительно в этот период был построен специальный экземпляр планера для прочностных испытаний. Третий прототип, взлетевший в 1998 г., стал первым J-10 с полноценным комплексом вооружения. В том же году на испытания вывели J-10 04, J-10 05 и J-10 06. К концу 2000 г. опытные машины налетали более 140 часов. В 2002 г. построили три самолета в предсерийной конфигурации: от J-1007 до J-10 09, а позже еще семь – от J-10 10 до J-10 16. Первый из них взлетел 28 июня 2002 г. В начале 2003 г. эти десять машин были направлены в Нанчаньский военный округ КНР для прохождения войсковых испытаний, а в 2005 г. самолет официально приняли на вооружение ВВС НОАК, В том же году достигло оперативной готовности первое строевое подразделение, оснащенное J-10 – 44-я авиадивизия, дислоцированная в провинции Сычуань. До настоящего времени заказчику поставлено приблизительно 70 J-10. Всего же для нужд ВВС НОАК планируется постройка около 300 J-10A.

Считается, что в 2000 г. началась разработка двухместной учебно-тренировочной версии J-10B, а 26 декабря 2003 г. «спарка» впервые поднялась в воздух. Сегодня планируется создание на ее базе полноценного истребителя-бомбардировщика. В Авиационном институте № 611 закончили предварительные проекты еще двух новых версий самолета, отличающихся пониженной заметностью (носовая часть фюзеляжа получила граненые «стелсовидные» формы), а также количеством двигателей – один из вариантов обладает двухдвигательной силовой установкой. Таким образом, очевидно, что Китай последовательно развивает новый самолет от его начальной задачи завоевания превосходства в воздухе до эффективного применения оружия класса «воздух-поверхность», а в перспективе на его базе возможно создание полноценного многофункционального истребителя с низким уровнем заметности.

J-10А представляет собой сверхзвуковой одноместный однодвигательный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), однокилевым вертикальным хвостовым оперением и подфюзеляжным регулируемым воздухозаборником. Интегральная часть низкорасположенного треугольного крыла у корня имеет большую относительную толщину профиля, уменьшающуюся дальше по размаху. Примерно на 45% полуразмаха она стыкуется с отъемной частью крыла (ОЧК), набранной профилями с малой относительной толщиной и значительной круткой. Механизация крыла состоит из закрылков и отклоняемых носков на ОЧК.



Фонарь кабины J-10B имеет беспрецедентную для авиапрома КНР площадь остекления



Макет кабины пилота j-10A


Для обеспечения поперечной устойчивости на больших углах атаки самолет снабжен двумя подфюзеляжными гребнями.

Фюзеляж конструктивно состоит из трех отсеков. В переднем расположены: гермокабина пилота, РЛС, отсек радиоэлектронного оборудования, воздухозаборник, ниша передней опоры шасси, также на нем установлено ПГО. В центральной части располагаются топливные баки, ниши основных опор шасси и воздушный канал двигателя. На хвостовую часть крепятся вертикальное оперение, четыре тормозных щитка, а также балки с подфюзеляжными гребнями. Внутри расположен отсек силовой установки. Трехопорное шасси убирается в фюзеляж. Передняя опора (с двумя колесами) складывается по потоку, основные (одноколесные) – против. На прототипах и предсерийных самолетах ниша передней опоры закрывалась двумя боковыми створками. На серийных J-10A и «спарках» J-10B в конструкцию включена третья створка – передняя. Фонарь кабины имеет беспрецедентную для авиапромышленности КНР площадь остекления и обеспечивает пилоту практически круговой обзор.

Самолет сделан статически неустойчивым, что должно обеспечить высокий уровень маневренности. Это потребовало применения электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием и современной вычислительной техники.

Авионика, архитектура кабины истребителя и система управления огнем превосходят таковые в любом другом боевом самолете китайской разработки. В частности, информация о параметрах полета и тактической обстановке выводится на три многофункциональных дисплея и проецируется на индикатор на фоне лобового стекла. Самолет оснащен навигационным оборудованием GPS/INS, цифровым вычислителем параметров полета и системой оповещения об облучении РЛС ARW9101. По китайскому заказу российская корпорация «Фазотрон-НИИР» создала для самолета многофункциональную РЛС РП-35 «Жемчуг» с фазированной антенной решеткой. Разработчик утверждает, что она способна сопровождать до 24 воздушных целей, а также может работать «по земле». В то же время, в КНР завершается разработка собственной РЛС JL-10A (в ряде источников – «Изделие 1473») с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» порядка 100 км, способной одновременно сопровождать до 10 целей и обстреливать четыре из них. Для будущих экспортных поставок рассматривается применение и иных РЛС: российской НО10 «Жук10ПД», израильской IAI Elta EL/M-2023 и итальянской Galileo Avionica Grifo 2000, однако закупить последние две может оказаться проблематично по политическим причинам.

Силовая установка – российский двигатель АЛ-31ФН. Согласно первому контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР, в 2002-2004 гг. было поставлено 54 таких двигателя. После этого был подписан контракт на приобретение еще 100 моторов. Всего же потребности Китая оцениваются примерно в 250-300 единиц. Китайцы надеются, что со временем экспортируемые из России двигатели они заменят аналогичными отечественными WS-10A Tai Hang.

В конце 2006 г. появилась информация о новом варианте J-10, получившем наименование Super 10. Этот самолет отличается установкой нового двигателя АЛ-31ФН М1 с максимальной форсажной тягой, увеличенной с 12550 кгс до 13500 кгс. Согласно другим источникам, Super 10 – истребитель, который будет оснащен вариантом АЛ-31 с отклоняемым вектором тяги.

Внутренний запас топлива на самолете составляет 4950 л. Помимо этого, на внутренних подкрыльевых и центральном подфюзеляжном пилоне могут подвешиваться дополнительные топливные баки. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета самолет планируется оснастить системой приема топлива в полете. Один из прототипов J-10 (J-10 06) был соответствующим образом доработан и получил фиксированную штангу топливоприемника. Испытания по приему топлива от танкера на базе бомбардировщика H-6U (Ту-16) прошли над полигоном в пустыне Гоби.

Встроенное вооружение самолета состоит из двухствольной 23-мм пушки, расположенной под фюзеляжем на специальном легкосъемном лафете. В ее очертаниях легко угадывается известная советская пушка ГШ-2-23, ранее широко применяемая на истребителях семейств МиГ-21 и МиГ-23. Подвесное вооружение общей массой до 4500 кг может размещаться на 9 пилонах: шести крыльевых, двух – по бокам воздухозаборника и центральном подфюзеляжном. Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести 2-4 УР среднего радиуса действия с радиолокационной ГСН PL-11 (лицензионная итальянская УР Aspide Mk.1) или PL-12 (SD-10 или ShanDian-10) китайской разработки[1*]. Для ближнего боя применяются УР PL-8 с ИК ГСН (лицензионные израильские Python 3), располагаемые на внешних крыльевых пилонах. Самолет способен применять и российские УР Р-73 и Р-77, а также американские «Сайдвиндер» и «Спарроу». Для нанесения ударов по наземным целям арсенал самолета дополнен свободнопадающими и корректируемыми (с лазерной ГСН) авиабомбами LT-2 и LS-6, а также НАР. Для уничтожения надводных целей возможно использование твердотопливных УР YJ-8K и С-801К, а также противокорабельной УР С-802, оснащенной ТРД. Для поражения наземных РЛС истребитель может оснащаться УР YJ-9. Во всех случаях применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» с J-10A в нынешней конфигурации необходимо либо использование подвесных контейнеров с системой наведения, либо независимое целеуказание с борта другого самолета или с земли.

1* В ряде источников указывается на ее российское происхождение, в частности, как аналог упоминается ракета Р- 77.

Выше говорилось, что презентация в Пекине – подтверждение того, что J-10 рассматривается в КНР как вполне конкурентоспособный товар. Очевидно, что на мировом рынке он будет соперничать с такими самолетами, как МиГ-29СМТ, JAS 39 Gripen, F-16 и Mirage 2000. «J-10A и МиГ-29СМТ являются самолетами одного поколения, кроме того, на китайских истребителях используются российские двигатели, что делает их еще более похожими, – говорит эксперт Андрей Чан. – Скорее всего, китайские истребители будут конкурировать с российскими в таких странах, как Судан, Ангола, Нигерия, Иран и Таиланд». В последние годы КНР расширяет свое присутствие в Африке, активно инвестируя в нефтяные проекты на «Черном континенте» и развивая программы гуманитарной помощи. Не исключено, что Китай может предложить частично оплачивать своими самолетами поставки нефти из Нигерии, Анголы и Судана. К примеру, ВВС Судана уже имеют опыт эксплуатации истребителей J-7. К тому же, китайцы, скорее всего, смогут продавать свои истребители дешевле, чем россияне, европейцы и американцы.



Опытный экземпляр IAI Lavi В-2 в экспозиции музея ВВС Израиля



Типовое вооружение J-10A – ракеты PL-11 и PL-8


Не остался J-10 без внимания и со стороны традиционного китайского партнера – Пакистана. В апреле 2007 г. на официальном сайте ВВС этой страны появилась информация о планах приобретения как минимум двух эскадрилий таких самолетов. Согласно тому же сайту, истребители будут поставляться под обозначением FC-20 и оснащаться российскими двигателями. Надо сказать, что перспектива наличия у Исламабада столь совершенных машин вызвала естественную озабоченность Индии. Особенно смущает индусов реэкспорт авиадвигателей АЛ-31ФН, ведь они считают Россию своим стратегическим партнером. И если Индия решится на серьезный демарш, у Китая «повиснет» пакистанский контракт, а альтернативных серийных двигателей для J-10 пока нет.

В свете планируемой поставки J-10 в Пакистан представляет интерес интервью пакистанского летчика-испытателя В. Силапанни (W. Silapanni), данное им журналу China military magazine: «Впечатляет отличная работа системы управления самолетом. Его возможности в воздушном бою достойны особенной похвалы. Система запуска ракет не соответствует моим привычкам, но ее работа несложна и надежна. В сравнении с F-16 скорость ее реакции намного выше. J-10 прекрасно совместим с американскими ракетами, дальность обнаружения цели радиолокатором очень близка к таковой на F-16. Кабина пилота современна, а по сравнению с ранними F-16A/B значительно лучше. Боевой радиус действия примерно 1100 км, с ПТБ он может быть увеличен до 1300 км. Работа двигателя на форсаже впечатляюще гладкая, а вибрации при его включении относительно небольшие по сравнению с F-16A/B. Программное обеспечение может поддерживать китайский и английский языки, что вполне приемлемо для нас. J-10 обеспечивает полный обзор назад, в то время как на Су-27 обзор назад несколько хуже… И, наконец, я полагаюсь на великолепную маневренность, превосходную систему управления огнем, работу ведомого и точность оружия дальнего действия. Добавьте сюда мой опыт, и мои враги не имеют никакого шанса на выживание».

В марте этого года была обнародована информация, что в рамках мероприятий Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 18 по 25 июля в Челябинской области РФ на Чебаркульском полигоне пройдут масштабные международные учения «Мирная миссия-2007». Предполагается, что в них примут участие Россия, КНР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Китайская сторона планирует продемонстрировать свои новейшие вооружения, в частности истребители J-10. Вероятно, это станет зарубежным дебютом нового самолета.

В годовом докладе о военной мощи КНР, опубликованном Пентагоном в первых числах мая сего года, истребитель J-10 по своим параметрам ставится в один ряд с европейскими Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. При этом признается, что среди современных американских истребителей лишь F-22 Raptor однозначно превосходит его по комплексу боевых качеств.

А тем временем программа самолета продолжает развиваться. В конце 2006 г. появилась информация, что на базе будущего двухдвигательного варианта J-10 будет создан истребитель палубного базирования. А в опубликованной во время авиасалона Aero India 2007 статье индийского маршала авиации В. Бхатья (V. Bhatia) отмечается, что на основе J-10 создается также истребитель-бомбардировщик Q-10 (Qian Shi-10 или «Ударный-10»). Сегодня на вершине «пирамиды» воздушной мощи КНР находятся Су-30МКК и J-11 (лицензионные Су-27). Их задачей является завоевание превосходства в воздухе. Ниже по иерархии стоят многоцелевые машины, выполняющие как истребительные, так и ударные задачи. В настоящее время эта ниша занята самолетами J-7 и Q-5. Именно их и будет заменять тандем J-10/Q-10. Когда это произойдет, ВВС Китая будут представлять собой весьма грозную и сбалансированную силу.






Примечания:



"УТКА" ПО ПЕКИНСКИ

Андрей Хаустов/ «АиВ»


5 января текущего года в Пекине произошло событие, которого уже несколько лет с нетерпением ждала вся авиационная общественность – была официально обнародована информация о новейшем китайском истребителе J-10 (читается: цзянь-десять). На практике снятие завесы секретности означает, что новая машина уже не просто «шедевр инженерной мысли», как любят говорить о ней официальные лица КНР, а вполне сформировавшийся коммерческий продукт, и победное шествие по планете товаров с маркировкой «Made in China», возможно, распространится не только на изделия легкой промышленности и бытовую электронику, но и на продукцию, находящуюся на вершине научно-технической пирамиды, а именно к ней относятся самолеты-истребители.

По заявлению должностных лиц ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), новый самолет при решении задач завоевания превосходства в воздухе не уступает американскому F-16C и французскому Mirage 2000. В устроенном в ходе презентации 5 января видеопоказе истребители J-10 демонстрировались в эффектных ракурсах, в ходе запуска ракет и полета строем. Подчеркивалось, что благодаря высокому уровню аэродинамического и весового совершенства, а также хорошей тяговооруженности новый истребитель обладает отличной маневренностью и скороподъемностью. С целью снижения массы в нем нашли широкое применение новейшие материалы, в том числе композиционные, а также новые легкие и компактные агрегаты и оборудование.

Бесспорно, сегодня J-10 – пик достижений китайской авиапромышленности. История его разработки восходит к середине 1980-х гг., когда перед авиапромом КНР встал вопрос об адекватном ответе на появившиеся на вооружении ВВС СССР Ми Г-29 и Су-27. Проектирование новой машины в 1986 г. было поручено Авиационному институту № 611 в городе Чэнду, а ее изготовление – расположенному там же предприятию Chengdu Aircraft industrial Company или CA-IC. На этом этапе программе был присвоен шифр «Проект 8610». Сегодня официальный Китай подчеркивает, что его авиапром – четвертый в мире (после США, России и Франции), способный самостоятельно разработать современный истребитель. Однако, при всей декларируемой «незалежности» программы J-10, есть немало моментов, заставляющих критически относиться к этой информации. Самым крупным камнем в «китайский огород», бесспорно, является родство героя этой статьи с «упокоившимся в бозе» израильским истребителем Lavi. Тем не менее, официальный Китай всячески опровергает эту информацию. Так, главный конструктор J-10 г-н Сонг Вен-конг (Song Wencong) в своем интервью агентству «Синьхуа» заявил: «Общий проект нашего национального истребителя и его аэродинамическая конфигурация полностью сделаны нами без иностранной помощи, что является для меня предметом гордости. Наш народ еще в 1970-х гг. разработал опытный истребитель J-9 по конфигурации «утка». Поэтому утверждения, в которых заявляется, что J-10 – это копия израильского «Лэви», смехотворны».

И все же, внешняя схожесть и одинаковая размерность этих самолетов видны невооруженным глазом. Косвенно факт продажи ряда наработок по Lavi признал и министр обороны Израиля Дэвид Лари (David Lari), который в интервью агентству «Ассошэйтед Пресс» сообщил, что некоторое количество технологий было все же продано китайцам. А один из функционеров МО Израиля прямо заявил: «Государство не несет ответственность за израильских специалистов, желающих работать на другую страну, если эта страна не является врагом Израиля. А Китай таковым не является».

Весной этого года издаваемый в Израиле «глянцевый» журнал) Motel поместил статью о J-10, в которой впервые были обнародованы факты сотрудничества ряда израильских специалистов, ранее занятых в программе Lavi, с авиапромом КНР. «Когда мне предложили участвовать в создании китайского самолета, – говорит один из специалистов, – я счел это шуткой, хуже того – провокацией. У меня были знакомые люди в самых компетентных израильских организациях, и когда я обратился к ним с вопросом по поводу сделанного мне предложения, мне дали понять, что его следует принять, по-скольку моя будущая работа послужит национальным интересам нашего государства. Я согласился еще и потому, что мне предложили хорошую зарплату, а главное – возможность закончить проект которому я отдал столько лет жизни».

По заявлению независимого эксперта Гонконгского аналитического центра KANWA Андрея Чана, в 1986 г. группа израильских специалистов в области военного авиастроения довольно долго находилась в Чэнду. Примерно на это же время приходится закат про- граммы Lavi. Напомним, что израильтяне начали свои исследования в начале 1980-х гг. и преследовали цель, используя технологии, примененные на истребителях F-16A/B, создать для своих ВВС самолет превосходящий эти машины.




Первый прототип (вверху), серийный J-10B (слева] и четвертый опытный J-10A


Фото www.defencetalk.com


Первоначально проект имел значительную техническую и финансовую поддержку США. Однако, когда программа Lavi достигла стадии испытаний, в Америке поняли, что фактически порождают себе конкурента. Под предлогом беспокойства о возможном реэкспорте истребителя недружелюбным к Западу режимам, американскую помощь начали сворачивать. Реальная же цель Госдепартамента США состояла в полном срыве программы Lavi и защите собственной авиапромышленности. Без финансовой помощи Израиль не смог продолжить разработку и был вынужден свернуть ее в 1987 г. Это событие, вероятно, приоткрыло «черный ход», через который отдельные наработки были проданы китайцам. Помимо создания аэродинамической компоновки J-10, израильские специалисты оказали помощь в проектировании ряда бортовых систем и прежде всего – электродистанционной системы управления самолетом.

В ответ Китай принял на себя обязательства по трем пунктам. Первое – не продавать новый истребитель прямым или потенциальным врагам Израиля. Второе – дать Израилю полную возможность использовать созданные китайской стороной (при участии израильских ученых) наработки. Третье и самое главное – оба государства становятся полноправными партнерами при продаже истребителя странам «третьего мира». Последний пункт, по мнению ряда экспертов, содержал прямую угрозу экспортным планам США. Давление со стороны «лучшего друга всех иудеев» последовало незамедлительно, и с начала 1990-х гг. военно-техническое сотрудничество между КНР и Израилем стало существенно сокращаться. В этих условиях Китай вынужден был начать поиск новых партнеров. В 1994 г. к работам по истребителю подключился бывший потенциальный противник, а ныне стратегический союзник КНР – Россия.

Сегодня J-10 фактически превратился в продукт интернациональной кооперации. Даже при беглом взгляде на него в голову приходит незатейливый стишок про белогвардейского адмирала Колчака: «Погон – российский, мундир – английский, табак – японский, правитель омский». Судите сами. По внешнему виду j-10 действительно очень похож на Lavi. Теперь посмотрим на воздухозаборник двигателя. Ничего не напоминает? Возьмем воздухозаборник МиГ-23 развернем на 90 градусов и увеличим. Получим… то. что видим Далее следует во всей красе российский двигатель АЛ-31ФН. Конструкционные материалы, примененные на самолете, безусловно китайские. говорить что j-10 нафарширован» ободранной у Lavi западной авионикой бессмысленно. С середины 1980-х гг. несколько раз менялась элементная база, а если учесть, сколько по миру ходит микросхем с маркировкой Made in China – тяжело поверить в несостоятельность китайской радиоэлектронной промышленности. Тем не менее важнейшие элементы бортовой электроники, например, РЛС, все равно импортные.

Из интервью с Ли Чжонгхуа(Li Zhonghua) одним из летчиков испытателей J-10, которое он дал агенству "Синьхуа" в январе этого года, известно, что торжественная выкатка первого прототипа (J-10 01) состоялась в ноябре 1997 г а его успешный полет – 23 марта 1998 г. В ходе испытаний не был потерян ни один самолет. Однако есть и иная информация. Так. в материалах размещенных на сайте www.sinodefence.com , отмечается, что J-10 01 взлетел еще в середине 1996 г. Этот истребитель был оснащен китайским двигателем WS-10. Полет выявил массу проблем и потребовал значительной переделки самолета. Именно на этом этапе отечественный двигатель заменили на российский АЛ-31ФН. Следующий полет действительно состоялся 23 марта 1996 г. и был признан успешным. Эту дату официально и назначили датой первого полета. Некоторую пикантность ситуации придает тот факт, что этот полет был выполнен не на первом прототипе, а на третьем – J-10 03. Как ни странно, существует и третья версия описываемых событий. По данным российского журнала «Экспорт вооружений», время постройки первого прототипа датируется концом 1993 г., в воздух он поднялся между 1994 и 1996 гг., причем был сразу оснащен российским двигателем.

В 1996 г. появился второй прототип J-10 02, однако уже в следующем году он был потерян в летном происшествии. Приблизительно в этот период был построен специальный экземпляр планера для прочностных испытаний. Третий прототип, взлетевший в 1998 г., стал первым J-10 с полноценным комплексом вооружения. В том же году на испытания вывели J-10 04, J-10 05 и J-10 06. К концу 2000 г. опытные машины налетали более 140 часов. В 2002 г. построили три самолета в предсерийной конфигурации: от J-1007 до J-10 09, а позже еще семь – от J-10 10 до J-10 16. Первый из них взлетел 28 июня 2002 г. В начале 2003 г. эти десять машин были направлены в Нанчаньский военный округ КНР для прохождения войсковых испытаний, а в 2005 г. самолет официально приняли на вооружение ВВС НОАК, В том же году достигло оперативной готовности первое строевое подразделение, оснащенное J-10 – 44-я авиадивизия, дислоцированная в провинции Сычуань. До настоящего времени заказчику поставлено приблизительно 70 J-10. Всего же для нужд ВВС НОАК планируется постройка около 300 J-10A.

Считается, что в 2000 г. началась разработка двухместной учебно-тренировочной версии J-10B, а 26 декабря 2003 г. «спарка» впервые поднялась в воздух. Сегодня планируется создание на ее базе полноценного истребителя-бомбардировщика. В Авиационном институте № 611 закончили предварительные проекты еще двух новых версий самолета, отличающихся пониженной заметностью (носовая часть фюзеляжа получила граненые «стелсовидные» формы), а также количеством двигателей – один из вариантов обладает двухдвигательной силовой установкой. Таким образом, очевидно, что Китай последовательно развивает новый самолет от его начальной задачи завоевания превосходства в воздухе до эффективного применения оружия класса «воздух-поверхность», а в перспективе на его базе возможно создание полноценного многофункционального истребителя с низким уровнем заметности.

J-10А представляет собой сверхзвуковой одноместный однодвигательный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), однокилевым вертикальным хвостовым оперением и подфюзеляжным регулируемым воздухозаборником. Интегральная часть низкорасположенного треугольного крыла у корня имеет большую относительную толщину профиля, уменьшающуюся дальше по размаху. Примерно на 45% полуразмаха она стыкуется с отъемной частью крыла (ОЧК), набранной профилями с малой относительной толщиной и значительной круткой. Механизация крыла состоит из закрылков и отклоняемых носков на ОЧК.



Фонарь кабины J-10B имеет беспрецедентную для авиапрома КНР площадь остекления



Макет кабины пилота j-10A


Для обеспечения поперечной устойчивости на больших углах атаки самолет снабжен двумя подфюзеляжными гребнями.

Фюзеляж конструктивно состоит из трех отсеков. В переднем расположены: гермокабина пилота, РЛС, отсек радиоэлектронного оборудования, воздухозаборник, ниша передней опоры шасси, также на нем установлено ПГО. В центральной части располагаются топливные баки, ниши основных опор шасси и воздушный канал двигателя. На хвостовую часть крепятся вертикальное оперение, четыре тормозных щитка, а также балки с подфюзеляжными гребнями. Внутри расположен отсек силовой установки. Трехопорное шасси убирается в фюзеляж. Передняя опора (с двумя колесами) складывается по потоку, основные (одноколесные) – против. На прототипах и предсерийных самолетах ниша передней опоры закрывалась двумя боковыми створками. На серийных J-10A и «спарках» J-10B в конструкцию включена третья створка – передняя. Фонарь кабины имеет беспрецедентную для авиапромышленности КНР площадь остекления и обеспечивает пилоту практически круговой обзор.

Самолет сделан статически неустойчивым, что должно обеспечить высокий уровень маневренности. Это потребовало применения электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием и современной вычислительной техники.

Авионика, архитектура кабины истребителя и система управления огнем превосходят таковые в любом другом боевом самолете китайской разработки. В частности, информация о параметрах полета и тактической обстановке выводится на три многофункциональных дисплея и проецируется на индикатор на фоне лобового стекла. Самолет оснащен навигационным оборудованием GPS/INS, цифровым вычислителем параметров полета и системой оповещения об облучении РЛС ARW9101. По китайскому заказу российская корпорация «Фазотрон-НИИР» создала для самолета многофункциональную РЛС РП-35 «Жемчуг» с фазированной антенной решеткой. Разработчик утверждает, что она способна сопровождать до 24 воздушных целей, а также может работать «по земле». В то же время, в КНР завершается разработка собственной РЛС JL-10A (в ряде источников – «Изделие 1473») с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» порядка 100 км, способной одновременно сопровождать до 10 целей и обстреливать четыре из них. Для будущих экспортных поставок рассматривается применение и иных РЛС: российской НО10 «Жук10ПД», израильской IAI Elta EL/M-2023 и итальянской Galileo Avionica Grifo 2000, однако закупить последние две может оказаться проблематично по политическим причинам.

Силовая установка – российский двигатель АЛ-31ФН. Согласно первому контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР, в 2002-2004 гг. было поставлено 54 таких двигателя. После этого был подписан контракт на приобретение еще 100 моторов. Всего же потребности Китая оцениваются примерно в 250-300 единиц. Китайцы надеются, что со временем экспортируемые из России двигатели они заменят аналогичными отечественными WS-10A Tai Hang.

В конце 2006 г. появилась информация о новом варианте J-10, получившем наименование Super 10. Этот самолет отличается установкой нового двигателя АЛ-31ФН М1 с максимальной форсажной тягой, увеличенной с 12550 кгс до 13500 кгс. Согласно другим источникам, Super 10 – истребитель, который будет оснащен вариантом АЛ-31 с отклоняемым вектором тяги.

Внутренний запас топлива на самолете составляет 4950 л. Помимо этого, на внутренних подкрыльевых и центральном подфюзеляжном пилоне могут подвешиваться дополнительные топливные баки. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета самолет планируется оснастить системой приема топлива в полете. Один из прототипов J-10 (J-10 06) был соответствующим образом доработан и получил фиксированную штангу топливоприемника. Испытания по приему топлива от танкера на базе бомбардировщика H-6U (Ту-16) прошли над полигоном в пустыне Гоби.

Встроенное вооружение самолета состоит из двухствольной 23-мм пушки, расположенной под фюзеляжем на специальном легкосъемном лафете. В ее очертаниях легко угадывается известная советская пушка ГШ-2-23, ранее широко применяемая на истребителях семейств МиГ-21 и МиГ-23. Подвесное вооружение общей массой до 4500 кг может размещаться на 9 пилонах: шести крыльевых, двух – по бокам воздухозаборника и центральном подфюзеляжном. Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести 2-4 УР среднего радиуса действия с радиолокационной ГСН PL-11 (лицензионная итальянская УР Aspide Mk.1) или PL-12 (SD-10 или ShanDian-10) китайской разработки[1*]. Для ближнего боя применяются УР PL-8 с ИК ГСН (лицензионные израильские Python 3), располагаемые на внешних крыльевых пилонах. Самолет способен применять и российские УР Р-73 и Р-77, а также американские «Сайдвиндер» и «Спарроу». Для нанесения ударов по наземным целям арсенал самолета дополнен свободнопадающими и корректируемыми (с лазерной ГСН) авиабомбами LT-2 и LS-6, а также НАР. Для уничтожения надводных целей возможно использование твердотопливных УР YJ-8K и С-801К, а также противокорабельной УР С-802, оснащенной ТРД. Для поражения наземных РЛС истребитель может оснащаться УР YJ-9. Во всех случаях применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» с J-10A в нынешней конфигурации необходимо либо использование подвесных контейнеров с системой наведения, либо независимое целеуказание с борта другого самолета или с земли.

1* В ряде источников указывается на ее российское происхождение, в частности, как аналог упоминается ракета Р- 77.

Выше говорилось, что презентация в Пекине – подтверждение того, что J-10 рассматривается в КНР как вполне конкурентоспособный товар. Очевидно, что на мировом рынке он будет соперничать с такими самолетами, как МиГ-29СМТ, JAS 39 Gripen, F-16 и Mirage 2000. «J-10A и МиГ-29СМТ являются самолетами одного поколения, кроме того, на китайских истребителях используются российские двигатели, что делает их еще более похожими, – говорит эксперт Андрей Чан. – Скорее всего, китайские истребители будут конкурировать с российскими в таких странах, как Судан, Ангола, Нигерия, Иран и Таиланд». В последние годы КНР расширяет свое присутствие в Африке, активно инвестируя в нефтяные проекты на «Черном континенте» и развивая программы гуманитарной помощи. Не исключено, что Китай может предложить частично оплачивать своими самолетами поставки нефти из Нигерии, Анголы и Судана. К примеру, ВВС Судана уже имеют опыт эксплуатации истребителей J-7. К тому же, китайцы, скорее всего, смогут продавать свои истребители дешевле, чем россияне, европейцы и американцы.



Опытный экземпляр IAI Lavi В-2 в экспозиции музея ВВС Израиля



Типовое вооружение J-10A – ракеты PL-11 и PL-8


Не остался J-10 без внимания и со стороны традиционного китайского партнера – Пакистана. В апреле 2007 г. на официальном сайте ВВС этой страны появилась информация о планах приобретения как минимум двух эскадрилий таких самолетов. Согласно тому же сайту, истребители будут поставляться под обозначением FC-20 и оснащаться российскими двигателями. Надо сказать, что перспектива наличия у Исламабада столь совершенных машин вызвала естественную озабоченность Индии. Особенно смущает индусов реэкспорт авиадвигателей АЛ-31ФН, ведь они считают Россию своим стратегическим партнером. И если Индия решится на серьезный демарш, у Китая «повиснет» пакистанский контракт, а альтернативных серийных двигателей для J-10 пока нет.

В свете планируемой поставки J-10 в Пакистан представляет интерес интервью пакистанского летчика-испытателя В. Силапанни (W. Silapanni), данное им журналу China military magazine: «Впечатляет отличная работа системы управления самолетом. Его возможности в воздушном бою достойны особенной похвалы. Система запуска ракет не соответствует моим привычкам, но ее работа несложна и надежна. В сравнении с F-16 скорость ее реакции намного выше. J-10 прекрасно совместим с американскими ракетами, дальность обнаружения цели радиолокатором очень близка к таковой на F-16. Кабина пилота современна, а по сравнению с ранними F-16A/B значительно лучше. Боевой радиус действия примерно 1100 км, с ПТБ он может быть увеличен до 1300 км. Работа двигателя на форсаже впечатляюще гладкая, а вибрации при его включении относительно небольшие по сравнению с F-16A/B. Программное обеспечение может поддерживать китайский и английский языки, что вполне приемлемо для нас. J-10 обеспечивает полный обзор назад, в то время как на Су-27 обзор назад несколько хуже… И, наконец, я полагаюсь на великолепную маневренность, превосходную систему управления огнем, работу ведомого и точность оружия дальнего действия. Добавьте сюда мой опыт, и мои враги не имеют никакого шанса на выживание».

В марте этого года была обнародована информация, что в рамках мероприятий Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 18 по 25 июля в Челябинской области РФ на Чебаркульском полигоне пройдут масштабные международные учения «Мирная миссия-2007». Предполагается, что в них примут участие Россия, КНР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Китайская сторона планирует продемонстрировать свои новейшие вооружения, в частности истребители J-10. Вероятно, это станет зарубежным дебютом нового самолета.

В годовом докладе о военной мощи КНР, опубликованном Пентагоном в первых числах мая сего года, истребитель J-10 по своим параметрам ставится в один ряд с европейскими Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. При этом признается, что среди современных американских истребителей лишь F-22 Raptor однозначно превосходит его по комплексу боевых качеств.

А тем временем программа самолета продолжает развиваться. В конце 2006 г. появилась информация, что на базе будущего двухдвигательного варианта J-10 будет создан истребитель палубного базирования. А в опубликованной во время авиасалона Aero India 2007 статье индийского маршала авиации В. Бхатья (V. Bhatia) отмечается, что на основе J-10 создается также истребитель-бомбардировщик Q-10 (Qian Shi-10 или «Ударный-10»). Сегодня на вершине «пирамиды» воздушной мощи КНР находятся Су-30МКК и J-11 (лицензионные Су-27). Их задачей является завоевание превосходства в воздухе. Ниже по иерархии стоят многоцелевые машины, выполняющие как истребительные, так и ударные задачи. В настоящее время эта ниша занята самолетами J-7 и Q-5. Именно их и будет заменять тандем J-10/Q-10. Когда это произойдет, ВВС Китая будут представлять собой весьма грозную и сбалансированную силу.











 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх