|
||||
|
Авиаоделизм в Украине В несколько строк…8 марта 1923 г. была создана добровольная организация Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) и к июню в ее составе уже насчитывалось 196 000 человек. 15 марта 1925 г. ОДВФ объединилось с оборонным обществом "Доброхим" в единое Общество содействия авиационно-техническому строительству в СССР («Авиахим»), 23 января 192/ г. в результате объединения "Авиахима» и Общество содействия обороне СССР (ОСО) возникла массовая организация «Осоавиахим». Одним из первых советских журналов, опубликовавших на своих страницах статьи об авиамоделизме, был журнал "АЭРО". существовавший в 1922-23 гг. Организатором довоенной авиамодельной работы на Украине был И.Я.Хилько. Начав свою деятельность в 1929 г. он продолжал ее вплоть до начала Великой Отечественной войны. Кроме работы с молодежью в авиамодельных кружках, он ак тивно занимался с детьми в школах и пионерских лагерях. Первые официальные авиамодельные состязания в Киеве состоялись 5 моя 1925 г по инициативе Киевского окротдела Аэро-химо. На этих соревнованиях прекрасные результаты показала модель киевлянина Г.В.Миклашевского "Утка", которая пролетела 76 м в течение 24 С. Вторые официальные состязания состоялись 2 мая 1926 г. Наибольший интерес вызвали модели Г.В.Миклашевского. Его резиномоторная модель "Аэлита" заняла первое место, пролетев 119 м за 33,4 с. Вторая модель свободнонесущий моноплан – набрала высоту 12 м. пролетев от места старта 80 м за 24 с. Успешно выступила модель кружка авиамоделистов 62-й Киевской трудшколы – "КАМ-1". Модель Леницкою «Л-22» поразила всех простотой и оригинальностью конструкции. По данным статистики того времени, Киевская организация авиамодельного спорта занимала первое место в Советском Союзе. В 1932 г она была премирована переходящим призом Союза Осоавиахима им. Ворошилова По итогам Всесоюзной конференции ЮАС 1932 г. и по количеству спортсменов, выступающих на состязаниях. Украина была также в первых рядах. На III Всесоюзном слете юных авиастроителей в 1932 г украинский авиамоделист О.К.Гаевский выступил с моделью- копией скоростной английской пассажирской машины и установил всесоюзный рекорд. Его модель пролетела 259 м за 27 секунд – с рук и 149 м зо 30 с с земли. Авиамодельная пресса того времени широко освещала работы О.К.Гаевского. Его модели отличались интересными аэродинамическими формами, материалами, применяемыми для обтяжки, тщательностью покраски, нетрадиционным конструкторским подходом а изготовлении отдельных узлов и деталей. На VI Всесоюзных состязаниях летающих моделей в составе украинской сборной принимала участие девушка Леля Бондарснко. Ее фюзеляжная модель планера подержалась в воздухе 15 мин 42 с. Юной зви-эмоделистке не хватило 18 с. чтобы превысить абсолютное достижение СССР в этом классе. Моссо модели Лели составила 150 г. площадь несущих поверхностей – 13 дм, нагрузка – 11,5 г/дм. размах крыла 1300 мм, длина фюзеляжа – 650 мм. Летом 1933 г. Всеукраинский слет юных «авиастроителей был массовым и зрелищным. В воздухе парили воздушные змеи, пестрый монгольфьеры привлекали внимание зрителей. Лучшие участники слета были премированы полетом на самолете К-5. Но Всеукраинском слете 1934 г в результате упорной борьбы первое место заняла команда Киева, второе – Харькова Лучшими спортсменами слета стали Б.Свистунов, Б.Мартынов и В.Павлюченко. В 1934 г. харьковским авиамоделистом научным сотрудником технической лаборотории Норкомпросо УССР Борисом Свистуновым была запущена в серийное производство детская техническая игрушка "Авиаконструктор". Она представляла собой набор инструментов, деталей и узлов, включая маленький резиномоторчик, необходимых для сборки летающий модели. На Всесоюзных соревнованиях летающих моделей 1939 г., которые проходили но хуторе Вишневом (Донбасс), принимало участие 30 команд страны. Киевский авиамоделист В.У.Павлюченко установил новый всесоюзный рекорд. Его модель планера пролетела 3009 м. Подготовила Виктория Крамаренко, пресс-секретарь сборной команды Украины по авиамодельному спорту. Авиамоделист, опередивший время Михаил Зюрин, 1939 г. 8 многочисленных номерах довоенного времени журнала -Самолет» одна за другой публиковались статьи о молодом талантливом парне, который без наставников и наглядных пособий, опираясь на врожденную техническую грамотность и талант инженера-конструктора, за короткое время достиг больших высот в авиамоделизме. Его творчество оставило огромный след в украинском авиамоделизме – практически все известные авиамоделисты считают его своим учителем. Михаил Зюрин родился в 1915 г., воспитывался в детском доме г. Вятки. Однажды вместе с друзьями он пробрался на аэродром, где стоял один из первых советских самолетов – «Конек-горбунок». Самолет произвел на Мишу незабываемое впечатление. Возвратившись в детский дом. Миша решил сделать похожую модель, которая на самом деле имела очень отдаленное сходство с самолетом. Однако парнишка не отчаялся и. загоревшись мечтой, вскоре организовал авиамодельный кружок из своих товарищей. Он написал письмо Вятскому совету Осоавиахима с просьбой прислать материал для постройки моделей. Но ему отказали о те годы авиамодельное движение только зарождалось. У мальчишек не было ни помещения. ни оснастки, ни материалов. Однажды на мусорнике ребята нашли корзину из бамбука. Бережно разобрав ее, они получили отличные реечки целое состояние по их меркам. Единственной книжкой, по которой можно было учиться, была брошюра Фаусека. Используя описание моделей, Зюрин таким образом мастерил собственные конструкции. В 1929 г он закончил профтехшколу – в слесарно-токарных мастерских осваивал станочное дело. В 1932 г. его новая фюзеляжная модель показала хороший результат. Вятский Осоавиахим командировал Михаила на краевые соревнования в Нижний Новгород, а затем на II спет юных авиастроителей (ЮАС). Здесь впервые М.Зюрина заметили До сих пор никто всерьез не обращал внимание на застенчивого, замкнутого парня На этих состязаниях М.Зюрин стал мировым рекордсменом. Его модель пролетела 2020 м за 27 мин 20 с. Результат прензошел немецкий рекорд по дальности в 3 раза и в 10 раз по продолжительности. Это была не только сенсация, но и большая победа советского моделизма После этого достижения Нижегородский Осоавиахим пригласил Зюрина работать в авиамодельной лаборатории В журнале "Самолет", № 10 за 1931 г. и №1 за 1932 г. было дано подробное описание технических результатов и конструкции фюзеляжного моноплана Михаила. Зюрин был одним из немногих спортсменов, который участвовал в нескольких классах. Михаил занимался схематическими моделями, бесхвостками, планерами, резиномоторными моделями, самолетами с механическими двигателями, моделями схемы "утка". Особенно большой интерес представляли планеры Зюрина. В 1932 г. он впервые применил крыло с изменяемой геометрией. При запуске такой модели на амортизаторе под давлением набегающего потока воздуха на крыле появлялась некоторая стреловидность, благодаря чему модель на старте не теряла скорость. В случае неудачной посадки подпружиненные крылья складывались вперед и не ломались. В 1933 г. Михаила перевели в Москву в Центральную авиамодельную лабораторию. В 1934 г. на Всесоюзном слете ЮЛС Зюрин выступил с тремя моделями. С точки зрения идей и конструкторских замыслов они представляли огромный интерес. Например, фюзеляжная модель: легкая (нагрузка 9,5 г/дм'), блестящая, узкокрылая «машина» оригинальной формы, позволивший повысить путевую устойчивость. Новинкой был винт с металлической втулкой и изменяемым на земле шагом. Из рук талантливого мастера одна за другой выходили все более совершенные модели летательных аппаратов С 1931 г по 1936 г. Михаил построил более сотни схематических и 15 фюзеляжных моделей. Он был постоянным участником всесоюзных соревнований и установил семь мировых рекордов, два из которых не были зафиксированы, т.к. модели улетели столь далеко, что их не удалось найти. С 1934 г. Зюрин начал строить модели с механическими двигателями – модели высшей ступени авиамоделизма. Он первым из советских авиамоделистов создал паровой двигатель. МЗ-1 имел двойной рабочий ход, его полетная масса составляла 300 г. включая 100 г воды. Он развивал мощность 1/32 л.с. при 800 об/мин. Значительным достижением стал двухтактный двигатель внутреннего сгорания МЗ-2. который при 1200 об/мин. развивал мощность 0.5 л.с. Модель с таким мотором преодолевала расстояние до 200 км со скоростью 100 км/ч. В довоенные годы моделисты СССР испытывали огромные трудности в подборе двигателей. Зюрину первому пришла идея создать мотор для массового производства. В 30-е годы он обратился к заводам и мастерским с просьбой об изготовлении авиамодельного двигателя по собственным чертежам. Однако ответ всюду был одинаковым- "Мы пустяками не занимаемся". Мытарства продолжались несколько лет. Наконец, завод Осоавиахима стал производить серийно моторы, но они работали плохо, многие не запускались вовсе. Плохая работа двигателей сказывалась на результатах в полете, модели часто разбивались. В отличие от серийных, моторчики М.Зюрина и украинского моделиста О.Кошевого работали безукоризненно. Моторы Зорина МЗ-2, МЗ-З, МЗ-7 пользовались особой популярностью. В Германии и Англии были даже выпущены брошюры с подробным описанием его моторов и моделей. В 1935 г. на VI слет авиастроителей Михаил Зюрин привез свою самую большую модель планера – бесхвостку с размахом крыло 4.5 м. Это модель установило рекорд дальности полета. Ему также принадлежит рекорд по гидромоделям на продолжительность – 1 ч 26 с и дальность 230 м По планером с автоматической устойчивостью 15 мин. по-уткам- продолжительностью 7 мин. Комсомол поручил Михаилу воспитывать новые кадры авиастроителей. Сотни пионеров и школьников Краснознаменной -Трехгорки- учились строить модели, начиная от простейших до рекордных. Однако все забыли о том. что и самому Зюрину нужно дать возможность учиться. В 1935 г. управление авиации наметило первого кандидата на поступление о Московский авиациоиный институт – М.Зюрина. К сожалению. ничего не известно о причинах, по которым ему не довелось стать студентом этого престижного вуза Совершенно одинокий. Он не имел даже своего угло. где бы можно было почитать, позаниматься и отдохнуть. Жил Михаил в той же мастерской, где и работал. В одном из своих интервью газете -Но строже- от 6 августа 1934 г. Михаил сказал: – В 1921 г. в стенах детского дома я начал заниматься авиамоделизмом. Там не было ни авиамодельного кружка, ни инструктора- наставника. ни материалов, ни даже простейшей литературы. До каждой мелочи приходилось докапываться самому. Такая учеба. где огорчений и разочарований было гораздо больше, чем удач, заставляла меня овладевать всеми тонкостями авиастроения. Своими успехами я обязан систематической работе над собой. Если человек хочет добиться серьезных результатов в любимом деле, он должен относиться к работе с максимальной отдачей, быть честным, прежде всего, перед самим собой». В 1941 г. М.Зюрин был призван на фронт. В 1942 г. он погиб под Вяткой, сражаясь за Родину. После его смерти в личных во щах обнаружили дневники с чертежами моторов моделей самолетов. Сумку с личным авиамодельным имуществом Михаила командование отправило в Москву Бабаеву. который руководил авиамодельным движением Страны Советов. После войны в России проводились авиамодельные соревнования. посвященные памяти М.Зюрина Вплоть до 50-х годов советские моделисты применяли двигатели Зюрина. Ветераны авиамоделизма В.У.Павлюченко и Ю.В.Захаров. Е.Ф.Сухов. с теплом и любовью вспоминают о М.Зюрине, как о незаурядном человеке, скромном и необыкновенно простом в общении: -Михаил постоянно удивлял нас своими новинками Если спортсмены выступали по несколько лет на одних и тех же моделях. Зюрин всегда приезжал с новой техникой. На его моторах летали многие моделисты страны. Он не прятал свои новые разработки, всегда делился новинками с товарищами. О.К.Кошевой, известный украинский авиамоделист, был другом М.Зюрина. В его честь, к 50-летию авиамоделизма. он изготовил памятную медаль. На тыльной стороне изображен Михаил с моделями, на которых им были установлены наивысшие достижения. Оригинольный экземпляр этой медали В.У.Павлюченко бережно хранит у себя дома К 70-летию Михаила Зюрина Е.В.Сухов изготовил точную копию мотора МЗ-7. М.Зюрина нет в живых ужо 61 год. но ветераны-моделисты помнят его до сих пор. Его вклад в развитие моторов трудно переоценить, он дол огромный толчок развитию авиамоделизма в целом. Стройте планеры вместе с нами! Простейшая модель планера из бумаги Планеры в зависимости от назначения бываю» учебными, спортивными и десантно-транспортными. Планер состоит из следующих основных частей: крыла с органами поперечного управления – элеронами. фюзеляжа (фермы), оперения и посадочного устройства. У планора нот источника тяги, поэтому самостоятельно взлетать он не может. Чтобы планер начал свой полет, его нужно запустить. Наиболее прост запуск планера с помощью амортизатора В последние годы большое распространение получил запуск планера с помощью автолебедки или буксировки самолетом. Модели, построенные по нашим чертежам, можно запускать очень просто – руками, а удовольствий от пережитого вмести с ней полета – ничуть не меньше. Для того, чтобы сделать из бумаги учебную летающую модель планера, необходимо взять лист бумаги из тетради и сложить ею пополам. Затем провести на нем карандашом по линейке п|юдольные и поперечные линии так, чтобы получилось столько же равных квадратов, сколько на нашем чертеже (см. рис). По квадратам нужно нарисовать чертеж модели и вырезать ее, затем сложить выкройку так. как показано на рисунке: сначала носовую часть модели, потом хвостовую и. наконец, крыло. Прежде, чем пускать модель, нужно хорошенько распрямить крыло и стабилизатор. проверить, нет ли перегибов и перекосов на крыле и фюзеляже. Проверить также правильность центровки: нужно рукой взять модель снизу за фюзеляж под крылом, легким толчком пустить ее прямо вперед – модель должна полететь ровно и далеко. Испытать действие рулей: отогнуть слегка вниз руль высоты (заднюю кромку стабилизатора) и пустить модель – она полетит вниз, снова выпрямить руль высоты – модель будет лететь ровно. Отгибая вправо или влево заднюю кромку киля (руль направления), нужно заставить модель летать направо или налево. Бумажная модель планера для фигурного полета Для ее изготовления нужны два листа бумаги, один – сложенный вдвое для фюзеляжа. другой – для крыла. Нужно начертить на бумаге квадраты и нанести контуры модели, как показано на чертеже. Затем вырезать фюзеляж, его носовую часть сложить по штрих-пунктирным линиям, промазать клеем и дать ему подсохнуть. Затем вырезать крыло и вставить его в прорезь фюзеляжа. Следует отогнуть по штрих-пунктирной линии, как показано на рисунке. Наша модель готова к полету. Она может совершать фигурные полеты и выполнять «петлю Нестерова-, названную так в честь русского летчика П. Нестерова, впервые вмире выполнившего эту фигуру высшего пилотажа. В статье использованы материалы из книги 'Простейшие авиамодели» A.M. Ермакова (из архива ООО -Ассоциация содействии авиации'). Над Бузовой летают не только планеры Ю мая 2003 г. на летном поле аэродрома -Бузоваи-. где тренируются украинские спортсмены-планеристы. соревновались спортсмены-авиамоделисты в классе свободнолетающих моделей К этому классу относятся также планеры, резиномоторные и таймерные модели. Мастер спорта Юрий Могильный оказался единственным, кто выступал с таймерной моделью. -Раньше и Киеве было около 15 спортсменок-таймерщиков. – рассказывает Юрий, – это были серьезные люди, посоревноваться с которыми было интересно. А сейчас нас осталось двое: я и мой тренер Валерий Чапский. Этот вид спорта требует немалых средств и без поддержки сделать качественную модель нелегко». Таймерная модель внешне очень похожа на модель планера. Для ее старта используется двигатель внутреннего сгорания, который автоматически выключается через непродолжительный промежуток времени. Так же, как и планеры, и резиномоторные модели, таймерные модели должны продержаться в воздухе как можно дольше. В этом весь смысл соревнований. Многие спортсмены делают свои модели настолько совершенными, что они могут летать несколько часов и приземлиться очень далеко от места старта. Чтобы во время соревнований не приходилось очень далеко бегать за моделями, время полета ограничивается, а для определения победителей проводится несколько туров. Парад «военной авиации» на «Чайке» Модель истребителя Як-3 Сергея Куделина 24 и 25 мая 2003 г. на аэродроме «Чайка» состоялся чемпионат Киева в классе кордовых моделей-копий (F4-B). С большим интересом зрители рассматривали модели, которые до мельчайших подробностей воссоздают внешний облик настоящих самолетов Соревнования в этом классе проходят в два этапа, сначала оценивается внешнее сходство модели с оригиналом, затем летные характеристики. Сергей Кудолин из г. Краматорска Донецкой области – руководитель кружка станции юных техников Авиамоделизмом увлекся в 1959 г.. когда первоклассником попал в авиамодельный кружок. Сейчас Сергей – летчик- инструктор Обьединенного регионального авиационно-технического спортклуба, командир звона сверхлегких летательных аппаратов. Сергей собственными руками построил шесть самолетов и планеров. На чемпионат приехал с моделью истребителя Як-3. – На строительство этого самолета я потратил почти три года, – рассказывает Сергей. – модель выкрашена так, чтобы в процессе эксплуатации краска отваливалась и модель становилась похожей на боевую машину. Даже нагар от выхлопных газов имитирован. Окраска соответствует реальному самолету, на котором во времена войны летал генерал Захаров, командир дивизии, в состав которой входил полк -Нормандия-Неман. Внешний вид модели воссоздавался по фотографиям самолета и со слов ветеранов войны. Модель может выпускать и убирать закрылки, шасси и даже сбрасывать бомбы. Оборотами двигателя и тормозами также можно управлять. Меня привлекают самолеты времен войны, наверное, потому, что сейчас их в работоспособном состоянии практически не осталось, – продолжает Сергей Кудолин, – возникает желание воссоздать их хотя бы в моделях. Я уже сделал самолеты Ла-5, МиГ-3. По-2, И-16. Сейчас работаю над бомбардировщиком Ту-2». Родным Сергея поначалу но нравилось его увлечение, но со временем они смирились с этим как со стихийным бедствием А сам Сергей считает, что это лучше, чем играть во дворе в домино или пить пиво – это хобби гармонирует с работой и делает жизнь интереснее. Кандидат в мастера спорта Александр Гриценко с детства мечтал стать летчиком, но не прошел отбор по состоянию здоровья Сейчас он – ведущий конструктор АНТК им. O.K. Антонова. А его хобби, разумеется. – авиамодельный спорт, причем он уже дважды становился чемпионом Украины. На этом чемпионате выступал с моделью кукурузника По-2 в варианте ночного бомбардировщика. – Строительство копий требует много творчества и изобретательности. – считает Александр, например, для того, чтобы в маленький объем фюзеляжа самолетика вместить двигатель и элементы управления. На все это расходуется много времени и средств. Сначала мои близкие и родственники говорили, что я впал в детство, но когда начал привозить из заграничных соревнований призы, подарки и иногда денежные премии, они успокоились. Случается, удается на сэкономленные в командировки суточные купить и для моделей необходимые материалы-. Впрочем, для украинских спортсменов командировочные скорее исключение. чем правило. Многие моделисты занимаются этим спортом за собственный средства, некоторым удается привлекать спонсоров В Киеве для поддержки энтузиастов много делают Киевская федерация авиамодельного спорта и Ассоциация содействия авиации Украины. Поддержка начинающих спортсменов особенно важна, и не только со стороны клубов, спонсоров или родителей, но и со стороны государства. Ведь молодежь только выбирает свой путь в жизни, и в будущем каждый из них сможет стать высококлассным специалистом. Авиамоделисты возрождают традиции 2 мая 2003 г. на аэродроме -Чайка- заработали двигатели маленьких, юрких самолетов – состоялся чемпионат и первенство Киева по авиамоделыюму спорту. Пи словам президента Киевской федерации авиамодельного спорта Сергея Скалько. у киевского чемпионата большое будущее Конечно, хотелось бы. чтобы такие соревнования были более зрелищными и массовыми, чтобы было больше спонсоров. Кстати, за границей на этом зарабатывают деньги. Представьте себе на летном поло около 100 тысяч человек, магазины, аттракционы. Это все может стать реальным и у нас. Сейчас ситуация немного иная: авиамодельный спорт Украины пока что не является прибыльным, я затраты на этот технический вид спорта немалые. Некоторым спортсменам во время подготовки к соревнованиям помогают клубы, честь которых они отстаивают, но большинство затрачивает собственные средства на строительство моделей, топливо, выезды на тренировки. Для организации чемпионатов приходится обращаться к учреждениям и людям. которым не безразлична судьба авиамодельного спорта. На этот роз благодаря генеральному спонсору ДАК Хлеб Украины, главному спонсору "Ассоциации содействия авиации" и официальному спонсору Киевской Федерации «Первая национальная бизнес-компания – было приобретено топливо (часто на соревнованиях участники летают на собственном «бензине»), арендованы кордодромы. Участники соревновались в разных классах (гонки, воздушный бой. пилотаж), сменяя друг друга в кругу. На вопрос -Почему вас привлекает именно этот вид спорта?- Алексей Осадчий и Александр Глушаков. экипаж скоростных моделей, выступающим за клуб -Борисфен-, хором ответили: -А почему футболистов привлекает футбол? Кому-то нравится гонять на мотоцикле. кому-то прыгать с парашютом Мы выбрали этот вид спорта. Когда поднимаешь в воздух модель, сделанную собственными руками, получаешь не меньше адреналина. чем в любом другом виде спорта-. После подведения итогов оказалось, что именно эти ребята и стали победителями в своем классе. Страницу подготовил Геннадий Саливон Свободнолетающие модели. Класс f-1 Свободным называется полет, во время которого между моделью самолета и спортсменом или его помощником отсутствует всякая связь, за исключением зрительной. К свободнолетающим моделям спортивных классов отвносятся: планеры (категория F-1-A) резиномоторные (категория F-1-B) таймерные (категория F-1-C) комнатные (категория F- 1-D). Запуск моделей должен производиться со стартовой линии, обозначенной флажками с интервалом 10 м Стартовая линия размечается на месте, удобном для наблюдения судьями за моделями, начиная с момента старта до окончания хронометрируемою полета. При выборе старта следует учитывать пригодность поверхности земли для безопасности посадки модели п районе предполагаемого приземления и возможность быстрого возвращения ее к месту старта. При проведении соревнований по свободнолетающим моделям каждый спортсмен должен выполнить 7 зачетных полетов. В каждом зачетном полете можно сделать только две попытки, при этом о зачет идет время первой попытки с продолжительностью полета 20 и более секунд (время работы двигателя таймерной модели не более 7 с), а время второй – от момента запуска до приземления (но не более 3 мин). Попыткой считается, когда модель спортсменом запущена, но при этом во время моторного взлета, буксируемого или зачетного полета отделилась часть или деталь модели или двигатель таймерной модели работал более 7 с. а также при буксировке модели планера спортсмен удалился так далеко, что судьи-хронометристы не могут видеть момент отцепки леера. Попытка может быть повторена, если модель столкнулась с другой моделью во время моторного взлета, буксируемого или зачетного полета, а также если произошел перехлест лееров. Если же модель после столкновения продолжает полет, участник имеет право требовать, чтобы данный полет был засчитан как официальный Для участия в соревнованиях спорт- смен может использовать не более 3 моделей. Запуск всех свободно летающих моделей (класса F-1) производится с рук со стартовой линии площадки. Каждый спортсмен обязан сам заводить. регулировать двигатель и производить запуск модели. Хронометраж полета в каждом из семи туров длится не более 3 мин. Время фик сируется с момента начала самостоятельного полета (у планера с момента отцепки леера) до приземления модели. Хронометраж каждой модели должен производиться не менее чем двумя судьями-хронометристами Полет считается оконченным, когда модель касается поверхности земли, сталкивается с каким-либо препятствием или исчезает из «юля зрения. Если модель входит в облако, один из хронометристов останавливает секундомер. а второй продолжает наблюдение с включенным секундомером. Если через 10 с она не появится я поле его зрения, то в зачет идет время по выключенному секундомеру. Если же в течение 10 с модель вновь появилась в поле зрения судей, то хронометрирование продолжается по второму секундомеру. Время работы двигателя таймерной модели определяется от момента старта модели до полной остановки воздушного винта. В случае, когда спортсмен после заполнения ведомости технических данных моделей воспользовался деталями, не указанными в ведомости, или в результате перестановки зарегистрированных деталей модель перестала соответствовать техническим требованиям "Правил", то время полета модели аннулируется. Места, занятые участниками, определяются по сумме очков в семи полетах. При равных результатах победитель выявляется после дополнительных полетов, которые проводятся сразу же после окончания последнего тура. В дополнительных турах, проходящих, как правило, о тот же день, условия соревнований усложняются. У резиномоторных, таймерных моделей и моделей планеров максимальное хронометрируемое время полета в каждом дополнительном туре увеличивается на одну минуту. При выполнении полетов в дополнительных турах спортсмен имеет право только на одну попытку. Для проведения дополнительного тура по моделям планеров и резиномоторным моделям главный судья назначает стартовое время (4 мин), в течение которого должны стартовать все модели, а при проведении дополни тельных туров по тай мерным моделям – 15 мин. В соревнованиях таймерных моделей применяется только стандартное топливо (для калильных или искровых двигателей): спирт метиловый (метанол) 80%; масло касторовое 20%. Перед каждым зачетным полетом топливный бачок модели, снабженной калильным или искровым двигателем, должен быть промыт стандартным топливом. Реактивный истребитель МиГ-29 вновь взлетел в небо… Это произошло на соревнованиях -Кубок Аэроса- иа аэродроме -Чайка-, которые проходили с 28 по 30 июня 2003 г. Модель-копия истребителя МиГ-29 от своего прототипа отличается, главным образом, размерами: масштаб 1:7. Схожесть с оригиналом и качество работы поразили даже бывалых спортсменов. Автор этой копии мастер спорта по авиамодельному спорту, чемпион СССР и Украины, член сборной команды СССР и Украины Костенко Василий Валентинович авиамоделизмом увлекается 25 лет. Живет в Харькове и в настоящее время является начальником авиамодельного клуба -Авиатор- авиационного спортивного Центра -Небо Украины-. Здесь же создавалась эта уникальная модель. Активное участие в проекте Принимали также Олег Лесовых, Олег Хвостов и Олег Дон. По словам Василия Коротенко. модель реактивного истребителя является первой не только в Украине, но и в СНГ. Модели такого уровня в мировой классификации считаются сложнейшим инженерным сооружением и самым дорогим направлением в авиамоделизме. МиГ-29 в миниатюре создавался три с половиной года и потребовал больших капиталовложений. При этом было специально разработано несколько технологий. Планер модели полностью состоит из композиционных материалов (стеклопластик, углепластик) и изготовлен методом вакуумного формования. Автору удалось отобразить весь раскрой обшивки самолета, клепку, воссоздать интерьер кабины и даже экипировку пилота. Управление рулевыми поверхностями и силовой установкой осуществляется дистанционно с помощью бортовых компьютеров. Модель оснащена убираемым шасси. На ней установлены миниатюрные газотурбинные двигатели Sel Kot-P80 немецкой фирмы Gnaupner. Скорость этой копии МиГ-29 достигает 400 км/ч. Показательное выступление Василия Коротенко со своей моделью на Кубке -Аэрос» стало первым в истории украинского авиамоделизма публичным полетом радиоуправляемой модели с турбореактивным двигателем. Ангелина КРОК Энтузиазм и профессионализм – особенности «Кубка Антонова» Вице-президент Федерации авиамодельного спорта Валерий Горынин, один из главных судей «Кубка Антонова» Виталий Тагаев, судьи международной категории Виктор Онуфриенко и Владимир Бормотин, главный судья -Кубка Антонова» Валентин Мозырский С 11 по 14 июля 2003 г. на летном поле аэродрома -Бузовая» проходили соревнования по авиамодельному спорту на -Кубок Антонова-. Чтобы посостязаться в классе свободнолетающих моделей. со всей Украины съехались лучшие спортсмены-авиамоделисты. И это не удивительно, ведь, по словам одного из организаторов соревнований, авиаконструктора и авиамоделиста Виктора Онуфриенко. «Кубок Антонова- проходит накануне чемпионата мира, и участие о нем едва ли не последняя возможность испытать и собственные навыки, и модели перед мировым первенством». – Кубок Антонова», который уже стал традиционным, всегда собирает немало участников и гостей. В 2003 г. в нем приняли участие представители 10 стран, среди которых спортсмены из Америки и Канады, Эстонии и Германии Можно с уверенностью сказать, что – Кубок Антонова» – одно из самых популярных соревнований. проходящих в Украине. В Кубке участвовали все кандидаты в сборную Украины. Спортсмены были подготовлены основательно. и потому дыхание жесткой конкуренции ощущалось практически во всем, ведь кандидатов – несколько десятков, а Украину на мировом чемпионате должна представлять команда лишь из трех участников. Эти соревнования в который раз состоялись только благодаря желанию спортсменов и их личным взносам. Небольшую поддержку. как осегда. предоставил АНТК им. О К Антонова Очень жаль, что такому действительно семейному виду спорта о нашем государстве практически не уделяется внимания. Не перестаешь восхищаться упорству спортсменов, которые часами сидят под дождем, лишь бы дождаться той минуты, когда можно будет запустить в небо сделанную собственными руками модель По словам Виктора Онуфриенко: -От энтузиазма в нашем авиамоделизме зависит практически все». Екатерина Полякова Победители «Кубка Антонова»: 1-е место – Игорь Колумбет (Украина), 2-е место – Дмитрий Левченко (юниор, Украина), 3-е место Питер Алнут (Канада) Результаты «Кубка Антонова»» F-1-A 1. Игорь Колумбет (Украина) 2. Дмитрий Левченко (юниор, Украина) 3. Питер Алнут (Канада) 4. Анатолий Козыренко (Украина) 5. Владислав Лазаревич (Украина) F-1-B 1. Степан Стефанчук (Украина) 2. Сергей Молчанов (Украина) 3. Михаил Мохницкий (юниор. Украина) 4. Александр Савицкий (Украина) i 5. Виктор Старостенко (Украина) F-1-C 1 Артем Бабенко (Украина) 2. Игорь Андрющенко (Украина) 3 Владимир Сычен (Украина) 4. Сергей Котыба (Украина) 5. Евгений Хаенок (Узбекистан) F-1-H 1. Виктор Стамов (Украина) 2. Василий Бесчасный (Украина) 3. Владимир Новиченко (Украина) 4. Брзян Ван Нест (США) 5. Ансгвр Нутгенс (Германия) F-1-G 1. Степан Стефанчук (Украина) 2. Евгений Горбань (Украина) 3. Алексей Букин (Украина) 4. Владимир Романченко (Украина) 5. Николай Бычков (Украина) F-1-J 1. Эдвард Керол (США) 2. Владимир Трегубенко (Украина) 3. Дмитрий Петренко (Украина) 4. Вячеслав Александров (Украина) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|