Битва над Киевом

Окончание. Начало в «АиВ», №№6'2001. 1,4,5'2002, 3-2003.


Жаркое лето на Украине заканчивалось

Немцы сосредоточили против сил 26-й армии, находившихся на Каневском плацдарме, крупную группировку и активными действиями заставили советское командование начать отвод войск на левый берег. Буденный докладывал Сталину, что такое решение ему пришлось принять 15 августа, хотя немецкая авиаразведка зафиксировала начало перехода советских соединений на восточный берег двумя днями ранее. Согласно сводке Разведуправления Генерального штаба РККА от 14 августа, в те дни главные усилия немецкой авиации на советско-германском фронте были направлены на уничтожение железнодорожного сообщения вокруг Ленинграда и разрушение мостов через Днепр. Это подтверждается и документами противной стороны. Так, в одном отчете 5-го авиакорпуса люфтваффе отмечалось: -Последовательными волнами германские пикировщики теперь поражали скоплении советских войск на каневских мостах, нанеся им 15 августа особо тяжелые потери в личном составе и технике. В результате основная масса войск, сконцентрированная в районе Богуслав-Канев, была уничтожена, оставшиеся отошли за Днепр, а небольшие подразделения пробились к Черкассам.

В районе Кансва 14 августа произошел, пожалуй, наиболее масштабный воздушный бой того периода, в котором приняли участие истребители 88-го ИАП и I/JG 3. Командир немецкой группы гауптман Г. фон Хана писал о высоком пилотажном искусстве летчиков -Рат- и подчеркивал: -Все ранее проведенные воздушные бои могли показаться детской забавой по сравнению с тем, что произошло 14 августа'. В книге «Долетим до Одера» бывший начальник штаба 88-го ИАП Г.А.Пшеняник указывает, что летчики И-16 уничтожили восемь неприятельских самолетов (одного из них – тараном), однако и сами понесли потери, погибли В.Г.Липатов и В.Ф.Деменок. Из отчета генерал-квартирмейстера люфтваффе следует: в бою юго- восточнее Канева немцы сбили три И-16, потеряв лишь одну машину – горящий Мессершмитт» покинул с порашютом раненый л-т Х-Рессель. Кроме того, немецкие ветераны вспоминали, как советский истребитель подбил командира 1-й эскадрильи обер-л-та Р.Олейника, но германский ас дотянул до своих (эта потеря не нашла отражения в официальных отчетах).

Необходимо отметить, что немцы чувствовали острый недостаток авиационных сил. Начальник штаба 5-го АК генерал Г.Плохер отмечал: -Многочисленные заявки со стороны наземных войск, запросы на воздушную поддержку отвергались авиационными штабами даже в тех случаях, когда они были совершенно обоснованы. Постоянная апелляция к ВВС с требованием воздушной поддержки (которая ранее воспринималась как естественная) и необходимость высказать отказ о пользу концентрации усилий на главном направлении привели к серьезному кризису доверия между штабами люфтваффе и сухопутных войск. В середине месяца недовольство выражалось практически ежедневно.

В результате штабы группы армий -Юг» и 4-го воздушного флота должны были согласовывать, кикии наземный чисти больше всего нуждались в поддержке и какие именно авиагруппы следовало выделить для этой цели-. Тем не менее, немцы продолжали добиваться значительных успехов. Не в последнюю очередь это было связано с рядом удачных организационных мероприятий. Так. важную роль сыграло создание п составе 4-го ВФ тактического командования -Север- (Nahkamp- ffuehrer Noid), которое возглавил м-р Г.Лютцов. продолжавший командовать и JG 3. Ему подчинили I и III/JG 3. а также HI/StG 77. Это позволило улучшить использование небольших наличных сил (в общей сложности на 17 августа в 5-м АК осталось 44 исправных Bf 109). При необходимости Лютцов мог с аэродромного узла Белой Церкви послать в атаку все имевшиеся о его распоряжении самолеты. Значительные усилия направлялись на ведение -свободной охоты». Она оказалась особенно успешной над районами, где советская авиация начала вести боевую работу только в августе, например, южнее Черкасс. Однако в целом количество одержанных воздушных побед но могло не снизиться. Во второй половине августа авиация ЮЗФ над своей территорией потеряла от атак -Мессершмиттов» 20-25 машин разных типов – ранее столько немцы сбивали за сутки.

Весьма эффективно действовали германские пикировщики. Они старались избегать встреч с советскими истребительными патрулями и решительно атаковали цели, даже прикрытые зенит ной артиллерией. Наши командиры обратили внимание: часто группа Ju 87 за 1-2 км до подхода к объекту становилась в круг, затем одна «Штука», перевернувшись через крыло, входила в пике и достаточно точно сбрасывала одну-четыре бомбы, в то время как остальные ожидали своей очереди. Для советских зенитчиков несущиеся к земле Ju 87 оказались очень трудными противниками, ведь перед войной артиллеристов не учили вести огонь по стремительно снижающимся машинам (как и стрелять ночью). И все же интенсивный зенитный огонь мешал немецким экипажам бомбить метко. Однако там. где зенитное прикрытие отсутствовало, противник добивался значительных успехов. Так. из отчетов Наркомата путей сообщения следует, что во иторой половине августа в полосе Юго-Западного фронта немецкие бомбардировщики 39 раз разрушали желожнодорожнос полотно. Особо тяжелые последствия имел налет вечером 28 аягуста на станцию Кибинцы (недалеко от Полтавы). Под удар попали три эшелона с боеприпасами В результате мощного взрыва образовалась воронка глубиной до 15 м и диаметром около 60 м. были уничтожены не только составы, но и все строения в радиусе 500 м.


В августе под Киевом СБ стали действовать и по ночам


Механики устраняют боевые повреждения Ил-2


Бомбы пош; и на цель


Одна из советских автоколонн, разгромленная немецкими самолетами под Киевом


Советские истребители геройски дрались с неприятелем, стремись защитить свои наземные части, важные объекты и Киев. Так, 23 августа командующий ВВС 5-й армии п-к н.С.Скрипко оказался свидетелем воздушного боя мл. л-та ПС.Банченкова из 92-го ИАП со звеном "Хейнкелей". в ходе которого тот таранил неприятельский бомбардировщик Германские отчеты подтверждают это: за линией фронта о районе Остра истребителем был сбит Не 111Н-5 №3932. Четыре члена экипажа во главе со штурманом В.Хоммером воспользовались парашютами, а радист погиб в упавшем самолете. Правда, при совпадении многих подробностей, содержащихся в советском и немецком источниках, противник зафиксировал факт гибели этой машины 24 августа.

Значительные усилия ВВС ЮЗФ направлялись против важнейшего аэродромного узла противника Белая Церковь. В одном из отчетов генерал Астахов даже утверждал, что в результате дневных и ночных налетов нашей авиации неприятелю пришлось этот аэродромный узел освободить. В действительности, немецкие истребители часто рассредоточивались по полевым площадкам, продолжая, однако, использовать важную и удобно расположенную базу. Очевидно, наиболее удачный налет провела группа Су-2 из 227-го БАП 30 августа. Согласно сообщению Совинформбюро, в момент атаки на аэродроме стояли о несколько рядов готовые к вылету Ju 88 и Bf 109. -Не дав фашистским самолетам подняться, ниши летчики уничтожили на аэродроме больше 30 вражеских машин….

Данные о потерях эскадры KG 54 уточнить не удалось (насколько известно, части «восемьдесят восьмых» 25 августа перебазировались в Житомир). Зато изучение документов JG 3 принесло интересные результаты. Оказалось, что 28 августа группы I и III/JG 3 получили приказ перелететь из Белой Церкви в Умань для обеспечения безопасности Гитлера и Муссолини, решивших посетить наступающие войска группы ар мий Юг. Визит высоких персон оказался недолгим, и вечером 29 августа истребители обеих групп вернулись в Белую Церковь. Следующим утром (по другим данным, советские бомбардировщики вылетали примерно в 14 часов) над летным полем появились «сушки- В отчете генерал-квартирмейстера люфтваффе указано, что несколько авиабомб разрушили ремонтную базу вместе с находившимися там машинами. Десять Bf 109F сгорели на аэродроме -Слабый состав наших истребителей еще более сократился», – с сожалением констатировало германское командование. Известно также, что в течение трех последующих суток в группе III/JG 3 лишь один -Мессершмитт» считался боеготовым

В целом, сводка потерь 5-го германского авиакорпуса в августе выглядит весьма -скромной-, особенно в сравнении с концом июня – началом июля Так. в JG 3 во второй половине месяца не зафиксировано ни одного (!) сбитого в воздушном бою -Мессершмитта-. Среди шести выбывших из строя летчиков эскадры (один погиб и пятеро ранены) только л-т В.Лемке из II группы получил ранение от оборонительного огня бомбардировщика. Причинами остальных потерь стали различные летные происшествия. Например, 28 августа разбился при взлете с аэродрома Уминь Мессершмитт- командира III/JG 3 гауптмана В.Андресо. Летчик чудом остался жив. Несли небоевые потери и другие части. Так, при перелете из Олау в Бердичев в середине месяца разбился транспортный Не 111D. Один из пассажиров погиб, а находившийся на борту команда KG 55 подп-к О. Хоне (-дядюшка Охо как звали его за глаза подчиненные), получил очень тяжелые увечья.

8 частях ВВС ЮЗФ также боевые потери снизились, а небоевые возросли. Например, в полках 17-й САД за последние 10 дней августа произошло 10 вынужденных посадок только из-за потери ориентировки, причем о одном таком случае экипаж погиб.

В авиации Юго-Западного фронта уделялось большое внимание своевременному восстановлению поврежденных самолетов. По воспоминаниям ветеранов, в середине августа на аэродроме Чернобай были собраны неисправные машины 88-го и 249-го ИАП. За три дня, используя небольшие мастерские при МТС и разобрав на запчасти несколько списанных истребителей, удалось отремонтировать 18 самолетов. В начале августа военком 15-й САД Л.А.Дубровин получил от генерала Ф.А.Астахова персональное задание, обеспечить к 17 августа ввод н строй всех поврежденных машин своего соединения. Впоследствии политработник писал: «в те дни инженеры, техники, механики самолетов трудились воистину самоотверженно, героически…'. К назначенному сроку удалось вернуть в строй 38 поврежденных самолетов, и Дубровин смог отрапортовать, что «неисправных машин в дивизии нет-.



Истребители эскадры JG 3 действовали с аэродромного узла Белая Церковь очень эффективно


Потери вынудили советское командование спешно организовывать боевую работу ночью, однако из-за отсутствия необходимого количества приводных радиостанций и недостаточной штурманской подготовки большинства экипажей такие действия массовыми не стали. На Юго-Западном фронте основными типами самолетов, применяемыми ночью, были Р-5. Они составляли основу 36-й, 104-й эскадрилий, групп м-ра Натальченко и к-на Максимова, некоторых других подразделений. В августовских оперсводках неоднократно отмечалось, что одиночные Р-5 с высот 500-1000 м обстреливали и бомбили те или иные цели, широко используя ампулы с горючей смесью. Только по ночам теперь работали экипажи ТБ-3. Еще 13 августа 14-й ТБАП (в некоторых документах часть называлась десантно-бомбардировочным полком) приступил к действиям в интересах Южного и Юго-Западного фронтов До конца месяца 26 кораблей выполнили 62 ночных боевых вылета, в том числе 2 на разведку, сбросив на неприятеля 88,7 т бомб С задания не вернулся один экипаж. Среди фронтовых бомбардировщиком наиболее интенсивно работали ночью экипажи 19-й БАД. что являлось заслугой опытного штурмана дивизии м-ра В.П.Борисполя. Так. в документах того периода отмечается, что в ночь на 22 августа несколько СБ этого соединения совершили удачный ночной налет, впервые использовав зажигательные авиабомбы для поражения немецких ангаров.

В целом о последней декаде августа авиация ЮЗФ совершала до 400 самолето-вылетов в сутки, из них 20-30 – ночью Самолеты 5-го германского авиакорпуса на данном направлении производили до 200 вылетов Немецкие командиры считали влияние авиации противника на общий ход сражения незначительным. Так. командир эскадрильи 8/JG 52 обер-лейтенант Г.Ралль отмечал, что русские летали с раннего утра до позднего вечера большими группами, однако не наблюдалось никаких признаков концентрации усилий над наиболее важными участками фронта существовали зоны только оборонительных действий истребителей, в которых они почти постоянно патрулировали на высотах от 1000 до 4500 м.


Трагический финал

25 августа действовавшая на московском направлении 2-я танковая группа генерала Г.Гудериана повернула на юг для выхода в тыл Юго-Западному фронту, над которым нависла угроза небывалой в истории войн катастрофы. Как известно, советский Генштаб, трезво оценивая ситуацию, предлагал Сталину сдать Киев и вывести войска из-под удара, но тот не внял этим рекомендациям. Не могло отступать и командование ЮЗФ – Кирпонос заверил Верховного в решимости отстоять столицу Украины. В значительной степени на решения штаба фронта повлияли промахи разведки, в том числе авиационной. Только 28 августа были обнаружены опасные передвижения крупных моторизованных колонн неприятеля, однако даже тогда тональность докладов разведотдела не соответствовала опасности положения.

По мнению германского штабного офицера К Уэбэ. личному составу советских разведывательных частей прежде всего не хватало гибкости. Столкнувшись на маршруте с неблагоприятными погодными условиями, плотной немецкой обороной или другими трудностями, экипажи либо прерывали выполнение задания и возвращались на аэродром, либо проводили свою работу слишком поспешно. На основе допросов пленных советских экипажей немцы сделали вывод: визуальные наблюдения давали не полную картину, обработка фотоснимков выполнялась недостаточно профессионально и в целом добытые сведения должным образом не анализировались.

А какие авиационные силы остались под Киевом? На 1 сентября в шести дивизиях (44-я и 64-я ИАД были преданы в состав Южного фронта, 18-я дивизия ВВС ЮЗФ выведена на переформирование) осталось только 163 боевых самолета. За счет привлечения главных сил авиации Харьковского военного округа (части 49-й и 75-й АД под началом п-ка П.О.Кузнецова), а также группы кораблей ТБ-3 удалось задействовать 296 самолетов (201 истребитель. 73 бомбардировщика. 17 штурмовиков и 5 разведчиков). Эта группировка располагала хорошим тыловым обеспечением и осе еще заметно превосходила по численности неприятельскую. В составе 5-го авиакорпуса люфтваффе в начале сентября насчитывалось до 200 боевых самолетов. Единственным пополнением стала словацкая истребительная эскадрилья (stihaci lutka)(6*). Вооруженная устаревшими бипланами Авиа 8-534, она расположилась в Белой Церкви и стала вести воздушное патрулирование.

Увы. советской авиации не удалось сыграть важной роли в сентябрьских событиях. Видимо, основной причиной того стала негодность командования к крайне неблагоприятному развитию событий. Сохранившиеся документы штаба ВВС ЮЗФ и оперативные сводки штаба фронта (ЦАМО РФ. Ф. 319 On ЗВ14 Д G9 и 5) позволяют восстановить некоторые подробности действии авиаторов в те трагические дни. Так. я течение 1 сентября 29 истребителей и 3 штурмовика 16-й АД. а также 12 бомбардировщиков 62-й авиадивизии поддерживали 5-ю армию, уничтожая войска противника о районах Суличевка, Роище, Седнев. Дюжина бомбардировщиков 19-й дивизии и 39 истребителей 36-й ИАД действовали над правым флангом 37-й армии, в районе Окуниновско- го плацдарма. Горностайполя. Иванкова. Дымера. На левом фланге этой армии работали 8 истребителей и 6 бомбардировщиков 17-й дивизии. На южном крыле ЮЗФ, перед фронтом 38-й армии, уничтожала противника 15-я САД( 19 истребителей. 14 штурмовиков. 16 бомбардировщиков), нанося удары в районе Кременчуг – Дериевка В тот день пять разведчиков 316-го РАП выполняли задания по приказу штаба фронта в районе Новгород-Северский – Глухое, изучая обстановку в полосе левого крыла Брянского фронта. Всего было выполнено 179 вылетов днем и 25 ночью. Анализ этих данных показывает, что авиация продолжала действовать на широком фронте, а ее наибольшие силы использовались о районах. уже переставших играть важнейшую роль в обороне Киева. Вероятно, немцы в тот день выполнили меньше вылетов, но они использовали свои силы более целенаправленно.

Как следует из документов 15-й САД. в самые кризисные дни битвы в первой декаде сентября летчики практически не действовали из-за плохих погодных условий 9 сентября обстановка вынудила перебазироваться. Выполнив разведку -на себя», экипажи выявили серьезную угрозу для новой базы, но руководство дивизии не приняло своевременных мер, полагая, что приближаются свои танки. -Враг не оставил времени на выяснение обстановки. – вспоминал Ф.Ф.Архипенко. – Налетели немецкие бомбардировщики, вышли на границу аэродрома танки, их огонь корректировал Н$ /26. Это была трагедия В момент нападения на аэродром мы находились на его северной окраине, что и спасло нас от гибели. Из-за воронок взлететь самолеты не могли, и танки расстреливали их в упор-

6* Подробнее см №2'99



При отступлении части ВВС ЮЗФ оставили на аэродромах немало, в основном, поврежденных самолетов


10 сентября находившаяся на Кременчугском плацдарме 1-я танковая группа генерала П. фон Клейста двинулась о северном направлении навстречу стремительно наступавшему Гудериану. Через три дня немецкие группировки встретились у села Лохвица. замкнули гигантское кольцо. В окружение попали 5-я. 26-я. 37-я армии, часть сил 21-й армии, а также ряд частой фронтового подчинения вместе с управлением ЮЗФ. 19 сентября части вермахта вошли в Киев. Минула еще неделя, и оказавшиеся в котле советские войска прекратили сопротивление. Германское командование объявило о захвате 665 тыс. пленных. 884 танка, 3718 орудий и минометов. Общие потери советской авиации оценить трудно В приказе №0217 от 14 октября 194 I г. командующий ВВС РККА генерал П. Ф. Жигарев отметил, что на Юго-Западном фронте «из-за отсутствия автотранспорта и технических сpедств при отходе на другие аэродромы было уничтожено подлежащих вое- становлению самолетов 180. моторов – 96. пулеметов 102. спецмашин – 51». А сколько боевых самолетов пришлось просто бросить?! В окружении погибли или разделили горькую судьбу пленных и многие авиаторы, прежде всего, представители наземных служб. Среди них оказался генерал-майор авиации Г.И.Тхор: он попал в нацистский концлагерь, где примерно через полтора года был расстрелян.

И все же. ВВС оказались и лучшем положении, чем наземные войска. Большинству летных частей удалось сохранить свое ядро, что можно видеть на примере 92-го ИАП В начале сентября командир полка м-р С.С.Ячменев(7*) получил приказ: оставить аэродром Малая Девица и перебазироваться в Борисполь. Летчики смогли перелететь к новому месту дислокации, а наземные специалисты, передвигавшиеся на автомашинах, были отрезаны противником о районе Яготина и затем отошли в Пирятин. Там из авиаторов различных подразделений наскоро сколотили сводный полк, который возглавил п-к Н.С.Скрипко. Батальону, созданному из технического состава 92-го ИАП. постелили задачу: под началом комдива-16 генерала В.И.Шевченко прорываться в направлении Харькова. В боях погибло немало авиаторов, в т.ч. комиссар полка Богданов, которого раздавил танк, но большинству удалось пробиться к своим. Летчики тоже смогли выбрать ся из кольца. Ночью они благополучно перелетели на самолетах У-2 из Борисполя о Харьков, разместившись по четверо (трое в кабине и один на шасси) в каждом «кукурузнике».

В начале ноября смог выйти с территории, контролируемой неприятелем, командующий ВВС ЮЗФ генерал-л-т Ф.А.Астахов. По воспоминаниям Н.С.Скрипко. встретившего Астахова о Воронеже, перед ним стоял -бородатый мужчина, одетый о обтрепанный полосатый пиджачок, рваные брюки, разбитые сапоги, подошвы которых были прикреплены проволокой и веревками- Об одном умолчал Николай Семенович: оказавшись во вражеском тылу, Астахов зарыл партийный билет, что могло иметь самые пагубные последствия. Однако и здесь повезло Федору Алексеевичу, его вскоре поставили во главе ГУ ГВФ. а впоследствии присвоили воинское звание «маршал авиации». Скрипко. также затем ставший маршалом авиации, подробно рассказывал о своих злоключениях в тылу противника. Колонны нескольких смешавшихся штабов двигались преимущественно по ночам, пересекали многочисленные реки, регулярно подвергаясь налетам небольших групп вражеских бомбардировщиков. Люди буквально падали с ног от усталости, когда и селе Лютеньки. неподалеку от Харькова, встретили своих кавалеристов Бывший командующий ВВС 5-й армии оказался одним из примерно 40 ООО человек, которым удалось избежать плена или гибели.

7* В "АиВ" №1-2002 ошибочно указано, что Ячменев командовал 91-м ИАП.


Так завершилась оборона Киева – трагическая и героическая страница нашей истории. Авиация обеих сторон принимала в сражении активное участие и понесла большие потери. Советские воины на земле и в воздухе смогли в течение нескольких месяцев задерживать врага на рубеже Днепра, что способствовало срыву гитлеровского плана молниеносной войны против Советского Союза.

Авторы выражают глубокую благодарность И.К.Пашчиной. АЛ .Медведю, Г.П.Серову, К.Б.Стрельбицкому за оказанную помощь.


Александр Подомригора/ Харьков

Фото из архива автора и редакции







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх