НОВОСТИ


Россия


70 лет ОАО «Роствертол»

Авиационный завод в Ростове-на-Дону был основан 1 июля 1939 г. Производство началось с создания деревянных авиационных винтов для военных и гражданских самолетов. Позже начался выпуск самолетов, которые получили широкое применение во время Второй Мировой войны. До конца 1940-х гг. производились летательные аппараты деревянной конструкции с поршневыми двигателями. В 1949 г. завод приступил к выпуску цельнометаллических реактивных самолетов. В 1956 г. определилось новое направление в производстве - выпуск вертолетов. Первенцем семейства винтокрылых машин стал вертолет Ми-1. Опыт его серийного изготовления помог освоить производство таких тяжелых транспортных вертолетов, как Ми-6, Ми-10, Ми-1 ОК. В 1992 г., в результате акционирования

Ростовский Вертолетный завод изменил название на ОАО «Роствертол».

На сегодняшний день ростовский завод является одним из ведущих производителей как военных, так и гражданских вертолетов. На ОАО Роствертол ведется серийное производство боевых вертолетов Ми-28Н и Ми-24, самых грузоподъемных вертолетов в мире Ми-26Т.

ОАО «Роствертол» планирует к IV кварталу текущего года построить опытный образец модернизированного вертолета Ми-26Т2. Модернизация вертолета предусматривает адаптацию светотехнического оборудования под очки ночного видения, доработку БРЭО для полетов по международным воздушным линиям. Использование современного БРЭО и приборного оборудования кабины позволит сократить количество членов экипажа с пяти до привычных для Европы двух человек.



Белоруссия


Новые вертолеты для пограничной охраны

Погранвойска Белоруссии планируют полностью заменить вертолеты Ми-8 на Eurocopter AS-355NP «Ecureuil 2», как «более современные и экономичные». Контракт на поставку четырех вертолетов AS-355NP «Ecureuil 2» для Гос-по гран комитета Белоруссии был подписан 25 июня 2008 г. Первый вертолет AS 355NP прибыл в Минск «своим ходом» 25 июня 2009 г. Поставка последнего из четырех намечена на 2010 г.

В качестве альтернативы вертолету Eurocopter рассматривались российские машины, однако они не устроили белорусов из-за большой стоимости (цена AS-355NP составляет примерно 2 млн. долл.) и высокого расхода топлива. Вертолеты AS-355NP Госпог-ранкомитета Белоруссии планируется оборудовать тепловизионными обзорными системами.



США


Перспективы развития военной авиации


Весной 2009 г. в преддверии начала обсуждения оборонного бюджета США на 2010 ф.г. министр обороны США Роберт Гейтс сделал ряд заявлений, в которых изложил приоритеты закупки вооружений для ВВС страны. По мнению министра, количество находящихся на вооружении самолетов тактической авиации является избыточным. По этой причине в течение 2010 ф.г. предлагается вывести из состава парка часть самых старых истребителей, модернизация и техническое обслуживание которых требуют значительных средств, а также завершить серийное производство самолетов пятого поколения F-22, ограничив количество данных истребителей в составе ВВС 187 самолетами. Согласно информации вице-председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Джеймс Картрайта, перспективная структура тактической авиации США будет представлять собой комбинацию истребителей F-22 «Raptor», F-35 «Lightning II» и, что является неожиданностью, беспилотных летательных аппаратов MQ-9 «Рипер».

В 2010 ф.г. намечено снять с вооружения ВВС около 250 устаревших самолетов, главным образом истребителей F-16 и штурмовиков А-10. По словам Картрайта, их частично заменят ударные БЛА «Рипер». Ранее использование БЛА для выполнения задач, возложенных на самолеты тактической авиации F-16, F-15 и F-15E не предусматривалось, однако, учитывая длительные конфликты малой интенсивности, в которых задействованы вооруженные силы США, использование более экономичных, чем самолеты, беспилотных систем представляется более эффективным. По всей вероятности, именно финансовыми причинами обусловлено закрытие проекта производства истребителя F-22. На текущий момент стоимость самого современного самолета ВВС США составляет порядка 140 млн. дол. Приобретение большего количества F-22 и боевое применение данного самолета в условиях локальных конфликтов не оправдано экономически и стратегически, когда у противника отсутствует система ПВО, а авиация используется для борьбы с небольшими группами боевиков.

В случае принятия руководством США озвученного Р.Гейтсом плана, в ближайшие годы американская авиационная промышленность, в основном, сосредоточится на производстве самолетов F-35 и беспилотных аппаратов «Рипер». Кроме того, как ожидается, «Боинг» получит заказ на постройку дополнительно 31 многоцелевого истребителя F/A-18E/F «Super Hornet». Некоторые промышленные эксперты считают последнее решение началом более масштабной закупки F/A-18E/F для ВМС и КМП США, представители которых в течение нескольких лет заявляют о недостаточном количестве имеющихся на вооружении истребителей-бомбардировщиков палубного базирования. В целях ускорения программы разработки нового истребителя пятого поколения F-35, Пентагон планирует увеличить количество опытных образцов, приобретаемых на этапе испытаний. На текущий момент количество дополнительных испытательных самолетов F-35, которые будут закуплены в 2010 ф.г., определяется. Как ожидается, в 2010 ф.г. финансирование программы JSF будет увеличено до 11,2 млрд. дол.

Помимо F-22, в число проектов, реализацию которых планируется прекратить или приостановить, вошли программа создания президентского вертолета VH-71 А, вертолета для проведения поисково-спасательных операций в боевых условиях CSAR-X, бомбардировщика следующего поколения. Ожидается сокращение финансирования разработки противоракетного лазера воздушного базирования ABL (второй опытный образец самолета предлагается не строить). В то же время планируется продолжить реализацию программы закупки самолетов-заправщиков нового поколения КС-Х, возобновив тендер на самолет КС-Х во второй половине текущего года. Не ясны планы в отношении дополнительной закупки стратегических ВТС С-17 «Глоубмастер-3».

Программа истребителя F-22 «Raptor»

По сообщениям американских СМИ в начале июля 2009 г. комитет по делам вооруженных сил Сената США проголосовал за полное финансирование в 2010 г. производства семи многоцелевых истребителей F-22 «Raptor», выделив на эти цели 1,75 млрд. долл. Ранее в рамках обсуждения военного бюджета страны на 2010 финансовый год комитет проголосовал за выделение лишь 369 млн. долл. на продолжение производства самолетов F-22. Решение конгрессменов вызвало недовольство Белого дома, поскольку сенаторы включили в него финансирование производства самолетов, от закупки которых ранее отказался Пентагон. Из-за этого администрация Оба-мы пригрозила наложить вето на весь законопроект военного бюджета. Остановка производства истребителей пятого поколения была предусмотрена в рамках изменений политики закупки вооружений для американской армии, анонсированных министром обороны США Гейтсом еще в 2008 г, 15 апреля 2009 г. министр Роберт Гейтс в своей речи, произнесенной во время посещения военно-воздушного колледжа в Алабаме, особо остановился на недостатках самолета, отметив, что многоцелевой истребитель F-22 «Raptor» обладает уникальными боевыми качествами, но сценарии его применения ограничены противоборством с современными истребителями и силами противовоздушной обороны противника. Гейтс подчеркнул, что F-22 это «серебряная пуля», которая может пригодиться лишь в редких случаях. Гейтса считают сторонником программы самолета F-35.



F-22 выполняет проход но сверхзвуковой скорости. Снимок сделан 22 июня 2009 г. с авианосца «Джон С. Стеннис» в Аляскинском заливе

Сторонники продолжения производства F-22 ссылаются не только на необходимость дополнительных машин для укрепления военной мощи США, но и на угрозу потери тысяч рабочих мест, ведь в производстве самолета так или иначе принимают участие предприятия 44 американских штатов.

С министром обороны не согласны представители ВВС США, так начальник штаба ВВС генерал Нортон Шварц считает, что на вооружение требуется дополнительно принять 60 самолетов F-22 «Raptor». Текущая программа производства предусматривает закупку для ВВС США 187 самолетов с поставкой последнего из них в конце 2001 - начале 2012 гг.

ВВС США не демонстрировали многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 «Raptor» на выставке Ле Бурже-2009, объяснив это отсутствием свободных машин. Об этом сообщил агентству Reuters официальный представитель производителя F-22 корпорации «Lockheed Martin» Кристофер Триппик. Триппик отметил, что американский истребитель также не будет участвовать в крупнейшем авиашоу Royal International Air Tattoo, которое проводится в июле 2009 г. в Великобритании. Европейские производители авиационной техники считают, что решение ВВС США связано с опасениями раскрытия реальной эпр самолета. Пожелавший сохранить анонимность источник сообщил агентству, что американцы опасаются французских радиолокационных систем, работающих в диапазоне ультранизких частот. Ранее истребитель F-22 уже демонстрировался на международных авиашоу. Так в 2008 г. машина совершила 12-минутный полет на авиашоу в Фар-нборо, а также была продемонстрирована в рамках британской выставки Royal International Air Tattoo.

Летом 2009 г. четыре истребителя F-22 должны начать тренировочные полеты на новом военно-воздушном полигоне, который США по соглашению с властями Португалии создают на Азорском архипелаге в центре Атлантики. В перспективе количество «Рэпторов» на Азорах намечено довести до 12. Самолеты будут базироваться на арендуемой ВВС США авиабазе Лажиш, о. Тейсейра. В настоящее время база Лажиш используется как промежуточный аэродром для переброски техники и военного снаряжения по воздуху из США в Афганистан и Ирак. В феврале 2008 г. португальский министр обороны Севериа-ну Тейшейра впервые признал факт «неформальных контактов с США» о расширении договора об аренде базы Лажиш. Еще в 2007 г. США выразили желание получить к северу от Азор огромный полигон для учебных полетов новейших самолетов и пусков сверхзвуковых ракет. Пентагон запросил для этого территорию площадью около 80 тыс. кв. миль.

Интерес к закупке самолетов F-22 проявляют Австралия, Израиль и Япония. Экспорт истребителей данного типа в США законодательно запрещен, но летом 2009 г. появились сведения о возможном пересмотре «вето» на поставки самолетов «Raptor» в третьи страны. ВВС США готовы к созданию экспортного варианта многоцелевого истребителя F-22 «Raptor», если соответствующее решение будет одобрено Сенатом и Госдепартаментом. Об этом, как сообщает «The Air Force Times», заявил американским сенаторам высокопоставленный представитель Пентагона по закупкам Марк

Шакелфорд. ВВС США предполагают, что стоимость одного многоцелевого истребителя F-22 Raptor для Японии может составить около 250 млн. долл. Работы по созданию такой модификации могут занять от четырех до пяти лет, стоимость разработки «японской» модификации оценивается в 1 млрд. долл. (в начале июля появилась новая информация о стоимости разработки F-22 для Японии - 2,3 млрд. долл.) и выделить эту сумму должен будет заказчик. Поставки машин заказчику начнутся не раньше, чем через семь-девять лет. При этом стоимость последней партии F-22 для американской армии составляет 140-150 млн. долл. за единицу.

В начале мая 2009 г. глава военного ведомства Японии Ясуказу Ха-мада встречался с министром обороны США Робертом Гейтсом. Гейтс рекомендовал коллеге выбрать многоцелевой истребитель F-35 «Lightning II» вместо F-22 «Raptor», поскольку, по мнению Гейтса, разрешение на экспорт последнего вряд ли будет получено. Отмечается, что изменение подхода правительственных кругов США к экспорту истребителей F-22 в Японию связано с усилившейся в июне-июле 2009 г. военной активностью Северной Кореи. Другим фактором является серьезная озабоченность ростом потенциала военной авиации Китая. Япония намерена закупить 40 самолетов F-22 для вооружения двух эскадрилий воздушных сил самообороны.

Впервые истребители F-22 ВВС США появились на территории Японии в начале 2007 г., когда на Окинаве, авиабаза Кадена, в течение трех месяцев базировалось 12 самолетов F-22A из 27-й истребительной эскадрильи «Black Falcons». Затем эскадрилья «Рэпторов» находилась на Окинаве с середины января по 20 апреля 2009 г. В этот период проводились совместные учения с воздушными силами самообороны Японии, в учениях принимали участие истребители F-22 и F-15J. В начале лета 2009 г. истребители F-22 вновь были переброшены на Окинаву, по официальной версии - в ответ на произведенный 25 мая Северной Корей подземный ядерный взрыв.

ВВС Австралии и Израиля, как и Япония, предварительно остановили свой выбор, не без давления со стороны США, на закупках самолетов F-35. Тем не менее, вопрос о выборе типа перспективного истребителя для ВВС этих стран остается открытым. Израиль готов купить истребители F-22 в случае разрешения экспорта этих самолетов Конгрессом США. Об этом, как сообщает «The Jerusalem Post», заявил неназванный источник в военном ведомстве страны. Израильтяне ведут переговоры с

США о возможной закупке многоцелевых истребителей пятого поколения F-35 «Lightning II». Тем не менее, израильские военные отдают предпочтение F-22, поскольку эта машина способна летать на больших высотах и нести больше вооружения. Переговоры между США и Израилем по поводу покупки истребителей F-35 пока проходят не совсем успешно. Потенциального покупателя не устраивает стоимость самолетов и несогласие производителя на их доработку с использованием комплектующих израильского производства. Предварительное соглашение по последнему вопросу уже достигнуто. Израилю, как ранее утверждали местные СМИ, также удалось добиться разрешение на то, чтобы техническое обслуживание F-35 было возложено на национальную армию, а не на производителя.


Израиль


Многоцелевой вертикально взлетающий БПЛА Урбан Аэронотикс «Мьюл»


«Мьюл»

На 48-й Международной авиационно-космической выставке в Париже (15-21 июня 2009 г.) фирма «Урбан Аэронотикс» представила модель опытного многоцелевого вертикально взлетающего БПЛА «Мьюл». В 2005 г. фирма приступила к исследованиям беспилотного аппарата, способного выполнять широкий круг задач, включая доставку различных грузов, боеприпасов, эвакуацию раненых и т.д. Проектируемый БПЛА предназначался для действий в условиях городских кварталов. На начальном этапе работ техническое содействие фирме «Урбан Аэронотикс» оказывала американская фирма «Белл».


БПЛА «Фост Мьюл»

Особенностью аппарата «Мьюл» является наличие двух подъемных вентиляторов и двух маршевых вентиляторов, приводимых от одного ГТД Турбо-мека «Ариэль» 1D1 мощностью 730 л.с. Подъемные вентиляторы диаметром 1,8 м размещены в кольцевых каналах в передней и задней частях фюзеляжа БПЛА, а маршевые - в кольцевых каналах над задней частью фюзеляжа. Передний подъемный вентилятор установлен немного выше заднего и имеет небольшой наклон вперед. Для управления аппаратом предназначена запатентованная фирмой «Урбан Аэронотикс» система дефлекторных поверхностей, расположенных в передней и задней частях фюзеляжа и в каналах подъемных вентиляторов. Эти дефлекторы действуют автономно и обеспечивают управление БПЛА на всех режимах полета. Маршевые вентиляторы также участвуют в управлении аппаратом в полете и на режиме висения.

БПЛА «Мьюл» имеет длину 5,9 м, ширину 2,15 и высоту 1,8 м. Он оснащен полозковым шасси. Масса пустого аппарата равна 635 кг, запас топлива - 227 кг, максимальная взлетная масса - 1090 кг. Аппарат рассчитан на перевозку до 230 кг полезной нагрузки. Расчетная максимальная скорость 180 км/ч, продолжительность полета 2-4 ч (в зависимости от перевозимого груза). Конструкция БПЛА выполнена из композиционных материалов. Аппарат «Мьюл» рассчитан на перевозку в кабине вертолетов Сикорс-кий СН-53 и ЕН Индастриз ЕН-101.

Для отработки технических решений фирма «Урбан Аэронотикс» в 2008 г. успешно провела летные испытания летающей модели «Панда». С августа 2008 г. по апрель 2009 г. состоялись статические испытания элементов конструкции БПЛА «Мьюл», динамические испытания подъемных вентиляторов, системы трансмиссии и т.д.

1 июня 2009 г. БПЛА «Мьюл» был доставлен в испытательный центр для выполнения первых полетов на режиме висения. Фирма планировала показать БПЛА «Мьюл» на авиационной выставке в Париже, но по каким-то причинам этого не сделала.

На выставке в Париже стало известно, что в апреле 2009 г. фирма «Урбан Аэронотикс» завершила первый этап испытаний в аэродинамических трубах БПЛА «Фаст Мьюл», являющегося развитием аппарата «Мьюл». Аппарат «Фаст Мьюл» будет на 20% больше исходного и на 50% тяжелее. Его расчетная скорость составит 450 км/ч. Силовая установка должна состоять из одного ГТД мощностью около 1600 л.с, приводящего два подъемно-маршевых вентилятора в кольцевых каналах.

Испытания, проведенные в США, показали, что БПЛА «Фаст Мьюл» способен летать со скоростью более 450 км/ч. Фюзеляж аппарата имеет S-образную форму: передний вентилятор расположен выше заднего. В задней части фюзеляжа находится П-образное оперение. При взлете и в полете на режиме висения фюзеляж БПЛА и подъемно-маршевые вентиляторы находятся в горизонтальном положении. В полете фюзеляж наклоняется вперед, благодаря чему вентиляторы создают составляющую тяги, обеспечивающую поступательное движение аппарата. Дополнительная подъемная сила образуется за счет фюзеляжа особой формы и горизонтального стабилизатора.

Фирма «Урбан Аэронотикс» сообщила, что БПЛА «Фаст Мьюл» разработан в соответствии с требованиями армии США к скоростному транспортному БПЛА. Решение о начале полномасштабного проектирования аппарата пока не принято.


Европа


Проект высотного разведывательного БПЛА EADS «Таларион»


На состоявшейся в июне 2009 г. 48-й Парижской авиационно-космической выставке концерн EADS, в состав которого входят фирмы Франции, Германии и Испании, впервые показал макет высотного БПЛА «Таларион», предназначенного для выполнения операций по разведке и целеуказанию. БПЛА имеет высокорасположенное прямое крыло (размах 37,9 м) большого удлинения. Силовая установка состоит из двух ТРДЦ, размещенных в хвостовой части фюзеляжа по бокам вертикального оперения. В фюзеляже располагается отсек для размещения различных модулей с целевой нагрузкой. Максимальная взлетная масса БПЛА «Таларион» составляет 7000 кг.

Предполагается, что первый полет БПЛА совершит в 2013 г., а в 2015 г. может начаться серийное производство.


Усовершенствованный высотный стратегический БПЛА Нортроп Грумман RQ-4 «Глоубал Хоук» стандарта «Блок 40»


В конце июня 2009 г. фирма «Нортроп Грумман» и ВВС на заводе фирмы в Палмдейле (шт. Калифорния) впервые представили усовершенствованный высотный стратегический БПЛА «Глоубал Хоук» стандарта «Блок 40». Вице-президент фирмы Дьюк Дафресни заявил на презентации БПЛА, что этот аппарат является первым из 15 заказанных. Он будет размещен на авиабазе Гранд Форкс (шт. Северная Дакота), где пополнит парк ранее принятых на вооружение БПЛА RQ-4A «Глоубал Хоук».

Новый БПЛА получил обозначение AF-14 и является 27-м аппаратом семейства «Глоубал Хоук», построенным с момента начала эксплуатации в 1995 г. БПЛА рассчитан на полеты продолжительностью до 32 ч на высоте свыше 1 8300 м со скоростью около 530 км/ч.

От предыдущих БПЛА семейства «Глоубал Хоук» новый аппарат отличается несколько увеличенным размахом крыла и установкой поисковой РЛС с АФАР, с помощью которой БПЛА будет использоваться круглосуточно и в любую погоду.

В проекте военного бюджета на 2010 ф.г. ВВС запрашивают почти 668 млн. долл. на продолжение серийного выпуска БПЛА «Глоубал Хоук» и 317,3 млн. долл. на продолжение НИОКР. Средняя закупочная цена БПЛА с полным комплектом оборудования возросла с 90,8 млн. долл. (2007 г.) до 102,4 млн. долл.

С БПЛА «Глоубал Хоук» американские ВВС связывают большие надежды, особенно при эксплуатации их в Ираке и Афганистане. Эти БПЛА могут применяться в интересах таможенных служб и пограничной охраны, для исследований окружающей среды, патрулирования морской экономической зоны, дистанционного зондирования поверхности Земли, наблюдения за лесными пожарами и другими природными катастрофами. БПЛА «Глоубал Хоук» успешно применялись во время сильных лесных пожаров в Калифорнии в 2007-2008 гг. и во время урагана «Айк» в 2008 г. С 2001 г. находящиеся в эксплуатации БПЛА налетали более 31000 ч.

В настоящее время специалисты фирмы «Нортроп Грумман» и ВВС занимаются расследованием аварии БПЛА «Глоубал Хоук» (серийный аппарат AV-9), происшедшей 28 мая 2009 г. БПЛА выполнял полет с авиабазы Эдварде с целью испытаний нового интегрированного комплекса датчиков, разработанного фирмой «Рейтеон». Через 9 ч после начала полета в системе управления аппарата возникли неполадки, в результате которых появилась нестабильность в работе интерцепторов. После длительного планирования БПЛА приземлился на ВПП, проложенную по дну высохшего озера Роджерс. При пробеге БПЛА правой основной стойкой шасси разрушил светосигнальную штангу, предназначенную для обеспечения ночных посадок орбитальной ступени «Спейс Шаттл».








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх