|
||||
|
640-й центр боевого применения и переучивания летного состава им. маршала авиации Скрипко История Центра боевого применения и переучивания летного состава Военно-транспортной авиации ведет свое начало с момента формирования так называемых 25-х курсов. Курсы были сформированы в декабре 1967 г. в поселке Сеща Дубровского района Брянской области в составе управления курсов и инструкторской учебной авиационной эскадрильи (пять экипажей и три самолета Ан-12). Общая численность курсов в то время составляла 130 человек постоянного и переменного состава. На должность начальника курсов был назначен командир 566-го военно-транспортного авиационного полка полковник В.П. Некрасов, постоянный состав также комплектовался, главным образом, офицерскими кадрами 566-го ВТАП. Вообще история курсов тесно связана с историей 566-го ВТАП, на базе одной из эскадрилий которого в середине 60-х годов велась подготовка экипажей и технического состава самолетов Ан-12 из армий дружественных СССР стран. Согласно утвержденной программе, на курсах одновременно обучалось 40 офицеров переменного состава: – группа командиров военно-транспортных авиационных полков – 10 человек (срок обучения 8 месяцев) – группа командиров военно-транспортных авиационных эскадрилий – 10 человек (срок обучения 8 месяцев) – группа штурманов военно-транс- портных авиационных полков – 10 человек (срок обучения 4 месяца) – группа штурманов военно-транспортных авиационных эскадрилий – 10 человек (срок обучения 4 месяца) С 1 февраля по 17 апреля 1968 г. первые две группы слушателей (25 помощников командиров кораблей и 12 штурманов, призванных в ВТА из запаса) теоретически изучали самолет Ан-12Б. Это был первый выпуск 25-х офицерских курсов. Через полтора года после формирования, в октябре 1968 г., программы подготовки и функционирования курсов подверглись пересмотру, на курсах стали готовить: – группу командиров военно-транспортных авиационных полков – группу командиров военно-транспортных авиационных эскадрилий – группу старших штурманов военно-транспортных авиационных полков – группу штурманов военно-транспортных авиационных эскадрилий – группу начальников штабов военно-транспортных авиационных полков. В октябре 1968 г. курсы были передислоцированы из Сещи в Иваново, а с августа 1971 г. стали именоваться «25-е Центральные офицерские курсы ВТА». Помимо старших штурманов авиаполков на курсах начали готовить штурманов авиадивизий ВТА. В связи с планированием на 1971 г. подготовки резерва командиров кораблей из число помощников командиров кораблей для обеспечения летной подготовки в 25 сентября 1970 г. курсам временно подчинили 3-ю эскадрилью 229-го ВТАП (8 самолетов Ан-12Б). Первый командир 25-х курсов в Иваново полковник В. П. Некрасов Первый выпуск слушателей Центра (пилоты запаса слева и штурмана запаса справа). Апрель 1968 г. Ан- 12ППС на стоянке музея ВТА в Иванове Музей ВТА (основан 8 августа 1984 г. в честь 40-летия Победы) Операция "Сено" На рубеже 60 – 70-х гг. резко возрос экспорт авиационной техники в дружественные страны, в том числе военно-транспортных самолетов. Для оказания помощи иностранным специалистам в освоении советской авиационной техники в феврале 1972 г. в штат курсов включили 48 должностей офицерского состава второго комплекта инструкторской учебной эскадрильи. 1 января 1974 г. 25-е Центральные офицерские курсы ВТА были переименованы в 610-й Центр боевого применения и переучивания летного состава. В центре в тот период проходили подготовку: – группа командиров кораблей со сроком обучения 5 месяцев (два набора в год по 25 человек в наборе) – группа помощников командиров кораблей со сроком обучения три месяца (два набора в год по 50 человек в наборе) – группа штурманов кораблей со соком обучения три месяца (два набора в год по 50 человек) – группа старших борттехников со сроком обучения три месяца (два набора в год по 20 человек в наборе) – группа руководителей полетами и сменных руководителей посадки со сроком обучения три месяца (два набора в год по 10 человек) В оперативном отношении Центру подчинялся 374-й инструкторский ВТАП. Курсы, а затем и Центр были укомплектованы самолетами Ан-12, задачу переучивания на Ил-76 поставили перед личным составом ЦБП и ПЛС ВТА в 1977 г. В те годы значительно возросло количество иностранцев, проходивших подготовку в Иваново. Стало не хватать переводчиков, преподавателей. Пришлось расширять штаты и увеличивать самолетный парк за счет самолетов расформированного 374-го ВТАП В 1979 г в Центре имелось 12 самолетов Ил-76 и 16 самолетов Ан-12. Постоянный состав комплектовался опытнейшими пилотами и штурманами, облетавших едва ли не весь мир. Запись в книге почетных посетителей музеи ВТА делает маршал авиации Н.С Скрипко Именной Ип-76ТД "Маршал авиации Н.С. Скрипко" на авиасалоне МАКС Тренажер КТС-32 В период прохождения службы в ЦБП и ПЛС постоянный состав поддерживал летные навыки, практически 100 % экипажей Центра были подготовлены к выполнению боевых заданий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях при утвержденном минимуме погоды. Средний годовой налет на экипаж постоянного состава Центра в середине 70-х годов состав- пял 180 – 200 ч. Согласно новому штату в состав Центра входили: – управление; – офицерские курсы; – дво исследовательских отдела; – две инструкторских учебных эскадрильи (одна но Ил-76, другая – на Ан-12, штатной численность 16 Ил-76 и 16 Ан-12 самолетный парк Центра достиг в 1983 г.); – подразделения обеспечения; – клуб; – музей ВТА. В одном наборе предусматривалось обучение 205 человек переменного состава: командиров и заместителей командиров полков, командиров эскадрилий, командиров авиационных отрядов, штурманов авиадивизий, штурманов полков, штурманов эскадрилий, командиров кораблей, старших борттехников, борттехников по АДО, руководителей полетов, сменных руководителей посадки, начальников связи полков и эскадрилий. Исследовательскими отделами Центра был подготовлен, помимо прочего, ряд наставлений, принятых к руководству в частях ВТА. В 1979 г. под руководством подполковников В.П. Щербатюка и И И. Черепанова был разработан курс боевой подготовки ВТА. В 1985 г. офицерами ЦБП подготовлена методика выполнения дозапровки в воздухе самолетом Ил-78. Советская Армия славилась единением с советским народом. Порой единение принимало весьма своеобразные формы. Любой студент советского ВУЗа до сих пор воспринимает картошку не в качестве пищи, а как время года, синоним слова «осень». У офицеров также была своя «корюшка»: в 1976 г. Центр был награжден грамотой Ивановского обкома КПСС за активное участие личного состава в заготовке кормов для скота. Развивая тему можно вспомнить «эпопею» по доставке сена самолетами ВТА в Среднюю Азию. За те полеты также давали грамоты. Правда, сено золотым получалось .. В 1980 г. в Центре прошло обучение 433 слушателя, в том числе 135 иностранцев (граждане ЧССР, Сирии, Ливии, Гвинеи и Эфиопии). В 1981 г. - еще больше: 539 человек, в том числе 215 офицеров вооруженных сил Сирии, Ливии и Ирака. В августе 1981 г. введен в строй наземный тренажер самолета Ил-76. Своего пика объем подготовки слушателей достиг в 1984 г. – 726 человек, 76 группы. Напряженная летная работа не обходилась без происшествий, но за всю историю ЦБП и ПЛС катастрофа случилась лишь однажды – 16 ноября 1982 г. разбился Ан-12. Экипаж, в состав которого входили офицеры постоянного состава и слушатели курсов выполнял полет по кругу днем при установленном минимуме погоды. Перед взлетом не был включен авиагоризонт, в результате при полете в облаках в ходе выполнения первого разворота пилот превысил ограничение по крену, крен превысил 70 градусов. Самолет скользнул на крыло и столкнулся с землей, семь человек, находившихся на борту, погибли. В 1988 г. 27 летчиков и штурманов Центра прошли теоретическое переучивание на самолет Ан-124. В 90-е годы Центр, как и другие подразделения, части и соединения ВВС, пережил волну реорганизаций, не всегда оправданных. К примеру, в сентябре 1991 г. из штата Центра был исключен в полном составе 2-й исследовательский отдел (анализа и предупреждения летных происшествий и предпосылок к ним). Решение оказалось, мягко говоря, непродуманным – в 1994 г. отдел снова появился в оргштатной структуре Центра. В то же время в 1991 г. имел место и крайне отрадный факт – ввод в строй трехстепенного тренажера КТС-32 самолета Ил-76 Тренажер значительно упростил подготовку летчиков и штурманов. Тренажер посредством гидроприводов меняет положение в пространстве по всем трем осям, не имитируются лишь перегрузки. В начале 2000-х годов тренажер был модернизирован. Визит командующего ВТА США в Иваново Визит представителей французской эскадрильи "Нормандия-Неман" Начальник Центра генерал-майор Ахлюстин Иваново Октябрь 2005 г. В частях ВТА имеется всего лишь два тренажера КТС-32, мало, но лучше, чем ничего. Ввод тренажера пришелся ко времени – с 1992 г. из-за хронической нехватки топлива и запасных частей к самолетам, стал катастрофически падать налет: в 1994 г. план по налету удалось выполнить лишь на 50 % Резко снизилась натренированность доже постоянного состава. За весь 1994 г. парашютным способом было десантировано всего 14 человек и ни одной платформы или единицы техники! Тренажер худо-бедно позволял поддерживать летные навыки. Помимо нехватки топлива и запасных частей Иваново постигла еще одна напасть: аэродрому требовался капитальный ремонт. Полеты зимой выполнялись с обледенелой полосы в условиях большого количества ограничений. А ведь приходилось не только готовить слушателей, но и выполнять перевозки людей и грузов на Северный Кавказ, в Таджикистан, другие «горячие точки». В августе 1994 г. на базе двух инструкторских эскадрилий, эскадрильи боевого применения и ТЭЧ был сформирован 517-й инструкторский ВТАП, на вооружении полка состояло 28 самолетов Ил-76. Некоторое время в состав Центра в качестве отдельной входила инструкторская военно-транс- портная эскадрилья, переведенная из Учебного центра в Фергане (Узбекистан). 517-й полк просуществовал недолга, в настоящее время в составе Центра имеется одна инструкторская военно-транспортная эскадрилья. 90-е годы ознаменовались «дружбой народов» – развитием контактов с армиями бывших вероятных противников Иваново посетила делегация ВВС США во главе с командующим «штатовской ВТА». Иваново неоднократно посещали французские военные делегации. Впрочем, это как раз не удивительно. Именно в Иваново формировался Знаменитый полк «Нормандия- Неман». На здании офицерского клуба укреплена мемориальная доска с надписью «В этом здании в 1942 – 1943 г.г. формировалась авиационная эскадрилья французских летчиков патриотов «Нормандия». Помимо традиционных для Центров подобного назначения задач подготовки и переучивания, личный состав центра выполнял задания, типичные для строевых частей ВТА, Так, в марте 1979 г. четыре экипажа Ил-76 из 374- го ВТАП, которые находились в оперативном подчинении 610-го ЦБП и ПЛС, принимали участие в крупных учениях по плану министра обороны. В ходе учений из Европейской части СССР на Дальний Восток было перевезено 580 солдат и офицеров 331-го парашютно-десантного попка. Периодически экипажи постоянного состава принимали участие в летно-тактических учениях с десантированием людей и грузов, отрабатывали выход из-под ракетно-ядерного удара. С 13 декабря 1979 г. по 8 января 1980 г. 14 Ан-12 и три Ил-76 принимали участие в перевозке людей и грузов в Афганистан. На Ил-76 было перевезено 12 единиц боевой техники и 31 человек, на Ан-12 – 14 единиц боевой техники и 141 человек В 90-е годы экипажи центра принимали участие в перевозках людей и грузов в «горячие точки» стран СНГ, в выводе войск из Германии. В мае 1995 г. 640-му Центру боевой подготовки и переучивания летного состава присвоено имя маршала авиации Н.С. Скрипко В ознаменование 69-летия ВТА 1 июня 2000 г. самолету Ил-76МД присвоено почетное наименование «Маршал авиации Скрипко». В настоящее время Центр, как и прежде, ведет подготовку командного состава ВТА В 2000 г в Иваново проходила обучение группа офицеров Китайской Народной Армии. В общей сложности в Центре подготовлено более 12 000 специалистов для военно- транспортной авиации. Необходимо сказать несколько слов о находящемся на территории гарнизона Музее ВТА Здесь собрана уникальная информация по всем полкам военно-транспортной авиации, включая расформированные. Помимо фотографий и моделей представлены «живые» самолеты – Ан-2, Ли-2, Ил-14, Ан-12ППС, Ан-22 Фото Михаила Никольского Командиры 640-го ЦБП и ПЛС ВТА им. Маршала Н.С. Скрипко год вступления в должность полковник Некрасов В.Л. 1967 полковник Соловьев В.П. 1970 полковник Моргис Н.С.* 1974 полковник Петров А.А.* 1977 полковник Власенкевич К В 1984 полковник Павленко А. И.* 1986 полковник Ахлюстин А.В. * 1995 *в период командования Центром присвоено звание генерал-майор Владимир РИГМАНТ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|