|
||||
|
ИСТРЕБИТЕЛЬ ДОРНЬЕ DO 335 Андрей ФИРСОВ Экспериментальный самолет Go 9, на котором проверялась идея толкающего винта Первый опытный Do 335 VI в полете и его компоновочная схема Истребитель Do 335 интересен не только своей необычной компоновкой, но и тем, что из всех представленных проектов самолетов с размещением в фюзеляже двух двигателей, он, пожалуй, единственный был близок к реальному принятию на вооружение и даже участию в боевых действиях. От рассмотренных выше проектов Do 335 отличается в первую очередь тем, что двигатели работали на два винта – тянущий и толкающий, что собственно и делало Do 335 совершенно оригинальным самолетом. Похожую силовую установку имели, например, опытные истребители Чернышева АНТ-23 и голландский "Фоккер" D-XXII1, но в них толкающий винт сочетался с двухба- лочной компоновкой фюзеляжа. Главное отличие Do 335 от них было использование удлиненных валов для привода винтов, что позволило сохранить классическую компоновку самолета с одним фюзеляжем. В принципе такая компоновка была известна давно (еще в 1911 г. на "Аэро-Торпилле" был использован толкающий винт с приводом через удлиненный вал двигателя), но сложности технического порядка удерживали от ее реального воплощения. Создатель Do 335 Клаудиус Дорнье проявил интерес к такой компоновке еще в начале своей карьеры, использовав тандем тянущего и толкающего винтов в 1919 г. на своем самолете Gs 1, а в 1937 г. Дорнье получил патент на компоновку, подобную Do 335. Для решения главной технической проблемы – привода от двигателя через удлиненный вал на толкающий винт – был построен опытный самолет Go 9 с 80-сильным двигателем Хиртх. Испытанный в 1940 г. Go 9 показал скорость до 220 км/ч – совсем неплохо для самолета с таким маломощным двигателем. Но попытка Дорнье получить заказ на истребитель такой компоновки не увенчалась успехом – фирма была загружена заказами на создание тяжелых боевых машин, в первую очередь – бомбардировщиков. Лишь в 1942 г., выиграв конкурс на создания легкого бомбардировщика по типу английского "Москита" (требовалась скорость до 800 км/ч при 500-кг бомбовой нагрузке) Дорнье получил заказ на опытный истребитель- бомбардировщик Do 335. Проектные работы были завершены в конце 1942 г, а 26 октября 1943 г. в воздух поднялся первый опытный Do 335 VI, оснащенный двигателями DB 603А-2 мощностью по 1850 л.с. на высоте 2700 м. Испытания, несмотря на отдельные недостатки с управляемостью самолета, прошли успешно. Скорость достигала 750 км/ч – рекордная для машин с поршневыми двигателями. Самолет получил и соответствующее название – "Пфайль" ("Стрела"). Взлетный вес достигал 10000 кг, размах крыла – 13,8 м, длина самолета – 13,85 м. Самолет мог подниматься на высоту до 10000 м и имел дальность полета в 2000 км на наивыгоднейшей скорости. Всего в программе испытаний были задействованы 9 опытных машин. Так, пятый опытный Do 335 V5 первым получил вооружение из 30-мм пушки МК 103 и двух 20-мм пушек MG 151. Кроме того, Do 335 оборудовался фюзеляжным бомбоотсеком на 500-кг бомбовую нагрузку. Хотя это вооружение было заметно сильнее, чем у основного истребителя люфтваффе – Bf 109, для столь тяжелого самолета это было все же недостаточно. В результате на варианте "охотника" – Do 335В вооружение было решено усилить двумя крыльевыми 30-мм пушками МК 103. Седьмой предсерийный самолет Do 335А-0 Первый серийный Do 335А-1 Кабина пилота Do 335 Прототип двухместного учебного самолета Do 335 VI1 Тяжелый истребитель "охотник" Do 335В с крыльевыми 30-мм пушками С мая 1944 г. Дорнье начал поставлять люфтваффе предсерийные самолеты Do 335А-0. Большинство из десяти самолетов установочной партии поступили в испытательную команду "335" , сформированную осенью 1944 г. Принятие срочной истребительной программы летом 1944 г. не коснулось планов выпуска Do 335 – это был единственный двухмоторный истребитель с поршневыми моторами, который оставался в производстве. На базе серийной модели А-1 планировалось также поставлять невооруженный разведчик Do 335А-4 с двумя фотокамерами в бом- боотсеке, а также двухместный всепогодный истребитель А-6. Для подготовки пилотов на столь необычный самолет планировалось выпускать двухместные спарки Do 335А-2 и Do 335А-12 (последняя отличалась более высотным мотором DB 603Е). Но производство самолета разворачивалось медленно – с одной стороны, задерживалась программа испытаний (вторая опытная машина была потеряна в аварии, шестую – разбомбила авиация союзников), с другой стороны, Эрнст Хейнкель требовал сохранить производство ночного истребителя Не 219, вместо которого на заводах Дорнье должны были делать Do 335. К этому добавилась нехватка двигателей, винтов, различного оборудования. В результате люфтваффе до конца войны приняли всего 11 Do 335А, которые принять участия в боевых действиях так и не успели. Впрочем, уже тогда было ясно, что из поршневого мотора было выжато все возможное и наступает эра реактивной авиации. • Подробнее о Do 335 см. "AuK" I1-1996 (выпуск 22) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|