|
||||
|
«Рапира» (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) Комплекс «Рапира» предназначен для уничтожения воздушных целей на небольших высотах в ближней зоне. Он начал создаваться в начале 60-х годов по заказу Министерства обороны Великобритании и заменил 40-мм зенитную пушку L/70 Bofors. Предполагалось создать комплекс с малым временем реакции, возможностью быстрого занятия боевой позиции и ее оставления после выполнения боевой задачи, с компактным размещением оборудования и малыми массо-габаритными характеристиками, высокой скоростью стрельбы и хорошей вероятностью поражения цели одной ракетой. Кроме того, последняя должна иметь большую площадь зоны поражения с возможностью уничтожения целей, имеющих скорость до Ml,5 в диапазоне высот от минимальной до 3000 м. Официальное наименование комплекса «Рапира» появилось в 1967 г., хотя создание началось в 1963 г., а первые неуправляемые пуски ракет прошли в 1965 г. В апреле 1967 г. были проведены первые успешные стрельбы с наведением ракеты на цель, летящую на высоте 914 м, и ее уничтожение на дальности 3048 м. В системе ПВО Великобритании комплекс «Рапира» использовался во второй и третьей линиях противовоздушной обороны. Первую составляют переносные ЗРК типа «Javelin» и «Starburst», которые создавали зону поражения в так называемой «мертвой воронке» зоны поражения комплекса «Рапира». Вторая линия противовоздушной обороны создавалась самоходным, а третья - буксируемым вариантом комплекса «Рапира». По мнению английских специалистов, буксируемый и самоходный комплексы используются для выполнения одной из главных задач противовоздушной обороны - прикрытия большого участка ведения боевых действий, а также обороны жизненно важных центров и круговой противовоздушной обороны главных сил армии или войсковых подразделений, выполняющих марш. Обычно противовоздушное прикрытие войск осуществляется на глубину до 30 км. Два комплекса обычно находятся друг от друга на расстоянии, когда осуществляется их взаимное прикрытие, остальные комплексы могут располагаться на дальности 1-2 км друг от друга по маршруту совершения марша войск. Командир батареи и его офицер связи получают всю необходимую информацию с использованием вычислительных средств батареи, а именно: выбираются координаты 12 лучших огневых позиций, а также несколько запасных позиций, с учетом стоящих перед батареей боевых задач и имеющегося радиолокационного обеспечения. После окончания боевой работы комплексы (огневые узлы) могут менять огневую позицию. Для самоходных комплексов «Рапира» могут быть заданы все выше перечисленные три главных задачи противовоздушной обороны. Следует учитывать, что повышенные маневренные возможности позволяют командиру комплекса выбирать индивидуальную огневую позицию в том случае, если старая позиция стала непригодной для ведения боевых действий. Для защиты танковых подразделений на поле боя позиции комплекса «Рапира» должны располагаться в нескольких километрах сзади их боевого порядка. Комплекс состоит из полуприцепов, на которых располагается оптическая система и боеготовые ракеты на направляющих (с источником энергопитания), РЛС обнаружения воздушных целей «Блайндфайер» (с источником энергопитания), боезапас из 8 ракет. Все полуприцепы буксируются автомобилями повышенной проходимости типа «Land Rover». В каждой батарее огневых узлов есть пункт связи и узел ремонта с диагностическим и запасным оборудованием. Кроме того, имеется два запасных батарейных полуприцепа, на одном находится оптическая станция, на другом - остальные основные запасные электронные элементы комплекса. Комплекс «Рапира» постоянно модернизировался, улучшались как тактико-технические характеристики, так и появлялись возможности уничтожения новых типов целей (например, крылатых ракет). В целом считается, что степень автоматизации боевой работы комплекса увеличилась к концу 1987 г. на 50%. Программа модернизации касалась как стоящих на вооружении, так и вновь серийно выпускаемых комплексов. К 1997 г. насчитывалось более 700 огневых узлов как буксируемого, так и самоходного вариантов комплекса «Рапира» и 25 000 ракет различных модификаций. Кроме того, около 12 000 ракет было израсходовано за истекший период в ходе испытаний, учений и боевых действий. Отдельные элементы комплекса «Рапира» могут транспортироваться вертолетами типа SA 330 «Пума» или СН-47 «Чинук». Транспортный самолет С-130 «Геркулес» вмещает один комплекс с РЛС «Блайндфайер» или два полуприцепа с оптической системой и вездеходами. При экспорте комплекса учитывались специфические требования каждой страны-покупателя системы. С целью идентификации используется индексная система. Базовый комплекс «Рапира» с РЛС «Блайндфайер» имеет шифр «Полевой стандарт A» (FS А). В 1979-1980 гг. последовал «Полевой стандарт Bl» (FS B1): главный элемент модернизации состоял в том, что РЛС обнаружения целей автоматически выключается при обнаружении запуска противорадиолокациошюй ракеты. Кроме того, улучшилась система опознавания «свой-чу- жой», а комплекс стал более помехозащищенным в условиях радиопротиводействия. В 1994 г. был разработан блок TDU. Он имеет два дисплея, на одном из которых отображается первичная информация, на другом - вторичная. Блок TDU выносной, переносится двумя лицами боевого расчета. Обмен информацией осуществляется по линиям связи. Считается, что тем самым повышается защищенность и живучесть боевого расчета. В 1985 г. войсковые испытания прошла оптико-электронная система стандарта FS B2, получившая наименование «Rapier Darkfire». В оптическую систему введено тепловизионное устройство, пусковая установка с б ракетами и улучшенная плоская решетка импульсно-доплеровской обзорной РЛС. Кроме того, для командира огневого узла появилась панель TCS (Console Tactical Control system). Было произведено 4 батареи комплексов «Рапира» стандарта FS B2. Все эти модернизации учитывались при создании комплекса «Рапира 2000». Главный компонент буксируемого комплекса «Рапира» - пусковая установка, располагаемая на полуприцепе. На огневой позиции колеса полуприцепа блокируются, полуприцеп стабилизируется четырьмя регулируемыми опорами. Оптическое устройство имеет угол наклона от -3° до +60° по углу места и вкруговую по азимуту. Обзорная РЛС (дальность действия - 15 км, по высоте - до 3 км) находится посередине пусковой установки, антенна - под обтекателем и вращается со скоростью 1 об./с. Пусковая установка Обзорная РЛС совместно с системой опознавания «свой- чужой» обеспечивает обнаружение и предупреждение о приближающихся самолетах и вертолетах. На пусковой установке на направляющих находится по две ракеты с каждой стороны. Передатчик команд наведения на ракету располагается между направляющими ракет. Оптическая система находится на треножнике, каждая нога которого регулируется и состоит из неподвижной и вращающейся головной частей. Угол наклона по углу места составляет от-10° до +60°, что обеспечивается подвижностью призм вращающейся головной части. Существует два вида поля обзора пространства. Широкое поле обзора составляет 20°, а узкое поле обзора - 4,8°. Работа оптической системы управляется с помощью компьютера с возможностью вмешательства оператора для перехода на узкое поле обзора пространства. Сопровождение цели оптической системой не автоматизировано, оператор использует джойстик для сопровождения цели. В то же время система наведения ракеты полностью автоматизирована. Используется ТВ-система, которая захватывает ракету после старта в широком поле обзора в 11°, а затем автоматически переходит на поле обзора 0,55° при наведении ракеты на цель. Оператор обеспечен биокулярным прицелом для сопровождения цели и должен ее сопровождать при полете ракеты. Блок TCU (Tactical Control Unit) обеспечивает возможность тактического управления боевой работой. Он подсоединяется кабелем к пусковой установке и оптической системе, разделен на 32 сектора в азимутальной плоскости (каждый сектор шириной 11°25'). Обеспечивая выключение любого сектора, оператор тем самым создает коридор для пролета своих целей. Подсветка любого сектора говорит о приоритетности направления обстрела - назначении первоочередного сектора стрельбы. Ракета Mk.l выполнена по нормальной аэродинамической схеме и состоит из четырех главных секций - боевой части, системы наведения, двигателя и системы управления. 1,4-кг боевая часть является полубронебойной и содержит 0,4 кг взрывчатого вещества, предохранительный и исполнительный механизмы, контактный взрыватель. Откидной пластиковый обтекатель обеспечивает оптимальную аэродинамическую форму. Секция наведения состоит из электронной и механической частей. Двухрежимный одноступенчатый двигатель обеспечивает ракете максимальную скорость около 650 м/с. Секция управления имеет работающий от газовой струи механизм управления рулями, меняющий их положение и тем самым управляющий полетом ракеты. Сзади расположены 4 трассера, предназначенные для захвата ракеты ТВ-системой и ее сопровождения. Ракета может использовать как оптический режим наведения на цель, так и радиолокационный. Максимальное время полета ракеты на дальнюю границу зоны поражения составляет 13 с, а минимальное - около 3 с. Вероятность поражения одиночной цели составляет 0,7. Ракета поступает в войска полностью снаряженной, боеготовой и не требует проверок, если хранится в надлежащих условиях. При хранении в складских условиях срок службы составляет 10 лет. В 1988 г. прошли испытания ракеты Mk.lE, предназначенной для борьбы с дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами. В этой ракете используется аналогичный ракетный двигатель и модернизированный «умный» ИК контактный взрыватель с осколочно-фугасной боевой частью направленного действия. Предусматривается, что новая ракета сменит ракету ML1A, впрочем, предполагается и модернизация Mk.lA с целью придания ей возможности уничтожения малоразмерных воздушных целей. Серийное производство ракеты Mk.lE началось в 1989 г. В начале 90-х годов создана ракета Мк.2, которая может использоваться во всех вариантах комплекса «Рапира», включая самоходный и буксируемый варианты, а также комплекс нового поколения «Рапира 2000». В середине 1992 г. было объявлено о подписании контракта на проведение модернизации всех буксируемых комплексов «Рапира», находящихся на вооружении как системы ПВО армии Великобритании, так и в Королевских ВВС, с целью использования в них ракеты Мк.2. Для этого предполагалось провести модернизацию программного обеспечения вычислительных систем, РЛС сопровождения и блока TCU. Программа начала выполняться в 1995 г. Ракета Мк.2 со стартовой массой 43 кг существует в двух модификациях и имеет увеличенную дальность поражения на 15-20%. Модификация Мк.2А снабжена такой же, как и у предшественницы, полубронебойной боевой частью. Мк.2В имеет комбинированную осколочно-фугасную и бронебойную боевую часть с двумя типами взрывателя: контактного замедленного действия и дистанционного. Фирма «Томсон Хорн электроник» выпустила пробную партию ИК-взрывателей для ракеты МК.2А в 1990 г. Полномасштабное производство взрывателя началось в середине 1991 г. Подрыв взрывателя обеспечивают четыре приемных устройства, работающие совместно со спецпроцессором, вычисляющим наиболее оптимальную точку срабатывания взрывателя и подрыва боевой части для уничтожения цели. РЛС типа DN 181 «Блайндфайер» с дальностью действия 10 км создана фирмой Marconi с целью обеспечения работоспособности комплекса «Рапира» ночью и независимо от погодных условий. РЛС с частотно-модулируемым сигналом проектировалась с учетом обеспечения габаритных ограничений и с массой, способной размещаться на полуприцепе и адаптироваться к любому типу комплекса. В боевой работе РЛС сопровождает цель и ракету, используя очень узкий карандашного типа луч с целью достижения требуемой точности сопровождения и наведения. Первый прототип РЛС создан в 1970 г. Серийное производство началось в 1973 г., первые образцы использовались иранскими вооруженными силами. На вооружение Министерства обороны Великобритании РЛС поступила в 1979 г. РЛС «Блайнд- файер» прошла успешные испытания совместно с американским ЗРК «Чапарел». К 1997 г. произведено более 350 РЛС. В настоящее время производство завершено. При разворачивании на огневой позиции РЛС горизонтируется с помощью четырех регулируемых опор. Основные узлы РЛС: электронная аппаратура, приемо-передающая система и гидравлическое оборудование. Сверху располагается полотно основной антенны и приемо-передатчик системы наведения ракеты, оптическая ТВ-система наведения. Придание РЛС «Блайндфайер» комплексу «Рапира» позволяет успешно уничтожать цели в ночных условиях и плохой видимости. Процесс сопровождения цели автоматизирован, что в конечном счете снизило время реакции, увеличило вероятность поражения цели, сократило число ручных операций. Как только обзорная РЛС обнаруживает цель, координаты ее азимутального направления поступают на РЛС «Блайнд- файер» и она разворачивается раскрывом полотна основной антенны в направлении обнаружения цели. Происходит быстрый просмотр участка пространства, где предполагается нахождение цели и захват ее на сопровождение. Благодаря этому координаты цели поступают с большей точностью. Оператор в это время информируется с помощью звукового сигнала, поступающего на головные телефоны, об обнаружении и захвате на сопровождение чужой цели. При вхождении цели в зону поражения загорается лампочка-индикатор, показывающая количество готовых к пуску ракет. Теперь необходимо оператору нажать кнопку «Пуск» для старта ракеты. РЛС «Блайндфайер» После старта ракета автоматически захватывается на сопровождение РЛС «Блайндфайер». Вырабатываются сигналы для устранения отклонения ракеты от линии визирования цели, которые автоматически передаются на борт. РЛС «Блайндфайер» соединяется с помощью кабеля с пусковой установкой. Оператор может осуществить переход на оптическое наведение ракеты в любой момент ее полета к цели. Мобильный оптический огневой узел буксируется двумя автомобилями «Land Rover» и состоит из двух полуприцепов, на одном из которых размещается оптическая РЛС и 4 боеготовых ракеты на направляющих. Ракеты транспортируются в своих транспортных контейнерах, на полуприцепе имеется источник энергопитания. На втором полуприцепе размещается 8 запасных ракет в транспортных контейнерах, а также запасное имущество для оптической РЛС и источника энергопитания. Время свертывания и развертывания системы составляет 20 мин, эти работы выполняются боевым расчетом из трех человек. При ведении продолжительных боевых действий (более суток) необходимо пять человек. Комплекс «Рапира» может интегрироваться в общую систему противовоздушной обороны. Оптический огневой узел превращается в огневой узел «Блайндфайер» путем добавления к первому РЛС «Блайндфайер», буксируемой третьим автомобилем, который также везет 4 ракеты, находящиеся в транспортных контейнерах. На полуприцепе, где размещается РЛС «Блайндфайер», имеется свой источник энергопитания. Таким образом, мобильный огневой узел «Блайндфайер» состоит из 3 легких вездеходов, 3 полуприцепов с общим боезапасом 17 ракет. С точки зрения боевых возможностей, огневой узел «Блайндфайер» имеет собственную обзорную РЛС, систему опознавания «свой-чужой», РЛС сопровождения цели и ракеты, работающую в любых погодных условиях и круглосуточно, готовые к немедленному применению и находящиеся в боезапасе ракеты, источники энергопитания. Данный огневой узел может вести боевые действия автономно или быть интегрирован в систему противовоздушной обороны путем использования соответствующих линий связи. Боевая работа комплекса «Рапира» происходит следующим образом. Обзорная РЛС, постоянно вращаясь вкруговую, обнаруживает цели (самолеты и вертолеты), попадающие в зону обзора. При обнаружении цели производится ее автоматическое госопознование. Если цель - не свой самолет, то выдается сигнал тревоги на головные телефоны оператора. В это же время происходит автоматический доворот оптической и радиолокационной систем в направлении на цель. Радиолокационный захват на сопровождение начинается путем просмотра области пространства, где находится цель. Радиолокационное сопровождение длится до тех пор, пока оператор не перейдет на ручное сопровождение оптической системой. Радиолокационный способ сопровождения цели является основным, а в случае помех или по другим причинам возможно ручное сопровождение с помощью перехода на джойстик и работая с оптической системой. В этом случае возможна визуальная идентификация цели оператором. Информация от оптической системы и обзорной РЛС поступает на компьютер, находящийся на пусковой установке, и эта информация используется при вычислении момента и координат попадания цели в зону поражения. При вхождении цели в зону поражения визуальный сигнал (лампочка) зажигается в поле зрения оператора, который должен немедленно нажать кнопку «Пуск». Ракета стартует и наводится на цель без вмешательства боевого расчета. Оператор во время полета ракеты выполняет только одну задачу - сопровождает цель. Заряжание пусковой установки Ракета имеет полуброневую боевую часть. Взрывная волна большой силы производит разрушение внутри цели. Такое поражение цели ракетой комплекса «Рапира» получило название «система пробивного -действия». После поражения цели оператор может немедленно перейти в режим обзора пространства для захвата и уничтожения следующей цели либо произвести запуск второй ракеты по этой же цели или другой, находящейся в поле обзора оператора. Перезаряжание четырех ракет тренированным боевым расчетом производится менее чем за 2,5 мин. Обзорная РЛС способна обнаруживать низколетящие цели на фоне отражений сигнала от земной поверхности на дальностях более 15 км. Поражение ракетой цели на дальней границе зоны поражения составляет 7000 м, тем самым площадь зоны поражения составляет 150 км2 для одного комплекса (огневого узла). Время реакции комплекса (время от момента обнаружения цели до пуска ракеты) составляет около 6 с, что было неоднократно подтверждено боевыми стрельбами. В британской армии элементы комплекса «Рапира» обычно буксируются с помощью однотонного вездехода (колесная формула 4x4) «Land Rover». После испытаний, прошедших в 1990 г., Королевские ВВС Великобритании разместили заказ на замену 214 буксирующих автомобилей «Land Rover» новым 8-цилиндровым мощностью 127 л.с. двигателем. Пусковая установка в транспортном положении Для заказчиков на Ближнем Востоке в качестве тягача использовался вездеход SUPACAT (колесная формула 6х6). Комплекс «Рапира» в настоящее время может выпускаться по конкретному заказу. Он широко экспортировался во многие страны мира. Наиболее крупные покупатели: Австралия, Индонезия и Швейцария. Комплексы «Рапира» участвовали в составе 12-го полка ПВО Великобритании во время Фолклендского конфликта 1982 г. Было развернуто 12 пусковых установок, комплексы участвовали в боевых действиях с самого первого дня высадки десанта на Фолклендские острова. Источники английского правительства (Белая книга: Фолклендская кампания. Уроки) утверждают, что комплексами «Рапира» было уничтожено 14 аргентинских самолетов. Однако по другой информации комплекс «Рапира» сбил только один самолет AI Dogger А и участвовал в уничтожении самолета А-4С «Скайхок». Утверждается, что РАС «Блайндфайер» не принимала участия в данных боевых действиях. Комплекс «Рапира» участвовал на стороне иранских войск в войне между Ираном и Ираком в 70-х годах, и считается, что он уничтожил иракский бомбардировщик типа Ту-22. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ Мк.1 Длина, м 2,24 Диаметр, м 0,13 Размах крыльев, м 0,38 Стартовая масса, кг 42,6 Максимальная скорость, М свыше 2,0 Дальняя граница зоны поражения, км 7,0 Ближняя граница зоны поражения, км 0,25 Максимальная высота зоны поражения, км более 3,0 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|