|
||||
|
«Тор-М1» (РОССИЯ) Комплекс «Тор-М1» предназначен для решения задач противовоздушной обороны на уровне дивизионного звена. Он обеспечивает эффективную противовоздушную оборону военных и гражданских объектов от внезапных ударов крылатых ракет, корректируемых авиабомб, самолетов, вертолетов, беспилотных и дистанционно управляемых летательных аппаратов. Комплекс способен выполнять боевые задачи в любых климатических условиях. Отличительными особенностями ЗРК «Тор-М1» от других комплексов этого класса являются высокая маневренность, мобильность, малое время реакции, автоматизация боевой работы, эффективность при стрельбе по широкому классу целей. Комплекс создан на базе ЗРК «Тор». В результате модернизации в комплекс был введен второй целевой канал, в ракете применена боевая часть с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличилась зона поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи. Государственные испытания ЗРК «Тор-М1» проводились с марта по декабрь 1989 г., на вооружение он был принят в 1991 г. Вероятность поражения типовых целей одной ЗУР была увеличена по сравнению с ЗРК «Тор» при стрельбе по крылатым ракетам типа ALCM с 0,45-0,95 до 0,56-0,99, по ДПЛА типа BGM - с 0,86-0,95 до 0,93-0,97, по самолетам типа F-15 - с 0,26-0,75 до 0,45-0,80 и по вертолетам типа «Хью Кобра» - с 0,50-0,98 до 0,62-0,75. Зона поражения ЗРК «Тор-М1» при стрельбе одновременно по двум целям осталась практически такой же, как у комплекса «Тор» по одной цели, что обеспечивается за счет сокращения времени реакции комплекса «Тор-М1» с 8,7 до 7,4 с при стрельбе с позиции и с 10,7 до 9,7 с - при стрельбе с короткой остановки после движения. В состав зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» входят: боевая машина (9А331), транспортно-заряжающая машина (9Т244), средства технического обслуживания и ремонта. В боевую машину 9А331 были внесены некоторые изменения (по сравнению с 9А330): • использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль; • в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивающая более эффективное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, изменен порядок обзора пространства для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок; • в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивающий обнаружение и автосопровождение зависшего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира и аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» (радиостанции и аппаратура передачи данных). Впервые в практике создания ЗРК вместо пусковой установки применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для ракеты 9М331 с корпусом из алюминиевых сплавов, который в совокупности с этими ЗУР составил ракетный модуль 9М334. Масса модуля с четырьмя ЗУР, с катапультами и ТПК составляет 936 кг. Корпус ТПК разделен диафрагмами на четыре полости. Для транспортировки и хранения ракетные модули собирались с помощью балок в пакеты - до шести модулей в пакете. Транспортная машина 9Т244 была способна перевозить два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжаю- щая машина - два пакета из двух модулей. Боевая машина размещается на базе гусеничного шасси ГМ-355, имеющего изменяемый клиренс. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска обеспечивают хорошую маневренность и плавность хода по пересеченной местности. В боевой машине размещаются информационно-командные средства, приборы управления, навигации и связи, два транспортно-пусковых контейнера с четырьмя ракетами в каждом, автономная система электропитания. Информационно-командные средства обеспечивают обнаружение целей, измерение их координат и наведение ракет. Они включают в себя радиолокационные станции обнаружения, сопровождения целей и наведения ракет, системы опознавания целей и вторичной обработки радиолокационной информации, радиолокатор захвата и вывода ракеты на траекторию цели, быстродействующую цифровую специализированную вычислительную машину «Сейвер», а также пульт управления со средствами индикации. Радиолокационная станция обнаружения целей представляет собой трехкоординатный доплеровский локатор кругового обзора с многоканальной цифровой обработкой сигналов. Функционируя совместно с вычислительной машиной, она обнаруживает и опознает до 48 целей на дальности 25 км, а затем сопровождает десять наиболее опасных из них. Эти цели по критерию опасности распределяются в приоритетный ряд. Стрельба готовится по самым «важным» из них. Данные об этих целях поступают на пульт командира и параллельно - на станцию сопровождения целей и наведения ракет. Станция сопровождения целей и наведения ракет - моноимпульсный доплеровский локатор с ФАР и электронным управлением луча - уточняет параметры целеуказания, осуществляет сопровождение и четырехкоординатное измерение параметров движения цели. Максимальная дальность обзора - 25 км. В рабочем секторе производится одновременное измерение координат двух целей и наведение на них ракет. На основе траекторных и сигнальных признаков цели ранжируются по классам, эта информация поступает в систему управления ракетой для оптимизации режима ее полета. Цифровая специализированная вычислительная машина осуществляет обработку данных и управление всеми системами комплекса. В процессе движения боевой машины, в том числе в боевых порядках прикрываемых войск, обнаружение цели и анализ воздушной обстановки осуществляется за счет гиро- стабилизации антенной системы поискового локатора. Остановка требуется только для ракетной стрельбы. В походном положении антенны РЛС складываются. В сложной помеховой обстановке (при плотном радиоэлектронном противодействии противника) и на предельно малых высотах полета цели может использоваться дублирующий (телевизионный) канал сопровождения. Внутри башни кругового вращения располагается шахта пусковой установки. В ней вертикально размещаются два ТПК с ракетами. ЗУР 9М331 - твердотопливная, одноступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме «утка» с радиокомандным способом наведения. Осколочно-фугасная боевая часть включает осколки высокоплотного сплава. Подрыв боевой части осуществляется активным радиовзрывателем. Ракета обладает высокими маневренными свойствами (допустимые перегрузки - до 30g), что позволяет поражать скоростные, низковысотные, малоразмерные и бронированные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g. ЗУР 9М331 поставляется в войска в окончательно снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течение 10 лет. Ракета запускается из шахты вертикально с помощью катапульты, а после выхода из шахты с помощью газодинамических рулей, расположенных в носовой части, разворачивается в направлении цели. Затем включается двигательная установка. Автономный широкоугольный пеленгатор ЗРК осуществляет захват ракеты, а затем выводит ее в луч локатора наведения. Станция наведения и телевизионный оптический визир Боезапас ракет пополняется с помощью транспортно-заря- жающей машины, снабженной специальным манипулятором. Для заряжания полного боекомплекта ракет требуется 18 мин, загрузка ракет возможна и с тобычной транспортной машины с помощью крана. Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке. Электропитание аппаратуры боевой машины осуществляется от встроенной электростанции, имеющей основной привод от газотурбинного агрегата и вспомогательный - от системы отбора мощности дизельного двигателя шасси. Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. При отказе она производит поиск неисправного элемента с точностью до группы панелей. Аппаратура комплекса выполнена с учетом новейших технических достижений и технологий, имеет развитый функциональный контроль, что обеспечивает высокую эксплуатационную надежность. Заряжание боекомплекта Расчет боевой машины - 3 человека: командир, оператор и механик-водитель. Предусмотрена защита расчета от средств массового поражения, система жизнеобеспечения создает внутри рабочего отсека башни нормальные условия обитания. Для подготовки операторов боевой машины есть специальный автономный тренажер. Значительным отличием ЗРК «Тор-М1» от комплекса «Тор» явилось наличие в его составе боевых средств унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир», предназначенного для автоматизированного управления боевыми действиями ЗРК «Тор-М1» в составе зенитного ракетного полка. Основное предназначение унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир» применительно к ЗРК «Тор-М1» - управление автономными боевыми действиями зенитных ракетных батарей (с постановкой и контролем выполнения боевых задач боевым машинами, целераспределе- нием между ними, выдачей им целеуказаний). Централизованное управление должно было осуществляться через унифицированный батарейный командирский пункт батареями полка «Тор-М1» с командного пункта полка, на котором предполагалось использовать командно-штабную машину МП22-Р и специальную машину МП25-Р. Боевая машина комплекса «Тор» может транспортироваться всеми видами транспорта, включая авиационный (масса шасси 34 250 кг, максимальная скорость боевой машины по дорогам с твердым покрытием 65 км/ч). Мобильный вариант «Тор-М1ТА» Проводятся работы по замене минского гусеничного шасси ГМ-355 на разработанное в подмосковных Мытищах ГМ-5955. Проводятся также работы по размещению основных элементов комплекса на колесных базах - в самоходном варианте «Тор-М1ТА» с размещением аппаратной кабины на автомобиле «Урал-5323», а антенно-пускового поста - на прицепе 4МЗАП8335, и в буксируемом «Тор-М1Б» (на двух прицепах). За счет снижения проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания (свертывания) до 8-15 мин достигается снижение стоимости комплекса. Ведутся работы и по стационарному варианту комплекса «Тор-М1ТС». ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Дальность поражения, км: максимальная 12,0 минимальная 0,5 Высота поражения, км: максимальная 6,0 минимальная 0,01 Вероятность поражения цели типа самолет одной ракетой 0,45-0,8 Число целевых каналов 2 Длина ракеты 9М330, м 2,89 Диаметр корпуса ракеты 9М330, м 0,23 Размах крыльев, м 0,65 Масса, кг: ракеты 165,0 боевой части, кг 14,8 Время перезаряжания, мин 18 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|