|
||||
|
Глава 1. Русский кулак Не так давно, в конце шестидесятых годов двадцатого века, состоялся последний бой стенка на стенку. Пожалуй, именно об этом виде кулачного боя дольше всего сохранялась историческая память в среде крестьянского и рабочего люда. Что же мы еще помним кроме этого? Легче перечислить, что мы забыли, ведь забыли мы почти все. Во многих традициях мира при анализе корней боевого искусства принято обращаться к двум видам источников — историческим хроникам и эпическим произведениям. Как правило, сторонники «научного» подхода привыкли начинать отсчет времени существования какого-либо явления с момента его первого упоминания в исторических документах. Но ведь для того, чтобы о явлении упомянули, оно должно уже существовать. Более того, явление может не упоминаться в источниках не потому, что оно отсутствует, а как раз наоборот. Например, борьба и кулачный бой упоминаются в русских летописях чрезвычайно редко. Это происходит только потому, что явления такого рода были настолько обыденной практикой, что на них попросту не обращали внимания. Зато народные былины вещают нам об этом постоянно. Думаю, не стоит отворачиваться от нашего поэтического наследия, лучше попробуем его проанализировать. Поводился ведь Васька Буслаевич Строки из былины о Василии Буслаеве поражают прежде всего своим натурализмом и отсутствием должной гиперболизации. Да и сюжет знаком с детства многим моим соотечественникам. Пьяный разгул, как правило, в России перерастает в драки. Но нас интересуют прежде всего сами формы «увечного» боя. А они просты и действенны, как следует из былины. Например, удары по спине или поперек хребта; сразу вспоминается и удар в полруки да поперек груди, вероятно, это один тип ударов, направленный на поражение широких поверхностей тела, таких, как грудь и спина. Да и способы выламывания конечностей тоже описаны вполне ясно, в основе этой механики лежит рывок за конечность — с проворотом. А и будет день ко вечеру, Отрывок из былины повествует об ежевечернем обычае новогородцев устраивать борьбу и кулачные бои, в которых принимает участие все мужское население, начиная с самых маленьких и заканчивая стариками. Поединки, проводимые с соблюдением правил, иногда перерастали в массовые побоища, и тогда: Молоды Василей стал драку разнимать, Зайти с носка мог прежде всего только тот, кто на носок востер, то есть хорошо боролся с применением техники ног, да не просто боролся, а еще и бил ногами на уровень головы. Однако подробному анализу техники драки ногами посвящена моя следующая книга — "Русская драка ногами". Темой теперешнего исследования является все-таки кулачный бой. Прямое отношение к русскому кулачному бою имеет и следующий отрывок из былины о Василии Буслаеве: Разгорячилось у него да ретиво сердце, Возможно, многие решат, что былина это не тот источник, которому можно доверять. Но ведь в приводимых отрывках нет ничего невозможного, а как раз наоборот бросается в глаза реалистичность и логичность происходящего. Былинная строка также помогает понять содержание, например, пословиц. Как я тебе дам пинка, так тебя семь лет голенищами понесет! Уж о значении пословиц и рассказывать не нужно, они говорят сами за себя. Важно только не забывать, что пословицы отражают широко распространенные народные нравы и принимаются нашим сознанием как не требующие доказательств. Кроме пословиц и былин существуют хотя и детские, но в полном смысле слова народные игры, вырабатывающие навык, жизненно необходимый для будущих кулачников. Вот, к примеру, игра, называющаяся «слепок». В ней по жребию выбирается игрок, которого ставят к стене. Остальные игроки подходят к нему, каждый с такими словами: "Я у печки стою, щелчки варю, приговариваю!" После этого каждый бьет водящего ладонью по спине, потом играющие сразу разбегаются в стороны. Водящий, или «слепок», догоняет беглецов, и тот, кого он ударит рукой, становится «слепком», от которого он сам спасается бегством. По аналогичным правилам проходит и игра в пятнашки, известная всем с детства. А вот еще одна игра, называющаяся "горячее место". На земле кругом или чертой обозначается "горячее место". Вожак по жребию становится недалеко от этого места и охраняет его. Задача игроков — проникнуть за линию, задача вожака — не пустить на горячее место игрока, поэтому вожак бьет играющих или ловит. Побитый делается помощником водящего и вместе с ним ловит игроков. Прорвавшийся на горячее место может отдыхать там, пока все игроки не сделаются помощниками водящего. Когда все игроки побиты и переловлены, игра начинается сначала. Водящим становится тот, которого побили первым. Из того же разряда игра "ястреб и голуби". Водящий, выбираемый по жребию, называется ястребом, игроки — голубями. Ястреб прячется. Когда голуби слишком близко подходят к убежищу ястреба, он выбегает из засады и бьет или ловит голубей. Побитый становится ястребом и прячется. Есть и зимние игры, способствующие развитию необходимых в бою навыков. Взять хотя бы известные всем «снежки». Вырабатывание навыков свили и навыков точного метания как нельзя лучше формирует стереотипы движения, необходимые бойцу. Были игры и более сложные, так сказать, игры для будущих «телохранителей». Например, игра, называющаяся «масло». Одного из играющих сажают на санки, а другой его возит. Остальные стараются "отведать масла", то есть ударить сидящего на санках, а возница защищает его от удара. Причем, если возница кого ударит, пропустивший удар сразу становится «масло», а тот, кого он бил, становится возницей. Это далеко не полный перечень детских игр, построенных на умении наносить удары и предотвращать их. Разумеется, что это только начальные формы подготовки, призванные с самого раннего детства приучить детей к ударам. Иначе как, по-вашему, без предварительной психологической и физической подготовки возможно участие в боях на затравку, для раззадоривания взрослых? Да и обычные уличные драки между детьми тоже нельзя не учитывать. Эти доказательства дополняются свидетельствами русских историков и иностранных хроникеров, на которые я ссылался в своей книге "Русская профессиональная драка". Достоверно известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах. Это были бои: сам на сам (один на один), стенка на стенку (строй против строя) и сцепные (каждый за себя). Вероятно, самым древним видом массового кулачного боя следует считать сцеплялку — свалку. Существует много названий этой забавы, в основном локального характера: сцепной бой, свалка врассыпную, свалочный бой, сцепельная схватка, сцеплялка. Кстати, всем известная детская игра "царь горы" не что иное, как сцеплялка — свалка, перенесенная на холм. Это говорит в пользу бытования такого рода боев среди всех возрастов мужского населения, кроме разве стариков. Сцепной бой можно назвать чисто русским явлением, так как сохранился он только у нас. Сравнительный анализ этого вида кулачного боя позволяет выделить две его разновидности. Первую из них справедливее было бы назвать бой толпа на толпу, потому что он представлял собой противодействие двух партий бойцов, которые бились без соблюдения строя, врассыпную. Задача — обратить противника в бегство. Истоки возникновения боя можно отнести к тому периоду военной истории русов, когда они бились без соблюдения строя. Вторая разновидность сцеплялки представляла собой действо, где каждый бился сам за себя или (что одно и то же) один против всех. Несмотря на свою жесткость и недостаточную популярность в сравнении с другими видами, бой сам за себя оказался на удивление живучим. Так, еще в конце XIX века, по свидетельству Н. С. Разина, в Царицыне (нынешний Волгоград) бытовала сцеплялка — свалка, где каждый бился сам за себя. По словам Разина, "здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием". В. И. Даль считал эту разновидность боя самой жестокой в сравнении с другими видами. С технической точки зрения, чтобы хорошо драться в условиях свального боя, необходимы, как минимум, следующие качества: высокий уровень реакции, широкий кругозор, умение передвигаться одновременно с нанесением удара, хорошая увертливость и, самое главное, умение выводить удар в любую точку пространства вокруг себя. Далеко не последнюю роль играют сила и точность удара, а также Динамическая выносливость. Вот перед нами и cфopмиpoвaлcя идеальный образ уличного бойца. Со всей ответственностью могу вас заверить, что сцеплялка не терпит искусственных ограничений. Например, не срабатывают запреты на удары в какую-либо часть тела. Потому что каждый хочет освободить пространство вокруг себя, а это с неизбежностью приводит к использованию чисто рефлекторных и ситуативных элементов типа подсечек и подножек. Удары ногами — тоже вынужденная мера. Вообще в условиях сцеплялки невозможно осознанно оценивать ситуацию. Например, невозможно провести задуманный силовой бросок — тут же со всех сторон начинают бить сцепившихся, так как они превращаются в легкую мишень для окружающих. Зато очень хорошо и органично применяется техника динамической борьбы, которую мы называем охотницким боем. Одна из народных пословиц ярко иллюстрирует впечатление, производимое на зрителей этой техникой: "Сбил да поволок — ажио брызги в потолок". Тем не менее не спешите думать, что сцепной бой, кроме травм и увечий, ничего не приносит. В конце концов, каким бы жестким ни был сцепной бой, в нем всегда остается элемент игры, превращающий это состязание в увлекательную, затягивающую забаву. Более того, считаю сцепной бой непременным звеном в подготовке хорошего бойца, способного драться не только в бою один на один, но и в бою один со многими. Безусловно, самыми массовыми и популярными можно считать бои стенка на стенку. Они проходили, как правило, в зимнее время, что связано, скорее всего, с большим количеством народных праздников, выпадавших на это время года. Буквально все исследователи солидарны во мнении, что разгул кулачных боев приходился на Масленицу. О стеношных боях, проводимых летом, упоминаний не встречается вовсе. Летом кулачные бои проходили в основном по приглашению бояр, один на один, и то крайне редко. Это связано, на мой взгляд, с тем, что теплое время года очень загружено работой, и поэтому собрать полноценную стенку было невозможно. Но никаких ритуальных ограничений на эту забаву в теплое время года никогда не существовало. В некоторых источниках встречаются объяснения другого рода. Теплое время года несло с собой войны и многочисленные набеги как с Востока, так и с Запада, и поэтому забавы в это время были недопустимой роскошью, к тому же русские дружины всегда были немногочисленны. Некоторую роль в сезонности кулачного боя играло и то обстоятельство, что стенка в большинстве случаев ставилась на льду реки или озера. Другой ровной площадки, способной вместить большое количество народа, подчас найти было невозможно. Однако бои могли проводиться и в исторически закрепившихся местах, например, на площадях или островах. Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчишки, за ними — юноши и неженатые парни, а после ставилась и взрослая стенка. Встречаются упоминания о том, что, бывало, проходили два боя одновременно. Например, дрались ребячьи стенки, и рядом шел бой взрослых, женатых мужиков. Хотя лично мое мнение — дети не способны долго держать строй; он, как правило, разваливается и начинается бой толпа на толпу. К этому выводу я пришел за время своей преподавательской деятельности. Однако бесспорно то, что молодежь нужна была для «разогрева» интереса у зрителей, как говорили раньше, для "затравки". Сами бои назначались в определенный день, и до этого дня набирались команды. Закликалы ходили по домам и сманивали на свою сторону бойцов, кого вином, кого подарками. Правила боев везде были разные. Наиболее распространенный комплекс включал в себя следующие требования: присевшего и лежачего не бить, в спину не бить, закладок в руках не иметь, не захватывать одежду противника. В разных местностях существовали и дополнительные ограничения. Например: по рылам не бить, ногами не бить, с крыла не бить, не бить с подножкой. Далеко не всегда запрещались какие-либо действия только из соображений безопасности. Например, в спину никогда не били потому, что нельзя ломать строй и догонять ударами в спину прорвавшегося противника. Этим занимались записные бойцы, стоявшие за каждой из стенок и встречавшие прорвавшихся своими ударами. Думаю, пришло время рассказать о задачах стеношного боя. Дело в том, что практически никто из исследователей не понимает, зачем нужно было обратить противника в бегство или хотя бы вынудить его к отступлению. А призыв стеношных бойцов: "Ни шагу назад!" — откуда он? Правила были таковы, что для победы нужно было загнать врага за границу поля. Полем называлась территория, на которой проходил бой. Вытеснить противника за поле — это все равно что взять вражеское знамя. Поэтому заявление адептов "новой русской традиции", что выигрывала только та стенка, которая прорвется через другую, совершенно надуманно и необоснованно. Дело в том, что строй будет прорываться всегда. Именно для этого у каждой из команд существовали надежа — бойцы. Это они, закусив зубами шапку, прорывали строй противника, сразу выбивая из него по несколько человек. Именно «надежу» и встречали записные бойцы, а иногда и ватагу прорвавшихся вслед за ним противников, тогда за стенкой тоже начинался бой, только по своим правилам. Здесь строй соблюдать необязательно, тут нужно другое умение. Плотные ряды бойцов вытесняют более слабую стенку к той самой черте, которая для одних означает победу, для других — поражение. Относительно техники боя — позволю себе несколько, на мои взгляд, важных замечании. Стойка бойцов была левосторонней. Это значит, что левая нога находится впереди, левая рука вместе с плечом выдвинута вперед и закрывает голову, правая нога отставлена в упор назад, правая рука находится у груди в техническом элементе, который называется в славяно-горицкой борьбе — буздыган. Неустойчивость позиции — сбоку — компенсируется плотностью строя. Из-за таких условий построения наносить хлесткие удары вразмашку невозможно. Зато вполне годятся толчки, тычки, а также удары, соединяющие в себе пробивную и вытесняющую функции. Активно использовались толчки раскрытой ладонью, остановки удара в рукавицу ("мерцание"), много было защитных элементов, которые охарактеризованы хронистами как подставки предплечьями. Кроме того, существовали и формы защиты воротом тулупа. Имитация этих движений в славяно-горицкой борьбе называется запах, или греко-римская защита, так как эти же движения совпадают с имитацией действий щитом в бою. Что касается запретов на удары ногами, это, как мне видится, чисто технический запрет, предусмотренный правилами для сохранения равновесия бойца. Запрет на захват одежды — чисто стилевая мера, говорящая нам о том, что борьба и кулачный бой в стенке были четко разграничены. Что касается тактических построений стеношного боя, то замечу одну деталь, ускользнувшую от внимания исследователей. Иногда так называвшийся надежа-боец проходил сквозь строй соперников без видимых осложнений, за ним строй мгновенно смыкался, чтобы не пропустить в оставленный для надежи коридор его последователей. Это сильно напоминает средневековую тактику ведения боя, когда воина, вооруженного двуручным мечом, пропускали через свои порядки и, сомкнув щиты, продолжали бой. Делалось это для того, чтобы избежать урона, наносимого строю такими бойцами. А за строем его будут ждать… как, например, в римских легионах ждали своего часа знаменитые триарии. Настало время разобраться, кто же были эти воины, способные драться с надежа — бойцами и сами могущие занять их место. Все говорит за то, что это были профессиональные бойцы, мастера самосхода. Бой сам на сам, или, как теперь принято говорить, один на один, всегда был самым почитаемым и популярным видом боя в России. Бои сам на сам проводились по приглашению заинтересованной стороны или на кругах по вызову. То есть в первом случае существовал организатор боя, во втором случае это было стихийным волеизъявлением соревнующихся. В случае, если бойцы приглашались организаторами, бои назначались на определенный день. Бои другого рода происходили на различных праздниках или ярмарках, где всегда находилось большое количество желающих помериться силой и побиться на кулачках. Относительно техники ведения боя можно лишь добавить, что некоторые бойцы использовали близкую к современному боксу левостороннюю стоику с вытянутой в сторону противника левой рукой. Русские кулачники били короткими боковыми ударами, называвшимися — под силу, длинными боковыми с размаха (затрещинка), прямым тычком (прямой с подтока). Популярны были также удары предплечьями, называвшиеся с крыла, которые из-за своей разрушительной силы иногда запрещались в стенке. Били в основном в голову (нижняя челюсть, виски, переносица), в солнечное сплетение (в душу) и под ребра (под микитки). Применялось множество обманных движений, а также отскоков, нырков и отшагиваний с плоскости развития удара. Попытаемся теперь восстановить тактические построения в русском кулачном бою. Безусловно, самой разнообразной тактической схемой обладала сцеплялка — свалка, ведь противники окружали бойцов со всех сторон: техническая схема сцеплялки органично вплеталась в тактические построения, это делало данный вид наиболее ценным в прикладном плане. Следующее место по сложности тактических действий отдельного бойца занимает бой один на один. Однако это было уже единоборство, которое помогало продемонстрировать достоинства каждого из бойцов и чистоту стиля. (Хотя задача здесь была уже другой по сравнению со сцеплялкой; поэтому в единоборстве с успехом можно было применять стойку стеношного боя почти без изменений.) В свою очередь тактика стенки подчиняла технику задачам группового боя. На селе держались плотного строя, в городе дрались в одну или в две шеренги. Бойцы становились в наиболее выгодном для своей команды порядке. Вперед выступали единым строем, не допуская разрывов. Всегда старались приходить на выручку соседям, для этой цели иногда выделялись резервы, призванные вступить в бой в решающий момент. Среди кулачников были выдающиеся бойцы, способные в одиночку или вдвоем-втроем противостоять целой стенке или толпе. Совершенно естественно, что и в сцеплялке, и в бою один на один эти богатыри тоже оказывались первыми из первых. Завершая разговор о кулачном бое, хотелось бы напомнить читателю о том, что это исследование направлено на освещение народной состязательной традиции. Это область так называемого «сермяжного» умения, заключающего в себе способы боя, широко распространенные среди наиболее близких к стереотипам русской драки. Традиция эта оказалась одной из самых живучих и активно практиковавшихся вплоть до конца XIX века. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|