1. МЕДИТАЦИЯ

1 марта 1981 года.

Лекция посвящена ученикам, в имени которых есть слово дхиан — медитация.

Ма Дхиан Април/медитация, раскрывающееся сердце

Свами Дхиан Томмазо/медитация, искатель, истины

Свами Дхиан Марк/медитация, могучий воин

Свами Дхиан Иоген/медитация, единение с целым

Ма Дхиан Раджо/медитация, царица

Свами Дхиан Суриам/медитация, солнце, источник света

Ма Дхиан Пурнам/медитация, совершенная

Ма Дхиан Анупам/медитация, уникальность

Ма Дхиан Анугито/медитация, песня


Ум — прямо противоположен медитации, это — сердечная замкнутость. Медитация — это сердечная открытость. Человек может жить умом, но жизнь тогда потеряет всякую значительность, свою поэзию и песню, станет тривиальной, искусственной и совершенно разочаровывающей. Обернется утратой великих возможностей, докажет неблагодарность такого образа жизни, ибо бог дал нам возможность расти, вместо того чтобы накапливать несущественное: деньги, власть, авторитет.

Одна очень известная книга называется так: «Взрастить богатство», но в ней как раз описан способ не как преуспеть в росте, а как отстать и такова философия простого человека. Во всем мире все интересуются тем, что искусственно. Причина в том, что дверь к божественному закрыта, тогда как дверь ко всему мирскому открыта.

Наши школы, колледжи, университеты находятся на службе у общества. Они являются агентами, функция которых состоит в том, чтобы замкнуть сердце и отпереть голову. Моя работа здесь состоит в том, чтобы обратиться к вашему сердцу и как только оно отзовется, откроется, ваша жизнь превратится в праздник.

Ум отделяет вас от существования, дает представление об эго; сердце объединяет, дает представление о единстве с целым. Ощущение единства с целым - есть наивысшая радость, выше которой ничего нет. Это есть чувство огромной любви, величественней которой ничего нет. Это есть сама истина, ибо это приносит гармонию, в которой все конфликты исчезают. Жизнь становится гармонией, ритмом, ритмом, который с каждым мгновением уходит все глубже и глубже. Люди дзен это называют

Звуком

Хлопка

Одной Ладони.

Теперь нет двух, то есть музыка есть, но не сыгранная кем-то. Когда вы играете на ситаре, необходимы две вещи: нужен инструмент и музыкант, музыкант должен щипать струны. По сути - это конфликт, но из конфликта рождается только постная музыка. Существует иной мир музыки, иное измерение. В Индии ее называют «анахат над» - музыкой неизвлеченных звуков. В ней нет двух — музыканта и того, на чем он играет, музыкант стал музыкой, танцующий стал танцем. Это и есть

Звук

Хлопка

Одной Ладони.

Роза не сможет стать розой, если все ее усилия будут направлены на то, чтобы стать лотосом. И лотосом она все равно не станет, в этом нет необходимости. Если бы бог пожелал, чтобы роза стала лотосом, то он бы сотворил лотос, но он их сотворил уже великое множество.

Где-то я прочитал такое: если бы бог пожелал создать людей гомосексуальными, то сотворил бы Адама и Ивана. Он не сделал этого - это так ясно. Но люди пытаются исправить бога. Он же создал всех такими, какими хотел создать, поэтому самое лучшее — это открыть себя, обнаружить, кто есть я. Как только вы обнаружите, кто вы есть, так тут же все ваше стремление к совершенству исчезнет, потому что вы обнаружите, что уже совершенны, нет нужды быть совершенным. Таким, какой вы есть, вы уже совершенны. Это происходит только через медитацию, ведь медитация означает возвращение к своему центру, обретение покоя, отдохновения в самом себе, с целью открыть себя, свою суть. Самораскрытие - это и есть истинная духовность, все остальное — ерунда. Как только это дойдет до вас, придет и все остальное. Человек может размышлять об истине, но это не поиск, такой человек подобен слепому, размышляющему о свете. Он будет о нем размышлять годами, но сколько бы он о нем ни размышлял, он его так и не увидит. «Размышлять о», «говорить о»… слово «о» - замечательное, означающее: вокруг да около, хождение по кругу, никогда не достигая центра. Таков путь ума, философии, теологии, всех проявлений мышления. Ищущий истину должен остановить мышление, быть молчаливым, без единой мысли. Вся энергия, направленная на мышление, должна быть оттуда взята и направлена на осознавание. Энергия одна и та же, ее можно использовать для мышления и ее можно использовать для осознавания. Мы не обладаем множеством энергий, у нас она только одна, но имеющая различные проявления.

Медитация не направлена на то, чтобы использовать ее для размышления, а направлена на то, чтобы использовать ее для осознавания, чтобы быть молчаливым. Наблюдая, ожидая, видя, что чем больше вы способны увидеть, тем меньше способны размышлять, тем ближе вы становитесь к истине, к свету. Как только видение станет абсолютным, это будет означать, что вы обрели дом.

Медитация — это путешествие внутрь себя. Снаружи вас окружает мир захватывающих событий и приключений, но мир этот ничто по сравнению с теми событиями и приключениями, которые ожидают вас на пути внутрь. Внешний мир полон врагов, но ваших внутренних врагов гораздо больше. Имеется лишь одно отличие и оно заключается в том, что внутренние враги - ваши собственные создания. Поэтому, когда наступит момент, и мы решим уничтожить их, в этот же момент они будут уничтожены. Они есть то, во что мы хотим верить. Ум, эго, жадность, гнев, ревность, чувство собственности - вот все враги, которых мы усиленно поим и кормим, хотя могли бы срубить им головы одним ударом, хотя могли бы выкорчевать всю эту армию, благодаря одному моменту озарения. Медитация и означает этот момент озарения, в котором можете увидеть, как вы создавали своих врагов. Само это видение принесет смерть всем вашим врагам. Человек достигает вершины истины, используя этих внутренних врагов в качестве ступенек. Конечно, только трупы этих врагов могут быть использованы в качестве ступенек. Живыми они могут принести только несчастье, ставя вам подножку, куда бы вы ни пошли, - легко они не сдадутся. Поэтому одна борьба ничего не даст. Понимание — вот ключ. Постараться понять своих внутренних врагов - и тогда случится чудо. Враг, который понят тотально, растворяется в самом этом понимании. Постарайтесь понять ревность — и она исчезнет; постарайтесь понять эго — и оно исчезнет. Понимание действует подобно свету: стоит направить луч света в темную комнату и темноты уже нет. Медитация — это мост между вами и целым. Ум — это стена между вами и целым. Из одних и тех же кирпичей вы можете построить мост, а можете построить и стену. Саньяса — это разрушение стены и использование ее кирпичей для постройки моста.

Это простой феномен, он не такой трудный, как людям об этом говорили. Люди, которые твердили, что это трудно, сами находятся в тисках эго. Конечно, раз это трудно, а вы все-таки достигли этого, ваше достижение будет удовлетворять эго. Поэтому, так называемые святоши, пытаются убедить людей в том, что это очень изнурительно, почти невозможно, что только редкому числу людей, спустя целые жизни, прожитые в трудах и целомудрии, удалось достичь цели. И то только благодаря божией милости. Ни вы, ни ваши усилия еще не дают надежды до тех пор, пока бог этого не пожелает - таково необходимое условие, но кто знает, когда он пожелает этого и пожелает ли он этого вообще. Эти, так называемые, святоши пытались доказать человечеству, что медитация — вещь очень трудная, ведь это единственный путь — пытаться убедить людей в том, что у них больше святости, чем у всех остальных. Что они цели достигли, а вам до этого нужно прожить жизни и все, на что вы способны сейчас - поклоняться им.

Мой подход совершенно иной: медитация — самая простая вещь в мире, ничего святого вокруг нее нет и ничего необычного, нужно лишь немного понимания. Те же кирпичи, но, конечно, выложенные по-другому, превратят стену в мост. Мысли обладают той же энергией, что и безмыслие; желания обладают той же энергией, что и их отсутствие; похоть обладает той же энергией, что и любовь - тут нет фундаментального различия. Нужно изменить только форму, проявление - это сделать нетрудно. Если это мог сделать я, то это может сделать и любой, потому что вы не можете найти более несвятого человека во всем мире, чем я.

Медитация заставляет осознать царство божие, принадлежащее вам. Оно всегда есть, вы никогда не теряли его, другое дело, что вы не смотрите на него. Вы смотрите наружу, а нужно смотреть внутрь, оно всегда у вас за плечами - всегда рядом, никуда не уходит, следует за вами, точно тень, даже более чем тень. Ведь тень с наступлением темноты исчезает, но ваше внутреннее царство всегда с вами, в ваших невзгодах, - когда душа ваша во мраке, даже в аду оно с вами, оно — ваша неотъемлемая природа. И только из-за того, что мы не смотрим на это внимательно, мы остаемся нищими.

Все в этой жизни ходят с чашей для подаяния. И когда кто-то совершает поворот, поворот на сто восемьдесят градусов внутрь, в тот же миг чаша падает из рук. Когда вы поймете, какими неистощимыми богатствами владели с самого начала, все желания сами собой исчезнут.

Религии твердили людям как раз противоположное: вначале оставьте все желания — твердили они, потом вы обретете царство божие. Все это означает - повернуть с ног на голову, пустить лошадей позади кареты. Ни лошадь, ни карета не двинутся с места, движение замрет. Такая расстановка неверна. Человек не может оставить желания до тех пор, пока не поймет, какими неисчислимыми богатствами обладает. Поэтому моя установка совершенно противоположна: позабудьте все, что сказано о желаниях - они естественны, вы должны держать эту чашу для подаяний, ибо еще не узнали, что вы царь или царица. Так что вначале узнайте свою природу, а потом уже решайте. Если же вам все-таки захочется нести чашу для подаяния, - что ж, прекрасно, но только я еще никогда не слышал о человеке, который бы продолжал ее нести после того, как увидал, какими несметными сокровищами обладает. Поэтому я не говорю — оставьте желания и вы станете мастером. Я говорю — станьте мастером и тогда желания оставят вас. Отсутствие желаний — это следствие, побочный продукт. Отсюда мой упор на медитацию, ибо в ней заключено искусство разворота на сто восемьдесят градусов.

Сколько бы вы ни стояли на солнце с закрытыми глазами, оно не заставит вас их открыть. Жизнь не насилует, она никогда не прикрикнет на вас, а только шепнет на ухо. Она никогда не постучится в двери, а только встанет на пороге. Она будет ждать, она терпелива, она верит в то, что рано или поздно вы откроете дверь, вы откроете глаза и увидите свет. Медитация означает раскрыть глаза, открыть двери, увидеть этот немеркнущий свет. Как только вы его увидите, все ваше существо преобразится, засияет, просветлеет, ибо внезапно вы поймете, что неотделимы от источника этого света. Что свет этот один и тот же, что они оба слиты воедино; что чувство единства с источником света приносит неизмеримую свободу, бесстрашие, отсутствие желаний. Испытав это, все, что вы ни будете затем делать, будет верным. Поэтому я не даю вам никаких наставлений, я не говорю — делайте это, но не делайте того, я не учу вас никакой определенной дисциплине я лишь призываю вас к тому, чтобы вы открыли глаза и увидели свет. А когда это произойдет, невозможно будет что-либо делать неверно. Самодисциплина придет к вам сама собой и когда она придет, то будет иметь свою прелесть, будет обладать спонтанностью, весельем, в ней будет что-то от танца, она будет игривой, наивной, ненадуманной. Она не сделает из вас святого, она просто превратит вас в очень простую - необычно обычную личность. Медитация — это открытие центра совершенства внутри нас самих.

В течение тысячелетий различного рода вожди человечества, борцы за чистоту нравов, священники, политические деятели учили людей тому, как стать совершенными. Этим они иногда доводили людей до безумия: «стать совершенным» - лихорадочно будоражило людей и становилось источником множества неврозов. Как только человеком овладевает мысль, стать совершенным, он становится пропащим. Я не говорю людям стать совершенными, совершенство — это не такое качество, которое нужно достигать, оно заложено в вашей природе. Его нужно не достичь, а лишь раскрыть. Методы же достижения и раскрытия, совершенно различны. Метод достижения заключается в культивировании - все время улучшать себя, становится все более и более совершенным, постепенно избавляться от ошибок, оплошностей, доводить свое эго до блеска. Метод раскрытия — это не культивирование, а обретение молчания, в котором человек может ощутить, кто он есть. Перед тем, как попытаться стать совершенным, нужно узнать — кто я, на чем я стою, какова моя природа? Не зная того, что вы незабудка, вы попытаетесь стать розой, а это просто сведет вас с ума. И так в жизни и происходит: незабудки стремятся стать совершенными розами, а розы стремятся стать совершенными лотосами. Вот как весь мир все больше и больше сходит с ума. Покручивая у виска пальцем, все в погоне за чем-то, что не составляет его сути, его природы. В конце концов, незабудка никогда не станет розой, а роза не станет лотосом и несчастья в мире от этого еще больше.

Каждый человек, будь то мужчина или женщина; каждое дерево, каждая птица, каждый цветок, обладают собственной неповторимостью, уникальностью. Мы же привыкли все сравнивать. Таким образом общество создает иерархию: кто-то находится выше тебя, а кто-то ниже. Конечно, с тем, кто находится выше тебя, ты ведешь себя иначе, чем с тем, кто находится ниже тебя, при этом ты постоянно пытаешься в этой иерархии занять ступеньку повыше, в то же время постоянно мешая другим подняться выше тебя. Это — никому не нужная, никудышная жизнь, в ней наше горе, несчастье, наш хаос и смятение, и все это построено на одной простой вещи - на идее сравнения. Сравнение привносит во все дух соревнования. От сравнения происходят раны и возникает эго. Раны — оттого, что есть люди, стоящие выше тебя; эго — оттого, что есть люди, стоящие ниже, и вы намертво зажаты между этими двумя глыбами. Так это все испокон веков и происходит. Вы просто тот, кто вы есть, вы не принадлежите никакой иерархии, никто не стоит выше или ниже вас, ибо нет никого, подобного вам поэтому сравнение невозможно. А соревнование бесполезно, нужно просто быть самим собой - вот мое основное послание. В тот момент, как вы примете себя таким, каким вы есть, с плеч ваших свалится огромный груз и жизнь превратится в сплошное ликование, карнавал.

Открытие своей неповторимости может произойти только тогда, когда вы становитесь немного молчаливыми, спокойными и тихими, когда вы распрощаетесь со всеми теми идеями, которые были вам навязаны обществом с самого детства. Все это доброжелатели: ими могут быть родители, могут быть учителя, ими могут быть священники, - я не хочу поставить под сомнение их добрые намерения, их намерения хорошие. Но люди эти бессознательные, а хорошие намерения бессознательных людей, всегда приводят к плачевным результатам. Возможно, они любят вас, желают вам счастья, но жизнь их была уродливой, жили они в страданиях и они могут лишь передать эти страдания вам. Они научат вас той же самой линии жизни, которой они придерживались, потому что этой стратегии придерживались они. Они вас научат верить в те идеалы, в которые верили сами, они познакомят вас со своим образом жизни, образом жизни, который является лучшим доказательством тому, что в жизни они были полными неудачниками, но все равно они будут продолжать вас учить тем же вещам. И каждое поколение передает свои болезни другому поколению. Поколения умирают, но болезни оказываются бессмертными. Люди приходят и уходят, но болезни остаются, и если вы решите выбраться из этого тупика, они почувствуют себя преданными. Не смотря ни на что, им хотелось бы, чтобы вы повторили их жизнь, даже если эта жизнь и была жалкой. Так что я не подозреваю их в плохих намерениях, но одни намерения еще ничего не значат, все, что имеет значение, — это сознательность, а не бессознательные добрые намерения. Сознательностью, однако, обладают очень немногие. Настроиться на сознательную личность - это значит, быть моим учеником, это значит, быть саньясином. Сознательный человек может помочь раскрыть себя, он не будет пытаться ничего внушить вам, пытаться вас запрограммировать. Он просто депрограммирует вас и сделает вас доступным, открытым, чистым, чтобы вы могли сами поставить свою подпись, могли сами спеть свою песню станцевать свой танец.

Величайшие переживания в жизни - это переживания своей неповторимости. Медитация это не есть нечто серьезное. Как говорится о ней согласно древней традиции:

она не такова,

она очень игрива,

она как ничто другое походит на песню,

она как ничто другое походит на танец,

она как ничто другое походит на любовь.

Медитация по самой своей природе не может быть серьезной, серьезность принадлежит уму, медитация принадлежит сердцу. Медитация означает движение из головы к сердцу, отход от серьезного отношения к делам и обязанностям, предлагаемым жизнью и выработка игривого к ним отношения. Голова представляется очень старой, сердце же всегда кажется юным, свежим, подобно каплям росы в лучах утреннего солнца, подобно только что раскрывшимся розам, подобно звездам, появившимся на ночном небе. Оно не похоже на Ветхий Завет, оно не похоже на древние Веды, оно юно, как только что родившееся дитя - с чистыми, ясными очами, ничем не обремененное, незапятнанное, незапылившееся зеркало. Вот что следует запомнить: быть здесь со мной - означает быть игривым, несерьезным, радостным. Я не учу отречению, а учу тому, как радоваться. Чем больше вы будете радоваться, тем больше будете способны воспринимать божественные дары, чем больше вы игривы, тем ближе будете к богу, чем больше будет в вас свежести, юности, жизни, тем больше звезд снизойдет к вам. Они станут проникать в вас все глубже и глубже, достигая самого сердца. Серьезный человек — это мертвый человек, он уже совершил самоубийство. Он будет жить, но если жизнь стала видом произрастания - это своего рода растительное существование - он будет капустой, картофелем, но именно такие люди становились в прошлом святыми, запомните об этом. Святая капуста, святая картошка - очень серьезные люди!!! И взгляните на картошку - вы никогда не обнаружите, чтобы картофель выглядел несерьезно, поэтому остерегайтесь серьезности, она есть величайший грех. Проживайте свою жизнь шутя, и это — величайшая добродетель.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх