|
||||
|
5. КРИМИНАЛЬНЫЙ «ЦЫГАНСКИЙ» ГИПНОЗ — За что нас, цыган, никто не любит? За то, что мы язык лошадей понимаем… Будулай. Фильм «Цыган» Теперь поговорим о тех, кто ежедневно применяет методики скрытого гипноза на практике, никогда при этом даже не слышав ни об NLP, ни о М.Эриксоне. Еще в древнем мире египетских пирамид, индийских богов, тибетских талисманов, перуанских идолов, восточных базаров, африканских тамтамов и древнерусских жрецов была разработана специфическая психотехника воздействия на людей в обычном состоянии сознания. Главный секрет ее заключался в умении «подстроиться», привлечь человека сначала внешне, а затем внутренне, потом через механизм врожденного подсознательного подражания добиться управляемого контакта (раппорта) и необходимого специфического измененного состояния сознания — «очарования». Оказавшийся в нем человек на некоторое время полностью подчиняется, сам того не осознавая. По истечении времени этот «легкий туман» — наваждение — как бы спадает, и человек начинает трезво аналитически воспринимать происходящее. Нетрадиционный гипноз имеет в сотни раз более богатую историю, чем традиционный, несмотря на то, что опыт и знания в нем накапливались медленнее из-за специфики его применения, не позволявшей раскрывать результаты опытов. В последние столетия в России были и есть два направления этой неафишируемой психотехники. Первая — монастырская, вторая — «народная». В монастырскую психотехнику привнесено много элементов христианской религии, а народная строится на старых языческих или магических принципах. Основополагающий принцип народного гипноза прост — «подобное всегда связано и воздействует на подобное». В определенных ситуациях гипноз становится деструктивным, криминогенным средством. Его высокая действенность может послужить непреодолимым соблазном для широкого использования в противоправных целях. Этим и объясняется то, что революция в методе «очарования» за последние триста лет произошла благодаря цыганам, различным авантюристам и жуликам, придумавшим немало психотехнических методов и трюков одурачивания и обмана людей. Древняя психотехника «очарования» через работу с подсознанием, применявшаяся в целях ускорения духовного просветления и самосовершенствования, превратилась в так называемый уличный, или «цыганский», гипноз, т. к. именно цыгане чаще и успешнее других стали его применять для добывания «хлеба насущного». · Цыгане — древнеиндийская каста неприкасаемых, которая занималась музыкой, танцами и пением. В 420 г. н.э. эта каста вышла (по некоторым данным, была изгнана) из Индии и стала расселяться по всему миру. На Руси цыгане появились в середине V в. и называли себя «лури». В настоящее время во всем мире насчитывается около 40 млн цыган, состоящих из двадцати основных цыганских этногрупп. Внутри каждой этногруппы существует более мелкое деление на, как говорят сами цыгане, «нации». Следущее деление — на роды, названия которых идут от имени почитаемого прародителя. Цыгане — полукочевой народ с высокой самобытной культурой, богатейшими традициями, свободолюбивым характером, уникальным наследуемым развитием правого полушария мозга. Несмотря на то, что они никогда до конца не принимают религию и обычаи народа, на земле которого находятся, цыгане часто строят дома и, бывает, годами и даже десятками лет живут на одном месте. Цыганский табор — это либо отдельная семья, либо объединение нескольких семей с целью совместного добывания средств к существованию. Сегодня таборов как таковых в «чистом виде» уже почти не осталось: под этим скорее подразумеваются цыганские общины в многочисленных «цыганских» поселках. Если цыганская семья, движимая неукротимой жаждой к перемене мест, оставляет поселок, то на ее месте поселяется другая, приехавшая из другого региона (цыгане стараются продавать жилье только «своим»). Выборных вожаков табора называют «баронами», что не имеет ничего общего с европейскими аристократами, а просто показывает уважение к этому человеку. Жизнь табора регламентируется системой патриархальных родовообщинных пережитков. Прогресс человеческой цивилизации не сильно затронул цыган: меняется лишь атрибутика, но суть жизненного уклада остается неизменной. «Цыганский гипноз» — это гипноз наяву в состоянии бодрствования, но с ограниченным фокусом внимания. Находясь в «цыганском» разговорном трансе, человек как бы «уходит в себя» и в течение нескольких секунд или минут продолжает совершать внешне осмысленные действия, не осознавая этого, не отдавая отчета, не помня о них впоследствии. Применяется он чаще всего для незаметного кратковременного погружения человека в состояние управляемого контакта и извлечения из его беспомощного состояния какой-либо корыстной выгоды. Конечно, гипноз и NLP нельзя признать наиболее удобными и простыми орудиями реализации противоправных действий. Тот, кто решается использовать их в преступных целях, должен обладать определенным уровнем интеллекта, выдержкой, уметь создавать соответствующие межличностные ситуации. Тем не менее криминальные структуры всегда проявляли немалый интерес к технологиям гипноза и методам долгосрочного программирования человеческой психики. «Цыганский гипноз» давно перестал быть только цыганским. Сегодня эти методы применяют профессиональные мошенники, бандиты, проститутки, «кидалы», брачные аферисты, маньяки и террористы. В качестве обманутых может оказаться один человек, группа людей или целый народ, государство. Какими бы личностными качествами и природной силой воли ни обладал человек, он всегда рискует подчиниться влиянию другого человека, даже менее сильного духом, но обстоятельно усвоившего правила гипнотизирования, личного влияния и внушения. Помните: тот, кто не желает защищаться, беспощадно «раздавливается» окружающими. Ознакомившись с тайными силами, заложенными в нем самом, каждый способен ощутить себя не таким уж беззащитным перед угрозой гипнопреступлений. · Древних жрецов и магов (древнеперс. «магуш» — ученый муж) очень огорчало, что в глубине подсознания человека живут животные сексуальные и агрессивные импульсы, делающие его физическую природу не соответствующей стремлению к знаниям, морали, высшим идеалам. Но зато это было на руку мошенникам всех времен и народов. Еще в античные времена жрецы обнаружили, что в человеке живут три «личности»: сознательная (за нее отвечает левое полушарие мозга), подсознательная (управляемая правым полушарием) и наблюдатель («сверх-эго», вызываемое синхронизацией работы полушарий). Согласно этим воззрениям, левое полушарие мозга человека является его «словесно-духовной природой». Мыслит и запоминает оно только слова, оформленные в речь, чтение и счет. Левое полушарие заведует абстрактно-логическими способами переработки информации и работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое полушарие перерабатывает информацию одновременно и синтетически, мгновенно охватывает многочисленные свойства — оперирование образами, ориентация в пространстве, распознавание сложных объектов (лиц, фигур, цвета), т.е. выполняет чисто «животные» функции. Поэтому правое полушарие мозга человека часто называют его «животной, чувственно-образной бессознательной природой». Каждая из описанных трех «личностей» не только отвечает за «свое» восприятие мира, но и значительно влияет на поведение, слова и поступки человека. У разных людей эти «личности» развиты по-разному — какая-то сильнее, какая-то слабее. У обычного человека первая, сознательная личность заставляет вести его разумно, воспитанно и проявляется в обычном осознанном уравновешенном поведении (именно через нее древние жрецы развивали нравственную основу человека). Вторая, подсознательная, руководствуется в поведении человека животными инстинктами, пребывает в стихии эмоций и чувств, поэтому груба и эгоистична, выступает в виде неосознанных поступков, автоматизмов и стереотипов поведения. Третья «личность» обычно развита меньше всего, большей частью пассивна и иногда проявляется импульсами рефлексии, угрызениями совести, раскаянием, стремлением к идеалу, знаниям и т. д. В любом случае поведение человека складывается из действий всех трех «личностей». Криминальные гипнотизеры и цыгане великолепно понимают бессознательную организацию правого (чувственно-образного) полушария мозга. Поэтому в процессе своей «работы» они стараются различными трюками усыпить первую (сознательную) «личность» и «упаковать» в морально приемлемую форму свой сценарий, тем самым усыпить третью «личность» (или, как говорят цыгане, «усыпить совесть») и иметь дело только со второй — жадной и животной в своем поведении — «личностью» (подсознанием человека). Таким образом, они, убрав сознание и совесть, имеют дело фактически с животным — глупым, жадным, без понятий чести и совести, которого легко склонить на любое «дело» и в конечном счете околпачить. А т.к. бессознательную правомозговую природу человека большинство людей совершенно не контролируют, то и защититься от криминальных гипнотрюков не могут. Физические параметры личности и уровень образования при этом не имеют никакого значения. Большой интеллект отнюдь не панацея от шарлатанства. Для самого высокоорганизованного ума опытный мошенник без труда расставит рассчитанные именно на него «ловушки». В коварные сети тех же «гадалок», частенько попадались такие титаны мысли, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский. То же можно сказать и о людях, уверенных в своей «абсолютной негипнабельности». «Ромалэ» и «чавэлы» прекрасно знают, что даже очень грамотный, умный и добродетельный человек в трансе элементарным внушением может быть переведен в режим работы второй, «животной» личности, а значит, способен быть распутным, корыстным, человеком «без тормозов», способным на такое, чего никогда бы о нем и не подумали. О лицах с преобладающим правополушарным (чувственно-образным) мышлением и говорить не приходится. Поэтому, кстати, для женщин, подростков, а также лиц с неустойчивой нравственностью и психикой тот же «самопроизвольный» алкогольный транс обычно чреват большими бедами. Техника «цыганского гипноза» состоит из шести элементов: 1. Привлечение к себе внимания. 2. Вхождение в контакт и начало отработанного сценария воздействия. 3. Фиксация и устойчивое удержание внимания на каком-то внешнем или внутреннем объекте, явлении, переживании и т. д. 4. Сужение психологического поля внимания и перевод сознания в режим вспоминания и внутреннего воспроизведения образов и ощущений — до появления медитативных признаков транса. Установление раппорта (управляющего воздействия). 5. Индукция (наведение, передача), фиксация и углубление возникшего транса. Разделение сознания и подсознания человека с максимальным сужением поля активного внимания. 6. Достижение цели. Завершение сценария постгипнотическим кодированием на стирание в памяти ситуации. 1) Привлечение внимания Для «работы» цыгане (как и многие другие «кидалы») выбирают наиболее людные места, в которых либо человек находится в расслабленном, заторможенном состоянии (вокзалы, аэропорты, парки, пляжи, уличные кафе), либо в состоянии, когда мозг его перегружен избыточной информацией (рынки, уличные базары, крупные магазины, входы в учебные заведения, шумные улицы и др.). В этих местах цыганские и другие мошенники с непоколебимой настойчивостью пытаются привлечь внимание: предлагают погадать, недорого продать замечательную и/или остро дефицитную вещь, поиграть в «лототрон» с вероятностью очень большого выигрыша. Большая часть прохожих посылает их по всем известному адресу, но они отлично знают — кто-то да клюнет. Даже если это будет один человек из десяти — для них этого достаточно, ведь кругом очень много народа. Первичный контакт «работающие» в общественных местах цыганки могут устанавливать как простейшими фразами вроде: — Можно у Вас спросить?… — У Вас огонька не найдется? — Не скажете, как пройти до вокзала? — А где находится ближайшая аптека? — Дай копейку ребенку!…, так и прямо «шпиговать» Вас фразами, легко действующими на психику: — У тебя мама больная, и помочь ей можешь только ты. — У тебя на сердце досада. Это сглаз от твоей подруги (свекрови, соседки). — Твой муж (жена) изменяет тебе с хорошо знакомым тебе человеком. — У тебя скоро будут хорошие деньги, но надо будет кое-кому соврать. — Ой, красивая, а ведь на тебя твой друг (подруга) наговаривает… — Ой, девонька, вижу — тебе счастье будет… — Ой, парень, вижу — беда у тебя будет… — Знаешь, что скоро разведешься (женишься)? — Тебя ждет очень хорошая карьера. Ты очень многого можешь достичь, если кое от чего откажешься. Часто используются трюизмы: — Вот ты такой красивый и интересный, а ведь не все у тебя складно. Есть у тебя на сердце и кручина. Давай погадаю тебе… «Лохотронщики», почти всегда использующие элементы цыганского гипноза, остановят Вас фразами типа: «Мужчина, бросьте за игроков жребий!». Мошенники, маскирующиеся под уличных торговцев, обратятся: «Женщина, посмотрите, какая книга о выращивании цветов интересная!…» и т. д. Главное во всех этих стараниях — привлечь Ваше внимание, на секунду задержать или остановить, если Вы в движении. Для этого используется множество приемов — от яркой, пестрой цыганской «униформы» до организации торговой палатки с привлекательными товарами. Как правило, ничего не подозревающий человек на секунду задерживает свое внимание на жулике, и этого достаточно, чтобы «влипнуть», т. к. тут же следует второй элемент хорошо подготовленного и отработанного сценария спектакля — установление контакта через беспредметный разговор, перерастающий в отработанное «запудривание мозгов». Цыганки — незаурядные «людоведы»: тех, кто способен поверить им, угадывают почти безошибочно. Они не будут приставать на холоде, когда у человека желание согреться важнее всех прорицаний. Им не нужны алкоголики или женщины с полными пакетами — такие идут уже без денег. Не подойдут они и к уверенному в себе человеку. Зато очень часто в их ловушки попадают чем-то расстроенные люди. А основной улов цыганок, как показывает опыт, — любопытные и неуверенные в себе (а значит, более внушаемые) женщины. Из активных способов привлечения внимания и поводов для завязывания разговора наиболее популярные — хождение по квартирам с просьбой напоить ребенка, пожертвовать что-то из одежды или пищи, а также «завязывание» разговора в магазинных очередях, вагонах поездов, электричек и других местах и ситуациях, когда люди вынуждены какое-то время находиться вместе, на общие темы (о погоде, времени, экономике, ситуации в стране, поведении политиков и других известных людей, ценах на товары и продукты). Профессиональные аферисты «более высокого полета», кроме метода «случайной выборки», могут специально планировать, готовить и углублять знакомство с особо нужным, «ценным» человеком. Перечень приемов знакомства, обеспечивающих профессиональным мошенникам оптимальный повод для начального обмена фразами: 1. Побуждение объекта на оказание помощи: · симуляция падения на улице, растяжения связок или вывиха конечностей, неожиданной слабости и иного болезненного состояния; · имитирование неуклюжести: уронить в подходящий момент какой-либо предмет; · имитация забывчивости: оставить свои вещи рядом с объектом и медленно уходить; · обращение с просьбой дать зажигалку прикурить, разменять деньги, что-то короткое время подержать (когда заняты руки) или подсказать время, местонахождение улицы, учреждения, магазина; · вариант, применяемый женщинами: вызов сочувствия своей беспомощностью (поломка в автомашине, неумелое обращение с только что купленным сотовым телефоном или же с компьютером в Интернет-кафе, тяжесть переносимых вещей, растерянность на улице «чужого» города). 2. Помощь, которую мошенник оказывает объекту: · использование неинформированности объекта (подсказать, как найти нужное место, разъяснить порядок каких-то действий); · задействование случайной, «вычисленной» или организованной нужды объекта в каком-то совете или услуге (помочь в исправлении мелкой неисправности в машине, подать в нужный момент авторучку, предложить воспользоваться телефонной кредитной карточкой, продать или отдать даром лишний билетик, подвезти куда-либо); · ненавязчивое предложение себя объекту в качестве нужного ему в этот момент компаньона (для распития спиртного, «съема» девушек, игры в карты, нарды или шахматы, «изливания души», совместного «пробивания» чего-либо в бюрократических структурах); · «спасение» объекта во время нарушения им правил дорожного движения, оказание помощи после случайного или организованного дорожно-транспортного происшествия; · имитация нападения на объект хулиганов или «наезда» бандитов и «спасения» его в этой ситуации. 3. Знакомство через общих знакомых: · посещения в рассчитанное время лиц, у которых часто бывает объект; · непринужденная просьба к общему знакомому представить мошенника объекту; · косвенное, без прямых просьб, подведение общих знакомых к мысли познакомить мошенника и объект как людей с общим увлечением (хобби), образом мышления, взглядами на жизнь, убеждениями, целями или же как способных быть друг другу в чем-то полезными; · заявление, что мошенник — внебрачный сын или дочь уже умершего родственника объекта; · показ (или намек) общему знакомому его личной выгоды в знакомстве мошенника с объектом. 4. Знакомство на разного рода развлекательных и общественных мероприятиях на почве организованного соседства с объектом — в театре, на стадионе (посредством приобретения билетов у общего знакомого, целевой продажи «лишнего» билетика), в ресторане, ночном клубе, казино, на семинаре, в церкви, на кладбище в день поминовения усопших, на турбазе, пляже. Для завязывания знакомства используются следующие трюки: · подстройка под текущие переживания объекта, например, к эмоциональному реагированию объекта на какое-либо зрелище; · разыгрывание роли неопытного человека, интересующегося точкой зрения «знатока»; · высказывание комментариев происходящего и отвлеченных безадресных реплик, которые могут вызвать интерес объекта (часто используются ассоциативные связи); · оставление своего места на непродолжительное время с просьбой к объекту присмотреть, чтобы его не заняли. 5. Знакомство в транспорте, в очередях (кассе стадиона, театра, вокзала, аэропорта, в ОВИРе, поликлинике), во время выбора товаров в супермаркете, с учетом склонности людей к сближению в похожих и одинаковых обстоятельствах: · побуждение к беседе на какую-либо важную, злободневную или просто интересную тему — путем безадресных замечаний или ответом на такие же реплики объекта (или сначала его соседа по очереди, с последующим вовлечением уже объекта в обмен мнениями); · просьба к объекту присмотреть за оставляемыми вещами и местом в очереди во время короткой отлучки. 6. Знакомство на основе увлечений: · занятие наряду с объектом прогуливанием животных, бегом по утрам, игрой в шахматы, нарды, теннис, футбол или волейбол, плаванием в бассейне, шейпингом, тренингом в фитнесс-клубе; · периодическое посещение «тусовок» людей, увлеченных неким хобби (специализированные выставки, клубы, уличные «пятачки»); · обращение к нужному человеку по чьей-то рекомендации с предложением о покупке или обмене предметов коллекции, «вязке» домашних животных, просьбой о совете. 7. Знакомство через детей (в поездах, магазинах игрушек, парках, центрах развлечений, детских садах, кафе): · «случайный» контакт «своего» чада и ребенка объекта (игра, угощение, подарок) с последующим ненавязчивым знакомством с родителями; · знакомство в спортивных секциях, где занимаются дети, во время совместного ожидания родителями конца тренировки (путем обмена репликами и т.д.); · оказание ребенку объекта на глазах у родителя небольшой помощи (предотвратить падение, поднять и отряхнуть упавшего, найти запропастившуюся игрушку, отогнать собаку); · инсценирование пропажи ребенка и разыгрывание роли его спасителя. 8. Вызов внимания и заинтересованности к себе (в данном варианте инициатором знакомства должен быть сам объект): · привлечение интереса объекта при помощи одежды, вещей, книг, газет, журналов, рассказа окружающим шуток, анекдотов, слухов, сплетен, высказывания оригинальных суждений, сообщения интересной информации, притягательных намеков о своих возможностях что-то достать, нечто узнать, куда-то устроить — с учетом нужд, склонностей, увлечений и слабостей объекта; · ненавязчиво прогуливаться на глазах у объекта; при встрече взглядов мошенник спокойно смотрит объекту в переносицу и мысленно приказывает: «Вы хотите со мной познакомиться, я жду Вас!» (этот прием не имеет никакого отношения к телепатии — просто позволяет точно настроить мимику и передать свое желание невербально). 9. Публикация объявления (в определенной газете, «бегущей строке» на ТВ, по радио, на подъездной двери, на улице; рассчитанного на то, что нужный человек его обязательно увидит, а также на его интерес и возможную реакцию): · о продаже; · о покупке; · о работе; · о необходимости в помощи; · о предложении услуг или содействия в чем-то; · брачного. При ответах на звонки по таким объявлениям преступники используют телефоны с определителем номера, автоматически отсеивающем ненужные вызовы. 10. Отсылка письма (или сообщения на пейджер, e-meil, SMS), рассчитанного на заинтересованность объекта изложенной в нем информацией и на вызов желания объекта ответить, позвонить или встретиться с мошенником. Часто используется постепенное нагнетание заинтригованности несколькими последовательными посланиями. Интрига может достигаться и промедлением перед сообщением мошенниками своего обратного адреса. При использовании этого приема для них самое важное — не переиграть. Чтобы гарантированно завязать хорошее знакомство, такие преступники обычно рассматривают несколько подходящих вариантов — основной и 2-3 запасных. Первый контакт с будущей жертвой такой «неторопливой разработки» чаще всего заканчивается вежливой, но не обязывающей договоренностью «как-нибудь созвониться». Обычно криминальные гипнотизеры не проявляют излишне открытой заинтересованности в новых встречах с объектом. С целью углубления знакомства аферисты придумывают различные поводы для повторных встреч (чем больше периодических контактов, тем более вероятно возникновение глубокого доверия объекта к мошеннику), но при этом стараются обставить дело так, чтобы прямым инициатором дальнейших встреч был сам объект. При встречах такие мошенники, в первую очередь, стараются найти общие темы для разговоров — с тем чтобы породить общность на основе личных предпочтений и эмоциональных сопереживаний. Они стремятся к появлению у объекта глубокой симпатии. Все приемы углубления знакомства аферистами учитывают обстановку, настроение и реальные побуждения объекта. Это: · Устройство «случайных» встреч в театре, ночном клубе, ресторане, на улице, на вечеринке, пресс-конференции и т. д. · Располагая информацией о вкусах, потребностях и увлечениях объекта, аферист при «случайных» встречах может предлагать ему билеты в театр, видеозаписи, DVD— и компьютерные CD-диски, базы данных, модные книги и журналы, важную, интересную или престижную информацию и т.д., провоцируя тем самым на более обстоятельное общение. · Ненавязчивое сопереживание при неприятностях и предложение содействия при затруднениях. Последние могут быть и искусственно организованы мошенником. · Подогревание мошенником устойчивого интереса к своей особе (и, соответственно, стремления к дальнейшему общению) с учетом пристрастий объекта (коллекционных, рыболовных, охотничьих, музыкальных, банных, эротических, шахматных, компьютерных, картежных и т.д.). Такие слабости, страсти и интересы преступники обычно используют путем: o демонстрации заинтересованного внимания к обсуждаемой теме; o дарения объекту небольших, но занятных вещей по интересующей его теме; o деления с ним полезной специальной информации; o подыгрывания самолюбию человека подчеркиванием его достижений в области его интересов (например, проигрыш бильярдной партии, вопросы по теме, в которой он компетентен). · Заинтересовывание в организации дальнейших встреч с объектом некоего третьего человека (из числа его близких, родственников, коллег, приятелей). Этот третий может приглашать обоих в гости, на торжество, на рыбалку, в баню и т.д. Чаще всего преступники используют следующие побуждения объекта к более частому общению: · стремление ощущать власть (желание доминировать); · тяга к душевному комфорту, безопасности; · желание самоутвердиться; · необходимость сострадания и понимания; · потребность в организаторе развлечений; · необходимость в помощи; · желание получить выгоду через деловое сотрудничество. Если нужно быстро установить более тесные отношения с объектом, используются трюки, при которых преступники стремятся вызвать у объекта: · Сильное восхищение и почтение: · демонстрацией поразительных навыков, бесстрашия и мужества при срежиссированном нападении хулиганов; · проявлением уровня своих талантов, образованности, энциклопедичности знаний и умственных способностей. · Глубокое сострадание и сопереживание: · «изливая душу» (доверие вызывает ответное доверие); · инсценируя боль и муки во время мнимой болезни или травмы; · эмоциональными жалобами на житейские неурядицы и неприятности. · Резкую нужду в помощи со стороны афериста — скрытой «организацией» ему некоего безвыходного и отчаянного положения и подбрасыванием мысли о том, что он может его вызволить и помочь (разумеется, ожидания объекта в скором времени оправдываются). 2) Установление контакта и запуск отработанного сценария Все жертвы попадаются по одному и тому же сценарию. Предложив погадать за мизерную плату, цыганки принимаются «прощупывать» клиента. Скороговоркой произносится ряд контрольных фраз, отслеживается реакция. Имея опыт, по движениям пальцев, учащенному дыханию и пульсу, расширению зрачков нетрудно узнать кое-какие детали из жизни человека. После определения, насколько далеко можно зайти в «игре» с клиентом, возможны три варианта действий: 1. Нагадав человеку порчу, сначала предлагают все его «беды развести руками», потом просят «позолотить ручку», а затем исчезают в толпе с похищенным. 2. Нагадав «порчу», за ее «снятие» требуют солидную сумму — расчет на обычный в такой ситуации страх. Если же человек отказывается иметь с цыганками дело, ему грозят тем, что эту порчу на него наведут. Понятное дело, каждый отдаст любые деньги, чтобы откупиться от пророчества, например, в виде появления двух гробов в его доме. 3. «Открывают» клиенту, что у него (у нее) порча на любовь, болезнь или смерть супруга, детей (здесь уже самая стойкая мать вздрогнет и прислушается к тому, что ей говорят) и что наведена она на какие-то ценные вещи, находящиеся в данный момент у клиента (ювелирные изделия, деньги, одежда). Прекратить же действие порчи может только передача этих вещей гадалке. Если клиент дошел до «кондиции», то игра продолжается. Цыганки убеждают, что кто-то из близких родственников клиента смертельно болен (или же в ближайшее время заболеет сам клиент) и спасти его может лишь вынос из дома «порченых» золота и денег. В состоянии «затмения», назначив скорую встречу, клиент приносит из дома ценности. С благодарностью и со слезами на глазах он передает их в руки мошенников на якобы временное хранение и заговор. Применение методик скрытой гипноатаки обычно ведется в каждом из этих случаев. Наблюдая за цыганскими и другими мошенниками, можно заметить, что при общении с любым новым клиентом они мгновенно переходят на другой режим поведения — словно перерождаются: внешность остается неизменной, но появляются совершенно новые движения, позы, изменяются дыхание, темп речи, мимика, характер жестов. Они знают, что по закону симпатии и подобия должны быть похожи на человека, вступившего с ними в контакт. Да и вообще, чисто житейски «лоху» нравится встретить «понимающую и сочувствующую, родственную во многом себе душу», т. к. общеизвестно, что людям нравится видеть в других что-то знакомое и похожее на себя: с таким человеком они легче и охотнее вступают в контакт и, как правило, легче и быстрее со многим соглашаются, ведут себя компромиссно и раскованно, теряют осмотрительность, готовы изливать свои горести и печали, открывать секреты. Опытный гипномошенник (кстати, в нецыганской среде наибольшую группу таких жуликов составляют мужчины от 36 до 45 лет, чаще всего с высшим образованием), отследив объект, «случайно» знакомится не на улице, а, например, на промышленной, художественной, филателистической или кошачьей выставке. При этом он наверняка изобразит из себя такого же, как «лох», маркетолога или пламенного любителя живописи, марок или кошек. Войдя в контакт на теннисном корте, прикинется страстным почитателем этого спорта и будет нахваливать «лоха» за что-нибудь, лишь бы тому было комфортно пребывать с ним в контакте. Для того чтобы обычный уличный, специально подготовленный или уже углубленный контакт превратился в психологический раппорт и начал работать психологический механизм суггестии, необходимо в мозгу «лоха» сформировать устойчивый очаг повышенного возбуждения по одному или нескольким органам чувств. Уличные мошенники чаще всего не читали специальных работ по гипнологии, но хорошо знают, что любой человек замирает с широко открытыми остекленевшими глазами, перестав отчасти или целиком соображать и держать под контролем свое поведение, если контакт с ним несет в себе реакции · неожиданности; · сюрприза; · резкого изменения положения тела в пространстве; · резкого звука, света, запаха; · испуга, страха; · неодолимой безотчетной благосклонности и симпатии; · психологического сочувствия, сопереживания; · неосознаваемого полового влечения; · подстройки и присоединения к настроению, заботам и мыслям «лоха», легкого доверительного и обязательно незаметного копирования его дыхания, позы, движений, артикуляции, мимики, скорости речи, силы эмоционального возбуждения и т.д. Известно, что общение с внешним миром происходит не столько словами, сколько чувствами, образами, инстинктами и потребностями. Поэтому на любого человека можно скрытно воздействовать через его представления, чувства, воображение, физиологические инстинкты и нужды. Все техники криминального гипноза основаны на активизации чувств и потребностей, на переводе сознания людей в состояние представлений и воображения. «Освобождение» от ценностей ведется именно в этом измененном состоянии. Жулики, например, еще в древние времена заметили: чтобы применяемый «игровой сценарий» сработал лучше и надежнее, нужно позволить клиенту пару раз действительно что-то выиграть по мелочам, при минимальных ставках (происходит выброс эндорфинов, подогревается азарт), а потом его можно «развести» и на крупный проигрыш. Этот прием на блатном языке называется «доверие по инерции». Так часто завлекают и поступают в разного рода карточных играх, в поезде, на вокзале и т. д. или в разного рода уличных играх — например, классическом «лохотроне». В общем, доверие — один из главных моментов в любом жульничестве, обмане и мошенничестве. Нельзя никого обмануть до тех пор, пока обманутый не будет верить, доверять жулику. Следует различать понятия «доверие» и «вера». Вера — это сознательное доверие, это осознанный «прогноз на будущее на основании прошлых событий». Осознанная вера — плод работы левого словесно-логического полушария, а безотчетное глубинное доверие есть результат работы правого чувственно-образного полушария мозга. Именно этого стараются добиться мошенники в разговоре с жертвой. Еще одной разновидностью техники через формирование доверия представляют собой приемы «приятное — приятное — выгодное» или «приятное — приятное — интересное», суть которых состоит в том, что цыганка вначале пару раз произносит что-либо приятное о внешнем виде «лоха» (красота, наряды) или о чем-нибудь к нему относящемуся (например, его детях), а когда он «среагировал» (и только при реакции!), предлагает что-то «интересное» или «выгодное». В таких техниках цыганского гипноза всегда стоят две задачи: · Усыпить или обойти критику и аналитические возможности левого полушария мозга. · Вызвать устойчивую бессознательную связь с правым полушарием мозга синхронизацией и подстройкой к бессознательным проявлениям правополушарной активности — чувствам, движениям, мимике, дыханию, позе, поведению «лоха». Подстройку под поведение, характер, настроение, тон и темп речи, мысли и заботы «лоха» уличные гипнотизеры чаще всего ведут «по-народному» — как в дешевой пародии на NLP (это является одним из их «слабых звеньев»), но компенсируют это четкой отработкой заранее составленного плана действий. Например, во время игры в казино или лохотрон у всех подставных «кидал» четко обозначена роль, которой они и придерживаются. Мошенники знают, что особо значимые суггестивные фразы лучше произносить с учетом дыхания «лоха» или в то время, как он зевает, чихает, кашляет, смеется, плачет или проявляет некую колоритную эмоцию. В такие секунды сознание человека естественным образом сужено, и он не может логически противостоять «забиванию» информации прямо в подсознание (да и не замечает этого). Таким образом, задача устанавливаемого контакта — это перевод доверительного общения с «лохом» на уровень его подсознания. Чтобы проверить, крепко ли рыбка сидит на крючке, плутовка делает несколько жестов: поправляет волосы, закрывает глаза, дотрагивается до носа, растирает мочку уха. Более глубокий уровень проверки — зевок, замедление или учащение дыхания, изменение интонации, темпа мигания или же пробное закрытие глаз. Наука назвала бы это «тестом на проверку перерастания начального контакта в психологический и затем — в управляющий раппорт». Если хоть что-то из этого жертва неосознанно повторит, то можно считать, что содержимое ее бумажника уже в кармане цыганки, которой над пророчествами можно уже особо не трудиться и даже не договаривать фразы до конца. Для трезвого человека со стороны обрывки ее слов смахивают на бессмыслицу, заумь и абракадабру, но жертва уже очарована хрипловатым голосом. Еще немного — и цыганка выдаст указание: «Открой сумочку!» Конечно, при установлении и развитии контакта ни уличные, ни более продвинутые криминальные гипнотизеры не оказывают на жертву никакого нажима и ничего ей не навязывают. Все разговоры заранее отрепетированы и построены так, что «лох» должен сам что-то захотеть и обратиться к мошеннику с «запрограммированной» просьбой (такая реакция жертвы — тоже часть сценария). Кроме перечисленных правил установки контакта у мошенников есть еще три сильнейших методических приема: · Если сильное мысленное желание сопровождается галлюционированием нужных слов и нужного поведения собеседника, это приводит к невербальному внушению. Внушает весь внешний вид, все поведение, малейшие жесты, даже неуловимые мимические движения. Для непосвященных кажется «чудом», когда жертва действительно произносит нужные слова, у нее действительно возникает необходимое желание и в конечном счете ведет себя так, как гипномошенник мысленно галлюцинирует. · Опытные мошенники не просто производят подстройку — они стараются мысленно полностью отождествить себя с «лохом»: вести себя, как он, думать, как он. Поэтому им удается остро чувствовать настроение и мысли жертвы и легко предсказать каждую ее реакцию. По словам мошенников, они в такие моменты просто влюблены в своего «лоха» и как бы составляют с ним одно целое: «словно находишься в его шкуре». Если в такой момент кого-то из них незаметно ущипнуть, то вскрикнет и другой, хотя его никто не трогал. Такая подстройка реально позволяет из двух людей на время сделать единый разумный биоорганизм. · Одаренные мошенники-профессионалы весьма наблюдательны и интеллектуальны, талантливы, как актеры, способны импровизировать в любой непредвиденной сценарием ситуации и обстановке. Разумеется, спектакль затевается лишь с тем простофилей, который «реагирует». Говоря научным языком, мошенники угадывают степень суггестивной восприимчивости потенциального «лоха». Как правило, они даже не пытаются всерьез связываться с людьми, на которых их «чары» не подействуют сразу же. В худшем случае такой человек отделывается потерей незначительной суммы денег через различные «фокусы» с гаданием, основанные на ловкости рук — к гипнозу это имеет весьма слабое отношение. Но если у человека стали проявляться «признаки реагирования», то «сценарий» облапошивания запускается в полном объеме. · Стиль жизни, стремления, достижения и в конечном счете судьба большинства людей зависит от того, какое полушарие мозга у них явно превалирует. В психике здорового человека разумное левое полушарие мозга стремится контролировать правое, «чувственно-образное», что, разумеется, не всегда получается. Чем меньше уровень воспитания и образования, тем меньше цензуры и контроля «разумного» левого полушария мозга, тем легче получить доступ к подсознанию. Поэтому криминальные гипнотизеры особенно успешно «обрабатывают» как раз таких «простых» людей, строя свое воздействие именно на удовлетворении их инстинктов и потребностей. Поскольку женщины в основном более правополушарны, чем мужчины, от природы более предрасположены к языку чувств, интуиции и образов, то именно они (и еще подростки) легче всего поддаются цыганскому гипнозу, легче всего переходят с внешнего на внутреннее мировосприятие, что ведет к «затмению» и утере контроля над происходящим. Очень распространен в уличном гипнозе поиск людей, чем-то занятых и на этом занятии предельно сосредоточенных. Если цыганка видит, что человек пребывает в естественном трансовом состоянии, — это ее клиент. У него уже открыт канал с подсознанием, и ей остается сделать немногое. Такой человек совершенно автоматически выполнит любую несложную просьбу, произнесенную мимоходом. Сколько было, есть и будет случаев, когда цыганки, проходя по аллее мимо увлеченной занимательной книгой девушки (обычно так эмоционально переживающей читаемое, что это «написано» у нее на лице), тихонько говорили «под руку»: «Я из бедной семьи, дай мне сумочку!», и в большинстве случаев получали ее из автоматически протянутой руки захваченной чтением девушки. Этот феномен объясняется тем, что в таком состоянии сознание занято, а подсознание все слышит и может вступать в контакт напрямую, минуя сознание. Парадокс «слышащего подсознания» часто используют и вокзальные воры (в том числе и цыгане). В случае «вокзального гипноза» преступники выискивают в зале ожидания придремавших людей. Тихим голосом, самыми простыми трюизмами и вопросами, на которые можно ответить лишь «да», они подстраиваются к подсознанию, затем душевно просят что-то из вещей, берут их «с согласия подсознания» жертвы и скрываются, а горе-пассажир продолжает дремать. После пробуждения он, конечно, ничего не вспомнит. Что же касается способностей быть коммуникабельным, «войти в душу» клиента или в доверие, то они у мошенников могут быть как врожденными, наследуемыми, так и приобретенными, отработанными специальным обучением или длительной неустанной тренировкой и опытом. 3) Фиксация и устойчивое удержание внимания Все искусство фиксации и удержания внимания основывается на наличии обязательного (или очень желательного) исходного эмоционального, денежного или иного материального интереса у «лоха», о котором известно мошеннику. 90% людей, познавших на себе цыганский гипноз, «покупались», как правило, на умело предложенные варианты: узнать будущее, выведать секрет, неожиданно легкий способ выиграть деньги или сверхдешево что-то достать, очень выгодно что-то получить или вообще заиметь «на халяву». Найдя «слабинку», мошенник подогревает фантазию простофиль до потери ими контроля над ситуацией. И чем сильнее удается разжечь у «лоха» корыстный интерес, тем большее «затмение» на него находит. В этой эмоционально-волнительной обстановке он уже не способен критически и трезво оценивать происходящее. Если, например, применяется «игровой сценарий», то «лох» при помощи продуманных и скоростных, не дающих опомниться действий мошенника все больше и больше неотвратимо превращается в азартного игрока. Более того, известны многочисленные случаи, когда «лоха» пытаются отговорить от дальнейшего участия в «спектакле» находящиеся рядом близкие и друзья, но тот, входя в азарт, почти всегда, наперекор здравому смыслу, с необъяснимой одержимостью, обычно ему не свойственной, продолжает «рисковать» несмотря ни на что. По словам свидетелей, в такие моменты создается впечатление, что человек находит удовлетворение в совершении абсурдного, алогичного. Порой цыгане вызывают транс у клиента, просто фиксируя его взгляд. Они привлекают его внимание к какому-нибудь внешнему объекту, например, ладони, по которой «гадают», и стараются удерживать как можно дольше. Если направление взгляда изменится, они возвращают его любым способом. Для повышения своего мастерства мошенники стремятся контактировать не интеллектуально с логическим доказательством чего-либо, а интуитивно-чувственно на уровне подсознания, т. е. развивают в себе способность воспринимать мир правым («животным») полушарием — языком чувств и интуиции. Уличные гипнотизеры тренируют четыре составляющие своего восприятия внешнего мира — эмоции, зрение, кожно-мышечные ощущения (прикосновения, тяжесть, боль и др.) и слух. «Гипномошенники» тщательно учатся хорошо чувствовать эмоции своей будущей жертвы, стараются быть наблюдательными и замечать мельчайшие детали видимого и слышимого мира. Кроме того, несмотря на то, что мошенники в подавляющем большинстве никогда не слышали про понятие модальностей, с каждым человеком они стараются разговаривать на его языке, т. е. устанавливают и развивают с ним контакт на языке его основной репрезентативной системы — удобном для него, ясном и комфортном. Тогда он лучше «заглатывает наживку», принимает предложение гипнооператора участвовать в «сценарии». Используя ведущий сенсорный канал, привычки и стереотипы поведения, систему жизненных ценностей и целей своей будущей жертвы, криминальный гипнотизер устанавливает контакт, а затем развивает его в управляющий раппорт, добиваясь как можно более глубокого транса, а следовательно, и более эффективного управления попавшим в гипнотическую ловушку человеком. Цыгане давно интуитивно разгадали то, до чего наука шла веками. Один из старинных цыганских секретов — прикосновение к правой руке человека и манипуляции с ней. Вы и сами могли замечать, как легкие прикосновения к правому предплечью неизменно вызывают у человека необъяснимое доверие, расположение и благосклонность. Современные гипнологи подтверждают это древнее открытие. Дело в том, что именно правая рука наиболее сильно представлена в коре головного мозга человека — более чем ? его площади. Вследствие этого, взяв контроль над правой кистью объекта, Вы начинаете мощное воздействие на кору его головного мозга. Часто этот древний способ цыганской гипнотизации выглядит в виде просьбы дать правую руку погадать. Поглаживая ее, гадалка усыпляет и отключает интеллект. А когда затем начинает водить пальцем по ладони левой руки, то уже эмоционально усиливает передаваемые приказы. Если учесть, что кинестетиков среди людей очень много — около 30%, то становится понятным, почему уличные мошенники так стремятся к прикосновениям — они чаруют очень многих. Иногда и современные врачи-гипнотизеры используют этот древний цыганский прием: взяв правую руку гипнотика, смотрят ему в глаза (наведение транса методом расфокусирования глаз), и этого оказывается достаточно для эффективного внушения нужных установок. Мошенникам также известно, что у многих людей (около четверти всего населения) в восприятии внешнего мира и в мыслительных процессах преобладают зрительные образы. У некоторых это свойство усиливается преобладающим занятием. Но таких людей гораздо меньше, и чаще всего они встречаются среди людей «тонких» и впечатлительных — художников, артистов, режиссеров, дизайнеров, архитекторов и т. д. У них очень развито зрительное воображение. Они способны визуализировать до галлюцинаций. А так как восприятие внешнего мира большинством людей очень субъективно, то эта категория мыслит субъективными образами, часто «уходя в себя», поэтому их в народе из-за странностей в поведении считают слегка «странными». Для цыган и уличных гипнотизеров такие люди — самая легкая добыча, но найти таких не просто: среди населения их не так много — 5%, не больше. Известно проходимцам и то, что субъективное восприятие некоторых других людей отличается преобладанием слухового опыта (аудиалисты). К ним относятся музыканты, композиторы, дирижеры, работники радио, преподаватели, звукооператоры и все те, чья профессия связана с миром звуков и поэтому с постоянной тренировкой слуха. Для них мир — это мир звуков. Это отражается на всем их мышлении и восприятии. Цыгане и другие уличные гипнотизеры считают их легкой добычей (они хорошо слушают и «ведутся» на изменения интонации, громкости голоса и т.д.), хотя таких и немного — 5-12% населения. Редко, но встречаются (1-2%) люди, тонко чувствующие запахи или пропускающие все через чувство вкуса (до 1%), восприятие мира у них имеет гастрономический характер. К ним криминальные гипнотизеры применяют особый подход: даря цветы с тонким ароматом, обрызгивая себя редкими духами, зазывая в гости или в ресторан на вкусный ужин. С нескрываемым весельем обрабатывают цыгане людей «с пунктиком» — так называемых акцентуированных личностей. Это люди с какой-то проблемой, на которой они помешались, вокруг которой крутится вся их жизнь, о которой они разговаривают круглые сутки со всеми и каждым, при удобном и неудобном случаях. Типичный пример — «бред изобретательства»: изобрел человек «новый вид» шпингалета и 20 лет его внедряет: в газеты пишет, по телевизору выступает, подписи собирает, к президенту обращается… Подстроиться к таким людям и «повести» их по сценарию — ничего не стоит: занятые своими мыслями, они все делают автоматически, не анализируя происходящее во внешнем мире и ничего не успевая понимать. Очень большую группу жертв составляют сексуально озабоченные люди. Отвлечь их внимание, отключить их логику легче легкого. Но сколько бы их ни «кидали» в разного рода злачных местах, они все равно туда стремятся. Около 20-30% людей никакой ярко выраженной специализации по органам чувств в своем мировосприятии и мышлении не имеют, а уличные гипнотизеры в большинстве не умеют быстро выявлять ведущие модальности с помощью систем тестов. Мошенники знают, что в обычных условиях восприятие и мышление у таких людей проходят под выраженным доминированием левого полушария: они мыслят и поступают трезво и аналитически, почти не поддаваясь эмоциям и чувствам. При отсутствии сильнейшего корыстного интереса вовлечь их в любой стандартный мошеннический «сценарий» почти невозможно. Тот же «лохотрон» не имел никакого успеха, если бы его ключевое действие — мастерски вызываемое и подогреваемое мошенниками чувство азарта клиента при «аукционе» за «выигрыш» — не базировалось на меркантильном интересе. Так как уличный гипноз из-за дефицита времени может быть не очень глубоким, то для цыганок и других гипномошенников существует опасность, что человек не примет что-то аморальное, пусть и выгодное, поэтому основной «трюк» должен иметь на всякий случай морально-привлекательную упаковку. Это значит, что цыгане часто вовлекают человека в «сценарий» под каким-то не только выгодным, но и внешне очень благородным предлогом: идет речь чуть ли не о спасении жизни, или «деньги нужны, чтобы похоронить маму». Талантливые мошенники знают, что каждый шестой гипнабельный человек начнет «цепенеть», если к нему качественно (насколько это позволяет опыт мошенника) подстроиться и, зевая, на выдохе «лоха» произносить фразы: «Засыпаю…», «Очень хочется… Спать!…». В этом случае «работа» мошенника вообще упрощается. Подстройка обычно ведется через копирование дыхания и частоту мигания глаз. Этот метод появился еще в довоенное время одновременно в разных странах. Если в случае «контрольного» реагирования на замедление и остановку мигания у «лоха» расширялись зрачки, его взгляд специфически цепенел, останавливался, то это говорило о возникновении хорошо видимого транса с отличным управляющим контактом (раппортом). В случае учащения гипнотизером синхронного, характерного для сна мигания глаз и откровенно длинного, вызывающего сон зевка с включенным в отвлекающую речь звуковым сопровождением: «Засыпаю…», «Очень хочется… Спать!…» мог установиться раппорт, при котором «лох» также начинал все чаще мигать, каждый раз с трудом открывая глаза, а на длинном выдохе-зевке он слышал громкую внезапную команду «Спать!» и, закрыв глаза, мгновенно засыпал искусственно вызванным сном, который мы и называем гипнозом. При этом варианте в словах «Очень хочется… Спать!…», которые уличный гипнотизер говорит как бы о себе, происходит пауза после слов «Очень хочется…», а затем с изменением интонации на приказ следует команда «…Спать!». Далее могло быть три вида поведения: · Если жертва закрыла глаза и погрузилась в гипноз средней глубины (обычно у жертвы обмана наступает сон на 2-3-й минуте грамотного воздействия), то после того, как она очнется, уже не найдет ни уличного гипнотизера, ни своих денег, драгоценностей и документов (за паспортами в криминальном мире, кстати, идет настоящая охота). · Если жертва закрыла глаза и погрузилась в глубокий гипноз, то гипномошенник переводит ее прямым приказом в транс с открытыми глазами. Таким образом он получает над жертвой 100%-ное «сверхуправление». Жертва в таком состоянии, как сомнамбула, исполняет любые распоряжения мошенника, даже если тот ничего не говорит, а только показывает, что нужно сделать. · При вхождении жертвы в легкий транс с открытыми, слегка расширенными глазами гипномошенник благодарил «лоха» за уже к этому времени взятое у него (фраза обычно включает пресуппозицию, т.е. подразумевается, что взятое останется у мошенника) и говорил что-то вроде: «Подождите минуточку, я сейчас приду». Жертва в заторможенном трансовом состоянии, с пеленой в глазах застывает и не может ничего сказать вслед. Когда же через пару минут наваждение проходит, как говорится, ищи ветра в поле… Такова «сокращенная схема работы» уличных гипнотизеров. 4) Сужение психологического поля внимания и перевод во внутреннее медитативное состояние. Перевод сознания в режим внутреннего опыта и внутренних ощущений до появления медитативных признаков транса. Установление управляющего раппорта Если же «лох» не гипнабелен для наведенного сна в должной степени или мошенник не владеет вышеописанной психотехникой, то «уличный NLP-ер» не успокаивается — программа действий продолжается. Специфика уличного промысла ставит жесткие условия по времени. Мошенники хорошо владеют техникой «беседы ни о чем», быстро перерастающей в отвлекающий сознание сумбурный разговор и известную гипнотическую «околесицу». Жулик предпринимает ряд действий вербального и невербального характера, целью которых является сужение поля активного внимания «лоха» и перевод его чувственного восприятия и сознания с внешних факторов восприятия на фиксированные мошенником внутренние ощущения и образы. Сознание человека переводится из режима работы с доминированием левого (аналитико-логического) полушария в режим работы с доминированием правого полушария мозга (интуитивно-образного и эмоционального), перегрузкой сознания и выдачей директивных фраз (эффективнее — в левое ухо). Устойчивое удержание внимания на каком-нибудь внешнем или внутреннем объекте сужает поле активного сознания человека и изменяет его ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего мира. Появляется измененное состояние сознания, базой которого является фиксированное внимание по какому-либо органу чувств, например, зрению, слуху, запаху, прикосновению, поглаживанию и т. д. Такой метод генерации транса был создан еще древними магами, заметившими, что устойчивое удержание внимания человека на каком-либо внешнем или внутреннем объекте сужает поле его активного сознания и изменяет его ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Появляется измененное состояние сознания с фиксированным вниманием по какой-то одной модальности. В этом и есть секрет: работают с вниманием, а изменения получают в сознании. Этот процесс образования и усиления устойчивого очага возбуждения в коре головного мозга называется образованием доминанты. Она автоматически тормозит и подчиняет себе все соседние участки коры головного мозга, постепенно выключает все органы чувств, кроме слышания управляющего голоса гипнотизера, и таким образом генерирует транс с полным подчинением голосу уличного гипнотизера. Как это происходит на практике? Мошенник сужает сознание клиента фразами и жестами типа: Смотрите на этот изгиб линии на Вашей руке, вот на эту черточку: она говорит о том, что у Вас случится серьезное испытание. Вот, видите, как этот изгиб… Объект воздействия уже не живет в реальности — он находится в мире фантазии мошенника. Причем его состояние внешне можно описать так: он в азарте, он сосредоточен на чем-то серьезном, он переживает очень глубокие психологические чувства, и он в здравом уме. Внутренние чувства клиента на этой стадии воздействия: он прикоснулся к чему-то, что было ему всегда интересно, он очарован, он сфокусирован на этом отрезке времени и на этом месте. Физиологические замеры внутренних реакций организма «клиента» указали бы на то, что этот человек находится в состоянии, близком к агонии. Мошенник продолжает: Сейчас главное следить за тем, куда ведет тебя твоя линия жизни… гляди внимательно… и ты решишь все свои проблемы…главное проблемы, проблемы решить, тяжелые проблемы враз решатся…да, конечно, тяжело нынче жить на свете, тя-же-ло, тя-же-ло, вообще во всем теле такая тяжесть, будто свинцом все тело налито…да и погода такая, что хочется спать, глаза слипаются, дыхание становится глубоким и ровным, спать хочется, прямо за-сы-паю… (далее следует усиливающий внушение длинный зевок, который «заразит» клиента желанием это скопировать). Как видим, за внешне простой манипуляцией типа «дай ручку, погадаю. Вот смотри: эта линия жизни у тебя…» и т. д., удерживая взгляд и внимание «лоха» различной болтовней о «надвигающейся опасности» с постоянными командами «вот смотри», «вот видишь этот изгиб» и проч., — цыганка устанавливает раппорт и, перегружая сознание, генерирует транс и управление поведением «лоха». Подобная тактика может применяться и в других ситуациях, где возможно удержание взгляда и внимания человека, например, при известной игре в наперстки. Наблюдая за цыганками, нетрудно заметить, что в их речи полностью отсутствует частица «не» (если только специально не используется внушение с отрицанием). От них не услышишь: «Вы не можете держать глаза открытыми», зато отработано безадресное и неопределенное: «Сегодня такая странная погода, что глаза сами слипаются и очень хочется спать!» Постепенно зрачки «лоха» расширяются, взгляд фиксируется и становится отсутствующим, появляется легкий туман в голове — он становится «очарованным». Все это время цыганка или иной мошенник ведет себя так, как будто «очарование» давно наступило и постоянно нарастает. Часто через такое сужение поля внимания «уход в себя» достигается постепенно, через усиление нужных гипнотизеру реакций «лоха» и только затем идет фиксация его внимания на чем-то внутреннем — воспоминании, ощущении и т. д. Таким образом, возникающий транс служит лишь усилением наблюдаемых реакций. 5) Индукция (наведение, передача) транса в нужных гипнотических целях. Разделение сознания и подсознания человека с максимальным сужением поля активного внимания. Фиксация и углубление возникшего транса Цыганское «очарование» построено на словесной и поведенческой подстройке к поведению клиента, где через разговор обеспечивается плавный переход от обычных состояний к трансу включением в речь всех происходящих явлений как во внешнем мире, так и в состоянии и поведении клиента. При этом мошенниками используются следующие психотехники, описанные в настоящем разделе выше — в базовом алгоритме эриксонианского гипноза: · «Фантазии». · «Представления». · «Внушенные галлюцинации». · «Воспоминания» («Возрастная регрессия»). · «Информационная перегрузка». · «Разрыв шаблонов». · «Расщепление сознательного и бессознательного» (как составная часть воздействия и как самостоятельная техника). · «Каталепсия». · «Якорные техники». Конечно, сами проходимцы чаще всего не догадываются об этих названиях, применяя их на практике. Они действуют, опираясь не на научную базу, а на то, «как их мать учила». Вам необходимо перечитать разделы обо всем вышеперечисленном, чтобы понять, как происходит воздействие в контексте мошеннического сценария. Если мошенник опытен, то «очарование» «лоха» при этом неизбежно. Фантазии, представления, внушенные галлюцинации и воспоминания Цыгане давно заметили, что человеческие иллюзии и галлюцинации, которые формируют эффект «очарования», легче всего вызвать у чувствительных лиц с развитым воображением, особенно у детей, подростков и молодых женщин. Достаточно «запустить» у человека процесс мысленного представления какой-либо ситуации (пофантазировать) или попросить вспомнить о чем-либо, хорошо ему знакомом. Метод индукции транса через вызывание воспоминаний, фантазий и представлений — один из наиболее часто применяемых мошенниками. Стандартный подход — побудить жертву вызвать из памяти образы и картины детства или ситуаций с признаками естественного транса (например, утомительная многочасовая езда вечером в междугородном автобусе). Через выполнение таких гипнотических феноменов стараются получить сразу глубокий гипноз. Задача уличного гипнотизера при этом состоит в том, чтобы своими вопросами заставить клиента вспомнить что-то «трансовое» в подробностях. Люди пожилые лучше вспоминают события прошлого, среднего возраста — современные события, молодежь — свое детство и обстоятельства последних двух-трех лет. Поэтому с представителями разных поколений цыгане заводят соответствующие их возрасту разговоры. Со стариками они готовы обсудить их молодость (разговор обычно начинается на темы фильмов, артистов, певцов тех лет, рождения и женитьбы детей и т. д.) и вопросы здоровья. С людьми средних лет — сегодняшние проблемы в семье, на работе или что-то приятное из их последнего отпуска (солнце, пляж, купание, шашлыки, романы), религиозные представления, половые ощущения. С молодыми — поиски любви, вопросы учебы и будущей карьеры. Если объект воздействия — ребенок, то транс у него возникает от одной фиксации глаз (на лице мошенника или неком предмете), а далее уже все слова гипнотизера могут восприниматься как внушения. Маленькие дети — в среднем до 4-4,5 лет — около половины времени находятся в состоянии транса. Детство можно назвать гениальным природным трансом. Именно открытость подсознания в малом возрасте позволяет поразительно мобилизовать внутренние возможности мозга. Впечатлительность малышей подобна губке. В это время жизни они способны впитывать и удерживать огромное количество информации. Все, что в этот период дети слышат, фиксируется в их подсознании на всю жизнь. Еще один интересный и быстрый способ наведения гипноза наяву заключается в том, что цыганка ловит момент, когда кто-то увлеченно говорит о том, что его волнует или сильно беспокоит. В людных местах, особенно во время ожидания (например, на остановке), спровоцировать такие разговоры нетрудно. Тогда она присоединяется к этому человеку и, активно ему сочувствуя, сопереживая, своими словами и вопросами специально разогревает и все больше детализирует проблему рассказчика, глубже погружая его в мир переживаний и воспоминаний. Затем, в продолжение стимуляции этих образов, навязывает близкую его волнениям галлюцинацию. Добившись появления у «лоха» видения, цыганка развивает его до глубокого транса и получает безотказный управляющий раппорт. Так, погружаясь в свои проблемы, человек отдается чуждому воздействию; цыганке достаточно присоединиться к нему, помочь вообразить хорошо знакомую ему ситуацию или образ (галлюцинацию) и воспользоваться этим в своих целях. Разрыв шаблонов Очень часто в самом начале контакта криминальный гипнотизер старается чем-то необычным и логически тупиковым озадачить «лоха» и, пользуясь секундной приостановкой логически-аналитического мышления, мгновенно перевести его сознание в правополушарный режим воображения, чувств и эмоций. При этом, как правило, в беседу вводится фактор страха — мощный ключ к глубинам подсознания. Цыгане очень часто удивляют свою будущую жертву неожиданным заявлением или тупиковым вопросом и сразу же после гипнотических манипуляций с правой рукой начинают угрожать ей: не даст «порченые» деньги (кольцо, браслет, цепочку и т. п.) — подурнеет лицом, преждевременно состарится, попадет в аварию, не доедет до дома, случится беда с детьми, матерью и т. д. Цыгане нередко используют также и технику замешательства, в частности, на вокзалах, где обычно люди находятся в состоянии спокойного ожидания. Внезапно раздается шокирующий всех истошный вопль. Внимание надежно привлечено дракой между двумя цыганками. Пока остолбеневшие зрители наблюдают за завязавшейся баталией, другие цыгане (часто — дети) утаскивают их вещи. Когда люди выйдут из шокового оцепенения и обнаружат пропажу, жуликов уже искать поздно: по «сценарию» одна из дерущихся должна удирать, а вторая ее догонять. Похожую технику используют цыганки и для выхода из щекотливых ситуаций, например, когда их ловят с поличным на банальном воровстве. Они задирают юбки и истошно вопят. Окружающие застывают в шоке и сожалеют, что вообще с ними связались. Аналогичной техникой резкого крика «кийя!» пользуются и каратисты. Все перечисленные примеры обладают общим свойством — использование запредельных раздражителей, внезапных конфузящих действий, парадоксальности и непривычности поведения, разрыва уже начатого стереотипного поведения и т. д. Уличные гипнотизеры постоянно совершенствуют техники разрыва шаблона и путаницы и привнесли в них много оригинальных элементов. Кроме уже перечислявшихся внезапных тупиковых вопросов (не имеющих ответа) и сильнейших внешних раздражителей, применяются неожиданные действия (например, Вы «позолотили» цыганке ручку, а она вдруг… протянула Вам сдачу или «квитанцию» — обычный клочок бумажки). Информационная перегрузка и путаница Цыганки загружают все каналы восприятия. Обстановка вокруг клиента создается такая, что своим присутствием мошенница блокирует и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Она встает совсем рядом, буквально загораживая собой небо, — загружает зрение. Ненароком дотрагивается до Вас, выщипывает Ваш волосок, а порой и вовсе откровенно ощупывает — так задействуется осязание. Все это применяется синхронно — для усиления эффекта. Цыгане (да и другие мошенники) очень любят применять свой знаменитый «метод заговаривания». Он заключается в информационной перегрузке сознания клиента, запускающего механизм торможения психики. Внимание клиента может устойчиво удерживаться разными и многими интересными историями, случаями, поучительными байками. Техника заключается в том, что в текст историй все время вплетаются суггестивные команды или поведенческие установки, в которых «увязает» сознание слушателя. Бывает, что у цыган встречается и метод «перекрывания реальностей», но гораздо реже. Кроме торможения психики чрезмерной по объему информацией цыгане применяют и технику чрезмерной скорости подачи информации. Люди могут усваивать поступающую информацию только с определенной скоростью, и если эту скорость повысить, то сознание клиента не успевает обрабатывать новые слова, и они идут прямо в подсознание, минуя «цензуру». Цель цыганки — ни под каким видом не дать клиенту вдуматься в смысл произносимого. Всегда говоря очень быстро и очень тихо, цыганка легко собьет внимание тем, что, повествуя о Вашем будущем супруге, намеренно спутает «короля» с «валетом». Пока Вы поймете, в чем между ними различие, логика рассуждения уже будет утрачена. В лишенное смысла бормотание плутовка искусно вставляет указания типа «подойди», «открой», «дай». Для оказания еще большего воздействия цыганки работают «бригадами», когда одновременно с нескольких сторон начинают что-то громко говорить с близкого расстояния сразу несколько цыганок. Причем не только говорить: они все касаются человека и хватают так, что заметить что-то он не в состоянии. Его зрение перегружено жестикуляцией и перемещениями цыганок, его слух и внимание перегружено словами и звуками, а кинестетика — сотней прикосновений и хватаний. Когда же он все-таки вырвется от насевших на него цыганок, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что его карманы очищены полностью, а одна из мошенниц уже исчезла с добычей. В их среде — это один из самых популярных и быстрых способов обворовывания человека. С милицией вещи и деньги искать бесполезно — получите только стресс или сердечный приступ. Шанс что-то вернуть есть только у тех, кто хорошо знаком с цыганским бароном (а у цыган, как известно, очень закрытое общество, посторонних в него пускают не часто). Каталепсия Иногда в цыганском гипнозе используется метод индукции транса через каталепсию (фиксацию позы). Этот секрет используется с людьми пожилыми или уставшими, им предлагают присесть, расслабиться и успокоиться, а затем в разговоре незаметно усиливают появляющиеся симптомы дремоты. Иногда уличные гипнотизеры используют ситуации, когда уставший или подвыпивший человек уже сидит на скамеечке, позевывая. Работа с «якорями» Зная методики работы с «якорями», или «старыми реакциями», нетрудно понять, почему цыганки часто стимулируют будущую жертву «излить душу». Это необходимо для извлечения разных эмоциональных реакций и фиксации их соответствующими «ключами» (так цыгане называют «якоря»). Затем «связку» этих ключей можно использовать как угодно. Надо, чтобы жертве что-то было не по душе — включается одна, маркированная ранее «ключом», эмоция; нужно, чтобы нравилось — задействуется другой «якорь», «зацепивший» другую реакцию. Содержание того, что клиент будет вспоминать, цыганке неинтересно — главное, чтобы оно сопровождалось как можно более яркой эмоцией, которую тут же можно зафиксировать «ключом» как нужную реакцию. В качестве «якоря» часто используется сочувствующее и доверительное прикосновение на долю секунды своей кисти к правой кисти, плечу или даже ноге клиента. К кинестетическому якорю добавляется одновременная фиксация нужной реакции голосом, взглядом, наклоном головы, характерным жестом и т. д. Так готовится надежный «ключ». Любой «якорь» опытная цыганка проверяет за время беседы по нескольку раз, пока не удостоверится (по эмоциям клиента, движениям глаз, мимике, жестам, дыханию), что он срабатывает безотказно. Затем, с помощью проверенного «якоря» строит стратегию ввода человека в трансовое состояние. Надо сказать, что цыгане хорошо знают о том, что сильные эмоции — это, по сути, уже готовый транс с суженным состоянием сознания, при котором можно эффективно управлять человеком. Поэтому иногда они просто распаляют до предела эмоции «лоха», и тогда у человека автоматически наступает состояние «экстатического транса» с такой же повышенной управляемостью. Кстати, похожие методики управления человеком через эмоции давно применяют не только цыгане, но и психотерапевты, музыканты, адвокаты, режиссеры и проповедники. Расщепление сознательного и бессознательного Признаки, по которым цыгане узнают о наступлении «очарования» (о том, что «процесс пошел»), не отличаются от описанных в главе «Оперативный гипноз». Это легкое замирание, сосредоточение взгляда («отсутствующий» или «мутный» взгляд), характерное выражение глаз (они становятся как бы «влюбленными» (по-цыгански — «коровьими»), расширение зрачков, легкое побледнение или покраснение кожи лица, разглаживание морщин, явно неосознаваемые непроизвольные движения. Дыхание делается более редким и более глубоким, схожим с дыханием человека во сне. В отдельных случаях прослеживаются глубокое замирание, оцепенение и неподвижность, кожа становится влажной, потной, настает глубокое мышечное расслабление. Как и в любом другом трансовом состоянии, при цыганском воздействии наблюдается переориентация внимания человека с внешнего мира на внутренние переживания и ощущения. Выше уже говорилось о том, что уличные гипномошенники, заужая сознание и наводя транс, затем (или одновременно) вообще стараются отделить сознание, а также «усыпить совесть» и таким образом иметь дело только с подсознанием человека. Делается это предложением чего-то нужного или очень выгодного, а также с помощью интонации. Например, заинтриговав человека фразой о якобы увиденной его судьбе и предложив «рассказать всю правду, которая была и будет», мошенница начинает, рассказывая эту отвлекающую «судьбоносную» байку, заужать ее подробностями сознание человека так, как это описано в предыдущем пункте. Затем начинается разделение сознания и бессознательного. Цыганка произносит с одной интонацией, например, такие слова: «Вот Вы сейчас сомневаетесь…», а с другой — «…а ведь Ваша интуиция подсказывает другое, ведь Вы душой чувствуете, что согласны со мной» и т. д. Таким образом в течение разговора она с помощью нехитрого трюка несколько раз расщепляет сознание и подсознание жертвы. Фактически устанавливаются два разных диалога: один — с сознанием и совершенно другой — с подсознанием. Полностью цыганка переходит на интонацию подсознания обычно только после 2-3 расщеплений. Аналитическое сознание «лоха» при этом уходит, и возникает транс с управляющим раппортом. Помимо «задушевных» интонаций, для фиксации и усиления расщепления рассудка и подсознания человека бывалые уличные гипнотизеры применяют доверительные жесты и касания, некоторые повороты и качания головы и т. д. Это позволяет не только обеспечить переход на диалог лишь с подсознанием и одновременно не вызвать у «лоха» никаких подозрений, не спугнуть его. Для мошенника транс — не самоцель, а лишь инструмент для усиления реакций. При наведении транса цыганка опять применяет описанную выше технологию «приятное — приятное — выгодное», т.е. в этой ситуации она вначале фиксирует его внимание на том, что действительно происходит во всех органах чувств (зрение, слух, ощущение, обоняние и т. д.) — во всем, что уже есть. Затем, расщепляя сознание, «транслирует» трансовые ощущения. Видя все внешние признаки наступающего транса, она сообщает о них своей жертве и тем самым резко углубляет раппорт. На этом этапе происходит словесная передача тех состояний, которые одновременно: · выгодны мошеннику; · реально наблюдаются у клиента; · указывают на наступление у клиента трансового состояния. В результате такого скрытого внушения наблюдаются все более выраженные признаки еще большего углубления транса. «Мимоходом» произнесенные слова подозрений не вызывают — ведь цыганка вроде бы просто констатирует, что происходит в реальности. На самом же деле — это западня для сознания. Техника проговаривания вслух любых наблюдаемых признаков измененного состояния жертвы за 2-3 минуты провоцирует наступление эффективного транса. 6) Достижение цели. Завершение «сценария» кодированием Почем речь? Фраза из шоу Е.Степаненко Таким образом, втягивая «лоха» в разговор по его «проблеме», «интересу» или в какое-либо сверхвыгодное для него мероприятие, цыгане вначале привлекают внимание, а затем, фиксируя появляющиеся признаки «реагирования», закрепляют транс, углубляют его. Так обычный уличный разговор превращается в комфортное и незаметное управляющее воздействие. Далее цыганка выполняет задуманные по «сценарию» действия и уходит, достигнув цели и результата. В идеале уличные гипнотизеры стремятся довести жертву до глубокой стадии транса. Если они замечают, что клиент «ведется» хорошо, то сразу же стараются погрузить его в еще более глубокое состояние. Транс у некоторых восприимчивых сверхгипнабельных людей может развиться до глубины сомнамбулических феноменов. «Лох» тогда становится человеком-роботом, не воспринимающим ничего, кроме голоса мошенника. Если он не стоит как вкопанный, то идет как зомби или лунатик. Кора головного мозга у него полностью отключена. Работает только подсознание, и только с одним участком мозга — зоной раппорта с мошенником. Поведение жертвы в такой момент полностью подчинено ему. Можно добиться и естественности поведения. В таком сомнамбулическом трансе цыганка может внушить «лоху», что она — его мать, жена или любимая сестра; он может привести ее домой, упаковать и погрузить в такси лучшие вещи и ценности, а провожая, трогательно обнимать и целовать на глазах у соседей. Если хотите понять, почему у последних это не вызывает никаких подозрений, посмотрите еще раз на название этой книги. Отсутствие внешних признаков транса объясняется возможностью в трансовом состоянии внушить «лоху» любые галлюцинации; человек по команде может увидеть, услышать или почувствовать то, что ему прикажут, хотя в реальности ничего этого нет. Это положительная галлюцинация. А отрицательная — это когда гипнотизер дает клиенту команду, что тот не видит, не слышит или не чувствует чего-то из того, что на самом деле существует. С этого момента он видит, слышит, чувствует только то, что не запрещено гипнотизером. При условии достаточной глубины транса мошенник может сам снимать с «лоха» кольца, цепочки, часы, шапку, шубу, вытаскивать кошелек и т. д., и тот не воспротивится; более того, после выхода из транса он даже не будет помнить ничего, что с ним в те минуты было. Может быть и так, что мошенник даст директиву введенному в транс клиенту показать, где у него находятся деньги, достать кошелек и передать их ему (все это сопровождается фразами вроде «эти золотые украшения — враги твои»), затем возьмет деньги из кошелька «лоха» или его драгоценности. Когда гипноз недостаточно глубок, жулики придают своей просьбе о передаче им ценностей облик, исключающий даже намек на аморальность и беспринципность. Например: «Ваша отзывчивость спасет жизнь несчастных и голодных малышей» или «Принесите нам сейчас Ваши деньги, и мы выпишем квитанцию и дадим взамен в два раза больше». Добившись своего, мошенники обычно пытаются примитивно кодировать свою жертву на забывание (амнезию) всего произошедшего. Например, перед расставанием с «лохом» цыганка обязательно произнесет фразу типа: «Все хорошее обязательно вернется, от плохого надо избавляться, иди домой и ни о чем не беспокойся. Ты меня не знаешь и никогда не видел. Эти вещи — кольцо и цепочка — чужие! Ты их никогда не видел!» После этого она уходит, а безвольно опустившаяся на скамейку жертва постепенно выходит из транса. Если гипноз был не очень глубоким, то «очарование» проходит через 2-3 минуты после ухода цыганки, и тогда человек пытается понять, что произошло, но если гипноз был достаточно крепким, то код срабатывает на долгие годы, а иногда и на всю жизнь. Чаще всего инструкции, передаваемые находящемуся в трансе клиенту, не подкрепляются системой вводимых в подсознание мотиваций; рассчитаны они не на глубокие личностные изменения, а на работу на уровняхповедения и окружения. Поэтому после таких воздействий объект осознает себя жертвой и может успеть повернуть все в обратном направлении — попытаться вернуть свои ценности. Амнезия (неспособность к запоминанию) именно этого события чаще всего наступает у жертвы как «режим защиты от сбоев», когда мозг и организм человека не хочет вспоминать события и людей, нанесших ему психологическую травму. Как показывает практика, больше 80 % жертв гипнотического нападения даже не пытаются подать заявления в милицию о произошедшем ЧП, стыдясь или боясь огласки. Вышеописанная психотехника образовалась только от практики. Не имея теоретической базы, она передается последователям конкретными фразами, поясняющими, что нужно говорить и в каком порядке, но не объясняя, почему и как это действует (т. е. что именно действует в этих фразах на клиента). Все, что им нужно, это употреблять только то, что передал владеющий этой техникой, и знать, что не все поддаются на это, т. е. необходимо найти своего клиента-"лоха". Первобытным техникам без научной подпитки невозможно прогрессировать. Таким образом, наиболее распространенный тип уличных гипномошенников имеет возможность так «грубо» (в психологическом плане), воздействовать только на высоковнушаемых людей — каждого шестого, около 16% населения. Незаметные тесты на гипнабельность преступники могут проводить в любых обстоятельствах. Например, в группе лиц, ожидающих на перекрестке зеленого сигнала светофора, они могут выбрать своего будущего клиента из тех, кто, будучи более других подвержен «стадному чувству», начинает первым двигаться вслед за «экспериментатором», если тот специально пошел на запрещающий сигнал светофора. Больше всего в группе «гипножертв» детей, подростков, женщин (особенно 55-65 лет) и стариков; лучшей жертвы, чем человек с «заторможенным» умом, для криминального гипнотизера не придумаешь. Однако банды продвинутых, образованных «гипнотизеров-психологов», проведя соответствующую гипнотическую обработку, могут оказывать влияние практически на любого человека. Такие преступные группы в основном действуют по наводке. Их цели — богатые фирмы, финансовые учреждения, ювелиры, коллекционеры, работники музеев, состоятельные и влиятельные лица, политики. Однако дело не ограничивается индивидуальным воздействием. Если мошеннические планы масштабны, профессионалы преступного гипнопромысла при помощи своего таланта могут, например, за очень короткий срок привлечь в организуемые ими «кассы взаимопомощи» массы денег, с которыми потом и скрываются. В практике уголовных расследований встречались случаи, когда такие «деятели» путем изменения морального мира человека заставляли его не только передавать им ценности, но и любить, угождать и даже пытаться совершить преступления. Внушением определенной идеи (например, бреда преследования) путем создания соответствующей мотивации, формирования новых взглядов на обстоятельства внушаемых действий можно запрограммировать человека на любое злодеяние. С помощью гипноза человека проще ввести в заблуждение, внушив ему определенную версию события, очевидцем которого он являлся. Лжесвидетельство в суде, подлог в документах — все это может быть плодом гипновнушений, причем на суде объекты «гипнообработки» дают свои показания чистосердечно, веря в них сами и отрицая какое-либо влияние извне. Зафиксированы и случаи скрытого гипновоздействия на следователей, судей, работников ИТУ («выходы» на них профессионала-гипнотизера не отличаются от стандартных способов знакомства, описанных выше). Случаи уже состоявшегося противоправного использования гипноза весьма трудно доказать, т.к. гипнотическое внушение очень непросто отличить от различных видов обычного психологического воздействия, каким являются уговор, просьба, рекомендация, требование и т.п. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|