• 1. Как христианам не следует относиться друг к другу (ст. 26)
  • 2. Как христиане должны относиться друг к другу (ст. 2–5)
  • 3. Как нести бремена других (ст. 1)
  • а. Что нужно сделать
  • б. Кто должен это сделать
  • в. Как это нужно сделать
  • Вывод
  • 5.26 — 6:5.

    ХРИСТИАНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

    26 Не будем же тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

    1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

    2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

    3 Ибо, кто почитает себя чем–нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

    4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом;

    5 Ибо каждый понесет свое бремя.

    В Послании к Галатам 5:16–25 Апостол Павел описал конфликт между плотью и Духом и то, как одержать победу, распяв плоть и поступая по Духу.

    В Гал. 5:26–6:5 описывается один из практических результатов этой победы. Он касается наших личных взаимоотношений, особенно с собратьями–верующими в церковной общине. Это становится ясно из наставлений в стихах 25 и 26: Стих 25: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Стих 26: «Не будем же тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Подобным же образом, в Еф. 5:18 результатом заповеди «исполняйтесь Духом» является назидание «самих себя» (т. е. друг друга, вместе — прим. перев.) и повиновение «друг другу». Оба отрывка показывают, что самым первым и великим свидетельством того, что мы поступаем по Духу или исполнены Духом, является не какое–то наше собственное, личное, мистическое переживание, но наши практические взаимоотношения любви с другими людьми. И это очень логично, поскольку первым плодом Духа является любовь.

    Но легко говорить о любви абстрактно, в общем смысле; гораздо труднее обратиться к конкретным жизненным ситуациям, где мы начинаем действительно проявлять свою любовь друг к другу. Именно о некоторых таких ситуациях и говорит сейчас Павел. Он рассказывает нам, как мы должны и как не должны вести себя друг с другом, если поступаем по Духу.

    1. Как христианам не следует относиться друг к другу (ст. 26)

    «Не будем же тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Это очень поучительный стих, поскольку он показывает, что поведение по отношению к другим определяется нашим собственным мнением о самих себе. Именно когда «тщеславимся», мы раздражаем людей и завидуем им. Это слово (греческое прилагательное kenodoxos) обозначает человека, чье мнение о самом себе оказывается пустым, тщеславным или неверным. Он либо тешится иллюзиями о самом себе, либо просто самодоволен. Если мы самодовольны, отношения с окружающими обязательно будут испорчены. Действительно, всякий раз, когда разрушаются отношения между людьми, основной причиной почти всегда оказывается самодовольство. Согласно утверждению Павла, будучи самодовольными и тщеславными, мы делаем одно из двух: либо «раздражаем» друг друга, либо «завидуем» друг другу.

    Во–первых, мы раздражаем друг друга. Греческий глагол (prokaleo) употребляется в Новом Завете только однажды. Он означает «вызывать» кого–то на соревнование. Он подразумевает, что мы так уверены в собственном превосходстве, что хотим его показать. Таким образом, мы подбиваем людей поспорить с нами об этом, чтобы дать себе возможность доказать это превосходство. Во–вторых, мы завидуем, ревниво следя за достижениями и талантами друг друга.

    То, о чем говорит здесь Апостол, совершенно точно подтверждается нашим собственным опытом. В сущности говоря, мы усваиваем по отношению друг другу либо одно, либо другое. Нас побуждают к этому чувства либо превосходства, либо неполноценности. Считая себя выше других, мы бросаем им вызов, поскольку хотим, чтобы они знали и чувствовали наше превосходство. С другой стороны, считая других выше себя, мы завидуем им. В обоих случаях наше отношение к людям основано на «тщеславии» или «самодовольстве», на иллюзорном мнении о себе, и поэтому мы не переносим их как соперников.

    Совсем иная любовь является плодом Духа, которую проявляют христиане, поступающие по Духу. В таких людях нет тщеславия; или, скорее, они постоянно стремятся подавить его Духом, они не завышают мнения о самом себе, но скромны в своих оценках (Рим. 12:3). Дух Святой открыл им глаза, и они увидели, как грешны и недостойны они сами, а также, как важны и ценны другие люди в глазах Бога. Люди с такой любовью считают других «выше себя» и ищут любой возможности служить им.[78]

    Если подытожить сказанное, христианские отношения определяются не соперничеством, но служением. Верным отношением к окружающим будет не «я лучше тебя и докажу это», и не «ты лучше меня, и мне обидно», но «ты — важный человек сам по себе (потому что Бог сотворил тебя по Своему образу, а Христос умер за тебя), и для меня радость и честь служить тебе».

    2. Как христиане должны относиться друг к другу (ст. 2–5)

    Общий принцип мы найдем в Гал. 6:2: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

    Посмотрите, что подразумевается в этой заповеди: у всех у нас есть бремена, и Бог не хочет, чтобы мы несли их одни. Некоторые пытаются это сделать. Им кажется, что нежелание беспокоить других своими бедами — это проявление силы .духа. Чтобы проявить такую силу духа, несомненно, нужно мужество. Но это скорее присуще стоикам, нежели христианам. Другие люди своим поведением напоминают нам о строках Пс. 54:23 — «возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя», — а также о том, что Господь Иисус призывал к Себе обремененных и обещал успокоить их (Мф. 11:28). Поэтому они утверждают, что у нас есть Бог, несущий наши бремена, Которого вполне достаточно, и что просить о человеческой помощи — это признак слабости. Это тоже печальная ошибка. Конечно, Иисус Христос один может нести бремя нашего греха и вины; Он понес его в Своем теле, умерев на кресте. Но не так обстоит дело с нашими бременами — волнениями, искушениями, сомнениями и печалями. Конечно, и эти заботы мы можем возложить на Господа. Мы можем возложить на Него все свои заботы, ибо Он печется о нас (1 Пет. 5:7). Но не забывайте, что Он использует разные способы, чтобы нести эти наши бремена, и одним из них является человеческая дружба.

    Поразительный пример воплощения этого принципа мы видим в карьере Апостола Павла. Одно время своей жизни он был сильно обременен. Он до смерти волновался за коринфскую церковь, особенно его тревожила их реакция на довольно суровое письмо, которое он им написал. Его разум не находил покоя, так велико было напряжение. «Мы были стеснены отовсюду, — пишет он — отвне — нападения, внутри — страхи». Далее он говорит: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2 Кор. 7:5–6). Божье утешение пришло к Павлу не через личную молитву или ожидание Господа, но через общение с другом и принесенные им добрые вести.

    Человеческая дружба, с помощью которой мы несем бремена друг друга, является частью Божьего предназначения для Своего народа. Поэтому не надо держать свои бремена при себе; лучше найти друга–христианина, который разделит их с нами.

    Неся бремена друг друга, мы «исполняем закон Христов» (ст. 2). В этом стихе прослеживается интересная связь между «бременами» и «законом», и можно предположить, что Павел искоса поглядывает на «вышедших из Иудеи». Конечно, Новый Завет называет некоторые требования закона бременем (например, Л к. 11:46; Деян. 15:10, 28), а иудеи стремились возложить на галатов бремя, заставив их соблюдать закон для того, чтобы Бог принял их. Итак, возможно, Павел тем самым говорит иудеям, что вместо того, чтобы возлагать бремена на людей, им надо нести бремена других, тем самым исполняя закон Христа.

    «Закон Христов» заключается в том, чтобы любить других так, как Он возлюбил нас; именно такую заповедь Он оставил нам (Ин. 13:34; 15:12). Поэтому, как Павел уже сказал в Гал. 5:14, любить ближнего — значит исполнять закон. Замечательно, что эти три выражения — «любить ближнего», «нести бремена друг друга» и «исполнять закон» — по сути дела эквивалентны. Это показывает, что любить друг друга, как Христос возлюбил нас, не означает, что мы должны совершать какие–то геройские, необычайные подвиги самопожертвования, это гораздо более приземленное и незаметное служение, когда мы несем чье–то бремя. Видя женщину, ребенка или пожилого человека с тяжелой ношей, разве мы не предлагаем им помощь? Поэтому, видя человека с тяжелой ношей на сердце или в думах, мы должны быть готовы пойти рядом и разделить с ним это бремя. И нам самим нужно быть достоточно смиренными, чтобы позволить другим людям разделить наше бремя.

    Нести чужое бремя — это великое служение. Это может и должен делать каждый христианин. Это естественное следствие жизни по Духу. «Поэтому, — писал Мартин Лютер, — у христиан должны быть сильные плечи и крепкие кости»[79] — достаточно крепкие, чтобы выдержать тяжелую ношу.

    В 3 стихе Апостол продолжает: «Ибо кто почитает себя чем–нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». По–видимому, он имеет в виду, что если мы не несем и не желаем нести бремена других, то это потому, что считаем себя выше этого. Мы не желаем унижать себя до такой степени; это было бы ниже нашего достоинства. И вновь очевидно (как и в Гал. 5:26), что поведение по отношению к другим определяется нашим собственным мнением о себе. Будучи тщеславными, мы раздражаем людей и завидуем им; точно так же, считая себя «чем–нибудь», мы отказываемся нести их бремена.

    Но думать так о себе — значит обманывать себя. Как мы видели раньше, тщеславие, самодовольство — это ложное, пустое мнение о самих себе. Истина в том, что мы не являемся «чем–нибудь»; мы — «ничто». Не преувеличение ли это? Нет. Дух Святой открыл нам глаза, чтобы мы смогли увидеть себя, какие мы есть, — бунтовщики против Бога, сотворившего нас по Своему образу, не заслуживающие от Его руки ничего, кроме разрушения. Поняв и запомнив это, мы не станем самодовольно сравнивать себя с другими или отказываться служить им и нести их бремена.

    Более того, будучи христианами, искупленными Богом через Иисуса Христа, мы все равно не станем сравнивать себя с другими. Именно сравнения так гнусны и опасны, как говорит далее Апостол, стихи 4 и 5: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом; ибо каждый понесет свое бремя». Другими словами, вместо того чтобы пристально следить за ближним и сравнивать себя с ним, нам нужно «испытывать свое дело», поскольку каждый из нас понесет «свое бремя». Это значит, что мы отвечаем перед Богом за свое дело и однажды нам придется отчитываться за все сделанное перед Ним.

    Между стихом 2: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» и стихом 5: «каждый понесет свое бремя» противоречия нет. По–гречески слово «бремя» в стихе 2 (baros — означает вес или тяжелую ношу) отличается от слова в стихе 5 (phortion — обычное название поклажи, вещей человека).[80] Значит, нам нужно носить «бремена» друг друга, когда они слишком тяжелы для одного человека; но есть бремя, которое мы не должны делить с другими, — да нам и не надо его делить, потому что такая ноша вполне посильна для одного, — и за это бремя мы будем отвечать перед Богом в день Суда. В тот день ты не сможешь понести мою ношу, а я твою, «каждый понесет свое бремя».

    3. Как нести бремена других (ст. 1)

    В стихе 1 Павел дает читателям конкретный пример, как нести бремена друг друга. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Застать человека во время согрешения (в англ. переводе: «если кого застали в каком согрешении» — прим. перев.) - не такое уж необычайное событие. Самый известный пример подобного рода в Новом Завете — это рассказ о женщине, которую фарисеи привели к Иисусу, сказав, что она «взята в прелюбодеянии» (Ин. 8:4). Но в нашей жизни есть множество других, менее зрелищных происшествий, когда кого–то застали или уличили в согрешении. Апостол дает нам наставления в связи с такой ситуацией. Сначала он говорит, что нужно сделать, далее — кто должен это сделать, и, наконец, — как это нужно сделать.

    а. Что нужно сделать

    «Если и впадет человек в какое согрешение,., исправляйте такового». Katartizo значит «привести в порядок», то есть, «возвратить в прежнее состояние» (Арндт–Гингрих). В светском греческом языке этим словом в медицине называлось исправление сломанной или смещенной кости. В Мк. 1:19 это слово используется, когда говорится, как Апостолы «починивали» свои сети (хотя Арндт–Гингрих предлагает более широкое его толкование, говоря, что после ночной ловли они «тщательно осматривали» сети, «очищая, починивая и складывая их»).

    Обратите внимание, как уверенно и твердо говорит здесь Павел. Обнаружив чей–то проступок, нам нельзя просто стоять рядом, ничего не делая на том основании, что это не наше дело и у нас нет ни малейшего желания вмешиваться. Нельзя и осуждать или презирать этого согрешившего в своем сердце и, если он будет наказан за свой проступок, говорить: «Так ему и надо» или «Пусть сам расхлебывает, что натворил». Не следует также докладывать о случившемся священнику или сплетничать об этом с общими друзьями в церкви. Нет, нам надо «исправить» его, «поставить его на путь истинный» (Дж. Б. Филлипс). Вот как понимает эту заповедь Лютер: «Подбежать к этому человеку, протянуть руку, вновь поднять его, успокоить его нежными словами и заключить в материнские объятия».[81]

    Здесь нам не говорят точно, как именно исправлять нашего согрешившего брата, но об этом мы можем узнать из более подробных наставлений Иисуса в Мф. 18: 15–17. Нам нужно пойти к этому брату и рассказать ему о его проступке, прямо и один на один. Иисус хотел, чтобы цель наша при этом была конструктивной и позитивной. Нам надо стремиться «приобрести» этого брата; так и Павел говорит, что мы должны «исправить», восстановить его.

    б. Кто должен это сделать

    «Вы, духовные, исправляйте такового». Некоторые комментаторы считали, что Павел сказал это саркастически. Они предполагали, что в Галатии была группа супердуховных людей, называвших себя «духовной» партией. Но свидетельств о существовании такой партии нет, как нет нужды видеть сарказм в словах Павла. Он имеет в виду «зрелых» или «духовных» христиан, которых опишет более подробно в 1 Кор. 2:14–3:4, которых уже начал описывать в Гал. 5:16–25. Во всех христианах живет Святой Дух; но «духовные» христиане к тому же «водимы Духом» и «поступают по Духу», так что в их жизни произрастает «плод Духа». Действительно, полное любви служение исправления оступившегося брата — это как раз то, что по плечу поступающим по Духу. Только «духовные» христиане могут принять на себя эту задачу.

    Однако не следует хвататься за сказанное, как за оправдание, чтобы отказаться от неприятного дела. Нельзя говорить: «Ну, это не для меня; я не духовный». Стих 1, несомненно, подразумевает, что не все христиане являются на деле «духовными»; но все христиане должны быть таковыми, а значит, должны нести ответственность за согрешающего брата и стараться исправить его.

    в. Как это нужно сделать

    «Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». То же самое слово «кроткость» (praotes) мы уже встречали в Гал. 5:23 как часть плода Святого Духа; ибо «кротость, — пишет епископ Лайтфут, — характерна для истинной духовности».[82] Одна из причин, почему только духовные христиане должны брать на себя служение исправления, заключается в том, что только духовные кротки. Далее Павел добавляет, что нам самим нужно быть настороже, чтобы не поддаться искушению. Из этого можно заключить, что кротость рождается из осознания собственной слабости и склонности к греху. Дж. Б. Филлипс ттерефразирует это так: «Не с чувством превосходства, но сами будучи настороже против искушения».

    Таким образом, мы увидели, что уличенного в согрешении брата нужно исправить; что зрелые, духовные, верующие должны совершать это служение мягко и смиренно. Очень печально, но в современной церкви эта простая заповедь Апостола чаще игнорируется, нежели почитается. Тем не менее, если бы мы поступали по Духу, то любили бы друг друга больше; а больше любя друг друга, мы несли бы бремена друг друга; а неся бремена друг друга, мы не отшатывались бы от обязанности исправить впавшего в грех брата. Более того, если бы мы повиновались наставлениям Апостола, то избежали бы множества недобрых сплетен, предотвратили бы еще более серьезные согрешения; все это пошло бы на пользу церкви, и имя Христа было бы прославлено.

    Вывод

    Мы возвращаемся туда, откуда начали. Поступающие по Духу вступают в гармоничные отношения друг с другом. Действительно, это «друг с другом» — как раз та фраза, что связывает воедино весь только что рассмотренный отрывок. Не должно «раздражать друг друга» и «завидовать друг другу» (5:26); напротив, следует «носить бремена друг друга» (6:2). И это активное христианское взаимодействие «друг с другом» является непременным выражением христианского братства. Неслучайно Павел называет своих читателей «братиями» (ст. 1). В греческом оригинале первое слово Послания к Галатам и последнее слово шестой главы перед «Аминь» — слово «братия». Епископ Лайтфут цитирует одного латинского комментатора прошлого, Бенгеля: «Целое доказательство скрывается за одним этим словом».[83]

    Как Апостол доказывает нашу христианскую свободу на основании того, что мы — «сыны» Божьи, точно так же он доказывает необходимость ответственного христианского поведения, исходя из того, что мы «братия». Этим отрывком Новый Завет отвечает на легкомысленный вопрос Каина: «Разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Если человек — мой брат, то я его сторож, я должен, заботиться о нем с любовью, беспокоиться о его благополучии. Мне нельзя утверждать свое воображаемое над ним превосходство и «раздражать» его, нельзя обижаться на его превосходство надо мной и «завидовать» ему, я должен любить его и служить ему. Если он обременен, мне нужно понести его бремя. Если он впадет в грех, мне нужно исправить его, исправить в кротости. Именно к такой практической христианской жизни, братской заботе и служению мы придем, поступая по Духу; и именно так исполняется закон Христов.


    Примечания:



    7

    Лайтфут Дж. Б. «Послание св. Павла к Галатам» — Saint Paul's Epistle to the Galatians by J. B. Lightfoot, 1865 (Oliphants, 1957), с 73.



    8

    См. metatithemi в «Словаре греческого Нового Завета» Мультона Дж. X. и Миллигана Г — The Vocabulary of the Greek New Testament by J. H. Moulton and G. Milligan (Hodder and Stoughton, 1930).



    78

    Флп. 2:3: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя». Эта заповедь не означает, что нужно считать всех, включая своих худших обидчиков, нравственно «лучше» себя (поскольку смирение не должно быть слепым или извращенным); скорее, это заповедь — считать их «выше», важнее, а значит, достойными того, чтобы им служить.



    79

    Лютер, с. 540.



    80

    Лайтфут, с. 217.



    81

    Лютер, с. 538.



    82

    Лайтфут, с. 216.



    83

    Лайтфут, с. 215.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх