• 1. Две альтернативы (ст. 11, 12)
  • 2. Альтернатива — спасение по делам (ст. 10)
  • 3. Альтернатива веры (ст. 13–14)
  • Вывод
  • а. Два предназначения
  • б. Две дороги
  • 3: 10–14.

    АЛЬТЕРНАТИВА ВЕРЫ И ДЕЛ

    10 А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».

    11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

    12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

    1} Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе», —

    14 Аабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

    Эти стихи могут показаться трудными и из–за понятий, о которых там идет речь, и из–за употребляемых слов. Тем не менее они являются фундаментальными для понимания библейского христианства, ибо затрагивают основной вопрос религии — как примириться с Богом. Он описан с двух сторон. Во–первых, это называется «оправдаться перед Богом» (ст. 11). Выражение «оправдаться перед Богом» по значению противоположно выражению «быть осужденным Богом». Это значит, что Бог называет вас праведным, принимает в Свою милость и улыбается вам. Конечно же, это самое главное! Людям инстинктивно хочется благосклонности окружающих, друзей, родителей и детей, начальников и подчиненных. Точно так же, даже если по природе мы находимся в противостоянии Богу, мы все–таки жаждем примириться с Ним.

    Второе описание человека, нашедшего Бога, таково: «он… жив будет» (ст. 11–12) или «получит жизнь». Здесь говорится не о жизни физической и биологической, но духовной и вечной, не жизни в веке сем, но жизни в веке грядущем. Самое простое определение вечной жизни в Библии сошло с уст Самого Господа Иисуса Христа: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

    Итак, «получить оправдание» — значит получить благосклонность Божью; «иметь вечную жизнь» — значит постоянно пребывать с Богом. Оправдание и вечная жизнь тесно, даже неразрывно связаны. Нельзя войти в общение Божье, не приняв Его милости; и как только мы обретаем Его милость, начинается общение с Ним.

    Перед нами стоит вопрос: как войти в милость и в общение Божье? Выражаясь словами Павла, как может грешник «оправдаться» и обрести «жизнь вечную»? Эти стихи дают нам прямой и недвусмысленный ответ. Мы начнем с рассмотрения двух альтернативных ответов, данных людьми на этот вопрос. Тогда мы сами увидим, какой из них ложный, какой истинный.

    1. Две альтернативы (ст. 11, 12)

    Апостол дважды цитирует Ветхий Завет: «Праведный верою жив будет» (ст. 11) и «кто исполняет его [т. е. закон], тот жив будет им» (ст. 12). Нам нужно внимательно посмотреть на эти два утверждения. Оба они взяты из Ветхого Завета, первое из книги пророка (Авв. 2:4), второе из закона (Лев. 18:5). Таким образом, оба они являются словами живого Бога. Оба они говорят о том, что человек «жив будет». Другими словами, оба они обещают вечную жизнь.

    Несмотря на всю их похожесть, эти два утверждения описывают две разные дороги к вечной жизни. Первое обещает вечную жизнь верующему, второе — делающему. Первое называет путем спасения веру, второе — дела. Первое утверждает, что только Бог может оправдать (потому что вера и состоит в том, чтобы положиться на Бога, зная, что Он сделает все необходимое), а второе подразумевает, что мы и сами способны с этим справиться.

    Таковы альтернативы. Какая из них истинна? Оправдывается человек верою или делами? Как обрести вечную жизнь — веруя или совершая дела? Дается ли нам спасение только незаслуженной благодатью Божьей в Иисусе Христе, или мы тоже каким–то образом участвуем в его приобретении? И почему Библия, по–видимому, учит об обеих дорогах, если они кажутся такими несовместимыми?

    2. Альтернатива — спасение по делам (ст. 10)

    «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «…проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Это еще одна цитата из Ветхого Завета (Втор. 27:26), ибо Апостол снова старается показать то, что позже скажет царю Агриппе: «…я до сего дня стою, свидетельствуя… ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили…» (Деян. 26:22). В этом стихе из Второзакония произнесено торжественное проклятие на всякого, кто не исполняет все требования закона. Действительно, слово «все», по–видимому, заимствовано из последующего стиха (28:1), но смысл от этого не меняется.

    Для нашего современного, чувствительного уха эти слова слишком резки и даже жестоки. Нам больше нравится думать о Боге благословляющем, нежели о Боге проклинающем. Некоторые пытались уйти от этой дилеммы, говоря, что Павел пишет не о проклятии Божьем, а о «клятве закона» (ст. 13). Однако сомнительно, что библейские авторы увидели и признали бы такое различие. Закон неотделим от Бога, ибо это закон Божий, выражение Его нравственной сущности и воли. Что говорит закон, то говорит Бог; что закон благословляет, то благословляет Бог; что закон проклинает, проклято Богом.

    На самом деле не следует смущаться от этих прямых слов. Они показывают, что все Писание постоянно говорит нам об отношении Бога к греху, а именно — никто не может безнаказанно грешить, ибо Бог — это не сентиментальный дедушка Мороз, а праведный Судья человеков. Непослушание всегда влечет за собой Божье проклятие и опасность быть Им наказанным. «Проклинать» означает не «обвинять», а «отвергать». Таким образом, если благословение Божье приносит нам оправдание и жизнь, то проклятие Божье несет в себе осуждение и смерть.

    В таком положении находятся все люди, когда–либо жившие на земле, кроме Иисуса Христа. Павел говорит о всеобщности греха, так же, как и в начальных главах Послания к Римлянам. В категорию грешников входят и праведные, респектабельные люди, считающие себя исключением. Как замечает доктор Алан Коул,[40] иудеи считали, что проклятие Божье лежит на am baaretz, на обычных людях, не имеющих закона. Но здесь Апостол просто шокирует иудеев, утверждая, что все — даже сами иудеи! — находятся под клятвою Божьей, а не только невежественные, не имеющие закона язычники. Он пишет в Послании к Римлянам: «Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:22–23).

    Нам это известно из собственного опыта. Иоанн определяет грех как «беззаконие» (1 Ин. 3:4), пренебрежение законом Божьим. И все мы — люди беззаконные, ибо не возлюбили Бога всем своим существом и не возлюбили ближнего, как самих себя. Нарушив закон Божий, мы сами попали под проклятие закона, которое есть проклятие Божье. И это относится ко всем, а не только к людям безнравственным и нерелигиозным; это относится и к евреям, потомкам Авраама, обрезанным и находящимся в завете с Богом; а также (применительно к сегодняшнему дню) и к крещенным служителям церкви. «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (ст. 10).

    Вот почему никто не может оправдаться перед Богом делами закона. Действительно, «кто исполняет его [закон], тот жив будет им» (ст. 12); это аксиома. Но никто еще не смог исполнить закона; поэтому никто не может им жить. И поскольку никто (кроме Иисуса) не смог исполнить закон, Павлу приходится писать, что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (ст. 10). Страшное дело закона заключается не в том, чтобы оправдывать, а в том, чтобы обвинять. Можно стараться и хотеть исполнить закон, совершать добрые дела там, где мы живем, в своей церкви, но все это не сможет избавить нас от проклятия закона, лежащего на законопреступнике.

    Итак, первый предложенный нам путь к Богу ведет в тупик. На этом пути нам не найти ни оправдания, ни жизни; там нас ждут только тьма и смерть. Можно только заключить вместе с Павлом: «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно» (ст. 11).

    3. Альтернатива веры (ст. 13–14)

    Вторую альтернативу предлагает нам Иисус Христос. Мы узнаем, что на кресте Иисус Христос сделал для нас то, чего сами для себя мы сделать не могли. Единственный способ избежать проклятия состоит в том, что сделал Он, а не мы сами. Он искупил, выкупил нас, освободил из ужасного плена, в который заключили нас дела закона. Стих 13: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою». Это потрясающие слова. Вот как говорит об этом епископ Блант: «Эти слова потрясают, почти шокируют. Мы никогда не осмелились бы произнести такое. И тем не менее Павел пишет совершенно серьезно».[41] В данном контексте эта фраза может означать только одно, поскольку слово «клятва» в стихах 10 и 13 несомненно означает одно и то же. «Клятва закона», от которой искупил нас Христос, — это, должно быть, та же самая клятва, наложенная на нас за неповиновение закону. И Он искупил нас, Сам «сделавшись за нас клятвою». Проклятие было переложено с нас на Него. Он добровольно взял на Себя проклятие, чтобы освободить нас от него. Именно то, что Он стал за нас клятвою, объясняет тот ужасный крик отчаяния с креста, крик о том, что Отец оставил Его.

    Павел подтверждает все, сказанное Писанием. Он цитирует Втор. 21:23: «Ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» (ст. 13). Каждого преступника, осужденного на смерть по закону Моисея и забросанного камнями насмерть, потом прикрепляли к деревянному шесту или «вешали на древо» как символ того, что небеса отреклись от него. Доктор Коул замечает, что «человек был проклят не потому, что его повесили на древо; подобная смерть была для Израиля внешним знаком, символом, того, что человек этот был проклят».[42] То, что римляне казнили распятием, а не повешением на древе, ничего не меняет. Итак, о распятом Христе говорится, что Он был «повешен на древе» (см. Деян. 5:30; 1 Пет. 2:24), а значит, умер под божественным проклятием. Конечно же именно поэтому иудеи сначала не могли поверить в то, что Иисус был Христом. Как могло случиться, что Христос, Помазанник Божий, был повешен на древе, вместо того чтобы воцариться и править? Для них подобное было невероятным. Может быть, как предполагает епископ Стивен Нилл,[43] во время проповеди Христа распятого, иудеи могли иногда выкрикнуть: «Иисус проклят!» — страшная анафема, упомянутая в 1 Кор. 12:3.

    Подобная смерть Иисуса оставалась для иудеев непреодолимой преградой для веры до тех пор, пока они не увидели, что Он понес проклятие, лежавшее на них. Он умер не за Свои грехи; Он стал клятвой «за нас».

    Значит ли это, что каждый человек был искуплен от проклятия закона через крест Христа, на который были вознесены наши грехи и наше проклятие? На самом деле нет, потому что стих 13 нельзя читать без стиха 14, где сказано, что Христос сделался за нас клятвою, «дабы благословение Авраама чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Бог дал нам спасение во Христе; значит, мы должны быть во Христе, чтобы принять его. Нас спас не какой–то далекий Христос, умерший сотни лет назад и обитавший где–то за миллионы километров, но живой, реальный Христос, умерший и воскресший, существующий сейчас. Поэтому мы можем быть «в Нем», можем быть едиными с Ним лично, и это реально.

    Но как? Зная, что Он понес наше проклятие и что мы должны быть «в Нем», чтобы получить это освобождение, — как нам стать едиными с Ним? Ответ на это один: верою. Павел уже цитировал пророка Аввакума: «Праведный верою жив будет» (ст. И). А теперь Апостол говорит об этом сам: мы получаем «обещанного Духа верою» (ст. 14).

    Вера — это личное познание Иисуса Христа. Это не какое–нибудь достижение, не еще одно «дело». Ценность веры состоит не в ней самой, а в том, на Кого она направлена, — в Иисусе Христе. Как говорит об этом Лютер, «вера… постигает не что иное, как этот драгоценный алмаз, Иисуса Христа».[44] Христос — Хлеб жизни; вера кормится Им. Христос был вознесен на крест; именно туда, на Него, и смотрит вера.

    Вывод

    Апостол предлагает нам две ярко контрастных альтернативы. Он рассказывает о двух предназначениях, двух судьбах, о двух возможных дорогах. Он подобен новозаветному Моисею, ибо Моисей сказал: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие» (Втор. 30:19).

    а. Два предназначения

    Как и Моисей, Павел называет эти два предназначения «благословением» и «проклятием». Они появляются в ошеломляющем контрасте в ст. 13 и 14, где написано, что Христос стал за нас проклятием, чтобы мы унаследовали благословение. До сих пор мы все свое внимание сосредоточивали на проклятии; что же такое благословение? Оно названо здесь «благословением Авраамовым» (ст. 14) отчасти потому, что это благословение получил сам Авраам, когда поверил Богу, отчасти потому, что Бог сказал ему: «Я… благословлю тебя… и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2–3). Как мы увидели в этих стихах, благословение подразумевает оправдание (принятие милости Божьей), вечную жизнь (пребывание в Божьем общении) и «обещанного Духа» (Сам Бог возрождает человека и пребывает в нем). Таково бесценное, тройное благословение христианина.

    б. Две дороги

    Какие дороги ведут к «проклятию» и «благословению»? Первая дорога называется «закон»; идущие по ней — это «утверждающиеся на делах закона» (ст. 10), а значит, они «находятся под клятвою». Вторая дорога называется «вера»; идущие по ней — люди веры, «верующие» (ст. 7, 9); они наследуют «благословение». Первые полагаются на собственные дела, вторые — на то, что совершил Христос.

    Эти стихи бросают нам вызов. Надо отложить глупую гордыню и все мысли о том, что своими усилиями можно добиться праведности, для того чтобы Бог принял нас. Нужно смиренно прийти к кресту, на который Христос вознес наше проклятие, и полностью положиться на Его милость. И тогда по благодати Божьей, только потому, что верою пребываем во Христе, мы получим оправдание, вечную жизнь и Духа, Который будет жить в нас. «Благословение Авраамово» станет нашим.


    Примечания:



    4

    Додд К. X. «Послание к Римлянам» (комментарии к Новому Завету) - The Epistle to the Romans, by С. Н. Dodd (Moffatt New Testament Commentary, Hodder, 1932), с xxxiv, xxxv.



    40

    Коул, с. 95.



    41

    Блант А. У. «Послание Павла к Галатам» — The Epistle of Paul to the Galatians, by A. W. F. Blunt (The Clarendon Bible, Oxford, 1925), с 96, 97.



    42

    Коул, с. 99.



    43

    Нилл, с. 41–42.



    44

    Лютер, с. 100.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх