|
||||
|
Пособие по изучению Данное пособие будет способствовать тому, чтобы уроки, извлеченные вами из этой книги, не были вскоре забыты (как это часто бывает), но нашли применение в вашей жизни. Пособие представляет собой сборник вопросов, отвечая на которые вы сможете лучше понять прочитанное и использовать полученные знания в вашей собственной жизни. Хотя пособие можно изучать и индивидуально, все же основная тема Послания больше подходит для группового изучения (1–2 часа в неделю обсуждения в малых группах и совместная молитва). Пособие включает вопросы к каждому из 14 разделов книги. Если группа не располагает достаточным временем, руководителю следует заранее решить, какие вопросы наиболее важны для обсуждения, а какие можно предложить для индивидуального изучения. Чтобы принимать активное участие в групповых занятиях, каждый ее член должен прочитать надлежащую главу Послания к Ефесянам и соответствующий раздел этой книги. Во избежание излишней академичности постарайтесь время от времени обсуждатьпрактическое применение изученного. Не забывайте начинать и заканчивать каждую встречу молитвой и поклонением; просите, чтобы Святой Дух оживил это древнее послание и говорил с вами через него. Раздел первый Послание к Ефесянам 1:1—14 (с. 9)1. Прочитайте 1:1—2. а. Начнем с вопроса о том, кто автор Послания. Возможно, вы захотите обсудить идею об авторстве Апостола Павла, рассмотреть все аргументы, взвесить ЗА и ПРОТИВ. К какому заключению вы пришли и почему? б. Как характеризует Павел предназначение Апостола в этих стихах? Почему это важно для нас? в. Переходим к вопросу о читателях Павла. Обсудите, что значит «святые», «верные» и «во Христе Иисусе»? г. «Послание акцентирует внимание на том, что Бог уже совершил через историческую работу Иисуса Христа и что он продолжает делать через Святой дух и сегодня, чтобы построить Свое новое общество вместо старого». Насколько это утверждение соответствует сказанному в ст. 1:2? 2. Прочитайте 1:3–14 а. Найдите в этом гимне хвалы слова, свидетельствующие о делах Бога–Отца и прочитайте их. Какое отношение имеет к этому Иисус Христос? б. В чем выражается «духовность» благословения, которое мы получаем во Христе? Почему это важно? в. Каковы практические последствия утверждения, что «всякое благословение Святого Духа дается нам Отцом, если мы пребываем в Сыне»? г. Что представляет собой доктрина о предызбрании? Какие сложности мы испытываем, принимая ее? д. «Писание не открывает нам тайну предызбрания…» Но в Библии есть некоторые стихи, которые подводят нас к этой доктрине. Что это за стихи? е. «Избрание рассматривается нами как усыновление». Павел в общих чертах затрагивает темы ответственности и радости от полученной привилегии быть детьми Божьими. Какие аспекты он считает наиболее важными? Что это значит для вас? ж. Можете ли вы объяснить, что Павел имел в виду, когда говорил о конечном плане Божьем «в устроение полноты времен» (1:10)? з. Что такое «универсализм»? Может ли он быть обоснован этими стихами Павла? Если нет, то что Павел имел в виду, когда говорил, что все будет соединено во Христе? и. «Легко и естественно мы впадаем в чрезмерные заботы о наших собственных мелочных делах». Какие из этих «мелочных дел» занимают вас сейчас? Какими вы их видите в свете этой главы? к. Какое учение в 1:11–14 «можно и не заметить, читая перевод ПН В»? л, «…нас приняли в новое Божье общество не случайно или по выбору (если под этим выбором подразумевается наш выбор), но только лишь по суверенной воле Божьей и по Его благоволению». В чем же тогда смысл а) благовестия и б) веры? м. Что эти стихи говорят о деле Святого Духа? Какие проявления Его деятельности вы замечаете в своей жизни? н. Что значит фраза — жить «в похвалу славы Его» (1:14)? Трудна ли для вас подобная задача? Если да, то почему? о. Закончите ваши занятия хвалой и поклонением. Выразите своими словами те истины из этого отрывка, которые коснулись вас и вашей души. Раздел второй Послание к Ефесянам 1:15—2:10 (с. 49)1. Прочитайте 1:15–2:10. а. «Самая важная задача здоровой христианской жизни сегодня — следовать примеру Павла: сохранять христианскую молитву и хвалу как единое целое». Почему это так важно? Что, по вашему мнению, вы склонны переоценивать? б. Попытайтесь припомнить, что вы просите для других в своих молитвах. Теперь опять посмотрите на 1:15—17. Как ваши молитвы соотносятся с молитвами Павла? в. Что следует понимать под словами «надежда призвания вашего» (1:18)? г. «Павел не считает предосудительным думать о нашем небесном наследии или даже ожидать его с радостью и благодарностью». Насколько важно и нам так же относиться к небесам? д. Павел иллюстрирует величие Божьей власти, показывая, как Он преодолел смерть и зло во Христе. Как сила Божья в этих сферах влияет на нас сегодня? е. Существуют три главных толкования фразы «полнота наполняющего все во всем» (1:23), с помощью которой Павел описывает Иисуса. Каковы эти толкования? Какое из них, на ваш взгляд, наиболее убедительно и почему? ж. В чем важность утверждения, что «божественное озарение и человеческая мысль неотъемлемы друг от друга»? Прочитайте 2:1–3 а. Что имеет в виду Павел, когда говорит, что его читатели были «мертвы» (2:1)? б. Апостол продолжает разговор о грехе на примере рабства. Можете ли вы определить те силы, которые держат человечество в узах? в. Почему некоторые люди не могут принять слова Апостола о том, что все люди являются «по природе чадами гнева» (2:3)? Прочитайте 2:4–10 а. Как Павел представляет нам в этих стихах идею спасения? б. «Фундаментальной для новозаветного христианства следует считать идею…» Как бы вы закончили это предложение? Как автор этой книги доказывает свое мнение? в. Почему Бог спас нас? Назовите две причины, о которых Павел говорит в этом отрывке. г. Как Павел убеждает нас, что спасение есть дар от Бога, который нельзя заслужить? д. В заключение поблагодарите Бога за спасение, которое Он даровал нам во Христе, и помолитесь за тех из ваших знакомых, которые все еще остаются «мертвыми» для Бога. Раздел третий Послание к Ефесянам 2:11 — 3:13 (с. 87)«Иудеи… говорили, что Бог сотворил язычников, чтобы они служили топливом для адского огня». Вражда между различными группами людей ничуть не нова! Но «Иисус сотворил новое общество… в котором желание примирения заняло место отчуждения и стремление к миру — место вражды». 1. Прочитайте 2:11 — 12. а. Что это за «немощь язычников», о которой упоминает Павел? Что Павел советует читателям «помнить» (2:11) об их прежней жизни? 2. Прочитайте 2:13—18. а. «Мы должны учить друг друга пользоваться этой привилегией». О какой привилегии говорит автор? В чем ее важность? б. Автор пытается привлечь наше внимание к фразам «во Христе Иисусе» и «кровию Христовою» (2:13). Какое они имеют значение? в. «Христос не воссоединил всю вселенную». Почему? Какой же тогда характер имеет Его воссоединение? г. Прочитайте Мф. 5:17. В свете прочитанного скажите, что имел в виду Павел, говоря, что Христос упразднил закон (2:15)? д. К каким двум последствиям привело упразднение закона? е. Комментируя отрывок 2:17, автор пишет: «Иисус Христос все еще благовествует мир всему миру устами Своих последователей». Какое отношение это имеет к вам? ж. Как этот отрывок помогает нам «избежать «практических затруднений, связанных с тайной предвечной Троицы»? 3. Прочитайте 2:19–22 а. Павел характеризует то новое состояние, которое появилось у его читателей–язычников с того момента, как они приняли Христа. Какие образы он использует и в чем их ценность? б. Павел фокусирует наше внимание на церкви, как на образе нового храма (2:20—22). Что он говорит об этом? Как то, о чем пишет Павел, относится к нам? 4. Насколько, по вашему мнению, жизнь церкви сегодня соответствует тому, о чем пишет Апостол Павел? Обсудите практические шаги, которые помогут полнее воплотить в жизнь это решение, а не ухудшить ситуацию. 5. Прочитайте 3:1–6 Павел переходит к разговору о своей роли в Божьем плане обращения язычников. Что значит слово «тайна»? Что, в понимании Апостола Павла, представляет собой «тайна Христова» (3:4)? 6. Прочитайте 3:7–13 а. Перечислите все то, что Павел говорит о своей тайне. Как это может относиться к вашей жизни во Христе? б. «Стих 9 не повторяет стих 8 — между ними есть три существенных отличия». О каких отличиях идет речь и почему они так важны? в. Что Павел имел в виду, когда говорил о «небесных властях» (3:10)? Как и почему «многоразличная премудрость Божия» должна быть явлена им? 7. «Основной вывод, который можно сделать при изучении первой половины 3 главы, — центром Библии следует считать Церковь». Проведите некоторое время в обсуждении и молитве о нашем отношении к Церкви в свете этого отрывка. Раздел четвертый Послание к Ефесянам 3:14— 4:16 (с. 129)1. Прочитайте 3:14–19. а. «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем…» (3:14). Для чего? Почему пример Апостола Павла важен для нашей собственной молитвенной жизни? б. Автор сравнивает молитву Павла с лестницей из четырех ступенек. Выразите своими собственными словами то, о чем просит Павел на каждом из четырех этапов подъема. Почему он просит об этом? 2. Прочитайте 3:20–21. «Способность Бога отвечать на молитвы ясно доказана Апостолом…» Каким образом? 3. Прочитайте 4:1—2. а. В каком смысле вы можете сказать о себе как об «узнике в Господе» (4:1)? б. «Единство и чистота — вот две основные черты жизни, достойной божественного призвания церкви». Отвечает ли этому утверждению ваша личная жизнь в церкви? Как вы считаете, почему это происходит? в. Комментируя тему христианского единства, автор пишет: «К сожалению, сегодня очень многие считают приоритетными организационные моменты … но Апостол вначале говорит о нравственности». Какие нравственные аспекты наиболее важны для Павла и почему? В какой мере ваши взаимоотношения с другими христианами соответствуют представлениям Павла? 4. Прочитайте 4:3—6 а. «Единство христиан возникает благодаря единству нашего Бога». Можете ли вы объяснить, почему так происходит? б. Какая разница между церковью «видимой» и «невидимой»? Почему так важно всегда помнить об этом отличии? в. «…слова о церковном единстве вовсе не извиняют тот факт, что мы свыклись с трагедией его фактического отсутствия». Так ли это на самом деле? Попытайтесь найти известный вам пример «фактического отсутствия единства». Что вам следует делать в свете этих стихов? 5. Прочитайте 4:7—12. а. В чем важность цитаты Павла из Псалма 67 в Еф. 4:8? б. Павел приводит список духовных даров, данных Христом Его Церкви. Какие это дары и в какой мере они используются в сегодняшней церкви? в. «Нет ничего более необходимого для созидания Церкви Божьей, чем наличие…» Как бы вы закончили это предложение? Согласны ли вы с мнением автора книги? г. Как эти стихи поддерживают идею «всеобщего служения»? В какой мере фраза «Служители: все собрание» относится к вашей церкви? 6. Прочитайте 4:13–16. а. Как эти стихи характеризуют 1) зрелость и 2) младенчество? Как мы можем стать взрослее и опытнее? б. «Истина становится жесткой, если не смягчается любовью, а любовь становится вялой и бесформенной, если не упрочняется истиной». Можете ли вы назвать ситуации, когда равновесие между истиной и любовью было нарушено? Как его можно восстановить? 7. Завершите ваше занятие молитвой за церковь — как поместную, так и вселенскую — в свете прочитанного отрывка. Раздел пятый Послание к Ефесянам 4:17 — 5:21 (с. 173)1. Прочитайте 4:17—24 а. «Сразу же заметим, что Апостол делает ударение на идее о важности интеллектуального фактора в жизни каждого человека». Что имеет в виду автор? Какое практическое применение этого утверждения вы можете предложить? б. Проследите «гибельные пути зла», описанные в 4:17— 19. Истинна ли эта последовательность для вашей жизни? в. Что упущено в переводе ПНВ отрывка 4:22–24? Почему это настолько важно? г. «Они были научены тому, что понятие «христианин» означает…». Еще раз прочитайте отрывок и дополните это предложение своими словами. д. Что собой представляют «два доктринальных основания христианской святости, описанные Павлом»? Какова связь между ними? 2. Прочитайте 4:25 — 5:4 Павел дает шесть примеров, показывающих, как христианская святость выражается в жизни. Какие это примеры? Какие три общих для всех аспекта у них есть? 3. Прочитайте 4:25 Какие доводы приводит Павел, утверждая, что нужно отложить ложь и говорить правду? Случались ли в вашей жизни моменты, когда эти слова были для вас актуальны? 4. Прочитайте 4:26—27 «…Когда нам не удается сдержаться [чувствуя гнев или выражая его], мы перечим Богу, вредим себе и этим способствуем распространению зла». Не происходило ли с вами подобного9 Что вам нужно было сделать? Что, по мнению Павла, защитит нас от того, чтобы гнев не превратился в неправедный? 5. Прочитайте 4:28. «Ведь недостаточно, чтобы вор перестал красть». Почему? Что еще требуется? 6. Прочитайте 4:29—30 а. Какую ощутимую разницу в последние двадцать четыре часа вашей жизни принесло бы следование словам, записанным в 4:29? б. Что открывает нам стих 4:30 о Духе Святом и о наших с Ним отношениях? 7. Прочитайте 4:31 — 5:2 Приходилось ли вам испытывать какие–либо негативные эмоции, о которых говорится в 4:31? Какое противодействие рекомендует Павел? Что практически это может значить для вас? 8. Прочитайте 5:3—4 «Негативным отношением к сексу христиане заслужили плохую репутацию». Согласны ли вы с этим? Почему? Что Павел говорить здесь о том, как Бог помогает нам рассматривать этот вопрос в истинном свете? 9. «Пусть же никто не говорит, что доктрины ничего не значат». Почему? Как бы вы ответили тому, кто бы заявил, что «доктрина — это что–то скучное и старомодное»? 10. « …Святость не есть некое состояние, когда мы тихо дрейфуем». Вернитесь к главе 4 и началу главы 5. Определите те задачи, в решении которых вам необходимо принять активное участие. 11. Прочитайте 5:5—7 В этих строках Павел представляет своим читателям четыре побудительных мотива к такой жизни, которая соответствует новому Божьему обществу, а. Почему стих 5:5 «не следует трактовать… как учение о том, что малейшая безнравственная мысль, слово или поступок могут лишить нас неба»? б. Как бы вы ответили тому, кто бы сказал, что «Бог слишком благ, чтобы кого–нибудь осудить»? в. В каком отношении перевод ПНВ отрывка 5:7 «не очень удачен»? Что имел в виду Павел? 12. Прочитайте 5:8—14. Павел использует образы света и тьмы. Чему учит он следовать в нашей христианской жизни? 13. Прочитайте 5:15–17 Что характеризует того, кто называется «мудрым»? Насколько мудры вы? 14. Прочитайте 5:18–21 а. «Трудно найти лучшее решение вопроса о святости, чем…» Как бы вы закончили данное предложение? А что предлагает автор? б. Павел дает «список из четырех результатов исполнения Духом». О чем идет речь? в. Как следовать заповеди «исполняйтесь Духом» (5:18)? Как нам может помочь знание «точного перевода глагола plerousthe»? 15. Поразмышляйте некоторое время и помолитесь о тех сферах, в которых вам все еще необходимо «отложить прежний образ жизни ветхого человека» (4:22) и «облечься в нового» (4:24). Раздел шестой Послание к Ефесянам 5:21 — 6:9 (с. 213)Упомянув новые правила, которые Бог дал Своей церкви, Павел переходит к размышлениям о взаимоотношениях народа Божьего. 1. Прочитайте 5:21 а. Как другие места Нового Завета определяют эту заповедь «повиновения»? б. Что Библия говорит об источнике власти? Как это может повлиять на ваше отношение к руководителям? в. Что отвечает Библия на вопрос о том, как следует распоряжаться властью? Как это может повлиять на ваше общение с подчиненными? 2. Прочитайте 5:22–24 а. Почему аргумент Павла в защиту главенства мужа имеет «постоянную и вселенскую значимость»? б. «Для того, чтобы понять природу главенства мужа в новом обществе, основанном Богом, нам необходимо внимательнее приглядеться к Иисусу Христу». Чем это может помочь нам? в. «…Подчинение (жены) — это не бездумное послушание всем указаниям, а…» А что же это такое? 3. Прочитайте 5:25—33 а. Павел пишет, что мужья должны любить своих жен, «как Христос возлюбил церковь» (5:25). Как его слова об отношении Христа и церкви относятся к мужьям и женам? б. Апостол продолжает утверждать, что мужья должны любить своих жен, «как свои тела» (5:28). Почему он добавил эти слова? 4. Возможно вам захочется поразмышлять и помолиться о вашей собственной (или будущей) семье. Используйте выводы автора этой главы как руководство на столь нелегком пути. 5. Прочитайте 6:1—3. а. Почему дети должны повиноваться своим родителям? б. Как нам понимать и воплощать обетование, записанное в 6:3? в. Считаете ли вы эту заповедь безусловной? Когда мы перестаем быть «детьми»? г. В чем состоит значение выражения «в Господе» (6:1), когда мы говорим о повиновении детей родителям? 6. Прочитайте 6:4 а, Чем можно раздражать детей? Почему нам так важно избегать этого? б. Что вместо этого надлежит делать родителям? В чем это будет выражаться на практике? 7. Возможно, в свете этих стихов вам захочется поразмышлять и помолиться о вашем собственном сыне, дочери и/ или родителях. Какие практические шаги стоит предпринять, чтобы быть послушным Богу в этих сферах? 8. Прочитайте 6:5—8 а, «Примечательно уже само обращение Павла в его Haustafeln к рабам». Почему? б. Как должны были рабы относиться к своим господам? Почему? Какие примеры подобных отношений существуют сегодня и как они касаются вас? 9. Прочитайте 6:9 Как господа должны обходиться со своими рабами? Почему? Какие примеры этого существуют сегодня и как они затрагивают вас? 10. Как бы вы ответили тому, кто сказал бы, что отношение Павла к рабству можно назвать примером «неадекватной реакции христиан на зло»? 11. Семья, социальная и производственная жизнь сегодня, по–видимому, находятся под огромным давлением. Помолитесь за разрешение тех ситуаций в ваших взаимоотношениях, где вы испытываете большие трудности. Раздел седьмой Послание к Ефсянам 6:10—14 (с. 261)Наконец Павел переходит к вопросу о взаимоотношениях христиан и их противников. 1. Прочитайте 6:10–12 а. Кого мы называем нашими настоящими врагами? Что Апостол Павел говорит нам о них? б. Какими словами Павел выражает «истинную комбинацию Божественного вспоможения и человеческого содействия» в сфере духовной войны? в. Как бы вы ответили тому, кто сказал бы, что «начальства и власти» означают экономические, социальные и политические силы и не относятся к демоническим личностям? 2. Прочитайте 6:13–20 а. В чем состоит цель «всеоружия Божия» (6:11, 13)? б. Перечислите шесть составных частей этого всеоружия. Что символизирует каждая часть? От каких орудий дьявола они защищают нас? в. Есть л и какие–либо изъяны в вашем оружии? Что вам надлежит сделать для того, чтобы быть полностью вооруженным? г. «Молитва… дана для того, чтобы наполнять собою всю нашу духовную брань». Почему? д. Еще раз прочитайте 6:18. Что вы можете сказать о вашей хМолитвенной жизни в свете слов Павла? е. Что Павел просит для себя? Почему? 3. «Сегодня на всех кафедрах мира приветствуется сочетание ясности и смелости, «открытости» и «дерзновения». Проведите некоторое время в молитве об известных вам служителях церквей. Чем еще вы можете помочь им? 4. Прочитайте 6:21–24 а. «Молитва, переписка И посещения все еще остаются тремя главными средствами, с помощью которых христиане могут обогащать друг друга и этим способствовать созиданию Тела Христова». Поразмышляйте и помолитесь о том, чтобы уделять этому как можно больше внимания. б. Прочтите последнее приветствие и молитву Павла. Как его просьба подытоживает основную идею всего Послания? 5. Попробуйте вспомнить весь курс изучения этой книги. Какие уроки вы усвоили? Помолитесь друг за друга. И постарайтесь воплотить в жизнь те теоретические знания, которые вы получили при изучении этой книги. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|