|
||||
|
3. ПИСАНИЕ: цель или средство? Иисус дважды спорил с иудеями о Писании. Первый их разговор мы обсудили в предыдущей главе. Речь там шла о сущности Писания как запечатленного Слова Божьего, и, следовательно, о его превосходстве над человеческими преданиями и о том, что его одного достаточно для спасения. Второй разговор, к которому мы обратимся сейчас, касается, прежде всего, предназначения Писания: зачем Бог дал его людям. Иисус Христос ставил Писание на очень и очень высокое место. Он недвусмысленно подтверждал его божественное происхождение и авторитет. Но, кроме того, Он предостерегал нас против опасности слишком уж возвысить Библию (что и делали иудеи) и превратить ее в самоцель. Бог предназначил Писание для того, чтобы указывать людям на Христа и вести их к Нему. Оно задумывалось не как конечная цель, но как средство достижения этой цели. Этот спор Христа с иудеями (об истинном предназначении Писания) не забыт и в богословских дебатах нашего времени. Как мы уже видели, некоторые люди принижают Писание, не принимая его (как принимал его Иисус) в качестве Божьего Слова. В то же самое время есть и другие, которые чересчур возвышают Библию и относятся к ней с почти суеверной набожностью. Они настолько поглощены самим Писанием, что упустили из виду цель его существования — являть людям Христа. Они вполне заслуживают прозвища «библиепоклонники», потому что ведут себя так, как будто не Христос, а Писание является предметом их почитания и поклонения. Евангельские христиане очень высоко ставят (или должны ставить) богодухновенность Писания (так к Библии относился и Сам Христос). Но мы должны быть внимательными, чтобы не навлечь на себя обвинений в «библиепоклонничестве», а если кто–то все же укорит нас в этом, должны будем суметь опровергнуть подобные упреки. Своими поступками и словами необходимо ясно показывать, что, в конечном итоге, мы преданы не самому Писанию, но Христу, о Ком это Писание свидетельствует. Вот как упрекал Христос Своих современников:
В этих стихах Иисус кратко сказал и о божественном происхождении Писания, и о его практическом предназначении. Божественное происхождение Писания «Они свидетельствуют о Мне», — сказал Он, тем самым подразумевая, что свидетельство Писания дано нам свыше. Чтобы понять силу Его слов, нам придется рассмотреть их в контексте. Большая часть Ин. 5, откуда и взята наша цитата, посвящена свидетельству о Христе, которое подтверждает истинность нашей веры в Него. Глава начинается с описания субботнего дня в Иерусалиме. Место действия — купальня под названием Вифезда, неподалеку от Овечьих ворот. Здесь Иисус исцелил одного паралитика, пролежавшего больным тридцать восемь лет. «Встань, — сказал ему Иисус, — возьми постель твою и ходи» (ст. 8). Иудеи немедленно подняли шум. Во–первых, они упрекали бывшего паралитика за то, что он нарушил субботу, взяв свою постель (ст. 10). Далее они упрекали Иисуса за то, что Он исцелил больного человека, нарушив субботу (ст. 16). В последовавшем разговоре Иисус подробно разъяснил им, что творит подобные дела вместе с Отцом (ст. 17). Бог дал ему двойное право — воскрешать мертвых (ст. 21) и творить суд (ст. 22). Иисус провозгласил, что всякий слушающий Его слова и верующий в Пославшего Его тут же получает вечную жизнь и освобождается от суда; такой человек уже перешел от смерти в жизнь (ст. 24). Произнеся эту потрясающую истину, Господь Иисус повторил ее еще раз, с еще большей силой. Мертвые уже слышат Его голос и, услышавши, оживают и встают из своих духовных могил (ст. 25). Таким образом, происходит своеобразное отсеивание, потому что Отец дал Сыну как власть иметь жизнь в Самом Себе, так и власть производить суд (ст. 26, 27). Далее, в Судный день, все, находящиеся в гробах (слово «все» в тексте находится под особым ударением), услышат Его голос и выйдут из могил. Тогда–то и будет завершен процесс отсеивания, ибо одни войдут в «воскресение жизни», а другие — в «воскресение осуждения» (ст. 28, 29). Это двойное право, которое Иисус провозглашал Своим (власть воскрешать мертвых и судить), заставляло иудеев сделать недвусмысленный вывод о том, Кем Он Себя считал, — и они немедленно сообразили, что Он имеет в виду. Неудивительно, что они хотели убить Иисуса за Его слова, которые сочли богохульными (ст. 18). Ибо и давать жизнь, и судить имеет право только Бог. Тем не менее, Иисус осмеливался утверждать, что Ему дана подобная власть. Уже тогда, по Его словам, Он воскрешал некоторых к жизни, а других судил. А в последний день Его право давать жизнь и творить суд достигнет своей кульминации. Но могли ли люди поверить в подобные заявления? К этому–то вопросу и обращается сейчас Иисус. Он начинает с того, что опровергает возможные обвинения в гордыне и своевольной претенциозности. Он утверждает, что действует не от Своего имени, но от имени Бога. Он ищет не Своей воли, но воли пославшего Его Отца (ст. 30). Точно так же (ст. 31) Он не полагается только на Свое Собственное свидетельство (ибо никто не может свидетельствовать сам о себе), но на то, что говорит о Нем Бог. Стих 32: «Есть другой, свидетельствующий о Мне, и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне». Этот albs (другой) есть Бог–Отец. Конечно, были и свидетели–люди. Был Иоанн Креститель (ст. 32), «светильник, горящий и светящий» (ст. 35). Был Иоанн, автор четвертого Евангелия, которое целиком является свидетельством о Христе (Ин. 20:31). Но заявления Иисуса о Самом Себе имели такое колоссальное значение, были настолько велики, что Ему нужно было свидетельство посильнее, нежели свидетельство людей. Ему было нужно свидетельство свыше. И вот какое свидетельство Он представил: «Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство… Я же имею свидетельство больше Иоаннова… Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» (ст. 34, 36, 37). Каково же тогда это свидетельство Отца о Сыне? В какую форму облечено это свидетельство свыше? Иисус поясняет, что оно носит двойной характер — оно выражено в делах и в словах. Во–первых, в делах. «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (ст. 36; ср.: 14:10,11). Итак, сверхъестественные чудеса Иисуса были одной стороной Отцовского свидетельства о Нем, ибо сотворены они были силою Бога–Отца. Однако Божье свидетельство принимает еще одну форму. «Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» (ст. 37) — теперь уже не косвенно, через совершаемые чудеса, но неким прямым, непосредственным образом: «Сам». Более того, глагол «засвидетельствовал» в оригинальном тексте стоит в настоящем совершенном времени, которое означает, что свидетельство началось уже в прошлом и остается в силе по сей день, в настоящем. Каким образом можно узнать это свидетельство? Бог не подавал голоса («гласа Его никогда не слышали»), не являлся людям в видении («лица Его не видели»), но дал запечатленное Слово, которое можно принять, но вы — увы! — «не имеете слова Его, пребывающего в вас». Это, очевидно, «потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (ст. 37, 38). «Исследуйте Писания… Они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне…» (ст. 39, 40). Таким образом, Писание — это слово Отца, не пребывавшее в иудеях, Отцовское свидетельство, которое они прочли, но отвергли. Как Христос рассматривал Писание Если проанализировать главу, которую мы только что читали, ход мысли становится вполне понятным. Иисус утверждал очень серьезные вещи, когда говорил, что имеет власть воскрешать мертвых и судить, ибо такое может делать только Бог. Когда от Него потребовали доказательств, Он заявил, что у Него достаточно свидетельств, чтобы подтвердить подобные высказывания, — и это не Его собственные слова о Себе, не свидетельства людей, а свидетельство свыше. Это Божье свидетельство было явлено отчасти в сверхъестественных чудесах, которые Он творил по воле Отца, но, большей частью, в запечатленных словах Писания. Итак, вот как Иисус рассматривал Писание. Свидетельство Библии и есть Божье свидетельство. И главной причиной того, что христиане верят в божественное происхождение Библии, является это утверждение Самого Христа. Более того, Он постоянно этому учил. Он с почтением и полным одобрением относился к Писаниям Ветхого Завета, подчинялся им и проявлял такое отношение к ним в течение всей Своей жизни и служения, включая и период времени после Своего воскресения из мертвых. Согласно евангелисту Иоанну, Он говорил, что «не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35), а Матфей записал Его слова о том, что «ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Он без колебаний принимал все Писание и верил, что оно истинно. Он с уверенностью предсказал, что Его собственный народ отвергнет Его, предсказал и Свои страдания, смерть и воскресение, ибо так было написано. Он повиновался заповедям и применял принципы Писания в Своей повседневной жизни. Он добровольно занял позицию смиренного послушания всему, что записано в Библии. Слова gegraptai (написано) Ему было достаточно, чтобы разрешить любой вопрос (см.: Мф. 4:4,7,10). Он понимал Свое служение в свете пророчеств Ветхого Завета, признавая и провозглашая Себя одновременно Сыном Человеческим из Книги Даниила и страдающим Рабом Господним из пророчества Исайи. По меньшей мере с двенадцати лет Он чувствовал, что Писание влечет Его душу, вызывая в ней внутреннее побуждение исполнить то, что там для Него предначертано. Отсюда Его удивление: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49) Отсюда же то, о чем писали евангелисты: «Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену… и быть убиту, и в третий день воскреснуть»; «Сын Человеческий идет, как писано о Нем»; «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное через пророков о Сыне Человеческом» (Мк. 8:31; 14:21; Лк. 18:31). Неудивительно, что апостол Павел позднее написал, что Христос «был послушным даже до смерти» (Флп. 2:8). Когда Петр попытался предотвратить арест Иисуса в Гефсиманском саду, Иисус укорил его: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:53,54). Кроме того, Христос явно ожидал, что другие люди тоже должны верить и исполнять то, во что Он Сам верил и что исполнял, почитая авторитет Писания. Как мы уже видели, споря с религиозными лидерами, Он как само собой разумеющееся принимал то, что Писание является высшим авторитетом и судьей. Он постоянно обращался к иудеям с вопросом: «Разве вы не читали?..» Незнание Писания привело саддукеев к заблуждению и ошибке; фарисеи споткнулись, когда перестали ему повиноваться. А некоторым из Своих же собственных учеников Иисус уже после воскресения говорил: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И затем, добавляет Лука, Он, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:25–27; ср.: ст. 44–47). Это послушание Писанию, это настоятельное желание, чтобы и другие его исполняли, шло от веры Иисуса в то, что слова Писания были словами Самого Бога. Он соглашался с тем, что книги Библии написали люди, но не сомневался в том, что их рукой водил один всемогущий Автор. Ему было все равно, сказать ли «Моисей говорил» или «Бог говорил» (см.: Мк. 7:10; Мф. 15:4). Он мог процитировать слова автора Быт. (2:24) как слова, сказанные Самим Творцом (Мф. 19:4,5). Точно также Он сказал: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано…», — а затем привел прямую речь, произнесенную Господом Богом (Мк. 7:6; см.: Ис. 29:13). Люди, написавшие книги Нового Завета, убедились в двойном авторстве Писания именно со слов Самого Иисуса. Для них не было существенной разницы в том, чтобы сказать: «Бог… говоривший издревле отцам в пророках [т. е. через пророков]» (Евр. 1:1) или «изрекали его [пророчество] святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Говоря через людей, Бог не уничтожал их личность; и когда люди говорили от Bofa, они не искажали Слово небесного Автора. Бог говорил. Люди говорили. Нельзя отделять эти две истины друг от друга. Итак, Иисус Христос подтвердил авторитет Ветхого Завета. Не было ни одного случая, чтобы Он отвергал написанное или хоть чуть–чуть намекал на Свои сомнения в небесном происхождении Библии. Осуждал Он только то, что люди либо не знали Писания, либо искажали Его[78]. Кроме того, Иисус подготовил все необходимое для написания Нового Завета. Он поставил двенадцать избранных учеников (к которым уже после Своего воскресения добавил Павла) Своими апостолами (то есть особыми посланцами), дав им в течение трех лет возможность интенсивно обучаться и изучать опыт свидетелей и участников событий. Он наделил их Своей личной властью, посылая их проповедовать во имя Его. Наконец, Иисус обещал им, что они получат необыкновенное вдохновение от Святого Духа, Который напомнит им все, чему научил их Христос, и наставит на всякую истину. Итак, христианин принимает Библию из–за Христа. Сам Христос считал ее Божьим Словом и Божьим свидетельством. Возвращаясь к Ин. 5:39,40, мы заметим, что размолвка Иисуса с иудеями произошла не из–за их мнения о Писании, а из–за того, как они Писанием пользовались. Они тоже принимали его как источник Божьего откровения (хотя и не имели Божьего Слова, «пребывающего» в них — ст. 38). Однако они не поняли его предназначения. Давайте же сейчас посмотрим, что они делали, а потом — что они должны были делать. Таким образом, мы увидим контраст между неверным и верным использованием Писания. Неверное использование Писания Во–первых, действия тех иудеев показывали, как нельзя пользоваться Писанием. Греческий глагол в ст. 39 стоит в повелительном наклонении: «Исследуйте Писания» (и так действительно можно передать сказанное в оригинале). Однако вероятнее всего, что он должен быть поставлен в изъявительном наклонении: «Вы исследуете Писания». Большинство английских переводов Библии передают это слово именно так, и получается, что Иисус не побуждает иудеев к действию, а констатирует факт[79]. Но что же может быть плохого в изучении Писания? А вот посмотрим. Иудеи того времени скрупулезно изучали Писание. Они знали, что обладают «великим преимуществом» — им было «вверено слово Божие» (Рим. 3:1,2). Ни с каким иным народом Бог не общался так, как с ними: народы и племена не знали Божьих уставов (Пс. 147:8,9). Поэтому Израиль высоко ценил Писание, радуясь Божьему Слову, «как получивший великую прибыль» (Пс. 118:162), говоря, что оно «вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18:11). Это побуждало их «исследовать» Писание. Это же греческое слово в Новом Завете употребляется в тех случаях, когда речь идет о Боге или Христе, испытующем человеческие сердца, или о Духе Святом, проницающем глубины Божьи (Рим. 8:27; Откр. 2:23; 1 Кор. 2:10). Оно выражает самое тщательное и терпеливое старание. Но как же так, может спросить читатель, разве это не самое похвальное занятие? Разве мы не должны изучать Библию? Разве плохо было бы, если бы и мы были так же ревностны в исследовании Писаний? Конечно, это было бы замечательно! Но Иисус упрекает их совсем не за это. Их ошибка становится видна, когда мы дочитываем (но в изъявительном наклонении), предложение, сказанное Иисусом, до конца: «Вы исследуете Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин. 5:39). Иисус недоволен не тем, что иудеи «исследуют» Писание, а тем, что они при этом «думают». Он упрекает их не за то, что они изучали Писания, а за то, что изучение было для них самоцелью. Они неверно истолковывали задуманное Богом предназначение Писания, — ведь оно указывает не на само себя, а на Христа. Архиепископ Темпл отмечает, что слово «исследовать» в данном случае «еще не предполагает духовного проникновения в суть сказанного, а означает скрупулезный анализ». Уэсткотт добавляет, что слово это обозначает «те детально тонкие, въедливые изыскания, которые можно увидеть в аллегорических и мистических толкованиях Мидраша». Так, например, книжники, в чьи обязанности входило переписывать священные книги и учить по ним, подвергали Писание самому тщательному разбору. Они взвешивали каждый его слог. Они дошли до того, что сосчитали количество слов и даже букв в каждой книге. Они посвящали себя этой работе не только ради вящей точности при переписывании, но и потому, что по собственной глупости полагали, что в таких вот точных знаниях и заключается вечная жизнь[80]. Подобно некоторым современным читателям Библии и авторам библейских комментариев, они оказались настолько поглощены словами, что упустили выраженную ими истину. Их волновала не сама суть Писания (они вообще ее не понимали, не говоря уже о принятии и послушании), а только значения слов и образов. Они считали, что стоит только хорошенько исследовать, познать, выучить наизусть и цитировать Слово Божье, — и вечная жизнь будет у них в кармане. Уэсткотт приводит пример такого чрезмерного увлечения ученостью и знаниями. «Гиллель говорил: …больше Торы [т. е. закона] — больше жизни (Прит. 3:1–4)… Тот человек, что вложил в себя слова Торы, вложил в себя жизнь грядущего мира». В современном переводе библейских текстов говорится: «Вы изучаете Писания, ибо считаете, что через них обретете вечную жизнь» (Ин. 5:39). Эти современники Иисуса не были похожи на знатных иудеев из города Верии, которые не удовольствовались простым чтением Библии, но занимались этим «со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это [то есть то, что проповедовал им Павел] так» (Деян. 17:11). Нет никакого сомнения в том, что они хотели убедиться в истинности проповеди Павла и, убедившись, поверить в Христа, Которого он им проповедовал. Но у иудеев, с которыми разговаривал Иисус, не было таких благородных побуждений. Они просто исследовали Писание. Они воображали, что обладать Писанием — значит обладать жизнью. Их изыскания были самоцелью. И как раз в этом они жестоко обманывались. Верное использование Писания Посмотрев на поведение иудеев (или на то, как неверно они использовали Писание), мы можем теперь подумать о том, как же им следовало поступать (или как верно его использовать). Следующая фраза Господа говорит как раз об этом: «Они [Писания] свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5: 39). Так Он разъяснил, для чего Бог дал людям Писание. Оно само является не конечной целью веры, но средством, ведущим человека к этой цели — к обретению жизни во Христе. Это значит, что оно является свидетельством о Христе, существующим для того, чтобы люди приходили к Нему и имели жизнь. Однако иудеи ничего этого не поняли. Во–первых, они должны были увидеть в Писании Христа. Мы уже знаем, что библейское свидетельство — это и есть свидетельство Бога. Теперь нам предстоит увидеть, что это Божье свидетельство указывает на Христа. Вообще, в появлении Писания на свет задействованы все три Ипостаси Святой Троицы, ибо Писание — это не что иное, как свидетельство Отца о Сыне через Святого Духа. Конечно же, Иисус имел в виду Писания, которые мы сейчас называем Ветхим Заветом. Ветхий Завет — это книга надежды, книга неисполненного желания. От начала до конца она ведет нас к появлению Христа. Многие ее обетования, данные Аврааму, Моисею или пророкам, находят свое исполнение во Христе (см.: 2 Кор. 1:20). Закон Ветхого Завета со всеми его неумолимыми заповедями был для людей «детоводителем ко Христу», содержавшим их всех под стражей, в несвободе, даже в плену до прихода Освободителя–Христа (Гал. 3:23 — 4:7). Жертвоприношения Ветхого Завета, день заднем напоминавшие о том, что прощения грехов не бывает без пролития крови, предваряли собой единственную в своем роде жертву и пролитую кровь Агнца Божьего (Евр. 9:22). Цари Ветхого Завета, со всеми их слабостями, предвосхищали совершенное правление Мессии — Царство праведности и мира. А ветхозаветные пророчества все указывали на Него. Так, например, Иисус Христос и есть то семя жены, что будет поражать змея в голову. Он и есть то потомство Авраама, в котором благословятся все племена земные. Он и есть та звезда, что взойдет от Иакова, тот жезл, что восстанет от Израиля (Быт. 3:15; 12:1–3; Чис. 24:17). Кроме того, Иисус Христос является священником по чину Мелхиседека, царем из рода Давидова, рабом Господа Бога, который пострадает и умрет за грехи своего народа, Сыном Божьим, Который примет в наследство все народы, и Сыном Человеческим, грядущим с облаками небесными, Которому дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему вечно (Пс. 109:4; Иер. 23:5,6; Ис. 52:13 — 53:12; Пс. 2:7–9; Дан. 7:13,14). Прямо или косвенно, Иисус Христос является главной темой Ветхого Завета. Поэтому–то Он и мог впоследствии изъяснять Своим ученикам «сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Современникам Иисуса выпала великая честь, ибо им было позволено своими глазами увидеть исполнение накопленных пророчеств. «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат, — говорил Иисус Своим ученикам, — ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13:16,17). Однако неверующие иудеи не видели Его. Они не видели Его даже в Писании. Несмотря на все свое усердие в исследовании Библии, они упустили в ней самое главное. Если Христос является центром и сердцем Ветхого Завета, что же говорить о Новом — там это еще более очевидно. Евангелия рассказывают о Его годах на земле, Его рождении от девы, Его безгрешной жизни, о Его словах, исполненных благодати, и могущественных делах, о Его смерти, посредством которой Он взял на себя грехи мира, о Его славном воскресении и вознесении на небеса. Книга Деяний повествует о том, как в День Пятидесятницы Он даровал нам Святого Духа, а также о том, что Иисус делал и чему учил Святым Духом через апостолов. Послания еще полнее раскрывают перед нами Его ни с чем не сравнимую славу — славу Его как Богочеловека, славу спасения и грядущего царства — и объясняют, как мы должны жить в свете этих истин. Книга Откровение заставляет нас поднять глаза от земли и человеческой истории и взглянуть на небеса, где Христос вместе с Богом–Отцом восседает на предвечном престоле, и даже заглянуть в конец дней, когда Он вернется в величии и примет всю власть и царствие. И, тем не менее, находятся люди, которые читают всю Библию, и Ветхий, и Новый Завет, но так и не осознают, что первоначальное предназначение Писания — свидетельствовать об Иисусе Христе! Библия наполнена Христом. Некоторые английские комментарии говорили об этом так: «В Англии все дороги, переулки и тропинки, соединяясь друг с другом, в конечном итоге, ведут в Лондон. Точно так же все книги и главы Библии, все ее стихи, сочетаясь и перекликаясь друг с другом, в конечном итоге, ведут к Христу». Две ошибки иудеев Итак, первым несчастьем иудеев — современников Иисуса — было то, что, исследуя Писание, то самое Писание, что свидетельствует о Христе, они не смогли увидеть этого Христа, о Котором Писание говорит так последовательно и неизменно. Второе их несчастье заключалось в следующем: им нужно было прийти к Христу, чтобы иметь жизнь. Мы уже много раз сказали, что Библия свидетельствует о Христе. Но зачем нам дано это библейское свидетельство? Оно дано не только для того, чтобы увидеть Христа, но затем, чтобы мы могли прийти к Нему и принять от Него жизнь. Итак, истинное предназначение Библии заключается в том, чтобы свидетельствовать о Христе с такой силой и ясностью, чтобы мы прежде всего могли Его увидеть, а затем уверовать в Него и иметь жизнь вечную. Таким образом, жизнь приходит от веры, а вера — от свидетельства. Иоанн сам говорит об этом в конце своего Евангелия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Апостол Павел пишет почти то же самое во 2 Тим.: «Священные писания… могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Так что, как видите, Иисус и Его апостолы учат одному и тому же. «Спасение» или «жизнь» дается во Христе. Посему Писание представляет нам Иисуса как Спасителя, как Дающего жизнь для того, чтобы пробудить в нас веру в Него. Иудеи должны были прийти к Иисусу за жизнью. Но они этого не сделали. Отчасти так произошло потому, что они были слепы: «Вы думаете, — сказал им Иисус [имея в виду, что зря думаете], — через них [т. е. через Писания] иметь жизнь вечную». Но, кроме того, иудеи были еще и упрямыми: «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40). Эти слова Христа: «Вы думаете» и «Вы не хотите» о многом нам говорят. Они показывают, что поступки людей определяются не только их разумом или пониманием, но и волей. Вполне возможно, что иудеи пользовались богословием для того, чтобы оправдать свое нежелание прийти к Христу. Теперь–то мы понимаем всю трагичность и глупость этой второй их ошибки. Иудеи относились к Писанию как к своей окончательной цели, а не как к средству достижения этой цели. Для них Писание было предметом академического изучения, а не практическим руководством к действию. Они воображали, что вечную жизнь можно найти в Писании — в то время как ее можно обрести только во Христе, о котором Писание свидетельствует. Как сказал об этом Маркус Додс: «Писания не дают жизнь… они ведут к Единственному, Кто способен ее дать»[81]. Поскольку они свидетельствуют о (греч. peri) Христе, логично будет заключить, что мы должны идти к (греч. pros) Христу. Простой пример поможет нам увидеть эту невероятную глупость иудеев — да и всех тех, кто читает Библию, но никогда не отрывается от нее, чтобы взглянуть на Христа. Представьте себе, что мы всей семьей решили отправиться на природу и устроить пикник в прелестном местечке под названием, скажем, Зеленый холм. Мы прыгаем в машину и отъезжаем в нужном направлении. Какое–то время спустя справа по дороге мы видим огромный указатель «Зеленый холм». И что же? Неужели мы все немедленно вылезем из машины, примостимся отдохнуть и устроим пикник вокруг этого столба–указателя? Да конечно же нет! Это было бы нелепо. Мы уезжаем туда, куда направил нас указатель, в Зеленый холм, — и уже там нас ожидают бутерброды с чаем и чудесный отдых. Библия тоже является указателем — не Зеленого холма, а Голгофского холма, где Христос умер за грешников. Она указывает нам путь к Богу, к прощению, к небесам, к святости, ибо являет нам Христа, Который и есть путь ко всему, что мы только что назвали. Конечно, мы, христиане, часто собираемся вместе вокруг Библии. Но на этом мы не останавливаемся. Мы не располагаемся вокруг придорожного столба. Христос, а не Библия, является Тем, в Кого мы верим, — а значит, и центром нашего общения. Так что евангельских христиан нельзя назвать библиепоклонниками. Если мы и высоко ценим Священное Писание (а так оно и есть), то происходит это не ради самого Писания, а только потому, что оно несет в себе свидетельство Отца о Христе. Юноша бережет фотографии и письма любимой потому, что они говорят ему о ней. Точно так же христиане любят Библию потому, что она содержит в себе портрет Христа и говорит с нами о Нем. Предполагать, что спасение заключено в какой–то книге, также глупо, как считать, что здоровье заключено в рецепте на лекарство. Если мы захворали и врач прописывает нам необходимые лекарства, неужели он делает это для того, чтобы мы, отправившись домой, читали и перечитывали этот рецепт, изучали его, выучили наизусть? Может, нам следует вставить его в рамку и повесить над кроватью? Или лучше порвать его на мелкие кусочки и принимать по одному обрывку три раза в день после еды? Но это же просто абсурд, что видно с первого взгляда! Сам рецепт нас не вылечит. Он и выписан–то был для того, чтобы сходить с ним в аптеку, купить нужное лекарство и принимать его. В Библии же содержится Божий рецепт для человеческих душ, зараженных грехом. В этом рецепте указано одно–единственное лекарство, способное спасти нас от смерти. Иными словами, в нем сказано об Иисусе Христе, Который умер за нас и вновь воскрес. Но мы же не поклоняемся Библии, как будто она может нас спасти. Мы идем ко Христу. Ибо основное назначение Библии — отправить нас к Христу и убедить нас выпить ту воду жизни, что Он предлагает всякому приходящему. Все сказанное Христом о Библии можно повторить и по отношению к таинствам, а именно, к крещению и Вечере Господней. Их функции и назначение одинаковы. И Писание, и таинства являются Божьими указателями (Писание — с помощью записанных слов; таинства — с помощью «видимых слов», то есть зрительных образов), переключающими наше внимание с самих себя на Христа. Иисус Христос предстает перед нами — в Писании в словах или видимым образом в таинствах — как Спаситель грешников. Но ни Писание, ни таинства нельзя превращать в самоцель. И то и другое является лишь средством к достижению цели — обретению спасения (понимаемого в полном, новозаветном смысле этого слова) во Христе. Таким образом, и то и другое оказывается проводником благодати, посредством которой Бог предлагает нам Свою милость, — ведь и Писание, и таинства являют нам Христа и подогревают нашу веру в Него. На самом деле, «таинства действуют как проводники благодати потому — и только потому, — что Бог замыслил их (как и Свое Слово) для того, чтобы они вели к вере»[82]. Поэтому евангельские христиане должны всячески опровергать любую попытку относиться к Библии или к таинствам ex opere operate. Ни чтение Библии, ни совершение крещения или святого причастия не несут с собой гарантированного, автоматического благословения. Чтение и проповедь Божьего Слова не дадут собранию никакой пользы, если не будут «растворены верою слышавших» (Евр. 4:2; ср.: Рим. 10:17). И таинства церкви не принесут никакой пользы неверующему человеку: ведь если они являются «видимыми словами», их тоже нужно «растворять» верой. Поэтому чересчур углубляться в чтение Книги, с одной стороны, или отдавать все свое внимание исключительно хлебу, вину и воде, с другой, означало бы неверно относиться к Писанию и к таинствам и использовать их не так, как предназначил Бог. Можно быть суеверным по отношению к Библии — так же, как и по отношению к Святым дарам причастия, — но нельзя допустить, чтобы кто–нибудь из нас попал в эту ловушку. Это не означает, что мы недооцениваем Библию или церковные таинства. Не надо забывать, что они задуманы и даны нам Богом. Но надо помнить также, что Бог даровал нам все это для того, чтобы являть Христа пред очами наших сердец, привлекать наши взоры к Нему и пробуждать в нас веру в Него. И Библия и таинства существуют не ради того, чтобы существовать. Они существуют ради Христа. Когда человек, ни разу не видевший бинокля, впервые берет его в руки, он, скорее всего, не сразу поймет назначение данной вещи и начнет смотреть на него, даже не догадываясь, что сей диковинный предмет создан для того, чтобы смотреть через него и полнее увидеть и оценить красоты окрестностей. Так же и люди не осознают истинного предназначения Писания и таинств, которые являются своеобразным биноклем, увеличивающим для нас Иисуса Христа. Нам нужно смотреть не на них, а через них. Взгляды наши должны быть устремлены на Христа. Необходимость послушания Так как же нам с вами избежать этих глупых ошибок, совершенных иудеями в дни земной жизни Господа? Для этого неплохо напомнить самим себе о некоторых простых фактах. Во–первых, просто иметь Библию недостаточно. Меня поражает огромное количество суеверий, таящихся в человеческом сердце. Есть люди, чье знакомство с Библией заключается в том, что она стоит у них на полке в книжном шкафу. Они полагают, что само ее присутствие каким–то образом вносит в дом атмосферу святости. Может быть, с нею связаны какие–то сентиментальные воспоминания, если это семейная реликвия, награда за успехи в воскресной школе или подарок ко дню конфирмации. Некоторые с замиранием сердца торжественно называют ее «Святой Библией». Будь она потоньше, многие наверняка таскали бы ее с собой «на счастье» как какой–нибудь амулет. Кроме того, просто читать Библию или слушать, как ее читают в церкви, недостаточно. Чтение Библии, поодиночке или всей общиной, не должно становиться самоцелью. Если читать Библию только для того, чтобы ее читать, никакого толку не будет, да и особой добродетели в этом нет. Толк будет лишь тогда, когда человек по–настоящему знакомится через Библию с Иисусом Христом. Чтение Библии как «великого литературного произведения» тоже не слишком много вам даст. Библия появилась не для того, чтобы ее читали как обычную художественную книгу; Бог создал ее в качестве свидетельства о Христе, чтобы убедить нас прийти к Нему. Всякий раз, когда мы читаем Библию самостоятельно, всей семьей или на церковном служении, необходимо, чтобы среди нас царило радостное ожидание и надежда через Писание встретиться с Христом. В–третьих, просто изучать Библию недостаточно. Некоторые христиане и сегодня, подобно древним иудеям, ежедневно «исследуют Писание». Библия кажется им любопытнейшим учебником. Они гордятся своими обширными библейскими познаниями и мгновенно разгадывают те вопросы кроссвордов, где упоминается Библия или ее персонажи. Подобно Аполлосу, они «сведущи в Писании». Они не один раз прочли его от корки до корки, а многие отрывки даже выучили наизусть. Прекрасно! Но накапливать библейские знания — это одно, а расти в личном познании Иисуса Христа, знать Которого и означает иметь вечную жизнь, — совсем другое. Нет, нужно, чтобы мы повиновались Библии. Наилучший способ почитать Писание как Божье Слово — это делать то, что оно говорит. А если мы исполняем то, что там сказано, то будем постоянно возвращаться к Христу, чтобы привнести все, что нам необходимо. Нам никогда не будет достаточно лишь просто исследовать Писание; мы будем искать в нем Христа и не успокоимся, пока не отыщем Его. Тогда Ему не придется упрекать нас, как упрекнул Он когда–то Своих современников–иудеев: «Вы исследуете Писание. Вы читаете положенные на каждый день отрывки. Вы даже учите стихи наизусть и заявляете, что усердно изучаете Библию. Но придти ко Мне за вечной жизнью вы не хотите». Итак, в стихах из Ин. 5, которые мы рассматривали в этой главе, Иисус показывает, что Писание, во–первых, дано нам свыше и, во–вторых, имеет практическое значение. О небесном происхождении Библии мы узнаем из свидетельства о ней Самого Христа. О ее практическом значении мы узнаем из свидетельства Писания о Христе. Таким образом, Христос (живое Слово) и Писание (запечатленное Слово) взаимно свидетельствуют друг о друге. Поскольку Христос свидетельствует о Библии, мы верим тому, что она говорит. Поскольку Писание свидетельствует о Христе, мы идем к Нему. Примечания:7 В результате условия членства теперь звучат следующим образом: «Всемирный совет церквей — это общность церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем, согласно Священному Писанию, и, следовательно, стремящихся вместе исполнить свое общее призвание во славу единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». 8 Clark F. Eucharistic Sacrifice and the Reformation. Darton, Longman and Todd, 1960. 78 О том, как Иисус отверг неверное толкование Писаний книжниками, читайте в Мф. 5:21–48; комментарий к этим стихам вы найдете в главе 5. 79 The Revised Version, The Revised Standard Version, New English Bible, New International Version. [См. также: Современный перевод библейских текстов (Москва, 1993), издания «Книга Жизни» (Москва, 1992) и «Слово жизни» (Москва, 1994), Новый Завет в современном переводе. — Примеч. пер.) 80 О такой уверенности, которую иудеи черпали в простом обладании священными знаниями, см.: Рим. 2:17–20. 81 The Gospel of John (The Expositor's Greek Testament). Commentary by M. Dods (Hodder and Stoughton, 1897), adloc. 82 Dr J. I. Packer in an article on the sacraments published in Church Gazette, September/October 1962. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|