|
||||
|
9. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях. 1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование). 2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования. 3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом. Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального – профессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование. Под содержанием образования B.C. Леднев понимает «...содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение), во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание), в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие)». Отсюда следуют три компонента образования: обучение, воспитание, развитие. Современное понимание образования мы находим в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого Закона: «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: – на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; – на развитие гражданского общества; – на укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; – адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; – интеграцию личности в системы мировой и национальных культур; – формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|