• Недостаточность необходимого Пять фронтов войны с ограниченностью
  • Плач по волосам
  • Еще о внешности
  • Одухотворение. Пять первых шагов самоусовершенствования
  • Солнечная книга
  • Не опоздайте на свидание с собой

    Не опоздайте на свидание с собой,

    откройте дверь тому, кто в вас стучится,

    кто хочет жить и нежности учиться,

    и это будет пир и смертный бой,

    и вы еще должны успеть проститься…

    Недостаточность необходимого Пять фронтов войны с ограниченностью

    Когда это все изучается в курсе логики, все вроде бы ясно. С = А + В. «А» необходимо для получения «С». Но одного «А» недостаточно. Нужно еще и «В».

    Понять это в жизни почему-то труднее. И я, кажется, догадываюсь почему. Потому что жизнь не складывается из «А» и «В». Жизнь сложнее.

    «Почему у меня повышенное давление и сердечные спазмы? Я не пью и не курю, делаю по утрам зарядку, по воскресеньям бегаю кроссы — разве этого недостаточно?»

    Недостаточно, уважаемый Н. Н. Вы едите чересчур много соли, мяса и хлеба, а двигаетесь все равно меньше, чем нужно; у вас хроническое воздушно-солнечное голодание; вы не овладели специальной гимнастикой для сосудов, вы совсем не прочищаете свои капилляры, не знаете даже элементарного контрастного душа; наконец, вы не понимаете прелести жизни, вы внутренне напряжены и тревожны… И вот по всему по этому, плюс наследственность, у вас, ко всему прочему, еще и гипертония. А если бы вы впридачу еще и курили, пили и совсем лишили себя движения, то навряд ли бы уже смогли повести со мной этот разговор…

    «…У меня бессонница, головные боли, печеночные колики и боли в суставах из-за солевых отложений. Я периодически воздерживаюсь от еды и соблюдаю строгую диету, я много хожу, занимаюсь плаванием и йогой, практикую аутотренинг, об алкоголе и курении нет и речи — и все равно… Разве этого недостаточно?»

    Недостаточно, дорогая Л. А., необходимо, но недостаточно. Все, что вы делаете для своего здоровья, вы делаете мужественно и правильно, и это помогает вам держаться далеко не в худшей форме. Честь и хвала. Если бы вы не делали всего перечисленного, вы бы давно уже стали больничным хроником. Но чтобы у вас прошли боли в суставах и наладилась печень, вероятно, надо еще пить какие-то лекарства и специальные воды. Может быть, нужна смена климата, а может быть, и некий препарат, которого еще не изобрели. Чтобы прошли головные боли, вам, возможно, следовало бы лишь ввести в свою гимнастику какие-то новые упражнения или добавить особое самовнушение. А чтобы прошла бессонница… Это у вас вовсе не бессонница, а такой график сна, не совсем удобный. И, может быть, еще вы слишком многого требуете — и от своего сна, и от бедной труженицы-медицины…

    Проза врачевания: надевая халат правоты, скрываешь чувство вины. Каждому пациенту хочется дать бессмертие. Каждую книгу сделать исчерпывающей… Но другой голос (тот самый противовес) призывает: не суетись. Обнимай необъятное по частям — так оно и дается. Обязанность совершенствоваться предполагает право на несовершенство. Иначе что, собственно, совершенствовать?..

    Когда болеешь сам, то иной раз кажется: здоровому все полезно, больному все вредно. Да, где-то и так… Но:

    ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ,

    ДЛЯ ЖИЗНИ, ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ КРАСОТЫ,

    ДЛЯ ГАРМОНИИ, ДЛЯ ЛЮБВИ, ДЛЯ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

    НЕОБХОДИМО ВСЕ — И НЕДОСТАТОЧНО НИЧЕГО.

    Закон недостаточности необходимого. Это наша видовая и космическая особенность…

    Плач по волосам

    Здравствуйте, уважаемый В. Л.!

    Не совсем уверен, что вы получите это письмо. Мне 24 года. С 20 лет я начал лысеть.

    Моя нервная система с детства отличалась возбудимостью. Спортом не занимался и к 20 годам имел слабо развитую мускулатуру.

    И вот стройотряд. Работа по 12 часов в сутки в течение двух месяцев. Именно с этого времени началось необратимое выпадение волос. Многомесячное лечение в различных косметических институтах результатов не дало.

    И физически и психически я устаю очень быстро. Когда чувствую себя лучше, и выпадение волос уменьшается. Но незначительная перегрузка вновь влечет за собой осложнения.

    Надеюсь, что все еще поправимо, что сдаваться еще рано. Но временами просто отчаяние. Когда смотришь на себя в зеркало…

    Можно ли в моей ситуации найти какое-либо радикальное средство?

    С. И.

    Есть случаи, где надежда есть. Есть случаи, где надежды нет. А есть и вот такие: неопределенные, полубезнадежные, многоточечные…

    Добрый день, уважаемый С.!

    Давайте сразу по делу. Лысеющие люди делятся на два больших разряда:

    1) просто лысеющие;

    2) делающие из своего облысения проблему.

    По опыту врачебных и жизненных наблюдений могу с уверенностью сказать, что представители второго разряда лысеют успешнее.

    Сказанным я вовсе не намереваюсь уверить вас, что вы обратились ко мне с пустяком, не стоящим внимания. Проблема ваша серьезная; суть только в том, что вы ее не так видите, не тот ставите акцент. Не в облысении главная беда ваша, дорогой С. Не в том главная проблема, что находится или не находится на голове, а в том, что находится в ней самой.

    Я имею ввиду СИЛУ ДУХА, от которой зависит и крепость вашего тела, и, хотя и со знаком вопроса, крепость волос.

    Разберемся же сперва с волосами.

    Статистика свидетельствует, что примерно тридцать процентов мужского населения (во всяком случае, в пределах европеоидной расы) склонно к облысению и примерно половина из них до 27–30 лет успевает обзавестись хорошо оформленной лысиной. Остальные догоняют попозже или всю жизнь тщательно увеличивают пробор. Цифра солидная: лысеет, в той или иной мере, каждый третий мужчина.

    Отрешимся от эстетических эмоций. Как понимать, почему это происходит? Болезнь или проявление какой-то болезни?

    Врачебные наблюдения подтверждают прежде всего разнообразие причинно-следственных связей между состоянием волос и состоянием организма и психики. На волосы влияет все, но у кого как и когда как. Бывает, что люди быстро лысеют после психических потрясений или перенапряжений, бывает, что обострения невроза явно увеличивают выпадение волос, как, по-видимому, и в вашем случае. Но во многих других случаях никаких таких связей не замечается, волосы живут как бы сами по себе. Всякого рода невоздержанность обычно взимает за себя плату в виде очередного подтаивания шевелюры, но есть и пьяницы, и развратники с густейшими гривами (какая несправедливость, правда?), и есть аскеты с сияющими черепами. Облысение может быть связано с болезнью (например, последствия перенесенного тифа или кожного заболевания, нарушения обмена, понижение функции щитовидной железы, облучение и т. д.), но может быть и не связано НИ С КАКОЙ БОЛЕЗНЬЮ. Облысение может быть результатом возрастных изменений организма, общего увядания, но может возникать и в расцвете молодости, когда ни о каком увядании нет еще и речи.

    И вот такое, ни с чем не связанное, ни от чего явно не зависящее облысение — вариант как раз самый частый, основной; примерно 2/3 всех случаев раннего облысения, или около десяти процентов к общей массе мужского населения.

    Это то, что правомерно назвать «конституциональным» облысением — по врожденной склонности, с легко прослеживающейся наследственной передачей. Оно наступает как некая фаза развития: волосы исчезают, как какие-нибудь отжившие лепестки у растений, и обнаженная голова вступает, так сказать в непосредственный контакт с окружающей средой. В чем же тут дело?..

    Лысым есть чем гордиться. Некоторые намеки на ответ дают сравнительные наблюдения. «Конституционально» лысые мужчины обыкновенно отличаются повышенной физиологической мужественностью и сильной, подвижной, работоспособной нервной системой. Обычно у них высокий объемистый череп, скудость растительности на коем компенсируется изобилием в других зонах. Четкость в движениях, решительность в действиях, развитое чувство ответственности и нередко притом хорошее чувство юмора… Короче говоря, это в высшей степени нормальные и здоровые люди, и если вы обратитесь к портретам наиболее выдающихся и достойных людей нашей планеты, то легко убедитесь, что волосы на голове — не самое частое их украшение. Сократ, Юлий Цезарь… Разумеется, не под каждой лысиной обязательно скрывается дарование, но несомненно, что «конституционально» лысые мужчины в большинстве своем относятся к числу наиболее ярко выраженных представителей своего пола. Вы никогда не встретите лысого евнухоида или лысеющего ребенка, облысение же у женщин, вообще очень редкое, как правило, связано с перенесенной тяжелой болезнью или серьезным нарушением обмена веществ.

    Как бы то ни было:

    • лечение облысения всеми медицинскими и косметическими средствами до сих пор приносило менее чем скромные результаты, и это касается в первую голову наиболее многочисленных случаев конституционального облысения;

    • пока мы не научились управлять своими генами: кому суждено облысеть, тот облысеет;

    • и, наконец, самое существенное: если только в голове у мужчины есть то, чему быть должно, то внешний вид головы значения не имеет.

    Дорогой С., давайте же согласимся: не волосами едиными жив человек, тем паче мужчина. При всей огорчительности исчезновения шевелюры — не первостепенное это дело и даже не третьестепенное. А первостепенно для вас — сейчас и как можно быстрее — установить к волосам правильное, трезвое, точное отношение, отвечающее истинной мере их значимости.

    Ваш случай, судя по описанию, близок к конституциональному, хотя и имеется несомненная зависимость волос от общего состояния организма и нервной системы. Очевидно, усиление темпа выпадения волос у вас лишь частное, побочное проявление неблагополучия духа и тела, то есть жизни в дисгармонии с Природой. Но вряд ли судьба ваших волос — прямое производное от чего бы то ни было. Чему быть, того не миновать — с той лишь поправкой, что «чему быть» мы никогда точно не знаем и не всегда должны знать.

    Четыре главных совета.

    1. Не тратить драгоценное время и еще более драгоценные душевные силы на малоперспективную борьбу за волосы как таковые.

    2. Уделять собственно волосам ровно столько внимания и эмоций, сколько они заслуживают, — то есть тот минимум, который вы уделяете, скажем, своим ногтям, в этом масштабе, не больше (некоторые уточнения ниже).

    3. Употребить все время и силы, высвобождающиеся в результате снятия этой проблемы, плюс еще «эн» возможных, на укрепление своего общего здоровья — душевного и физического.

    4. Постоянно напоминать себе, что из всех сил сильнейшая — сила духа; что из всех красот красивейшая — красота души; что из всех забот важнейшая — забота о, развитии личности.

    И действовать соответственно. Остается лишь небольшое дополнение:

    ОК головы, или Как сохранить волосы в наилучшем виде

    Для того, кому еще есть что терять, — четыре совета вдобавок к общим мерам.

    1. Расставайтесь со шляпами. Не носите головных уборов, кроме как в холодные (ниже 7-10 °C) и ветреные зимние дни. Лучший головной убор для таких дней — легкая шерстяная (вязаная) шапочка лыжного типа. Выработайте рефлекс: входя в любое закрытое помещение — транспорт, магазины, — моментально ее снимайте. Кепки и шляпы летом и тяжелые шапки зимой — помощницы облысения. Кожа головы должна всегда свободно дышать и иметь нормальный теплообмен. Постепенно закаляйте ее, не прячьте от дождя и падающего снега (если только нет слишком сильного мороза или пронизывающего ветра). Если с непривычки чувствуете, что голова замерзает (спазм кожных сосудов), произведите интенсивный массаж, разотрите покрепче пальцами — сосуды головы расширятся, и это пойдет на пользу и волосам, и вам. Повторите эту процедуру раз-другой, не забывая, что состояние сосудов головы зависит и от общего состояния сосудистой системы. Если на холоде интенсивно двигаться, не замерзнет и непокрытая голова.

    2. Встречайтесь с солнцем. При всякой возможности понемногу облучайте голову нежарким, лучше всего утренним солнцем (до 10.30–11). Но будьте осторожны, не перегревайте!

    3. Поменьше пользуйтесь мылом и шампунями. Все эти средства, как бы их ни хвалили заинтересованные производите и, содержат чужеродные для организма вещества, вредные для волос. Мыльная щелочь сушит кожу и вызывает компенсаторное жирообразование в сальных железках и шелушение — перхоть. Естественнейшее и лучшее средство для мытья — простая вода, лучше всего дождевая или чистая речная, чуть похуже — водопроводная. Не предлагаю расстаться с мылом тем, кто не мыслит без него чистоты. Но совет: если хотите укрепить волосы, мойте голову простой чистой водой, и мойте почаще, как минимум через два-три дня. Голова будет чище, чем от всякого мыла, и волосы крепче и приятней на вид. Особенно хорошо действует на волосы контрастный душ. Одновременно с мытьем и общим самомассажем производите и массаж кожи головы. Массаж волосяной щеткой — само собой.

    4. Пищевые воздержания, проводимые грамотно и регулярно, всегда улучшают состояние волос. Имеются случаи, когда уменьшается и лысина, и седина.

    Знайте, что ОК, весь в целом, — поддержка и обновление для всего, в том числе для ваших волос, которые возьмут от этого себе все для них возможное. Таким образом, вы будете делать для ваших волос ВСЕ, ОТ ВАС ЗАВИСЯЩЕЕ, не делая из волос никакой проблемы и тем еще более способствуя их благополучию и процветанию.

    Вот, пожалуй, и все, дорогой С. Могу лишь добавить к этому, что ваш покорный слуга с помощью вышеназванных мер успешно остановил начинавшееся, как у вас, облысение с достаточно выраженной конституциональной основой и ныне имеет волосы заметно более надежные, чем лет пятнадцать тому назад. Но честное слово, я согласился бы стать и седым, и лысым хоть завтра и до скончания века, лишь бы доказать вам, что дело не в этом.

    Еще о внешности

    Три тайны мужчин. Как исправляются неисправимые недостатки

    И опять, и опять…

    «Уважаемый В. Л! Простите, что тревожу вас пустяками… Но дело в том, что для меня это далеко не пустяк… Ужасная форма моего носа…»

    Не только носы. И лысины, и ноги, и бюсты, не укладывающиеся в общепринятые представления. В последней пачке писем снова с десяток упряменьких, как я их ни уговаривал в ИБС, не желают краснеть, а на этот десяток приходится трое, жалующихся на чрезмерную бледность. Не устраивают прыщики на локтях, родимые пятна на пятках, распределение волос, величина зрачков, цвет зубов, асимметрия лопаток…

    Рубрика эта именуется у меня «Внешность». Но по-настоящему проблема звучит так:

    ОТНОШЕНИЕ К ВНЕШНОСТИ.

    Дорогой В. Л!

    Умоляю вас!

    Мне 26 лет, с 13 лет мечта о привлекательности, зависть ко всем хорошеньким. Я не просто некрасива, я отвратительна. У меня (…) и отталкивающее выражение лица. Посмотрите на фотокарточки и вынесите приговор, но прошу вас, без психотерапевтических комплиментов. Впридачу ко всему страшный характер. Я не могу улыбаться, не могу спокойно смотреть людям в глаза, каждое мое движение вымученно, неестественно, во всем сковывающее напряжение, ослабевающее, только когда я остаюсь одна, в четырех стенах. Я не могу ни с кем нормально разговаривать, в голове у меня все зажато и пусто, как в тумане, и желание одно: поскорей прекратить эту пытку. Общаясь с людьми, я думаю только о том, что они думают о моей внешности. Когда я прохожу мимо кого-нибудь, на меня так смотрят, что (…).

    Почти все бывшие подруги повыходили замуж, некоторые успели уже разойтись. С одной из этих разведенных мы недавно случайно встретились. Она рассказала мне со слезами, что муж оставил ее из-за недостаточно (…).

    Я была у районного психиатра. Выслушал и с усмешкой сказал: «Вы нормальны. Успокойтесь. Внешность не имеет значения». Вот и все. Почти догадываюсь, что то же самое услышу от вас.

    Ведь это неправда. Внешность имеет огромное значение, а для женщины это все. Признать себя нормальной я не могу.

    Как добиться естественности? Я знаю, что бывают и красавицы без обаяния. Но хоть чуточку непосредственности… Неужели безнадежно?

    И. Т.

    Случай типичный, и случай серьезный. Цитируя, я изъял из текста описание сопутствующих физических недомоганий (все телесные проявления глубокого хронического невроза), убираю и соответствующие места в ответе. Кое-что подправляю в расчете на более широкую аудиторию.

    Дорогая И. Т.!

    Нет, не угадали. Не собираюсь и не подумаю даже психотерапевтически уговаривать вас, что внешность, мол, не имеет особого значения. Имеет. Особое.

    Ну вот, к примеру, такое. Одна юная дама, перед тем как стать моей пациенткой, совершила нешуточную попытку отправиться в мир иной по той лишь причине, что за намеченный срок ей не удалось сбросить 5 лишних килограммов веса, которые она считала губительными для своей талии и сопутствующего жизненного успеха. Между прочим, вес ее равнялся 65 кг при росте 166 см — нормальный, в общем-то, вес. Но она желала весить ровно 60 кг, и не более. Хорошо, допустим даже, что они действительно были лишние, эти 5 килограммов, они давали пять лишних сантиметров объема талии. Но измерять в килограммах свою жизнь, приравнивать ее к пяти сантиметрам — это уже трагично, вы не находите?.. Другая дама, отчаявшись что-либо поделать с упорной краснотой носа (которую, кстати сказать, замечала только она), перестала выходить на улицу. Перестала принимать гостей. Перестала вообще с кем-либо общаться. Наконец, надела на себя марлевую повязку — и стала жить в маске. Даже на ночь не всегда снимала: привыкла…

    Так что, как видите, внешность действительно значит очень и очень много. Вопрос в том — ДЛЯ КОГО.

    Стократная иллюзия. Прошу вас сосредоточиться — это важно! Вы уверены, что окружающие обращают пристальное внимание на вашу внешность. Предположим, что это и так. А не замечали ли вы другого удивительного явления? Вот вы надеваете новое платье или, скажем, новые туфли, вот выходите на улицу, идете в кино, в магазин… И тут уж на вас смотрят все — ну буквально все, как по команде! Пялят глаза, выворачиваются!.. И что им за дело до вас? Ведь платье-то не какое-нибудь супермодное, обыкновенное платье, разве что новое…

    Так смотрят, правда, только в первые день-два, а потом почему-то теряют интерес. Хотя платье вроде бы все еще новое…

    Объясняю. Эта одна из самых общераспространенных иллюзий восприятия, связанная с тем, что психологи именуют «проекцией» чувств. В действительности, когда вы надеваете свое обыкновенное новое платье, на вас смотрят не больше и не меньше, чем когда вы выходите в старом. Но пока вы сами к новому не привыкли, то есть пока ваша внешность является предметом вашего собственного повышенного внимания, вам кажется, что она привлекает и повышенное внимание окружающих.

    Поняли?.. ЭТО ВАМ КАЖЕТСЯ. И так кажется КАЖДОМУ в сходном положении. Иллюзия восприятия — работа незримого фокусника, в нас сидящего. И фокусник этот называется эгоцентризмом.

    Конечно, нечто сверхоригинальное может привлечь взгляды, не спорю. Но спросите у себя: сильно ли, а главное, надолго ли возбуждается ваше любопытство, если мимо вас проходит кто-то, выглядящий иначе, чем вы?.. Забыто — через долю секунды. Да и заметалось ли?.. Ведь взгляды по большей части бессознательны, автоматичны.

    Прошу неослабевающего внимания. Чтобы помочь себе, вам нужно себя понять. А чтобы понять себя, вам нужно хотя бы в некоторых деталях понять общечеловеческую психологию. Пожалуйста, уясните: в той или иной мере каждый человек пребывает в иллюзии, что его внешность является предметом наипристальнейшего внимания окружающих и непрерывно ими оценивается. А вы ПОЙМИТЕ И ЗАПОМНИТЕ — ЭТО НЕ ТАК!

    Примите во внимание и другой факт, многократно подтвержденный психологическими экспериментами. Средний мужчина — мужчина! — по меньшей мере в 10 раз более озабочен своей собственной внешностью, чем внешностью кого-либо другого. У женщин же, начиная примерно с 11 и приблизительно до 56 лет, эта цифра увеличивается до ста. Да! И в том, что касается внешности, вы тоже в сто раз больше заняты собой, чем другими!

    А стало быть, и в сто раз ошибаетесь.

    «Ошибаются все, кроме меня. Какие там фокусы. Я-то знаю, я-то ведь вижу, что на меня смотрят, и главное, как смотрят…»

    Не обольщаюсь: давно усвоил, что не так-то легко переубедить человека, пребывающего в иллюзии, тем паче в сфере, имеющей столь исключительное, я бы сказал даже без преувеличения, умопомрачительное значение.

    Ну хорошо: пусть даже и смотрят, пусть даже и ТАК смотрят, как вам представляется. А много ли ЭТО значит?

    Услышать, чтобы увидеть. Знаменитая эта фраза приписывается Сократу, но я встречал нечто сходное и в жизнеописаниях других мудрецов. Приходит ученик и благоговейно смотрит на учителя. Учитель смотрит сквозь ученика невидящим взглядом; ученик продолжает молча благоговеть. Учитель продолжает игнорировать; ученик падает ниц… Наконец учитель взрывается: «Ну что ты здесь ползаешь, путаешься под ногами? ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я УВИДЕЛ ТЕБЯ!»

    Дорогая И., а теперь разрешите немного поговорить с вами не с позиции врача и психолога, а с позиции обычного представителя своего пола. Раскрою вам тайну мужчин, и даже не одну…

    Внешность как результат внушения. Внимание!

    Тайна Номер Один. МЫ РАЗНЫЕ. Не верьте, пожалуйста, никому из подруг, утверждающих, что всем нам нужно только одно, чтобы было «достаточно», и тому подобное. Неправда это, неправда глупейшая. Разные мы очень, и нужно нам — совсем разное. И настолько мы разные, что среди нас во множестве найдутся как любители, так и нелюбители ЛЮБОЙ внешности, ЛЮБОЙ формы ног, носа и прочего, равно как и ЛЮБОГО возраста, ЛЮБОГО характера… Ну конечно! Ведь мы и сами — разных возрастов и характеров, с разными носами, глазами…

    Вот и Тайна Номер Два. НАСТОЯЩЕЙ ВНЕШНОСТИ ЖЕНЩИНЫ МЫ НЕ ВИДИМ.

    Вы удивитесь: «Как это не видите?.. Вы что же, разве не отличаете стройных ног от кривых, тонкой талии от расползшейся, носика изящного от не очень?..»

    Ну как же, как же. Разумеется, отличаем. Только понимаете, как бы это сказать… Своеобразно отличаем. Талия, например, и нос всегда представляются нам превосходными, если только у женщины красивые, стройные ноги. Ноги же всегда кажутся нам стройными, когда у женщины красивый рот. А рот будет красивым только в том случае, если у женщины красивые глаза. Красивыми же глаза бывают, когда женщина улыбается. Но не просто улыбается, а лично нам улыбается. И не просто нам лично, а — как бы это сказать… Со значением.

    …Вот-вот. Значение — больше ничего. Вот так и делаются стройными ноги и талии, красивым нос, рот и все остальное. Вот и весь секрет привлекательности, обаяния и т. п. Говоря иначе, не в ту женщину мы влюбляемся, которая красива или хотя бы не уродлива, а как раз наоборот: в которую влюбляемся, та и красива, будь она для кого-то страшно сказать что. «Не по хорошу мил, а по милу хорош». А стало быть, видим мы вовсе не настоящую внешность (да и кто же ее знает, какая она настоящая?), а только ту, которую женщина нам ВНУШАЕТ. И все, стало быть, очень просто: чтобы стать самой красивой, прекраснейшей на белом свете, женщине достаточно внушить нам…

    Значение — больше ничего. Но КАКОЕ значение?

    Это уже Тайна Номер Три.

    Теперь я хочу объяснить, зачем я раскрываю вам наши мужские тайны. Исключительно затем, чтобы вы не беспокоились о своей внешности. Нет, я не предлагаю вам не следить за собой, не ухаживать за прической и пр. Следить — да, ухаживать — да, сколько угодно. А вот беспокоиться — нет.

    Беспокоиться нужно совсем-совсем о другом.

    «Заговори, чтобы я увидел». Но как же — заговорить? О чем? С какой интонацией, с какой миной, с какой скоростью?.. И как же заговорить — если внутри все зажато, все напряжено, как струна, которая вот-вот…

    Вот-вот. О чем же и как вы будете говорить, если вы зажаты, скованы, стиснуты своим беспокойством?..

    «…Значит, надо беспокоиться только о том, о чем и как говорить?.. Но ведь я об этом и беспокоюсь, и даже очень. И как раз это беспокойство…»

    Нет-нет, вы не поняли. И о чем, и как говорить — об этом не следует беспокоиться.

    Совсем-совсем о другом.

    Душа и одежда. Я смотрю на вашу фотографию, на лицо и фигуру. Нет, не ждите ни «приговоров», ни «психотерапевтических комплиментов». Я ничего не могу сказать о вашей внешности — я НЕ ВИЖУ. Ни «отталкивающего выражения», ни (…) — ничего. Лицо особы женского пола — вот и все, что могу сказать. Это лицо может принадлежать и буфетчице, и учительнице, и актрисе; его обладательница могла бы быть и преступницей, и святой, его можно было бы не заметить, от него можно было бы отвернуться, в него можно было бы страстно влюбиться…

    Лицо — только сосуд, который можно наполнить и простоквашей, и драгоценным вином. То же самое и фигура. Согласен, ваша — не стандартного образца с обложки журнала мод. Вполне возможно, кому-то она не понравится, как например, фигура Венеры Милосской, которая очень не нравится одному моему приятелю. (Смотрите Тайну Номер Один). Я же думаю так: фигура ваша станет вполне привлекательной, если будет легко и свободно двигаться, если будет пластичной. Свободу же и легкость движений, пластику, способна придать любой фигуре только одухотворенность — то внутреннее наполнение, та психология, которая всегда переходит и на уровень физиологии. И особенно легко — в сочетании с достаточно хорошим физическим состоянием, которое, в свою очередь, зависит как от вышеозначенного наполнения — состояния духа, — так и от образа вашей жизни, во всех конкретных деталях: питания, физических упражнений, пребывания на свежем воздухе.

    Короче говоря, и фигура — зеркало души.

    Вот мы и подошли к самому главному. К тому, чем наполняются изнутри и лицо, и фигура. Что действительно делает нашу внешность привлекательной или отталкивающей. О чем действительно следует беспокоиться.

    О значении.

    …Как там сказано?.. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Да-да, все должно и слегка затаскано бесконечными повторениями… А как быть, если не получается?.. Если, например, лицо имеет косметические дефекты, а прекрасной одежды нету в продаже или просто нет денег?.. Если прекрасных мыслей тоже почему-либо нет?.. Если прекрасная душа нечаянно потерялась, допустим, в очереди все за той же одеждой?.. И главное, если приходится выбирать порядок, последовательность, выстраивать иерархию, то что поставить на первое место — лицо или мысли? Одежду или душу?

    Случай нормы. Позвольте рассказать вам об одной двадцатидевятилетней женщине, Л., руководительнице молодежного клуба-театра при ДК. Женщину эту в 18 лет постигло несчастье: взрывом газа ей выжгло лицо. Рубцы — нечто ужасное, ну вы представляете. Косметическая хирургия оказалась бессильной, слишком глубокое поражение ткани. Улыбаться невозможно, все стянуто. Зрение, к счастью, удалось сохранить, хотя и не полностью. Так вот, эта Л. представляет собой одно из самых великолепных существ женского пола, которое мне когда-либо приходилось встречать. Масса друзей, широкий круг интересов. Способный режиссер и талантливый педагог. Владеет несколькими языками, спортивна, замечательно музыкальна.

    Знакомясь с новыми людьми, она обычно, улыбаясь внутренне, предупреждает (у нее удивительно мягкий голос): «Не пугайтесь, сейчас привыкнете». И правда, уже через две — три секунды первоначальное восприятие куда-то исчезает, словно растворяется. Перед вами милое, живое, привлекательное лицо. Представьте же себе это чудо — чудо, к которому сразу же привыкаешь, как к чему-то само собой разумеющемуся.

    Л. обаятельна, популярна. Смеется: «Никак не соберусь сменить паспорт, там старая фотография…» Я видел эту старую фотографию. Она не показалась мне лучше теперешнего ее облика — просто нечто совершенно другое. Л. как-то обмолвилась, между прочим, что с детства у нее был нелегкий характер и какой-то комплекс неполноценности. Сейчас никакого комплекса нет. Недавно вышла замуж, собирается стать матерью. Я знаком с ее мужем, это очаровательный человек, художник. У него есть одна физическая особенность: отсутствуют обе ноги, передвигается на тележке (тоже несчастный случай). Тем не менее он полон энергии, жизнерадостен, остроумен, а потому и эта особенность через две — три секунды общения перестает замечаться…

    Вот что такое ВНУШЕНИЕ ВНЕШНОСТИ.

    И — значение.

    Известно ли вам, что юная Марина Цветаева одно время ходила стриженная наголо, в черном чепце и черных очках? Она спасала свой дух от преждевременного физического расцвета. У нее был слишком большой успех.

    Чем красивее наружность, тем выше и требование ее внутреннего оправдания — понимаете ли?..

    Принять неизбежное с мужественным спокойствием; быть выше зависти и уметь восхищаться достоинствами других; не пренебрегать юмором, в том числе и по отношению к своей персоне, — это и значит исправить неисправимое.

    Те же, кто по поводу своей внешности страдает и убивается, кто зацикливается на ее реальных или воображаемых недостатках, равно как и те, кто оценивает других по «достаточно» или «недостаточно», имеют один общий и печальный диагноз… Увы — нищета. Глубокая духовная бедность. И мне хочется сказать всем этим страдалицам и страдальцам — всем сразу, без различия комплексов и проблем: успокойтесь! Ваша проблема совсем не в талии (нос, ноги и т. п., ненужное зачеркнуть), а в том, что вы до сих пор слишком мало заботились о значении своей жизни. Дай вам даже какую-нибудь чудо-талию (ноги, нос.) — поверьте, счастливее вы не станете. Не там ищете.

    Теперь мы подошли к самому болезненному и трудному. Если вы хотите действительной помощи, а не «психотерапевтических комплиментов», не взыщите за прямоту и выслушайте меня до конца. Прошу вас воспринять мои слова не как критику и обличения, а только как врачебную диагностику.

    Воспаление нормы. Я не стану уверять, что вы нормальны или ненормальны. Дело совсем не в этом. Если уж употреблять это слово, то беда ваша и множества ваших товарищей и подруг по несчастью состоит в том, что вы слишком нормальны — да, слишком. Именно от нормальности (в вашем понимании) и надо лечиться.

    Главное, чего вам не хватает, — это самобытного отношения к жизни. Одной-единственной настоящей смелости — быть собой. У вас практически нет своих собственных жизненных ценностей и мерил человеческого достоинства. Вы приняли за свое нечто чужое, дешевое и расхожее. «Привлекательность», «обаяние», «симпатичность» — что там еще входит в этот малый джентльменский набор?.. Иметь успех, выйти замуж, жить нормально, как все… (Кто это там среди «всех» живет нормально, хотел бы я, кстати, посмотреть). Рыночная психология. Рабская зависимость от стандартных оценок не самого высшего вкуса. А иначе сказать — духовная недоразвитость. Не умственная, а, подчеркиваю, духовная. Вы завидуете стандартно «хорошеньким», стандартно «непосредственным» (равным образом молодые люди того же уровня запросов завидуют «сильным», «нахальным», «пробивным», «с подвешенным языком» и т. п.). Вы желаете быть как минимум не хуже, чем ВСЕ, хотите играть в игру «здорового большинства». И не хотите принять очевидное: что игра эта — и не лучшая, и не ваша. И невдомек вам, что у вас есть свой путь, который приведет вас КО ВСЕМУ И КО ВСЕМ, но совершенно с другой стороны.

    Путь этот мы можем с вами обсудить, если захотите, в следующем письме. А пока — жду реакции…

    Одухотворение. Пять первых шагов самоусовершенствования

    Дорогая И.,

    Вот теперь вы, наконец, спрашиваете о самом главном, и я подытожу ваши вопросы:

    В чем же, собственно, состоит или должна состоять духовная жизнь?

    Как заниматься духовным самоусовершенствованием?

    Вы, конечно же, понимаете: ответы на эти вопросы не вместит в себя ни одно письмо, ни одна книга, ни одна самая гениальная голова. Вопросы это вселенские, и пишущий вам не оракул, а всего лишь человек со своей субъективностью и ограниченностью. Но в том и надежда, что каждый и ставит, и решает эти вопросы сам, и конца этому нет и не может быть.

    Духовная жизнь не имеет границ и не подвластна определениям.

    Не «что», а «как» и «зачем». Как и зачем вы едите и пьете, двигаетесь и спите, общаетесь и читаете, работаете и мыслите, живете и умираете?..

    Обычнейшая ошибка: думать, будто «духовное» — это что-то «особенное», «возвышенное» и т. п. Будто жить духовной жизнью — значит непременно погружаться в философские размышления, вести проникновенные разговоры, писать стихи, слушать органные мессы, читать высокоумные книги и прочее, и подобное.

    Да, духовная жизнь включает в себя и ЭТО; формы ее столь же разнообразны, сколь разнообразна сама жизнь человеческая. Но духовная жизнь этим не ограничивается, и все это может быть столь же духовным, сколь и антидуховным…

    Все дело опять — в значении.

    Любое слово и действие, любой миг жизни, любой взгляд и вздох могут быть и духовно наполненными, и бездуховными, в зависимости от внутренних «как» и «зачем». Никто и никогда не определит этого лучше, чем ваша собственная душа.

    Духовно все, что выводит вас из пределов вашего сиюминутного «я». Духовно все, что связывает вас с жизнью в целом, пусть даже одной-единственной другой жизнью ничтожнейшего существа, которому вы помогаете… Любое дело, сделанное с душой, добросовестно, — и хорошо приготовленный ужин, и хорошо связанная шапочка, и хорошо починенные башмаки…

    Не что — а как и зачем. Каждый миг жизни, каждое дело, каждое ваше состояние, даже каждое сновидение дают возможности для духовной работы. И самое большое, что может каждый из нас постараться совершить на этом свете, — это одухотворить свою реальную повседневную жизнь и тем самым посильно одухотворить жизнь других, ибо одно неизбежно влечет за собой другое.

    Давайте же наметим

    ПЯТЬ ПЕРВЫХ ШАГОВ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ,

    то основное, с чего приходится начинать каждому — и вам, и мне, и любому, каждому, для кого духовность не пустые слова, а жизнь. Начинать — каждый день, снова и снова, и не заканчивать никогда.

    «Пять первых шагов» — не означает, что сначала делается один шаг, потом второй, третий и так далее — нет, все шаги делаются одновременно.

    Шаг первый. Самооздоровление.

    Здесь уже не требуется дополнительных разъяснений. Все, что я написал вам относительно ОК, будет служить не только вашему телу, но и духу — при правильном к тому отношении. Суть опять-таки не только и не столько в том, каких результатов вы добьетесь, а в том, как и зачем будете добиваться. Физическое здоровье — не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни.

    НЕОБХОДИМО — НО НЕДОСТАТОЧНО!

    Шаг второй. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление Кредо.

    Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» вообще и для вас в частности. Устроить открытый судебный процесс над основными смысловыми предпосылками вашей жизни. Над внутренними позициями. Над тем, что как бы «само собой разумеется» и от чего в первую очередь зависят ваши желания, ваши цели, ваше отношение к себе и другим, к любому обстоятельству и событию.

    На каждое «да» найти «нет», на каждое «нет» — «да», на каждый довод — противодовод, на тезис — антитезис и снова тезис… Только таким путем вы придете к новому решению — синтезу. К новому отношению — к миру, к жизни, к себе, — к новому Кредо.

    Делается это единственным способом: внутренним диалогом. Разговором с собой.

    Как вести внутренний диалог. Ни один человек на свете внутри себя не единствен. Это не стоит и доказывать, достаточно вспомнить, сколько раз в жизни вы противоречили сами себе, не совпадали с собой, самоопровергались. Это нормальное человеческое состояние, и нужно лишь его внутренне узаконить, нужно, чтобы оно работало.

    Внутренний собеседник. Есть ли у вас Сокровенный Человек — друг вашей души, Возлюбленный Друг?.. Нет, не обязательно из людей, которые вас окружают, которых вы знаете лично (хотя это было бы, конечно, прекрасно…). Он может жить далеко; мог жить когда-то и где-то; может быть вашим отцом или матерью, учителем или другом детства, любимым писателем, композитором или артистом… Может быть и вымышленным лицом — персонажем, героем, созданным чьим-то воображением. Прометей, Дон Кихот, Гамлет, князь Мыш-кин, пушкинская Татьяна — в сущности, такие же живые люди, как мы с вами, а может быть, кое в чем и живее… Он может быть, наконец, и человеком, созданным вами лично, придуманным, и это будет, пожалуй, наиболее близко… Неважно, короче говоря, кто это и живет ли в материальной действительности. Важно ввести Его в свой духовный мир — сделать своим Внутренним Собеседником[2].

    Без Него ваши диалоги с собой, сколько бы они ни продолжались, вряд ли сдвинут вас с мертвой точки.

    С Ним вы пойдете дальше, подниметесь выше.

    При небольшом усилии воображения вы всегда можете предугадать, что скажет, подумает или сделает в таком-то случае такой-то известный вам человек; пусть вы и ошибетесь, но главное: это может весьма и весьма отличаться от того, что скажете, подумаете или сделаете в том же случае вы сами. И вот это отличие — драгоценно.

    Даже самые беспомощные попытки войти в мысленное общение с Превосходящим — плодотворнейшее занятие. В такие мгновения вы тянетесь к высоте — и пусть вы ее не достигаете, но вы растете. И рост ваш продолжится.

    Если только ваш Внутренний Собеседник будет выбран правильно — по душе, — то будьте уверены: его точки зрения, его «хорошо» и «плохо» окажутся во многом иными, нежели ваши. Возможны поразительные, потрясающие расхождения!..

    Обсудите же с Ним жизнь свою и всеобщую. В чем смысл жизни и в чем бессмысленность?.. Что в жизни действительно ценно и что стоит внимания и забот — все? Или совсем ничего?.. Ради чего стоит жить — или ничто этого не заслуживает?.. Вы в теперешнем своем положении — верно ли его оценили?.. Теми ли мерками мерите, не заблуждаетесь ли в самых основах?..

    Ваш Собеседник может преподнести вам немало сюрпризов, и, наверное, далеко не все из них будут приятными. Он может, например, легко доказать, что вы нечестны, двуличны, лживы и перед людьми и перед Ним (то есть перед собой); что вы совершенно не соответствуете тем духовно-нравственным ценностям, которые исповедуете. Вы можете оказаться в его глазах (то есть в своих) мерзкой личностью, полнейшим ничтожеством…

    Но ничего не бойтесь и будьте уверены: если только это действительно говорит ваш Сокровенный Человек, значит, Он видит и иную реальность, другие перспективы — ваши возможности, еще не раскрытые. Он не из тех, кто гладит по головке, но и не тот, кто выносит приговоры. Все Его оценки открыты. Он ждет вашего ответа.

    Ничего «само собой разумеющегося». «Всегда ли плохо болеть?» — казалось бы, что за вопрос? Конечно, всегда плохо! А Собеседник уверенно возражает: нет, не всегда. И болезнь может дать драгоценнейший опыт, развить дух, привести к открытиям, откровениям — тому в истории мы тьму примеров сыщем. Более того, может даже продлить жизнь! «Хорошо ли много знать?» Ну разумеется. А вот и не разумеется…

    Жизнь духа кончается там, где начинается ограниченность. Весь смысл внутреннего диалога — в его открытости, в принципиальной незавершимости.

    Посмотри: ползут муравьи
    муравьиной служить любви.
    Каждый ношей своей нагружен,
    каждый знает, зачем он нужен.
    Ну а ты, а ты человек,
    проклиная времени бег,
    сам с собой никогда не дружен
    и не знаешь, зачем ты нужен…

    Кредо — временная остановка. Мышление по природе своей бесконечно, но размышлениям до бесконечности предаваться нельзя. Всякий разговор, и с собой в том числе, приходится если не заканчивать, то прерывать и переходить к делам жизни. Чтобы можно было двигаться дальше, где-то нужно временно остановиться — и вовремя.

    А что такое «вовремя»? А как узнать — вовремя или нет?..

    На уровне духа звонок будильника этот вопрос не решит. Подсказчик только один: чувство.

    Если вы вели внутренний диалог добросовестно, если действительно подружились со своим Внутренним Собеседником — оно обязательно придет, это чувство, и придет вовремя.

    Ощущение просветления, обновления… Ощущение внутреннего освобождения — и покой, и возможность действовать, и решимость… вы сможете сформулировать свое новое Кредо — новое понимание смысла жизни. Быть может, всего лишь в двух — трех фразах или двух—трех словах. А может быть, и вовсе без слов…

    …Но однажды придет весна,
    и, как почка от зимнего сна,
    тихим солнечным смехом разбужен,
    ты узнаешь, зачем ты нужен…

    Сегодня вы в этом убеждены, сегодня вы в это верите. Завтра придете к другому; но, конечно же, Кредо — не то, что можно менять как перчатки. Это сердце вашего духовного организма, и ему нельзя останавливаться…

    Не опоздайте на свидание с собой. «Технический» вопрос: а когда же и где же вести внутренние диалоги?

    Спросите себя: когда же и где же вы думаете?.. Когда и где думается, не так ли?..

    Вопрос в качестве.

    Не забудьте о шаге первом. Наилучшие мысли приходят в голову свежую, которую дает чистота организма — гармоническое здоровье. Наилучшее место для общения с Внутренним Собеседником — оно же свидание с собой — открытый воздух, Природа, земля под ногами и небо над головой. Здесь совместите вы оздоровление телесное и душевное.

    Шаг третий. Развитие самобытности.

    Если вы вошли в общение с Внутренним Собеседником, то он, должно быть, уже заметил, что во многих отношениях вы живете (мыслите, чувствуете, двигаетесь, говорите…) не в согласии с ним — не по-своему. Не оригинально, не самобытно, а… Как другие. Как кто-то. Как большинство… Как вам предложили, как показали, как навязали… Стандартно. Банально. Безлико. Без божества, без вдохновенья…

    Вы могли возразить, что по-своему жить (мыслить, чувствовать, двигаться, говорить, одеваться…) просто-напросто невозможно. Что, начиная со строения тела и мозга, все у людей в общем-то одинаково, вариации на одну тему. Что начиная с языка, на котором вам приходится говорить, с денег, которые приходится получать и платить, все у людей общее, все построено на стереотипах, и все главное волей-неволей принимаешь от жизни в готовом виде. Что для каждого существуют препятствия к жизни по своим склонностям, и среди них не последнее — людская косность, глупость и нетерпимость. Что, наконец, само стремление к оригинальности — стремление наибанальнейшее. А почему, собственно, самобытность лучше стандарта? Смотря какая самобытность, какой стандарт — так ведь?..

    Собеседник не мог с этим не согласиться. И, однако: «Но почему же ты не живешь (не мыслишь, не чувствуешь…) по-своему в тех хотя бы пределах, где это возможно? Да, люди в основном одинаковы; да, есть стандартные требования, есть писаные и неписаные законы, которые обойти нельзя. Да, и в твои мозги успели вогнать множество стандартов, стереотипов, шаблонов — еще в том нежном возрасте, когда сопротивление этому было невозможно… И тем не менее: в одних и тех же условиях одни люди более стандартны, другие менее, одни безлики, другие имеют лицо, самобытны. Это не готовое и не навязанное — это выбор. Что ты предпочитаешь?..»

    Вы. Не знаю… Не представляю себе, в чем же именно можно и нужно быть самобытным. И как же найти свое, если затеряно? И вдруг его нет, не было и не будет?..

    Он. О «нет» не может быть и речи. Раз есть ты, значит, при тебе твоя самобытность. Самобытен каждый ребенок — а значит, и каждый взрослый, лишь в более или менее заглушённом виде. У тебя есть способности, у тебя есть таланты, о которых ты и не подозреваешь…

    Вы. Никаких способностей, никаких талантов, никаких дарований… Совершенно бездарная и тупая, совершенно серая личность…

    Он. Неправда и клевета. Бездарности нет — есть лишь незнание СВОЕГО дара. Твое (и не только твое) представление об одаренности основано на ограничениях, узких мерках, опять же стандартных. На убеждении, будто существует регламент талантов: поэт, художник, ученый, артист, спортсмен… организатор… оратор… кто там еще?., «светский человек»?.. Полнейшая чушь это меню талантов, убогая чушь. Все дело-то в том, что спрос на таланты в каждом месте и времени узок, ограничен, конечен. А предложение — бесконечно! Сообрази: сегодня есть талантливые физики, они в почете, они нужны. Но три тысячи лет назад еще не было никакой физики, а талантливые физики все равно рождались?.. Талант — пленка, жизнь — проявитель. Есть талант полководца, но когда нет войны, гениальнейший полководец может мирно тачать сапоги и не ведать о своем даре, не так ли?..

    Вы. Одни таланты престижны, другие не очень.

    Он. А вот на это уже плевать. Талантливый дворник такая же нужная личность, как талантливый композитор. А сколько на свете еще дарований безымянных, неопределимых, невыразимых?.. Открой свой дар прежде всего для себя! Возделывай свой участок бытия — живи творчески! Выработай свой особый стиль жизни, свой жизненный почерк. Найди свой жизненный интерес, свое дело, не обязательно совпадающее с профессией. Пусть это будет то, что называют «увлечением», или «хобби», — важно, чтобы это было действительно что-то твое, любимое. Фотография, коллекционирование бабочек, марок?.. Разведение кроликов, попугаев? Библиофильство?.. Вязание?.. Имей смелость отдаться этому, как вдохновению, как любви, и поставь задачу: достичь, овладеть! Добиться максимума возможного! Знать или делать что-либо — хорошо, отлично, превосходно, прекрасно, до совершенства! Может быть, твое призвание — составлять букеты, красить полы, чинить старые велосипеды, улыбаться людям или просто молчать? Неважно: все это одинаково прекрасно, одинаково нужно, лишь была бы влюбленность!.. У тебя могут быть и два, и пять, и сто двадцать пять призваний — следуй любому, совмещай, чередуй, лишь бы влюбленность!..

    Вы уже поняли. Истинная самобытность достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть собой — любовным возделыванием своего жизненного участка. Не обязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи.

    Оригинальность возникает САМА, самобытность развивается и цветет, когда человек становится поэтом, исследователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования.

    В этом и только в этом случае человек становится воистину ИНТЕРЕСНЫМ.

    Внутренний диалог может изменить вашу жизненную программу (отменить замужество, уехать в дальние края, сменить профессию и т. п.), но может и оставить все на местах, изменив не форму существования, а лишь содержание, лишь значение.

    Лучше по-новому жить по-старому, чем по-старому жить по-новому.

    Шаг четвертый. Самообразование.

    Телу нужна пища телесная. Духу нужна пища духовная.

    Без необходимого питания — дистрофия и гибель. Без знаний и культуры, без подлинного образования — никуда и никак, все понятно. Но что такое образование?..

    Как тело не может усвоить пищу без желания, без аппетита, так и дух ничего не усвоит без соответственного стремления. Аппетит духа есть любознательность. Голод же — настоящий, здоровый духовный голод — есть страсть к Истине.

    Можно блестяще закончить десяток университетов и остаться темным невеждой. Можно всосать в мозги содержание всех на свете библиотек — и стать ходячим кладбищем знаний. Так может получиться, если дух в результате неправильного питания перестанет чувствовать подлинный голод. Как тело, пока его не сбили с толку, инстинктом всегда знает, какая пища ему нужна, так и дух сам, и только сам, может руководить своим питанием, выбирать пищу. Настоящее образование — только само-образование. Любое обучение — только стимул к самообучению. Как бы ни трудились педагоги, преподнося вам духовные деликатесы, как бы ни разжевывали, усвоить их или извергнуть — дело ваше, и только ваше.

    Дух живой и здоровый разжует и окаменелость, переварит и непереваримое.

    Спросите же себя: все ли возможное вы делаете для своего образования? Питаете ли свой дух регулярно и полноценно, умеете ли выбирать?.. Не впали ли в самоубийственное заблуждение, сочтя, что ваше образование завершено?..

    Все в ваших руках, живи вы даже в глухой таежной сторожке.

    Немаловажна, конечно, и проблема снабжения. (…) Здесь легко заблудиться, запутаться, потеряться. Но ваш интерес выведет вас на путь. Неважно, каким он будет, — важно, чтобы он продолжался. Изберете ли вы стратегию широты («немногое о многом») или стратегию глубины («многое о немногом») — вы не знаете, что ждет вас за горизонтом.

    Шаг пятый. Выход нз одиночества. Шесть замен.

    Есть только один путь выхода из одиночества. Путь этот — идти к одиноким и выводить их из одиночества (осознаваемого или нет — разница небольшая). Есть только один способ найти настоящего друга. Способ этот заключается в том, чтобы стать самому таким человеком, которого вы хотели бы иметь другом, или хотя бы двигаться, приближаться к подобию. В этом же и надежда снискать любовь.

    Постарайтесь же произвести

    ШЕСТЬ ЗАМЕН

    в ваших привычных и таких понятных стремлениях; шесть замен, которые могут сотворить чудо в ваших взаимоотношениях с людьми.

    ОТКАЖИТЕСЬ ОТ СТРЕМЛЕНИЯ:

    1) к естественности, непринужденности, непосредственности;

    2) интересовать, привлекать, нравиться;

    3) вызывать уважение, добиваться престижа, признания;

    4) получать благодарность, тепло, симпатию и сочувствие;

    5) скрывать свои недостатки;

    6) получать помощь, поддержку, быть предметом любви.

    Стремясь к этому, вы этого не добьетесь. Отказавшись от этого, вы это получите.

    СТРЕМИТЕСЬ:

    1) к внутренней независимости — жить в соответствии со своим Кредо;

    2) интересоваться, вникать, наблюдать людей;

    3) внушать людям уважение к самим себе;

    4) проявлять благодарность, согревать сочувствием, понимать причины человеческих слабостей и несовершенств;

    5) развивать свои достоинства, принимать чужие успехи и достоинства как свои собственные;

    6) помогать, приносить пользу, любить.

    Стремясь к этому, вы этого достигнете. Достигнув этого, вы получите то, от чего отказались.

    Вот и ключ к Тайне Номер Три.

    Перестройка себя в этом духе потребует, разумеется, времени. Скорее всего — целой жизни, которой может и не хватить…

    НЕОБХОДИМО — НО НЕДОСТАТОЧНО!

    Психотерапия — война с ограниченностью. Когда-нибудь, верю, какой-либо гений изобретет маленькую лампочку, которая будет вовремя включаться, предупреждая:

    ВНИМАНИЕ — ОГРАНИЧЕННОСТЬ!

    А пока — сколько страдальцев и сколько жертв разнообразнейших ее разновидностей…

    А пока — на сотни ладов: человек, ты безграничен. Человек, ты человечен — узнай это и живи дальше! Ты в мире безмерно мал и в одиночку непоправимо беспомощен; но узнай, что ты всевозможен и всемогущ, что мы вечны, если едины. Человек, что бы ни было, каким бы ты ни был, — не будь ограниченным!

    Да, на сотни ладов! Прекрасно и необходимо — заботиться о себе, любить себя, утверждать себя; нельзя только ограничиваться этой заботой, самоутверждением и самолюбием, иначе становишься отвратительнейшим из животных. Прекрасно и необходимо любить — кого угодно; нельзя только ограничиваться любовью, не оставляя в себе ничего сверх того, иначе и любовь не будет полна, и любимому существу губительна. Прекрасно и необходимо — быть верным, преданным (человеку, семье, делу, идее…); нельзя только ограничиваться этой преданностью, ею исчерпываться, иначе нет уже в тебе человеческого, лишь фанатичное или рабское… Что угодно — без ограниченности, — и тогда, даже потеряв все, ты не потеряешься…

    Солнечная книга

    Из ответа заочнику

    Дорогой Н. Н.!

    Получил сразу два ваших письма. Рад, что мое пришло на этот раз вовремя, и опять за вас огорчился. Бросается в глаза прежде всего крайне несправедливая, ЧУДОВИЩНО заниженная самооценка. «Умственно почти дебильное существо», «полный развал души» — эти ваши самоопределения, ей-богу же, граничат с бредом, это уже самоуничижение на грани глубокого мазохизма. Да как вы смеете себя так обзывать?.. Поверьте, с некоторой поры, в силу опыта, я сужу по письму об интеллекте и душевном состоянии человека с малой долей ошибок — и говорю вам, без малейшей доли психотерапевтической смазки, что ум ваш далеко превышает средний уровень, а эмоциональный механизм в высшей степени сохранен и, более того, — тонок, незауряден, как и ваш интеллект.

    Медаль, повернутая другой стороной. Вам почти всегда, почти непрерывно плохо, плохо и еще раз плохо. Душевный аппарат ваш непрерывно работает в режиме «ада», исключительно настроен, натренирован на этот самый «ад». Вы, можно сказать, атлет, титан, рекордсмен отрицательных эмоций. У «ада» вашего какой-то невероятный, зверский, зверинейший аппетит…

    Все это, впрочем, вы прекрасно понимаете сами.

    Но вы еще пока не понимаете другого. Не понимаете еще (а потому и не верите), что психика, душа ваша может работать и в «райском» режиме. Что сила положительных эмоций ПОТЕНЦИАЛЬНО у вас ничуть не меньше, чем сила отрицательных. ПОТЕНЦИАЛЬНО вы такой же атлет и эмоций положительных, титан радости, рекордсмен счастья.

    Но всю жизнь вы культивировали в себе отрицательный полюс и развили «мускулы ада» неимоверно, оставив «рай» в хилости и запустении. Всю жизнь смотрели на оборотную сторону медали, упирались в нее, не догадываясь повернуть. Весь ваш пессимизм, вся «жизнь — пытка», идет отсюда, и заниженная самооценка — отсюда же.

    Да, жизнь — пытка. Но жизнь и НЕ ТОЛЬКО пытка. Жизнь — еще и радость, и наслаждение, и буйство красок и сил, и экстаз, и умиротворение, и тихое благорасположение… Эти краски, эти тона и полутона еще вами не исследованы, не опробованы, не изучены, не обжиты. А между тем они в вас живут — живут молча, таясь, неведомо — и ждут своего часа…

    Дождутся ли?

    Составьте свою Солнечную книгу. Я настоятельно советую вам с сегодняшнего же дня, буквально с этой вот минуты заняться вживанием в положительный спектр вашей эмоциональной палитры. Вы, например, сию секунду (так кажется мне) ощущаете какой-то малюсенький приливчик надежды, чуточку бодрости, чуточку радости — я угадал? (Вы уже писали мне однажды о действии получаемых писем…). Задержите же на этом свое внимание — поподробнее, пообстоятельнее! Поймайте себя на этом: АГА! ЭТО ВОЗМОЖНО! Я ЭТО МОГУ! Я МОГУ И ЭТО! И ЭТО — ХОРОШО!

    Ведь это ошибка: думать, будто читаемые сейчас строчки — причина этих ваших маленьких положительных эмоций… Ведь они, строчки эти, — лишь повод, пусковой механизм для вскрытия возможности, заложенной в ВАС, только в вас! Вы просто ОТКРЫЛИ свой «рай» этому поводу, просто дали ему поработать, погулять, порезвиться, потому что такова ваша воля (пока — бессознательная), таков ваш настрой.

    Только открытость тем или иным поводам творит наши чувства. Творит как бы извне, а на самом деле — изнутри, изымая все из сундучков нашего собственного существа. Не отражение, а проявление пленки.

    Ваша стратегия — односторонняя, ошибочная — была до сих пор в том, чтобы убегать, спасаться от отрицательных эмоций, чем вы их только упражняли и развивали. Ибо само ведь «спасение» совершается через отрицательные эмоции!..

    Нынешняя же, новая стратегия должна быть: идти навстречу положительным. Развивать их, упражнять, культивировать! Растить «рай» радости, наслаждения, не пренебрегая и самым малейшим, самой крошечной крохой!

    Давайте-ка обозрим и перечислим наши богатства, составим реестр наших радостей, наших блаженств, наших наслаждений, удовольствий, приятностей — и не каких-нибудь заоблачных, а тутошних, повседневных, хорошо нам знакомых, доступных ежечасно и ежесекундно. Да-да, займемся этим всерьез, основательно, неторопливо, они того заслуживают! Внимание и еще раз внимание! Мы сказочные богачи! И вы, и вы, и вы тоже! Вы — Крез, вы — Рокфеллер или кто там еще? Вы — Аладдин райских возможностей. Вы живете посреди клада сокровищ, в волшебной горе райских блаженств — они валяются у вас под ногами, они повсюду, они всегда там, где вы!

    Вы умеете смеяться и умеете думать — разве этого мало?.. ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ ЭТО!

    Никогда не поздно научиться благодарности жизни. Мне хочется снова напомнить вам о той дисгармонии вашей внутренней философии, которую вы сами так удачно назвали — «сдвиг в будущее». Из-за этого и парадокс: вы все время тревожны и полны забот о какой-то вам предстоящей жизни, а эта самая жизнь так никогда и не наступает. Все время готовитесь «начать жизнь» и уж, почитай, который десяток лет… Каждому мгновению придаете значение как залогу каких-то других, «настоящих» мгновений, поэтому-то никакое мгновение не дает вам удовлетворения и не ценится по достоинству…

    Из этого заколдованного круга (в котором долгое время метался и я, порой ненароком вкручиваюсь и по сей день) есть лишь один выход.

    Учиться смотреть на жизнь в целом. Не забывать смотреть на жизнь в целом.

    Тогда мы увидим, что каждый возраст, каждый период жизни, каждое мгновение имеют свои права, друг перед другом равные. Свои обязанности, одинаково важные.

    У человека только одно детство, только одна молодость, только одна зрелость, только одна старость. Только одна жизнь и только одна смерть. Так? Так — но и не совсем так. Вглядевшись внимательно в свою жизнь, в любой ее год, час, мгновение, — мы обнаружим, что множество раз переживаем и старость в молодости, и молодость в старости; что в нашем детстве то и дело мелькает взрослость, а в зрелости полным-полно детства; что мы и умираем, и воскресаем бессчетно…

    Нет никаких особых привилегий ни у прошлого, которого нет, потому что оно прошло; ни у будущего, которого нет, потому что оно еще не наступило; ни у настоящего, которого нет, потому что оно постоянно, как песок, утекает меж пальцев. А правильнее сказать так: у всех этих трех времен свои особые привилегии. И прошлое, и будущее, и настоящее всегда есть — потому что есть Вечность.

    Равно драгоценны и минута, и век, в котором всего-навсего пять миллионов двести двадцать шесть тысяч минут. Ни один миг жизни нельзя рассматривать ни как полностью самоценный, ни как лишь служебный, подготовительный для других. Но: и подготовительный, и самоценный.

    И то, и другое — всегда. И то, И другое!..

    Забота о будущем должна занимать некоторое место во всякое время, но только некоторое. И скажем точнее: ровно такое же, как и забота о прошлом и настоящем. Тогда можно надеяться на гармонию в распределении наших духовных и физических сил, в соотношении работы и отдыха, удовольствия и страдания, серьезности и веселья.

    …Спросим же себя, отчего же, откуда — этот наш постоянный «сдвиг в будущее»? Есть много тому причин, внешних и внутренних, индивидуальных и общих… Но главная, по-моему, в том, что мы не умеем делать настоящее настоящим. Бедность, слабость нашего духа. Бегство от себя.

    Научиться жить настоящим — первейшая забота о всяком будущем. И состоит эта наука в умении принимать жизнь как есть и радоваться доступным радостям — проще говоря, в благодарности жизни. А кто не умеет быть благодарным настоящему, каким бы оно ни было, тот несчастен воистину: у такого человека нет никаких шансов на какой-либо просвет в будущем, даже при наиблагосклоннейших изворотах судьбы. Ибо и туда, в будущее, он принесет с собою свою неблагодарную слепоту, и там тоже ему будет казаться, что радоваться нечему. А ему просто — НЕЧЕМ…

    Составьте же — я серьезно настаиваю! — теперь ПО-СВОЕМУ подробнейший перечень, каталог, Солнечную книгу своих радостей и удовольствий, всех рангов и уровней — актуальных и потенциальных, крупных и маленьких, испытанных хоть однажды, хоть намеком, хоть в воображении… Составьте эту книгу и вживайтесь в нее, как актер вживается в новую роль.

    Вы обретете внутренний противовес. Вы увидите, убедитесь… Мало-помалу ваш «рай» начнет просыпаться… Оживление второй, наилучшей вашей половины пригасит ту, «адскую», которая сейчас держит вас в непрерывном затмении. Вы не убьете отрицательные эмоции — нет, но вы их уравновесите, поставите их на место (без них-то ведь совсем и неинтересно!). Да — страх, да — депрессия, да — все прочие прелести… Пусть будут, говорите вы себе, пускай функционируют и коптят. Только МНЕ, говорите вы, отныне до этого никакого дела нет, меня это не касается. Я занят отныне исключительно другой своей половиной и наверняка лучшей!..

    Как мало нужно, чтобы жить.
    Я удивляюсь виноградине:
    кто догадался ей внушить,
    что дух вина — вот в этой впадине
    с едва заметным волоском,
    с непостижимой червоточиной,
    а не в бутылке с коньяком,
    своей ценою озабоченной?
    Открой глаза, не надо спать,
    дыша в обнимку с полотенцами,
    пора в общение вступать
    с небесными переселенцами,
    летят деревья и мосты,
    летит земное притяжение,
    вот это я, вот это ты,
    а это — вечное движение.
    Как мало нужно, чтобы петь.
    Всего-то лишь себе понравиться,
    взмахнуть руками и взлететь,
    всего-то лишь с собой не справиться.
    А те, кому взлетать нельзя
    без риска головокружения,
    пускай живут себе ползя —
    весьма полезный вид движения.

    Как заботиться о беззаботности. Да, заботиться о себе. Но вот КАК?..

    Ведь та тяжкая забота, которой вы заботились о себе до сих пор, — она же и привела вас к нынешнему состоянию! Ведь из-за нее-то вы и превратились в улитку, спрятавшуюся в свою раковину!

    Многолетнее путешествие вокруг себя, вокруг своих страхов, своих состояний, своих проблем. Катастрофическая задолженность самому себе. Глухая безнадежная оборона. Отсутствие активности по отношению к миру, к людям. «Да куда же мне — мне, такому-то и такому-то?..»

    А я вот уверен, я просто ЗНАЮ, что на войне вы были бы в первых рядах, да, были бы и смелы, и бодры, и находчивы. Такие-то «меланхолики», такие вот «психастеники» и оказываются храбрецами — но! — только в ситуациях, когда требуется САМОЗАБВЕНИЕ. Когда самозабвение становится настоящей жизненной РОЛЬЮ — ПОЗИЦИЕЙ — МИССИЕЙ.

    А сейчас у вас позиция страдающего, роль «меланхолика», миссия «психастеника». Роль, в которую вы вжились, увы, не без тайного горького удовольствия… Этой-то ролью вы и превращаете себя в «черный генератор», создаете собственное эмоциональное поле и пробуждаете к себе соответствующее отношение.

    Вот вы и в больнице, как сами пишете, обливали всех помоями своего пессимизма — а почему, а зачем?..

    А затем, наверное, чтобы получить что-нибудь вроде сочувствия, чтобы взять взаймы чужой оптимизм, пусть и под видом ответного пессимизма. Не было у вас внутренней задачи: если и не излучать оптимизм, то хотя бы уберегать окружающих от излияний своего «ада», поддерживать хотя бы нейтральность.

    Вы вообще, очевидно, сознательно не настраиваетесь на какое-либо воздействие на окружающих, вам это и голову не приходит. Позиция «воспринимателя», «переживателя». Пережевывание переживаний, переживание пережевываний…

    ОШИБКА. Потребительская позиция, которая вам же и мстит — непрестанно!

    А что же необходимо?..

    Научиться хотя бы на час в день забывать о себе! Ну хотя бы на полчаса, в которые вы для себя — не цель, а всего лишь средство!

    Леча других, лечусь сам. Для начала необходимо найти себе хотя бы одного подопечного, покровительствуемого вами — человека, человечка или хотя бы звереныша, хоть котенка или щенка. Кого-то, нуждающегося в чьей-то — почему бы и не в вашей?! — душевной помощи, духовной поддержке, как вы сегодня нуждаетесь, например, в моей. Знаете, как быстрее всего научиться быть счастливым? Постараться этому научить кого-нибудь. А вы, именно вы и могли бы научить многих, ибо у вас огромный опыт: вы знаете, как НЕ БЫТЬ счастливым, вам и карты в руки — сытый-то ведь голодного не разумеет, не так ли?.. ВСЕРЬЕЗ — вы тоже МОГЛИ БЫ писать психотерапевтические письма многим и многим, ничуть не хуже меня. МОГЛИ БЫ!

    Попробуйте же — экспериментально хотя бы! Возьмите на себя какое-нибудь, ну самое незначительное неофициальное опекунство. Риска нет никакого, просто нормальный способ человеческого существования… Нуждающихся — не оберешься, невпроворот!

    Приняв эту позицию, отдавшись ей искренне, вы почувствуете совершенно НОВОЕ состояние духа, войдете в небывалое качество… Не хочу предвосхищать его пространными описаниями. Это новое состояние не сделает вас новеньким, не изменит вашей физиологии, не решит проблем, но оно даст вам новую возможность СОСУЩЕСТВОВАНИЯ со всеми этими проблемами, поставит их на место… А иногда (вы заметите, если захотите заметить), иногда вообще вся физиология и все проблемы и проблемки, вроде удаления зубов, будут куда-то улетучиваться или проваливаться в преисподнюю, а возвращаясь, будут выглядеть уже слегка потрепанными, а потому не такими страшными. В вас поселится, короче говоря, новое «я». Безо всяких рассуждений и красивых словес вы ПОЧУВСТВУЕТЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ.

    …А без ЭТОГО — скажу без обиняков — пропадете заживо, никто и ничто не поможет вам.

    Имейте в виду, что ваш подопечный вовсе необязательно должен быть «слабее», «глупее» или «хуже» вас — нет! Все дело только в позиции. Приняв позицию более сильного (умного, хорошего…), вы и в самом деле сделаетесь таковым. Хотя бы только на время общения…

    Кстати, об удалении зубов. И в этом страдании вы не одиноки. Один из моих подопечных точно так же регулярно грохался в обморок при подходе к зубодробильному агрегату, в связи с чем регулярно обходил оный в радиусе 50 км, не оставив уже, кажется, ни одного здорового зуба в запасе. Но вот однажды я, ради некоторой психотерапии, признался ему, что боюсь идти ремонтировать один свой запущенный зуб — ну не то что боюсь, а так, неохота как-то… И что вы думаете? Мой меланхолик и психастеник, взыграв гневом и презрением сапожника без сапог, схватил меня, как котенка, за шкирку и поволок. Для ободрения пошел САМ ПЕРВЫМ. Геройски выдержал расправу с пятью сразу зубами. Правда, потом признался, что за час перед процедурой принял две с половиной таблетки реланиума, предварительно глотнув валерьянки…

    Вы тоже можете воспользоваться и тем и другим средством — то есть потащить с собой к зубному в порядке индивидуального шефства какого-нибудь психотерапевта (можно и любого другого товарища по несчастью).

    (…) А теперь разрешите предложить вам два необходимейших упражнения для развития самых важных из ваших мускулов.

    Как развить мускул радости. Упражняйтесь в удаче. Зачем, как вы думаете, мальчишка 50 раз подряд втыкает ножик в землю?.. И каждый раз добивается, чтобы ножик падал как надо и каждый раз как-то по-разному?.. Чтобы научиться втыкать в землю ножик, только для этого? Чтобы похвастаться — вот как я умею в землю ножик?.. Нет, он не собирается ни перед кем демонстрировать своего умения, он даже слегка стыдится… Он просто упражняется в удаче. Он развивает мускулы радости.

    Зачем этот пес лаем требует, чтобы хозяин бросил мячик, а он, пес, мог бы его схватить и опять принести?.. Чтобы просто поиграть в мячик? Нет, далеко не просто. Чтобы поупражняться в радости, чтобы потренироваться в удаче.

    Чтобы мускул радости не атрофировался, чтобы переживание удачи не забывалось, а жило в вас и развивалось, вопреки всему и несмотря ни на что, каждый день — совершенно необходимо! — делать что-либо, что у вас ПОЛУЧАЕТСЯ, и получается ХОРОШО.

    Что?! Да ведь вы же знаете это лучше меня. И вы можете узнать это еще лучше, если будете разнообразить свою деятельность, если действование приобретет для вас самоценность, как для молодого игривого зверька, как для ребенка. Загнать в лузу три подряд бильярдных шара. Превосходно вымыть посуду, а потом до невероятного блеска начистить ботинки. Непостижимым способом зажечь спичку, починить чьи-нибудь часы, разобрать (а желательнее собрать) радиоприемник… Написать гениальное (ну пускай даже и не совсем гениальное) стихотворение… Вы все поняли — действуйте же!

    Разжигайте в себе удачу сперва мелкими щепками, хворостом — подкладывайте, подкидывайте все более крупные, — и она разгорится в неугасимый костер.

    Как развить мускул любви. Вы любите кошек?.. А собак?.. А людей?.. А кого вы любите, если не секрет? Ну кто вам хоть чуть-чуть нравится?.. Бабочки, попугаи, цветы? Лягушки?! Прекрасно. Непременно заведите себе лягушку. Одну, две, три — много лягушек! Кормите их самыми вкусными комарами, поите нектаром, хольте-лелейте. Отдайтесь своей симпатии, упражняйте ее, культивируйте, развивайте! А кто еще вам нравится, если не секрет, кроме лягушек?.. Ну не может же быть, чтобы больше никто, так ведь не бывает. Ведь симпатии наши, равно как и благодарность, и любовь, и все прочие добрые чувства, никогда не имеют и не могут иметь четких границ. Как и чувства противоположного знака, они склонны расширяться, распространяться, переноситься с предмета на предмет, с существа на существо, с человека на человека…

    Если каждый день (каждый час — каждую минуту — всю жизнь…) вы будете находить себе предмет или существо для симпатии, если будете с ним общаться, то есть симпатию свою выражать, и если только не будете эту свою симпатию искусственно ограничивать… Вы все поняли. Единственный способ стать симпатичным человеком.

    Возвращение займа. Вам (…) лет. Прожита энная часть жизни. Легкой она для вас не была, эта часть, что и говорить, «план» страдания перевыполнен на много лет вперед, пожалуй, что и не на одну жизнь. Но впереди другая часть, и можно твердо сказать, что хуже она не будет, поскольку вроде бы и некуда хуже. Но не этим, разумеется, я хочу напоследок вас вдохновить. Учитывая стремление природы к стихийному равновесию, можно рассчитывать, что теперь настал ваш черед… Следующая часть жизни, конечно, легкой тоже не будет, и не может, и не должна быть легкой. Но она должна быть ДРУГОЙ. Качественно иной. Просветленной.

    Вы должны еще жить долго и продуктивно. «Счастливо» — не говорю, ибо зависит сие лишь от внутреннего соглашения с собою самим: что же считать этим самым счастьем?

    …И все же — счастливо!..


    Примечания:



    2

    В «Искусстве быть другим» — Гость.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх