|
||||
|
ТРОПА ТАНЦА Процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Танец пяти движений», в России культивируется многими лидерами с начала 1990-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Владимир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов, проводимых в групповой форме. Авторство его принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств: 1. Flownig – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии. 2. Staccato – резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения. 3. Chaos – хаотические движения. 4. Lirical – тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа». 5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя». Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. «Танец пяти движений» рекомендуется выполнять с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый ритм. Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится», – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозмож-ность выражать свои чувства, занимают положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти. Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности (А. Гиршон, 1995). В своей работе с «Танцем пяти движений» мы обычно предлагаем людям после процесса ответить на несколько вопросов: какой из ритмов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего; какие движения занимали больше пространства, а какие можно выражать только в небольшом объеме и т. п. В целом это дает человеку достаточно ясную и перспективную диагностическую картину. Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций: • диагностическую – человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную»; • тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений; • терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций р форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие. Формат ТДТ позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения, этого важного компонента «целостное -тей психической реальности» (в нашей терминологии). Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесно-ориентированная работа не охватывает эту последовательность напряжений. С другой стороны, техники ТДТ предлагают определенные способы выхода и отреагирова-ния подавленных комплексов, блоков, матриц и т. д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Проявленные в движении, в танце, эти темы осознаются, вербализуются и проживаются тотальностью тела/сознания.Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным способом отреагирования и принятия социально и личностно табуирован-ных эмоций. Тренинг ТДТ как тренинг личностного роста разворачивает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творческого выражения. В нашей культуре неявно подразумевается, что танец – это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей. Когда люди, наконец, начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств, тропой к творческому потенциалу человека. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|