|
||||
|
ПСИХОТЕХНИКА «РЕИНКАРНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ» Говоря о реинкарнациях, мы затрагиваем тот пласт человеческой ментальности, который трудно оценить адекватно. Во-первых, для многих индологически ориентированных в мировоззренческом плане людей инкарнации являются реальностью и предметом для обсуждения. Во-вторых, для многих ученых само понятие инкарнации вызывает в лучшем случае скептическую усмешку. В-третьих, сама психотехника «Реинкарнационной терапии» достаточно эффективно используется психологами и психотерапевтами трансперсональной ориентации. Мы решили изложить данную психотехнику, опираясь на статью Михаила Бурняшева «Работа с прошлыми воплощениями» в нашем сборнике «Сознание и Дыхание» 1993 г. (84).Теория Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпывающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка представить некую карту данной области психики и помочь людям, испытавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследования и практической работы. Переживания прошлых воплощений (инкарнаций) – это личный опыт человека в необычных состояниях сознания, состоящий из сцен, событий, ясных и логически завершенных эпизодов, в которых он переживает себя в другой форме (в другом теле, с иной внешностью), в другом времени (в прошлом) и при этом чувствует, что он – одна и та же индивидуальная сущность и в переживании (в прошлом времени), и в настоящем существовании (в настоящем времени). Эти переживания относятся к трансперсональным и являются частью трансперсональных матриц. Есть ряд трансперсональных явлений, очень близких по форме к переживаниям прошлых воплощений. Это наследственные переживания, связанные с непосредственными предками по обеим родительским линиям, коллективные и расовые переживания, а также переживания отождествления с другими лицами. Перечисленные явления близки между собой, поэтому при применении методик, описанных ниже, возможно попадание в эти сопредельные области бессознательного. А при соответствующих допущениях и коррекции методик их можно применять при работе с такими переживаниями. Существует ряд техник, в которых довольно часто встречаются переживания прошлых воплощений. Их можно разделить на две категории. К первой относятся техники, в которых переживания прошлых воплощений проявляются спонтанно, то есть не программируются заранее. Это холотропное дыхание, свободное дыхание, ребе-финг, телесно-ориентированные психотехники и психоделическая терапия. Ко второй категории относятся техники, в которых эти переживания направляются. Это различные управляемые медитации и визуализации, биоэнергосистемотерапия (БЭСТ), по Е. И. Зуеву, различные управляемые трансовые и гипнотические состояния. Можно предположить, что такие переживания встречаются и в других психотерапевтических техниках, но отбрасываются ими из-заI узости концептуальных рамок используемых моделей психики. Например, психолог, строго придерживающийся в своей работе концепций 3. Фрейда, при встрече с подобными феноменами просто отбросит их или сочтет фантазией клиента, так как в картографии сознания, используемой в традиционном психоанализе, нет трансперсонального уровня. Любая система, работающая с психикой человека, использует определенную картографию сознания, которая основывается на определенных допущениях. О различных картографиях сознания и их сравнительном анализе более подробно можно прочитать в книге Ст. Грофа [20]. Картография Ст. Грофа содержит биографический, перинатальный и трансперсональный уровни. На каждом из них действуют свои управляющие системы. На биографическом уровне это системы конденсированного опыта (СКО) – особые сгущения воспоминаний (в Свободном Дыхании используется термин «матрица» или понятие раздробленного сознания), состоящие из опыта различных жизненных периодов индивидуума, которые имеют похожую основную тему и элементы, связанные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества (подавленная агрессия, страх, вина и др.). На перинатальном уровне это базовые перинатальные матрицы (БПМ). На трансперсональном – трансперсональные матрицы, и можно предположить, что именно они определяют человеческую карму. Если в бессознательном преобладают трансперсональные матрицы с отрицательным содержанием (например, в прошлой жизни человек был постоянной жертвой), можно предположительно сказать, что карма плохая, и наоборот. Но в конечном итоге все зависит от конкретного человека. Структура личности каждого человека содержит большое число СКО, от активизации той или иной СКО зависит его психическое и-эмоцио-нальное состояние. Из опыта психоделической и эмпирической терапии известно, что для полной интеграции отрицательной СКО и устранения ее влияния на психику человек должен вспомнить и осознать травмирующее переживание, лежащее в основе всей системы («ядро СКО»). Чаще всего оно лежит за пределами биографического – на перинатальном и трансперсональном уровнях, тесно связанными между собой. Сондра Рей утверждает [131], что «почерк рождения» связан с прошлыми жизнями. Ст. Гроф, говоря о БПМ, выделяет в них два основных компонента – биологический и духовный, последний непосредственно связан с трансперсональной сферой. В настоящей жизни СКО являются открытыми системами, то есть они постоянно пополняются новым опытом из возникающих жизненных ситуаций. В прошлых жизнях также существуют СКО. С позиции настоящей жизни они являются закрытыми системами и имеютОпределенные особенности. Кроме переживаний, лежащих в основе Иистемы («ядра СКО»), существуют не менее важные переживания, жоторые делают эту систему завершенной, закрытой. Ими являются Ицэедсмертные переживания и смерть индивида в прошлой жизни. К этот момент подводятся итоги жизни, делаются выводы и принима-■отся решения, даются обещания, каждый такой вывод, решение, обе-Ицание закрывает определенную СКО. Эти события и события, лежа-■цие в основе СКО, являются чрезвычайно важными и несут очень Ьильный эмоциональный заряд. Именно проработке и интеграции этих тереживаний надо уделить особое внимание. Закрытые СКО прошлых жизней часто являются основой для СКО настоящей жизни. Кроме того, они оказывают влияние на формирование БПМ, то есть на то, где, как, в каких условиях, у каких родителей рождается человек в настоящей жизни. А БПМ также являются основой для СКО настоящей жизни. Можно сказать, что посредством этой связи осуществляется «закон кармы», то есть определенная проблема, которая не решается в одной жизни, как бы переходит в другую, образуются «кармические хвосты». Если проблема не разрешается на протяжении нескольких жизней, образуется сложная трансперсональная матрица, состоящая из нескольких СКО, связанных одной темой и относящихся к разным воплощениям. Для проработки такой матрицы может потребоваться несколько погружений, прежде чем человек осознает и полностью интегрирует ее «ядро». Процесс образования трансперсональных матриц очень сложен, на их формирование оказывают влияние и другие составляющие (наследственность, филогенетическая, расовая память, коллективное бессознательное и др.). Предложенная здесь модель является гипотетичной, но она объясняет многие явления, возникающие во время погружений. Так ли это на самом деле или нет, можно убедиться, используя техники погружения, но не это важно. Хорошо то, что, используя их, можно осознать и решить свои определенные проблемы, а это уже факт, подтвержденный практикой. Теперь переходим непосредственно к описанию техники управляемой визуализации, используемой для вхождения в прошлые воплощения. Предварительные условия Инструктор, проводящий погружения, должен иметь достаточный опыт погружений по этой методике, для того чтобы успешно ориентироваться в «пространстве», куда он попадает вместе с погружаемым, и чтобы в случае затруднений у погружаемого он мог быстро и эффективно оказать необходимую поддержку и помощь.Очень хорошо, если погружаемый располагает достаточным запасом времени (обычно процесс погружения занимает от одного до двух часов, но в некоторых случаях он длится гораздо дольше), никуда не торопится и отложил на время погружения свои мысли о текущих делах и проблемах. От этого во многом зависит то, насколько эффективно пройдет процесс расслабления и погружения. Желательно заранее объяснить погружаемому особенности процесса, познакомить его с теорией повторного рождения, от этого во многом зависит успех процесса. Место для проведения погружения должно быть тихим и спокойным. Тут не должно быть посторонних и случайных людей, а также лиц, в присутствии которых погружаемый чувствует себя напряженно и не может расслабиться. Между инструктором и погружаемым должны быть доверительные и доброжелательные отношения. Задача погружаемого – максимально довериться процессу, позволить ему вести себя, не вносить в него никаких установок: что должно быть, а что не должно, какие чувства и эмоции можно проявлять, а какие нет, что можно говорить, а что нельзя. Желательно отпустить мысли типа: «Если я скажу это, то обо мне подумают, что я…» или «Если я буду плакать, то обо мне скажут что я…» Ведущий должен способствовать раскрытию, создать поддерживающую обстановку и не вносить в процесс собственных оценок, выступая в роли «беспристрастного наблюдателя». Между ведущим и погружаемым- проводится предварительная беседа для уточнения проблемы, с которой собирается работать погружаемый. Иногда погружаемый формулирует проблему очень расплывчато и неопределенно, тогда надо помочь ему более точно сформулировать задачу предстоящего погружения, отбросить ненужные детали или разделить сложную проблему на несколько последовательных этапов, определив для каждого погружения свою цель. От этого^о многом зависит эффективность решения проблемы. Если все же возникают сомнения в точности формулировки, можно провести пробное погружение (инкарнационное обследование) с достаточно расплывчатой формулировкой, например: «Я хочу попасть в мою самую длинную жизнь» или «Я хочу попасть в мою самую тяжелую жизнь». Такого процесса бывает достаточно для уточнения темы следующих погружений, для осознания имеющихся проблем, а иногда и их непосредственного решения в этом погружении. Погружаемому предлагают лечь, закрытьтлаза, найтиудобную позу (оптимальное положение – на спине), расслабиться физически и мысленно. Ведущий проводит расслабление спокойным ровным голосом, в медленном темпе, чтобы у погружаемого было достаточно времени на расслабление и визуализацию.Процесс расслабления – «Золотая жидкость» «Вдохни несколько раз глубоко, и если ты чувствуешь где-нибудь в своем теле напряжение, выведи его вместе с выдохом из своего тела. Почувствуй, как тебя держит земля. Представь себе комнату, в которой ты себя уютно чувствуешь. Убедись, что в этой комнате все по твоему вкусу. Найди место, где ты можешь лечь. Лежа взгляни на свои ноги и представь, что через пальцы твоих ног в твое тело втекает Золотая жидкость. И эта жидкость, куда бы она ни попадала, приносит прекрасное чувство расслабления и оставляет ощущение исцеления. Заметь, как Золотая жидкость постепенно проникает в твои ступни, че-I рез щиколотки дальше – в голень и колени. Она течет дальше, через колени в бедра. Почувствуй, как они при этом расслабляются. Разреши Золотой жидкости проникнуть в область таза и заполнить все внутренние органы. Почувствуй, как Золотая жидкость и здесь оставляет волны приятного ощущения лечащих энергий. Она проникает дальше в органы твоего живота, обволакивает и наполняет их. Позволь Золотой жидкости через диафрагму заполнить твою грудную клетку. Вдохни глубоко, так, чтобы твоя грудь смогла полностью наполниться этой жидкостью. Она доходит до твоего сердца, ополаскивает его, успокаивает, и сердцебиение становится тише. Твое сердце бьется ровно и спокойно. Золотая жидкость течет дальше в твои плечи. Почувствуй, как они расслабляются… Она проникает дальше в руки, наполняя их, расслабляет локти, запястья и кисти рук вплоть до кончиков пальцев. Золотая жидкость поднимается выше, в затылок, заполняя заднюю часть головы, она течет дальше, ко лбу, и ты чувствуешь, как он расслабляется и выравнивается. Она омывает глаза, расслабляет их и вливается медленно и спокойно в твои щеки, в верхнюю и нижнюю челюсти, в подбородок и расслабляет их… И теперь, когда ты наполнен Золотой жидкостью, ты знаешь, что ты защищен и охраняем и что с тобой ничего не может случиться… и что ты и только ты в любое время можешь вернуться в свое тело. И попроси сейчас твоих духовных вождей и учителей, а также твое высшее сознание, твое «высшее Я» быть партнером и помощником в этом процессе». Погружаемый может попросить сопровождать его высшие силы, ангела-хранителя, божества, покровительствующие ему. Дальнейший успех погружения во многом зависит от степени релаксации, и если она недостаточна или погружаемый не может расслабить какие-то участки тела, то лучше еще раз провести релаксацию с начала до конца или повторить ее отдельные фрагменты для соответствующих частей тела. Если это не помогает, можно применить какую-нибудь телесно-ориентированную технику расслабления или провести с погружаемым несколько сеансов холотропного дыхания, ребефин-га для снятия чрезмерного внутреннего напряжения. Процедура проведения Дальше процесс проходит в виде диалога ведущего и погружаемого. Ведущий формулирует вопрос, погружаемый отвечает, что с ним происходит, используя информацию, полученную через визуализацию, мысли, образы, ощущения тела, чувства, эмоции и т. д. Вопросы, задаваемые ведущим, должны иметь широкое поле ответа, не подразумевая ответ в форме «да -нет». Ниже приводится один из вариантов такого диалога. – Представь себе дверь в комнате, где ты лежишь… – Рассмотри эту дверь… Какая она?… Из чего сделана?…Опишиее… – -Встань и подойди к этой двери… Рассмотри ручку двери… Посмотри, как открывается дверь… – Открой дверь и войди в нее… – Теперь ты находишься на прохладном воздухе… Тебя окружает разноцветный туман… – Через туман идет едва заметная дорожка… Пойди по ней… – Теперь впереди себя ты видишь мостик, а в конце мостика площадку… – Подойди к мостику… Осмотрись… – А теперь перейди через мостик и остановись на площадке… – Сейчас ты стоишь на площадке… – Повтори вслух тему жизни, в которую ты хочешь попасть… – Я хочу попасть в свою… жизнь {погружаемый) – Я буду сопровождать тебя в эту жизнь…(ведущий) – Теперь подойди к краю площадки… – Сделай шаг вниз на твердую землю… – Посмотри, на чем ты стоишь?… – Посмотри на свои ноги и скажи, что ты видишь?…- Ты босой или обут?. Если обут, то во что?… – Осмотри свое тело снизу вверх и посмотри, во что ты одет?… – Кто ты – мужчина или женщина?… – Сколько тебе лет?… – В каком столетии ты живешь?… В каком году?… – В какой стране ты находишься?… – Как тебя зовут?… – Кто ты и чем занимаешься?… – Осмотрись вокруг, что происходит?… Какая обстановка?… – Разреши возникнуть событиям, которые имеют отношение к теме выбранной жизни… – Опиши, что происходит?… Где ты?… – Какова ситуация, обстановка?… – Какие люди окружают тебя?… Что они делают?… – Разреши себе показать и проявить все чувства… – Что происходит дальше?… – Перенесись по жизни. Где ты находишься через 10-15 лет?… – Осмотрись вокруг… Что происходит?… Какая обстановка?… – Опиши, что происходит… Где ты?… – Какова ситуация, обстановка?… Какие люди тебя окружают?… – Разреши себе показать все чувства и проявить их… – Что происходит дальше?…- А теперь иди к дню своей смерти… – Сколько ты жил?… – Где ты находишься теперь?… – Есть ли кто-нибудь возле тебя?… Или ты один?… – Что происходит?… Что ты чувствуешь?… – О чем ты думаешь?., Что ты вынес из этой жизни?… – Каковы ее итоги?… – Какие выводы ты сделал из нее?… – Какие решения ты принял?… Какие обещания дал сам себе?… – Повтори эти обещания еще раз… Почувствуй их… Прояви эти чувства в себе… – Иди через свою смерть… – Освободись от тела… – Что ты чувствуешь?… Что видишь?… – Увидь свое тело со стороны… Теперь ты умер… – Осмотрись… Что ты чувствуешь?… Что видишь?… – А теперь через туннель ты попадаешь в зеленую комнату, в то место, где ты планировал свою жизнь… – Осмотрись… Посмотри и почувствуй, как ты планировал свою жизнь?… – Для чего ты выбрал эту жизнь?… Какойхотелприобрестиопыт?… – Выполнилось ли в этой жизни твое желание?… Полностью или частично?… Что выполнилось, а что осталось?… – Присутствует ли в зеленой комнате еще кто-нибудь?…- Знаком ли он (они) тебе?… Кто это?… – Планировал ли ты свою жизнь один или вы это делали вместе?… – Чему ты хотел научить других?… Что ты хотел им дать?… – Что хотел получить от других?… Чему научиться?… – Выполнилось ли это?… – А теперь ты нынешний (в настоящей жизни) посмотри в лицо себе же в прошлой жизни… Разреши себе поговорить с тем человеком… Разреши ему сказать тебе что-то важное о твоей нынешней жизни… – Если у тебя есть сомнения, спроси его еще раз… – Попробуй простить себя и его за тот выбор, который вы сделали… – Если ты дал себе обещания, то сейчас ты можешь освободиться от них… сказав: «Я освобождаю себя от…» – Теперь ты можешь сделать новый выбор… – А теперь отпустите друг друга… Поблагодарите друг друга… – Ты можешь попросить «высшее Я» поддержать новый выбор… – А теперь возвратись в комнату, в которой ты лежал… – Возвратись в свое тело… Ощути его… – Медленно, не торопясь, когда тебе захочется, можно повернуться на бок, а потом медленно сесть… Интеграция опыта После завершения процесса необходимо некоторое время побыть вместе с погружаемым. Можно дать ему цветные мелки, краски, бумагу и попросить его нарисовать то, что он видел, чувствовал, или просто выразить в рисунке свое эмоциональное и физическое состояние. Все это время желательно не обсуждать погружение и дать возможность погружаемому самому разобраться в своих переживаниях, ос-мыслить их, систематизировать. Желательно, чтобы этот промежуток времени был достаточным. Обсуждение процесса погружения можно провести через некоторое время, желательно на следующий день. Во время проведения сеанса необходимо всячески поощрять погружаемого проявлять свои чувства и эмоции, отреагировать процесс. Если этого не происходит, не заставляйте погружаемого делать это через силу. Другая методика использует визуализацию и направленную работу с телом. В отличие от предыдущей техники она требует от ведущего умения работать с телесными блоками, мышечными зажимами, сильными болевыми ощущениями. Наше тело обладает памятью, на своем уровне оно помнит практически все негативные переживания (физические травмы, переживание рождения и др.). На теле есть зоны, при работе с которыми человек испытывает переживания, которые можно классифицировать как память прошлых воплощений. Такие зоны есть практически на всем теле, но больше всего их на животе и на спине. Сначала проводится процесс расслабления погружаемого с помощью телесно-ориентированных техник (массаж, проработка суставов, растяжки и др.). Посредством массажа активизируется чувствительность тела и находятся зоны с повышенной болевой чувствительностью. Обычно работа начинается q биографического уровня переживаний. Снимается поверхностный слой СКО. После локализации зоны производится описание ощущения по модальностям. Предлагается определить границы ощущения, его форму, цвет, температуру, материал, фактуру поверхности, звук, вибрацию и т. д., и выявить чувство, связанное с ощущением. Определяется возраст, когда погружаемый испытывал это ощущение. Описывается ситуация, с которой оно связано, и производится отреагирование. Затем происходит принятие ситуации и самого ощущения. После этого происходит проверка зоны на дискомфортные ощущения, и если они присутствуют, то процесс повторяется. Обычно при этом происходит возрастная регрессия и проявляются все более ранние переживания. Если первопричина не найдена на биографическом уровне, то появляются перинатальные переживания, а потом переживания прошлых воплощений. Работа с ними производится так же, как и с биографическими. Однако особое внимание необходимо уделить принятию предсмертных переживаний. Можно применить другой, более быстрый способ достижения переживаний прошлых воплощений. Для этого производится регрессия человека по возрасту, вплоть до момента его зачатия. Делается это с помощью вопросов инструктора. Он задает вопрос: «Вспомни любой предмет или событие, когда тебе было тридцать лет». Ответ погружае-мого должен быть однозначным и односложным, например: «Красный автомобиль». После этого задается следующий вопрос, но уменьшается возраст воспоминания. Рекомендуется задать интервал уменьшения пять или десять лет, в зависимости от возраста погружаемого. После прохождения пятилетнего возраста идет следующая шкала: три года, один год, полгода, три месяца, один месяц, момент рождения, шесть месяцев беременности, три месяца беременности, момент зачатия. Далее человек переходит к моменту зачатия в одном из прошлых воплощений и происходит раскрутка по времени в нарастающем порядке. Просматриваются два-три события из его жизни и предсмертные переживания. Еще несколько слов о технике проведения процесса. Как говорилось ранее, инструктор должен стараться выступать в роли «беспристрастного наблюдателя», но при этом оказывать необходимую психологическую и эмоциональную поддержку, не вовлекаясь в процесс погружаемого. Выдерживать это состояние, особенно поначалу, достаточно сложно, поэтому приведу несколько советов для инструкторов: 1. Попробуйте выработать у себя позицию наблюдателя за самим собой, вы ведете процесс и в то же время как бы наблюдаете себя со стороны, отслеживая все свои физические, энергетические ощущения, эмоциональное состояние, мысли, действия и поступки. 2. Внимательно следите за своим голосом, за его интонацией. 3. Отслеживайте, как на вас влияет эмоциональное состояние погружаемого, что вы чувствуете, не вовлекайтесь сами в процесс, не становитесь его участником. 4. При описании ситуации погружаемым не заостряйте его внимание на мелких деталях, не увлекайтесь незначительными подробностями, ведите линию процесса. Не забывайте, что вы проводник, сопровождающий, задача которого – направлять процесс, вести его вперед. 5. Не оценивайте процесс и не судите погружаемого. 6. Доверяйте своей интуиции, экспериментируйте, творите. Любое переживание может происходить на нескольких уровнях: телесном, эмоциональном, ментальном, образном. Чем больше уровней задействовано, тем эффективнее идет процесс. Мастерство инструктора состоит в умении помочь погружаемому использовать наибольшее их количество. Еще одно замечание касается свободы выбора погружаемого. Если он не может или не хочет принять то или иное переживание, интегрировать его, не настаивайте на этом, человек должен сделать свой выбор сам. Инструктор лишь подводит погружаемого к этому, но не должен делать выбор за него.КОНТИНУУМ Основная предпосылка континуума состоит в том, что движение – это нечто большее, чем то, что мы делаем. То, что мы называем «телом», является творческим потоком, выражающим самого себя. Именно этому творческому потоку мы должны уделять свое внимание. Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и нервно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обеспечивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей. Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум. Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл Примус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к примитивным движениям помогла открыть сущностные, первичные движения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движения, названному континуумом. С 1974 по 1979 г. Эмили была специалистом по движению в исследовании, организованном доктором Валери Хант из Калифорнийского университета. Эта работа продемонстрировала, что первичные движения сущностно необходимы для создания новых нейронных связей и создания питания для внутренней среды, которое может служить посредником в процессе исцеления и роста. Ее открытия были использованы профессионалами из близких областей знания, таких, как рольфинг, физическая терапия, танцы, хиропрактика, терапевтический массаж, психоиммунология и кинези-ология. Занятия континуумом обеспечивают то содержание нашего сознания, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партнером и группой. Дыхание. Все человеческие движения начинаются со вдоха и выдоха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, течение жидкости внутри глаз и тонкое подрагивание кожи.Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его звуком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в котором тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его применения. Движение. Внимание отводится от общепринятых привычных движений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фундаментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию. Подготовка к процессу В России континуум традиционно используется при групповой форме работы. Это не означает, что данный процесс менее эффективен при индивидуальной работе. Прежде чем приступить к самому упражнению, нужно подготовить (пространство, в котором вы хотите провести процесс. В помещении I должно быть достаточно тепло, до начала процесса его лучше провет-I рить. Пол должен быть устлан мягкими коврами или одеялами, и в зале, где будет проводиться процесс, не должно быть никаких предметов: | стульев, столов и др. Предупредите участников тренинга, чтобы до начала процесса они | приняли душ, не применяли косметику. Одежда должна быть просторной и не стесняющей движения. Инструктаж «Тот процесс, который мы с вами сейчас пройдем, является соединением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы будем из «позы эмбриона». Как только вы примете эту позу, начните связное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких движений. Ждите импульс к движению, и когда движение возникнет, позвольте ему просто быть. Не думайте о том, как вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Просто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намерения, ничего не делайте, не вносите вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать вашему телу в своем внутреннем ритме. Если ничего не происходит, – ждите импульс и позвольте вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой вы очутились, вам кажется неудобной, не меняйте ее сами.I Ваше тело на миллионы лет старше вашего сознания и оно найдет путь к изменению. Как только вы почувствуете, что процесс ваш закончился, полежите еще 5-10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. И постарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосновением». Проведение процесса Как только все участники тренинга примут «позу эмбриона», включите фоновую музыку, выключите свет в помещении. Процесс проходит при минимальном освещении. Ни во что не вмешивайтесь. Наблюдайте. После проведения процесса организуйте групповое обсуждение. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|