|
||||
|
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ В профессиональной деятельности важно осознание нескольких моментов: 1) материала, над которым ты работаешь, предмета, на который направлены твои усилия; 2) твоей цели, того, что ты с этим хочешь делать; 3) способа достижения цели. Очень кратко мы можем обозначить предмет как индивидуальное или групповое сознание. Цель кратко обозначим как холистическую интеграцию сознания, достижение того уровня целостности сознания, который в состоянии обозначить клиент, группа клиентов или вы сами. Способ – интенсивные психотехнологии с применением расширенных или каких-то других необычных состояний сознания. Некоторых из вас может насторожить слово «психотехнология». Оно не популярно даже в практической психологии. С другой стороны, при переводе этого слова мы обнаруживаем следующие греческие корни: «душа», «искусство, мастерство, умение», «разум, рассудок, понятие». Если мы станем говорить о «разумном искусстве души», то это будет ближе к истинносу смыслу данного слова. Мы достаточно подробно обсуждали проблему РСС и его место среди ИСС и указывали на то, что РСС обладает качествами осознанности, контролируемости, присутствия воли, намерения и возможности в любой момент вернуться в обычное состояние сознания. Как показывают нейропсихологические и психофизиологические исследования (83,84), существуют объективные предпосылки вхождения в РСС на уровне функционирования ЦНС. Есть множество данных о психотерапевтических (62, 83, 84), психокоррекционных, трансформационных, интегративных аспектах РСС (39, 40,62,63, 83). Некоторые исследования (38, 39) фиксируют влияние РСС на социально-психологические закономерности групповой динамики, отличительные особенности взаимоотношений между ведущим и группой, ведущим и клиентом, включенным в группу. Когда при работе с клиентом используются РСС, мы можем говорить о том, что взаимодействие с клиентом строится в русле интенсивных психотехнологий. Использование РСС в терапии, интеграции и трансформации личности обладает высокой скоростью и интенсивностью воздействия. В то же время, как показывает опыт, адаптативные возможности личности к трансформации Эго, изменению ценностной ориентации, направленности, мотивационно-потребностной структуры часто бывают ограничены. Так же ограничены возможности социальной ниши,в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его измнений. Ломаются старые стереотипы коммуникации, ролевые ожидания и др., что порой приводит к частичной, а иногда и полной дезадаптации личности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т. п. Все это выдвигает высокие требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать: 1) особенности личности клиента; 2) структуру и содержание материала, который интегрируется личностью; 3) возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия; 4) обеспечение обратной связи; 5) возможность системы поддержки и отслеживания в социуме. Первый пункт выдвигает следующие требования: • обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы; • соблюдение «закона восьми» (на одного лидера должно быть не более восьми клиентов); • специалист должен владеть профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности. Второй пункт чрезвычайно важен для стратегии взаимодействия. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента. Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, соответствущим внутренней картине происходящего. Опираясь на достаточно большой опыт, мы хотим предложить свое представление о структуре того материала, которым оперирует клиент в РСС. Клиент осознающий и играющий Каждый практикующий психолог или психотерапевт знает, что люди, приходящие на занятия (групповая форма) или индивидуальный прием, уже обладают осознаваемыми или неосознаваемыми личностными проблемами: повышенной тревожностью, депрессивнымитенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной самооценкой и др. Кроме психологических проблем, можно указать также на психосоматические расстройства, имеющие психогенную этиологию: органические психосоматические заболевания, психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громадное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.). Третьим немаловажным мотиватором посещения психотерапевта является направленность на личностный рост, осознание своего места в жизни, познание самого себя и прочее, то есть проявленная потребность в изменении своей жизни, переструктурировании личностных смыслов. Аналитическая работа со всеми тремя «кустами» мотивов показывает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл. При этом клиент расценивает свое актуальное состояние как нечто отрицательное, проблемное, плохое – «НЕ ТАК». Основная цель психотерапевта – приведение клиента в состояние «ТАК», снятие проблемы, устранение психического стрессового фактора, проработка травмы… В самом общем смысле психическое состояние «НЕ ТАК» можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникают неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. В зоне «НЕ ТАК» находится также дисбаланс нервно-психического и соматического состояний клиента. Каждый раз психотерапевт сталкивается с зоной «НЕ ТАК» на различных уровнях существования человека: • соматическом; • нервно-психическом; • психологическом – как конфликт базовых структур личности; • социально-психологическом – как нарушение коммуникативных функций и механизмов адаптации к социальной среде. Как правило, зона «НЕ ТАК» имеет системный характер, включает все уровни и в силу этого требует системного, комплексного подхода. Довольно часто зона «НЕ ТАК» фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья), и в психологическом отношении это оправдано, так как в состоянии дисбаланса могут быть нарушены эдекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае перед психотерапевтом стоит дополнительная задача по осознанию и принятию клиентом зоны «НЕ ТАК».J Вхождение в зону «НЕ ТАК» происходит в том случае, когда клиент встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта. Здесь мы можем обозначить это переживание как эмоциональный стресс. Представление о стрессе как универсальной реакции организма, неспецифическом адаптационном синдроме сформулировано физиологом Г. Селье. При употреблении понятия «стресс» обычно имеется в виду стресс эмоциональный. Хотя на самом деле разновидностей стресса немало. Так, зарубежные психологи выделяют стресс бизнесменов-менеджеров, «белых воротничков». Последствиями хронического стресса помимо общеизвестных: усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции (зарубежные авторы используют специальный термин «выгорание») – являются еще и многочисленные заболевания, называемые болезнями адаптации (по Селье), или болезнями цивилизации, или психосоматическими заболеваниями. Сюда относят гипертоническую болезнь, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз) и др. Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приводит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Кваки-на). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоу-стойчивости (реакция тренировки). Стресс, как показали работы физиолога Г. И. Косицкого, развивается по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов: 1. Вначале – стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости. 2. Если проблему решить не удается, развивается вторая стадия, или фаза астенической отрицательной эмоции». Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма. 3. Следующая фаза – «астеническая отрицательная эмоция». Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический,пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации. 4. Последняя стадия – невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме: депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических. В нашей классификации последние три стадии входят в зону «НЕ ТАК». Не нужно думать, что все люди живут в зоне «ТАК» и по этой причине психотерапевтические кабинеты пустуют. Зону «ТАК» и «НЕ ТАК» на стыке перекрывает зона «И ТАК ТОЖЕ» (см. рис. 6). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|