Глава 5

Эволюция мемов

Можно противостоять нашествию армий, но нельзя остановить идею, время которой пришло.

(Виктор Гюго)

В тот момент, когда человеческое сознание развилось до такого состояния, когда люди смогли воспринимать, сохранять, изменять и передавать друг другу идеи, возникла новая среда, которая обладала двумя необходимыми для эволюции чертами: способностью воспроизводить (копировать) информацию и усовершенствовать ее. И мозг, развитие которого было обусловлено необходимостью поддерживать жизнь в носителях ДНК (то есть в нас) и способствовать их размножению, внезапно оказался в центре эволюционного процесса.

Это принципиальное нововведение — человеческий мозг стал не столько новой ареной эволюционного процесса, которой было дополнено постепенное развитие клеток, сколько усовершенствованным полем его деятельности, ведь на нем этот процесс смог осуществляться гораздо быстрее. И те биологические силы, которые развили наш мозг до той ступени, на которой мы получили свое человеческое сознание, теперь остались далеко позади: в миллион раз более быстрые новые меметические силы обеспечивают эволюцию наших мыслей, нашего общества, нашей культуры, а вместе с ними — эволюцию самих мемов.

Мем — это репликатор, который воспроизводится посредством человеческого сознания. Эволюция мемов осуществляется благодаря тому, что человеческое сознание удачно копирует и изменяет информацию — идеи, поведенческие установки, мелодии, формы, структуры и т. д.

ЭГОИСТИЧНЫЙ ГЕН СОЗНАНИЯ

В ходе генетической эволюции люди обрели сознание — это произошло потому, что эгоистичный ген сознания, или некоторый предшественник нашего разума, предоставил людям, обладавшим этим геном, определенные преимущества, способствовавшие их выживанию. Обладая этим качеством, люди смогли не только выжить, но и размножиться, заодно воспроизводя и этот «эгоистичный ген».

Тот участок ДНК, который «несет ответственность» за наш разум, далеко не столь хорошо приспособлен, как ДНК насекомых, благодаря которому его носители обладают малым размером, способны быстро перемещаться и покрываются панцирем. Насекомых намного больше, чем людей, нам даже не удается выиграть у них битву за территорию. Как бы то ни было, наш разум несомненно дает нам определенные преимущества, а следовательно — нашей ДНК, и именно поэтому мы, люди, существуем, мыслим, считаем, что нам принадлежит мир. Пусть так и будет.

Безусловно, с точки зрения ДНК, мы существуем лишь для того, чтобы поддерживать свою жизнь и размножаться. Тем не менее ДНК достигает своих целей так же медленно, как движутся ледники: один этап генетической эволюции длится около двадцати лет. Между тем скорость эволюции мемов головокружительна: мутация идеи занимает столько же времени, сколько необходимо для прочтения одного предложения.

Меметическая эволюция осуществляется так быстро, что любое использование нашего мозга обладает лишь опосредованной связью с генетической эволюцией. Чтобы стать гением — совершить научное открытие и способствовать развитию технологии, создать произведение искусства или снять фильм, — нужно произвести «халтурную» сборку функций нашего мозга, в основе которых — функции, позволяющие «умным людям» поддерживать свою жизнь и размножаться.

Я не хочу этим сказать, что теперь мы можем «забыть о генах». Не так давно появились тревожные статистические данные об общем снижении интеллектуального уровня людей, вызванного тем, что у людей с высоким IQ, как правило, меньше детей[11]. Если и существуют какие-либо гены, под влиянием которых человек усваивает мемы, ограничивающие количество его потомков, они отомрут через несколько поколений и уступят место своим конкурентам — генам, которые навязывают людям желание иметь много детей.

Итак, не забывая иногда поглядывать в зеркало заднего вида, чтобы держать под контролем прогресс генетической эволюции, давайте выйдем на «быструю полосу» и остаток этой книги посвятим стремительным мемам.

СТОЛЬ ЖЕ ЭГОИСТИЧНЫЕ МЕМЫ

Чтобы понять эволюцию мемов, нужно попытаться посмотреть на них со стороны. Так, например, говоря об эволюции, бесполезно оперировать такими понятиями, как назначение. Надо оставить вопросы о том, каково эволюционное назначение человеческого сознания, потому что определение этой цели будет зависеть от точки зрения.

Сам по себе эволюционный механизм не обладает какой-либо целью; это всего лишь неумолимая борьба за доступ к механизмам воспроизведения.

Назовем Минервой тот участок молекулы ДНК, в котором присутствуют гены, ответственные за возникновение сознания. С точки зрения Минервы, назначение нашего сознания заключается том, чтобы обеспечить безопасность и воспроизведение Минервы. С нашей же точки зрения, назначение Минервы заключается в том, чтобы предоставить людям разум. Итак, выводы зависят от наблюдателя.

Поэтому вместо того, чтобы рассматривать эволюцию мемов с нашей собственной точки зрения, как мы это обычно делаем, взглянем на нее с точки зрения мема. Представим, что мем действует в собственных интересах и делает все необходимое для того, чтобы воспроизводиться и размножаться. Понятие «эгоистичного мема» вовсе не наделяет мем сознанием или мотивацией; я говорю лишь о том, что мы можем лучше понять эволюцию, если посмотрим на нее с точки зрения мема.

Эволюция идей, культуры и общества столь же тесно связана с «эгоистичным мемом», как эволюция видов — с «эгоистичным геном».

Я хочу еще раз подчеркнуть, что эта формула — не Истина в последней инстанции, а всего лишь рабочая модель. Посмотреть на жизнь под этим углом зрения — все равно что проглотить большую пилюлю. В конце концов, мы привыкли думать о себе как о ярких и независимо мыслящих людях, а не как о пассивных участниках игры мемов. Но эта пилюля поможет нам без лишней головной боли разобраться с методами функционирования нашей культуры.

ГЛАЗАМИ МЕМА

С точки зрения того или иного мема, единственное предназначение человеческого сознания заключается в создании копий этого мема. Я вовсе не хочу сказать, что мемы обладают той или иной «точкой зрения», — я всего лишь хочу отметить, что если бы мемы обладали какой-либо точкой зрения, то она выглядела бы именно так. Эгоистичный мем в той же мере «эгоистичен», как и «эгоистичный ген», и это понятие столь же условно, как и любое другое буквальное значение какой-либо метафоры. Мы используем эту нехитрую метафору с единственной целью — взгляд на мир с точки зрения репликаторов, не обладающих собственным сознанием, помогает нам в значительной мере прояснить сложные и запутанные проблемы.

Итак, с точки зрения мема, не только наше сознание и мозг, но также наше тело в целом, города, государства и (безусловно) телевизоры существуют исключительно для его эгоистических целей. Это положение очень важно усвоить. Если бы телевизоры не способствовали копированию мемов (например, одним из таких мемов является стратегия-мем «необходимо обладать телевизором»), то в наших домах не было бы телевизоров! Ведь они, безусловно, не эволюционируют самостоятельно в биологическом смысле.

Наиболее популярными и распространенными элементами нашей культуры являются те, которым наиболее эффективно удается копировать мемы.

Все элементы нашей культуры, которые не вписываются в рамки «животной жизни» — впрочем, может быть, и они тоже, — являются продуктом эволюции мемов. Наиболее популярные идеи — это те, которые легче всего распространяются. Наиболее популярным становится то искусство, в которое вложены наиболее приспособленные мемы. Телевидение для эволюции мемов играет роль плавильного тигля — те программы, которым не удается привлечь достаточного количества постоянных зрителей, о которых телезрители не рассказывают друг другу, очень быстро сходят с экрана, и на их замену немедленно ставятся другие их «мутации и вариации», им же несть числа. Наиболее популярные концепции ведения бизнеса, управления финансовыми средствами или улучшения качества жизни становятся популярными вовсе не потому, что они лучше других и более всего подходят именно вам, а потому, что они лучше всего распространяются. В некоторых случаях два этих их качества друг с другом связаны, а в некоторых — нет.

Благодаря чему мемы получают большое распространение что делает их хорошими репликаторами? У мемов огромный выбор возможных каналов распространения: устная и письменная речь, мимика и жесты, подражание, телевидение. Но почему же отдельные мемы, как пресловутый «плохие новости», разносятся молниеносно, тогда как другие, — например, мемы непопулярных телепрограмм, стремительно погибают? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам необходимо обратиться к истокам эволюции мемов, — к тому времени, когда генетическая эволюция обладала большим влиянием на содержание нашего мыслительного процесса, чем эволюция меметическая, когда естественный отбор «предпочитал» те ДНК, которые помогали ему «собрать» более умные мозги.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ НАШЕГО МОЗГА

Первоначально единственным предназначением нашего мозга была помощь ДНК — мозг позволял ему «оставить свои копии». Мозг помогал ДНК так: благодаря ему люди выживали, могли вступить в контакт с другими людьми, обладавшими схожими генами, и им удавалось вырастить наибольшее число детей. Иными словами, мозг решал одну и более из перечисленных ниже задач:

Телевизоры помогают копировать мемы, в том числе — мем «необходимо обладать телевизором».

/ Он увеличивал шансы людей на то, чтобы дожить до периода половой зрелости и жить далее;

/ Мозг способствовал увеличению числа потомков;

/ Он увеличивал шансы на нахождение хорошего партнера — того, который, вероятно, смог бы произвести наибольшее число копий этой «мозговой» ДНК.

Иными словами, благодаря мозгу, люди получили возможность лучшим образом удовлетворять четыре основных потребности, движущих животным миром, с любовью прозванные зоологами 4F: борьбы, бегства, питания и размножения (fighting, fleeing, feeding, finding a mate).

И до того, как эволюционный процесс позволил нам обрести разумное сознание, мозг обладал некоторыми механизмами, которые работали для удовлетворения этих потребностей. Эти механизмы объединяют нас с другими животными: страх, способность передавать и получать звуковые и визуальные сигналы, память, а также общественный инстинкт. Все эти механизмы способствуют воспроизведению ДНК.

В Главе 2 мы разделили мемы на три основных категории. Это деление соответствует первичным функциям нашего мозга, а именно тем, которые способствуют выживанию и размножению индивидов. Мозг животного можно запрограммировать определенными «различиями»: морда матери, хищник, съедобная пища; «стратегиями»: пути следования, способы нахождения питания; и «ассоциациями»: воспоминание о положительном или отрицательном опыте, о том, кто враг и кто друг. Мемы основываются на этих базовых функциях мозга; и если мозговые функции являются частью «железа», то мемы — это его «программное обеспечение».

ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

Те животные, коммуникативные способности которых были лучше, чем у других, получали в процессе эволюции больше шансов выжить и воспроизвести потомство. О какой информации идет здесь речь? Прежде всего, о том, что относится к упомянутым нами выше 4F: информация об опасности, о местонахождении пищи, о том, что эти животные готовы спариваться.

Наш разум в значительной мере облегчил для нас процесс копирования идей — мемов-стратегий, мемов-различий, мемов-ассоциаций. Сложно переоценить важность копирования / воспроизведения идей для эволюции человеческой культуры и наук. Если бы наше сознание было лишено способности копировать идеи и, таким образом, возможности передавать их от одного человека к другому, нам всем пришлось бы довольствоваться только теми знаниями, которые мы успели накопить за время своей жизни.

На определенной стадии эволюции наш разум получил такой дополнительный инструмент, как язык. Речь революционным образом преобразовала процесс человеческой коммуникации. Благодаря речи и языку появилась возможность создавать новые понятия, проводить различия, вырабатывать ассоциативные связи между различными вещами, а также передавать стратегии другим людям. Низшие животные такой возможностью не обладают. Борьба за усовершенствование коммуникаций продолжается и по сегодняшний день, ведь она должна способствовать выживанию и размножению человека.

Облегчить общение можно двумя способами: громче говорить или внимательнее слушать. Представляется очевидным, что в процессе естественного отбора преимущество получат те животные, которые будут звуками, своим видом или каким-либо другим образом хвастаться своей сексуальной привлекательностью. Те животные, которые будут застенчиво ждать, что их наконец заметит Тот или Та Самая, безусловно, проиграют. Сложнее понять, почему «эгоистичный» отбор благоприятствует и тем видам, которые путем звукового или другого сигнала могут оповестить других об опасности или местонахождении пищи. Разобраться в этом будет проще, если мы поймем, что этот «кричащий» ген, вероятно, присутствует не только в «крикуне», но и в тех, кто его слушает. Не будем забывать, что генетическая эволюция отбирает гены, а не конкретные индивиды.

Что касается восприятия сигналов, то естественный отбор будет благоприятствовать тем животным, которые смогут бросить все и уделить внимание полученной информации, а не тем, которые будут склонны ее проигнорировать. С точки зрения гена, важной информацией является все, что будет защищать и увеличивать число копий этого гена: то есть сведения об опасности, пище и сексе. Если бы мать Бемби немного раньше услышала треск ветки под ногой охотника, то сегодня она еще могла бы рассказывать историю о том, сколь своевременно она смогла все понять[12].

Средства коммуникации развивались с целью передачи информации о трех конкретных предметах: об опасности, о пище и о сексе. Поэтому мы как продукт эволюции, как правило, предпочитаем говорить о проблемах безопасности, о пропитании и сексе и уделяем этим темам больше внимания, чем другим.

Мемы, имеющие отношение к опасности, пище и сексу, распространяются быстрее других, поскольку по своей природе мы к ним очень чувствительны — в нашем сознании для этих предметов есть свои «кнопки».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЕМОВ

Какие же мемы сыграли наиболее важную роль для нашего выживания и воспроизводства, став наиболее употребляемыми в процессе человеческой коммуникации? К ним мы предположительно можем причислить следующие:

Кризис

Быстрое распространение чувства страха спасало множество жизней, предупреждая людей об опасности. Не обладающие разумом животные способны передавать друг другу мем кризиса, примером чего может послужить паническое бегство стада. Однако способность сообщать о кризисе в виде мема-различия, который включает в себя какую-либо конкретную информацию об этом кризисе, способствует выживанию вида в большой степени.

Миссия

Коммуникация о непосредственных задачах — например, о борьбе с врагом, постройке укрытия или о поиске пищи позволила людям выжить в трудные и голодные времена. Те группы людей, которые в результате эволюции получили возможность передавать и получать мем о миссии, обладали более приспособленной ДНК чем те, которые такой способностью не обладали. Дело в том, что первые могли совместно работать для достижения общей цели.

Проблема

Осознание того факта, что данная ситуация (нехватка пищи, конкуренция за потенциальных половых партнеров и т. д.) является проблемной и что «проблему надо решить», делает индивидов более готовыми к борьбе за выживание и к размножению.

Угроза

Осознание потенциальных угроз, даже если они еще не обернулись непосредственной «кризисной ситуаций», сыграло для людей чрезвычайно полезную роль. Информация о маршруте хищника или об отравленных водоемах повышала их шансы на выживание.

Перспективы

Когда человеку представляется тот или иной «приз» — пища, добыча или потенциальный половой партнер, — он должен действовать быстро, или, в противном случае, он упустит свою возможность.


Все перечисленные выше мемы в процессах коммуникации до сих пор продолжают играть самую важную роль. Этому не следует удивляться, ведь по временным меркам эволюции ДНК лишь совсем недавно наш мозг развился до такой степени, что люди смогли обрести сознание, а следовательно — способность полноценно передавать друг другу мемы. Как бы то ни было, сейчас было бы крайне сложно найти на Земле такую культуру или субкультуру, в рамках мемы кризиса, где миссии, проблемы, угрозы или перспективы не играли бы важной роли, хотя в каждой культуре эти понятия, безусловно, понимаются по-разному.

Давайте проведем небольшую проверку — действительно ли большая часть нашего общения и коммуникации «уходит» на разговоры и восприятие информации об этих предметах, которые, в свою очередь, не обходятся без наших старых друзей — опасности, пищи и секса. Для этого нужно лишь переключить несколько каналов телевидения. Пролистать газету. В списке бестселлеров США сегодня, кстати, — сплошь триллеры и любовные романы. В списке «нонфикш» представлены книги о смертельных болезнях (вирусах!), о том, как улучшить сексуальную жизнь, о здоровой пище, о политических кризисах, и лишь случайно в него затесался один труд о самосовершенствовании, чтобы дать людям лучик надежды. Вероятно, люди читают только такие книги, потому что в противном случае они были бы охвачены паникой от страха перед вызываемыми ими опасностями. Я всегда полагал, что книга под названием «Врач рекомендует молниеносную диету для похудения» должна быть продана тиражом в миллион экземпляров только благодаря мемам, которые содержатся в ее названии. Какая перспектива — получить (благодаря этой книге) консультацию человека, которому вы доверяете, чтобы решить проблему, связанную с кризисом в отношении вашей сексуальной привлекательности, да еще и поговорить о пище!

Чтобы проиллюстрировать эффективность мемов кризиса, миссии, проблемы, опасности и перспективы, прочитайте два абзаца, в которых точно воспроизводится описание книги о мемах. В первом абзаце перечисленные мемы не представлены.

«Введение в меметику» — компиляция общих теоретических положений меметической науки. В каждой главе приводится краткая сводка различных концепций, существующих в этой области. Приводятся примеры воздействия меметики на жизнь людей, исторические параллели. В конце книги предлагается программа действий на будущее.

Другой абзац битком набит ключевыми мемами — упоминаются все пять:

В «Психическом вирусе» рассказывается о неминуемом кризисе, связанном с появлением новой опасной технологии под названием «меметика». Что это такое, и как мы можем уберечься от ее вредного воздействия? Наш единственный шанс заключается в том, чтобы каждый человек прочитал книгу «Психический вирус», пока еще не поздно!

Нормальные люди заснут, не дочитав до середины первого абзаца, а второму уделят немного больше внимания. С такой склонностью головного мозга сложно совладать — его «электронная схема» запрограммирована таким образом, чтобы реагировать именно так, а не иначе. Возможно, читая второй абзац, вы испытали сомнения. Мем-стратегия скептицизма защищает мемы, держателем которых, в той или иной степени, является ваше сознание. К сожалению, эта стратегия противостоит не только вредным, но и полезным новым мемам.

ДАВЛЕНИЕ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ («КНОПКИ»)

Теперь наш рассказ будет немного сложнее, и для понимания его смысла вам придется приложить некоторые усилия. Не следует забывать, что наш мозг не был сконструирован для какой-либо конкретной цели; более правильно было бы говорить о том, что естественный отбор приспосабливал разные устройства в процессе сборки: что-то испытывая, что-то укрепляя, что-то ослабляя, что-то сочетая, — пока у него не «получилось что-то интересное». В результате гены, «ответственные» за создание этой конструкции, смогли воспроизводиться лучше, чем другие.

Именно поэтому мозг человека, как и мозг многих других животных, эволюционировал таким образом, чтобы придавать первостепенное внимание информации об опасности, пище и сексе. И когда было положено начало эволюции мемов, уже на первом этапе успеха по сравнению с другими мемами смогли добиться именно те, которые относились к этим же трем «темам» — опасности, пище и сексе. По сравнению с другими? Безусловно, потому что наш мозг обладает естественной скоростью обращать внимание и на некоторые другие вещи. Например, смех или зевота заразительны, и наш мозг стремится воспроизвести их, если кто-нибудь рядом смеется или зевает.

Однако в основном внимание головного мозга привлекается тем, что имеет то или иное значение для выживания и воспроизводства. Усложнение этих функций произошло потому, что эволюция не остановилась на той точке, где людям было предоставлено все необходимое для того, чтобы вовремя заметить бросившегося на нас тигра, готовую к потреблению пищу или хлопающую ресницами представительницу противоположного пола.

Естественным путем эволюция выработала ряд умных, коварных и опосредованных способов ухода от опасности, добычи пищи и ухаживания за половыми партнерами.

До появления сознания у людей не было возможности логического или рационального использования этих стратегий. Однако люди обладают чувствами, инстинктами и влечениями, которые, как мы полагаем, свойственны и животным.

Все животные обладают четырьмя основными инстинктивными побуждениями: бороться, спасаться бегством, питаться и размножаться. Поэтому наш мозг не только может вовремя заметить опасность, найти пищу и изыскать способ размножиться, он может делать это автоматически, — сознательного усилия для этого не требуется. Реализация данных побуждений происходит путем возбуждения соответствующих участков головного мозга. И потребности будут удовлетворены, если мы не вмешаемся и не помешаем им реализоваться сознательно. Но даже если путем сознательного усилия мы воздержимся от действия, на которое нас толкает это побуждение, мы будем чувствовать, что в нас происходит, и сможем назвать различные чувства, которые сопутствуют стремлению бороться, бежать, питаться и размножаться: гнев, страх, голод и вожделение.

Эти четыре основных инстинкта столь крепко «впаяны в схему» нашего головного мозга, что, несмотря на всю нашу цивилизованность, мы время от времени сталкиваемся с тем, что нечто или некто может «нажать на наши кнопки» — сказать или сделать то, что вызовет в нас одно из этих основных чувств. Словами обычно вызывают в нас гнев, но у нас есть «кнопки» для страха, голода и вожделения, и на них с тем же успехом можно «нажимать». Как люди цивилизованные, конечно, мы знаем, что не следует поддаваться импульсу и действовать, когда «на наши кнопки нажали», однако очень и очень сложно не поддаваться и не обращать внимания, когда это происходит. А когда мы уделяем внимание, начинают срабатывать мемы.

Внимание играет ключевую роль в понимании природы мемов. Выигрывают именно те мемы, которые привлекают внимание наибольшего числа людей. Поскольку для серьезных изменений в рамках генетической эволюции требуются миллионы лет, не следует удивляться тому, что большинство животных, включая человека, обладают генетической предрасположенностью уделять внимание тем «предметам», которые играли наиболее важную роль для выживания нашего вида: опасность, пища и секс.

Поэтому чтобы выявить психические вирусы, мы для начала обратимся к тем ситуациям, при которых происходит давление на одну и более из упомянутых «кнопок» — гнева, страха, голода и вожделения, — с целью привлечения нашего внимания, нашего драгоценного внимания, с целью завладения частицей нашего сознания, хотя мы, по зрелом размышлении, нашли бы для нее другое применение.

СОЗНАНИЕ

Усовершенствование коммуникаций имело огромное значение для эволюции человеческого рода. Однако основным новшеством, благодаря которому мы стали людьми, было сознание. Это была та самая «инновация», которая сделала из нас идеальную среду для эволюции мемов. Поначалу, однако, сознание должно было служить тем же целям, что и остальные механизмы нашего мозга — а именно помогать нашей ДНК создавать собственные копии путем выживания и воспроизведения людей. Каким же образом сознание осуществляло эту помощь? Вот несколько мыслей на этот счет:

/ Сознание помогало улучшить коммуникацию и наладить сотрудничество людей в поисках пищи и в борьбе с врагами.

/ У Сознание позволяло делать планы на будущее. У Способность «решать проблемы» облегчило поиск пищи и половых партнеров.

/ Сознание помогло лучше понять этот мир, а это помогло добиться успеха во всех сферах жизни.


Важно понять, каковы приоритеты нашего мозга, потому что наши мысли естественным образом будут устремляться к этим предметам.

Все наши «глубокие мысли» и «блестящие интеллектуальные модели» представляют собой лишь надстройку этих усовершенствованных функций мозга, основное назначение которых заключалось в том, чтобы помочь нам выжить и воспроизвести себя. Эти же функции, в свою очередь, являются надстройкой примитивных функций, которые должны были помочь людям выживать и размножаться, — страха, гнева, голода и вожделения.

«КНОПКИ» ВТОРОГО ПОРЯДКА

Остановилась ли генетическая эволюция, создав четыре основных стремления, перечисленных выше? Нет, эволюция продолжалась. Наш мозг разработал бесчисленные стратегии второго порядка, призванные не только облегчить выживание и воспроизведение человека, но также удовлетворить четыре первичные потребности. Ниже перечислены несколько инстинктивных влечений второго порядка, которыми располагают некоторые люди и которые, помимо того, позволяют мемам воспользоваться рядом новых возможностей:

Чувство принадлежности к обществу

Люди — существа стадные, они любят компанию. Есть ряд причин эволюционного характера, которые обусловили возникновение этого стремления. В том числе безопасность индивида в группе, «эффект экономии на масштабе», да и наличие большего числа потенциальных половых партнеров сыграло свою роль. Те мемы, которые дают людям ощущение принадлежности к группе, обладают преимуществом над теми мемами, у которых нет этой особенности.

Стремление выделиться

Стремление создать что-нибудь новое, передовое или выдающееся увеличивает шансы отдельного индивида найти пропитание или приют, а кроме того, позволяет ему выделиться из толпы других особей в качестве потенциального полового партнера. Любые мемы, позволяющие людям чувствовать себя особенными, неповторимыми и «имеющими важное значение», играют очень важную роль в эволюции мемов.

Забота

Поскольку большая часть молекулы нашей ДНК идентична у всех людей, вполне естественно, что в людях развилось стремление заботится о благе других[13]. Мемы, которые к своей выгоде используют склонность людей заботиться о себе подобных, получают преимущество в борьбе за «акционерный капитал» нашего сознания.

Одобрение

Это стремление совершать такие действия, которые вызовут одобрение у других членов группы и у вас самого. По мере того как животные и люди входили в состав отдельных сообществ, индивиды, игравшие свою «общественную роль», какова бы она ни была, имели больше шансов «увековечить» свои гены (и, вероятно, гены, носителями которых были и другие члены их группы), чем те особи, которые «играли не по правилам». Эффективные мемы приспосабливаются к стремлению людей получить одобрение, и они же играют на чувстве вины, стыда и обиды, которое возникает в случае, если такого одобрения получить не удалось.

Повиновение авторитетам

В генетических интересах каждой особи — то есть в интересах ее ДНК — признавать превосходство более сильного или опытного индивида. Признание авторитета повышает шансы ДНК этой особи выжить и воспроизвести себя, тогда как конфронтация с авторитетом грозит смертью или изгнанием из группы.

Все эти побудительные факторы второго порядка действуют аналогично первичным инстинктам: когда вы поступаете по их принуждению, вы испытываете положительные чувства, а если идете наперекор им — испытываете отрицательные чувства. Правда, эти чувства, которые возникают в результате вторичных инстинктов, не столь определенны, как гнев, страх, голод или вожделение; мы даже не знаем, испытывают ли другие люди чувства того же рода в отношении тех же факторов побуждения. Так или иначе, те люди, которые обладают чувством принадлежности к обществу или стремлением выделиться, понимают, о чем я говорю. Важно понимать следующее:

Люди обладают большим числом вторичных факторов побуждения, которые характеризуются различными сильными ощущениями. Мемы, которые «активизируют» эти чувства, в процессе эволюции обладают рядом преимуществ над другими мемами.

Мы уделяем больше внимания мемам, которые затрагивают чувствительные точки, потому что это заложено в нашу природу. Наша склонность уделять особое внимание этим мемам способствует их воспроизведению и делает их неотъемлемой частью нашей культуры. Мемы, которые «нажимают на наши кнопки», первичные и вторичные, в процессе эволюции получают преимущество по сравнению с остальными мемами, даже если эти остальные мемы более точны и способствуют улучшению качества нашей жизни. Нужно помнить, что качество жизни не является ключевым фактором естественного отбора, для него важно количество произведенных копий.

ДНК воспроизводится в том случае, если организм, созданный на его основе, может выжить и «оставить свои копии». Подобным образом воспроизводятся мемы — когда обусловленное ими поведение привлекает чье-либо внимание. Раздражение чувствительных точек — прекрасный способ привлечь внимание к мему; и поэтому наибольшее распространение получают мемы, которые нас беспокоят, прельщают, приводят в бешенство или пугают.

САМЫЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ МЕМЫ

Мемы эволюционировали стремительно, и их эволюция продолжается. Фактически их эволюция началась в тот момент, когда люди получили возможность их воспроизводить. Исходной точкой их эволюции послужили те базовые мемы, которые были призваны распространять человеческий мозг. Конечной точкой их эволюции являются такие мемы, которые по той или иной причине лучше распространяются — иными словами, лучше приспособлены. Промежуточным пунктом их эволюции послужили те культурные «организмы», чьей средой является человеческое общество, подобно тому, как ДНК эволюционировала с помощью живых организмов, чьей средой является наша планета.

Помимо мемов, способствующих выживанию людей, которые по-прежнему сохраняют свою силу, существуют и такие, которые не препятствуют и не способствуют выживанию людей, однако по своей природе приспособлены к эффективному распространению. Эти мемы «хорошо приспособились» по простой причине: они сами являются разновидностью идеи «распространяй этот мем».

Традиция

Автоматически закрепляются те мемы-стратегии, которые заключаются в воспроизведении того, что делалось прежде, или во что прежде верили. Не имеет значения, хороша ли данная традиция или плоха, существенна или нет. Вообразим два клуба по интересам: Клуб Кенгуру и Союз Лентяев. В уставе Лентяев указывается на необходимость соблюдать следующие традиции: встречаться в субботу утром и осуществлять специальный ритуал — допустим, опрокидывать во время обеда солонку; в уставе Клуба Кенгуру одобряются всякого рода новшества и постоянные перемены. По прошествии двадцати лет мем традиции Лентяев будет по-прежнему жив, и в нем закрепится мем встречи утром в субботу и мем опрокидывания солонки. А исходные мемы Клуба Кенгуру уйдут в прошлое во имя перемен.

Если традиции положено начало, она будет автоматически продолжаться до тех пор, пока ей не положат конец какие-либо более существенные факторы. Люди, инфицированные мемом традиции, запрограммированы «повторять этот мем в будущем, чтобы передать этот мем грядущим поколениям». Традиции упорно держатся за жизнь.

«Евангелизм»

Любой мем, который недвусмысленно подразумевает свое распространение и передачу другим людям, обладает дополнительными преимуществами по сравнению с другими мемами. «Евангелизм» нередко сочетается с мемом миссии, который делает его еще более могущественным. Не имеет никакого значения, что именно проповедуется: ложь или истина, добро или зло; «евангелизм» столь эффективен, что он стал одним из доминирующих мемов на Земле. «Евангелизм» предписывает нам «распространять этот мем по мере своих возможностей».


Теперь рассмотрим мемы, которые так глубоко укоренились в человеческом сознании, что способны оказывать сопротивление любой критике.

Вера

Любой мем, который предписывает слепую веру в него, никогда не может быть вытеснен из системы ваших убеждений критикой или аргументацией. В сочетании с «евангелизмом» вера становится мощной оболочкой психических вирусов, в которую можно заложить практически любое содержание.

Скептицизм

Подвергая сомнению новые идеи, мы защищаемся от новых мемов. Несмотря на то что скептицизм является антиподом веры, он схожим образом воздействует на запрограммированное им сознание. Скептики противостоят новым идеям с тем же упорством, что и верующие. Как верующий, так и скептик могут бесконечно спорить и ничего не принимать к сведению.

Другие мемы сумели «приспособиться» по причине самой природы человеческой коммуникации. Представим группу людей, играющих в «испорченный телефон». Первый игрок шепчет какую-нибудь фразу на ухо второму. Второй шепчет услышанное на ухо третьему. Когда круг замыкается и фраза возвращается к своему автору, он взрывается смехом, — ведь его слова изменились до неузнаваемости. Но таким же образом эволюционирует и мем в микрокосме! Какие мемы выдержат это тяжелое испытание?

Знакомство

Необычные слова или фразы быстро преобразуются в знакомые: так французское pate de foie gras превратилось английское putty defogger. Знакомые выражения распространяются быстрее неизвестных, потому что для известных выражений у людей уже есть мемы-различия, и они обращают на них больше внимания.

Осмысление

Мемы, в которых можно вычленить логическое содержание, распространяются быстрее. Человек быстрее воспринимает испорченное толкование того или иного выражения, которое проще понять, чем точное, которое понять сложнее. Вы, наверное, часто слышали испорченные цитаты из известных произведений: Шекспир, например, сказал, что «чары музыки смягчают душу дикую», а эта фраза, как правило, приводится так: «смягчают дикаря».

Говоря о таком «испорченном телефоне», я не могу не вспомнить свой любимый пример — фразу Ралфа Уолдо Эмерсона из эссе «О доверии к себе»: «Постоянство глупца — свойство малого ума». Эту цитату так часто перевирают, что даже в специальном издании, в котором каталогизируются ошибки такого рода, эта фраза Эмерсона «корректируется» неправильно[14]!

Процитированная фраза Эмерсона в действительности указывает на то, как опасно попасться в «ловушку правды». Свойство малых умов — которое мешает людям распорядиться своей жизнью — позволяет случайной меметической программе, усвоенной вами в детстве или позже, распоряжаться вашей жизнью как ей заблагорассудится. Усвоив основы меметики, вы получите шанс взглянуть со стороны на те программы, которые работают в вашем сознании, и, если вам будет угодно, решительно и осознанно «перепрограммировать» себя, направив свою жизнь по желаемому руслу.

Безусловно, затем вам придется обратить внимание на те программы, которые определяли вашу оценку собственных «программ», и на те программы, которые определяют ваши желания, а затем на те программы, которые определяют ваши мотивы, двигающие вами при «перепрограммировании» и т. д. Так можно погрязнуть в философских рассуждениях. Меметика не несет в себе оценочных суждений относительно того, как вы должны жить, она всего лишь предоставляет вам возможность жить той жизнью, какой вы хотели бы жить. Осознанно.

Меметика — как наука меметических метамемов — зародилась около двадцати лет назад, однако распространяется с большим трудом. Моя цель как автора «Психического вируса» состоит в «упаковке» как можно большего числа мемов в оболочку меметического метамема для наиболее быстрого и широкого его распространения. В этом есть какой-то смысл, не правда ли?

СТАРЫЙ МОЗГ, НОВЫЙ МИР

Меметика — далеко не единственная научная теория, которая не получила широкого распространения. Многие научные теории не так-то просто понять. Дело в том, что наука, и меметика в том числе, является лишь одним из многочисленных аспектов современной культуры, к пониманию которых человеческий мозг не приспособлен в достаточной мере. Но разве можно требовать от нашего мозга хорошо разбираться в современной культуре? Разве можно рассчитывать на то, что компьютер «поймет» свою собственную программу? Ничего подобного! Задача компьютера — выполнять свою программу, а не понимать ее. И развитие человеческого мозга произошло не для того, чтобы «понимать себя», а для того, чтобы решать конкретные задачи. Поэтому людям приходится прилагать очень много усилий для того, чтобы использовать свой мозг, который не приспособлен для этой цели, для понимания науки!

«Схема» человеческого мозга «разрабатывалась» на протяжении миллионов лет. Весь этот период среда обитания человека претерпевала довольно незначительные изменения, что подтверждают археологические открытия. И лишь совсем недавно, по меркам генетической эволюции, наша среда начала изменяться столь быстро, что за период одной жизни повседневные привычки и модель жизни человека могут измениться весьма существенно. Чтобы разбираться в сущности мемов, мы должны осознавать, что человеческий мозг, развившийся для того, чтобы способствовать выживанию людей в практически неменяющейся среде обитания, фактически остался на прежней ступени развития, тогда как наш мир уже много раз кардинально изменился с тех пор, как наша эволюция предоставила нам сознание.

Эволюция мемов отбирает те идеи, верования, установки и мифы, которым мы уделяем больше внимания, которые мы громче всего возглашаем. И если не дать сознанию вмешаться, мы будем уделять внимание и возглашать те мемы, которые будут отобраны путем комплексной взаимосвязи чувств и влечений, желаний и страхов, развившихся для того, чтобы способствовать нашему выживанию и размножению.

Слово pay (платить) в выражении «рау attention» (уделять внимание) в данном случае очень уместно. Мы — сознательные существа, и внимание — это наш самый ценный товар. Внимание — часть нашего сознания, частица нашей человеческой жизни. Когда мы уделяем внимание чему-либо, мы «тратим» кусочек своей сознательной жизни. Многие ли из нас сознательно концентрируют свое внимание на том, что для нас действительно важнее всего? Я, например, не терплю, когда мое внимание «насильно» привлекают люди и события, которые «нажимают на мои кнопки» — чувствительные точки, доставшиеся мне в наследство от моего животного прошлого. Из-за этих кнопок я против своей воли трачу попусту большую часть своей жизни.

Все дело в том, что проблемы опасности, питания и секса являются приоритетами для наших генов, хотя и не обязательно — нашими личными приоритетами. И когда вы ощущаете, что ваше внимание отвлечено от самых важных и насущных для вас проблем каким-либо мнимым кризисом, самой вкусной и крупной пиццей от ресторана Domino или привлекательной прохожей, то это сговор ваших генов: они украдкой пытаются стащить самое ценное из того, чем вы обладаете, — ваше сознание.

Идеи заразны. Мы можем заразиться ими от других людей, наблюдая за их поведением, а также воспринимая фрагменты различных культур в окружающем мире. Замечательно, если нам удается «подхватить» хорошие идеи — те, которые помогут нам быть в ключе жизни. Проблема, однако, как мы уже видели, состоит в том, что идеи распространяются в зависимости от качества своих мемов, а вовсе не в зависимости от того, насколько полезными они окажутся для нашей жизни или насколько они истинны.

Намного приятнее думать о том, что мы движемся по пути к лучшему, более цивилизованному и человечному миру, однако в действительности мы эволюционируем в сторону мира, заполненного мемами и психическими вирусами, которые с каждым днем все лучше воспроизводятся.

Вы никогда не задумывались, отчего иногда наша жизнь превращается в сплошную борьбу? Люди любят мечтать об идеальной жизни, что, по их мысли, значит отдыхать и делать только то, что делать естественно. Мне вовсе не хотелось бы сообщать вам плохие новости, однако наше представление о «том, что делать естественно», слишком сильно отстало от современной жизни и полностью изжило себя. Наша культура, технологии и общество эволюционируют столь стремительно, что у нас нет возможности говорить о том, что наши «естественные действия» будут способствовать воспроизведению наибольшего числа копий наших генов. Сегодня наши представления о «том, что делать естественно», являются ужасающим несоответствием между «старыми схемами» человеческого головного мозга, пришедшие к нам из доисторических времен, и совершенно новыми вызовами и возможностями современного мира.

Схема головного мозга человека по-прежнему пригодна главным образом для того, чтобы уделять внимание тем ситуациям, и вызывать в связи с их возникновением острые чувства, которые могли оказаться для нас наиболее важными в доисторические времена, — только в том смысле, что они помогали нашим генам оставить максимально возможное число своих копий. И легче всего распространяются и пронизывают собой общество именно те идеи, которым проще всего проникнуть в мозг человека — мозг, сформировавшийся в каменном веке. Все усилия ученых прошлого были направлены на то, чтобы «сбить со следа» естественный отбор идей, который по лекалам каменного века проводит наш мозг, и вместо них — отбирать полезные, рабочие идеи, которые были бы точными моделями реальности. Однако культура как целое в этом смысле от науки по-прежнему отстает.

В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Теперь давайте ненадолго остановимся. Мемы — это лишь один из способов, с помощью которых в процессе эволюции люди приспосабливаются к своей среде обитания. Не означает ли это, что, несмотря на кажущееся безумие методов их действия, мы можем не сомневаться — в основе их действий находятся наши интересы? Разве это не гарантирует нам того, что в конечном счете благодаря мемам мы сможем намного лучше приспособиться к нашей среде? Ведь в долгосрочной перспективе, что бы эти мемы ни вытворяли, мы встанем на ноги, потому что виды лишь автоматически приспосабливаются к тому, что с ними вытворяет их среда обитания. Разве не так?

Так рассуждать очень приятно. Однако этого не произойдет, если только эволюция не уничтожит все мемы, вместе взятые, а заодно с ними и нас. Дело в том, что мемы обладают собственной эволюцией. И целью их эволюции не является воспроизводство наших генов. Если вы со мной не согласны, то обратите внимание на следующий факт: те культуры, которые мы считаем наиболее развитыми, обладают самым низким приростом населения, однако характеризуются наиболее эффективной культурной экспансией. Они распространяют свои мемы, а не гены.

Хорошо. Допустим, что эволюция мемов не влияет напрямую на количество половых контактов и размер нашей семьи. Но ведь, по меньшей мере, она способствует нашему выживанию, не так ли? В долгосрочной перспективе, так или иначе? Разве не так? Ведь мемы живут в нашем сознании?

Нет и нет. Пока мы ведем этот разговор, информация изыскивает все новые способы воспроизводить себя и сохранять. К идеям, которые прежде были бы забыты и не оставили за собой никакого следа, теперь можно получить мгновенный доступ благодаря системам поиска. Компьютеры автоматически создают резервные копии своих данных, воспроизводя всю свою информацию в системах. Электронный спам стал примером одного из первых вирусов, которые действуют в среде компьютеров и в сознании[15].

По мере того как компьютеры становятся «умнее», компьютерные репликаторы входят в повсеместное употребление — они претерпевают мутацию, в результате которой получают возможность не только воспроизводиться, но и эволюционировать. Если компьютерные репликаторы смогут взять верх над мемами сознания, в качестве основного хранилища и переносчика информации, то именно они смогут определять очертания нашего мира, и в большей степени, чем теперь это делают мемы, — точно так же когда-то мемы взяли верх над ДНК как основные архитекторы нашей среды обитания. Кто знает, быть может, машинные репликаторы смогут развиться до такой степени, что мы окажемся на втором плане — превратимся в одно из условных обозначений большой статистической книги Вселенной! А если мы встанем на пути этих новых компьютерных репликаторов, то нас может постичь участь многих других видов, в основе которых лежали генные репликаторы, — они встали на нашем пути и теперь вымирают или были полностью уничтожены!

А если мы продолжим существование, то каково будет качество нашей жизни? Оно улучшится — или, напротив, ухудшится? Некоторые «интуитивно ощущают», что если мы пустим на самотек культурную эволюцию, то все конкурирующие друг с другом политические, религиозные, экономические и научные концепции в конечном счете перемешаются в своего рода духовную систему «свободного предпринимательства», в утопическое состояние, в рай на земле и нирвану. Такие представления исповедовали сторонники социального дарвинизма — одну из наиболее популярных политических концепций времен «хищного капитализма».

Стоит принять во внимание тот факт, что эволюция мемов, по сравнению с генетической эволюцией человечества, совершается со скоростью света, и вывести из этого следующее заключение. Если мы пустим эволюцию мемов на самотек, то она заставит нас уделять все большее количество наших ментальных ресурсов воспроизводству мемов. Вполне уместно было бы озаботиться тем, что рано или поздно разовьются более эффективные психические вирусы, которые против воли несчастного и беспомощного человека, своего «носителя», будут пользоваться его услугами. Предположим, что эти психические вирусы будут поддерживать наше существование и сохранят нашу способность вступать в коммуникацию друг с другом. Однако ничто не заставит их помочь нам сделать свою жизнь приятнее или хотя бы освободить нас от страданий. Огромное количество людей предадутся безумию и отчаянию.

Куда приведет нас эволюция мемов? В рай или в ад на земле? А может, никуда? Можем ли мы повлиять на ее ход? А если да, то стоит ли пытаться?

Subject: FAST CASH From: Anonymous

Follow these instructions EXACTLY, and in 20 to 60 days you will have received over 50,000.00 dollars IN CASH.

[1] Immediately mail $1.00 to the first 5 names listed below, starting at number 1 through number 5. SEND CASH ONLY. (Total investment: $5.00) Enclose a note with each letter stating: «Please add my name to your mailing list». Include your name and mailing address. (This is a legitimate service that you are requesting and you are paying $1.00 for this service.)

[2] Remove the name that appears as number 1 on the list. Move the other 9 names up one position [Number 2 becomes number 1, number 3 becomes number 2, and so on). Place your name, address, and zip code in the number 10 position.

[3] With your name in the number 10 position, upload this ENTIRE file to 15 (Fifteen) different bulletin boards. You may post it to the BBS'в message base or to the file section. Name it FASTCASH.TXT, and use the file description comments to draw attention to this file and its great potential for all of us.

[4] Within 60 days you will receive over $50,000.00 in CASH. Keep a copy of this file for yourself so that you can use it again and again whenever you need money. As soon as you mail out these letters you are automatically in the mail order business. People will be sending YOU $1.00 to be placed on your mailing list. This list can then be rented to a broker that can be found in your local yellow peges listings for additional income on a regular besis. The list will become more valuable as it grows in size.

NOTE: Make sure that you retain EVERY name and address sent to you, either on computer or hard copy, but do not discard the names and notes that people send to you. This is PROOF that you are truly providing a service, and should the IRS or some other government agency question you. you can provide them with this proof!

Remember, as each post is downloaded and the instructions carefully followed, five members will be reimbursed for their participetion as List Developer with $1.00 each. Your name will move up the list geometrically so that when your name reaches the number 5 position you will be receiving thousands of dollars in cash. REMEMBER — THIS PROGRAM FAILS ONLY IF YOU ARE NOT HONEST — PLEASE11 PLEASE BE HONORABLE…IT DOES WORK! THANK YOU.

[list of names deleted]

The following letter was written by a participating member in this program.

To those with the COMMON sense to perticipete in this easy money opportunity: About six monthe ago I received the enclosed post in letter form. I ignored it. I received about five more of the same letter within the next two week. I ignored them also. Of course, I was tempted to follow through and dreamed of making thousands, but I was convinced it was just another gimmick and could not possibly work. I was wrong 1 About three weeks later I saw this same letter posted on a local bulletin board in Montreal. I liked the idea of giving it a try with my computer. I didn't expect much because I figured, if other people were as skeptical as I, they would not be too quick to pert with $5.00. But, I BUY LOTTERY TICKETS WEEKLY IN MY PROVINCE AND HAVE NOTHING TOO SHOW FOR IT BUT TICKET STUBS 1 This week I decided to look at this as my weekly lottery purchase. I addressed the envelopes and mailed out $1.00 in each as directed. Two weeks went by and I didn't receive anything in the mail. The fourth week rolled around and I couldn't believe what happenedl I can not say that I received $50,000.00, but it was definitely well over $35,000 001 For the first time in 10 years I got out of debt. It was great. Of course, it did not take me long to go through my earnings, so I am using this excellent money making opportunity once again. FOLLOW THE INSTRUCTIONS AND GET READY TO ENJOY! Please send a copy of this letter along with the enclosed letter so together we can convince people who are skeptical that this really does work!

(Одно из часто встречающихся электронных писем, распространяемых по сети Интернет. Яркий пример репликатора, в качестве «носителя» которого выступает человеческое сознание и компьютер.)

Ответы на эти вопросы лежат в сфере новой науки — эволюционной психологии, которая в последнее время вызывает немало споров. Именно эта наука позволяет понять, почему и каким образом наше сознание приобрело свой современный вид. Мы уже обсуждали эволюционную психологию — когда говорили о четырех основных влечениях человека и сущности процессов коммуникации. Теперь обратим более пристальное внимание на тот предмет, который лежит в основе эволюционной психологии и вызывает вместе с тем наш пристальнейший интерес, — на проблему секса.


Примечания:



1

Казник, Чарльз и я в конце 70-х гг. работали в компании Xerox. Казника всегда звали по фамилии, потому что в фирме работало два других Грега. И когда Чарльз поворачивал голову к Казнику и звал его по фамилии («Казник!»), это тоже было броским и запоминающимся мемом. Другой мем заключается в том, что бывшие работники фирмы Xerox не называли фотокопии по имени фирмы — «ксерокопиями». Это было частью корпоративной культуры, нам это внушили в фирме. Оба этих мема закрепились в нашем сознании, и мы использовали их и тогда, когда работали в Microsoft.



11

Я слышал, что один из членов организации Mensa — международного клуба для людей с высоким IQ (которым обладают лишь 2 % населения Земли), опубликовал следующее рекламное объявление, — по-видимому, пытаясь таким образом упрочить «приспособленность» тех участков молекулы ДНК, которые благоприятствуют появлению у людей высокого интеллекта: «Чем вы умнее, тем больше детей у вас должны быть». Хотя у подобных призывов на первый взгляд мало общего с преступной мечтой Гитлера о заселении Земли «расой господ», он представляется еще более спорным, чем предложение проводить искусственную селекцию людей с той или иной целью.



12

Олени, безусловно, еще не успели приспособиться к изобретению огнестрельного оружия. Однако не стоит удивляться, если через несколько поколений мы увидим большую часть этих животных с такой окраской, такой шкурой и даже такой формой головы, которые не вызовут интереса ни у одного охотника. Уже сейчас на юго-западе Соединенных Штатов гремучие змеи не издают никаких звуков: они «вскакивают» и трясут своим хвостом, как обычные гремучие змеи, однако при этом не издают характерного свиста. Вероятно, этот вид уже понял, что издавать громкий звуковой сигнал означает стать чьей-нибудь мишенью.



13

В действительности целый ряд участков молекулы ДНК идентичен у людей и млекопитающих. Вполне естественно, что мы заботимся и о них. Было бы небезынтересным увидеть такую научную работу, в которой исследовалась бы взаимосвязь между вниманием, которое люди уделяют внимания тем или иным животным видам, и степенью генетической близости между людьми и этими видами. Я не сомневаюсь, что собаки и кошки побили бы шимпанзе, несмотря на то, что шимпанзе генетически нам ближе. Почему? Ответ на этот вопрос вы найдете на стр. 236.



14

Dane Jordan, 1001 Facts Somebody Screwed Up, Longstreet Press, 1993. Автор со смущением констатирует: «Ралф Уолдо Эмерсон вовсе не утверждал, что „Непостоянство — свойство малого ума“, он говорил: „Непостоянство глупца — свойство малого ума“. Чувствуете разницу?» Еще бы.



15

Исследование эволюции спама и электронных рассылок представляет самостоятельный интерес. Не так давно в одной из электронных конференций появилось предупреждение, скоро вам придет сообщение, которое вы не должны читать, потому что оно содержит вирус. Конечно же автор этого предупреждения просил всех, кому оно попадется на глаза, копировать его и пересылать другим. Опытные пользователи сети Интернет удивлялись, каким образом текстовое сообщение может заразить компьютер вирусом, — для этого по меньшей мере нужна программа, которую нужно будет запустить, тогда как самого по себе вывода текста на экран недостаточно. И все же через неделю копии этого предостережения появились везде. Вопрос: какое сообщение содержало вирус?







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх