|
||||
|
Глава 2 Сознание и поведение
Мемы распространяются, воздействуя на сознание людей, а, следовательно — на человеческое поведение. Задача мема — в конечном счете инфицировать кого-нибудь еще. Если в вашем сознании действует какой-либо мем, то можно не сомневаться, что он влияет на ваше поведение — существенно или несущественно. В этой книге все поведенческие установки человека рассматриваются в качестве комбинации врожденных «инструкций», заложенных в ДНК, и психических программ, приобретенных вашим сознанием по мере развития, — иными словами, как комбинация генов и мемов. Некоторые полагают, что следует принимать во внимание третий фактор: душу, дух, некое «я! я! я!», который требует признать тот факт, что в нем заложено нечто большее, чем в машине. Определить этот «фактор „я“» можно в зависимости от верований человека: некоторые считают, что это — переданная свыше Божественная искра, другие сводят этот фактор к некоему биологическому признаку, особой форме руки или высокому IQ: к некой комбинации генов и мемов. К счастью, у нас нет необходимости решать философский вопрос в данном месте, поскольку любое верование в конечном счете может послужить предметом исследования меметической науки. ИНСТИНКТЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕКак дети природы, все люди обладают врожденными потребностями, которые отвечают за наше выживание и воспроизведение. К их числу следует отнести половой инстинкт, потребность дышать, есть, спать и т. д. Ученые дали различные названия разным ветвям этих «склонностей», но в данной книге мы объединим их под общим названием «инстинкты».
В настоящее время эти доисторические инстинкты заставляют оленей застывать перед фарами движущегося автомобиля, — и аналогичные процессы происходят и с людьми. К счастью, в отличие от оленей мы обладаем сознанием, которое позволяет нам воспротивиться нашему инстинкту и задать себе «верное направление» — к Счастью. В нескольких следующих главах будет рассказано, сколь плохо мы приспособлены к современным условиям. Но следует помнить: инстинкты — это только инстинкты, а врожденные потребности — это лишь врожденные потребности. Если вы знаете, что эти инстинкты представляют собой, вы сможете сознательно воспротивиться им, — если, конечно, вы поставите перед собой такую цель. В Главах 6 и 7 рассказывается о науке, изучающей эволюции инстинктов — эволюционной психологии. Понимание человеческих инстинктов крайне важно, потому что они определяют эволюцию мемов. Воспроизведение и распространение тех мемов, которые соответствуют инстинктам человека, происходит намного быстрее, чем у тех мемов, которые инстинктам противоречат. Все наши действия, которые не определяются инстинктами, являются результатом программирования. «Программируют» же нас мемы. Когда вы отправляетесь учиться в колледж, вы делаете это с целью получения образования, — иными словами, с целью «программирования» своей психики теми мемами, которые будут способствовать вашему жизненному успеху. Пребывание в колледже обогатило вас теми мыслями и поведенческими установками, которых вы не имели бы, если бы вы подчинялись исключительно инстинктам. Большинство мемов, входящих в состав «человеческой программы», приобретаются людьми бессознательно; они лишь инфицируют вас, чтобы подчинить себе вашу дальнейшую жизнь. В число подобных программ следует включить: / Религиозное (атеистическое) воспитание. / Шаблоны взаимоотношений с другими людьми, внушенные нам нашими родителями. / Просмотренные нами телепрограммы и рекламные ролики. В Главе 8 мы подробнее остановимся на том, каким образом в нас «загружают новые программы» — каким образом осуществляется программирование нашего сознания, в особенности нежелательное. Однако сначала мы рассмотрим природу самого по себе программирования. Рассмотрим природу самих по себе мемов. На какие виды можно разделить мемы? Я разделяю мемы на три категории. Первая — различия, своего рода скальпель для расслаивания реальности. Вторая — стратегии, верования и предрассудки относительно причин тех или иных явлений. Третья группа — ассоциации, к которой можно отнести наше отношение к тем или иным событиям в нашей жизни. Каждая группа мемов «программирует» вас по-своему. В Главе 5, в которой мы расскажем о происхождении различных мемов, будет объяснено, по какой причине мемы в этой книге разделены на три группы, а не на четыре, и т. д. Следует, однако, помнить, что эта классификация проводится для удобства и ни в коей мере не претендует на окончательную истинность. МЕМЫ-РАЗЛИЧИЯВ мире есть много интересного. Тем не менее все, что мы можем сказать, является лишь понятием, концептом. Эти мемы — понятия и концепты — изобретены самими людьми. Например, Соединенные Штаты — это Штаты, потому что нами было изобретено 50 различных понятий — мемов, на которые разделена эта территория. В действительности штата Алабама не существует, так только говорится, потому что мы были «запрограммированы» мемом Алабамы. Если бы у нас не было мема Алабамы, для нас эта земля была бы обыкновенной грязью. Подобным образом и вся Земля — лишь придуманный людьми мем, с помощью которого можно «различать» границы пространства, в котором мы живем, чтобы отличать его от прочих частей Вселенной. Тогда как само пространство, с точки зрения Вселенной, однородно. Вы, конечно, можете возразить мне: «Но у Земли ведь действительно есть границы! Это то место, в котором кончается почва и начинается Атмосфера; или, иначе, то место, где кончается Атмосфера и начинается Космическое пространство». Вы и правда так думаете? Дело в том, что и почва, и Атмосфера, и Космическое пространство — все это лишь мемы. Если вы думаете, что почва — это действительно почва, а не мем, изобретенный нами для удобства, то так вы с этой Землей и останетесь: вы не заметите ни ее элементов, ни кристаллов в ней, ни субатомных частиц. Вы сможете «выйти за пределы» этой Земли и говорить об ее элементах только в том случае, если вы допустите возможность существования других мемов. Помните, что если рассмотреть землю под электронным микроскопом, то окажется, что она состоит из пустоты. А что вы скажете о том, что и вы сами — это лишь мем различия, который изобретен для удобства, чтобы можно было говорить о той части Вселенной, что испытывает боль, если ее ударить молотком. Для Вселенной не существует ни вас, ни рода человеческого, ни жирафов, ни Солнечной системы, ни галактик. Все эти обозначения — лишь придуманные людьми различия и разграничения: мемы. Отметим также следующий момент: все сказанное мною относительно различия между объективной реальностью и понятиями является еще одним концептом. Это тоже мем. Я обращаю ваше внимание на это «различие», потому что его очень полезно использовать в разговоре о меметике.
Благодаря проведению таких различий, мы получаем возможность оперировать отдельными предметами, но одновременно теряем из поля зрения другие. Поэтому очень полезно помнить о том, что мемы-различия являются частью вашего «программного обеспечения» и все различия, о которых мы помним, созданы человеком и реальностью не являются. Различия, как я уже говорил, — это такие мемы, которые участвуют в создании вашего «программного обеспечения». Во Франции человек, обученный французскому языку (запрограммированный мемами французского языка), будет вести себя отличным образом от того, кто этот язык не знает, — его сознание будет различать смысл в тех звуках, которые другим покажутся шумом. Человек, «запрограммированный» делать различие между кока-колой и другими «небрендовыми» напитками, будет покупать именно кока-колу, а не что-нибудь другое. Сознание такого человека распознает знакомую красную банку с белой надписью. А полка в супермаркете, на которой будут стоять другие напитки, не будет отмечена в сознании, потому что для них нет соответствующих мемов-различий. Между прочим, в компании Coca-Cola прекрасно об этом знают, поэтому название их бренда на фирменных машинах от года к году становится все крупнее. Сегодня всю внешнюю поверхность грузовиков этой компании, высота которых превышает два метра, занимает огромный яркий красно-белый товарный знак. Рекламные агентства, политики и многие другие, кому нужны ваши деньги или ваша поддержка, крайне заинтересованы в том, чтобы запрограммировать ваше сознание «своими» мемами-различиями, навязать свое понимание «различий», через призму которых вы смотрите на мир, чтобы воспользоваться этой ситуацией в своих интересах. Что вы предпочитаете на завтрак: кусок шоколадного торта или «сдобу с шоколадными ломтиками»? Стоит назвать круглый жирный шоколадный торт «сдобой», чтобы воспользоваться теми «различиями», которые соответствуют вашим представлениям об утренней пище — продажи немедленно возрастут! В кафе недалеко от моего дома недавно появились шоколадные пирожные с орехами, сделанные «под булочку». Конечно, на завтрак не едят сластей, но булочки — это другое дело… МЕМЫ-СТРАТЕГИИСтратегия — еще одна группа мемов: гибкие правила практического поведения, которые учат вас, что можно сделать в определенной ситуации для получения желаемого результата. Например, за рулем ваше поведение определяет сразу несколько мемов-различий, которые обладают непосредственной связью с правилами вождения: светофоры, ограничения скорости, разделительные линии и т. д. Однако помимо того ваше поведение за рулем определяется рядом мемов-стратегий: / Если за перекрестком вы хотите повернуть направо, а на светофоре горит красный свет, то сначала вы остановитесь, а затем совершите поворот. / На перекрестке вы ждете, когда разъедутся автомобили, оказавшиеся там до вас, и только тогда трогаетесь сами. / На кольцевой развязке вы движетесь против часовой стрелки. / Вы снижаете скорость, если впереди себя видите дорожный патруль. С помощью перечисленных мемов-стратегий мы избегаем дорожных инцидентов, доезжаем до пункта назначения и не платим штрафы полиции. Не сложно убедиться, что стратегии каждый день «срабатывают» на уровне нашего подсознания. Мы нередко видим такую картину: автомобиль не превышает установленной скорости, однако его водитель, завидев полицию, нажимает на тормоз. Правила кольцевого движения в некоторых зарубежных странах особенно тяжело даются нашим соотечественникам по той причине, что они «нарушают» сразу несколько стратегий вождения, усвоенных ими до того. Если вы когда-нибудь увидите, как на узкий перекресток подъезжают четыре автомобиля одновременно, то вы получите представление о том, сколь непредсказуемым становится поведение человека, когда неожиданно оказывается, что годами наработанные мемы-стратегии больше применять нельзя. Поскольку будущее предсказать нельзя, мемы-стратегии сложно назвать Вечными Истинами относительно того, как себя вести в этом мире. Более верным было бы сказать, что все мемы-стратегии лишь приблизительно указывают способы нашего поведения в этом мире, цель этих мемов — добиться определенных результатов.
По мере того как меняется мир, как меняетесь и растете вы сами, изменяются и привычные причинно-следственные связи. Так, в частности, большую часть поведенческих стратегий, относящихся к взаимоотношениям с другими людьми, мы усваиваем до пятилетнего возраста. В зрелом возрасте эти стратегии, как правило, уже не будут наиболее эффективными. Так, например, двухлетние дети иногда «программируют» свое сознание мемом-стратегией, по правилам которой необходимо дуться и вредничать. Дети усваивают эту стратегию иногда благодаря плохим примерам — от других сверстников, иногда — методом проб и ошибок, поскольку они знают, что их плохое поведение принесет им больше внимания и любви со стороны родителей. Тем или иным образом, этот мем-стратегия становится частью его психической «программной базы», и наш герой ждет удобного случая, чтобы применить его и добиться ожидаемого результата. Мать говорит по телефону? Попробуем покричать. Разговор окончен, мать уделяет ребенку внимание. Другие женщины лучше реагируют на вспышки гнева, лесть, улыбки ребенка, и сознание их детей «программируется» мемом-стратегией, соответствующим для данной «окружающей среды». Поведение родителей определяет большую часть базовых «программ» их детей. Через тридцать лет этому мальчику будет 32 года. Допустим, что на работе он столкнется с некоторыми трудностями — ему будет казаться, что его недооценивают. Скорее всего, он в этот момент по-прежнему будет «запрограмммирован» мемом-стратегией, которую он усвоил в два года. Тем не менее в рамках этого нового сценария программа его поведения — дуться и вредничать — едва ли принесет столь же хорошие результаты, как в два года. Основная сложность будет состоять в том, что этот 32-летний мужчина даже не осознает, что по-прежнему действует по правилам своей старой стратегии. А между тем в распоряжении у взрослых людей есть куда более мощные инструменты и орудия влияния на свое окружение, чем у двухлетних детей. И основная наша проблема заключается в том, что наши головы переполнены старыми мемами-стратегиями, что в наших офисных центрах слишком много таких дующихся, вредничающих, поддающимся вспышкам гнева, льстящих и улыбающихся взрослых людей, которые подсознательно (и безуспешно) пытаются удовлетворить таким образом те или иные свои потребности. МЕМЫ-АССОЦИАЦИИ К третьей группы мемов относятся ассоциации. Ассоциации связывают два и более мемов в вашем сознании друг с другом. Например, запах креозота (сам запах креозота известен мне только потому, что я обладаю мемом-различием креозота) ассоциируется в моем сознании с побережьем в окрестностях Бостона — во времена моего детства туда брал меня с собой время от времени мой отец. Мне нравится этот запах. Он напоминает мне счастливые годы. Если бы рекламщикам было известно, что этот запах нравится мне и другим людям, то они воспользовались бы этим и вскоре мы узнали бы о появлении пахнущей креозотом рекламы центров семейного отдыха. Иными словами, у меня особое отношение к креозоту. Кроме того, у меня есть особое отношение к моей работе, к людям, с которыми я сталкивался в жизни, к телевидению, к мемам — у меня «особое отношение» практически ко всему на свете. Эти отношения являются мемами, которые отвечают за ассоциативную связь между другими мемами — стоит в моем сознании появиться одному мему, и тотчас вслед за ним возникает другой. Специалисты рекламного дела не дожидаются момента, когда мы сформируем свои собственные мемы-ассоциации. Они идут на шаг впереди и программируют наше сознание своими собственными ассоциациями — как правило, для этой цели используется телевидение. / Бейсбол / хот-дог / яблочный пирог / Chevrolet. / Сексуальные парни / Coca-Cola без сахара. / Сексуальные женщины / пиво. / Сексуальные женщины / компьютеры / автомобили / садовые инструменты / приводной ремень вентилятора… Мемы-ассоциации, которыми запрограммировано ваше сознание, серьезно воздействуют на ваше поведение. Это подтвердил знаменитый эксперимент физиолога Ивана Павлова. Павлов звонил в колокольчик каждый раз перед кормлением своей собаки. Скоро в сознании собаки выработался мем-ассоциация: колокольчик — пища. Когда программирование было завершено, у собаки начиналось слюнотечение от одного звука колокольчика. Рекламщикам очень хотелось бы, чтобы при виде их продуктов у вас текли слюнки — в прямом или переносном смысле. Безусловно, можно много пререкаться и пытаться ответить на интересный вопрос: все ли подобные ассоциации — или стратегии, как в предыдущей главке, — являются мемами, или же многие из них — это всего лишь хорошо известные нам поведенческие установки, о которых нам известно практически все и которые можно объяснить, не прибегая к такой новой замечательной теории, как меметика. Так или иначе, наш мир очень непрост. Если ваше сознание запрограммировано той или иной ассоциацией, в результате чего ваше поведение меняется, имеет смысл рассматривать этот «программный элемент» в качестве потенциального мема, чтобы попытаться выяснить — не способствует ли изменение вашего поведения созданию «новых ассоциативных копий» в сознании других людей. Если, например, на бейсбольном матче вы спросите кого-нибудь: «А вы знаете, какой классный „шевроле“ у Кена Гриффи-младшего?», то вы осуществите передачу своего мема-ассоциации другому человеку. С помощью ассоциаций осуществляется связь мемов друг с другом. Если ваше сознание «запрограммировано» мемом-ассоциацией, внимание к одному объекту немедленно вызывает другую мысль или чувство. В результате ваше поведение изменяется, что в конечном счете приводит к передаче мема другому человеку. Мемы-ассоциации — это нечто неуловимое, и коварное использование их другими людьми иногда ускользает от внимания того, кто носит их в своем сознании. Секты «программируют» своих членов такими мемами-ассоциациями, которые связывают учение секты с хорошими чувствами. Достаточно непродолжительного времени, чтобы участники культа поверили, будто бы качество их жизни, и даже само выживание, зависит от их присутствия в данной секте, — более того, они должны быть благодарны секте за то, что она позволяет им жить. В Главе 8 мы увидим, что сознание даже тех людей, которые не входят в тоталитарные секты, может быть «запрограммировано» схожими установками (может быть, не столь же сильными) в отношении компании, на которую мы работаем, капиталистического строя, демократии, нашей семьи, религии, жены или мужа. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯЛюбой специалист по авторскому праву скажет вам, что идею или мысль невозможно считать собственностью. Ваши авторские права могут распространяться на выражение идеи, художественное или какое-либо другое: вы можете обладать правом на картину, роман, стихотворение или симфонию, которые были бы выражением той или иной идеи, но не авторскими правами на идею. В действительности же мы знаем, что истинна обратная ситуация: не люди владеют идеями, а идеи — людьми. И эти идеи состоят из мемов.
Каким образом вы можете стать собственностью мема? Проще всего попасть в эту кабалу благодаря законам и обычаям общества, в котором вы живете. Например, сто лет назад роль мужчины и женщины в обществе определялась мемами, которые сегодня показались бы довольно странными, иногда оскорбительными и даже смешными: «место женщины — дома», «за спиной каждого великого человека стоит его жена», «женщина должна вести себя скромно» и т. д. Эти мемы ограничивали возможности как женщин, так и мужчин. Ситуация изменилась только тогда, когда горстка энтузиастов решительно отказалась от старых мемов и попыталась вытеснить их из сознания других людей. На смену старым мемам пришли новые: «равенство возможностей для мужчин и женщин», «женщина может стать тем, кем захочет», «женщина легко проживет без мужчины» и т. д. Старые сексистские мемы жестко ограничивали возможности женщин в жизни только по той причине, что сознание большинства людей было «запрограммировано» ими. Действующие законы — это другой пример того, как мемы могут управлять людьми. Немногие отважатся выступить против законов, карающих такие тяжкие преступления, как убийство, например. Другие же законы, однако, многим представляются произволом властей и тем не менее способны оказывать существенное влияние на жизнь людей. Так, например, в бывшем Советском Союзе запрещались любые выступления против правительства, а любая коммерческая деятельность была объявлена вне закона. В Соединенных Штатах людей отправляют в тюрьму за выращивание марихуаны и продажу акций лицам и учреждениям, располагающим конфиденциальной информацией, поскольку это нарушает правила фондовой биржи. Цена, которую мы платим за цивилизацию, — это компромисс. Без всеобщего согласия относительно миллионов вопросов, более или менее важных, невероятно сложное общество, которое нам удалось построить, было бы быстро разрушено.
Рассмотрим такой простой мем-различие, как деньги. Подумайте, что произошло бы в том случае, если бы в один прекрасный день мы пересмотрели бы свои взгляды на то, с какой целью используются деньги и какова их стоимость, и в своих бумажниках обнаружили бы не «долларовые купюры», а пачки грязных зеленых бумажек? Впрочем, нечто подобное в истории уже случалось — это произошло после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Виной всему была гиперинфляция. Всепроникающих социальных мемов слишком много даже для того, чтобы их можно было просто перечислить. И все же каждый из них оказывает колоссальное влияние на нашу жизнь. Далеко не все из них обладают столь же отталкивающе-притягательным ароматом, как дискуссии по половой проблематике. Тем не менее мы должны понимать, все они искусственны и созданы самим человеком, что в подавляющем большинстве случаев эти мемы вовсе не представляют собой столь же благой результат сознательной работы, как Конституция США. Большинство мемов, как и представления о роли полов до XX в., формировались произвольно и никогда не подвергались серьезному рассмотрению. Конечно, нет ничего нового в том, чтобы ставить под сомнение социальные нормы. Многие философы древности и нового времени писали о том, сколь неразумно было бы жить в клетке произвольных социальных норм. Однако менять их всегда оказывалось очень не просто.
Тем, кто разбирается в основах этой науки, меметика помогает оказывать большее воздействие на распространение мемов. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫНаша закабаленность мемами проявляется не только в жизни общества и государства. В рамках любой группы контактирующие друг с другом люди подвергаются влиянию среды: на каждого человека оказывается сильное давление, чтобы его поведение и образ мыслей соответствовал поведению и образу мыслей других членов группы. В детстве влияние среды может внушить ребенку желание курить, употреблять наркотики, принимать участие в жизни бандитских группировок… Однако взрослые в не меньшей степени подвержены воздействию среды. В процессе лечения алкоголикам нередко приходится отказываться от своих пьющих друзей, чтобы порвать с влиянием среды, которое сводит все их усилия на нет. В то же время некоторые из них вступают в Общество Анонимных Алкоголиков, и таким образом преднамеренно становятся объектом более конструктивного воздействия со стороны. В таких фирмах, как Microsoft (я работал в этой компании на протяжении многих лет), действует продуманная организационная культура, которая способствует перманентному усилению определенных мемов. В случае компании Microsoft немаловажными составляющими организационной культуры были следующие мемы: элитизм — служащим внушалось, что, работая в Microsoft, они занимают исключительное положение; приверженность компании; нетерпимость к халтуре; работа с самоотдачей. Приспособление к новой культуре можно сравнить с радикальным методом обучения плаванию: либо ученик выплывет, либо утонет. Либо ваша психика изменится, поддавшись давлению среды, и вы усвоите новые мемы, либо вы попытаетесь противодействовать крайне неприятному чувству, будто вы окружены людьми, которые считают вас сумасшедшим или чудаком. Тот факт, что вы о них схожего мнения, будет для вас довольно слабым утешением. Этика других субкультур может быть отличной от той, которая была принята в Microsoft, однако результаты ее действия будут практически теми же. Так, в частности, многие мои друзья, работавшие в правительственных учреждениях, рассказали мне о царящей там культуре. Характеризуют ее черты ни в чем не схожие с организационной культурой компании Microsoft: безразличие, терпимость к халтуре («для государственной службы неплохо»), работа только «до звонка», сознательная установка на посредственность с ее вездесущим девизом: «взяли бы и мы эту планку, да костыли помешали». Погружение в эту культуру приведет к тем же результатам: либо вы усвоите эти мемы, либо вы будете бороться с давлением среды. У КАЖДОГО СВОЯ ПРОГРАММАМожно утверждать, даже не анализируя культуру, в которой вы живете, что мемы, «запрограммировавшие» ваше сознание, влияют на вашу жизнь любым доступным для них способом. По этой причине к психическим вирусам следует отнестись крайне серьезно. Психические вирусы поразили ваше сознание рядом мемов — идеями, психическими установками и убеждениями. В конечном счете в своей жизни вы получаете совсем не то, чего вам хотелось.
Вера в вероятность события нередко способствует повышению вероятности события. Ребенок, которому родители постоянно повторяют, что ему «повезет», что он может стать, кем захочет, «запрограммирован» на успех (по крайней мере, на успех в соответствии со стандартами его родителей). Тогда как ребенок, который растет без родителей в каком-нибудь городском «каменном мешке», который ничего не видит вокруг, кроме чужих неудач и отчаяния, по-видимому, будет «запрограммирован» на поражение. Психические вирусы нередко заполняют наши головы мемами «самоподрыва», которые препятствуют достижению успеха. Если мы посмотрим, как работают «самореализующиеся предсказания», то мы поймем, почему ясновидящие и гороскопы пользуются столь большой популярностью. Мне довелось дважды наблюдать за работой замечательного экстрасенса Максвелла, который трудится в маленьком сиэтлском ресторанчике. Говорю «замечательный» — со знанием дела. Оба раза он гадал моим друзьям с помощью карт Таро. Карты неизменно предсказывали им здоровье, богатство и счастье — при том условии, что мои друзья воспользуются шансом и осуществят мечту своей жизни, причем действовать они будут безотлагательно. Поскольку я немного знаком с техникой карточных фокусов, мне нетрудно было заметить, что Максвелл тасует карты таким образом, чтобы три правые, что называется, «выпали», — между тем как клиент сохранял неколебимую уверенность, что он сам их выбрал. Карточный трюк подкреплял правдоподобность слов Максвелла и заставлял людей более внимательно прислушиваться к его советам. Я надеюсь, что так они и делали, — это прекрасное самореализующееся предсказание, вероятно, способно «запрограммировать» на богатую и полноценную жизнь любого. Мемы-различия, которыми «запрограммировано» ваше сознание, не только определяют ваше будущее, они создают своего рода фильтр восприятия, сквозь который просеивается окружающий вас мир. Люди усваивают лишь крохотную долю той информации, которая каждую секунду фиксируется органами наших чувств. Какие сведения мы усваиваем, а какие игнорируем? За это отвечает наше подсознание, причем само оно исходит из мемов-различий, которыми мы «запрограммированы».
Большинство людей никогда не пытались сознательно подготовить свое восприятие к поиску такой информации, которая имеет для них наиболее важное значение, — этот длительный и сложный процесс мы подробнее рассмотрим в Главе 12. Процесс отбора информации оставлен ими на волю случая, их восприятие подвергается воздействию психических вирусов. Можно привести многочисленные примеры подобных фильтров восприятия: когда вы покупаете новый автомобиль, вы внезапно обнаруживаете на дорогах огромное количество машин той же марки. Дело в том, что в вашем сознании сформировался новый мем-различие. Когда вы расскажете о своем новом автомобиле своему другу, он начнет замечать аналогичные машины на улице — это значит, что ваш мем был передан другому сознанию. Вы узнали новое слово и тотчас начали замечать его в газетах и на радио? Это слово употреблялось и раньше, но вы не отличали его от других, потому что не обладали соответствующим мемом-различием. Если вы употребите его в беседе с другом и скажете, что постоянно на него натыкаетесь в литературе, то вы передадите этот мем другому сознанию. Одному моему приятелю очень нравился ре-мажорный канон Пахельбеля. Я сказал ему, что этот канон напоминает мне одну рекламную песенку — «Гамбургер, король бюргеров». Теперь каждый раз, когда он слышит свой любимый канон, он вспоминает слова: «Добавь немного кетчупа, добавь салат…» Его сознание запрограммировано новым мемом-различием, и он вынужден вспоминать эту песенку против своего желания. Меня он в итоге возненавидел. Реклама функционирует схожим образом — изменяя ваш фильтр восприятия таким образом, чтобы вы обращали больше внимания на рекламируемые продукты, а они вызывали у вас более приятные эмоции. Предназначение политических слоганов и риторики государственных деятелей заключается в том, чтобы инфицировать ваше сознание соответствующими мемами — под их влиянием вы будете за этих политиков голосовать.
Ваша оценка собственного прошлого также оказывает немалое влияние на вашу жизнь. Сегодня в Америке очень модно называть «жертвами» людей, перенесших жестокое, несправедливое или небрежное обращение. Безусловно, такая точка зрения имеет право на существование. Однако люди, которые привыкают считать себя жертвами, также привыкают к ощущению собственного бессилия и уже не способны справиться с негативными эмоциями. Позитивный подход предполагает ответственность человека за все события своей жизни. Это касается и тех, кто стал жертвой несправедливого отношения к себе в прошлом. После того как человек изменяет свое отношение к прошедшему — в «программе» своих мемов — и берет на себя ответственность за свое прошлое, он может пережить относительно недолгий период сожаления и уныния. Но после этого он сбрасывает гнет прошлого и движется вперед. ЛОВУШКА ПРАВДЫЧто же значили те слова Алфреда Норта Уайтхеда, вынесенные нами в эпиграф к Главе 1 — что не существует «абсолютных истин», все истины наполовину состоят из лжи? Я привел эту цитату, поскольку мем-различие Истина, предполагающий наличие какого-либо безусловного факта или авторитета, исключается из новой меметической парадигмы. Истинность того или иного утверждения зависит от исходных положений, принятых вами при его рассмотрении, — иными словами, мемов-различий, которые вы использовали в рассуждении. Можно сказать: Солнце восходит на востоке и садится на западе. Так ли это? В действительности же нет ничего в этом мире, что не зависело бы от чего-то иного. Точнее было бы сказать, что Земля вращается вокруг Солнца. Но было ли бы истинным и это утверждение? Если вы строите бейсбольную площадку и собираетесь расположить «дом» таким образом, чтобы Солнце не попадало бэттеру в глаза, утверждение «Солнце садится на Востоке» станет для вас очень важным мемом — вернее сказать, полезной полуистиной. Но если вы, руководя постройкой такой площадки, станете рассказывать рабочим о теории относительности и законах всемирного тяготения, желаемого результата вам не получить[4]. А как же быть с вечными вопросами, ответы на которые можно было бы назвать вечными истинами? Существует ли жизнь после смерти? Это зависит от того, что вы понимаете под словами «жизнь» и «смерть», и даже от значения глагола «существовать»! Было бы очень опасно вцепиться в один из готовых ответов, забыв о тех допущениях, которые подразумеваются в самом вопросе. Стоит только изменить мемы-различия, из которых вы исходите, и у вас будет совершенно иная философия. Присвоить тому или иному мему ярлык «Истины» — значит сделать его неотъемлемой частью вашего «программного обеспечения», и устранить на корню вашу способность сознательно избирать свои собственные мемы. После того как некий авторитет укажет вам, что нечто «истинно» или «правильно» и что нечто вы «обязаны» делать, вы будете запрограммированы уже не в теории, а на практике. Но стоит вам осознать тот факт, что на свете существуют лишь полуистины — что истинность того или иного мема зависит от контекста, в котором он существует, — как у вас появится мощное оружие, с помощью которого вы сможете противостоять психическим вирусам и их программам. Подчиняетесь ли вы тем или иным правилам, признаете ли вы какие-либо авторитеты, помимо себя самого? Соблюдаете ли вы законы, выполняете ли указания начальства, докторов, родителей? Я надеюсь, что вы уважаете других жителей нашей планеты. Но, кроме того, я рассчитываю на ваше понимание одного простого факта: всякий раз, когда вы выполняете чьи-либо инструкции, вы становитесь добычей для психических вирусов. Как мы увидим в Главе 3, работа вирусов заключается в том, чтобы задействовать в вашей психике механизм «подчинения инструкции» и заставить вашу психику выполнять заранее установленную программу. Если вы будете таким механизмом, то можете не сомневаться — они сделают из вас то, что им нужно. Что мы могли бы сделать в такой ситуации? Отказ от участия в любых культурных установлениях для большинства из нас будет полностью неприемлемым выходом. Ходить на работу, поддерживать отношения с другими людьми, посещать клубы и пользоваться системой судебных органов представляется для нашей жизни необходимым и, по крайней мере, — немаловажным с практической точки зрения. Но чтобы не попасть в рабство к психическим вирусам, мы должны производить тщательный отбор среди этих инструкций и постоянно принимать относительно них решение. «Подвергай сомнению авторитеты» — быть может, лучший совет, который был дан в этом отношении. Но полезно не увлекаться и не воспринимать его как «Противоречь авторитету» — психические вирусы столь же легко загоняют в кабалу автоматических бунтарей, как и автоматических подпевал тех или иных «инструкторов».
Задача состоит в том, чтобы осознать: у вас уже есть меметическая программа и вы можете «перепрограммировать» себя, когда тот или иной психический вирус попытается вас инфицировать и вмешаться в вашу жизнь! Психические вирусы расцветают, когда вы верите, что содержащиеся в них мемы являются Истиной. Люди защищают мемы, которыми они запрограммированы, с тем же упорством, с которым они отстаивают свою жизнь! Это настоящий рай для психических вирусов: наш интеллект и способность решать задачи начинают верой и правдой служить им. Единственный способ нашего обучения и роста заключается в изменении системы наших верований и убеждений — меметической программы. Но мы парадоксальным образом пытаемся уцепиться за свою существующую программу, как если бы сомнение в том или ином собственном меме грозило нам смертью. Такие установления нашей культуры, как государства, коммерческие операции и организации, — это всего лишь результат эволюции культуры. В ходе своего развития эти институты использовали все доступные средства. В них не кроется ничего святого, пока мы сами не возведем их на пьедестал. Но как только появляется большое число людей, которые не знают цели собственной жизни и ждут каких-либо приказов и распоряжений, тотчас возникают культурные установления, чтобы задействовать их энергию. Люди редко избирают такие институты сознательно, например, с целью улучшения своей жизни. Причем выигрывают обычно те установления, которым удается «запрограммировать» людей мемами, служащими собственным интересам этих институтов. Психическим вирусом является культурное установление, которое программирует людей мемами, заставляя заботиться о его интересах. Из этого не следует, что такое установление обязательно будет чем-то плохим; однако на вашем месте я попытался бы узнать — какие именно психические вирусы сражаются друг с другом за право использовать мою жизнь. По крайней мере, я хотел бы, чтобы за мной оставалось право выбора между ними и я мог принимать решение, если не изобрести свой собственный «вирус». В рамках новой меметической парадигмы функционирование человеческого разума рассматривается как комбинация инстинктов и программ мемов. У людей, однако, остается возможность сознательно выбрать среди разных мемов, — выбрать именно такие мемы, которые в наибольшей степени соответствовали бы определенным нами целям. В том случае, если человек не владеет основами меметики, его «программы» не являются продуктом сознательного выбора — они, как правило, усваивались им в детстве и в ходе последующего опыта. Как мы увидим далее в нескольких главах, большая часть такого рода программ «нарабатывается» в результате инфицирования людей психическими вирусами. Для начала, однако, мне хотелось бы обратить ваше внимание на само явление психического вируса — что это такое и как психический вирус работает. Примечания:4 Даже полуистина «Солнце садится на западе» опирается на сомнительные допущения. Как-то раз, стоя иа террасе своего дома в Сиэтле в День независимости, я смотрел на прекрасный закат и вдруг воскликнул: «Ничего себе! Солнце садится на севере!» И действительно, терраса выходит на запад, а мне, чтобы увидеть закат, пришлось повернуться на 90 градусов. Почему это произошло? Во-первых, вовсе не было «Истиной» то, что моя терраса выходит на север. В Сиэтле мы привыкли считать, что залив «где-то на западе», однако недалеко от моего дома береговая линия изломана, и залив в действительности «где-то на юго-востоке». Во-вторых, солнце далеко не всегда садится на западе! За границей полярного круга летом солнце вообще не «заходит», оно лишь «склоняется» к Северному полюсу, а затем снова «восходит». Немного южнее Северного полярного круга, например, в Финляндии, в период летнего солнцестояния ночь очень коротка: солнце лишь скрывается за горизонтом — и как раз на севере! И даже в Сиэтле, в конце июня, когда дни долгие, а ночи короткие, солнце садится и восходит почти на севере. Благодаря двум этим «полуистинам» получилось так, что я наблюдал закат на севере. (Благодарю Уильяма Кальвина за разъяснения.) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|