|
||||
|
ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ Моделирование навыков лидерства для обучения на рабочем месте Обучение на рабочем месте можно определить как процесс «перманентного обучения», подразумевая тем самым, что это непрерывный и сложный процесс, требующий целой комбинации навыков лидерства, в том числе интерактивных, когнитивных и лингвистических. Для того чтобы эффективно обучать сотрудника, руководитель должен в разные моменты брать на себя роль учителя, тренера или образца для подражания. Одна из проблем обучения на рабочем месте заключается в том, что оно включает в себя целый ряд других важнейших навыков лидерства, в том числе решение проблем и делегирование. Целью этой части исследования было определить способ, с помощью которого руководители: 1) формулируют и решают проблему обучения сотрудников на рабочем месте и 2) достигают определенных результатов, которые считаются существенными для процесса обучения на рабочем месте. Моделирование навыков лидерства применительно к «обучению на рабочем месте» было направлено на иную сферу, чем исследование решения проблем и делегирования. В данную сферу вошли вопросы, связанные с посредничеством между а) руководителем и его сотрудниками и б) другими ролями, группами и функциями внутри всей организационной системы. Методология сбора информации Процесс моделирования и последовательность мероприятий по моделированию при изучении данного вопроса по существу не отличались от процессов, задействованных в изучении решения проблем и делегирования, за немногими исключениями. Вместо готового сценария участникам предлагалось заполнить дополнительную анкету, которая конкретизировала цели, связанные с обучением на рабочем месте. Эти цели были заимствованы из интервью, проведенных на начальном этапе. исследования. Кроме того, больше внимания уделялось интерактивным ролевым играм. Менеджеры приняли участие в создании ролевых игр и имитационных упражнений, которые послужили для исследования навыков лидерства, связанных с данной способностью. Таким образом, последовательность мероприятий была следующей: Предварительное анкетирование 1. Опишите коротко типичную ситуацию обучения на рабочем месте в контексте вашей роли в компании. 2. Когда вы оказываетесь в подобном контексте и ситуации, каким целям или задачам подчиняются ваши действия? (Обозначьте эти цели короткими предложениями или ключевыми словами.) 3. На основании чего вы обычно решаете, что достигли этих целей? 4. Что вы обычно делаете, чтобы добиться цели? Каковы конкретные шаги и действия, которые вы предпринимаете для достижения ваших целей в данном контексте? 5. Когда вы сталкиваетесь с неожиданными проблемами или трудностями, пытаясь добиться поставленных целей в данном контексте, какие специфические действия вы предпринимаете? 6. Какие из этих целей, обетовании или действий изменятся, если контекст обучения на рабочем месте заменить кон- текстом взаимодействия с небольшой группой, а не с отдельным подчиненным? Как именно они изменятся? Второе анкетирование Ниже приводится список целей и задач обучения сотрудника на рабочем месте. Эти цели были выявлены в результате интервью с успешными руководителями, принимающими участие в исследовании. Пожалуйста, опишите вкратце, как именно вы достигаете каждой из этих целей (разумеется, если они подходят вам) в контексте вашей роли в компании. Кроме того, укажите: а) на основании чего вы решаете, когда следует действовать, и б) на основании чего вы понимаете, что добились успеха своими действиями. 1. Цель: Сообщить другим свои ценности и этические установки (как руководителя). Операции: Обоснования: 1. Цель: начало работы - показать сотруднику, что нужно делать. Операции: Обоснования: 3. Цель: определить критерии работы. Операции: Обоснования: 4. Цель: обучающий контекст, т. е. установка границ и введение их в тот мир, где им предстоит работать. Операции: Обоснования: 5. Цель: мониторинг эффективности работы. Операции: Обоснования: 6. Цель: обеспечение подкрепления (позитивного и негативного) Операции: Обоснования: Ролевые игры и имитационные упражнения для обучения на рабочем месте Участникам было предложено сочинить и разыграть ролевые игры и имитационные упражнения, связанные с процессом обучения на рабочем месте в их собственных контекстах лидерства. Как и в предыдущих случаях, ролевые игры и имитационные упражнения проводились в режиме «аквариума», когда вся группа сначала играет роль наблюдателей, а затем разбивается на небольшие экспериментальные группы. Интересно, что ролевые игры, спонтанно сконструированные менеджерами в данном контексте, обладали уникальной структурой. Как выяснилось позже, все они состояли из трех последовательных этапов. На первом этапе руководитель вступал во взаимодействие со своим сотрудником, давал поручение и инструктировал, как с ним справиться. На втором этапе руководитель выходил из комнаты, а сотрудник приступал к выполнению задания. Успешность действий сотрудника в этой ситуации зависела от того, насколько успешно руководитель подготовил или обучил своего подчиненного. На третьем этапе ролевой игры руководитель возвращался в комнату, где его ожидала проблема, связанная с действиями его сотрудника. Легкость или сложность проблемы предопределялись тем, насколько успешно руководитель использовал навыки по обучению подчиненного. Ниже приводятся несколько примеров ролевых игр, придуманных участниками исследования: РОЛЕВАЯ ИГРА №1 - внедрение навыков лидерства Роли: 1. Генеральный директор 2. Директор по маркетингу 3. Менеджер по определенному продукту Контекст: Генеральный директор получил задание внедрить новый стиль лидерства или ряд навыков в свою организацию. Ему необходимо обучить новому стилю своего сотрудника, директора по маркетингу. Директор по маркетингу, в свою очередь, должен научить тому же самому менеджера по продукту. Затем генеральный директор получает задание в ближайшие 10 дней составить план по расширению потребительского рынка для упомянутого продукта, который приносит недостаточно прибыли. План потребует привлечения определенных ресурсов, что противоречит бюджетным установкам директора по маркетингу. Все трое должны встретиться, чтобы выработать план. Если все трое будут соблюдать новый стиль лидерства, провести совещание будет гораздо легче. Генеральному директору приходится соответствовать введенному им новому стилю. Этапы: I. Генеральный директор обучает директора по маркетингу новому стилю лидерства и делегирует ему задание обучить этому стилю менеджера по продукту. II. Директор по маркетингу обучает менеджера по продукту тому же стилю. Ш. Все трое встречаются для решения проблемы продвижения продукта. (Проблема продвижения продукта оглашается только на последнем этапе игры.) РОЛЕВАЯ ИГРА №2 - представление плана обучения Роли: 1. Директор службы персонала 2. Сотрудник службы персонала 3. Начальник производства Контекст: Производство испытывает определенные трудности из-за большого объема бракованной продукции (приблизительно на сумму $100 ООО в год) и высокого уровня невыходов на работу. Руководство просит службу персонала вмешаться в ситуацию и оказать помощь в решении проблемы. Из-за стабильного спроса начальник производства ограничен временными рамками. Он склонен уделить больше внимания техническим аспектам проблемы. Кроме того, он беспокоится о том, чтобы на реализацию плана не ушло слишком много денег из его бюджета, и хотел бы, по возможности, разделить с кем-нибудь расходы. Директор службы персонала хочет внедрить долгосрочную тренинговую программу, которая позволит сотрудникам длительное время соответствовать в работе стандартам качества (это же является стратегической целью руководства компании). Сотрудник службы - новичок в своем деле и хочет произвести хорошее впечатление на начальника. (Лучше, чтобы никто из «актеров» не знал об ограничениях и критериях других - за исключением исходной проблемы качества.) Этапы: I. Директор службы персонала делегирует сотруднику задание - обговорить план тренинга с начальником производства. П. Сотрудник вместе с начальником производства обсуждает план. Ш. Все трое встречаются, чтобы за ограниченный временной промежуток попытаться прийти к консенсусу относительно данного плана. Для того чтобы получить представление о характере и динамике ролевых игр, проводившихся в процессе моделирования, предлагаем вам ознакомиться со стенограммой описанной выше игры: ДП = Директор службы персонала С = Сотрудник НП = Начальник производства ЭТАП 1 (директор службы персонала и его сотрудник) Директор службы персонала для начала информировал сотрудника о том, что стало все труднее и труднее мотивировать людей и что в служебном контексте компании происходят перемены. Он подчеркнул значимость консенсуса и наличие потребности в обучении персонала. Также он отметил, что это - первое серьезное поручение, которое он дает сотруднику. ДП:Ну, пока все понятно? С: Более или менее. ДП: Я знаю, у вас все должно получиться. Давайте, я еще раз повторю основные критерии, а затем вы спросите меня о том, что осталось неясным. Таким образом, вам необходимо согласовать план со мной и начальником производства. Ваша задача - уберечь от возможных проблем производство: у них сейчас напряженный период в связи с повышением спроса. Однако и мы не можем больше ждать. В роли клиента выступает компания: нам необходимы тренинги, чтобы соответствовать современным стандартам. Это - стратегическая цель генерального руководства. С: Отражена ли проблема в каких-то документах со стороны руководства? ДП: Есть подозрение, что все дело в недостаточной осведомленности о рутинных элементах процесса. Людям нужна информация. Если все будут вести себя одинаково, нам удастся повысить качество. С: А если проблема в мотивации? ДП: В чем заключается профессиональная проблема? Во взаимоотношениях между рабочими группами и коммуникацией между ними? Проанализируйте этот вопрос с начальником производства. С: Но если я скажу ему, что с продукцией не все благополучно… Я должен говорить с ним как партнер или…? ДП: Он в курсе всех проблем и не захочет осуществлять наш план в ближайшее время, потому что руководит производством. В моих интересах переубедить его и получить согласие на ближайшее время, так чтобы он не помешал нам, когда мы приступим к осуществлению плана. С: Я бы хотел ознакомиться с документами, которые уже получили огласку. ДП:Он знает, что производит массу бракованной продукции, которая не проходит технический контроль, и что перед нами стоит проблема невыходов на работу. С: Отлично! (Встает так, будто готов идти) (После этого диалога директор персонала сообщил группе, что сотрудник сказал «Отлично!» слишком рано - может быть, сотруднику все и было понятно, но не самому директору.) ЭТАП 2 (сотрудник и начальник производства) Начальник производства: Добро пожаловать. Вы решили облегчить мне работу. Если вы предложите мне тренинги, я буду просто счастлив. Но у меня нет никакого опыта в этой области. Что вы хотите предложить? Сотрудник: У меня есть информация, полученная от моего директора, но я хотел бы выслушать вашу точку зрения. НП: Значит, ваш начальник не проинформировал вас? С: Я знаю о том, что у нас проблемы с возвратами и некомплектом продукции, а также о высоком уровне невыходов на работу. Причин тому может быть две: 1) отсутствие мотивации и преданности делу, 2) недостаточная профессиональная подготовка для конкретных операций. НП: Широкий подход. Почему бы вам не расширить поле и не включить в проблему руководителей? С: Руководителей я бы тоже хотел задействовать. НП: Присоединяюсь к вашему мнению - руководителям подразделений тоже не мешало бы подучиться. У вас есть опыт в данной области? С: Конечно… но не в этой области, - я еще новичок. НП: Однако в ваши обязанности это входит? С: Разумеется, да. НП: Что ж, в таких условиях мы сможем что-нибудь придумать, ведь это классическая проблема. С: Давайте я подготовлю для вас необходимые документы. Если вы позволите мне принять участие в проекте, я мог бы провести ряд интервью, задать нужные вопросы и представить на ваше рассмотрение план и аналитическую информацию. Можете ли вы подсказать мне, к кому обратиться? НП: Подождите минутку. Я хочу понять, сколько это будет стоить, каково соотношение ожидаемой прибыли с затратами и т. д… прежде чем подключу к этому делу людей. Только после того, как я приму решение, мы сможем составить окончательный бюджет и план проекта. (Исходя из задач ролевой игры, было решено, что сотрудник должен согласиться на «гипотетический» план, чтобы представить его на рассмотрение своему начальнику.) С: Я составил план. Показать его вам? (Сотрудник предпринимает попытку сделать еще один шаг в нужном направлении.) НП: (берет план из рук сотрудника) Спасибо… (просматривает) У меня будет небольшое замечание… широкий размах… составлено неплохо… и достаточно подробно… но мне кажется, что здесь несколько нарушен масштаб по отношению к реальности. С: Вы не могли бы выразиться поконкретнее? Вы сказали «широкий размах»? НП: Я скажу короче: расходы - 100 ООО долларов, план -300 ООО долларов. Если этот план рассчитан на то, чтобы избежать убытков, то мне придется оправдывать его три года. Должен согласиться, что это долгосрочное предложение достаточно интересно… однако проблема убытков превращается в проблему политики компании. Мне придется идти к вашему начальнику. Этот план предполагает, что фабрика будет работать еще долгие годы и что руководство хочет этого. С: Позвольте добавить кое-что. Если мы хотим обсудить план с моим начальником и найти решение, которое устроило бы всех, стоит согласовать наши действия. Давайте представим на это совещание какие-то выводы. Мы могли бы снизить расходы, обучая не каждого из сотрудников, а всего лишь некоторых из них. НП: Я понимаю, как важно найти компромиссное решение, но вы считаете, что план можно сократить и, тем не менее, достичь моей цели? Я надеялся на то, что план будет полностью соответствовать поставленным задачам. Мне представляется, что он ставит иные цели, чем я просил. С: Я всего лишь предлагаю, чтобы мы попытались уравновесить производительность и бюджет… мы могли бы найти какое-то решение. НП: Все еще не понимаю. Мне кажется, вы воспользовались возможностью сделать больше, чем от вас требовалось. Почему я должен снизить производительность? Я просил о минимуме, необходимом для повышения производительности. Пойдемте к вашему начальнику. ЭТАП 3 (начальник производства, директор службы персонала и сотрудник встречаются в одном кабинете) Сотрудник: (Пытается сесть рядом со своим начальником) Мне лучше сесть здесь? Директор службы персонала: Что вы делаете? Сядьте там (напротив начальника производства). Начальник производства: Ваш сотрудник пришел ко мне и представил план, который выходит за рамки моего бюджета. Я не могу позволить выполнять этот план ради кратковременной цели. ДП: Извините. У меня не было возможности обсудить этот вопрос с моим сотрудником. Что это за план? С: План связан с управлением человеческими ресурсами, навыками лидерства и управления и предназначен для фабричного руководства. ДП: (сотруднику) Дело приняло какой-то новый оборот? С: Нет, наше первое впечатление подтвердилось. НП: Все верно… Замечательно… Ну меня убытки на $100 ООО и план, который стоит втрое дороже. Он утверждает, что на этом организационном плане будет основана «фабрика будущего». Вы уверены, что она выживет? Если идея стоит этих денег, то нужно искать деньги, но только не целиком из моего кармана. ДП: Идея стоит того, поскольку нам необходима стабильность. Вы ссылались на проблему денег. Очевидно, что ее нельзя сводить к бюджету. В тот момент, когда мы примем решение об осуществлении проекта, нам придется найти и достаточное финансирование - либо бюджетное, либо какое-то другое. Что касается ваших целей, это может несколько замедлить вашу работу, поскольку нам придется отрывать людей отдел ради обучения. Однако не кажется ли вам, что этот план позволит справиться и с вашими проблемами? НП:Если моя задача - снизить количество бракованной продукции, то план ей не соответствует - слишком много, времени, 'людей, затрат. Однако, если принять во внимание не убытки, а обучение… ДП:Давайте проведем еще одно различие: убытки - всего лишь одна сторона проблемы; другая ее сторона - невыходы на работу. Нам кажется, что обучение мотивирует людей, поскольку они начинают в большей степени ощущать себя частью компании… НП:Да, но тогда я хочу, чтобы план рассматривался как часть политики компании и его бюджет покрывался за счет каких-то других отделов… |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|