|
||||
|
6* 8. Теперь посмотрите вверх, глубоко вздохните, поднимите руки над головой и разведите их в стороны, открывая себя системе, которая больше, чем вы сами (назовем это «вселенский разум», «дух», «коллективное сознание» и т. д.). Отметьте, что ваша «сущность» или «энергия» не одинока. Это часть большей «области» сознания, энергии или духа. Представьте, что вы ощущаете связь с «энергией» из этой области. Когда вы ощутите эту связь, поместите руки на темя. Пусть это прикосновение передаст вашу связь с чем-то вне вас самих. 9. Позвольте рукам мягко возвратиться назад, останавливаясь на каждом уровне вашего существа и привнося ощущение этой «области» во все аспекты вашей идентичности. • Перемещая руки вниз, прикоснитесь к центру лба. Установите тем самым связь между ощущением этой области и вашим переживанием своей «души», «сущности» или «центра». Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения. • Теперь прикоснитесь к нижней части горла. Установите связь между ощущением этой области и центром вашего я-образа и я-кон-цепции. Снова наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения. • Затем прикоснитесь к груди на уровне сердца и представьте область, соединяющую горло с сердцем, ценностями и убеждениями, испытывая глубокое чувство конгруэнтности. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения. • Прикоснитесь к диафрагме, воображая, как эта область движется через ваш дух, сердце и разум в центр тела. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения. • Теперь прикоснитесь к нижней части живота и представьте, как эта область заполняет каждую клетку вашего тела и физического существа. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения. • Наконец, положите ладони на бедра. Почувствуйте, как эта область или коллективная энергия заполняет все ваше тело и вытекает наружу через ноги. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения. 10. Проделав все это, верните руки в «нейтральную/отдыхающую» позицию на колени и потратьте некоторое время, чувствуя и осознавая ощущение сосредоточенности, цельности и выравнивания. Вообразите, что это состояние может быть для вас «голографическим» ресурсом, то есть ресурсом, в котором содержатся все другие ресурсы. Когда вы сумеете войти в это состояние, оно откроет вам путь ко всем другим ресурсам. Создайте символ, представляющий это состояние, который вы сможете использовать как якорь, чтобы быстро и легко вернуться в него. Инструментарий спонсорства: активное сосредоточение Быть сосредоточенным и внутренне конгруэнтным – фундаментальный навык спонсорства. Это также очень полезное ресурсное состояние. Например, люди, которые занимаются боевыми искусствами (карате, дзюдо, кунг-фу и т. д.), часто говорят о важности «сосредоточения» и спокойствия даже во время напряженных соревнований. Они утверждают, что «если вы отдаете ваш центр противнику, считайте, что проиграли». Теряя свой центр, вы начинаете терять другие ресурсы и часто действуете против самих себя. Предлагаем вам инструмент, с помощью которого можно применить опыт сосредоточенности, чтобы более ресурсно реагировать на сложные ситуации. 1. Предложите клиенту идентифицировать сложный контекст, в котором ему трудно оставаться сосредоточенным и ресурсным, и ассоциироваться с ним. 2. Попросите клиента выйти из этого опыта и войти во внутреннее состояние, в котором он чувствует себя выровненным, расслабленным и сосредоточенным. Это можно сделать, используя символ-якорь из процесса «Источник ваших ресурсов», если клиент уже прошел через эту процедуру. 3. Когда клиент готов, начните физически толкать и тянуть клиента в различных направлениях и с разных сторон (от плеч, талии, груди, со спины, с боков, из стороны в сторону и т. д.), в то время как он пытается сохранить физическую и умственную сосредоточенность, равновесие и выравнивание. Когда клиент уверится в своей способности оставаться в этом состоянии, можно усложнить задачу и толкать или тянуть его немного сильнее. 4. Когда клиент почувствует себя готовым, предложите ему удерживать сосредоточенное состояние, вернуться в сложную ситуацию и отметить, как изменились его переживания. Как правило, он ощутит куда больше сил, чтобы справиться с тяжелой для него ситуацией ресурсным образом. Инструментарий спонсорства: слушание Стивен Гиллиган утверждает, что спонсоры преобразовывают других прежде всего признанием или «видением» чего-то в них скрытого, служа им затем своего рода точкой референции. В число методов, позволяющих спонсорам всегда вовремя приходить на помощь клиентам, входит слушание. Ключ к слушанию, с точки зрения спонсорства, заключается в том, чтобы оставаться сосредоточенным на своем «центре» при одновременном полном контакте с клиентом. Это позволяет создавать и поддерживать «пространство», в котором клиент сможет искренне размышлять и говорить с точки зрения собственного центра. Слушание из центра позволяет вам «проникаться» тем, что говорит ваш клиент, и стимулирует любопытство и восприимчивость. Слушающее партнерство является способом применить этот тип слушания как простой, но эффективный инструмент спонсорства и «взаимного спонсорства». Понятие «слушающее партнерство» было сформулировано Патти Випфлер из Института лидерства родителей в Пало-Альто, штат Калифорния. По Випфлер (Wipfler, 1989), «слушание – это мощный инструмент, который может пригодиться родителям [и другим людям] для помощи в обучении и снятия стресса». Она утверждает, что все мы имеем «естественную способность помогать друг другу путем слушания, и когда эта способность со временем развивается, мы становимся более ресурсными, лучше способны эффективно заботиться о людях, и… более уверены в себе…» Випфлер поощряет людей создавать простую, но мощную структуру, которая якорит и направляет способность слушать, формируя «слушающее партнерство». Соглашение [в слушающем партнерстве] состоит в периодическом взаимном выслушивании… Это выслушивание осуществляется по очереди. Один человек говорит, а другой слушает и проявляет свое участие: Слушатель не дает никаких советов, не делает никаких полезных намеков и не задает никаких вопросов, чтобы удовлетворить свое любопытство. Он полон уважения и понимания. Слушатель исходит из базового допущения, что возможность высказаться поможет другому человеку классифицировать свой опыт и чему-то научиться на нем. Когда время истекает, эти двое меняются ролями, и человек, который слушал, затем имеет возможность проанализировать свои переживания, чувства и мысли, рассчитывая на полное внимание со стороны слушающего партнера. Эта возможность подумать о себе и собственной жизни, когда тебя никто не прерывает,… помогает нам распутать сложный клубок переживаний, чувств и ожиданий, которые могут вносить сумятицу в наши [мысли и] отношения… Когда мы можем подробно проанализировать свои переживания, мы освобождаемся от них, чтобы думать о новых подходах, решать проблемы и целенаправленно действовать, когда возникают сложные ситуации. Этопомогаетнамдуматьиучиться. {Listening: A Tool For Caring Parents, Wipfler, P., Parents Leadership Institute, Palo Alto, CA, 1989.) Ключ к установлению эффективного слушающего партнерства опять же состоит в создании и поддержании для говорящего «пространства», в котором он смог бы размышлять непринужденно и естественно. Этому могут помочь первые четыре навыка спонсорства: • быть сосредоточенным и внутренне конгруэнтным; • оставаться в контакте с другим человеком; • проявлять любопытство к другому человеку; • быть восприимчивым к тому, что говорит другой человек. С точки зрения НЛП, играя роль «спонсора» в слушающем партнерстве, полезно также принять следующие убеждения. Убеждения спонсора (слушающего партнера): Человек, которого я слушаю, умен. Он совершает «путешествие героя». Этот человек может решить свои проблемы, если сумеет их как следует обдумать. Самое важное для этого человека - мое присутствие и пристальное внимание. Сейчас для меня это самое важное дело. У меня есть время. Это время - подарок. Мое время, потраченное на слушание, ценно, это вовсе не пустая трата времени. То, что скажет этот человек, обогатит меня. Ничто не случайно. Каждая деталь существенна. Все может быть метафорой чего угодно. Я чувствую себя щедрым и благодарным этому человеку. Установление слушающего партнерства среди членов команды может быть мощным способом поощрить взаимное спонсорство и установить культуру спонсорства. Инструментарий спонсорства: упражнение «я вижу» и «я ощущаю» Спонсорство включает видение и подтверждение позитивных качеств в других людях. Один из способов поощрить взаимное спонсорство среди членов группы состоит в том, чтобы предложить им поупраж- няться в наблюдении за своими товарищами и в отчетах о том, что они видят и что им нравится в этих людях. Так как спонсорство касается наблюдения и поддержки людей на уровне идентичности, полезно предложить людям отметить позитивные характеристики как на внешнем, так и на более глубоком уровне. Следующий процесс разработал тренер НЛП Роберт Макдоналд. Это упражнение поощряет людей спонсировать друг друга, заставляя их фокусироваться на том, что они воспринимают и что им нравится друг в друге. Лучше всего провести его в группе из пяти или шести человек. Члены группы по очереди играют роль человека А, который должен сосредоточенно наблюдать за остальной частью группы. Начиная с левой стороны от А и далее по часовой стрелке каждый член группы должен прокомментировать одно качество, которое он Следует использовать следующий формат: «Я вижу____________________, и мне это нравится». «Я чувствую, что вы____________________, и мне это нравится». Повторяйте процедуру, пока каждый член группы не получит возможность побыть человеком А и получить подобные комментарии от всех других. Путешествие героя Управление процессом личностного роста и изменения жизни можно уподобить тому, что Джозеф Кэмпбелл назвал «путешествием героя» (Campbell, 1988). Кэмпбелл занимался поиском соответствий в мифах и рассказах об изменениях, которые встречаются в различных культурах. Он исследовал истории реальных и мифических героев, охватывавшие все возрасты, культуры, религии и тендеры. Кэмпбелл обнаружил, что некоторые темы во многих культурах повторяются и, следовательно, существуют глубокие нити, соединяющие все человечество и отражающие весь путь, который мы проходим от рождения до смерти, независимо от индивидуальных обстоятельств. Так же как мы одинаково рождаемся и одинаково умираем, есть и другие глубокие паттерны, удерживаемые в коллективной памяти биологического вида homosapiens. Кэмпбелл описал общие черты жизненного пути разных людей в терминах шагов «путешествия героя» – последовательности событий, которые, по всей видимости, существуют в мифах и легендах любой культуры. Введенное Кэмпбеллом понятие путешествия героя дает коучам и спонсорам превосходную дорожную карту, которая поможет их клиентам справиться с трудностями изменения, особенно изменения на уровне идентичности. По Кэмпбеллу, основные шаги путешествия героя включают: 1. Понимание своего призвания, которое касается идентичности, цели жизни или миссии. Мы можем либо принимать, либо игнорировать свое призвание. 2. Принятие призвания приводит к тому, что мы сталкиваемся с границей или порогом наших способностей или карты мира. Попытка игнорировать призвание часто ведет к формированию или интенсификации определенных проблем или симптомов. 3. Пересечение порога переносит нас на некоторую новую жизненную «территорию» вне текущей зоны комфорта; это территория, которая вынуждает нас расти и развиваться и требует, чтобы мы искали поддержки и руководства. 4. Отыскание опекуна, ментора или спонсора часто естественно следует из того, что человек отважно перешагивает порог. Как говорится, «когда ученик готов, появляется и учитель». Поскольку территория за порогом для нас нова, мы не можем знать заранее, в каком опекунстве мы будем нуждаться и кем будут наши опекуны. 5. Столкновение с вызовом (или «демоном») – также естественный результат пересечения порога. «Демоны» – это не обязательно зло или что-то плохое; это просто определенный тип «энергии» или «силы», с которой мы должны научиться бороться или принимать ее. Часто это просто отражение одного из наших собственных внутренних страхов и депрессии. Нередко демон – выражение некоторого типа негативного спонсорского сообщения, полученного в ответ на внешний вызов либо от самого себя, либо от значимого другого. 6. Преобразование «демона» в ресурс или советника обычно достигается следующими способами: • развитием специальных навыков; • обнаружением специального ресурса или инструмента. 7. Выполнение задачи, соответствующей нашему призванию, и нахождение способа реализовать призвание в основном достигается путем создания новой карты мира, которая учитывает наше развитие и открытия в ходе путешествия. 8. Отыскание пути домой, когда мы стали преобразованным человеком, и передача другим знаний и опыта, полученных в результате путешествии. Хотя путешествие героя – метафора, оно охватывает значительную часть действительности, с которой сталкиваются клиенты, пытаясь проложить дорогу к лучшему будущему и бороться с сомнениями в возможности изменения. Понятие «призвания», например, ясно символизирует видение и миссию клиента, команды или организации. «Порог» представляет новую территорию, а также неизвестные и неопределенные элементы, с которыми должен столкнуться клиент, чтобы воплотить видение и миссию в действия. Символ «демона» отражает сложности потрясений, соревнования, внутренней политики и других препятствий и кризисов, которые возникают по вине обстоятельств, находящихся вне нашего контроля. Именно здесь мы противостоим «негативному спонсорству» – сообщениям, поступающим либо из нас самих, либо от значимых других, которые подразумевают следующее: «Вас здесь быть не должно», «Вы недостойны существования», «Вы некомпетентны», «Вы никогда не станете хорошим», «Вы нежеланны» и т. д. Демон – это, в конечном счете, все, что выступает против нас или отрицает нас как героев, которые могут внести вклад в дело. К ресурсам, которые помогают нам пересечь порог и попасть на новую территорию, а также преобразовывают «демона», относятся ценности, поведенческие навыки и методы ведения дел, которые мы способны привести в действие, чтобы справится со сложностями, неуверенностью и сопротивлением. Это область, где мы сами должны вырасти, чтобы развить гибкость и увеличить необходимое разнообразие, необходимое для успешного передвижения по новой территории и преодоления возникающих на пути препятствий. «Опекуны» – это спонсоры и установленные нами отношения, которые помогают нам развить нужные навыки, верить в себя и оставаться сосредоточенными на целях. Коучи иногда испытывают соблазн считать клиента жертвой, а себя – «героем», который убьет «демона» клиента с помощью своих замечательных методов коучинга. Однако важно иметь в виду, что героем является именно клиент, а коуч – это опекун. Наша работа в качестве коучей и спонсоров состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать свое путешествие героя и поддерживать его в этом путешествии. Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя Хотя данное Кэмпбеллом описание путешествия героя начинается с понимания и принятия «призвания», реальная жизнь часто призывает нас к такому путешествию, сначала бросая нам вызов. Многие герои, появившиеся в результате террористических атак 11 сентября 2001 года, например, пустились в свое путешествие в результате прямой конфронтации с «демоном». Они должны были столкнуться со своим порогом и осознать свое призвание в ситуации кризиса. Такое также часто случается с нашими клиентами. Именно кризис показывает человеку его призвание. Конечно, преодоление любого кризиса – это путешествие героя в себе и вне себя. Чтобы помогать клиентам исследовать и подготовить себя к основным испытаниям путешествия героя, выберите проект, переходный период или инициативу, в которых они в настоящее время задействованы или которые они планируют, и задайте следующие вопросы: 1. С каким «демоном» (вызовом) вы должны столкнуться? В какой ситуации вы чувствуете себя больше «жертвой», чем «героем»? [Обычно это будет ситуация, в которой клиент противостоит некоторому типу негативных спонсорских сообщений, исходящих в ответ на внешний вызов либо от себя, либо от значимого другого.] 2. Каков ваш «порог»? Какова неизвестная территория вне зоны комфорта, в которую: а) вас вынуждает войти кризис или б) вы должны войти, чтобы преодолеть кризис? 3. Учитывая «демона», с которым вы должны столкнуться, и порог, который вы должны пересечь, – что является «призывом к действию», что вы «призваны» сделать или кем вы «призваны» стать? (Часто полезно ответить на этот вопрос в форме символа или метафоры; например: «Я призван стать орлом/воином/магом и т. д.».) 4. Какие ресурсы у вас есть и какие вы должны развить более полно, чтобы противостоять вызову, пересечь порог и реализовать свое призвание? 5. Кто является (или будет) вашим «опекуном» для получения этих ресурсов? Когда клиент идентифицировал своих опекунов, попросите его представить, где они должны быть физически расположены вокруг него, чтобы лучше всего оказывать поддержку. По очереди переместите клиента на место каждого из опекунов и предложите ему посмотреть на себя их глазами (из второй позиции). Какое сообщение или совет дает клиенту каждый опекун? Предложите клиенту вернуться к своей собственной точке зрения (первая позиция) и получить это сообщения. Инструментарий спонсорства: начало путешествия героя Закончив помогать клиенту нанесение на карту его путешествие героя, вы можете помочь ему начать это путешествие, руководя им с помощью следующего формата. В этой процедуре физическая линия вре- |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|