95

Контекст:


Контекст:

Персона 1 Персона 2

Каковы ваши цели?

Как вы узнаете, что достигли своих целей? '

Что вы делаете, чтобы достичь своих целей?

Что вы делаете, если не достигаете своих целей?


руют на «неудачу» в достижении своих целей. Эта реакция существенна для успешной работы. Успешные исполнители учатся на своих ошибках, но не «застревают» на них.

Было проведено интересное исследование хороших и посредственных спортсменов, иллюстрирующее эту мысль. Когда у хороших спортсменов брали интервью об их успехах, они становились очень активными и заинтересованными и могли вспомнить любую деталь. Однако когда их спрашивали о неудачах, они были более сдержанными, неопределенными и незаинтересованными.

С другой стороны, когда посредственных спортсменов спрашивали об их успехах, они становились более сдержанными, неопределенными и незаинтересованными. Однако когда их спрашивали о неудачах, они были активными и заинтересованными, вспоминая и вновь переживая каждую неприятную деталь.

Есть одно изречение, которое гласит: «Энергия течет туда, куда направлено внимание». Ключ к научению на ошибках состоит в том, чтобы отойти от них на определенную эмоциональную дистанцию, увидеть, чему можно на них научиться, и не потерять связь со своими успехами. Коучи, чтобы помочь своим клиентам достичь этого, могут использовать следующий простой двухшаговый процесс:

1. Думайте о своих ошибках, как будто вы видите себя на видео и

смотрите на себя так, как если бы вы сами были хорошим коучем, дающим себе конструктивную обратную связь.

2. Когда вы вспоминаете о своих успешных действиях, представьте себя вновь делающим это.

Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях

Как показывает предыдущее упражнение, на наше восприятие ситуаций и переживаний значительное влияние оказывает точка зрения или позиция, с которой мы рассматриваем их. Способность принимать различные точки зрения на ситуацию – важнейший элемент нашей «внутренней игры», связанной с конкретной ситуацией или действием. Фактически, существуют несколько основных «позиций восприятия», с которых можно рассматривать любую ситуацию или взаимодействие.

«Позиция восприятия» – это по сути конкретная перспектива, или точка зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или отношения между людьми. В НЛП выделяют несколько основных позиций восприятия конкретного опыта. Первая позиция предполагает восприятие своими собственными глазами, «от первого лица». Вторая позиция предполагает переживание чего-либо, как если бы мы «встали на место другого человека». Третья позиция предполагает восприятие своих отношений с людьми с точки зрения «стороннего наблюдателя». Понятие четвертой позиции касается чувства целой системы или «области отношений» (чувства коллективного «мы»), полученного в результате синтеза трех предыдущих позиций.

Подобно всем другим выделяемым в НЛП качествам, позиции восприятия характеризуются определенными физическими, когнитивными и лингвистическими паттернами. Эти паттерны кратко охарактеризованы в следующих описаниях.

Первая позиция - это вы, находящийся в границах вашего собственного тела, в вашей привычной позе. Когда вы полностью ассоциированы с первой позицией, вы будете использовать такие слова, как «мне» и «я» при обращении к вашим собственным чувствам, образам и идеям. В первой позиции вы переживаете коммуникацию с вашей собственной точки зрения: видя, слушая, осязая, чувствуя на вкус и обоняя все, что происходит вокруг и внутри вас. Если вы действительно находитесь в первой позиции, вы будете не видеть себя, а являться собой, глядя на мир через ваши собственные глаза, слыша собственными ушами и т. д. Вы будете полностью ассоциированы с собственным телом и вашей картиной мира.

Вторая позиция характеризуется способностью принять точку зрения другого человека в процессе взаимодействия. (Если во взаимодействии участвуют несколько человек, могут быть и множественные «вторые позиции»). Это временная позиция для сбора информации. Вы перемещаетесь в позицию восприятия другого человека, принимая его позу тела и мировоззрение, как если бы вы были этим человеком. Во время коммуникации вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус


и запах с точки зрения другого человека, то есть вы как бы «влезли в чужую шкуру», «сидите с другой стороны стола» и т. д. Во второй позиции вы будете воспринимать мир через глаза, мысли, чувства, убеждения и т. д. другого человека. В этой позиции вы будете отделены от себя и ассоциированы с другим человеком. Вы будете рассматривать ваше «я» в «первой позиции» как «вы» (в противоположность «я» или «мне») и говорить о нем во «втором лице». Временное принятие позиции другого человека – замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны петли коммуникации. (После того как вы приняли точку зрения другого человека, важно убедиться в том, что вы полностью возвратились на свою изначальную позицию с информацией, которая поможет вам в дальнейшей коммуникации.)

Занимая третью позицию, или позицию «наблюдателя», вы временно оказываетесь вне петли коммуникации, чтобы собрать информацию, как если бы вы были свидетелем, а не участником взаимодействия. Ваша поза будет симметричной и расслабленной. В этой позиции вы будете видеть, слышать, осязать, чувствовать вкус и запах с точки зрения заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Вы будете говорить о людях в «третьем лице», используя слова «она» и «он» при обращении к тем, кого вы наблюдаете (включая и самого себя). Вы будете отделены от взаимодействия, занимая «ме-тапозицию».

Эта позиция дает вам ценную информацию о соотношении сил в петле коммуникации. Информацию, собранную с этой точки зрения, можно перенести в вашу первую позицию и использовать наряду с информацией, собранной во второй позиции, чтобы улучшить качество вашего состояния, взаимодействия и отношений в рамках петли коммуникации.

Четвертая позиция предполагает синтез описанных выше трех точек зрения. Это создает чувство «целой системы». Этот процесс включает идентификацию с самой системой или отношениями, в результате чего человек ощущает себя частью коллектива. Это характеризуется словом «мы» (множественное число первого лица). Четвертая позиция необходима, чтобы создать «общее мнение» или «командный дух».

Таким образом, позиции восприятия – это основные точки зрения, которые вы можете принять, рассматривая отношения между вами и другим человеком.

Первая позиция. Ассоциация с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и допущениями; видение внешнего мира своими собственными глазами – «я»-позиция.

Вторая позиция. Ассоциация с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека, видение внешнего мира его глазами – «вы»-позиция.

4 Коучиш с помощью Н-'! II

Третья позиция. Ассоциация с точкой зрения вне отношений между вами и другим человеком – «они»-позиция.

Четвертая позиция. Ассоциация с точкой зрения всей системы – «мы»-позиция.

Как указывают приведенные выше описания, позиции восприятия характеризуются и выражаются ключевыми словами – «я», «вы», «они» и «мы». В некотором смысле эти ключевые слова представляют собой метасообщения, которые могут помочь вам распознавать и направлять позиции восприятия, занимаемые людьми в процессе конкретного взаимодействия. Например, человек, часто использующий слово «я», с большей вероятностью будет говорить со своей точки зрения, чем человек, использующий слово «мы», при обсуждении каких-либо идей или предложений. Человека, «застрявшего» в одной позиции восприятия, можно стимулировать изменить точку зрения с помощью ненавязчивого использования следующих языковых сигналов.

Например, человек занимается коучингом проектной команды, и один из членов этой команды чересчур критически настроен по отношению к некоторой идее или плану и говорит примерно следующее: «Я не думаю, что это вообще будет работать», – что указывает на сильную реакцию с «первой позиции». Коуч мог бы помочь этому человеку переместиться на более «системную» позицию, сказав: «Я понимаю, что вы очень беспокоитесь об успехе этого плана. Как, по-вашему, мы можем подойти к его разработке, чтобы он оказался более эффективным?»

Чтобы перевести человека в позицию наблюдателя, коуч может предложить: «Представьте, что вы консультант этой команды. Какие бы вы предложили способы повышения эффективности совместной работы?» Чтобы поощрить критически настроенного человека перейти во «вторую позицию», коуч может сказать: «Встаньте ненадолго на мое место (или на место одного из других членов команды). Как, по-вашему, я отреагировал бы на вашу обеспокоенность?»

Способность менять позиции и принимать множественные точки зрения на некоторую ситуацию или переживание – ключевой элемент «внутренней игры» выполнения работы и один из самых важных навыков коммуникации и межличностных отношений. Коуч же может помочь клиентам использовать и развить его.

Вторая позиция

Как мы установили в предыдущем разделе, вторая позиция предполагает наличие способности принимать точку зрения другого человека, или «позицию восприятия», в рамках конкретной ситуации или взаимодействия. Это включает изменение своей позиции и рассмотрение

ситуации, как если бы вы были другим человеком. Во второй позиции вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус и запах с точки зрения другого участника взаимодействия; вы «влезаете в его шкуру», «становитесь на его место», «сидите с другой стороны стола» и т. д.

Вторая позиция предполагает ассоциацию с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека и видение внешнего мира его глазами. В этой позиции вы отделены от самих себя и ассоциированы с переживаниями другого человека. Находясь во второй позиции, вы говорите: «Ты являешься…», «Ты выглядишь…» и т. д., обращаясь к своему собственному «я», находящемуся в первой позиции.

Способность занять вторую позицию в общении с другими людьми и воспринять их картину мира – основа сочувствия и эмпатии. Это сущность «золотого правила»: «Поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Вторая позиция также необходима для любого эффективного моделирования. Кроме того, временное принятие позиции другого человека – это замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны петли коммуникации или взаимодействия.

Умение занимать вторую позицию – важный навык для многих профессий. Хорошие менеджеры и лидеры, например, часто говорят о необходимости оказаться «в голове» своих сотрудников, или «войти в пространство чувств» других людей. В интервью журналу Speakв 1998 году адвокат по криминальному праву Тони Серра говорил:

Когда вы представляете интересы обвиняемого… вы становитесь им, чувствуете, как он, встаете на его место, видите его глазами и слышите его ушами. Вы должны полностью знать его, чтобы понимать характер его поведения. Но вы владеете «словом». То есть вы можете перевести его чувства, мысли и образ мышления как компоненты, релевантные его поведению, в юридический жаргон, в слова закона или в убедительные метафоры. Вы берете «глину» поведения человека и приукрашиваете ее, вы создаете произведение искусства. И в этом проявляется творчество адвоката.

Способность занять вторую позицию – важный навык как для коучей, так и для их клиентов.

Инструментарий обучения: построение взгляда из «второй позиции»

Процесс принятия второй позиции предполагает перенос вашего сенсорного опыта и ментальных карт на точку зрения другого человека. Это можно делать полностью или только частично. Например, если кто-то говорит: «На вашем месте я бы…», – то этот человек в действи-

тельности не находится во второй позиции. Человек, говорящий так, не принимает мировоззрение другого, а скорее проецирует свое мировоззрение на чужую ситуацию.

Высказывание: «С точки зрения этого человека, я вижу себя, стоящего там», – также указывает на то. что человек не полностью находится во «второй позиции». Упоминание «себя, стоящего там» говорит о том, что человек в большей степени идентифицируется со своей первой позицией. Это утверждение отражает вторую позицию, которая является скорее теоретической, чем воспринимаемой на уровне чувств. Для того чтобы полностью находиться во второй позиции, нужно видеть, слышать, ощущать и говорить с точки зрения другого человека (говоря: «Я вижу там этого человека», когда речь идет о вас самих).

Таким образом, можно находиться в «смешанных» или «искаженных» позициях восприятия. То есть человек может видеть и чувствовать ситуацию с его собственной первой позиции, но обращаться к себе на языке второй позиции (то есть говорить себе: «Будь осторожным, чтобы ты не допустил ошибку»). Способность сознательно полностью принимать вторую позиции или выбирать конкретные аспекты второй позиции – это навык, который можно развить посредством коучинга и практики.

Есть различные уровни и степени принятия второй позиции. Находясь у кого-то дома или на работе, вы занимаете вторую позицию на уровне окружения. Подражание действиям другого человека позволяет занять вторую позицию на поведенческом уровне. Понимание стратегий мышления другого и его ментальных карт – способ развить вторую позицию на уровне способностей. Для того чтобы занять вторую позицию на более глубоком уровне, нужно принять ценности и убеждения другого человека. Идентификация с другим человеком и принятие его личности предполагают вторую позицию на уровне идентичности.

Можно использовать следующий процесс, чтобы помочь клиентам построить полноценную вторую позицию на всех этих уровнях.

Попросите клиента выбрать человека, которого он хотел бы смоделировать или лучше понять. Выберите два физических местоположения: одно для клиента и одно для другого человека.

Предложите клиенту начать с «первой позиции». Пусть ваш кта-ент. стоя в «собственной позиции», опишет свои переживания в данном окружении, физическое состояние, мысли, убеждения, ценности, ощущение себя, своего видения и целей. Создайте якорь или «линию жизни» для этого местоположения «первой позиции».

Затем с помощью коучинга помогите клиенту начать постепенно принимать точку зрения другого человека, перемещаясь на место другого человека и предпринимая следующие шаги:

1. Представьте, что вы находитесь в том же окружении, что и другой человек. Где и когда это происходит?

2. Представьте, что вы находитесь на месте другого человека. Какие действия вы выполняете в данном окружении?

3. Представьте, что вы находитесь в сознании другого человека. Какие навыки и способности вам нужны, чтобы эффективно действовать в данном окружении?

4. Представьте, что вы находитесь в системе убеждений и ценностей другого человека. Какие у вас есть приоритеты и допущения, связанные с вашей работой?

5. Представьте, что вы приняли идентичность или роль другого человека. Как вы воспринимаете вашу миссию и самого себя как другого человека?

6. Представьте, что вы принадлежите той же системе, что и другой человек. Кто и что еще важно для достижения вашей цели или выполнения миссии?

Когда вы закончите, попросите клиента возвратиться в его первую позицию. Для этого он должен перейти из воображаемых местоположения, физического и внутреннего состояния другого человека в свои «местоположение» и состояние. Чтобы полностью перенести клиента обратно в его собственную позицию восприятия, используйте установленный ранее якорь или «линию жизни».

Часто полезно установить нейтральную «метапозицию» или «третью позицию» между местоположением «себя» и «другого». Вы можете использовать это третье местоположение как переходное состояние между точками зрения клиента и другого человека, чтобы обеспечить хорошее разделение этих двух позиций восприятия.

Инструментарий обучения: метакартирование

Метакартирование – это процесс, в котором применяются различные позиции восприятия. Этот процесс используется для того, чтобы помочь клиентам более эффективно реагировать на сложные взаимодействия, ситуации и отношения. Назначение метакарты состоит в том, чтобы помочь человеку выявить и затем изменить характеристики петель коммуникации, которые порождают или поддерживают проблемное взаимодействие.

Часто, когда мы испытываем трудности в общении, мы настаиваем на своей собственной точке зрения. Метакартирование начинается с признания этой позиции, но затем оно дает нам возможность уви-

деть взаимодействие с других точек зрения. В дополнение к определению «невидимых» (то есть психологических) влияний на ситуацию метакарта позволяет нам увидеть и изменить те способы действия, которые вносят вклад в создание наших проблем.

Конкретные этапы метакартирования были определены в результате моделирования работы успешных лидеров в различных организациях. В процессе моделирования их помещали в сложные и в значительной степени непредсказуемые ситуации межличностного взаимодействия. Затем лидеров спрашивали о том, как они мысленно готовились к встрече с трудностями.

Наиболее распространенной была следующая реакция:

Я думал о людях, участвующих в ситуации, и представлял их возможные действия, которые могли бы создать проблемы. Затем я посмотрел на себя и попытался увидеть, что я мог сделать в ответ и нравилось ли мне это. Я также пытался увидеть ситуацию с позиции другого человека и понять, какие мотивы могли бы стоять за его действиями. Затем я рассматривал ситуацию с точки зрения компании, чтобы понять, как разрешить ситуацию наилучшим образом для всех заинтересованных сторон. Сделав «домашнюю работу», я, наконец, думал о том, в каком внутреннем состоянии я хочу находиться и какое состояние поможет мне реагировать наиболее творчески и адекватно. Я полагал, что, если бы я был в неподходящем состоянии, я в любом случае не смог бы реагировать должным образом. Но если бы я был в нужном состоянии, ко мне пришла бы какая-нибудь хорошая идея, даже если бы случилось что-нибудь неожиданное.

Принимая множественные позиции восприятия, лидеры были способны настроить свою «внутреннюю игру» так, чтобы наиболее эффективно управлять ситуацией. Размышляя над такими примерами успешных действий, мы можем заключить, что основные элементы хорошей метакарты включают:

• идентификацию трудной или неоднозначной ситуации коммуникации;

• картирование динамики взаимодействия между самим собой, другим человеком и внутренним наблюдателем;

• принятие позиции другого человека и рассмотрение ситуации с его точки зрения;

• установление «метапозиции», с которой можно исследовать возникающие в рамках взаимодействия ментальные и физические паттерны, которые препятствуют устранению проблемы;

• рассмотрение возможных изменений в коммуникации, установках и внутреннем состоянии, которые могли бы сделать взаимодействие более спокойным и продуктивным.

Ниже приведен основной формат метакартирования, основанный jqo на стратегиях успешных лидеров. Этот формат можно преподать клиентам как эффективную стратегию обдумывания или планирования сложной ситуации или взаимодействия.

Базовый формат метакартирования

Этот процесс лучше всего применять в форме ролевой игры, во время которой клиент получает инструкцию перемещаться в различные местоположения и принимать различные позиции восприятия. Перед началом определите три местоположения в виде указанной ниже «психогеографии».

Дайте клиенту следующие (перечень) инструкции:

1. Подумайте о конкретной ситуации, в которой вы уже были или собираетесь оказаться, включая общение с «трудным» человеком.

2. Физически переместитесь в место первой позиции, приняв свою точку зрения во взаимодействии, как если бы «трудный» человек был там прямо сейчас и вы смотрели бы на него своими собственными глазами. Вспомните некоторые из поступков другого человека, создающие для вас сложности. Отметьте вашу внутреннюю реакцию, то есть что в настоящее время происходит в вашей «внутренней игре».

3. Теперь физически выйдите из места вашей первой позиции и перейдите на место второй позиции. Представьте, что вы заняли место другого человека и смотрите на себя его глазами. Примите позицию, стиль мышления, убеждения и допущения человека, как если бы вы на мгновение стали им. Какова точка зрения этого человека на взаимодействие? Что вы узнали о картине мира этого человека? Чем она отличается от вашей?

4. Физически переместитесь в место третьей позиции и рассмотрите отношения между вами и другим человеком, как если бы вы были

Три физических местоположения для формата метакартирования

наблюдателем, просматривающим видеозапись взаимодействия двух людей. Что вы заметили во «внешних» и «внутренних» играх двух человек, участвующих в этой петле коммуникации? Какие внутренние состояния и ресурсы вы хотели бы перенести в первую позицию, чтобы улучшить вашу «внутреннюю игру»? (Вы можете использовать методы «круга совершенства», якорения или перекрестного картирования, чтобы активизировать эти ресурсы.)

5. В качестве дополнительного шага примите позицию всей системы и рассмотрите, что наилучшим образом соответствовало бы интересам системы.

Отметьте, как принятие различных позиций восприятия изменяет ваш опыт взаимодействия.

Что нового вы узнали о себе, другом человеке или ситуации?

(Для более подробного знакомства с форматом метакартирова-ния см.: TheEncyclopediaofSystemicNLP, Dilts DeLozier, 2000.)

Инструментарий обучения: имажинерия

Другой очень полезный набор позиций восприятия входит в процесс имажинерии. Термин «имажинерия» был введен Уолтом Диснеем, чтобы описать процесс, с помощью которого он «создавал будущее», мечтая и затем воплощая мечты в реальность. Глубокое понимание процесса имажинерии отражено в высказывании одного из сотрудников Диснея: «…Фактически было три различных Уолта: мечтатель, реалист и разрушитель. Вы никогда не знали, кто из них придет на встречу». Имажинерия включает координацию этих трех стилей мышления: «мечтателя», «реалиста» и «критика», каждый из которых является ключевым компонентом успешной «внутренней игры» для достижения будущих целей.

«Мечтатель» без «реалиста» не может воплотить идеи в нечто материальное. «Критик» и «мечтатель» без «реалиста» только «застревают» в бесконечном конфликте. «Мечтатель» и «реалист» могут получить реальные результаты, но их идеи не будут хорошими без «критика». «Критик» помогает оценивать и улучшать продукты творчества (когда «критик» деструктивен, он «разрушитель», когда конструктивен, он «советчик»). Можно привести забавный пример предпринимателя, который гордился своими способностями к новаторскому мышлению, но не мог занять позицию «критика» и «реалиста». Люди, которые работали в компании, говорили: «У него каждую минуту возникают новые идеи,… и некоторые из них хороши».

Таким образом:

• «Мечтатель» без «реалиста» и «критика» – это всего лишь «мечтатель».

• «Реалист* без «мечтателя» и «критика» – это «робот».

• «Критик» без «мечтателя* и «реалиста» – это «разрушитель».

• «Мечтатель» и «реалист* без «критика» – это научно-исследовательский и опытно-конструкторский отдел. – они создают много опытных образцов, но для успеха им не хватает стандартов качества.

• «Реалист» и «критик› без «мечтателя» – это «бюрократия».

• «Мечтатель» и «критик* без «реалиста» – это «американские горки» мании и депрессии.

Эффективные инновации и решение проблем предполагают синтез всех этих процессов или стадий. «Мечтатель» необходим, чтобы формулировать новые идеи и цели. «Реалист» необходим как средство трансформации идей в конкретное воплощение. «Критик» необходим как фильтр для очистки идей и предотвращения возможных проблем.

Ниже приводится краткое изложение основных когнитивных и физических паттернов, связанных с каждым из этих ключевых стилей мышления.

Мечтатель

Стадия «мечтателя» ориентирована на более отдаленное будущее. Она предполагает мышление в терминах большей картины с целью создания новых альтернатив и вариантов. На стадии «мечтателя» акцент делается на репрезентации и расширении восприятия конкретного плана или идеи. На первичном уровне эта стадия сфокусирована на генерации содержания плана или идеи. По Диснею, функция «мечтателя» состоит в том. чтобы «ясно видеть в своем сознании место каждой части предприятия [или проекта]». Задачи «мечтателя» включают формулирование цели в позитивных терминах и установление смысла и выгод желаемого состояния.

Для того чтобы мыслить как «мечтатель», полезно держать голову приподнятой, смотреть вверх и занять удобную симметричную и расслабленную позу.

Реалист

Цель «реалиста» состоит в том. чтобы превратить мечту в выполнимый план или продукт. Как «реалист», вы должны действовать, «как если бы» мечта была возможна, и сосредоточиваться на шагах или действиях, необходимых для ее достижения. Ваше внимание должно быть прежде всего направлено на то. «как» осуществить план или идею.

Стадия «реалиста» больше ориентирована на продвижение к будущему, действия в более сжатых временных рамках, чем стадия «мечтателя». «Реалист» часто более сосредоточен на процедурах или действиях. Он прежде всего фокусируется на том, «как» осуществить план или идею.

Для того чтобы мыслить, как «реалист», следует сидеть, держа голову прямо, глядя перед собой, в симметричной позе, немного наклонясь вперед. Ваш когнитивный фокус должен быть направлен на действия, «как если бы» мечта была достижима, и рассмотрение того, как можно осуществить идею или план; необходимо выделять конк-. ретные действия и намечать краткосрочные шаги. Также полезно встать на место других людей, интересы которых затрагивает данный план, и взглянуть на него с нескольких точек зрения.

Критик

Стадия «критика» следует за «мечтателем» и «реалистом». Цель «критика» – оценить предложенный план или проект и найти потенциальные проблемы и «отсутствующие звенья». Для того чтобы быть успешным «критиком», важно принимать точки зрения людей, которые могут влиять (позитивно или негативно) на план или проект или зависеть от них, а также учитывать их потребности и реакции. Основная цель «критика» – найти возможные проблемы и отсутствующие звенья в конкретном плане или решении. Стратегия «критика» состоит в том, чтобы помочь избежать проблем, принимая различные точки зрения и находя отсутствующие звенья, логически рассматривая, «что может случиться, если возникнут проблемы».

Мышление «критика» предполагает угловатую позу, при которой взгляд направлен вниз, голова опущена и немного наклонена вбок, а одна рука касается подбородка или лица.

Использование имажинерии

Процесс имажинерии по существу включает разбивку мечты на этапы, необходимые для того, чтобы ее воплотить.

В следующей процедуре используются как физические аспекты, так и ключевые вопросы, чтобы выявить способность клиента быть «мечтателем», «реалистом» и «критиком» в течение творческого процесса планирования.

Эти вопросы были сформулированы, чтобы стимулировать стили мышления, связанные с «мечтателем», «реалистом» и «критиком». Однако важно иметь в виду, что с помощью вопроса для «мечтателя», на который отвечают, используя физиологию «критика», вряд ли можно получить достоверный ответ «мечтателя». Точно так же вопрос для

«критика» или «реалиста», на который отвечают в позе «мечтателя», не приведет к полноценному ответу. Таким образом, для коуча важно внимательно наблюдать за клиентом в течение этой процедуры, чтобы гарантировать, что клиент «не искажает» свои ответы, подсознательно смещаясь к несоответствующей физической позиции.

1. Для каждой стадии творческого цикла («мечтатель», «реалист» и «критик») коуч должен задать вопросы, соответствующие этой стадии (перечисленные в приведенном ниже рабочем бланке), и помочь клиенту следить за своими ответами.

2. Отвечая на вопросы, клиент должен принять и поддерживать соответствующие физиологию и стиль мышления, определенные ниже.

3. Коуч должен наблюдать за клиентом и следить, чтобы он поддерживал соответствующее состояние и «не искажал» его.

4. Пройдите несколько циклов этих стадий, чтобы последовательно приблизиться к плану.

Используйте следующий рабочий бланк для записи ответов на вопросы, заданные на каждой стадии цикла имажинерии.

Стадия «хочу» – «мечтатель»

Цели. Сформулируйте конкретную цель в позитивных терминах; установите выгоды от реализации этой идеи.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «мечтателя».

1. Что вы хотите делать? (В отличие от того, чего вы хотите избежать или не делать.)

Моя цель -____________________.

2. Почему вы хотите делать это? Каков желаемый результат? Мой желаемый результат -____________________.

3. Каковы выгоды этого действия?

Полезными последствиями этого действия будут____________________.

4. Как вы узнаете, что достигли этого? Доказательством этих выгод будет____________________.

6. Куда эта идея должна привести вас в будущем? Эта идея приведет меня к____________________.

5. Когда вы ожидаете получить эти выгоды? Этих выгод можно ожидать, когда____________________.

/. Кем вы хотите быть или на кого вы хотите походить в связи с реализацией этой идеи?

Я хочу быть____________________.

Стадия «как» – «реалист»

Цели. Установите временные рачки и вехи для продвижения вперед. Удостоверьтесь, что идея может быть инициирована и поддержана соответствующим человеком или группой и что продвижение к цели можно проверить через сенсорный опыт.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «реалиста».

1. Когда цель будет полностью достигнута? Общие временные рамки достижения цели -____________________.

2. Кто будет участвовать в достижении цели? (Назначьте ответственных и обеспечьте приверженность целям со стороны людей, которые будут выполнять план.)

Главными действующими лицами будут____________________.

3. Как именно будет осуществлена эта идея? Что будет первым шагом?

Шаги для достижения цели включают

Что будет вторым шагом?

Что будет третьим шагом?

4 Что будет текущей обратной связью, говорящей о том, что вы приближаетесь к цели или отдаляетесь от нее?

Эффективной обратной связью будет____________________.

5. Как вы узнаете, что цель достигнута?

Я узнаю, что цель достигнута, когда

Создайте графическую «раскадровку» вашего плана, находя или рисуя простые образы, чтобы представить шаги, требующиеся для достижения вашей цели или видения. Это может помочь заякорить ваш собственный план и облегчить коммуникацию с другими людьми. Используйте следующие рамки, чтобы нарисовать картины, представляющие три ключевых шага на пути к достижению цели или воплощению вашей мечты в жизнь. Напишите любые названия или комментарии на свободном месте под рамками.

Обратитесь к этой раскадровке при переходе к следующей стадии процесса – wкритику».

Стадия «рискуем» – «критик»

Цели. Удостоверьтесь, что план сохраняет любые позитивные побочные продукты текущего способа достижения цели.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «критика».

1. Чьи интересы затронет эта новая идея, и кто будет повышать или снижать эффективность идеи?

Этот план в наибольшей степени затронет интересы____________________.

2. Каковы их потребности и выгоды? Их потребности -____________________.

3. Почему кто-либо может возражать против этого плана или идеи? Кто-либо может возражать против этого плана, если____________________.

4. В чем состоит позитивная сторона существующего образа действий?

Существующий образ действий____________________.

5. Как вы можете сохранить эти выгоды, когда осуществите новую идею?

Эти выгоды будут сохранены путем____________________.

6. В каких условиях и при каких обстоятельствах вы не хотели бы осуществлять этот план или идею?

Я не хотел бы осуществлять этот план при условии____________________.

7. Что в настоящее время необходимо для выполнения плана или чего в нем недостает?

В настоящее время хтя выполнения плана необходимо____________________.

Примечание. Я разработал программу пя операционных систем Macintoshи Windows, которая проводит людей и группы через процесс имажинерии Диснея. Эта программа доступна по адресу:

Journey to Genius

P.O. Box 67448

Scotts Valley, California 95067-7448 E-Mail: info@journeytogenius.com Homepage: http://www.journeytogenius.com

Резюме

Итак, обучение предполагает оказание помощи клиентам в развитии когнитивных способностей, которые позволят им улучшить свои результаты. Находясь в роли преподавателя, коуч сосредоточивает внимание на «внутренней игре клиента», поддерживая в нем мысленную готовность проявлять максимум энергии.

Хорошие преподаватели понимают, что люди имеют различные стили научения, основанные на предпочитаемых репрезентативных каналах (зрение, слух, осязание и т. д.). Вопросы для оценки стиля научения помогают коучам лучше распознать стили научения клиентов и приспособиться к ним, поддерживая их сильные стороны и развивая недостающие качества.

Хорошие преподаватели также помогают людям развивать новые стратегии для того, чтобы «научиться учиться». Визуализация успеха и ментальное повторение – это инструменты преподавания, которые позволяют клиентам тренировать и усовершенствовать какой-либо процесс или деятельность в своем сознании перед реализацией их на практике, что значительно увеличивает шансы на успех.

Управление состояниями – ключевой элемент «внутренней игры» выполнения работы. Такие процессы, как «круг совершенства», учат клиентов распознавать состояния совершенства и вновь получать доступ к ним, что может улучшить их результаты в различных ситуациях и контекстах.

Модель Т.О.Т.Е. - основа петли «коучинг – моделирование», обеспечивающая простую структуру и набор вопросов, которые могут использоваться преподавателями для помощи клиентам в определении ключевых факторов успешной деятельности у себя и других людей и которые затем могут быть перенесены в другие контексты и условия окружения.

Успешные исполнители учатся на своих ошибках, но не «застревают» на них. Хорошие коучи поощряют клиентов воспринимать ошибки как обратную связь, а не как неудачи, и помогают клиентам учиться на ошибках, воспринимая их спокойно и в то же время не забывая о своих успехах.

Способность занимать различные позиции восприятия – другой ключевой элемент «внутренней игры» человека. Способность рассмат-

ривать ситуацию с первой («я»), второй («другой») и третьей («наблюдатель») позиций может значительно помочь клиентам в коммуникации и взаимодействии с другими людьми. Вторая позиция особенно важна для успешной «внутренней игры», касающейся эффективной работы с другими. При метакартировании используются различные позиции восприятия, чтобы помочь клиентам лучше понимать «трудных» людей и адекватно на них реагировать.

В стратегии имажинерии используется цикл Уолта Диснея, в который входят стадии «мечтателя», «реалиста» и «критика». Эта стратегия помогает клиентам создавать позитивное будущее и определять пути достижения желаемого состояния.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх