|
||||
|
1. Глава первая Человеческие условия, Нужды, замены, пристрастия Будь терпелив ко всему, что не разрешилось Братья и сестры нашей человеческой семьи! Я снова пишу вам, потому что я думаю, что у меня есть, что сказать вам. Возможно, вы уже читали кое-что из того, что я написал раньше. Но это, в общем, не имеет значения. То, что я писал раньше, было отражением того, что волновало меня тогда. В этой книге я хочу поделиться с вами тем, о чем я думаю и что волнует меня сейчас. Я хочу сказать, что с того времени я совершил некоторые открытия и нашел некоторые новые ответы, которыми я хочу поделиться с вами, чтобы узнать ваше мнение об этом. Разумеется, остается очень много вопросов, относящихся к тайне моего собственного "я", к тайнам ваших "я", к тайнам наших человеческих отношений, которые еще не решены в моем сердце. Имеется также немало вопросов, которые я должен продолжать любить, потому что я еще не смог вжиться в ответы на них. В период ожидания ответов мы чувствуем себя очень маленькими и беспомощными. Мы чувствуем себя подавленными и запуганными со стороны "профессионалов", имеющих соответствующие ученые степени и верительные грамоты, чтобы наставлять нас. Я хотел бы заверить вас, что я не буду идти таким путем. Я хочу быть не учителем, а братом. Я выношу на ваш суд то, что я могу предложить, — себя самого — выношу дрожащими, неуверенными руками. То, что покажется вам нужным и полезным, — берите, пусть оно будет вашим. Лишнее же пусть пройдет, как песок между пальцами. 1.1 Человеческие нужды Я убежден в том, что человек предназначен к тому, чтобы жить в мире с самим собой, жить с чувством глубокой радости. Я убежден, что в сердце каждого человека должны быть не похороны, а праздник жизни и любви. Пороки уныния с их "долинами слез" для меня всегда были чем-то безжизненным. Вместе со старым добрым св. Иринеем Лионским, жившим во II веке, я всегда верил в то, что "Слава Божия — это человек, живущий полной жизнью". Конечно, это не беспроблемный Камелот и не безболезненная Утопия. Напряжение, возникающее в результате тех или иных проблем и боли, — есть часть нашего мира, оно обращает наше внимание на "растущий край" жизни, на территорию, предназначенную для освоения. Сам я не жалею о том, что в моей жизни мне пришлось столкнуться с теми или иными проблемами, перенести ту или иную боль, и только моменты вялости и апатии были теми, когда я не жил "полной жизнью". Весьма печальным в жизни нашей человеческой семьи является то, что лишь немногие из нас достигают реализации всех своих возможностей. Я согласен с оценкой, даваемой специалистами, полагающими, что в среднем человек реализует только 10% своих возможностей. Он видит только 10% красоты окружающего его мира. Он слышит только 10% музыки и поэзии Вселенной. Он обоняет лишь одну десятую благоухания мироздания и вкушает лишь одну десятую прелести быть живым. Он лишь на 10% дает открыться таящимся в нем чувствам нежности, удивления и благоговения. Его разум охватывает лишь малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять. Его сердце испытывает лишь 10% той любви, которую оно могло бы испытывать. Он умирает, так никогда по-настоящему и не узнав, что такое жизнь и что такое любовь. Мне кажется, что это худшее из того, что может произойти со мной. Мне по-настоящему отвратительна мысль о том, что вы или я можем умереть, так и не узнав, что такое настоящая жизнь и что такое настоящая любовь. 1.2 Горечь неудачи Если мы созданы для того, чтобы жить полной жизнью, почему же мы так часто оказываемся низведенными до необходимости довольствоваться жалкой посредственностью? Очевидно, в нашей жизни, как и в жизни многих других людей, упущено что-то такое, что необходимо для полной жизни, или это что-то было нами не понято и недооценено. Как-то, где-то, что-то пошло не так. Где-то на нашем жизненном пути мы потеряли "свой огонек". В одном стихотворении, принадлежащем Андрэ Су, которое так и называется "Не в порядке", автор пишет о своих мыслях по этому поводу, описывая, как молодая мать старается объяснить своему четырехлетнему сынишке, что автомат, продающий воздушную кукурузу, не может выдать ему это лакомство: «Ты не можешь получить воздушную кукурузу, сынок. Все формы жизни характеризуются своим набором оптимальных условий, необходимых для их здоровья, радости и полноты жизни. Когда окружающие условия доставляют все необходимое, тогда полнота жизни делается достижимой, реализуются все потенциальные возможности. Когда люди живут полной жизнью, когда они говорят свое трепетное "да" всей полноте человеческого опыта и чистосердечное "да будет" — любви, то это указывает на то, что их человеческие нужды и запросы нашли ответ. Но когда имеет место прямо противоположное, когда дискомфорт, ощущение крушения и негативные эмоции берут верх в человеческой жизни, — то это все указывает, что запросы и нужды этих людей не нашли своего ответа. Быть может, это результат их собственных неудач, собственного банкротства или неудач и банкротства самых близких к ним людей, но, так или иначе, они не получили того, в чем нуждались. Где-то что-то пошло не так в их жизни, и наступило время разрушения и внутреннего умирания. 1.3 Самая главная потребность человека Человек устроен непросто. Он состоит из тела, разума и духа, и он имеет запросы на всех этих трех уровнях своего бытия. У него есть физические, психологические и духовные потребности и желания. Серьезные нарушения на любом из этих уровней могут привести к гибели всего организма. Тем не менее, все большее и большее число специалистов соглашаются с тем, что есть потребность столь фундаментальная и столь существенная, что если она удовлетворена, то все остальное, почти наверняка, придет в гармонию и в итоге даст ощущение, что все в порядке, все хорошо. Когда эта потребность удовлетворена, весь человек будет здоровым, он будет счастлив как личность. Эта потребность называется — истинная и глубокая любовь к самому себе, подлинное и радостное принятие себя, истинное самоуважение, дающее ощущение праздника: "Как хорошо быть мною! Я счастлив быть мною!" Не почувствовали ли вы смущение и протест, как только прочли это утверждение? Выросшие в условиях нашей культуры, мы обладаем своего рода эмоциональной аллергией к такому понятию, как любовь к себе. Сама мысль о возможности радостного и праздничного переживания присущих каждому из нас уникальных положительных свойств представляется нам весьма странной и чуждой. В нашем сознании, подобно тучам, немедленно сгущаются представления об эгоизме, тщеславии и самомнении. Я подозреваю, что большинству из нас так никогда и не удалось пробиться сквозь коросту предрассудков и подозрительности, которыми обросло это понятие, а следовательно, и не удалось открыть для себя эту наиболее важную реальность любой человеческой жизни, являющуюся началом всякой человеческой любви. Мне иногда кажется, что такие вещи, как любовь к самому себе и самоуважение, кажутся нам небезопасными из-за того, что они могут вызвать отрицательное отношение к нам со стороны других людей. Мы, вероятно, боимся, что от нас отвернутся, если наша положительная самооценка выплывет на поверхность нашего общения с другими людьми. Однажды я провел маленький эксперимент для выяснения того, каким образом в нашем обществе относятся к положительной самооценке. На первом занятии с одной из групп в университете я повел себя как человек, который в самом деле положительно оценивает себя, верит в себя и любит себя. Я сказал своим студентам, что я человек очень хороший, добрый, великодушный и любящий. Я заверил их, что я обладаю необходимым интеллектом и инстинктивно чувствую, что я хороший преподаватель, способный вызвать интерес к своему предмету. Я старался говорить обо всем этом в совершенно искренней, деловой и честной манере. Некоторые из студентов как-то нервно смеялись, недоумевая, насколько серьезно я все это говорю, в то время как другие уставились на меня, как бы спрашивая: "Что с ним делать? Спустить с лестницы или дать чем-нибудь тяжелым?" Одна девушка, с таким выражением лица, будто ее вот-вот стошнит, обернулась к сидевшему за ней пареньку и, пожалуй, не слишком тихо сказала: "Какое самомнение!" После того, как я им таким образом представился, заверив их в том, что я как раз именно такой преподаватель, какого им всегда хотелось иметь, но не верилось, что такие бывают, я начал излагать материал своего курса. Только в следующем семестре я признался своим студентам, что то, что я говорил им на первом занятии, было всего лишь психологическим экспериментом. (Впрочем, я и сегодня не вполне уверен, все ли из них поверили моему объяснению.) Так или иначе, я предложил им вспомнить свою эмоциональную реакцию на то, как я им представился на первом занятии. "Были ли вы рады тому, что я смог открыто признать и публично исповедовать свою положительную самооценку? Были ли вы в состоянии присоединиться к моему празднику быть тем, кто я есть? Или вами овладело чувство негодования и подозрительности?" Я старался убедить - моих студентов, что их реакция может рассказать им кое-что о них самих, о нашем обществе и о том, как мы реагируем на проявление человеком любви к самому себе. В своей книге "Бегство от свободы" Эрих Фромм утверждает, что эгоизм, тщеславие и самомнение, в которых мы постоянно подозреваем друг друга, в действительности совершенно противоположны истинной любви к самому себе, принятию самого себя, праздничному ощущению самого себя (в англ. тексте буквально: самолюбви, самопринятию, самопразднованию). "Эгоизм отнюдь не идентичен любви к самому себе, а скорее противоположен ей. Эгоизм — это своего рода алчность. Подобно алчности, он несет в себе некую ненасытимость, и, как следствие этого, он никогда по-настоящему не испытывает удовлетворения. Алчность — это бездонная пропасть, втягивающая личность в водоворот бесконечных усилий удовлетворить нужду, которая никогда не удовлетворится, эгоист постоянно озабочен самим собой, он всегда неудовлетворен, всегда беспокоен, всегда одержим страхом, что он что-то недополучил, что его в чем-то обошли, чего-то лишили. Он полон жгучей зависти ко всякому, кто имеет больше него… это тип человека, вовсе не любящего себя, а напротив, глубоко недовольного собой… Эгоизм укоренен как раз в этом отсутствии любви к себе, отсутствии удовлетворенности собой… Нарциссизм, подобно эгоизму, является суперкомпенсацией отсутствия основательной любви к самому себе… Он не любит ни других, ни себя". Таким образом, перед нами вопрос, над которым следует основательно подумать: Каковы мои настоящие чувства? Когда я слышу, что кто-то говорит кому-то комплимент, почему я вдруг заявляю: "Не говорите ему этого, а то он еще вобьет это себе в голову!" Почему я не хочу, чтобы другие были счастливы с самим собой? Почему я не хочу, чтобы они вбили себе "это" в голову? Что представляет собой это самое "это", в отношении которого я не хочу, чтобы оно занимало мысли моего ближнего? Почему, если кто-то радуется своему успеху, я немедленно готов обвинить его в хвастовстве? Почему я вдруг становлюсь таким ревностным стражем его скромности? Почему меня это так беспокоит? Вероятно, ответ на этот вопрос, так же, как и на другие подобные вопросы, заставит меня признаться, в том, что я не хочу, чтобы мой ближний любил самого себя, потому что я сам не способен любить себя. В психологии является общепризнанным, что наше отношение к другим является нашим действительным отношением к самому себе. Если я не в состоянии открыто и честно признать наличие у меня тех или иных способностей или положительных свойств, то я также не хочу, чтобы кто-нибудь открыто говорил о своих способностях. Каждому из нас следует глубоко и осторожно поразмыслить об этом, потому что ответ на этот вопрос может сильно ранить нас и даже оказать на нас разрушительное воздействие. Все зависит от нашей искренности перед самим собой. Когда мы перестаем ценить и уважать самих себя, когда мы перестаем радоваться тому, какие мы есть, то в нашу душу наползают всякого рода темные и болезненные переживания, стремящиеся заполнить образовавшуюся пустоту. Когда идешь по жизни Бертран Рассел писал: "Человек не сможет быть в мире с другими до тех пор, пока он не научится быть в мире с самим собой". Рабби Иошуа Либман, разъясняя сущность библейской заповеди любви, советовал прочитывать ее следующим образом: "Если будешь правильно любить и доверять самому себе, то будешь любить своего ближнего и доверять ему". Один из психиатров Нью-Йоркской психиатрической клиники утверждал: "Если бы люди вместо ненависти к самим себе и уверенности в том, что они ни на что не годны, имели бы здравую любовь к себе, если бы только они вместо презрения к слабости, смогли полюбить в себе детей, наша нагрузка уменьшилась бы наполовину". Большинство современных психотерапевтов разделяют распространенный энтузиазм в отношении "Ролевого Анализа" ("тарнзекшнл энелайзис") и его главной задачи — научить человека чувствовать себя "о’кей". За этим стоит одно-единственное желание: помочь пациенту утвердиться в добром, положительном и приемлемом отношении к самому себе. Большинство людей весьма далеки от этого, как бы не уверяла нас их обманчивая внешность. Понимая буквально внешнее поведение людей, мы можем ошибочно заключить, что большинство людей по-настоящему любит себя. На первый взгляд, действительно, обычно кажется, что большинство из нас нападают на других и обвиняют их во всем, оправдывая при этом себя. Однако, если заглянуть поглубже, в те области нас самих, с которыми мы обычно боимся встречаться, и проанализировать их, то все окажется совершенно наоборот. Со стороны кажется, что мы даем оценки и выносим приговоры другим, на самом же деле мы "заполняем протокол" против самих себя. Один из психиатров из Клиники Душевного Здоровья при Калифорнийском Университете говорил: "Наша работа в основном состоит в том, чтобы помочь пациентам найти то хорошее, что имеется в них самих. И это никогда нас не подводило — как только пациент начинает думать о себе хоть немного лучше, он сразу же начинает себя лучше чувствовать". Д-р Роберт Феликс, директор Национального Института Душевного Здоровья, описывает эту оздоровляющую любовь и принятие самого себя как "чувство собственного достоинства, принадлежности к чему-то, чувство собственной ценности, адекватности (соответствия предъявляемым к нам требованиям — прим, перев.)". Д-р Феликс продолжает: "Мы должны научиться относиться к самим себе с пониманием. Я должен научиться радоваться тому, каков я есть. Я не должен хотеть быть кем-то другим. Я должен хотеть быть только самим собой". Я глубоко уверен в том, что глубокое понимание того, что такая истинная любовь к самим себе и наше стремление достичь такой любви, является отправной точкой возрастания человека, является необходимым условием для достижения счастья. В качестве последнего подтверждения этого мнения и желая обосновать его в качестве факта, я, наконец, приведу маленький отрывок из книги выдающегося психиатра Карла Юнга "Современный человек в поисках души": "Возможно, это звучит очень просто, но простые вещи всегда оказываются наиболее трудными. В нашей жизни быть простым требует величайшей дисциплины, и принятие самого себя составляет существо проблемы нравственности, является как бы конспектом всего нашего взгляда на окружающий мир. Накормить голодного, простить обиду, любить врагов своих во имя Христа — все это, несомненно, величайшие добродетели. То, что я сделаю наименьшему из братьев моих, я "делаю Самому Христу. Но, если я вдруг обнаружу, что наименьший среди них, беднейший из всех нищих и в то же время наиболее наглый из моих обидчиков и самый ярый мой враг — находится внутри меня самого, и что это я сам стою, ожидая подачки от своей собственной доброты, что я сам и есть тот враг, которого надо любить, — что тогда? Невроз — это состояние внутреннего раскола, состояние войны внутри нас самих. Все, что подчеркивает наличие этого раскола, ухудшает состояние пациента, а все, что смягчает ощущение раскола, улучшает и состояние". Итак, получается, что то, чего я с таким упорством не хочу позволить ни себе, ни другим, в действительности является нашей величайшей потребностью — речь идет о настоящей любви к себе и о принятии самого себя. Сомнения относительно самого себя, ненависть к себе — это самая распространенная эпидемия, оказывающая свое губительное воздействие на все человечество, искажающая и разрушающая общественные связи и доверие людей друг к другу. Я уверен, что почти все неврозы, которыми страдают люди, и почти все виды нравственного зла в своей основе имеют одну причину: отсутствие истинной любви к самому себе. 1.4 У истоков наших проблем Несомненно, что все это берет начало в самом важном периоде в жизни каждого человека, каковыми являются первые два года. Ребенок рождается в этот мир как существо, постоянно вопрошающее о себе: "Кто я? Представляю ли я собой какую-либо ценность? Что такое жизнь? Кем я должен быть и что я должен делать?" Ответы начинают поступать немедленно. Если ребенок окружен постоянной заботой и вниманием, если его обнимают, целуют, поют колыбельные песенки, улыбаются, если он постоянно чувствует вокруг себя тепло, то все это будет означать, что он получает оптимистические, жизнерадостные ответы на свои вопросы. Эти ответы проникают в саму душу ребенка и записываются там несмываемыми чернилами. Он постепенно начинает осознавать то, в чем он больше всего нуждается: "Меня любят! Я не должен делать ничего другого, как просто быть самим собой, я не должен быть никем другим, кроме меня! Я имею значение сам по себе, меня любят и ценят таким, какой я есть!" Однако, если его родители, особенно мать, с которой младенец связан наиболее тесным образом, не могут или не хотят проявить к ребенку любовь и нежность, если они остаются холодными или раздраженными из-за необходимости вставать к малышу среди ночи, если они то и дело теряют терпение из-за неудобств, связанных с малышом, то ребенок будет впитывать и это родительское поведение своим особенным, свойственным ему образом. Внеречевые сигналы, свидетельствующие о родительском раздражении, неудовольствии и даже гневе, окажутся навсегда "записанными" в человеческой сущности ребенка. Каким-то образом ребенок чувствует, что это именно он вызывает отрицательные реакции. И в нем не только "записываются" все эти сигналы, но также и его собственный эмоциональный ответ на них: сомнения, беспокойство, тревога. Они будут воспроизводиться в нем снова и снова на протяжении всей его остальной жизни. Позже, когда ребенок начнет говорить и слушать, его впечатления о себе и о своей ценности будут углубляться через речь. Если ребенок слышит теплые, нежные слова: "Мой дорогой… Мой любимый… Славный мальчик… Милая девочка…" и т.п., то он будет из этого узнавать, что он хороший, что его любят. У него будет развиваться чувство собственной ценности, ощущение безопасности, уверенности, которые в его дальнейшей жизни будут проявляться в виде открытости, дружелюбия по отношению к другим. Он будет и от других людей ожидать теплоты и любви и будет склонен относиться к людям с доверием и открытостью. Все мы получаем извне те или иные сигналы. Всем нам предлагались и предлагается та или иная любовь, та или иная симпатия, но почти всегда это "обусловленная" любовь. Ребенок, даже едва начавший говорить, сразу легко может различить определенные условия, выставляемые ему родительской любовью: "Если будешь сидеть тихо… Если съешь кашу". Если не будешь разбрасывать игрушки… Если будешь послушным, как твой брат (сестра)…" и т.д. Подрастая, ребенок слышит новые условия для получения любви со стороны родителей: "Если будешь помогать по дому… Если не будешь грязнулей… Если хорошо окончишь школу…" и т.д. Суть всегда остается неизменной, хотя выдвигаемые условия могут меняться. Все это — "цена признания", "плата за вход", за любовь, и вы должны ее внести. Ваша ценность не в вас самих, а в чем-то еще — в вашей наружности, в ваших действиях, в вашем успехе, в ваших поступках, которых от вас ожидают. Родители используют в этих целях разнообразные рычаги: улыбку или нахмуренные брови, тепло или холодность, слова или молчание и т.п. Сегодня мы все это называем "модификациями поведения". Желательное поведение достигается предложением награды за успех или наказанием за неудачу. Цена, которую требует от ребенка такого рода отношение, может оказаться катастрофической для его "собственного образа" ("селф-имидж") и его любви к себе. Ребенок, который должен учить уроки под постоянной угрозой, что в противном случае его не будут любить, в конце концов может придти к выводу, что единственное его достоинство и единственная его добродетель состоит в его способности исполнять требования и желания других. Он живет ни в коем случае не для себя, но только для других. Обычные требования, выставляемые родительской любовью, — это: собранность, способность к сотрудничеству, подчинение, быть как кто-то, делать всегда как можно лучше, иметь, успех, упорно работать, не причинять беспокойства, прославить свою семью, чтобы родители могли тобою гордиться, и т.п. Конечно, когда все эти условия собраны вместе, ясно, что это уж слишком. При таких обстоятельствах любой потерпит только неудачу, и из-за своей неудачи он будет лишен любви. В конце концов, неудача означает, что вы не смогли заплатить необходимую плату, чтобы быть допущенными в качестве любимого. Это, конечно, ведет к сознательной или бессознательной ненависти в самому себе. Эта ненависть к самому себе является началом тоски и саморазрушающего образа жизни. Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" пишет: "Быть любимым за какое-то достоинство, потому что "заслуживаешь" любви, всегда оставляет место для сомнений. А что, если тому, от кого я ожидаю любви, не понравится во мне то или это, — здесь всегда остается страх, что любовь может вдруг улетучиться. Более того, "заслуженная" любовь всегда несет в себе привкус горечи, что во мне любят не меня самого, что я любим только потому, что доставляю удовольствие, что меня, в конце концов, вовсе не любят, а лишь используют". 1.5 Приспособление к жестокой реальности Человеческий организм располагает значительными ресурсами, за счет которых он может приспосабливаться к самым различным ситуациям. У него имеются способы, позволяющие компенсировать утраты и стремиться к восстановлению. Пропорционально своей неуверенности в собственной ценности и способности вызывать любовь, ребенок начинает приспосабливаться и действовать так, чтобы оградить себя от слишком сильных ударов и (или) заполнить образовавшиеся болезненные пустоты. Некоторые из этих "приспособительных механизмов" предназначены для того, чтобы избежать дальнейших ударов, другие — для того, чтобы вызвать и завоевать любовь. Давайте кратко разберем некоторые из таких механизмов и поведенческих симптомов, проявляющихся у людей, не научившихся любить и ценить самих себя. Степень выраженности того или иного симптома, интенсивность использования приспособительного механизма всегда пропорциональны отсутствию истинной любви к самому себе и недостаточному ощущению собственной ценности. Преувеличение или хвастовство. Под хвастовством подразумевается самообольщение с целью достижения признания и ощущения собственного достоинства как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей. Мы нередко замечаем, что бедный хвастунишка старается убедить не столько нас в наличии у него тех или иных достоинств, сколько самого себя. Как правило, такое поведение вызывает недоброжелательное отношение. Всегда находятся добровольцы, стремящиеся поставить хвастуна на место. В целом, хвастовство является весьма печальной подменой. Очевидно, что хвастун убежден в том, что любовь и признание должны быть всегда чем-то обусловлены, а он стремится к демонстрации своих достоинств в качестве платы за покупку признания. Критическое отношение. Не любящий себя человек иногда адаптируется к своим обстоятельствам, становясь отчаянным критиком других, находя в них недостатки и неизменно указывая на них. Разумеется, его обвинения в действительности представляют собой самообвинения, хотя он этого и не понимает. Его критицизм основан на проекциях того, что он думает сам о себе. Поскольку ненавидеть самого себя за свою никчемность было бы слишком болезненным, то он проецирует все это на других и как бы "проветривает" свою злость с самыми худшими намерениями. Придумывание объяснений. Не любящий себя человек лишен ощущения собственной ценности, ценности своей личности как таковой, он считает, что его ценность заключается лишь в его способности чего-то достичь, что-то совершить. Впоследствии, когда достигнутое им не вполне совпадает с задуманным, то он немедленно оправдывает себя, придумывая объяснения своей неудачи. Допустить, что он ошибся, открыто признать свою вину было бы для него слишком болезненным. Он считает, что он не может где-то что-то не учесть, не может располагать неверной информацией и т.п. Ценность его как человека жестко обусловлена, и подобного рода просчеты только окончательно подорвали бы остатки его самоуважения. Сверхисполнительность. Такого рода люди, что бы они ни делали, во что бы то ни стало стремятся в мелочному совершенству. Исполнение чего-либо представляется им необходимым условием для признания и любви, поэтому собственная исполнительность становится для них чем-то чрезвычайно важным. Такие люди всегда стараются соответствовать данному тесту, всегда вносят плату за признание в сумму ощущения собственной ценности. Постоянная устремленность к тому, что от них ожидают те, кто могут либо признать их, либо отвергнуть, становится для них каждодневной "работой". Застенчивость. Если человек считает, что люди примут его только на определенных условиях, то основной его реакцией на людей будет страх. Он будет бояться их критики, высказываемых ими оценок, наконец, того, что они его просто отвергнут. Чтобы свести этот риск на нет, человек может оградить себя некой стеной, защититься с помощью застенчивости. Наконец, в некоторых ситуациях, в которых человек не может чувствовать себя уверенно, он также ощущает крайнюю робость и удаляется. Это род психологической изоляции против неудачи. Все это становится весьма серьезным, когда человек постоянно чувствует угрозу для своей личности и своего достоинства. Самоуничижение. Одним из способов приспособления к такого рода болезненным обстоятельствам или опустошенности является то, чтобы нарисовать настолько уничижительный образ самого себя, что другие не будут ожидать слишком многого и удержатся от критики, а возможно, даже проникнутся симпатией. Образ "уничиженной жертвы" никому не угрожает, так что отношение других к этой жертве, быть может, будет даже включать попытку "поднять" ее. Гнев. Человек, страдающий из-за ощущения собственной неполноценности, прежде всего ненавидит собственную непригодность и никчемность. Очень скоро он начинает ненавидеть и себя самого. Когда это гневное чувство обращено на самого себя, оно принимает форму депрессии и подавленности. Гораздо болезненнее изливать его на других, давая выход собственному тяжелому состоянию в виде вспышек раздражительности. Защитная послушливость. Другим возможным приспособлением к отсутствию правильной самооценки является покорное подчинение любому руководству, закону или правилу, сопровождающееся механической точностью исполнения. Человек, в "сущности, очень рано познает,, что поведение такого рода приносит в жизни награды, улыбки и объятия. Он старается быть вполне послушным и хорошим. Он чувствует, что на этом пути он вполне защищен от критики, поскольку он надежно запрятал свое настоящее "я" за всеми этими правилами. Он постоянно нацелен на одобрение. Уход в одиночество. Очевидно, что израненная душа будет находить состояние одиночества более безопасным, и поэтому такой человек будет избегать общения с другими людьми. Эти другие будут только лишний раз обращать внимание на отсутствие у него любви к самому себе. Они будут снова и снова навязывать одну и ту же утомительную игру за признание и любовь. Поэтому гораздо легче просто уйти от этой войны на истощение, избрав одиночество. При этом внешне можно играть роль человека вполне общительного, но в глубине души оставаться в полной изоляции. Сверхдостижения. В какой-то мере все мы уверены в том, что то, что мы делаем, компенсирует нашу неудачу быть таким, какими нам хотелось бы. Мы поддаемся искушению жажды "великих дел" в надежде, что это принесет нам больше внимания и признания со стороны других людей. Для многих такой подход становится формой приспособления к жизни. Достижение чего-либо и обладание чем-либо понимаются как некое возрастание личности, ее широта. Такие люди постоянно испытывают потребность охватить все, что только возможно. Маски, роли, фасады. Человек, который в своей жизни получал только обусловленную любовь, совершенно нетерпим к сколько-нибудь значительной критике его действий, мнений и вообще его самого как личности. Он уже достаточно получал раны в своей жизни и не желает подвергать себя риску новых испытаний. Критика его действий и его самого как личности подрывает самые основы его существования. Но он может избрать в качестве иммунитета против этой разрушающей его критики принятие некоей роли на жизненной сцене, заслоняющей его подлинную линию поведения. В этом случае, если люди будут критиковать и эту роль, он всегда сможет сменить ее на другую. Если же критике будут подвергаться он сам или его собственные действия, то это будет" для него совершенно разрушительно. Интроекция. Испытывая крайнюю неудовлетворенность собой, человек, чувствующий свою никчемность, иногда стремится к отождествлению себя с кем-то другим, главным образом, с общепризнанным или своим собственным героем. Он становится похож на мальчишку, подражающего манерам излюбленного супермена из кинофильмов, или на девчонку, разыгрывающую из себя кинозвезду. Понятно, что они при этом не обладают ни качествами, ни возможностями любимого героя. Однако даже сама претензия на эти свойства действует успокаивающе. Абсолютное соглашательство. Одним из самых печальных способов приспособления к жизни, избираемых людьми, которые никак не могут полюбить самих себя, является принятие на себя роли всегда приятного человека. Такой человек будет согласен на что угодно и когда угодно, лишь бы выторговать себе хотя бы маленькое признание и одобрение. Они никогда не являются по-настоящему самими собой. Уныние и компромисс — их постоянный удел. Однако они все же предпочитают такое состояние постоянного соглашательства, поскольку альтернативой будет просто полное одиночество. Цинизм и подозрительность. Поскольку такого рода люди не признают никакой ценности за собой, то они, соответственно, не доверяют сами себе. Слепо веря в то, что все остальные точно такие же, они распространяют и проецируют на всех свое собственное недоверие к себе. Они не доверяют никому и никому не верят. Робость. В отличие от застенчивости* препятствующей установлению личных контактов, робость представляет собой стремление избежать любого риска, уклониться от любых новых решений и проектов. Боязнь любить и быть любимым порождается, в свою очередь, страхом перед возможной неудачей, отвержением. Человек, лишенный ощущения собственной ценности, будет бояться предпринять что-либо значи-те|1ьное. По существу, из-за этого страха он лишает себя очень многого в жизни. Ой не будет стремиться к новому из-за боязни сделать что-либо не так. Он боится проявить себе, страшась допустить ошибку или вызвать осуждение. Он боится вступать в контакты с людьми из опасения не понравиться им. 1.6 Итог Каждый из нас имеет свою уникальную безусловную ценность. Каждый из нас является существом загадочным и неповторимым во всей истории человечества, будучи в то же время созданным по образу и подобию Божию. Но мы узнаем о себе только по тому отражению, которое мы видим в глазах других людей. Следовательно, краеугольный камень нашего самопринятия, самопризнания — это дар, который мы получаем, главным образом, от наших родителей. Однако, если мы узнаем от них же — а это в той или иной мере приходится узнавать всем нам, — что их любовь к нам является лишь обусловленной, что она обращена к нам только тогда, когда мы соответствуем предъявляемым к нам тем или иным требованиям и что, как только мы эти требования не исполняем, мы лишаемся их любви, и, следовательно, их любовь исходит не из того, что я представляю сам по себе, а зависит от того или иного моего поведения. В этом случае мы можем придти к выводу, что наше достоинство и наша ценность находятся где-то вне нас. Здесь не остается места для подлинной само-любви, положительной самооценки, само-принятия, не остается места для праздника. Когда достоинство, создаваемое любовью, становится предметом сменяющих друг друга проверок и выполнением без конца выдвигаемых условий, то мы, вероятнее всего, будем испытывать постоянное ощущение неудачи, а не успеха. С каждой новой неудачей будет усиливаться состояние конфликта, страха, опустошенности, боли, и, в конце концов, утвердится в той или иной форме настоящая ненависть к самому себе. Так что мы будем проводить остальную часть нашей жизни, стараясь уйти от этой боли с помощью одного из перечисленных приспособлений к жизни. Мы можем постараться принять такой стиль поведения, который доставляет удовольствие другим, и тем самым позволит нам достичь их любви. В этом случае .мы перестаем быть самими собой и стараемся стать кем-то другим, пользующимся уважением, признанием и любовью. 1.7 Что же это значит — любить самого себя? Однажды, когда я был еще молодым и весьма ревностным христианином, я поведал одному пожилому и мудрому человеку, что собираюсь посвятить всю свою жизнь и всю свою энергию тому, чтобы любить других. Мой собеседник мягко спросил меня, не думал ли я о том, что неплохо бы иметь столь же горячую любовь к себе самому. Настоящая любовь к другим, — протестовал я, — просто не оставит времени на любовь к самому себе. Это звучало очень возвышенно. Однако мой друг, который был старше и мудрее, смотрел на меня долгим и печальным взглядом. Наконец он сказал: "Твой путь — это путь самоубийства". "Но разве не радостно идти таким путем?" — возразил я с присущей молодости легковесностью. Но, конечно, мой друг был прав. Сейчас я знаю то, что он знал тогда: предпосылкой для подлинной любви к другим является подлинная любовь к самому себе. Чтобы понять, что значит любить самого себя, давайте сначала спросим, а что значит любить другого? В следующей главе я постараюсь изложить свое понимание того, что обозначается словом любовь. Поэтому пока давайте остановимся лишь на следующих трех основных особенностях этой способности человека. 1. Любовь утверждает безусловную и уникальную значимость того, на кого она направлена. 2. Любовь признает нужды того, на кого она направлена, и старается их удовлетворить. 3. Любовь прощает и забывает ошибки любимого. Когда мы слышим, что надо любить ближнего, как самого себя, то здесь совершенно очевидно подразумевается, что то, что мы собираемся сделать нашему ближнему, мы должны прежде всего сделать для самого себя. Другими словами, наше отношение к ближнему и к самому себе "идут в одной упаковке". У вас есть сразу два человека, которых вы должны любить: ваш ближний и вы сами. Вы не сможете по-настоящему любить кого-то одного из них, если не будете любить другого. Чтобы понять, как это выглядит на практике, давайте представим себя на месте некоего другого человека, которого мы Должны любить по-настоящему. Отойдем от него на некоторое расстояние и спросим себя: насколько мы стремились увидеть и утвердить его (свою) безусловную и уникальную значимость? Действительно ли мы признавали и исполняли его (свои) нужды? По-настоящему ли мы прощали его (свои) ошибки? Подумайте об этом! Относились ли вы к нему с такой же мягкостью и любовью, с какой вы относитесь к тем, которых вы любите больше всех? Встречает ли он с вашей стороны такую же теплоту и понимание, с каким вы относитесь к тем, кого любите? Еще один последний пример. Допустим, что кто-то еще ищет вашего расположения. Любовь призывает вас к тому, чтобы пойти навстречу нуждам вашего друга, но вот есть кто-то еще, кому вы должны уделить такое же внимание, — вы сами! Давайте рассмотрим ваши нужды. Одна из ваших главных потребностей — потребность раскрыться в любви к другим. Единственный путь быть любимым — это быть любящим. По-настоящему счастливы лишь те люди, которые нашли кого-то или что-то, кого или что можно любить и кому или чему можно посвятить себя. Однако у вас могут быть и другие нужды, другие потребности. Вы можете, например, нуждаться в отдыхе, или у вас могут быть другие столь же важные обязанности. Может случиться так, что ввиду каких-то обстоятельств вы будете вынуждены отказать другу в его просьбе. То, что я здесь описываю, вовсе не означает всецелую занятость только самим, собой или нарциссизм. Это всего лишь сбалансированная любовь, проникнутая такой же теплотой и заботой к самому себе, какой проникнута она к ближнему. Это равновесие, конечно, может быть нарушено так, что все наше внимание будет направлено либо только на нас, либо только на ближнего. Но любая из этих крайностей оказывается нежизнеспособной, ни та, ни другая не являются истинной любовью. 1.8 Благая весть Глассера Назовем ли мы эту основную потребность человека само-любовью, само-признанием, само-празднованием (каждое из определений будет отражать лишь разные стороны одного и того же), несомненной является одна вещь: эта потребность не может быть сколько-нибудь существенно ограничена без того, чтобы не понесла серьезного ущерба человеческая личность в целом. Доктор Уильям Глассер, автор книги "Подлинная терапия" ("Риэлити Терапи") и один из самых ярких психиатров, ищущих новых путей, выдвигает два фундаментальных положения, касающихся ощущения человеком собственной ценности. Я уверен, что он в этом совершенно прав. Согласно первому положению, все психологические отклонения, начиная от самых легких неврозов и кончая глубочайшими психозами, являются симптомами серьезного ущерба, нанесенного человеку в его ощущении собственной ценности. Глубокие и продолжительные симптомы (фобии, комплекс, вины, паранойя и др.) указывают в действительности на глубокие и продолжительные снижения уровня самооценки. Второе положение Глассера утверждает, что собственный образ, имеющийся в сознании любого человека, является радикальным фактором, определяющим его поведение. Правильная и реалистическая самооценка является основой душевного здоровья любого человека. Человек действует и особенно вступает в отношения с другими людьми в соответствии с тем, что он думает о себе, как он себя ощущает. Теоретически принять эти положения и признать насущную необходимость положительной самооценки, очевидно, нетрудно. Однако их практическое осуществление в суматохе человеческих будней можно считать героическим достижением. Я без особого труда могу выявить причины, невидимым образом обусловливающие ваше несносное поведение и вашу безупречную борьбу за правильную самооценку, но только до тех пор, пока вы не задеваете меня самого. Как только это произойдет, мои собственные психологические рубцы начинают испытывать боль, и я тут же перестаю думать о вас и о ваших нуждах. Я уже больше не стремлюсь понять вас и впадаю в искушение осудить вас и даже нанести ответный удар, причинить боль. И вот здесь я должен вам сказать об этих моих ответных реакциях, откровенно поделиться с вами. Очень важно, чтобы вы об этом знали. Я хочу предложить вам свою необусловленную любовь. Я по-настоящему понимаю, как вы в ней нуждаетесь, и я хочу пойти навстречу вашим нуждам с тем, чтобы вы жили более полной жизнью. Но я не в силах этого сделать. Я не в силах дать вам ту, ничем не обусловленную любовь, в которой вы так нуждаетесь. Мои собственные нужды также слишком реальны, мои собственные возможности также ограничены, я тоже в каком-то отношении калека. Я могу только сказать, что я буду стараться делать то, что в моих силах. Я могу вас только просить быть терпеливым со мною. Но я хочу, чтобы вы знали о том, что я, тем не менее, понимаю вас, понимаю, в чем вы нуждаетесь, я понимаю это даже тогда, когда я не в силах вам этого дать. Мои ограниченные возможности и мои собственные слабости препятствуют выполнению того, что я должен был бы сделать, однако я понимаю, что самое лучшее, что я мог бы сделать для вас, — это помочь вам полюбить самого себя, помочь вам думать о самих себе лучше, чем вы думаете, быть мягче к самому себе, спокойнее относиться к тому, что ваши возможности в тех или иных отношениях ограничены, просто принять все это в перспективе всей полноты вашей личности, совершенно уникальной и неповторимой, как уникальна и неповторима личность каждого человека. Для того, чтобы я мог дать вам все то, в чем вы нуждаетесь, я должен был бы сам обладать совершенной цельностью личности, полнотой жизни, которых у меня нет. Я не могу всегда приходить вам на помощь, вникая во все ваши нужды и проблемы в той мере, в какой вы в этом нуждаетесь. Мои собственные идеалы хороши и незыблемы, но я ухватился лишь за самый краешек этого корабля спасения и с огромным трудом удерживаюсь около него. Но я обещаю вам, что я буду стараться. Я буду стараться всегда быть для вас зеркалом, в котором вы могли бы увидеть вашу уникальность, вашу неповторимую ценность и значимость, все то доброе и прекрасное, что в вас есть. Я буду стараться слышать ваше сердце, а не ваши уста. Я буду, стараться больше понимать вас, чем осуждать. Я никогда не буду требовать, чтобы в качестве платы за мое хорошее к вам отношение вы непременно шли бы навстречу моим ожиданиям. Итак, не спрашивайте, почему я люблю вас. Ответ на такой вопрос может дать только обусловленная любовь. Я же люблю вас не потому, что вы имеете ту или иную внешность или совершаете те или иные поступки, или обладаете теми или иными добродетелями. Спрашивайте только: "Вы любите меня?" И я смогу ответить: "Да, да, конечно!" 1.9 Замены Итак, согласно нашему тезису, чувство удовлетворенности находится в прямой зависимости от того, насколько человек верит в себя, от того, какова его ценность в его собственных глазах. Было бы замечательно, если бы вы смогли раз и навсегда решить любить самих себя и верить в себя. Это освободило бы нас от всех тех эмоций и переживаний, которые паразитируют на нашей психике и на 90% сковывают наш жизненный человеческий потенциал. Однако очевидно, что это невозможно. И с этим, наверное, все согласятся. Мы не в состоянии сделать это в одиночку. Я нуждаюсь в вашей любви, а вы в моей. Я нуждаюсь в том, чтобы видеть мои достоинства и добродетели отраженными в ваших глазах, звуках вашего голоса, в прикосновении ваших рук. Так же, как и вы нуждаетесь во мне, как в вашем зеркале, для того, чтобы увидеть то же самое о себе. Мы, конечно, можем потерпеть поражение, но можем достичь и успеха, а вот каждый из нас в отдельности может только потерпеть поражение. Люди, не обретшие чувства принятия самих себя (самопринятия), обречены на постоянное страдание. Боль, причиняемая неприятием самого себя, не дает покоя на протяжении 24-х часов в сутки. Мы более или менее умеем обходиться с той болью, которая вызывается ограничением наших возможностей. Она, как головная боль, со временем проходит. Но как быть с болью, возникающей от ощущения нашего банкротства, которая захватывает самый центр нашего "я"? Когда она пройдет? Эта наиболее фундаментальная из всех человеческих проблем усложняется еще и тем, что любовь, получаемая нами от других и являющаяся главным источником нашей положительной самооценки, не может нами накапливаться, откладываться про запас, наподобие денег. Наша самооценка постоянно колеблется. Мы не можем, например, пережив праздничное ощущение быть самими собой вчера, продолжать жить за счет этой радости всю остальную жизнь. Нам необходимо получать постоянно как бы подзарядку ободрения и поддержки, даваемых нам любовью других людей. Когда мы вдруг лишаемся любви и признания, нами овладевает ощущение пустоты и банкротства. Это ранит нас, причем весьма глубоко. Мы понимаем это, но эта боль отличается от всех других болей тем, что мы не знаем, что с ней делать. Когда мы прикасаемся к горячему предмету, то боль сразу говорит нам, что надо отдернуть руку. Но боль, порождаемая ненавистью к самому себе, порождаемая ощущением собственной никчемности, настолько диффузна, что ее почти невозможно осмыслить и как-то объяснить. Большинство людей находят облегчение в развлечениях или с головой уходят в работу. Но развлечения не решают проблемы. Они дают лишь временное облегчение. Они являются лишь предупреждением неминуемо приближающейся боли. Таким образом, люди, которым не удалось найти удовлетворения и мира внутри самих себя, обычно прибегают к одному из четырех наиболее распространенных видов "замен". Описывая эти замены, д-р Глассер настаивает на том, что каждая из них представляет собой попытку уйти от боли, порождаемой банкротством личности ("песнэл фэйльюэ" — существительное "фэйльюэ" переводится на русский язык как: неудача, провал, авария, повреждение, банкротство; избранное нами значение, вероятно, не самое удачное, но наиболее лаконично отражает суть дела — прим. перев.). В соответствии со степенью неудачи в этом постижении ценности самих себя мы прибегаем к одному из этих обезболивающих средств, используя их в качестве убежища. 1. Депрессия. В то время как психологическая депрессия является эмоциональным состоянием, сопровождающимся болезненным унынием и тоской, варьирующим от легкого огорчения до явного разочарования, она может стать и становится на самом деле суррогатом или заменой страдания. Когда, образно говоря, психологический мотор человека начинает угрожающе вибрировать, причиняя невыносимые страдания, состояние депрессии резко "снижает обороты", почти останавливает "мотор". Тем самым она спасает мотор от полного выхода из строя. Депрессия спасает человека от его нестерпимой внутренней боли, смягчает невыносимое давление сложившейся ситуации. Бесполезно убеждать человека, нашедшего для себя защиту в такой "замене", встряхнуться, ободриться. По крайней мере, подсознательно человек непременно отказывается от такого предложения. Ведь если он отбросит свою депрессию, он все равно не обретет чувства собственной ценности, он опять окажется во власти непереносимой боли несостоявшегося человека, боли, вызываемой банкротством личности, от которой депрессия была спасительным бегством. Депрессия была для него альтернативой отчаяния, "заменой", защитой от полного крушения, от непереносимого факта своей никчемности. Недавно в одной из газет сообщалось о том, что один молодой еще человек пилотировал свой собственный самолет, на котором он отправился вместе с женой и детьми провести свой отпуск. Во время полета самолет потерял управление и потерпел аварию. Сам глава семьи был единственным, оставшимся в живых, — все остальные члены семьи погибли. После того, как этот несчастный человек похоронил тех, кого он любил, он покончил с собой. Друзья говорили, что он не обнаруживал ни малейших признаков депрессии. В момент тяжкого горя он казался вполне мужественным и собранным. Все дело именно в этом — если бы он впал в состояние глубокой депрессии, возможно, он и не наложил бы на себя руки. В противоположность распространенному взгляду, люди, страдающие очень тяжелыми депрессиями, не кончают с собой. Депрессия как бы сдерживает напор эмоций, которые нередко могут привести к самоуничтожению. 2. Озлобленность и антисоциальное поведение. Второй "заменой" является озлобленность. Когда мы избираем эту "замену", мы тем самым даем выход чувствам банкротства и крушения, которые сопровождают ощущение нашей никчемности. Озлобленность почти всегда является результатом скрытого страха из-за ненадежности нашего существования. Когда мы ощущаем себя неудачниками, мы можем стать на путь "вентиляции" своих эмоций, "вентиляции" сидящей в нас боли через антисоциальное поведение. Если эта боль в нас достаточно глубока, мы можем даже кого-то убить и, уж во всяком случае, постараемся как-нибудь досадить другим. Мы будем искать те или иные способы, чтобы сделать других тоже несчастными. Подобно депрессии, проявление озлобленности является стремлением к освобождению от глубоко сидящей боли, вызываемой банкротством личности. Озлобленность, вызывающее поведение являются обычным выражением фрустрации (чувства крушения — прим, перев.), страха, отрицательного отношения к самому себе. Такого рода "высвобождение чувств" часто используется в психотерапии. Пациентов побуждают к тому, чтобы они в контролируемых условиях психодрамы (импровизируемые оценки с заданными ролями — прим, пере.) давали выход своим обычно сдерживаемым эмоциям. 3. Умопомешательство. Когда поиски любви и ощущения собственной ценности в реальном мире терпят полную неудачу, и это крушение всех надежд становится невыносимым, то нередко вместо того, чтобы постараться изменить самих себя, мы можем встать на путь изменения мира. Мы можем возместить эту неудачу созданием своего собственного мира внутри самих себя и уйти в этот свой мир. Умопомешательство и есть по существу утрата контакта с реальностью. Состояние, при котором возникает "расколотая" реальность (шизофрения), можно рассматривать не только как собственно заболевание, но и как подсознательно измененный способ мыслить, чувствовать и действовать, благодаря которому создается свой новый, индивидуальный мир, в котором отпадает необходимость сталкиваться с проблемами, приводящими к банкротству личности. В этом смысле умопомешательство на самом деле становится дорогой, которую мы (вольно или невольно) выбираем. Оно подобно отступлению в мир фантазии, к которому прибегают дети, когда им приходится переживать разочарования или какие-либо другие беды и огорчения. Умопомешательство является одновременно и выбором, и бегством, освобождением от жестокого мира и непомерно трудной жизни. 4. Физические заболевания. Д-р Глассер, как и большинство других врачей, считает, что наиболее частой избираемой "заменой" являются физические заболевания. Речь идет о том, что психологическая боль от неудачи или банкротства "переводится" в форму физических недугов, которые, как правило, переносятся гораздо легче. Многие заболевания, до недавнего времени считавшиеся органическими, все чаще рассматриваются как "психосоматические" вследствие той роли, которую играет в их возникновении психологический фактор. Физический недуг переносить гораздо легче, чем осознавать свое банкротство в поисках личного достоинства, ценности себя как личности, поскольку болеть куда менее преступно. Гораздо легче сказать, что у меня язва, чем признать свое ничтожество как личности. Сюда же, по всей вероятности, относится стремление уйти в детство. Как дети вызывают больше симпатии, чем взрослые, так и наши физические недуги обычно встречают больше сочувствия, чем какие-либо несчастья в так называемой личной жизни. Сломанная нога вызывает куда больше сострадательного внимания и любви, чем израненная душа. Во всяком случае, согласно общепринятому мнению, 90-95% всех физических недугов вызываются психологическими причинами. Даже такие "объективные" заболевания, как вирусные или бактериальные инфекции, связаны с психологическим состоянием человека. Напряжения и фрустрации снижают иммунитет и сопротивляемость организма, открывая двери инфекции. Сюда же относится и самовнушение. Гораздо легче принять телесный недуг, чем банкротство личности. Д-р Глассер сообщает об интересном случае, имевшем место с одним пациентом психиатрической клиники, с которым он ежедневно встречался во время обходов. Однажды этот больной, до этого совершенно утративший контакт с реальностью, вдруг начал проявлять явные признаки возвращения к норме. Он взглянул на д-ра Глассера и спокойно и совершенно осмысленно объявил, что он заболел. Обследование в самом деле показало, что у него началось воспаление легких. В течение всего курса лечения пневмонии все симптомы помешательства исчезли. И лишь постепенно, по мере выздоровления от воспаления легких, вновь вернулись все признаки душевного расстройства. Согласно объяснению, данному Глассером в этом случае, этот человек на короткое время отказался от избранной им "замены", т.е. умопомешательства, которое смягчало его душевные страдания. Он смог это сделать из-за возникшего телесного недуга, и затем, как только последний прошел, он вновь вернулся к своей "замене". 1.10 Пристрастия Каждая из описанных выше "замен" представляет собой альтернативу к признанию банкротства личности. Однако, несмотря на то, что каждая такая "замена" так или иначе камуфлирует или облегчает наиболее существенную часть страдания, тем не менее, остается еще некая боль. Раны остаются, так что, как указывает Глассер, человек все равно будет склонен к тем или иным убивающим боль "пристрастиям", как добавки к замене, избранной в качестве основного убежища. Алкоголь и опиум являются наиболее эффективными средствами, убивающими боль, хотя они вызывают стремление к постоянному употреблению и оказывают разрушающее воздействие. Некоторые люди избирают именно эти негативные или разрушительные виды пристрастий. Другие избирают нейтральные пристрастия, например, обильную пищу. Третьи избирают форму пристрастия, обычно рассматриваемую как позитивную, — работу. Таким образом, среди жертв пристрастий мы встречаем людей, неумеренно предающихся алкоголю, еде или работе. Общей чертой всех трех категорий пристрастий является то, что все эти люди стремятся облегчить боль, причиняемую им жизнью, которая, по-видимому, не имеет никакой цены, смысла и не доставляет радости. Самоубийственным элементом всех видов пристрастий является то, что если избранное пристрастие оказалось действенным, то успокоившийся страдалец уже перестает испытывать потребность в каких-либо других импульсах, которые заставляли бы его искать и находить действительную ценность себя как личности. Человек в этом случае все ближе подходит к тому, чтобы быть выброшенным из жизни. Одной из наиболее устрашающих трагедий нашего времени является пристрастие огромного числа людей к всевозможным наркотикам, многие из которых, как полагают, обладают разрушительным биогенетическим действием. Самое печальное в этой трагедии то, что человек, начавший употреблять наркотики, уже не только пересек мост, ведущий в нереальный мир, но и сжег за собой этот мост. И поскольку он уже живет в нереальном мире, он уже не в состоянии понимать реальное, видеть вещи такими, какие они есть в действительности, слышать то, что происходит на самом деле, вступать в какие-то отношения с предметами этого мира, такими, как они есть. Именно поэтому такие знаменитые психиатры, как Виктор Франкл, выступают против ВСЕХ видов наркотиков, в том числе и так называемых "легких", включая марихуану. Дело в том, что пристрастие или даже просто курение время от времени этих наркотиков в конце концов все равно приводит к тому, что человек утрачивает способность отличать реальность от иллюзий, факты от фантазий. Трагично также и то, что с того момента, как пристрастие начинает управлять своей жертвой, человек уже предпочитает эту свою страсть всем и всему. 1.11 Выводы Боль сама по себе не является тем злом, которого следует избегать любой ценой. Боль является скорее учителем, от которого мы можем многому научиться. Боль наставляет нас, говорит, что нам нужно что-то изменить — изменить наш образ жизни или какие-то действия, изменить те или иные наши взгляды или образ мышления. Если мы отказываемся прислушаться к тем урокам, которые наша боль хочет преподать нам, то нам не остается ничего иного, кроме бегства в рабство замен и пристрастий. По существу это означает, что мы говорим: "Я не хочу слышать, я не хочу учиться, я не хочу что-либо менять в себе!" Почти все категории, с помощью которых мы стремимся классифицировать все многообразие человеческих индивидуальностей, в общем не имеет особого значения. И все же есть такой признак, различие по которому является, на мой взгляд, решающим. Я имею в виду различие между людьми "растущими" и людьми, "стремящимися уйти от действительности в собственный неподвижный мир". Это различие между теми, кто "открыт" к росту, и теми, кто "закрыт" для него. Открытые и растущие люди не боятся педагогики со стороны боли, они готовы к тому, чтобы постараться измениться. Они будут стремиться как-то ответить на происходящее, изыскать какие-то способы, чтобы продолжать активно жить в меняющихся условиях действительности. Другие же, по неизвестным нам причинам, просто не будут слушать тех уроков, которые им преподает боль. Они будут искать наркотизированного и успокоенного существования, мира безо всякой для себя пользы. Они будут стремиться удержаться на уровне тех самых 10% своих возможностей, о которых мы говорили выше. Они предпочитают умереть, так по-настоящему и не пожив. Человек, стремящийся к возрастанию, всегда может найти, что же делать, найти путь к достижению своей личной, индивидуальной ценности, путь к само-признанию и само-принятию, путь к достижению праздника в этой жизни. Мы подробнее поговорим об этом в следующей главе. Путем подлинной и устойчивой любви мы можем обрести радость принятия самих себя, радость реализации наших способностей. Когда это у нас будет, то и все остальное так или иначе будет продвигаться по пути возрастания в мире и спокойствии. Когда же любовь и чувство собственной ценности утрачены, то остается возможность лишь частичного существования. Мы можем достичь лишь малой доли того, чем могли бы быть. Мы умрем, так по-настоящему и не пожив. Слава Божия — проявляющаяся в человеке, живущем полной жизнью, навсегда окажется поблекшей. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|