|
||||
|
ВСТУПЛЕНИЕ Мечты сбываются и не сбываются…
Не знаю, узнает ли кто-нибудь из молодого поколения эти в свое время знаменитые строчки известного драматурга, режиссера и поэта Александра Галича. Вряд ли им вообще что-то скажет это имя… А жаль… А вот мне почему-то именно они сразу же пришли на ум, когда я прочитал — и не один раз, и именно «запятым по пятам» — книги В. Зеланда. О которых столько говорят сейчас, что не прочитать их нынче — вроде как и неприлично, вроде как и без этого нельзя считать себя образованным человеком. Вы спросите, причем здесь «Анти-Дюринг»? И вообще, какая связь между книгами В. Зеланда и «Анти-Дюрингом»? Давайте по порядку… Говорят о книгах В. Зеланда и в прессе, и на интернетовских форумах — причем с таким накалом страстей, что просто диву даешься. Причем адепты «нового учения» действуют так же, как и герой «Баллады о прибавочной стоимости» А. Галича: «И повсюду, где устно, где письменно, А вот насчет этого еще можно и поспорить! И спорят — не стесняясь в выражениях и «переходя на личности», требуя от модератора, чтобы не вырезал непечатное… Сколько людей — столько и мнений. Кто-то хвалит В. Зеланда только за то, что сумел пробудить в людях веру в свои силы, кто-то превозносит его как гуру, кто-то подчеркивает интересную манеру изложения. Оппоненты ругают его как человека, умело морочащего голову неосведомленным людям, как беззастенчивого плагиатора, как не владеющего пером популяризатора «нового», которое еще плохо забытое старое. Не знаю, кого как, а меня сразу же насторожили обещания, которые так свободно раздает автор в самом начале книги. Речь идет о книге первой «Скольжение в пространстве вариантов». Чтобы не быть голословным, приведу несколько цитат:
После этого я почему-то немедленно вспомнил знаменитую мэрфологию. А точнее, два закона. Закон Поттера: величина рекламной шумихи вокруг товара обратно пропорциональна его реальной стоимости. Закон Росса: не характеризуйте заранее важность высказываемой мысли. Помня, однако, о том, что все новое (а уж что может быть новее, чем обещанная принципиально иная модель мира) всегда встречалось чуть ли не в штыки, особенно людьми с устоявшимися взглядами на мир, я приказал себе быть максимально объективным и приготовиться к неожиданностям — как и рекомендовал уважаемый автор. И они не заставили себя ждать. Если вычленить основные моменты в теории В. Зеланда, то получится следующее. «Принципиально иная модель мира» по В. Зеланду, как я это понимаю, строится на положении о существовании некоего поля информации, которое автор называет пространством вариантов. В нем содержится информация обо всем, что было, есть и будет. Причем автор утверждает, что пространство вариантов представляет собой вполне материальную информационную структуру.
Ранее автор предлагал нам принять «в качестве постулата тот факт, что реальность имеет бесконечное многообразие форм проявления». А далее В. Зеланд пишет: «Вы убедитесь, насколько интересное и неожиданное знание он открывает». То есть подразумевается, что существование вполне материальной информационной структуры — это знание. Интересное и неожиданное. Насчет интересного и неожиданного — не спорю. А вот насчет знания — увольте. В моем представлении знание представляет собой нечто другое. Существование материальной информационной структуры можно принять в качестве предположения или допущения. Хоть даже и интересного, и неожиданного. Из разряда тех, которые никак нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Однако уважаемый автор путем рассуждений приходит к следующему выводу:
То есть я это пониманию так — существование этой материальной структуры уже не подвергается никакому сомнению. Чтобы пояснить и проиллюстрировать реализацию в пространстве вариантов, приводится аналогия с морской волной, где «море — это пространство вариантов, а волна — материальная реализация». Но самое интересное начинается дальше. Без цитирования и тут обойтись не удастся. Эта цитата из «загадки Смотрителя»:
Я несколько раз перечитал эти два абзаца, пока не вспомнил, где же мне попадалось что-то похожее. Простите за цитирование, но пересказ здесь не поможет.
Надо сказать, что главному герою это удалось. Он убедился в том, что прошлое действительно «осталось», а не исчезло! Как же ему это удалось? Вот как рассказывает об этом сам Саймон Морли — так звали главного героя романа известного американского фантаста.
Говоря другими словами, герой просто «вживается» в прошлое, и происходит физическая транспортация. Можно назвать это мысленным усилием, можно — в соответствии с нынешней терминологией — «излучением мысленной энергии, которое индуцирует материальную реализацию варианта». Пока мы не вернулись опять к «принципиально иной модели мира», хочу сказать — для тех, кто этого не знал, — что это был отрывок из романа Джека Финнея «Меж двух времен». И пояснение Саймона Морли из продолжения — «Меж трех времен». Если вы еще не прочитали эти книги — найдите, не пожалеете! Может быть, их и трудно найти в «бумажном» варианте, но в электронных библиотеках они есть. Написаны они так, что постепенно начинаешь верить во все происходящее. И начинаешь думать — забывая о том, что это фантастика, — что и твое собственное прошлое тоже не исчезло, а осталось. И в него тоже можно вернуться… Честно вам признаюсь, что, читая Д. Финнея, я все время забывал о том, что это фантастика. И воспринимал все описанное автором так, как будто это возможно — и существует на самом деле. И совершенно противоположный случай — когда я читал описание «принципиально иной модели мира» в книге В. Зеланда, я воспринимал все изложенное автором как фантастику. Как нечто невозможное и несуществующее. Хотя научное описание предложенной модели мира должно, казалось бы, убеждать в обратном. Может быть, к адекватному восприятию предложенной модели готовы только очень немногие, как в романе Д. Финнея? И, соответственно, только они и смогут, как Саймон Морли, выбрать подходящий вариант Судьбы в том бесчисленном пространстве вариантов, о котором пишет В. Зеланд? Не хотелось бы думать таким образом. Тем более что уважаемый автор обещает, что мы сможем выбирать Судьбу по своему усмотрению, овладев техникой трансерфинга. Значит, у нас не остается иного выбора, кроме как стараться изо всех сил. И надеяться, что все будет так, как должно быть. Даже если будет иначе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|