|
||||
|
Интеллектуальный потенциал в современном мире. Второе направление действий плутократии в России направлено на деградацию интеллектуального потенциала страны, включая разрушение высоких технологий и «утечку умов». Как известно, за последние полвека в мире произошли качественные изменения. Наступила эра науки, наукоемких производств, информатики. Само существование современного общества немыслимо без развития научных исследований, внедрения и совершенствования новых технологий. Все это предъявляет повышенные требования к квалификации кадров, которые должны владеть определенными основами знаний в области математики, физики, химии, биологии. Особую ценность представляют кадры высшей квалификации. Уровень научных исследований и скорость внедрения полученных результатов во многом определяют потенциал государства. Так, одна из основ гегемонии США в мировой экономике – избыточная прибавочная стоимость, возникающая за счет более высокой производительности труда. Страны, не имеющие опережающего развития науки, обречены на отставание. Пример – Бразилия, производящая любые товары, но по американским лицензиям. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров и организации производства, приходится подавляющая часть прироста ВВП. Из стран периферии современного глобального мира организована крупномасштабная «утечка умов». А там, где высокий уровень науки, образования и передовых технологий, решается задача их подавления. Именно такую политику проводит плутократия в России. Руководство США своевременно оценило, что приоритеты развития переместились из сферы массового производства в сферу высоких технологий, науки и образования. Президенты – от Д. Эйзенхауэра до Б. Клинтона – ставили образование и науку на одно из первых мест в политике национальной безопасности. В статье С.И. Алексеева приводятся их высказывания[1]: «Президент Д. Эйзенхауэр в обращении к американскому народу по случаю появления в космосе первого советского спутника подчеркнул: «Наши школы сейчас важнее наших радиолокационных станций, школы таят в себе большую силу, чем энергия атома». Дж. Кеннеди, тогда еще конгрессмен, предупреждал самодовольных американцев: «Мы оказались в кризисной ситуации. Голая правда – такова: мы подвергаемся величайшей опасности проиграть титаническое соревнование с Россией в освоении космического пространства… Не будет преувеличением сказать, что битва, которую мы ведем сейчас, может быть выиграна или проиграна в школьных классах Америки». Уже будучи президентом, Дж. Кеннеди в своем послании Конгрессу США в январе 1963 года указывал: «Мы ставим целью значительно увеличить экономический рост. Но, согласно данным последних исследований, наибольшую отдачу дают капиталовложения в образование, доходя до 40% в росте национального дохода». Автор выделяет усилия в этой области президентов Р. Рейгана и Дж. Буша. «Первый, покидая Белый дом, заявил: «Будущее Америки в образовании». И не без основания. В первый год своего президентства в ответ на появление ряда негативных явлений в американской системе образования (снижение знаний выпускников средней школы по математике и естественным наукам) в апреле 1981 года была создана правительственная комиссия. После полуторагодовой работы комиссия представила доклад «Нация в опасности: императив для образовательных реформ», всколыхнувший всю Америку. Главная причина опасности усматривалась в том, что образовательные основы общества размывались нарастающей волной посредственности, которая угрожала будущему как страны, так и народа. В докладе утверждалось, что если бы посредственность в образовании навязывалась США недружественной державой, они вполне могли рассматривать это как акт войны. Президент Дж. Буш в своем первом послании Конгрессу США после вступления в должность (февраль 1989 г.) подчеркивал, что из всех программ, представленных законодательному органу страны, наибольшее значение имеет программа дальнейшего улучшения образования в стране, и призвал Конгресс стать Конгрессом образования. Его программа «Америка 2000: стратегия развития образования» определяет стратегические цели, приоритеты до 2000 года, пути и средства их достижения. «Главная цель – к 2000 году выпускники школ США должны быть первыми в мире по уровню знаний в области естественных наук и математики». В последние десятилетия руководство США хорошо понимало, что в современном мире интеллектуальный потенциал становится стратегическим ресурсом. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|