|
||||
|
Портрет Моисея Когда Все [245] дивились его подвигу и говорили: — Должно-быть это святой человек и угоден Богу, если может творить такие чудеса! Дошла весть о Моисее и до одного аравийского царя. Царь с изумлением слушал обо всём, что совершил Моисей, и напоследок тайно призвал к себе своего лучшего живописца и сказал: — Я хотел бы видеть лицо Божьего человека. Возьми доску, сделанную из слоновой кости, лучшие из твоих красок, пойди в пустыню, где теперь находится Моисей, и, при помощи твоего искусства, со всею тщательностью, сделай его изображение и принеси мне. Но только пусть это останется тайной между мною и тобою. Ступай. Художник царский взял доску из слоновой кости, отобрал лучшие из красок и тайно покинул дворец. Он пошел в пустыню, отыскал там Моисея, со всею тщательностью написал его изображение и принес своему царю. Царь долго в задумчивости смотрел на черты лица Божьего человека. Затем приказал поставить изображение в своем дворце и созвал своих мудрецов. Мудрецы были опытны во многих тайных науках, — и царь часто совещался с ними о делах своего народа. Царь показал мудрецам сделанное художником изображение и сказал: — Вы читаете сокровенное, как развернутый свиток. Скажите же мне по чертам этого лица, — что это за человек, и в чем его сила? Мудрецы стояли перед изображением, переминались с ноги на ногу и посматривали на старшего из мудрецов. Никто не хотел первым высказывать своё мнение, — мудро боясь ошибиться и чрез то подвергнуться сраму. Старший из мудрецов дергал себя за бороду, стоял, смотрел, и наконец, сказал: — Это человек злой. Тогда и остальные мудрецы развязали свои языки и начали в запуски бранить человека, изображенного художником. — Он человек гордый! — сказал один. — Он зол и вспыльчив, — добавил другой. — Он честолюбив. — Корыстолюбив. — Сладострастен! И они находили в нём все дурные [246] качества, которые унижают человека. И все хором подтвердили: — Этот человек — злодей. Такой человек не может быть угоден Богу! [247] — Остановитесь! — воскликнул царь вне себя от гнева [248], — что вы? Смеетесь надо мною? Знаете ли вы, чье это изображение? Моисея, которому удивляются все люди. А вы говорите, что он не может быть угоден Богу! Все люди дивятся его доблестям, а вы находите в нём все недостатки! Вижу я теперь вашу мудрость! И царь разодрал на себе одежды в знак печали. — Горе мне! Горе, что я слушался вас в делах моего народа! Мудрецы со страха попадали на колени [249], — и старший из них сказал: — Наука наша верна. И то, что мы говорим, — истина. Виноват художник! Значит он неправильно нарисовал черты великого человека и тем ввел нас в заблуждение. Вели его казнить! И поднялся тут спор. Художник говорил: — Я нарисовал верно, это мудрецы ошибаются. Мудрецы уверяли: — Художник плохо нарисовал свою работу! Царь захотел непременно узнать на чьей стороне правда, приказал приготовить колесницу, взял с собою изображение и сам поехал в пустыню. Проводники указали ему лагерь израильтян, и он прибыл туда в своей колеснице. Там, подняв глаза, он издали еще увидал человека, как две капли воды похожего на изображение, сделанное художником. — Кто это? — спросил царь. — Божий человек — Моисей! — ответили ему. Царь достал изображение и принялся еще раз сравнивать его с лицом Моисея. Изображение было чудом искусства, и Моисей на нём был как живой. Тогда изумленный и пораженный царь сказал, что он желает беседовать с Моисеем, зашел в шатер к Божьему человеку, поклонился ему в пояс, рассказал ему про спор между мудрецами и художниками и сказал: — Прости меня, Божий человек! Пока я не видел твоего лица, я думал, что виноват художник, что он сделал изображение неверно, — потому что мудрецы мои — мудрейшие из мудрецов мира и знают свои науки отлично [250]. Но теперь, когда я вижу, что изображение верно, как две капли воды, я знаю цену их мудрости. Я вижу, что они обманули меня, и вообще ничего не понимают в науках. А они ели мой хлеб и постоянно дурачили меня своими глупостями. Моисей в ответ улыбнулся и сказал: — Нет! И художник, и мудрецы твои удивительнейшие знатоки своего дела. А только знай: если бы я по самой природе своей был таким, каким меня люди знают по моим поступкам, — я не был бы лучше сухого бревна, у которого тоже, ведь, нет человеческих недостатков. И у меня не было бы тогда никаких заслуг ни перед Богом, ни перед людьми. Да, мой друг, не стесняюсь сказать тебе, — что все недостатки, которые нашли во мне твои мудрецы, действительно врождённы мне, свойственны моей природе. Может быть их еще больше даже, чем угадали твои мудрецы. Но я сам победил в себе дурные страсти [251]. Как выращивают из зерна большое дерево, — я вырастил в себе добро. Я приучил себя к добру, пока привычка эта не сделалась моей второй природой. Вот, за что я любим как на небе, так и на земле [252]. И с доброй улыбкой Моисей отпустил аравийского царя с миром. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|