|
||||
|
Отрицательные и неопределенные местоимения Никто никого никому никого никем ни о ком Ничто ничего ничему ничто ничем ни о чем Некто некого некому некого некем не о ком Нечто нечего нечему нечто нечем не о чем Кое-кто кое-кого кое-кому кое-кого кое-кем кое о ком Кое-что кое-чего кое-чему кое-что кое-чем кое о чем Кто-то кого-то кому-то кого-то кем-то о ком-то Что-то чего-то чему-то что-то чем-то о чем-то Кто-нибудь кого-нибудь кому-нибудь кого-нибудь кем-нибудь о ком-нибудь Что-нибудь чего-нибудь чему-нибудь что-нибудь чем-нибудь о чем-нибудь Кто-либо кого-либо кому-либо кого-либо кем-либо о ком-либо Что-либо чего-либо чему-либо что-либо чем-либо о чем-либо Согласование местоимений с глаголами Для упражнений нужны карточки с личными местоимениями (зеленые) и с глаголами (красные) двух спряжений. Ребенок раскладывает сначала карточки с местоимениями по лицам и числам, а потом присоединяет к ним глагольные карточки, руководствуясь собственным языковым чутьем. Учитель, проходя мимо, проверяет сделанное. Единственное число Множественное число Я расту Мы растем Ты растешь Вы растете Он растет Они растут Она растет Оно растет Я сижу Мы сидим Ты сидишь Вы сидите Он сидит Они сидят Она сидит Оно сидит Союз Анализ Материал: грамматическая коробка с разноцветными карточками, разложенными по семи отделениям, каждое из которых отмечено карточкой соответствующего цвета с надписью (черная для существительных, каштановая для прилагательных, красная для глаголов, фиолетовая для предлогов, розовая для наречий, зеленая для местоимений и желтая для союзов), также есть отделение для карточек побольше — там лежат предложения для анализа. Серия А Простые союзы (сочинительные: соединительные, разделительные, противительные) Принеси ручку и карандаш. Принеси ручку или карандаш. Не приноси ни ручки, ни карандаша. Не оставляй свои материалы на столе, но собери их в коробку. Скажи однокласснику что-нибудь вежливое не громко, а тихо. Поставь стол около доски, только тихо, бесшумно. Серия Б Простые союзы (подчинительные) и союзные слова Скажи ребятам, чтобы они работали тихо. Ты сможешь беззвучно нажать клавишу пианино, если сделаешь это медленно. В классе станет тихо, когда ты напишешь на доске слово «тишина». Какой счастливый ребенок, он поет, когда работает. Закрой ту дверь, которая ведет в другую комнату. Чтобы в классе был порядок, нужно расставить все по местам. Серия ВСоставные союзы и союзные слова Мой класс мне нравится, потому что он красивый и потому что здесь удобно работать. Я дам тебе эту вещь, так как она тебе нужна. Ты можешь делать все, что угодно, до тех пор, пока не трогаешь опасные предметы. Я подарю тебе игрушку, несмотря на то что предпочел бы подарить тебе книгу. В классе стало красиво после того, как мы все убрали. Я пойду гулять в парк, оттого что там красивее, чем на улице. Перемещения Если мы убираем карточку с союзом, мы уничтожаем связь между словами и частями предложения, а значит, даем ребенку возможность почувствовать роль союза. Принеси ручку и карандаш. Принеси ручку или карандаш. Принеси ручку карандаш. Ты сможешь беззвучно нажать клавишу пианино, если сделаешь это медленно. Ты сможешь беззвучно нажать клавишу пианино, сделаешь это медленно. Мой класс мне нравится, потому что он красивый. Мой класс потому что мне нравится, он красивый. Уроки и приказания по теме союзы Союзы: и, или, ни…ни, но (соединительные, разделительные, противительные). Приказания: – Сядьте тихо на свои места и встаньте по моему сигналу. – Сядьте тихо на свои места или ходите беззвучно между столами. – Ходите по классу на носочках, но нельзя ни сталкиваться друг с другом, ни ходить друг за другом. Союзы: чтобы, когда (подчинительные цели и времени). Приказания: – Встаньте так, чтобы хорошо видеть мои руки. – Вы вернетесь на свое место, когда я подам вам знак. – Пусть один попытается коснуться доски, а другой сделает все, чтобы помешать ему. Союзы: если, как (подчинительные условные, изъяснительные). Приказания: – Вы сможете услышать, как падают капли воды, если остановитесь и замолчите. Союзы: потому что (подчинительные причины). Приказания: – Перед работой нужно молча сосредоточиться, потому что так мы лучше представим себе, что нужно сделать. Союзы: который (подчинительные определительные). Приказания: – Подойдите к однокласснику, который смотрит на вас. Союзы: где (подчинительные места). Приказания: – Встаньте там, где никого нет. Изучение союзов продолжится, когда мы начнем изучать сложное предложение. Междометия и частицы Это последняя часть речи, которую мы изучаем в начальной школе. Теперь нет нужды придумывать коротенькие фразы, чтобы использовать только знакомые детям слова. Теперь они знают все части речи (кроме особых глагольных форм: причастие и деепричастие). Междометия и частицы несут большую эмоциональную нагрузку в предложении. Поэтому в этом разделе можно потренироваться не только в узнавании отдельных частей речи, но и в выразительном чтении. Мы даем также таблицу значений междометий и частиц (первая таблица в нашем курсе!). Дети голосом и жестами пробуют передать разные оттенки чувств. Анализ Материал: полная грамматическая коробка. 8 отделений для разноцветных карточек (черная для существительных, каштановая для прилагательных, красная для глаголов, фиолетовая для предлогов, розовая для наречий, зеленая для местоимений, желтая для союзов и голубая для междометий и частиц), также есть отделение для карточек побольше — там лежат предложения для анализа. Группа А О! Какой ужас! — закричал Рено. Хм, что вы говорите? Ах, я не могу говорить! Группа Б Да ну, не морочьте мне голову. Браво! — закричали мы. Эй, куда вы идете, молодой человек? Караул! Нас догоняют! Осторожно! Поезд приближается. Пожалуйста, не кричите. Группа В А ну стой, кто идет? Ну-ну, смелей, не бойтесь. Шш, послушайте Поля. Ай, мне больно. Муха жужжит в классе: ж-ж-ж Брр, холодно! Таблица междометий по значению Радость: О! Слава Богу! Боже мой! Боль: АШОШОх! Просьба: Ради Бога! Пожалуйста! Восхищение: Браво! Бис! Отлично! Ого-го! Отвращение: Фи! Фу! Брр! Тьфу! Вот еще! Сомнение: Хм, гм, да…, да ну. Удивление: А?Э?Неужели? Батюшки! Ну и ну! Одобрение: Да! Давай! Вперед! Ах! Ура! Призыв: Эй! На помощь! Караул! Спасите! Помогите! Приказ: Айда! Брысь! Вон! Но! Ну! Цыц! Тсс! Шш! Досада: Эх! Увы! Звукоподражание: Бум! Крак! Пф! Жжж! Динь-дон, ррр, тик-так, гав-гав. Анализ предложений Нам понадобятся бумажные ленты, свернутые в трубочку. На них мы запишем предложения. Еще понадобятся таблички, где расчерчены два ряда прямоугольников. На каждом прямоугольнике мы запишем название частей предложения. Предложение, написанное на ленте, можно разрывать на части и класть на соответствующие прямоугольники. Это напоминает ящички, которые используются для изучения букв или для изучения частей речи. Только в данном случае ящичек с перегородками упрощен до рисунка — таблички с нарисованными прямоугольниками. Таблички с прямоугольниками сделаны из цветной бумаги, красиво разрисованной. Вот как выглядит табличка. Верхние прямоугольники (сказуемое и подлежащее) больше остальных и разукрашены поярче. Термины (сказуемое и подлежащее) написаны крупными буквами. Все остальные прямоугольники меньше по размеру, украшены скромнее, надписи мельче. Это помогает различать в предложении главные члены и второстепенные. Термины и вопросы написаны разными цветами: термин черными буквами, вопросы красными. Вопросы второстепенных членов написаны крупнее, чем сами термины, для главных членов предложения — наоборот: термины крупнее, вопросы мельче. Сколько раз ребенок читал, произносил и записывал предложения, но сейчас он начинает обращать внимание на их структуру. Он начинает изучать предложения. Фраза — коротенький отрывок речи, законченная мысль. Разные ее части группируются вокруг основы — главных членов. Чаще всего сказуемое выражено глаголом. И сначала ученик ищет в предложении именно глагол. Ему нетрудно это сделать после многих упражнений, связанных с изучением частей речи. Найдя глагол-сказуемое, ребенок ищет подлежащее. В этом ему помогает вопрос: кто (что) совершает данное действие? Пример. Ученик читает. Читает - это глагол. Отрываем кусок бумажной ленты, где написано это слово, и кладем на прямоугольник с надписью «сказуемое» (там есть примечание — глагол). Теперь надо себя спросить: кто читает? Ученик. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «подлежащее». Другой пример. На бумажной ленте написано: Ваза была разбита. Учительница очень коротко поясняет, что глагол была в данном предложении значим не сам по себе, а вместе со словом разбита, именной частью сказуемого. Оба слова вместе являются сказуемым. Мы отрываем от ленты кусок, где написано была разбита, и кладем на прямоугольник с надписью «сказуемое». Что было разбито? Ваза. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «подлежащее». Затем можно показать, что глагол иногда отсутствует вовсе, как бы пропущен, если речь идет не о прошедшем времени, не о будущем, а о настоящем. Ваза разбита. Можно списать фразы в тетрадь следующим образом: Ученик читает. Ученик: подлежащее, читает: сказуемое. Серия 1 Простые нераспространенные предложения На лентах написаны простые предложения без второстепенных членов. Ученик читает. Учитель объясняет. Карандаш острый. Цветы распустились. Я готов. Кто пришел? Дети гуляют. Небо голубое Ваза была разбита. Я ухожу. Время проходит. Серия 2 Простые распространенные предложения Она нежно любит своего ребенка. Глухонемые разговаривают жестами. Он принес цветы учителю. Марсель, ты поиграешь со своей сестрой? Мария даст тебе книгу на несколько дней. Откуда ты пришла, Луиза? Я сделаю это, мама. Маленький Луи самостоятельно протер все столы. Этот ребенок нарисовал красивую картинку. Вчера я показала письмо твоему папе. Огромный флаг развевался над входом в школу. Ты был на концерте? Мой друг опустил голову. Пример. Разрываем бумажную ленту с предложением Она нежно любит своего ребенка. Кусочек, где написано любит, кладем на прямоугольник «сказуемое». Кто любит? Она. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «подлежащее». Она любит кого? Ребенка. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «прямое дополнение». Ребенка какого? Своего. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «определение». Любит как? Нежно. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «обстоятельство образа действия». Предложение закончилось. Постепенно ученик научится отличать прямое дополнение от косвенного, обстоятельство образа действия от обстоятельства места или времени. Теперь ребенок может списать предложение следующим образом: Она нежно любит своего ребенка. Она — подлежащее, нежно — обстоятельство образа действия, любит — сказуемое, своего — определение, ребенка — прямое дополнение. Чтобы дети узнали обращение, требуется очень простое объяснение. Марсель, ты поиграешь со своей сестрой? Здесь имя — как восклицание, призыв. Марсель! Ты поиграешь со своей сестрой? Перед обращением часто можно поставить это восклицание О! Серия 3 Простые распространенные предложения с однородными членами Малыш спит и видит сны. Все любят фрукты и цветы. Он взял бумагу, ручку, чернильницу и написал письмо другу. Шарль открыл и закрыл книгу. Мама и сын встречали на вокзале бабушку. Сначала Бог создал небо и землю. На крышах домов мы видим печные трубы и антенны телевизоров. Она спокойная, терпеливая и осторожная. Серия 4 Простые односоставные предложения без подлежащего Посмотрите! Останься! Работайте сегодня старательно! Скажите правду. Иди домой. Замолчи! Слушайте! Закрой дверь. Серия 5 Простые односоставные предложения без сказуемого Тишина. Почему шум? Хороший слушатель. Сегодня - я, завтра — ты. На помощь! Честь по заслугам. Браво! Плохая погода. Чудесный класс! Серия 6 Простые неполные предложения, где пропущено дополнение Откройте мне, пожалуйста. Накройте побыстрее. Вы поняли? Пожалуйста, закройте! Серия 7 Сложные и простые предложения с разными трудными случаями Марсель вернулся усталым, его одежда была разорвана, на лбу рана. Луи шел домой быстрым шагом. Мы слышали детский смех за окном. Чудесным весенним утром я прогуливался в саду под цветущими деревьями. Маленькая черноволосая девочка сидела внизу на скамеечке. О глаза! О поцелуи! О нежные ласки моей матери, я никогда это не забуду. Две согбенные нищенки шли передо мной по дороге, одна из них несла на руках ребенка. Голос Шарля, звучный и чистый, выделялся среди всех голосов в классе. Завтра я отправляюсь в деревню покупать молоко. Этим вечером дом Марселя был освещен ярче, чем обычно. Я сегодня почему-то скучаю. Я ничего не хочу знать об этом. Время от времени люди перебегали дорогу и старались поскорее спрятаться. В случае отказа я обращусь к директору. Жил-был у бабушки серенький козлик. Тут он услышал стук в дверь. Порядок слов в предложении. Перемещения В русском языке порядок слов довольно свободный, однако прямой порядок предпочтителен. В поэтической речи инверсия (обратный порядок слов) может придавать предложению особый смысл. Прямой порядок такой: подлежащее (и все зависимые от него слова) стоит перед сказуемым (и всеми словами, относящимися к глаголу), определение перед главным словом, дополнение после главного слова-глагола, обстоятельство перед главным словом-глаголом. Это не обязательно объяснять ученикам. Достаточно перемещать части предложения и наблюдать за изменениями смысла. Лучше использовать поэтические примеры. Серия 8 Формы сказуемого При изучении частей речи мы не могли остановиться подробно на некоторых грамматических формах. Это возможно при изучении предложений. На бумажной ленте написаны предложения со сказуемыми, выраженными глаголами в активном залоге, в пассивном (именное сказуемое со страдательным причастием) и возвратным глаголом. Сложное предложение Сложное предложение состоит из нескольких основ. Они связаны между собой примерно так же, как слова в отдельном предложении. Следовательно, материал для изучения сложных предложений напоминает тот, который мы использовали для изучения простых предложений. Это бумажные ленты, свернутые в трубочки. На них записаны сложные предложения. Еще понадобится таблица, расчерченная на прямоугольнички. На них можно раскладывать обрывки бумажной ленты — отдельные части предложения. Самый большой прямоугольник — для главного предложения, вокруг располагаются равноправные предложения или подчиненные главному. Есть еще и таблицы с образцами разделения предложения на отдельные части и вопросами от главного предложения к придаточному. Они помогают ученикам проверить свою работу и освоить процесс анализа предложений. Конечно, ребенок выполняет работу самостоятельно, не имея перед глазами образца, но при желании он всегда может сверить свой вариант с образцом. Эта работа чрезвычайно интересует детей. Серия 1 Сложносочиненное предложение Части сложносочиненных предложений не зависят друг от друга, равноправны. Здесь все части — главные. Ищи внимательно, и ты найдешь. Они посмотрели друг на друга, каждый хотел задать вопрос, но ни у кого не было ответа. Я пришел, и вы должны мне помочь. Они шли молча, вскоре перед ними появилась церковь. Садовник стал благодарить, но женщина перебила его. Дерево стоит нерушимо, а тростник гнется на ветру. Ученик делит предложение на основы (разрывает ленту), располагает их одну под другой и видит, что каждое имеет свой смысл, каждое закончено. Дерево стоит нерушимо, а тростник гнется на ветру. Серия 2 Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным В сложноподчиненном предложении только главное предложение имеет завершенный вид, придаточные (подчиненные) приобретают смысл только при соединении с главным. Золотое колечко, которое ты вчера нашел на лестнице, принадлежит маме Юлии. Человек, который провожал меня в школу, -это наш милый Жозеф. Он обожал свою лошадку, которая слушалась его во всем. Коробка красок, которую тетя подарила мне на Рождество, очень красива. У меня такой карандаш, какого нет у других ребят. Вот деньги, что вы мне дали. Мадлен, чей рисунок я тебе дал, прекрасно рисует. Я живу в таком доме, где много солнца. Бывают дни, когда приятно прогуляться босиком. Я живу в городе, лучше которого нет на свете. Главное предложение Придаточное предложение Золотое колечко принадлежит маме Юлии. , которое ты вчера нашел на лестнице. Человек - это наш милый Жозеф. , который провожал меня в школу, Он обожал свою лошадку , которая слушалась его во всем. Коробка красок очень красива. , которую тетя подарила мне на Рождество, У меня такой карандаш , какого нет у других ребят. Вот деньги , что вы мне дали. Мадлен прекрасно рисует. , чей рисунок я тебе дал, Я живу в таком доме , где много солнца. Бывают дни , когда приятно прогуляться босиком. Я живу в городе , лучше которого нет на свете. Серия 3 Сложноподчиненное предложение с разными придаточными Придаточные в предложениях этой серии поясняют не только отдельное слово, как в предыдущих фразах, но и главное предложение в целом. Ребенок старается найти место каждого придаточного (отрывая его от бумажной ленты) на таблице, руководствуясь написанными вопросами и терминами. Анри, ты не забудешь написать мне письмо, как только прибудешь на место? Разве вы не говорили мне, что не стоит обращать на это внимание. Когда Амбруаз услышал знакомый голос, он отпустил веревку. Отец Христофоро закрыл дверь так осторожно, что никто не обернулся. Она поднесла к глазам уголок фартука, чтобы вытереть слезы. Кто ищет, тот найдет. Они ушли одни, потому что не хотели никого видеть. Ты не забыл, как друзья помогали тебе? Он увидел, где находится препятствие. Таблица-образец Серия 4 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Она так умоляла нас, что мы не могли отказать. Компас так нравится мальчику, что он решил купить его, даже если цена высока. Она горько плакала, хотя все ее утешали. Ветер усилился. Он так велик, что его голова упирается в небо, а ноги достигают недр земли. Он смотрел туда, где шумело море, чтобы первым увидеть корабль. Если ты постараешься, все получится. Он надел пальто, так что мороз ему не страшен. Связь придаточных в сложном предложении Дети скоро начинают видеть, как могут быть связаны отдельные части сложноподчиненного предложения. Во-первых, есть придаточные, которые непосредственно относятся к главному. Во-вторых, есть придаточные, которые зависят от других придаточных. В-третьих, есть придаточные, которые равноправны по отношению друг к другу. Итак, мы разрываем бумажную ленту на части, в зависимости от количества простых предложений в составе сложного. Раскладываем обрывки на столе: слева главное предложение, справа придаточные. Подобная работа развивает в учениках понимание структуры сложных предложений. Упражнения на перемещение частей позволяют им осознать место каждой части в целом. Учитель кратко поясняет, что придаточное может стоять в начале, в конце и в середине предложения, может разрывать главное предложение (это будет видно наглядно, знаки препинания чаще всего совпадут с разрывами, что облегчит усвоение пунктуационных правил). Хорошо использовать примеры из художественной литературы. Причем можно предлагать разорванные предложения, чтобы ученики сами восстановили порядок, нашли самый красивый вариант. А можно давать целый бумажный рулон, и пусть ребята разрывают его на части и раскладывают по ячейкам таблицы. Для каждого примера следует подготовить таблицу-образец, чтобы ученики могли проверить себя. Союзы подчинительные и сочинительные Изучение сложных предложений помогает лучше разобраться в особенностях некоторых частей речи, в частности классифицировать союзы. Равноправные части предложения соединяют сочинительные союзы, зависимые — подчинительные. Дети быстро это понимают. Мы приготовили таблицу наиболее употребительных союзов. (Здесь нет разграничения на союзы и союзные слова.) Таблица сочинительных союзов Соединительные союзы: и, да, ни…ми Разделительные союзы: или, либо, то…то Противительные союзы: а, зато, но, однако Пунктуация Понимание пунктуационных правил вырабатывается у детей постепенно, благодаря осмысленному чтению, с паузами, благодаря работе с бумажными лентами. Кроме того, в нашем алфавите есть знаки препинания. Ученик может выкладывать предложения из частей речи по образцу, не пропуская знаки препинания. Мы готовим примеры предложений из классических произведений и разбиваем их на серии: – знаки препинания при однородных членах (для начала только запятые); – знаки препинания при обращении и вводных словах (самых употребительных); – знаки препинания в сложных предложениях (для начала только запятые); – знаки препинания на конце предложения. Классификация Во всех вышеописанных упражнениях дети осваивали богатейший словарный материал (все части речи, их значение, употребление). Можно предложить им работу по классификации всех слов при помощи подготовленных таблиц. Это подготовит учеников к изучению теории языка в средней школе. Классификация слов по морфемному признаку – Слова с непроизводной основой (без суффиксов и приставок). – Слова с производной основой (образованные при помощи суффиксов и приставок). Классификация слов по морфологическим признакам – Существительные – Прилагательные – Глаголы – Наречия – Местоимения – Числительное – Предлоги – Союзы – Частицы Существительное Собственное — нарицательное Одушевленное — неодушевленное Конкретное — отвлеченное Склоняемое — несклоняемое Прилагательное Качественное — относительное — притяжательное Глагол Личный — безличный Совершенного — несовершенного вида Переходный — непереходный — возвратный Наречие Определительное — обстоятельственное Качественное (быстро, весело) Времени (вмиг, вчера) Количественное (мало, много) Места (вверху, справа) Образа действия (бегом, наизусть) Причины (оттого, поте Сравнения (по-дружески) Цели (нарочно, в шутку) Местоимение – Личное: я, ты, он – Возвратное: себя – Притяжательное: мой, твой, его – Указательное: тот, эта – Вопросительное: кто, что – Относительное: кто, что – Определительное: весь, всякий, каждый, сам – Отрицательное: никто, ничто – Неопределенное: некто, нечто Местоимение-существительное Местоимение-прилагательное Местоимение-числительное Числительное Количественное — собирательное — порядке Предлог Простой — сложный — составной Союз (см. вышеприведенные таблицы) Частица (см. вышеприведенные таблицы) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|